Скачать 0.52 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Т. М. Шаршакова, Н. П. Петрова, В. М. Дорофеев ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКАПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса высших медицинских учебных заведений лечебного факультета Гомель ГоГМУ 2009 УДК 614.2 ББК 51.1 Ш 25 Рецензент: кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общей гигиены, экологии и радиационной медицины, учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет») В. Н. Бортновский ^ Ш 25 Производственная практика по общественному здоровью и здравоохранению: учебно-методическое пособие для студентов 5 курса высших медицинских учебных заведений лечебного факультета/ Т. М. Шаршакова, Н. П. Петрова, В. М. Дорофеев. ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2009. ― с. 38.ISBNПредназначено для проведения производственной практики по общественному здоровью и здравоохранению студентами 5 курса лечебного факультета. Содержит рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по производственной практике и рекомендации по выполнению УИРС. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по врачебной производственной практике, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 20.05.2009 г., протокол № 6. УДК 614.2 ББК 51.1 ISBN © Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2009 ^ АПО – амбулаторно-поликлиническая организация БСК – болезни системы кровообращения ВБИ – внутрибольничная инфекция ВКК – врачебно-консультативная комиссия ВУТ – временная утрата трудоспособности ГБ – гипертоническая болезнь ЗОЖ – здоровый образ жизни ИМ – инфаркт миокарда КДР – коэффициент достижения результата ЛПО – лечебно-профилактическое объединение (организация) МКР – модель конечных результатов МРЭК – медико-реабилитационная экспертная комиссия МКБ – международная классификация болезней ОКИ – острые кишечные инфекции УИРС – учебно-исследовательская работа студента ФАП – фельдшерско-акушерский пункт ЧАЭС – Чернобыльская атомная электростанция ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших этапов подготовки врача является производственная практика, которая представляет возможность закрепления теоретических знаний, полученных студентами при изучении общественного здоровья и здравоохранения. Для студентов 5 курса лечебного факультета производственная практика в качестве помощника врача является обязательной формой подготовки врача по специальности «Лечебное дело» 1–79.01.01. Предложенное учебно-методическое пособие содержит материалы по организации и проведению летней производственной практики по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение». Учебно-методическое пособие включает: I. Цели и задачи производственной практики. II. Содержание производственной практики. III. Индивидуальные задания. IV. Учебно-исследовательскую работу студента (УИРС). V. Работу студента по медико-гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ). VI. Требования к уровню подготовленности (знания, умения и навыки) студентов, прошедших практику по дисциплине. VII. Перечень практических навыков, которые выносятся на выпускной государственный экзамен и совершенствуются в процессе прохождения производственной практики. VIII. Обязательства кафедры при организации практики. IX. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы. X. Приложения. ^ ― требования к оформлению титульного листа и отчета по производственной практике; ― требования к оформлению лекционной путевки и титульного листа УИРС; ― перечень основных законов и приказов, регламентирующих деятельность организаций здравоохранения; ― примерный перечень тем УИРС, лекций и санитарных бюллетеней по медико-гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни; ― основная медицинская документация ЛПО, которую должен уметь заполнить студент после прохождения производственной практики. Производственная практика по общественному здоровью и здравоохранению проводится в специализированных стационарах областных, городских и крупных центральных районных лечебно-профилактических организациях под руководством преподавателя университета, заведующего отделением и под контролем заместителя главного врача. Сроки производственной практики ― 12 рабочих дней (72 часа). Во время прохождения врачебной производственной практики по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии студенты выполняют одно из индивидуальных заданий кафедры по изучению качества работы отделения и службы организации здравоохранения в динамике за 2 года. После окончания производственной практики студенты сдают дифференцированный зачет. ^ Цель: углубление, закрепление и проверка знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», дальнейшее их совершенствование, ознакомление с деятельностью организаций здравоохранения (диагностика, лечение, реабилитация и профилактика); условиями работы врачей на всех этапах оказания медицинской помощи населению, а также с основами противоэпидемической деятельности; закрепление практических навыков по медико-гигиеническому воспитанию и формированию у населения здорового образа жизни. Задачи: 1. Углубление теоретических знаний по общественному здоровью и здравоохранению, полученных на других кафедрах, овладение специальными знаниями и умениями, освоение практических навыков врача по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». 2. Закрепление знаний и умений по расчету и анализу показателей здоровья населения определенной территории и показателей, характеризующих деятельность лечебно-профилактических организаций (ЛПО). 3. Овладение навыками работы по анализу деятельности организаций здравоохранения на основе модели конечных результатов (МКР) с расчетом коэффициента достижения результата (КДР). 4. Освоение технологии разработки предложений по улучшению работы лечебно-профилактических организаций. 5. Закрепление практических навыков по медико-гигиеническому воспитанию и формированию у населения здорового образа жизни. ^ В период работы на всех циклах производственной практики студенты должны изучить: ― организацию здравоохранения в городе, районе и на селе ( структуру и организацию работы городской больницы, поликлиники, родильного дома, женской консультации, центральной районной больницы (ЦРБ), сельского врачебного участка); ― организацию профилактической работы в лечебно-профилактических организациях, диспансерный метод и его сущность; ― работу врачебно-консультационной комиссии (ВКК) и медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК); ― медицинскую документацию, правила оформления и кодирования листка нетрудоспособности. ^ 1. Детальное ознакомление с одним из 7 индивидуальных заданий: ― Организация терапевтической амбулаторно-поликлинической помощи. ― Организация стационарной терапевтической помощи. ― Организация хирургической амбулаторно-поликлинической помощи. ― Организация стационарной хирургической помощи. ― Организация медицинского обслуживания женского населения. ― Организация стационарной гинекологической помощи. ― Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи. 2. Составление письменного отчета о выполненной работе по соответствующему индивидуальному заданию, в котором: ― дана характеристика организации оказания медицинской помощи населению согласно одного из вариантов индивидуальных заданий; ― отражены показатели результативности и дефектов, характеризующие деятельность отделения за 2 года (по данным отчетов организаций здравоохранения и сведений кабинетов медицинской статистики); ― оценена деятельность ЛПО на основе модели конечных результатов с расчетом КДР; ― проведен анализ полученных данных; ― сформулированы выводы и практические предложения по улучшению деятельности конкретной организации здравоохранения или ее структурного подразделения; ― на титульном листе отчета (приложение 1) должна быть отметка о проверке отчета заведующим отделением и подпись главного врача или заместителя главного врача организации здравоохранения, заверенная гербовой печатью организации здравоохранения. К письменному отчету прилагается дневник производственной практики. Дневник оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями. 3. Чтение перед пациентами двух научно-популярных лекций на медицинскую тему или демонстрацию санитарного бюллетеня в отделениях, где студент проходит производственную практику. В лекционной путевке (приложение 2) должна быть отметка руководителя организации здравоохранения, заверенная печатью организации здравоохранения. 4. Выполнение учебно-исследовательской работы студента по индивидуальному заданию. К дифференцированному зачету студенты представляют: ― отчет о выполненном индивидуальном задании и дневник; ― выполненную учебно-исследовательскую работу студента; ― лекционные путевки и тексты лекций; ― отзыв руководителя производственной практики. ^ Индивидуальное задание выполняется в лечебно-профилактической организации (ее подразделении) и должно включать конкретные сведения, учитывающие место прохождения практики, и обязательный объем данных, приведенный ниже. Индивидуальное задание № 1. ^ Общие сведения об амбулаторно-поликлинической организации. Наименование амбулаторно-поликлинической организации (АПО), ее мощность. Основные документы, регламентирующие ресурсы и деятельность АПО. Зона обслуживания, численность и состав обслуживаемого населения, число врачебных участков, средняя численность населения на 1 терапевтическом участке, соблюдение государственного социального стандарта в области здравоохранения по обеспеченности врачами первичного звена. Плановые объемы амбулаторно-поликлинической помощи, порядок их формирования при подготовке Территориальной программы обеспечения населения медицинской помощью. Организация работы АПО: сменность, работа в выходные и праздничные дни. Организация записи на прием к врачам и приема вызов врачей на дом. Порядок хранения «Медицинской карты амбулаторного больного» и порядок ее прохождения при обращении пациента в АПО. ^ Штаты терапевтической службы поликлиники (заведующие терапевтическими отделениями, участковые терапевты, участковые медицинские сестры): число штатных и занятых должностей, обеспеченность, укомплектованность, коэффициент совместительства. Квалификация медицинских работников терапевтических отделений (по категориям). Документы, регламентирующие оказание терапевтической амбулаторной помощи. Организация приема пациентов участковыми врачами в поликлинике и обслуживания на дому, график работы участковых врачей терапевтов. Функциональные обязанности участкового врача-терапевта и заведующего терапевтическим отделением. Работа по экспертизе временной нетрудоспособности. Используемые в АПО документы, регламентирующие порядок выдачи листков нетрудоспособности. Существующая в АПО структура ВКК, организация ее работы по вопросам медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности. Посещение заседания ВКК с последующим его описанием. Функция врачебной должности. Порядок формирования плановой функции врачебной должности участкового врача-терапевта. Анализ выполнения функции врачебной должности. Формы участия участковых врачей-терапевтов в ежегодной диспансеризации населения. Организация диспансерного наблюдения за лицами, имеющими факторы риска и хронические заболевания. Число и структура лиц, состоящих под диспансерным наблюдением. Характеристика показателей организации и качества диспансеризации. Организация консультативной помощи, роль заведующего терапевтическим отделением. Преемственность в деятельности поликлиники, стационара и скорой медицинской помощи, характеристика основных показателей. Порядок госпитализации пациентов, показания к госпитализации. Дневные стационары, стационары на дому: число мест, организация работы, порядок направления пациентов, объемные показатели деятельности. Существующая в АПО система контроля качества оказания медицинской помощи участковыми врачами-терапевтами. Работа участкового врача-терапевта по гигиеническому обучению населения и формированию здорового образа жизни. Используемая первичная медицинская документация. Годовые отчеты, составляемые на основании первичных данных формируемых участковым врачом-терапевтом. ^ Характеристика заболеваемости обслуживаемого населения: уровень первичной и общей заболеваемости обслуживаемого населения, структура заболеваемости, их динамика. Первичная инвалидность населения: уровень, динамика, основные причины, работа про реабилитации инвалидов. Уровень, структура смертности обслуживаемого населения, динамика. ^ Провести оценку деятельности АПО (терапевтической службы) на основании показателей результативности и дефектов модели конечных результатов за 2 предыдущих года. Провести бальную оценку показателей, рассчитать и оценить коэффициент достижения результатов. ^ На основании анализа, проведенного в сравнении с известными нормативными значениями и фактическими данными по Республике Беларусь (области, району, городу), сформулировать выводы о работе терапевтической службы АПО и внести предложения по улучшению ее деятельности и системы здравоохранения территории в целом. Индивидуальное задание № 2. ^ Общие сведения о больнице. Наименование больницы, ее мощность. Основные документы, регламентирующие ресурсы и деятельность больницы. Зона обслуживания, численность и состав обслуживаемого населения. Соблюдение государственного социального стандарта в области здравоохранения обеспеченности койками. Плановые объемы стационарной помощи, порядок их формирования при подготовке Территориальной программы обеспечения населения медицинской помощью. Существующий порядок плановой и экстренной госпитализации пациентов. Состав, структура и организация работы приемного отделения больницы. Профильные отделения, оказывающие терапевтическую помощь, их коечный фонд. |
![]() | Учреждение образования «гомельский государственный медицинский университет»... Т. М. Шаршакова, Н. П. Петрова, В. М. Дорофеев. ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»,... | ![]() | Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный... Производственная практика студентов является важнейшей составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление теоретических... |
![]() | Министерство здравоохранения республики беларусь учреждение образования... Определение фармакологии. Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины, ее роль и место в системе здравоохранения и медицинского... | ![]() | Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный... Асептика и антисептика. Профилактика воздушно-капельной, контактной, имплантационной инфекции |
![]() | Кафедра патофизиологии утверждаю Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский... | ![]() | Кафедра патофизиологии утверждаю Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский... |
![]() | Кафедра патофизиологии утверждаю Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский... | ![]() | Кафедра патофизиологии утверждаю Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский... |
![]() | Кафедра патофизиологии утверждаю Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский... | ![]() | Учреждение образования «гомельский государственный технический университет... Список использованных источников |