Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов


НазваниеУчебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
страница1/28
Дата публикации10.05.2013
Размер4.19 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Медицина > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Тит. лист

Казахский национальный медицинский университет

имени С.Д.Асфендиярова

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ
ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Под редакцией Т.П. УДАРЦЕВОЙ

Алматы

2006


Авторский коллектив:

Т.П.Ударцева, Н.Н.Рыспекова, Ш.С.Карынбаев, Н.В.Жуйко, Б.Ж.Касенов, М.К.Балабекова, Д.А.Ахмедшина, М.К.Жукешева, М.Ж.Толепбергенова

Рекомендовано Центральным Методическим Советом

КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова.
Рецензенты:

зав. курсом патофизиологии Карагандинской государственной медицинской академии доцент ^ С.Б. Жаутикова
д.м.н., профессор кафедры патофизиологии КазНМУ А.Н.Нурмухамбетов

Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Под редакцией д.м.н., проф. Т.П. Ударцевой. Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006 - … с.


Учебно-методическое пособие подготовлено сотрудниками кафедры патофизиологии Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова для внеаудиторной самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов. По каждой теме представлены методические указания с блоком информации и тестовыми заданиями для самоконтроля знаний.
^ ISBN

© Коллектив авторов, 2006 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ
В 2003 году издана новая типовая учебная программа по патологической физиологии (образование среднее и высшее профессиональное медицинское, Астана), в соответствии с которой на внеаудиторную самостоятельную работу студентам (СРС) лечебного и педиатрического факультетов отводится 65 часов. Перечень тем самостоятельной работы был утвержден на заседании кафедры патофизиологии КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова с учетом рекомендаций типовой программы по предмету, где указано, что выбор тем внеаудиторной работы может производиться кафедрами самостоятельно с учетом сложившихся их учебно-методических традиций, научных направлений и материальных возможностей.

В настоящем учебно-методическом пособии представлены методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов по 14 темам, вопросы по которым входят в экзаменационные билеты и экзаменационные тестовые задания по патофизиологии. Методические указания содержат мотивационную характеристику, перечень вопросов для самостоятельной подготовки, блок информации, современную основную и дополнительную литературу, включая интернет источники, тестовые задания для самопроверки знаний.

Большинство этих тем в учебниках по патофизиологии, имеющихся у студентов, отсутствует. Это касается, в частности, болезнетворного воздействия на организм гипокинезии и строгого постельного режима, этиологии и патогенеза алкоголизма, наркомании и токсикомании, патофизиологии инфекционного процесса, гипертермии и гипертермических реакций, патофизиологии наиболее распространенных эндокринопатий, патофизиологии типовых нарушений субклеточных структур, этиологии и патогенеза гепатитов и циррозов печени, нейрогенных нарушений движений и чувствительности, ряда вопросов патофизиологии белкового и жирового обмена.

Учитывая, что студенты 3 курсов медицинских факультетов при обучении перегружены большим объемом информации, в том числе по СРС, сдают экзамены, включая государственные, а также тесты ПГК, коллектив кафедры счел нужным упростить процедуру подготовки по самостоятельной внеаудиторной работе и форму ее контроля. С этой целью был подготовлен блок информации по темам СРС по принципу структурирования учебного материала, опыт которого был использован авторским коллективом ранее при написании «Патофизиологии в таблицах и схемах», 2004 г., под редакцией проф. А.Н.Нурмухамбетова.

Надеемся, что настоящее учебно-методическое пособие в определенной степени восполнит имеющийся по внеаудиторной СРС пробел и будет полезным для самостоятельной подготовки студентов.



СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие




1.Болезнетворное действие на организм некоторых внешних этиологических факторов (механические факторы, шум, повышенное барометрическое давление, низкая и высокая температура, гипокинезия, ионизирующее излучение, электрический ток) (М.К.Балабекова, Т.П.Ударцева)




2.Алкоголизм, наркомания, токсикомания: этиология, патогенез, проявления и последствия (М.К.Балабекова)




3.Биологические, медицинские и социальные аспекты старения. Теории старения (Т.П.Ударцева, М.К.Жукешева)




4. Патофизиология типовых нарушений субклеточных структур. Патогенез апоптоза (Н.В. Жуйко)




5. Гипертермия и гипертермические реакции (Н.Н.Рыспекова)




6.Патогенез аутоиммунных заболеваний (Н.Н.Рыспекова, М.Ж. Толепбергенова)




7. Патофизиология инфекционного процесса (Ш.С.Карынбаев)




8. Патофизиология белкового и жирового обмена (Б.Ж.Касенов)




9. Лейкемоидные реакции (Н.В.Жуйко)




10. Патогенез атеросклероза (Д.А.Ахмедшина)




11.Этиология и патогенез гепатитов, циррозов печени, желчекаменной болезни (Д.А.Ахмедшина, Т.П.Ударцева)




12. Патофизиология эндокринопатий (Н.Н.Рыспекова)




13. Нейрогенные расстройства чувствительности и движений. (Б.Ж.Касенов, Т.П.Ударцева)




14. Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы.

(Т.П.Ударцева, М.К.Жукешева)






Тема: «БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ НЕКОТОРЫХ ВНЕШНИХ ЭТИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

^ (МЕХАНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ШУМ, ПОВЫШЕННОЕ БАРОМЕТРИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ, НИЗКАЯ И ВЫСОКАЯ ТЕМПЕРАТУРА, ГИПОКИНЕЗИЯ, ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК»
Мотивационная характеристика. Организм человека находится в неразрывном единстве с окружающей средой: климато-географическими, производственными, бытовыми и др. условиями, определяющими характер экологической ниши индивидуума. Среди экологических факторов важное значение имеют механические факторы (травматизм в дорожно-транспортных проишествиях является одной из ведущих причин смертности населения), низкая и высокая температура, а также такие антропогенные факторы т.е., связанные с социальной деятельностью человека как ионизирующая радиация, электрический ток.

Для Казахстана актуальность имеет загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, частицами солевой пыли в Приаралье, в производственных условиях – патогенное влияние электрического тока, механических факторов, последствия ионизирующего облучения в Семипалатинском регионе.

Для образа жизни современного городского человека характерен малоподвижный образ жизни (гипокинезия), связанный с автоматизацией производства и быта, широким использованием транспортных средств. Гипокинезия характерна для больных с патологией опорно-двигательного аппарата, тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Изучение неблагоприятного влияния на организм вышеуказанных внешних этиологических факторов имеет значение для подготовки медицинских работников.

Цели:

^ Студент должен знать ответы на следующие вопросы:

  1. Болезнетворное действие механических факторов на организм. Условия, определяющие патогенное действие механических факторов. Характер повреждающего воздействия (растяжение, разрыв, сдавление, удар), их характеристика. Местное и общее действие на организм механических сил.

  2. Болезнетворное действие звука и шума. Факторы, определяющие патогенное действие звука и шума. Специфическое и неспецифическое действие шума.

  3. Болезнетворное действие повышенного барометрического давления (гипербария). Понятие о компрессии и сатурации. Патогенез нарушений в организме при декомпрессии. Гипербарическая оксигенация организма, положительное и отрицательное значение для организма.

  4. Болезнетворное действие на организм низкой и высокой температуры Местное и общее охлаждение организма, патогенез. Ожоговая болезнь, стадии развития, степени ожога, механизм гибели клеток при ожоге.

  5. Болезнетворное действие на организм электрического тока. Патогенез местного и общего действия на организм электрического тока.

  6. Болезнетворное действие на организм ионизирующего излучения. Факторы, определяющие тяжесть повреждения при лучевой болезни, формы и стадии лучевой болезни. Хроническая лучевая болезнь, отдаленные последствия действия радиации.

  7. Гипокинезия, патогенез нарушений метаболизма, функций органов и систем. Гипокинезия как фактор риска сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний. Изменения в организме при строгом постельном режиме, меры профилактики.


^ Студент должен уметь

Проводить профилактические мероприятия по предупреждению развития лучевой, шумовой болезней, гипотермии, отморожения, ожогов, поражений электрическим током.
ЛИТЕРАТУРА:

Основная

  1. Патологическая физиология. П/р А.Д. Адо, В.В.Новицкого.- Томск: издательство Томского университета, 1994. - С. 27 - 44.

  2. Патологическая физиология. П/р Н.Н. Зайко. – Киев: Вища школа, 2004, С. 38- 56.

  3. Ә.Нурмухамбетұлы. Патофизиология. - Алматы: РПО «Кітап» 2000. – С.34 – 56.

Дополнительная

  1. К. Барсело, О. Иглесиас, Т. Гонсалес. Городской шум и его влияние на население // Гигиена и санитария. – 1990. - № 10. - С. 75-78.

  2. Т.Н. Бонашевская, М.А. Пинигин. Морфофункциональная оценка изолированного и сочетанного действия химических и физических факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. – 1991. - № 2. - С. 54-57.

  3. Патологическая физиология экстремальных состояний. П/д проф. П.Д. Горизонтова, проф. Н.Н. Сиротинина. М.: Медицина. – 1973. - 384 с.

  4. Основные проблемы, возникающие у больного при длительном постельном режиме. http: //www.uhodmed. ru / problems. htm.

  5. Коваленко Е.А., Гуровский Н.Н. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980. - 320 с.

  6. Атьков О.Ю., Бедненко В.С. Гипокинезия, невесомость: клинические и физиологические аспекты. М.: Наука, 1989. - 304 с.

  7. Соколов А.Д. Физкультура – тонус, бодрость и долголетие. Алматы : Гылым, 1998. - 19 с.

  8. Ударцева Т.П. Механизмы адаптации к совместному воздействию свинца и ограничения движений / Под ред. А.Н.Нурмухамбетова, Алматы, 2001. - 226 с.

  9. Ударцева Т.П. Гипокинезия как предболезнь // Вестник Казахского государственного медицинского университета. – 2001, №12. - С. 56 – 60.

  10. Ударцева Т.П., Рыспекова Н.Н., Жуйко Н.В., Имамбаева А.А. К патогенезу анемии при ограничении двигательной активности // Вестник Казахского государственного медицинского университета. - 2000, № 9. - С.168 – 173.

  11. Суворов Г.А. Шум. БМЭ, изд.3, Т. 27, 1986. - С. 1467-1471.



^ БЛОК ИНФОРМАЦИИ
ПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
Эффект болезнетворного действия механических факторов определяется силой этого действия, измеряемого в килограммах на сантиметр квадратный (кг/см2) (растяжение, сдавление) или в форме кинетической энергии движущейся массы с определенной скоростью (удар, падение, огнестрельное или иное ранение). Повреждающее действие механических факторов зависит также от состояния прочности или резистентности поврежденных структур.



Растяжение

- величина, обратная упругости и эластичности ткани, показывает на какую часть первоначальной длины удается растянуть объект.

^ Условия, определяющие степень повреждения

Прочность и эластичность тканей уменьшаются при воспалении, с возрастом.

Последствия

  • ^ Одномоментные растяжения приводят к переломам, трещинам, деформациям тканей.

Повторные длительные растяжения

  • желудка большими количествами пищи → атрофия гладкой мускулатуры →  секреторной и двигательной активности;

  • мочевого пузыря →атрофия и  эвакуации мочи;

  • связочного аппарата → привычный вывих;

  • сосудов → разрыв


Сдавление или сжатие

^ Условия, определяющие степень повреждения

- Продолжительность воздействия

- Свойства тканей:

наибольшим сопротивлением к сдавлению обладают кости. Мягкие ткани являются значительно более чувствительными к сжатию, т.к. в них нарушается кровообращение

Последствия

Местные:

  • атрофия тканей;

  • расстройства кровообращения обратимого характера;

  • некроз тканей, пролежни

Общие:

«Синдром длительного раздавливания» - результат длительного сдавления тела человека при землетрясениях, взрывах бомб, обвалах шахт. Сопровождается клинической картиной шока, прогрессирующей почечной недостаточностью с явлениями олиго- и анурии, развитием отеков, нарастающей общей интоксикацией организма.



Удар

возникает при столкновении движущихся тел или движущегося тела с преградой.

^ Характер травмы, вызванной действием удара, зависит от:

  • Свойства травмирующего фактора (тупой или острый предмет, холодное или огнестрельное оружие, гидравлический удар, ударная волна и т.д.)

  • Скорости движения тел и величины кинетической энергии

  • Площади соприкосновения травмирующего фактора с поверхностью живого тела

  • Состояния травмируемой ткани и организма в целом

Последствия

Местные:

- переломы костей, разрывы кожи, мягких тканей, кровеносных сосудов, кровотечения, повреждения подкожной клетчатки и внутренних органов.

Общие:

- травматический шок.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов iconМетодические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов Выпуск 2
Доркина Е. Г. Физиология микроорганизмов: Учебно-методическое пособие для студентов. – Пятигорск: Пятгфа, 2008. – 46 с
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов iconУчебно-методическое пособие по курсу «концепции современного естествознания»
М-54 концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие к лекционному курсу, семинарским занятиям и для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов iconУчебное пособие составлено на основе требований фгос-3 и предназначено...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинских вузов
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной...
Крылова Е. Б., Мысаченко В. И., Пирогов Н. Л., Гусев А. К., Федорчукова С. Г. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной...
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов iconМетодические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной...
Согласно требований фгос нпо и плана учебного процесса обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем...
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов
Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления...
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов iconПо органической химии
Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов. В нем приведены контрольные вопросы, отражающие...
Учебно-методическое пособие по патофизиологии для внеаудиторной самостоятельной работы студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница