Оглавление


НазваниеОглавление
страница1/8
Дата публикации18.05.2013
Размер1.1 Mb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Медицина > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8
Кляйн Мелани Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Перевод с английского А. Ф. У скова. — СПб.: Б.С.К., 1997.-96 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Мелани Кляйн 6

Благодарности 11

Предисловие 12


Глава первая 14

Глава вторая 21

Глава третья 31

Глава четвертая 36

Глава пятая 47

Глава шестая 61

Глава седьмая 69

Заключение 80

Примечания 87

Литература 94
МЕЛАНИ КЛЯЙН

Мелани Кляйн (1882— 1960) является одной из наиболее известных и ярких фигур психоаналитического движения. Ее смелые и оригиналь­ные подходы к анализу детей, анализу взрослых пациентов, страдающих серьезными психическими расстройствами (психозами), ее теоретиче­ские идеи о нормальном и патологическом развитии личности и межличностных отношений человека снискали заслуженное уважение и широкое признание и, одновременно, возбудили и продолжают возбуждать мно­гочисленные споры, критику, иногда весьма жесткую, а подчас и полное неприятие, и отвержение в психоаналитических кругах.

Путь Мелани Кляйн в психоанализ был непрост. Она родилась и жила с родителями в Вене, где в юности входила в кружок интелли­гентной молодежи, интересовавшейся философией, наукой, литерату­рой, искусством. В течение двух лет она изучала гуманитарные пауки в Венском университете. Она мечтала получить медицинское образова­ние, однако замужество, последующая жизнь в небольших провин­циальных городках и рождение детей воспрепятствовали этому.

Лишь поселившись в 1910 г. в Будапеште, она вновь окунулась в интеллектуальную атмосферу большого города и вскоре заинтересова­лась психоанализом, примкнув к психоаналитическому кружку Шан­дора Ференци и пройдя у пего личный анализ. В 1917 г. она познакоми­лась с Фрейдом, а в 1919 г. вступила в Венгерское психоаналитическое общество, представив доклад «О развитии одного ребенка».

В 1920 г. Мелани Кляйн познакомилась с Карлом Абрахамом, лич­ность и идеи которого произвели па нее большое впечатление. В 1921 г. она переехала в Берлин, где начала свою психоаналитическую практику с взрослыми и детьми. Там же она начала свой повторный анализ у Абрахама, который прервался в 1925 г. из-за его преждевременной смерти. В Берлине Мелани Кляйн сформулировала свои первые идеи, касающиеся отличия психоанализа детей от психоанализа взрослых, игровой техники и интерпретативного подхода в детском психоанализе.

В 1926 г. Мелани Кляйн по приглашению Эрнста Джонса переехала в Великобританию, где и обосновалась окончательно. Там ее клиниче­ская и теоретическая работа достигла своего расцвета и получила широ­кое признание, появились многочисленные ученики, вышли в свет основ­ные статьи и книги. Но в 40-е гг. она подверглась жесточайшей критике со стороны последователей ортодоксального психоанализа, в основном эмигрировавших в Англию с континента перед второй мировой войной, и вступила в непримиримое соперничество с Анной Фрейд, также посе­лившейся в Лондоне и разрабатывавшей свою технику детского анализа и теорию развития ребенка. Все это привело к сохраняющемуся до сих пор расколу Британского психоаналитического общества па группы последователей Мелани Кляйн и Анны Фрейд и нейтральную группу, занимающую промежуточное положение.

Наиболее важным достижением Кляйн в практике детского анали­за было создание игровой техники. Она считала, что детский анализ не может проходить, как взрослый: когда пациент лежит на кушетке и пре­дается вербальным свободным ассоциациям. Ребенок должен двигаться, играть, видеть своего аналитика. Поэтому вместо вербальных свобод­ных ассоциаций в детском анализе Мелани Кляйн применила технику свободной игры, инициатором которой является ребенок, и которая, так же, как вербальные ассоциации взрослого человека, становится спо­собом выражения его желаний, фантазий и жизненного опыта.

Мелани Кляйн также определила, каково должно быть расписание психоаналитических сеансов при работе с детьми и как должна быть устроена игровая комната. Каждый ребенок, в частности, имел свой отдельный ящик с игрушками, причем особый акцепт делался па том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло им выступать непо­средственно в качестве символов внутреннего мира ребенка.

В отличие от Анны Фрейд, Мелани Кляйн считала, что у малень­кого ребенка также возникает перенос, и уделяла большое внимание его анализу, особенно анализу негативного переноса. Она также уде­ляла большое внимание анализу взаимоотношений ребенка с архаиче­скими, частичными объектами его внутреннего мира, например рас­щепленными на хорошую и плохую части матерью и отцом.

Мелани Кляйн была среди тех психоаналитиков, которые сущест­венно расширили спектр клинического применения психоанализа, включив в него аналитическую работу с тяжело нарушенными психо-тическими или околопсихотическими пациентами. Для аналитической техники Мелаии Кляйн характерны смелые и глубокие интерпретации с самого начала лечения, большое внимание к анализу негативных чувств вообще и негативного переноса в частности, использование при интерпретировании языка частичных объектов (груди, пениса, вагины, фекалий, хорошей и плохой матери и т. п.) и телесных 41упкций (еды, выделения, сексуальности).

Главной теоретической заслугой Мелани Кляйн является разра­ботка теории развития личности и межличностных отношений младенца и очень маленького ребенка. Мелани Кляйн была первой из психоана­литиков, кто сосредоточился на отношениях младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми как на главном условии и источ­нике развития его личности и даже просто его физического выживания. Кляйн является первым и, возможно, наиболее влиятельным теоре­тиком объектных отношений в психоанализе. Отношения ребенка и, прежде всего, его отношения с матерью, отношения пациента и, прежде всего, его отношения с аналитиком всегда оставались в центре внима­ния не только психоаналитической теории Мелани Кляни, но и ее лечеб­ной техники.

В своей теории развития Мелани Кляйн исходила из того, что у ребенка с самого начала действуют два основных влечения: любовно-сексуальное и разрушительно-агрессивное. Возникающее Эго младенца решает задачи не только взаимодействия с внешним миром, но и овла­дения этими инстинктами, причем сам процесс развития проходит бла­годаря взаимоотношениям ребенка с его первыми объектами — грудью, а затем матерью. Интроецируя (поглощая, усваивая) их, идентифици­руясь с первичными объектами и с возникающими с ними объектными отношениями, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями.

Мелани Кляйн считает, что процесс интеграции Эго, развития его защитных механизмов, процесс становления и развития объектных отно­шений проходит через две стадии, которые, однако, не имеют четкой хронологической привязки и могут существовать в течение всей жизни человека в качестве позиции, отражающих его отношение к самому себе и окружающему миру. Мелани Кляйн описывает две позиции: параноидно-шизоидную и депрессивную. Для параноидно-шизоидной позиции ха­рактерно отсутствие интеграции Эго и объектов, которые разделены на хорошую и плохую части. Это необходимо для того, чтобы сохранить хороший объект, хорошего себя и хорошие отношения между ними от атаки со стороны агрессивно-разрушительных частей своей личности, которые ребенок еще не в состоянии контролировать. Основными защит­ными механизмами являются расщепление себя и объекта и как следст­вие резкие и внешне не мотивированные изменения в чувствах и поведе­нии по отношению к себе и другим людям на противоположные, и про­ективная идентификация, т. е. проекция на объект невыносимых в себе самом чувств, желаний, намерений, и одновременно идентификация с этим «обогащенным» своими проекциями объектом, что приводит к нарушению границ между собой и объектом, и ощущению внешнего объекта как плохой, преследующей части себя и наоборот. Фиксация на параноидно-шизоидной позиции, как следует из ее названия, присуща тяжело нарушенным пациентам, страдающим психозами или тяжелыми пограничными или нарциссическими расстройствами.

Хронологически более поздней, а клинически более зрелой и «нор­мальной» является депрессивная позиция, для которой характерца целостность себя и объекта, т. е. реалистическое признание в себе и в других людях как хороших, так и плохих сторон, способность испы­тывать вину за свои агрессивные и разрушительные чувства и желания, смягчать свою ненависть любовью и возмещать нанесенный своими по­ступками вред. Депрессивной позиции, соответствующей уровню невро­тических расстройств, присущи зрелые защитные механизмы (вытесне­ние, рационализация, реактивные образования и т. п.) и объектные от­ношения с целостными объектами, например с матерью, с отцом, сочетающими в себе как свои хорошие, так и плохие черты.

Обогатило психоаналитическую теорию развития также и выдви­нутое Мелани Кляни положение о том, что стадии психосексуального развития, по Фрейду,— оральная, анальная, фаллическая (генитальная) — не являются хронологически закрепленными, последовательно сменяющимися этапами развития, по присутствуют у каждого ребенка с самого рождения в качестве тенденций, а первые, ранние стадии Эдипова конфликта начинают проживаться младенцем еще при кормлении грудью. При этом ранняя «эдипизация», сексуализация ребенка говорит о его глубокой оральной неудовлетворенности в диадических отноше­ниях с матерью.

Особый интерес Мелани Кляйн на протяжении всей ее карьеры привлекали негативные, разрушительные чувства и желания человека: ненависть, зависть, жадность. Клиническому и теоретическому иссле­дованию их источников и проявлений посвящены многие ее работы.

Наряду с этим, Мелани Кляни в своих размышлениях о плохой и хоро­шей матери, ненависти и любви, зависти и благодарности постоянно подчеркивала важность любви, позволяющей не толко смягчить и пре­одолеть негативные чувства, по и глядеть в будущее человечества с осто­рожным оптимизмом.

Мелани Кляйн была не просто выдающимся практиком и ученым, она была и создательницей своей аналитической школы. Ее учениками были такие известные психоаналитики, как Вильфред Биоп, Паула Хайман, Герберт Розенфельд, Ханна Сегал. Идеи Кляйн нашли свое применение не только в клинической работе, по и в социальных и гума­нитарных дисциплинах.

Мы предлагаем вашему вниманию одну из последних итоговых работ Мелани Кляйн «Зависть и благодарность» (1957), обобщающую опыт ее сорокалетней аналитической карьеры. В этой книге в присущей ей смелой и безапелляционной манере Мелани Кляйн исследует бессо­знательные источники «двух всем знакомых отношений — зависти и благодарности». На примере богатого литературного и клинического материала Кляйн разворачивает драму развития человека и его взаимо­отношений с окружающими в борьбе любви и ненависти, доверия и подозрительности, щедрости и жадности, благодарности и зависти. Она убедительно показывает, как психоаналитическое лечение способно раз­решить негативный перенос, реконструировать ранний детский опыт пациента и привести к интеграции его личности.

С большим удовольствием представляя вам эту книгу не только как переводчик и автор предисловия, по и как практикующий аналитик, многому научившийся у Мелани Кляйн, я надеюсь, что вы по достоин­ству оцепите проницательность, глубину, энергию и обаяние этой «маленькой фрау», как назвала ее в своих ассоциациях одна из пациен­ток (klein, по-немецки — маленький), оказавшей такое большое влия­ние па весь современный психоанализ.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Оглавление iconФредерик Патенод Секреты сыроедения Оглавление Оглавление
Предисловие. Сыроедение без прикрас Глава Как определить наш естественный рацион
Оглавление iconКонспект лекций лектор д т. н профессор А. И. Раков Севастополь 2008...
Процесс управления предприятием, его информационное и техническое обеспечение 168
Оглавление iconОглавление оглавление 2
«Как стереть с себя 15 лет» – это уникальная в своем роде методика, показавшая методом многолетнего (и, что ценно, масшатбного) тестирования...
Оглавление iconОглавление Оглавление 2
В последнее время не было повторных изданий этой книги, которая, на мой взгляд, является одним из наиболее значительных произведе­ний...
Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление введение перед завесой

Оглавление iconОглавление введение перед завесой

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница