Скачать 7.02 Mb.
|
![]() Васант Лад. Домашние средства Аюрведы Руководство по лечению распространенных заболеваний естественными средствами, учитывающее индивидуальные особенности. Основано на знаниях индийской медицинской системы — Аюрведы, являющейся сегодня одной из официальных медицинских систем в Индии. «Эта книга будет бесценным подспорьем для моих читателей» — Дипак Чопра, доктор медицины. Книга «Домашние средства Аюрведы» представляет собой справочник по лечению распространенных заболеваний с помощью средств и методов Аюрведы — древнеиндийской медицины. Лечебные методы Аюрведы проверялись и оттачивались на протяжении тысячелетий. По сравнению с методами современной медицины они имеют то преимущество, что учитывают индивидуальные особенности и являются естественными и поэтому более безопасными в применении. В отличие от современной медицины, которая ориентирована главным образом на лечение явных нарушений, Аюрведа нацелена не только на лечение болезней, но также на устранение их причин и предотвращение появления в будущем. Книга имеет две части. В первой части объясняются основные принципы Аюрведы, без понимания которых невозможно правильно выбрать лечение. Описываются конституциональные типы, рассматриваются причины и механизмы возникновения болезни, пути восстановления равновесия в организме. Во второй части собраны рекомендации по лечению распространенных заболеваний. Среди предлагаемых средств лечения — травы, эфирные масла, упражнения йоги, медитация и т. д. Травы, продукты питания, лекарственные масла и специальные аюрведические препараты, которые рекомендует доктор Лад, можно найти в магазинах здоровой пищи, аптеках или у аюрведических врачей.1 В приложениях приводятся рецепты приготовления лекарственных масел, даются указания по использованию в терапии металлов, драгоценных камней, ароматических веществ и цветовых оттенков. Васант Лад, бакалавр медицины и магистр Аюрведы, родился в Индии, на протяжении трех лет исполнял обязанности главного врача в Аюрведическом Госпитале в Пуне. Он является всемирно известным специалистом в области аюрведической медицины, проводил лекции и семинары совместно с такими авторитетами, как Дипак Чопра и Эндрю Вейл. Он является основателем Аюрведического Института в Альбукерке (штат Нью-Мексико) и в настоящее время исполняет обязанности его директора. 1 К сожалению, в России пока доступны не все травы и минеральные препараты, широко применяемые в Аюрведе. Однако с каждым годом ситуация улучшается. Информация о том, где можно приобрести доступные сегодня травы и препараты, приводится в Приложении 5. (Прим. ред.) СОДЕРЖАНИЕ Введение. Потребность в исцелении. 3 Часть I. ЗНАНИЕ ЖИЗНИ 4 Глава 1. АЮРВЕДА:ТЕЛО,УМ И ДУХ. 4 Вселенная и как мы связаны с ней. Пять элементов: кирпичики природы . Три доши: вата, питта и капха. Двадцать качеств: важный ключ к исцелению. Глава 2. ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП. 9 Пракрити и Викрити. Как определить тип своей конституции. Описание вата-конституции . Описание питта-конституции. Описание капха-конституции . Как использовать эти знания. Глава 3. ПОЧЕМУ МЫ ЗАБОЛЕВАЕМ. 16 Определение здоровья. Факторы здоровья и болезни. Как развивается болезнь. Глава 4. КАК ОСТАВАТЬСЯ ЗДОРОВЫМ. 23 Осознавание. Принятие корректирующих мер. Восстановление равновесия. Методы очищения. Очищение в домашних условиях. Омоложение и перестройка. Самоуважение. Глава 5. ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. 27 В ладу с Природой. Режим дня . Сезонные изменения в режиме. Глава 6. ТЕХНИКИ ДЫХАНИЯ. 35 Шесть дыхательных упражнений. Глава 7. МЕДИТАЦИЯ И ДИСЦИПЛИНА УМА. 37 Медитация Пустой Чаши. Медитация Со-Хум. Двунаправленное внимание (Свидетельствование). Глава 8. АЮРВЕДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПИТАНИЮ. 39 Пища для различных типов конституции. Шесть вкусов. Здоровые и нездоровые привычки питания. Несовместимые сочетания продуктов. Пища и три гуны. Часть II. Справочник болезней и способов их лечения 50 ^ Составные части целительства. Диагноз и лечение. Предостережения. БОЛЕЗНИ И СРЕДСТВА ИХ ЛЕЧЕНИЯ ОТ А ДО Я Заключение. КАК СДЕЛАТЬ АЮРВЕДУ ЧАСТЬЮ СВОЕЙ ЖИЗНИ.:. Приложение 1. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ЦВЕТОВЫХ ОТТЕНКОВ И АРОМАТОВ. Металлы. Драгоценные камни. Цвета. Ароматы. Приложение 2. КАК ГОТОВИТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТРАВЫ И МАСЛА. Травяные составы. Ги. Лекарственные масла. Как долго принимать средства.,. Приложение 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ. Басти (клизма). Наули. Насья. Приложение 4. ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОЗ ЙОГИ. Приложение 5. ГДЕ КУПИТЬ ТРАВЫ И АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ ^ СЛОВАРЬ ПРЕПАРАТОВ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. ОТ АВТОРА Я посвящаю этой книгу моей горячо любимой жене Уше и моим детям Апарне и Пранаву. Я выражаю признательность тем, чьи усилия и мудрость принесли миру знание Аюрведы, особенно своим учителям, которые с любовью указывали мне путь и делились своими знанием и опытом. Я также выражаю благодарность людям, без помощи и участия которых эта книга не была бы написана. Своей жене Уше и детям Пранаву и Апарне за их любовь, терпение и поддержку во время написания этой книги. Вину Вернеру и сотрудникам Аюрведического Института за обсуждения первоначального плана и разных вариантов рукописи и за высказанные при этом важные замечания. Джеку Форему за идею книги и за помощь в изложении и редактировании материала, что придало ему ясную и удобочитаемую форму. Я очень признателен сотрудникам издательства «Гармони Букс» Лесли Мередиту и Питеру Гассарди за их веру в успех этого проекта, а также Джоанне Берджесс за строгое внимание ко всем этапам публикации книги. Введение. Потребность в исцелении Аюрведа — искусство повседневной жизни в гармонии с законами природы. Это наука жизни, древняя мудрость здоровья и исцеления. Цели и задачи этой науки состоят в том, чтобы сохранять и поддерживать здоровье здорового человека, и излечивать больного. При этом и профилактика (поддержание хорошего здоровья), и исцеление достигаются с помощью естественных средств. Согласно Аюрведе, здоровье — это совершенное состояние равновесия трех фундаментальных энергий тела, или дош, в сочетании с уравновешенностью тела, ума и духа (сознания). Аюрведа — это наука, охватывающая все стороны жизни, соотносящая жизнь индивида с жизнью Вселенной. Это холистическая система целительства. Тело, ум и сознание пребывают в постоянном взаимодействии с другими людьми и с окружающей средой. В работе над созиданием здоровья, Аюрведа принимает в расчет все эти уровни жизни и их связь друг с другом. Для самоисцеления Аюрведа дает рекомендации по питанию, образу жизни, физическим упражнениям, отдыху и расслаблению, медитации, дыхательным упражнениям и лекарственным травам, а также предлагает процедуры очищения и омоложения. Кроме того, существуют многочисленные вспомогательные методы, как, например, лечение звуком, цветом и запахом. Цель этой книги — познакомить вас с рядом естественных методов, чтобы вы могли выстроить свой образ жизни, наиболее подходящий для вас с точки зрения восстановления и поддержания здоровья. Слово «аюрведа» в переводе с санскрита означает «наука жизни и долголетия». Согласно Аюрведе, каждый индивид одновременно является творением космических энергий и уникальным феноменом, личностью. Каждому присуща индивидуальная конституция, которая представляет собой психобиологический склад. Эта индивидуальная конституция создается с момента зачатия универсальными энергиями эфира, воздуха, огня, воды и земли. Эти пять элементов сочетаются, образуя три фундаментальные энергии, или доши. Сочетание эфира и воздуха составляет вату, которая является энергией движения; огонь и вода составляют питту — принцип пищеварения или обмена веществ, преобразования материи в энергию; вода и земля образуют капху — энергию структуры и смазки. Когда в момент оплодотворения соединяются мужской сперматозоид и женская яйцеклетка, то преобладающие в этот момент в телах родителей доши (в зависимости от сезона, времени суток, эмоционального состояния и качества взаимоотношения партнеров) формируют нового индивида с определенным набором качеств. На современном языке мы называем этот «рабочий чертеж индивида» наследственным генетическим кодом, тогда как Аюрведа с древнейших времен называла его пракрити, или индивидуальной конституцией, которая не изменяется на протяжении всей жизни. Это наш уникальный энергетический узор, индивидуальное сочетание физических, умственных и эмоциональных характеристик. Хотя фундаментальная структура нашей пракрити остается неизменной реальностью, нашей внутренней или сущностной индивидуальностью, на соотношение дош в организме постоянно воздействует множество сил. Возрастные изменения организма, изменения во внешней среде, чередование жары и холода при смене времен года, наши постоянно сменяющие друг друга мысли, чувства и эмоции, а также качество и количество потребляемой нами пищи непрерывно оказывают на нас то или иное воздействие. Неправильное питание, чрезмерный стресс, недостаток отдыха или упражнений, подавление эмоций — все это нарушает равновесие дош. В результате, в зависимости от характера изменений и индивидуальной конституции человека, могут развиваться различные заболевания: • Несбалансированность ваты может проявляться в виде запора, вздутия живота, радикулита, бессонницы наряду с такими психическими проявлениями, как страх, тревога и неуверенность. • Индивид с питта-конституцией может впасть в критицизм, перфекционизм, гнев, или же у него могут развиться такие физические симптомы, как несварение желудка с повышенной кислотностью, изжога, понос, дизентерия, крапивница, сыпь, угри. • Расстройство капхи проявляется такими болезненными состояниями, как простуда, застойные явления и аллергии, а также склонностью к привязанности, алчности и накопительству. Болезни начинаются с перемен во внутренней экологии тела, которые нарушают равновесие в организме. Нарушение равновесия вызывает тонкие биохимические изменения, которые в конечном счете и приводят к заболеванию. Если мы хотим оставаться здоровыми, то при любых изменениях условий жизни нам требуется постоянная подстройка для сохранения равновесия. В основном эта подстройка происходит автоматически, благодаря удивительной мудрости, с которой создавались наши тела, однако многое зависит и от нас, от нашего выбора тех или иных действий. Чтобы поддерживать здоровье и равновесие, нам приходится контролировать три доши, принимая меры для увеличения или уменьшения ваты, питты и капхи, в соответствии с меняющимися условиями. Это требует постоянного осознавания своего состояния и его корректировки. Таким образом, самоисцеление — это гармоничное, сознательное существование во всей полноте настоящего момента. Это образ жизни. Аюрведа не является пассивной формой терапии; скорее, она предлагает каждому индивиду принять на себя ответственность за свою повседневную жизнь. В рамках своей диеты, своей работы, отношений с другими людьми и прочих аспектов повседневной жизни мы можем предпринимать определенные действия для профилактики и исцеления болезней, для обретения целостности и для роста в направлении самореализации. Аюрведа является частью обширных знаний о человеке и Вселенной, и как таковая основывается на том, что у нашей жизни есть цель. Попросту говоря, эта цель состоит в том, чтобы познать и реализовать Творца (Космическое Сознание) и понять свою взаимосвязь с Тем, что полностью преобразит нашу повседневную жизнь. Достичь этой великой цели можно уравновешиванием четырех фундаментальных аспектов жизни: дхармы — жизненного предназначения, артхи — материального благополучия, камы — творческого желания, и мокши — духовного освобождения. Их называют четыре пурушартхи, четыре великих цели, или достижения, в жизни любого индивида. Здоровье является основой всех этих граней жизни, Чтобы придерживаться дхармы и исполнять свои долги и обязанности по отношению к самим себе и другим, мы должны быть здоровыми; хорошее здоровье также необходимо для создания богатства и достижения успеха в делах. Чтобы иметь творческое, позитивное желание, нам нужны здоровые ум и сознание, здоровое тело и здоровое восприятие. (Желание — кама — иногда интерпретируют как секс и соотносят с семейной жизнью и произведением потомства, но в действительности это положительная энергия или сила, которая порождает и питает любую творческую деятельность). А мокша — это не что иное, как совершенная гармония тела, ума и сознания (души). Таким образом, всякая возможность достижения и осуществления в жизни основывается на крепком здоровье. За четверть века моей медицинской практики мне довелось заниматься хирургией, гинекологией, акушерством и педиатрией, равно как и общей медициной, и лечить людей из всех слоев общества и всех возрастов. Я неоднократно замечал, что такие составляющие жизни, как диета, упражнения и распорядок дня, могут быть действенным источником исцеления. С другой стороны, многие нарушения здоровья оказываются тесно связанными со стрессами в повседневной жизни, с проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, с заботами о работе и деньгах или с потреблением неподходящей пищи и недостатком или избытком физической активности. Я также все в большей степени начал осознавать, что болезнь как бы приносит приглашение к самопреображению и предоставляет нам возможность пересмотреть свои мысли, чувства, изменить питание, образ жизни и вообще отношение к себе и своей жизни. Меня не перестает удивлять и восхищать то, насколько быстро и эффективно можно привести свою жизнь в порядок и восстановить равновесие всего лишь с помощью правильной диеты, лекарственных трав, медитации, подходящих физических упражнений и других естественных средств. Предлагаемые в этой книге методы и средства базируются на моем собственном клиническом опыте, а также на принципах и практиках, которые развивались на протяжении веков в традиции Аюрведы, охватывающей более пяти тысяч лет. Это не какая-то недавно разработанная система «альтернативного целительства», а проверенная временем наука жизни, которая с течением лет не утратила своей цельности. Можете представить себе, сколь много мудрости и практических знаний было накоплено на протяжении пяти тысячелетий! Около трех тысяч лет назад (примерно в 900 г. до н.э.) долгая устная традиция Аюрведы обрела новую форму, когда трое великих ученых — Чарака, Сушрута и Вагбхата впервые записали принципы этой древней мудрости. Их учебники до сих пор используют студенты, практикующие врачи и преподаватели аюрведических медицинских школ и колледжей по всей Индии. В определенном смысле Аюрведа — мать всех систем лечения. От ее восьми главных ветвей (педиатрии, акушерства и гинекологии, офтальмологии, гериатрии, отоларингологии, токсикологии, общей медицины и хирургии) происходят основные направления современной практической медицины, а также многие используемые в наши дни средства и техники лечения, включая массаж, диету и рациональное питание, фитотерапию, пластическую хирургию, психиатрию, полярную терапию, кинезиологию, шиатсу, акупунктуру и акупрессуру, лечение цветом и драгоценными камнями, медитацию. Все они имеют корни в философии и практике Аюрведы. Великий врач и мудрец Чарака, один из основателей аюрведической медицины, говорил: «Сколь бы ни был опытен врач в знании и лечении болезни, если он не привносит в сердце пациента добродетели света и любви, он не будет способен помочь ему исцелиться». В меру своих сил и возможностей я следовал этому совету и хочу призвать вас также последовать ему, используя знания Аюрведы для самоисцеления и для помощи другим людям. Любовь — это суть нашей жизни. Я писал эту книгу с любовью и надеждой на то, что содержащиеся в ней советы непременно помогут вам в самоисцелении и в поддержании благополучия. Часть I. ЗНАНИЕ ЖИЗНИ Глава 1 Аюрведа: тело, ум и дух Подобно другим великим древним цивилизациям, Индия не отделяет науку от философии и религии. Все знания рассматриваются как часть единого знания о счастье, здоровье и развитии человека. Философия — это любовь к истине. Наука — открытие истины посредством эксперимента. Религия — непосредственное переживание истины и применение ее в повседневной жизни. Аюрведа представляет собой одновременно систематизированное знание и практическую мудрость, это искусство здоровой жизни, которое охватывает тело, ум и дух. Чтобы лучше использовать практические рекомендации, изложенные далее в этой книге, вам будет полезно познакомиться с основами аюрведической теории. Эта первая глава может показаться несколько абстрактной, но я прошу вас быть терпеливыми и внимательно прочитать ее, поскольку она образует основу всего, о чем говорится в дальнейшем. |
![]() | Литература на старых языках Индийская литература считается одной из древнейших. В индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих... | ![]() | Классической индийской медицине, "Аюрведе", О. Г. Торсунов получил в Индии Окончил Самарский медицинский институт, интернатуру по специальности дерматовенерология, а также московский университет им."Дружбы... |
![]() | Лекция Задачи, организационная структура медицинских формирований... ... | ![]() | Атеросклеро з Среди заболеваний сердечно-сосудистой системы одним из самих распространенных и грозных является а т е р о с к л е р о з |
![]() | 27. Патология пищеварительной системы Тема 27. 15. Особенности течения хирургических заболеваний у беременных. Диагностика и дифференциальная диагностика острых заболеваний... | ![]() | Пособие для самостоятельной работы и выполнения контрольных работ Одесса 2012 Дисциплина «Тепломассообмен» является одной из основополагающих в процессе подготовки студентов по специальностям 090520 и 090507.... |
![]() | 28. Системная патология дыхательной и сердечно-сосудистой систем Тема: 28. 19 Заболевания сердца занимают первую строчку в рейтинге заболеваний, наблюдается рост травмы и заболеваний органов системы дыхания.... | ![]() | Рассмотрено на заседании предметной комиссии Утверждено ... |
![]() | План Периодизация, источники, классификация школ индийской философии... Конфуцианство и даосизм как основные направления философской мысли Древнего Китая | ![]() | Государственная система здравоохранения обеспечивает равенство граждан... Государство финансирует текущее содержание медицинских учреждений, развитие медицинской науки, проведение профилактических мероприятий;... |