С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІКАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВАКАФЕДРА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА, ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ
Утверждаю
проректор по УВР
проф. Тулебаев К.А.
__________________
«__»_________2012г.
Рабочая программа
Дисциплина СОЦИОЛОГИЯ Специальность: 051102 - Общая медицина
051302 «Стоматология»
Объем учебных часов – 90
кредитов - 2
Курс - 2
Семестр: 3;4
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2012
Рабочая программа дисциплины составлена кандидатом социологических наук, доцентом Нагайбаевой З.А. на основании «Типовых учебных программ цикла общеобразовательных дисциплин», утвержденных приказом МОиН РК пр. №__от «____» ________ 2007г. Астана
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _____________
от «__» _______ 20 г., протокол №
Заведующая кафедрой., к.ф.н, доцент ____________________ Бисембаева З.У.
Рабочая программа обсуждена на заседании Комитета образовательных программ _____________ от «_____»__________20 г., протокол №_______
Председатель КОП _____________________________ Суатай С.К. Рабочая программа обсуждена на заседании Методического совета от «_____» ____________2012г. Протокол №_____ Председатель Методического совета
^ Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра: История Казахстана, философии, политологии, социологии
Дисциплина «Социология».
Специальность: - 051102 «Общая медицина»; 051302 «Стоматология»;
Объем учебных часов (кредитов) - 90 часов, 2 кредита
Курс и семестр изучения - 2 курс 2. Программа:
2.1. Введение:
Социология - наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности. Чем сложнее проблемы социума, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе. Социология изучает как общество в целом так и законы, управляющие поведением людей (рассматривает причины разводов, межнациональных конфликтов, причины процветания одних обществ и отставание в развитии других; вопросы социального неравенства и социального расслоения, бедности и богатства и мн.др.). Иными словами, опираясь на мощную экспериментальную базу, используемую и другими общественными науками, социология помогает разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности. Социологическая наука позволяет рассмотреть любое явление в человеческом измерении, видеть его социальные механизмы и социальные последствия. Как дисциплина «Социология» формирует у студентов социологическое видение мира, позволяющее адекватно социальной реальности оценивать общественные процессы и явления, осознавать собственную позицию в обществе и свои возможности участия в социальной жизни.
^ формировать научные знания о специфике функционирования законов социального взаимодействия и развития, особенностях функционирования и развития социальных институтов, социальной структуры и социальных отношений, о взаимосвязи человека с социальной реальностью и тенденциях развития мирового сообщества, а также формировать навыки применения этих знаний на практике.
^ :
формировать научное представление о социологическом подходе к анализу общества, природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и направлениях социальных процессов и социальных изменений;
формировать целостное представление о социологии как науке и как способе восприятия и анализа действительности;
формировать навыки социологического мышления и использования их в повседневном общении и деятельности;
формировать навыки использования основных принципов и методов социологического анализа явлений и процессов в общественно-правовой сфере;
формировать умения использования правовых знаний при анализе социальной реальности
формировать умение самостоятельно разбираться в социальных проблемах, источниках их возникновения и возможных путей разрешения.
^
Студент должен знать:
понятие науки социологии, ее объект и выделять ее предмет знать основные понятия и категории социологической науки;
знать типологию и основные условия возникновения и развития социальных движений, факторы социального развития, формы социальных взаимодействий и уметь их анализировать;
иметь научное представление о социологическом подходе к личности, формах, направлениях и особенностях социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения;
владеть методологией и методикой проведения социологического исследования;
краткую историю развития мировой социологической мысли;
специфику социологического подхода к изучению различных социальных явлений и процессов.
Студент должен уметь:
оперировать основными социологическими понятиями и категориями;
социологически анализировать социальные процессы и явления;
систематизировать многообразный социологический материал;
различать виды, методы социологического исследования;
определять особенности социологического подхода к изучению тех или иных общественных явлений;
владеть методикой выполнения самостоятельной работы.
Вы получите навыки:
поиска и отбора материала, необходимого для раскрытия социологической темы;
работы с тестами, написания социологических эссе; составления социологических кроссвордов;
постановки и разрешения аналитических вопросов и проблем;
участия в ролевых играх.
Пререквизиты дисциплины: дисциплине «Социология» предшествует изучение из школьной программы дисциплины «Всемирная история» «Обществоведение» и университетского курса дисциплин: «Основы права», «Философия», «Политология», «Психология», «Экономическая теория», «Культурология», «История Казахстана».
^ в условиях модернизации казахстанского общества значительно возросла главная функция социологического образования – формирование социологического мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей их разрешения, в связи с чем тесно связана с историей Казахстана, культурологией, психологией, педагогикой, основами права, политологией, историей медицины и другими социально-гуманитарными дисциплинами.
^
№
| № пп
| Тема
| Балл
|
|
|
| лек
| прак
| срс*
| срсп
| 1
| 1 | Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук. | 1
| 2
|
15
| 3
| 2
| 2 | Основные направления в истории социологии. | 1
| 2
| 3
| 3
| 3 | Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. | 1
| 2
| 3
| 4
| 4
| Социальные институты и процессы. |
| 2
| 3
| 5
| 5 | Социальная структура и социальная стратификация. | 1
| 2
| 3
| 6
| 6 | Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. | 1
| 2
| 15
| 3
| 7
| 7 | Социология образования | 1
|
| 3
| 8
| 8 | Экономическая социология |
|
| 9
| 9
| Социология семьи.
| 1
| 2
| 10
| 10
| Социология культуры.
| 1
| 2
| 3
| 11
| 11
| Социология массовых коммуникаций
|
|
| 12
| 12
| Социология медицины.
| 1
| 2
| 3
| 13
| 13
| Прикладная социология.
Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов.
| 1
| 2
| 3
|
|
| ^
| 10
| 20
| 30
| 30
|
|
| ^
| 90
|
| Тематический план лекций
№ недели
| № п\п
| Тема
| Форма проведения
| продолжительность
| 1
| 1 | Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук. | презентация
| 1
| 2
| 2 | Основные направления в истории социологии. | Бинарная лекция
| 1
| 3
| 3 | Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. | Обзорная лекция
| 1
| 4
| 5
| Социальная структура и социальная стратификация | Проблемная лекция
| 1
| 5
| 6 | Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. | Бинарная лекция
| 1
| 6
| 7 | Социология образования. | Презентация
| 1
| 7
| 9 | Социология семьи.
| Проблемная лекция
| 1
| 8
| 10 | Социология культуры.
| Дискуссия
| 1
| 9
| 12
| Социология медицины.
| Обзорная лекция
| 1
| 10
| 13
| Прикладная социология.
Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов.
| презентация
| 1
|
|
| Итого часов
|
| 10
|
^
№ недели
| № занятия
| Тема
| Форма проведения
| продолжительность
| Макс.балл
| 1
| 1
| Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук. | Устный опрос
| 2
| 100
| 2
| 2
| Основные направления в истории социологии. | Устный опрос
Составление таблицы, работа в группах
| 2
| 100
| 3
| 3
| Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. | Устный опрос,
тестирование, составление глоссария
| 2
| 100
| 4
| 4
| Социальные институты и процессы. | Тестирование,решение ситуационных задач
| 2
| 100
| 5
| 5
| Социальная структура и социальная стратификация. | Написание эссе
| 2
| 100
| 6
| 6
| Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. | Тестирование,
Ролевая игра
| 2
| 100
| 7
| 7
| Социология семьи.
| Тестирование, устный опрос,ролевая игра
| 2
| 100
| 8
| 8
| Социология культуры.
| Тестирование,устный опрос, эссе
| 2
| 100
| 9
| 9
| Социология медицины.
| доклады
| 2
| 100
| 10
| 10
| Прикладная социология.
Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов.
| Тестирование
Глоссарий
Кейс-стади
| 2
| 100
| ^
В течение 1 семестра студент обязан выполнить 2 СРС и защитить не позднее 5 и 10 недели:
Защита подготовленного доклада по выбранной теме (5 неделя).
Защита подготовленного доклада по выбранной теме (10 неделя).
№
| Содержание задания (тема)
| Форма отчетности
| неделя
| Макс.балл
| 1.
| 1. Проблема социального равенства в социологии П.А. Сорокина.
2. Средний класс в Казахстане.
3. Маргинальность. Статус маргинала в современном обществе.
4. Социальное неравенство.
5. Социальная структура и социальный престиж видов деятельности.
6.Тенденции трансформации социальной структуры современного казахстанского общества.
7. Социальная структура казахстанского общества.
8. Многообразие подходов к выделению средних классов: старые и новые средние классы.
9. Социальная мобильность в Казахстане и на Западе.
10. Социальные нормы: роль в регуляции поведения.
11. Основные процессы глобализации.
12. Социальные последствия глобализации.
13. Социальные изменения в странах третьего мира.
14. Концепции социального прогресса.
| Защита доклада в форме презентации
| 5 неделя
| 100 баллов
| 2.
| 1. Применение методов социологических исследований в стоматологии РК.
2. Применение методов социологических исследований в медицинском учреждении РК.
4. Социологический анализ отношений «врач – пациент».
6. Социальная организация медицинской помощи в РК.
7. Сравнительный анализ систем здравоохранения.
8. Медицинские технологии и этические проблемы.
| доклад
| 10 неделя
| 100 баллов
|
^
№
| ^
| Содержание задания
| Форма
выполнения задания
| Срок
сдачи
(неделя)
| Продолжительность
| Максимальный
оценочный
балл
| 1 | Социология в структуре социально-гуманитарных наук. | 1.Предмет социологического знания.
2. Социология как научное знание.
3.фундаментальные вопросы социологии.
4.Основные понятия и категории социологии.
5.Структура и функции социологии.
| Конспектирование, составление глоссария
| 1
| 3
| 100
| 2 | Основные направления в истории социологии. | 1.Основные направления европейской социологии Х1Х века.
2.Парадигмы современной западной социологии.
3.Социологическая мысль в России и Казахстане: особенности становления и развития.
| Подготовка рефератов, конспектирование
| 2
| 3
| 100
| 3 | Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. | 1.Теория социальной системы Т.Парсонса.
2.Структурно-функциональный анализ Р.Мертона.
3.Постфункционализм Н.Лумана.
| Конспектирование и аннотирование
| 3
| 3
| 100
| 4
| Социальные институты и процессы. | 1.Понятие социального института. Истоки и условия институционализации.
2.Виды социальных институтов, их функции, взаимодействие и развитие.
3.Понятие социального процесса.
4.Социальные процессы в жизнедеятельности общества.
| Подготовка рефератов
| 4
| 3
| 100
| 5 | Социальная структура и социальная стратификация. | 1.Понятие социальной структуры общества.
2.Теории социальной структуры П.Сорокина и М.Вебера.
3.Понятие социальной стратификации общества.
4.Типология теории социальной стратификации.
5.Теория среднего класса.
6.Особенности стратификационных процессов в РК. Новые классы и страты.
| Подготовка докладов
| 5
| 3
| 100
| 6 | Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. | 1.Понятие личности.
2.Социализация личности. Институты социализации личности.
3.Теории развития личности.
4.Основные формы девиантного поведения.
5.Социальный контроль.
| Конспектирование
| 6
| 3
| 100
| 7 | Социология образования | 1.Образование как социальный институт.
2.Интернационализация образования.
| Подготовка рефератов и докладов
| 7
| 3
| 100
| 8 | Экономическая социология | Социальный механизм развития экономики.
Основные проблемы и направления экономической социологии.
| 9
| Социология семьи.
| 1.Исторические этапы эволюции семьи.
2.Современные тенденции в развитии семьи.
| 10
| Социология культуры.
| 1.Элементы культуры. Производство и распространение культуры.
2.Массовая культура.
3.Проблема взаимодействия культур.
| Подготовка рефератов и докладов
| 8
| 3
| 100
| 11
| Социология массовых коммуникаций
| СМИ как важный институт социализации личности.
Массовая коммуникация и культура.
Современные тенденции в развитии массовой коммуникации (массовые коммуникации и реклама, интернет и др.).
| 12
| Социология медицины.
| 1. История становления и развития социологии медицины.
2.Структура медицинской социологии.
| Коспектирование
| 9
| 3
| 100
| 13
| Методы и техника конкретно-социологических исследований.
| 1.Основные методы социологических исследований.
2.Виды социологических исследований
| Составление глоссария
| 10
| 3
| 100
|
Методы обучения и преподавания: формы проведения лекций, практических занятий, СРСП, СРС.
Чтение обзорных и проблемных лекций.
Проведение практических занятий: семинары, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых играх, составление глоссария и др.
консультации по теме, семинары, дискуссии, самостоятельное выполнение практических работ, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, работа с интерактивными обучающими программами, работа в малых группах, работа с таблицами, учебниками, рубежный контроль.
В течение 1 семестра студент обязан выполнить 2 СРС и защитить не позднее 5 и 10 недели:
1. Защита подготовленного доклада по выбранной теме (5 неделя на СРСП).
2. Защита подготовленного проекта по выбранной теме (10 неделя на СРСП).
Методы оценки знаний и навыков обучающихся: тестирование, ОСКЭ, ситуационные задачи и др.
Рубежный контроль: коллоквиум по кредитам в виде тестирования и устного опроса проводится на 5 и 10 неделях.
^
1 этап - экзамен в форме тестирования, с учетом результатов текущего и рубежного контроля,
2 этап – устный экзамен (1 вопрос – устный, 2-решение ситуационной задачи).
Шкала оценки знаний, умения навыков студента
Оценка по буквенной системе
| Цифровой эквивалент баллов
| Процентное содержание
| Оценка по традиционной
системе
| А
А-
А1
| 40
3,67
| 95-100
90-94
| Отлично
| В1
В
В-
| 3,33
3,0
2,67
| 85-89
80-84
75-79
| хорошо
| C 1
C
C-
| 2,33
2,0
1,67
| 70-74
65-69
60-64
| удовлетворительно
| Д
Д1
F
| 0-49
| 55-59
50-54
0-49
| неудовлетворительно
|
Рекомендуемая литература.
Основная:
Габдуллина К.Г., Раисов Е.Р. Социология, Алматы, 2008.
Лавриненко В.Н. Социология. М., 2009.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, М., 2009.
Дополнительная
Гидденс Э. Социология. М., 1999.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, М., 2009.
Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс, М., 2009.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии, М., 2008. \
Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах, М., 2009.
Бабосов Е.М. Социология. Энциклопедический словарь, М., 2008.
Краткий социологический словарь / общ. Ред. Кравченко А.И.., М., 2009.
Энциклопедический социологический словарь / общ. Ред. Осипова Г.В., М., 2008.
Решетников А.В. Социология медицины. М.: Медицина, 2002.
Решетников А. В. Методология исследований в социологии медицины. - М., 2000.- 238с.
Дмитриева Е.В. Социологическое изучение здоровья: от социологии медицины к социологии здоровья // СОЦИС, 2001, №11.
Иванов Р., Култыгин В. Социология медицины или социология здоровья? СОЦИС, 2005, № 6
Интернет – источники:
http://lib.socio.msu.ru- Электронная библиотека социологического факультета МГУ.
http://socio.rin.ru/ Портал по социологии с большим количеством информации.
http://socioline.ru Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.
http://www.socinf.narod.ru/- сайт социологов РГСУ
http://www.elitarium.ru Дистанционное интернет-образование
http://socionet.narod.ru/ Обзор социологических ресурсов русского интернета
http://just-the-one.narod.ru/авторский сайт по социологии
http://sociologist.nm.ru/ Sociologist's Warehouse
www.ecsocman.edu.ru/
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php
|