Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета


НазваниеУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета
страница1/16
Дата публикации13.07.2013
Размер2.33 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Медицина > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Министерство здравоохранения республики беларусь
Учреждение образования

«гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра неврологии и нейрохирургии

с курсом медицинской реабилитации

В.Я. Латышева, Н.В. Галиновская, З.П. кокоша

медицинская Реабилитация

при основных заболеваниях

терапевтического, Хирургического и неврологического профиля




Учебно-методическое пособие

к практическим занятиям по медицинской реабилитации

для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета

Гомель

ГомГМУ

2011

УДК 616-036.82(072)

ББК 51.1(2)2я7

Т 36

Рецензенты:

кандидат медицинских наук, доцент,

и.о. зав. кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии

Гомельского государственного

медицинского университета О.В. Шилова

^ Латышева, В.Я.

Т 36 Медицинская реабилитация при основных заболеваниях терапевтического, хирургического и неврологического профиля: учеб.-метод. пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета / В.Я. Латышева, Н.В. Галиновская, З.П. Кокоша. –– Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2011. –– 101 с.

ISBN

В учебно-методическом пособии представлен перечень вопросов и ответов к вопросам по основным темам программы по специальности «Медицинская реабилитация» для лечебного факультета и специальности «Медицинская реабилитация и физиотерапия» для медико-диагностического факультета. Тестовый контроль знаний позволит объективно оценить уровень самостоятельной и аудиторной подготовки студентов, что будет способствовать усвоению предложенного материала и повысит качество образования.

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» .2011 г., протокол №__.

УДК 616-036.82(072)

ББК 51.1(2)2я7

ISBN © Латышева В.Я., Галиновская Н.В.,

Кокоша З.П., 2011

© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2011

^ Министерство здравоохранения республики беларусь
Учреждение образования

«гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра неврологии и нейрохирургии

с курсом медицинской реабилитации

^

медицинская Реабилитация

при основных заболеваниях

терапевтического, Хирургического и неврологического профиля




Учебно-методическое пособие

к практическим занятиям по медицинской реабилитации

для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета


Гомель

ГомГМУ

2011

УДК 616-036.82(072)

ББК 51.1(2)2я7

Т 36
Авторы:

Н.В. Галиновская, В.Я. Латышева, З.П. Кокоша,

П.Н. Ковальчук, В.А. Подоляко
Рецензенты:

доктор медицинских наук, доцент,

декан медико-диагностического факультета

Гомельского государственного медицинского университета

А.Л. Калинин

кандидат медицинских наук, доцент,

заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Гомельского государственного медицинского университета

Л.В. Романьков
Медицинская реабилитация при основных заболеваниях терапевтического,

Т 36 хирургического и неврологического профиля: учеб.-метод. пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета / В.Я. Латышева [и др.]. –– Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2011. –– 101 с.

ISBN
В учебно-методическом пособии представлен краткий реферативный материал к занятиям по циклу «Медицинская реабилитация и физиотерапия» для студентов 5 курса медико-диагностического факультета. Изложенная информация в виде опорного конспекта позволит структурировать систему знаний по предмету и облегчит самостоятельную подготовку к занятиям. Пособие полностью соответствует учебной программе.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» .2011 г., протокол №__.

УДК 616-036.82(072)

ББК 51.1(2)2я7

ISBN © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2011

Содержание


^ Список условных обозначений………………………………………….






Введение…………………………………………………………………….






Тема 1. Медицинская реабилитация пациентов с основными

заболеваниями сердечно-сосудистой системы…………………………..






Тема 2. Медицинская реабилитация при основных заболеваниях

органов дыхания…………………………………………………………...






Тема 3. Медицинская реабилитация при основных заболеваниях

органов пищеварения……………………………………………………...






Тема 4. Медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями

эндокринной системы, суставов и мочевыделительной системы……....






Тема 5. Медицинская реабилитация при основных заболеваниях

нервной системы…………………………………………………………...






Литература………………………….……………………………………...







список условных обозначений


АГ

–– артериальная гипертензия 7

АД

–– артериальное давление 11

АКШ

–– аортокоронарное шунтирование 26

АПФ

–– ангиотензинпревращающий фермент 25

АС

–– атеросклероз 42

АСЛ–О

–– 30табл

АСТ

–– 30табл

БА

–– бронхиальная астма 51

БСК

–– болезни системы кровообращения 7

ВКК

–– врачебная консультативная комиссия 19

ВН

–– временная нетрудоспособность 9

ВОЗ

–– Всемирная организация здравоохранения 8

ВЧ

–– высокая частота 87

ВЭМ

–– велоэргометрия 12

ГБ

–– 27

ГБО

–– гипербарическая оксигенация 77

ДАД

–– диастолическое артериальное давление 15

ДДТ

–– диадинамические токи 76

ДМВ

–– дециметровые волны 18

ДН

–– дыхательная недостаточность 48, 52

ИБС

–– ишемическая болезнь сердца 7

ИМ

–– инфаркт миокарда 7

ИМТ

–– индекс массы тела 94

ИПР

–– индивидуальная программа реабилитации 9

ИРТ

–– иглорефлексотерапия 15

ИТ

–– индекс тяжести 108

КВЧ

–– крайне высокая частота 76

КРГ

–– клинико-реабилитационная группа 17

ЛН

–– легочная недостаточность 53

ЛОР

–– оториноларингология 49

ЛПНП

–– 43, 97

ЛФК

–– лечебная физическая культура 22

МВТ

–– 45

МИ

–– мозговой инсульт 8

МНО

–– 40

МР

–– медицинская реабилитация 7

МРЭК

–– медико-реабилитационная экспертная комиссия 19

МС

–– метаболический синдром 43

МСЭ

–– медико-социальная экспертиза 7







НК

–– недостаточность кровообращения 33

НОК

–– 117

НПВС

–– нестероидные противовоспалительные средства 112

ОЖСН

–– 48

ОМР

–– 36

ОРЛ

–– острая ревматическая лихорадка 9

ОФВ

–– 47

ПМП

–– переменное низкочастотное магнитное поле 86

ПеМП

–– переменное магнитное поле 17

ПИКС или ПК

–– постинфарктный кардиосклероз 9

ПНС

–– периферическая нервная система 9

Р

–– 36

РА

–– ревматоидный артрит 106

РаО2

–– 47

РБС

–– 35

РДТ

–– разгрузочно-диетическая терапия 67

РО2

–– 47

РП

–– реабилитационный потенциал 9

РФ

–– ревматоидные факторы 109

САД

–– систолическое артериальное давление 15

СВД

–– синдромом вегетативной дистонии 9

СВЧ

–– сверхвысокая частота 85

СД

–– сахарный диабет 94

СМВ

–– сантиметровые волны 77

СМТ

–– синусоидально-модулированные токи 18

СН

–– сердечная недостаточность 42, 43

СОЭ

–– скорость оседания эритроцитов 30табл, 32

СПВ

–– селективно-проксимальная ваготомия 80

СРБ

–– 108, 109

ССЗ

–– сердечно-сосудистые заболевания 7

ССС

–– сердечно-сосудистая система 12

ТГ

–– 97

ТФН

–– 48

УВЧ

–– ультравысокая частота 45

УГГ

–– 118

УЗ

–– ультразвук 18

УФО

–– ультрафиолетовое облучение 32

ФК

–– функциональный класс 16

ФКГ

–– 30 табл

ФНС

–– функциональная недостаточность сустава 35

ФР

–– 37, 42

ФРС

–– 37

ФТ

–– 24, 83

ФТЛ

–– физиотерапевтическое лечение 18

ХАГ

–– 90

ХБ

–– хронический бронхит 46

ХГ

–– хронический гастрит 8

ХОБ

–– хронический обструктивный бронхит 8

ХОБЛ

–– хроническая обструктивная болезнь легких 7

ХРБС

–– хроническая ревматическая болезнь сердца 35

ХСН

–– хроническая сердечная недостаточность 44

ЦНС

–– центральная нервная система 12

ЧСС

–– частота сердечных сокращений 13

ЭКГ

–– электрокардиография 20

ЭМП

–– 87

ЭхоКГ

–– 30 табл

ЯБ

–– язвенная болезнь 8


























ОБЩая часть
Реабилитация в настоящее время сформировалась в самостоятельную науку, которая имеет конкретный субстрат исследования –– саногенетические механизмы в их биосоциальном единстве, методику исследования –– использование специфических функциональных нагрузок, многообразие специальных методов реабилитации, понятийные аппарат и терминологию, а также специализированные организационные формы в структуре здравоохранения.

Значительная распространенность заболеваний и травм нервной системы, сложность и стойкость нарушения функций, сопровождающихся длительным и стойким нарушением основных способностей человека, ставят проблему реабилитации в неврологии в ряд важнейших медико-социальных проблем здравоохранения.

Медицинская реабилитация (МР) и медико-социальная экспертиза (МСЭ) в практике врача-терапевта направлены на максимальное восстановление и ликвидацию ограничений жизнедеятельности у пациентов, вызванными терапевтическими заболеваниями.

В настоящее время сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной инвалидности и смертности. Это обусловлено высокой распространенностью болезней системы кровообращения (БСК) и ведущей их ролью в трудопотерях населения. Так, у 17–19% взрослых (1,4 млн жителей Республики Беларусь) отмечается артериальная гипертензия (АГ), у 13% (около 900 тыс.) –– ишемическая болезнь сердца (ИБС). В трудоспособном возрасте от БСК умирает каждый третий –– 30,7%. БСК занимают ведущее место в структуре первичного выхода на инвалидность.

Кардиологическая служба имеет значительный опыт МР по сравнению с другими подразделениями терапевтической службы. Модель кардиологической МР, в основном относящаяся к МР пациентов с ИБС и инфарктом миокарда (ИМ), используют в здравоохранении как исходный образец для внедрения в практику лечения и МР пульмонологических, гастроэнтерологических и других пациентов терапевтического профиля.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) — патология, характеризующаяся частично необратимым ограничением воздушного потока. Это состояние отличается неуклонным прогрессированием и вызвано аномальной воспалительной реакцией легочной ткани на раздражение различными патогенными частицами и газами.

В различных районах мира частота ХОБЛ достигает 10–40% и занимает 4-е место в мире среди причин смертности с прогнозируемым ростом в ближайшие десятилетия. Экономический ущерб связан с высокой распространенностью, инвалидизацией и смертностью.

Ежегодно в среднем в Республике Беларусь регистрируется 2,5 млн обращений по поводу болезней органов дыхания, из них более 70% составляют заболевания верхних отделов дыхательных путей.

Патологические изменения, характерные для хронического обструктивного бронхита (ХОБ), отмечаются в крупных и периферических бронхах, легочной паренхимы в легочных сосудах. В трахее, бронхах и бронхиолах диаметром более 2–4 мм воспалительные клетки инфильтрируют поверхностный эпителий. Наблюдается расширение слизистых оболочек желез и повышение количества бокаловидных клеток, вызывающих гиперсекрецию слизи. В мелких бронхах и бронхиолах внутренним диаметром менее 2 мм хроническое воспаление приводит к повторяющимся циклам повреждения и восстановления бронхиальной стенки, что сопровождается ее структурным ремоделированием, сужающим просвет дыхательных путей. Сосудистые изменения при ХОБ характеризуются утолщением стенки, возникающим уже в начале заболевания.

Заболевания пищеварительной системы относятся к числу наиболее распространенных среди населения. Около 50% жителей планеты страдают хроническим гастритом (ХГ), который предшествует язвенной болезни (ЯБ). На 1000 населения приходится 6,5 случаев ЯБ.

Наряду с распространенностью, их социальное значение определяется также хроническим рецидивирующим течением, обусловливающим длительную, а подчас –– и стойкую утрату работоспособности, опасность для жизни пациента.

Одной из важнейших проблем неврологии являются сосудистые заболевания головного мозга. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), распространенность мозгового инсульта (МИ) в экономически развитых странах составляет от 16 до 47 случаев на 1000 человек населения. В структуре общей смертности инсульт занимает третье место после заболеваний сердца и злокачественных новообразований. В целом, в развивающихся странах от инсульта умирают 10% пациентов. Еще большой процент пациентов становятся инвалидами: 30% перенесших инсульт полностью не восстанавливаются, а еще 20% нуждаются в постороннем уходе. Ежегодно в Республике Беларусь на инвалидность выходят около 6,5 тыс. инвалидов с МИ, 25–30% из них становятся инвалидами I группы, к трудовой деятельности возвращаются не более 10% пациентов.

От 60 до 96% населения планеты на каком-то этапе жизни испытывают боли, причиной которых является поражение позвоночника. В настоящее время болевые синдромы вертеброгенной природы широко распространены, а в развитых странах, по данным экспертов ВОЗ, достигают размеров эпидемии. На долю вертеброгенных заболеваний нервной системы приходится свыше половины всей неврологической заболеваемости (от 60 до 90% по данным разных авторов) с временной утратой нетрудоспособности.

В структуре неврологической заболеваемости с временной утратой трудоспособности на долю заболеваний периферической нервной системы (ПНС) в амбулаторно-поликлинических учреждениях приходится 76% всех случаев и 72% дней временной нетрудоспособности (ВН), а в неврологических стационарах –– соответственно 55,5 и 48,1%.
Цели

  • Изучение основных принципов и положений проведения МР у пациентов при основных ССЗ, заболеваниях органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы, суставов и мочевыделительной системы, при основных инвалидизирующих заболеваниях нервной системы.

  • Овладение навыками составления индивидуальной программы реабилитации (ИПР) пациентов с синдромом вегетативной дистонии (СВД), АГ, ИБС, ИМ, постинфарктным кардиосклерозом (ПИКС или ПК), острой ревматический лихорадкой (ОРЛ), при основных заболеваниях органов дыхания, при основных заболеваниях органов пищеварения.


Задачи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по биологической химии
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профиоактического факультетов медицинских вузов, выполняющих...
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета iconУльяновский государственный университет
Н 60 Гигиена детей и подростков: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей гигиене для студентов педиатрического...
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета iconТематический план практических занятий по кардиологии для студентов...
Дифференциальный диагноз артериальной гипотензии. Причины артериальной гипотензии и основные механизмы развития. Особенности клинического...
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета iconУчебно-методическое пособие для студентов геологического факультета
Палеоструктурный анализ. Учебно-методическое пособие для студентов геологического факультета / Перм ун-т : Сост. В. П. Ожгибесов....
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по радиационной гигиене
Н организация радиационной безопасности медицинского персонала рентгеновских и радиологических отделений
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета iconМинистерство здравоохранения республики беларусь гродненский государственный...
Планы и контрольные вопросы к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней для студентов 3 курса лечебного и медико-психологического...
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета iconМетодическое пособие для студентов к лабораторным и практическим...
Кудров А. Н. Методическое пособие для студентов к лабораторным и практическим занятиям по курсу «основы токсикологии»
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета iconПо органической химии
Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов. В нем приведены контрольные вопросы, отражающие...
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов VI курса лечебного факультета iconУчебно-методическое пособие по курсу «концепции современного естествознания»
М-54 концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие к лекционному курсу, семинарским занятиям и для самостоятельной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница