Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9


НазваниеУчебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9
страница1/51
Дата публикации21.06.2013
Размер6.35 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Медицина > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
И.В.ДУНАЕВ

ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА

ТЕХНИКА И МЕТОДИКИ

Учебное пособие

Дунаев И. В.

г™.. Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие.— М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство ЮКЭА», 2000.—480 с.

ISBN 5-7856-0172-9

Учебное пособие написано широко известным практиком и теорети­ком лечебного массажа, автором целого ряда методических и учебных пособий по массажу.

Автор обобщил свой 30-летний опыт работы в профессиональной школе массажистов Кисловодска, подробно описал методики трех ос­новных разновидностей лечебного массажа — классического, рефлек-торно-сегментарного и точечного с конкретными рекомендациями по применению в лечении самых различных заболеваний. Пособие снабже­но терминологическим словарем-справочником, который значительно расширяет возможности его использования в различных читательских кругах.

Пособие написано ясным, доходчивым языком на высоком методи­ческом уровне.

Для студентов и преподавателей высших и средних медицинских учебных заведений, массажистов и всех, интересующихся лечебным массажом.

ББК 67.99(2)5

ISBN 5-7856-0172-9

© Дунаев И. В., 2000

© Оформление. ООО "Издательство ЮКЭА", 2000

Посвящается моей любимой жене и помощнику Клавдии Петровне Дунаевой

ВВЕДЕНИЕ

К истории массажа

Массаж (фр. massage < греч. massein "разминать, расти­рать") известен с незапамятных времен, хотя такого поня­тия еще не существовало. Достаточно сказать, что в Древней Руси были весьма популярны и у простонародья, и у знати повитухи, костоправы, знахари. Умело пользуясь различны­ми приемами, они вправляли вывихи, лечили переломы, избавляли от запоров и ломоты в пояснице, исправляли не­правильное положение матки и т. д.

На древнем Востоке оздоровительный массаж проводили, как правило, в банях. "Гассан... разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вы­тягивать составы, бить меня сильно кулаком; я не чувство­вал ни малейшей боли, но удивительное облегчение",— с восхищением описывал А. С. Пушкин тифлисскую баню. Уже в древности врачи стали пользоваться массажем как методом лечения. Он был известен в Китае, Японии, Греции, о мас­саже упоминает Гиппократ (460—377 до н. э.). Наряду с мас­сажем тогда же применяли лечебные приемы, напоминаю­щие акупунктуру.

Развитию массажа способствовали работы шведского вра­ча П. X. Линга (1776—1839), применявшего его вместе с гим­настикой. В России в XIX в. разработали физиологическое обо­снование влияния массажа на организм здорового и больного человека, определили показания и противопоказания к при­менению массажа при различных заболеваниях, создали клас­сификацию массажных приемов и методики применения ле­чебного массажа.

Большая заслуга в популяризации массажа принадлежит русскому врачу И. В. Заблудовскому, создавшему в Берлине (1882) первую Государственную школу по изучению масса­жа. Его работы по массажу в хирургии, терапии и спорте до сих пор имеют большое научное значение. И. В. Заблудовским написано свыше 100 научных работ по физиологическому обоснованию действия массажа и методике массажа. Он ввел в массаж ряд новых массажных приемов, внес большой вклад в развитие спортивного массажа.

Благодаря его исследованиям массаж привлек внимание многих русских ученых: С. Л. Боткина, В. А. Манасеина, Л. А. Остроумова, В. А. Ратимова, Д. О. Отта, А. Н. Маклакова, В. А. Штанге, Г. И. Турнера, А. Е. Щербака и др. Началось изучение механизма действия массажа, его методики и техники, пока­заний и противопоказаний.

Д. О. Отт написал ряд работ о значении применения масса­жа в акушерско-гинекологической практике. В 1888 г. он орга­низовал в акушерско-гинекологической клинике (Петербург) специальные курсы по гинекологическому массажу.

Большой вклад в дело внедрения массажа в офтальмоло­гию внес А. Н. Маклаков, ему принадлежит приоритет вве­дения в офтальмологию механической вибрации. В 1893 г. он сконструировал вибрационный аппарат, который применял­ся при лечении различных хронических заболеваний глаз.

К. А. Шульц, Н. И. Гуревич и другие применяли массаж в хирургической клинике при лечении переломов.

Действие вибрационного массажа на организм глубоко и всесторонне изучали В. М. Бехтерев, Н. Ф. Чикаев, М. Я. Брей-тман, А. Е. Щербак, Е. Ц. Андреева-Галанина.

Большое значение для развития массажа имели работы таких ученых, как Е. И. Залесова, Р. В. Кипарский, Л. И. Буб-личенко, В. Ф. Снегирев, А. Р. Киричинский и др.

Однако в дореволюционной России массаж не получил широкого распространения среди населения: не было кадров квалифицированных массажистов, а услуги немногих специ­алистов, владеющих искусством массажа, были слишком до­роги, поэтому подавляющее большинство по-прежнему об­ращались за помощью к знахарям.

После 1917 г. массаж начинают применять в больницах, поликлиниках, физкультурных диспансерах, санаториях, дет­ских лечебных учреждениях, широко использовать в косме­тике и спорте.

Много сил и энергии отдали развитию массажа советские ученые — И. М. Саркизов-Серазини, А. Ф. Вербов, В. К. Крамаренко, А. Е. Щербак, В. К. Стасенков, В. Е. Васильев и дру­гие.

Особое значение массаж приобрел во время Великой Оте­чественной войны, когда необходимо было восстанавливать

здоровье сотен и тысяч раненых, находящихся на излечении в госпиталях. Создавались специальные курсы по подготовке массажистов, часто из числа участников войны, оставшихся без зрения.

Массаж получил широкое распространение в нашей жиз­ни, особенно в последние десятилетия, во всех своих разно­видностях (гигиенический, косметический, спортивный), но главную роль играет, конечно, лечебный массаж, который зачастую является единственным средством лечения тех или иных заболеваний.

^ Профессиональные требования к массажисту

1. Массажист должен знать нормальную топографическую и патологическую анатомию, особенности строения различ­ных тканей, хорошо разбираться в топографии массируемой части тела, свободно ориентироваться в расположении кож­ных зон сегментарной иннервации и уметь отличать патоло­гическое состояние тканей и органов от нормального.

Знание топографической анатомии особенно важно в свя­зи с введением в лечебную практику сегментарного и точеч­ного массажа. Только при строгом выполнении этого требо­вания учащийся сможет стать квалифицированным специа­листом. В противном случае, плохо понимая, например, по­чему одни приемы можно делать только в одном направле­нии, а другие — в любом, он не будет получать полноцен­ных лечебных результатов в работе.

2. Массажист обязан безукоризненно владеть пальпаторным методом исследования. Хотя незрячие люди обладают большой чувствительностью пальцев, но даже не у каждого из них она осмыслена, поэтому необходима ежедневная тре­нировка пальцев. Кроме того, рекомендуется проводить спе­циальные занятия по пальпации начиная с первого курса обучения.

Учащемуся должны быть хорошо знакомы ощущения, воз­никающие при пальпации человеческого тела. Он должен на­учиться пальпаторно распознавать отдельные мышцы, мышечые группы, связки, сухожилия, места прикрепления су­хожилий к костям, определять пастозность (потеря эластич­ности) и отечность тканей, отличать повышенный или по­ниженный мышечный тонус от нормального и знать распо­ложение основных сосудисто-нервных пучков. Хорошо раз­витая чувствительность пальцев позволяет массажисту опре-

делить состояние массируемых тканей и понять, когда необ­ходимо закончить массаж на данном участке и перейти на другой.

Чтобы сохранить высокую чувствительность пальцев, не­обходимо оберегать кожу рук от ранений, нагноения, высу­шивания, ожогов (об этом см. ниже).

3. Массажист обязан отлично владеть техникой, знать ме­тодику массажа и умело использовать знания при лечении различных заболеваний. Чтобы применять массаж целенап­равленно, он должен отчетливо представлять физиологичес­кое действие каждого массажного приема и знать его показа­ния и противопоказания. Поскольку классический лечебный массаж является основой почти всех разновидностей масса­жа, учащийся должен глубоко освоить его приемы, а в даль­нейшем постоянно совершенствовать технику выполнения массажных приемов и не допускать их искажений. Наруше­ние правил выполнения приемов классического массажа при­водит к снижению эффективности лечения и даже ухудше­нию состояния больного.

4. Массажист обязан разбираться в особенностях клини­ческого проявления различных заболеваний и в соответствии с этим умело подбирать необходимую методику или разно­видность лечебного массажа, при этом он должен поддержи­вать тесную связь с лечащим врачом. Для правильного пони­мания действия массажа на различные ткани, системы орга­нов и весь организм в целом большое значение имеет знание физиологии человека, особенно его нервной системы, так как главенствующая роль принадлежит нервно-рефлекторно­му действию массажа. В школе читается курс клинических дисциплин (внутренние болезни, хирургические и нервные болезни и пр.), необходимых будущему массажисту для того, чтобы следить за реакцией больного во время массажа и пра­вильно оценивать результаты своего труда, поэтому учащие­ся должны вдумчиво и внимательно овладевать знаниями этих

дисциплин.

5. Массажист должен постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки путем самостоятельной рабо­ты с медицинской литературой, на семинарах в группах мас­сажистов и курсах повышения квалификации.

6. Пальцы массажиста должны быть мягкими, гибкими, подвижными и сильными, а его движения — аккуратными и точными. Неточные жесты могут показаться пациенту дву­смысленными.

7. Руки у плохо видящих и незрячих массажистов — это "вторая пара глаз", поэтому они должны быть развитыми и

выносливыми.

8. Массажист должен одинаково владеть обеими руками для сохранения и качества массажа, и работоспособности, для чего ему необходимо постоянно тренировать мышцы рук.

9. Массажист обязан внимательно относиться к жалобам пациента, быть выдержанным, терпеливым и в то же время настойчивым для достижения лечебного эффекта. Он должен уметь рассеять пессимистическое настроение пациента и вну­шить ему веру в выздоровление.

10. Отношения между пациентом и массажистом очень важ­ны для эффективности лечения, поэтому массажист должен быть корректен, предупредителен, тактичен и находчив, но не допускать фамильярности в обращении с пациентом, тем более обсуждать с ним качество работы своих коллег или

лечащего врача.

Это повышает авторитет массажиста и располагает паци­ента к доверию. Нередко пациенты посвящают массажиста в интимные стороны своего заболевания и личной жизни. Мас­сажист не должен разглашать тайны пациента, иначе это мо­жет привести к различным конфликтам и резкому сниже­нию авторитета массажиста в глазах пациентов.

11. Недопустимо проявление массажистом раздражения или недовольства пациентом. Пациенты очень чувствительны к равнодушному отношению к своим жалобам, поэтому каж­дую жалобу пациента следует внимательно выслушать, по возможности извлечь из нее новые данные и использовать их для более эффективного применения массажа.

12. Эти важные для массажиста качества учащиеся должны воспитывать в себе с первых занятий, с первого знакомства друг с другом, с преподавателями, с остальными окружаю­щими. Все это в дальнейшем поможет им легко и естественно наладить доверительные отношения с пациентами.

^ Гигиена массажиста

Медицинская фсфма массажиста должна состоять из меди­цинского халата и медицинской шапочки (у массажисток может быть белая косынка). Недопустимо, чтобы во время работы волосы массажиста касались тела больного или мас­сируемого участка.

Медицинский халат может быть бортовым, застегиваю­щимся или завязывающимся сзади. Предпочтительнее бортовой халат: он не стесняет движений, в нем достаточно от­крыта шея, лучше вентилируется тело во время работы. Халат должен быть чистым, все его детали (пуговицы, завязки, карманы) должны быть пришиты, рукава подвернуты выше локтя (рукав, опущенный ниже локтя, мешает во время ра­боты, стесняет движения рук, прикосновение рукава к телу пациента вызывает у последнего неприятное чувство). Ниж­ний край халата должен закрывать край платья. В карманах халата не должно быть предметов, беспокоящих пациента.

Халат не должен быть слишком широким или слишком узким: слишком широкий — имеет неряшливый вид, слиш­ком узкий — стесняет движения во время работы и препят­ствует нормальной циркуляции воздуха над поверхностью тела, что ведет к нарушению терморегуляции, перегреванию тела и преждевременному утомлению массажиста.

Одежда. Перед приемом пациентов массажист переодева­ется в рабочую одежду, которая должна храниться в кабине­те. Одежда должна быть легкой, удобной, не стесняющей движений и не сдавливающей грудную клетку и талию, сво­бодно пропускать воздух и не задерживать влагу, в частности пот, выделение которого усиливается во время работы. Тугой пояс сдавливает мышцы и сосуды поясницы и брюшного пресса, способствуя их утомлению и нарушая нормальную работоспособность.

Обувь. Практикой установлено, что работать в обуви на высоком каблуке неудобно — ноги становятся неустойчивы­ми и быстро устают. Обувь без каблуков способствует разви­тию плоскостопия, при этом возможны боли и судороги в икроножных мышцах и нарушение кровообращения в ногах. Лучше работать в удобной и свободной обуви со средним и широким устойчивым каблуком.

Рабочую обувь следует хранить в шкафу массажного ка­бинета.

Уход за руками. Во время массажа на руках не должно быть колец, часов, браслетов во избежание нанесения мик­ротравм больному. Кожа кистей и пальцев не должна иметь омозолелостей, ссадин, царапин, гнойничков.

Ранки на руках массажиста во время работы загрязняются и могут нагноиться, поэтому такими руками работать нельзя. Перед началом массажа и после него тщательно вымыть руки теплой водой с мылом (лучше всего в присутствии пациента). Если руки мыть постоянно холодной водой, то кожа, осо-

бенно на тыльной поверхности кисти и пальцев, становится сухой, тонкой; в холодное время года на ней появляются трещины, вызывающие болезненные ощущения.

После работы вымыть руки теплой водой, слегка высу­шить их и смазать тонким слоем питательного крема или специальным составом: глицерина — 25 г, нашатырного спир­та — 2,5 г, винного спирта — 5 г, душистого глицерина — 2 г. При повышенной потливости ладоней рекомендуется пе­риодически обтирать их сухим полотенцем или пользоваться тальком. Тальк гигроскопичен и хорошо впитывает воду (пот). Можно протирать ладони ватой, смоченной водно-спирто­вым раствором или эфирно-спиртовой смесью, в крайнем случае, 1—2 % раствором формалина. Ногти на руках должны быть достаточно короткими, для чего их необходимо перио­дически обрабатывать специальной пилочкой, при этом край ногтя не должен быть острым. Заусенцы ногтевого ложа обра­батывать с помощью острых ножниц, йода или бриллианто­вой зелени.

Участки загрубевшей кожи на ладонях ликвидируются пемзой во время мытья рук или тонкой наждачной бумагой, когда руки сухие.

Прочие требования. Во время работы массажист часто рас­полагает свое лицо близко к лицу пациента, поэтому необ­ходимо следить за чистотой полости рта.

Неприятный запах бывает при наличии больных зубов, при гнойных пробках в миндалинах и т. д. Учитывая это, массажист должен вовремя лечить зубы и носоглотку.

Не следует забывать и о том, что некоторые пациенты не переносят запаха духов или одеколона, — в таком случае желательно воздержаться от их употребления.

^ Гигиенические требования к пациенту

При первом посещении пациенту следует разъяснить, что массаж проводится на чистой коже, так как загрязненная кожа способствует опасности ее инфицирования во время массажа. Если пациент, впервые прибыл на массаж с недоста­точно чистой кожей, протереть кожу массируемого участка ватным тампоном, смоченным водно-спиртовым раствором или раствором хлорамина.

Густой волосяной покров на поверхности массируемого участка препятствует проведению массажа. Захват волос ру­ками массажиста вызывает у пациента боль, при этом волосяная луковица раздражается и может воспалиться, что дела­ет дальнейшее проведение массажа невозможным. В таком слу­чае можно порекомендовать снять волосы машинкой, но не брить, потому что бритва снимает не только волосы, но и поверхностный слой эпидермиса, отчего кожа становится тон­кой и легко ранимой.

На первой процедуре для лучшего скольжения можно при­менить вазелин или тальк. После массажа вазелин убрать ват­ным тампоном, смоченным в спирте.

Совершенно недопустимо, чтобы пациент ложился на мас­сажный стол в брюках и обуви. Незрячие и со сниженным зрением массажисты особенно тщательно должны следить за этим.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Похожие:

Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9 iconУчебное пособие Новосибирск 2004 Рецензенты: к э. н., доц. Юдин Н. П
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов вуза, слушателей дополнительного профессионального образования
Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9 iconУчебное пособие для философских факультетов университетов
...
Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9 iconУчебное пособие Уфа 2008 удк 616. 97: 616. 5(07) ббк 55. 8 я 7 0-75...
Основы дерматовенерологии: Учебное пособие / Составители: Гафаров М. М., Терегулова Г. А., Выговская Т. Л., Хисматуллина З. Р., Кудашев...
Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9 iconУчебное пособие Рекомендовано Главным управлением развития общего...
К78 Введение в социологию: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1995. 144 с. Isbn 5-7301-0101-5
Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9 iconУчебное пособие
Э. Г. Скворцов. Культурология. / Учебное пособие. Филиал ргсу в г. Чебоксары. – Чебоксары: ООО «Крона». 2007. – 226с
Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9 iconКраткий курс менеджмент а. Большаков учебное пособие санкт-Петербург...
Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — Спб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9 iconКирсанова М. В. Современное делопроизводство: Учебное пособие. 2-е изд
Современное делопроизводство: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М.: Инфра-м; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. 288 с. (Серия...
Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9 iconУчебное пособие по английскому языку Второе издание
Л 47 Английская литература 1890-1960: Учебное пособие по английскому языку. 2-е изд. М.: Флинта, Наука, 2000. 144 с
Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9 iconУчебное пособие для студентов лечебного факультета
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей медицинских вузов
Учебное пособие Дунаев И. В. г™ Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. М.: Ивц «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издатель­ство юкэа», 2000. 480 с. Isbn 5-7856-0172-9 iconУчебное пособие по математике Датировано: июнь 2012 Важная информация...
Это учебное пособие создано для подготовки студентов к академическому квалификационному тесту по математике. Ответы прилагаются в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница