Руководство для врачей


НазваниеРуководство для врачей
страница1/8
Дата публикации11.03.2013
Размер0.93 Mb.
ТипРуководство
userdocs.ru > Медицина > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АССОЦИАЦИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ КАФЕДР ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Утверждено»

Советом педиатрического факультета РМАПО Протокол № 8 от 13.12.2005 г.
ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСТОНИЯ У ДЕТЕЙ
(Руководство для врачей)

ОГЛАВЛЕНИЕ
Краткий терминологический словарь 5

Введение 7

Основные причины вегетативной дистонии у детей 10

Клиническая картина вегетативной дистонии 15

Методы диагностики вегетативной дистонии у детей 22

Суточное мониторирование артериального давления 27

Принципы лечения вегетативной дистонии у детей 37

Приложения ^5

Литература ^5

^ КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Адаптация - процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды, направленный на сохранение гомеостаза.

Аллоритмия - форма аритмии, характеризующаяся регулярным следованием экстрасистолы через каждое (бигеминия), каждое второе (тригеминия) или третье (квадригеминия) нормальное сердечное сокращение.

Астенический невроз - снижение функциональных возможностей ЦНС, проявляющееся ухудшением работоспособности, психической утомляемостью, ухудшением внимания, памяти, раздражительностью.

Вегетативная нервная система - отдел нервной системы, ин-нервирующий внутренние органы, гладкие мышцы, эндокринные железы, кровеносные и лимфатические сосуды, осуществляющий адаптационно-трофическую функцию по отношению ко всем тканям и органам.

Вегетативное обеспечение - поддержание оптимального уровня функционирования ВНС, обеспечивающего адекватную деятельность различных органов и систем в условиях нагрузки.

Вегетативная реактивность - изменение вегетативных реакций на внутренние и внешние раздражители.

Вестибулопатия - нарушение функций вестибулярного анализатора, проявляющееся вестибулярным синдромом (головокружение, нистагм, тошнота, рвота, непереносимость транспорта).

Глия - совокупность всех клеточных элементов нервной ткани, кроме нейронов.

Декомпенсация - недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма.

Дисплазия соединительной ткани - нарушение развития соединительной ткани в ходе эмбриогенеза.

Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря - общее название расстройств мочеиспускания, обусловленных нарушением нервной регуляции.

Отек Квинке - аллергическая реакция, характеризующаяся остро развивающимся и спонтанно проходящим, нередко рецидивирующим отеком кожи и подкожной клетчатки.

Пароксизмальная тахикардия - приступ сердцебиений с числом сердечных сокращений выше 150-180 ударов в минуту и эктопическим источником ритма.

Реовазография (реография) - метод исследования пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов различных органов и тканей, основанный на графической регистрации изменений полного электрического сопротивления тканей.

Синкопальное состояние - внезапная кратковременная потеря сознания как проявление острой гипоксии головного мозга.

Стресс - состояние напряжения реактивности организма, возникающее у человека при воздействии чрезвычайных или патологических раздражителей с непосредственным участием гипофизарно-надпочечниковой системы.

Холтеровское мониторирование - метод непрерывной записи ЭКГ в течение 24-х и более часов.

ВВЕДЕНИЕ

Все органы и системы организма находятся под регулирующим воздействием нервной системы и ее вегетативного отдела. В разных странах термины «вегетативная нервная система» и «автономная нервная система» используются как равнозначные. В нашей стране большее распространение имеет термин «вегетативная нервная система». Автономность этого отдела нервной системы относительна, так как его деятельность тесно связана с корковыми структурами головного мозга.

Выделяют:

. • сегментарные структуры вегетативной нервной системы, нейроны которого заложены в спинном мозге и в стволе головного мозга;

• надсегментарные вегетативные структуры, которые представлены лимбико-ретикулярным комплексом и гипоталамо-стволовыми образованиями головного мозга (Л.О. Бадалян, 1975; А.В. Короткое, С.А. Чеснокова, 1986). Вегетативная нервная система во взаимодействии с корковыми структурами и рядом эндокринных желез (гипофиз, надпочечник, щитовидная железа и др.) принимает непосредственное участие в адаптации организма, регулирует реакции на любые стрессорные воздействия.
Симпатический отдел вегетативной нервной системы регулирует преимущественно адаптационно-трофические процессы в ситуациях, требующих напряженной психической и физической деятельности

При стрессах, наряду с высокой активностью симпатической нервной системы, повышается активность гипофиза и надпочечников, активизируются процессы обмена, усиливается катаболизм, происходит мобилизация энергетических ресурсов, соответствующие сдвиги гомеостаза, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Все это направлено на адаптацию организма. Расстройство вегетативного обеспечения нарушает адаптацию ребенка.

^ Парасимпатический отдел вегетативной нервной

системы проявляет свою основную функцию вне периода напряженной активности организма, преимущественно в период «отдыха» и регулирует анаболические процессы, инсулярный аппарат, функции пищеварения, опорожнения полых органов, способствует поддержанию постоянства гомеостаза
Функционирование симпатического и парасимпатического отделов нервной системы происходит в тесном постоянном взаимодействии. У ребенка далеко не всегда удается выделить преобладание того или иного отдела вегетативной нервной системы.

Итак, регуляция органов, систем и тканей осуществляется сложным, постоянно взаимодействующим корково-вегетативно-эндокринным комплексом. Поэтому нарушения на любом уровне этого комплекса могут вызывать соответственные сдвиги в регулируемых ими структурах.

Изменения функции органов и систем при отсутствии в них явной органической патологии, обусловленные нарушением ней-ровегетативной регуляции, нередко называют функциональными (функциональные кардиопатии, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, нейрогенная дисфункция мочевого пузыря). Однако, по мнению патофизиолога Д.С.Саркисова (1994), «исследования в области ультраструктурной и молекулярной патологии свидетельствуют, что мнение о существовании «функциональных болезней» научно не обосновано. Нарушения функций возникают тогда, когда уже существенны изменения на клеточном, молекулярном уровне». Сдвиги в функциональной деятельности сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевых путей могут возникать при микроорганической патологии в регулирующих нервных структурах. С другой стороны, длительно существующие нейровегетативные нарушения органов, например, нарушения сердечного ритма, энурез и др. могут привести постепенно к органической органной патологии и, в свою очередь, оказывать влияние на состояние нервной системы.

Сдвиги нейровегетативной регуляции возникают практически при всех заболеваниях. Заболевания и состояния, при которых основные проявления являются следствием вегетативной дисфункции, в нашей стране определяются как «вегетативная дистония». По мнению А. М.Вейна (1981, 1991,1999), термин «дисто-ния» предпочтительнее термина «дисфункция», так как широко распространены понятия «ваготония» и «симпатикотония».

Нарушения вегетативной регуляции, как правило, являются следствием разной патологии нервной системы, поэтому ряд клиницистов считает вегетативную дистонию синдромом этих заболеваний (А.М.Вейн, 1991, 1999). В одних случаях эти первичные болезни четко очерчены и определяются как основной диагноз, а вегетативная дистония трактуется как синдром основной болезни. Чаще это органическая патология нервной системы, психическая патология, которые относятся к компетенции соответствующих специалистов. Однако педиатру часто приходится иметь дело с клиникой вегетативной дистонии, обусловленной неврологической микроорганической патологией. Это дети с постги-поксической или посттравматической перинатальной патологией, которые в грудном возрасте наблюдаются неврологом. После года явная неврологическая симптоматика обычно исчезает, однако остающиеся в гипоталямической области микроизменения -нопределяемые при сонографии мелкие псевдокисты, разрастаия глии, в последующем проявляются сдвигами вегетативной регуляции, что и обуславливает вегетодистонию, при которой неврологи неврологический диагноз не ставят, ограничиваясь термином ВСД. В таких случаях «вегетативная дистония» оказывается практически основным диагнозом, определение которого предусмотрено Международной классификацией болезней X пересмотра и классифицируется в следующих рубриках: F 453 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.

G 90 Расстройства вегетативной нервной системы.

G 90.9 Расстройства вегетативной нервной системы неуточнен-

ные. I 95. Гипотензии.

^ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСТОПИИ У ДЕТЕЙ

1. Органическое поражение нервной системы (особенно
гипоталамической и стволовой области головного мозга):

  • органическая патология с характерной клинической картиной относится к компетенции невропатологов;

  • микропатология, обусловленная перинатальными поражениями ЦНС, травмами головного мозга, последствиями нейро-инфекций.

Резидуальные перинатальные изменения ЦНС являются наиболее частой причиной вегетативной дистонии в детском возрасте. Широкое внедрение ультразвуковых исследований позволяет подтвердить мнение Д.С.Саркисова о том, что в основе так называемых «функциональных расстройств» лежит микроорганическая патология, в данном случае нервной системы. Вследствие перинатальной патологии (микрокровоизлияния, гипоксия) обнаруживаются мелкие псевдокисты или разрастание глии. (В.В.Гаврюшов и соавт., 1987; В.В.Митьков, М.В.Медведев, 1996; М.И.Пыков, 1999; К.П.Ватолин, 1999). Эти микроизменения часто сопровождаются нарушениями нейровегетативной регуляции - вегетативной дистонией. При этом на первый план выступают симптомы со стороны внутренних органов, поэтому таких детей обычно наблюдают и лечат педиатры.

2. Невроз

По данным В.В.Ковалёва (1995), в детском возрасте чаще встречаются:

  • невроз астенический (после болезней, чрезмерной физической и умственной нагрузки);

  • невроз навязчивых состояний (навязчивые мысли, страхи, движения).

В большинстве случаев дети с умеренно выраженными симптомами невроза и вегетативной дистонией не обращаются к психиатрам, а лечатся педиатром. Неврологи нередко диагностируют у них астено-невротические реакции или минимальную мозговую дисфункцию. Диагноз невроза педиатром обычно не ставится, и в таком случае вегетативная дистония звучит как самостоятельный диагноз.

3. Конституциональные особенности нервной системы

Это, прежде всего, дети с нервно-артритическим типом конституции, что нередко сочетается с недифференцированным синдромом дисплазии соединительной ткани (Э.В.Земцовский, 1998). В большинстве случаев «вегетативный портрет» наследуется по материнской линии (Н.А.Белоконь, М.Б.Кубергер, 1987).

4. Сочетание указанных видов патологии

Термин «вегетативная дистония» включает проявления нарушенной вегетативной регуляции различных систем и органов. «Вегетативная дистония» может употребляться как диагноз у детей с симптомами дисрегуляции вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочевых путей и т.д. Во всех случаях необходимо выявить основное заболевание, обусловившее вегетативную дистонию (резидуальная патология нервной системы, гипоталамический синдром, невроз и другие заболевания внутренних органов). При невозможности установления основного заболевания вегетативная дистония может быть основным диагнозом, но по мере совершенствования диагностических возможностей, будет встречаться все реже.

Поскольку у многих детей на первый план в клинике выступают симптомы со стороны сердечно-сосудистой системы, у педиатров-кардиологов большое распространение получил термин «вегетативно-сосудистая дистония». Кардиологи-терапевты чаще используют термин «нейроциркуляторная дистония». Эти термины, предложенные в разное время, разными авторами являются синонимами и, вероятно, традиционно могут быть использованы оба (А.М.Вейн, 1998; О.Г.Соломатина, 1974; Н.А.Белоконь, 1987; Ю.М.Белозеров,1994; М.А.Школьникова, 1999; идр.).

В результате клинических и инструментальных исследований у детей с вегетативной дистонией необходимо уточнить, тонус какого отдела вегетативной нервной системы преобладает - симпатико-тония, ваготония, смешанный тип. Далее в диагнозе указываются основные проявления дистонии - кардиалгии, сердечные аритмии, гипертензия или гипотензия и другие. Детей с различными проявлениями вегетативной дистонии наблюдают разные специалисты, поэтому может быть и другой подход к построению диагноза.

Например, у ребенка с экстрасистолией, миграцией источника сердечного ритма, с пароксизмальной тахикардией, при отсутствии органической патологии в сердце и наличии расстройств регуляции вегетативной нервной системы, кардиоревматологу в диагнозе целесообразно на первое место поставить сердечные изменения и сформулировать его следующим образом:

Нарушение сердечного ритма (пароксизмальная тахикардия, суправентрикулярная нейровегетативного генеза). Вегетативная дистония по ваготоническому типу с гиперсимпатическим обеспечением.

Такая формулировка диагноза предусмотрена Международной классификацией болезней X пересмотра.

У больного с вегетативной дистонией и нейрогенным расстройством функции мочевого пузыря в диагноз на первое место также обычно выносится «нейрогенная дисфункция мочевого пузыря, гиперрефлекторный (гиперактивный) незаторможенный мочевой пузырь». Далее следует расшифровка вегетативной дистонии.

Течение вегетативной дистонии чаще бывает перманентным (постоянным) с периодами нарастания симптоматики (декомпенсация) после различных инфекционных, соматических, хирургических заболеваний и в препубертатном - начале пубертатного периода. Реже наблюдается течение с пароксизмами (кризами), которые возникают на фоне перманентной симптоматики.

Необходимо подчеркнуть, что диагноз вегетативной дистонии может быть поставлен основным только после исключения органической патологии, которая нередко характеризуется сходными симптомами. Так, синкопальные состояния могут быть симптомом опухоли мозга, нарушений сердечного ритма, анемии и ряда других серьезных заболеваний.

Примером могут служить следующие истории болезни.

Девочка М., 12 лет, от 1-й нормально протекавшей беременности и родов, редко болеющая. В школе на уроке физкультуры стало плохо, закружилась голова,

потеряла сознание, судорог не было. Вечером того же дня обратилась в поликлинику с матерью. Была осмотрена участковым педиатром и кардиоревматологом, выслушан систолический шум «неорганического» характера. Выставлен диагноз: ВДссинкопальными состояниями. Назначена ЭКГ через 3 дня. В тот же вечер температура повысилась до 39°С, ночью появились боли в животе и с диагнозом: острый аппендицит девочка была госпитализирована в 4 часа утра. По клинической картине и наличию лейкоцитоза (16000) подтвержден диагноз острого аппендицита и про-ведена операция, при которой, однако, обнаружен неизмененный червеобразный отросток. Педиатром в 9 часов утра уточнен анамнез: девочка не болела ничем, кроме редких ОРВИ, 3 года занимается в спортивной секции. Мать не замечала никаких признаков болезни.

При осмотре: жалоб нет, кожа и видимые слизистые чистые, бледные, лимфоузлы не более 0,5x0,5 см. Дыхание везикулярное, ЧСС 120 при t36,8°C. Границы сердца в норме, сердечные тоны умеренной звучности, над областью сердца, но с максимумом в I и II межреберье у грудины и на сосудах шеи выслушивается систолический шум «сосудистого характера». Печень и селезенка - не увеличены. Анализ крови: Нв 43 г/л, эр. 1.800.000, лейкоциты 16000, сегментированные 15, палочкоядерные 5, лимфоциты 5, эозинофилы 0, бластные клетки 75%, СОЭ 53 мм/час. Диагноз: острый лейкоз. Девочка переведена в гематологический стационар. Причиной потери сознания у ребенка была тяжелая анемия, которая явилась первым манифестным признаком лейкоза.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Руководство для врачей iconРуководство для врачей
Восстановительная хирургия мягких тканей челюстно-В76 лицевой области. Руководство для врачей/П. Ар-жанцев, В. А. Виссарионов, Б....
Руководство для врачей iconМетодические указания для студентов VI курса, врачей интернов, семейных врачей Утверждено
Фармакотерапия в неонатологии. Метод указ для студентов VI курса, врачей интернов, семейных врачей / Сост. Н. С. Титова, Е. А. Рига....
Руководство для врачей iconРуководство для врачей и медицинских психологов
Обсуждаются вопросы валидности па-топсихологических методик в нозологической психиатрической диагностике
Руководство для врачей iconРуководство для врачей и медицинских психологов
Обсуждаются вопросы валидности па-топсихологических методик в нозологической психиатрической диагностике
Руководство для врачей iconРуководство для врачей
Петров В. И., Смоленов И. В. Бронхиальная астма у детей. (Современные подходы к диагностике и лечению). Волгоград: 1998. 140 с
Руководство для врачей iconНазвание учебника
Руководство по практическим умениям педиатра: учебное пособие для сист последипломного проф образования врачей-педиатров Ростов н/Д:...
Руководство для врачей iconКнига первая Дж. Эдвард Морган-мл. Мэгид С. Михаил Перевод с английского
Руководство предназначено для врачей-анестезиологов, реаниматологов и студентов медицинских учеб­ных заведений
Руководство для врачей iconИ психопатоподобным синдромом
Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов....
Руководство для врачей iconА. Н. Родионов Грибковые заболевания кожи
...
Руководство для врачей iconА. Н. Родионов Грибковые заболевания кожи
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница