Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология»


НазваниеУчебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
страница1/18
Дата публикации21.03.2013
Размер2.88 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Медицина > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.А.МОРЕВА

ПЕДАГОГИКА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ДВУХ томах

Теория воспитания

Учебник

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
УДК 377(075.8) ББК 74.57я73 М793
Рецензенты:

доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института инновационной

деятельности в образовании РАО Т.П.Новикова;

доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического

воспитания Московского государственного гуманитарного

университета им. М.А.Шолохова М.Б.Зацепина
^ Морева Н.А.

М793 Педагогика среднего профессионального образования : учебник для студ. высш. учеб. заведений : в 2 т. Т. 2 : Теория воспитания / Н.А.Морева. — М. : Издательский центр «Ака­демия», 2008. — 192 с.

ISBN 978-5-7695-4898-7 (Т. 2)

ISBN 978-5-7695-4897-0

В учебнике раскрываются особенности процесса воспитания в кол­леджах, показаны условия создания гуманистической воспитательной сре­ды, даны современные подходы и технологии воспитания молодежи и краткая характеристика различных молодежных объединений, представ­лены способы формирования профессионального интереса, патриотиче­ского и гражданского самосознания студентов, определена роль куратора учебной группы в организации жизни и деятельности студентов колледжа. Несмотря на относительную самостоятельность, данное издание тесно свя­зано с книгой «Педагогика среднего профессионального образования: Практикум».

Для студентов дошкольных факультетов педагогических вузов. Может быть полезен преподавателям педагогических колледжей, а также студентам и педагогам других специальностей педагогического образования.

УДК 377(075.8) ББК 74.57я73

^ Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Морева Н.А., 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ

Современное общество выдвинуло на первый план вопросы воспитания молодежи. Об этом свидетельствуют государственные нормативно-правовые документы. Очевиден тот факт, что разви­тое демократическое общество должно иметь культурных, воспи­танных молодых людей, способных проявлять нравственную зре­лость, гражданскую позицию, использовать в общении этические формы взаимодействия с другими людьми.

Исходя из собственного преподавательского опыта, а также по­желаний коллег, использующих учебное пособие Н. А. Моревой «Пе­дагогика среднего профессионального образования» (1999, 2001 гг.), автор полностью переработал материал, касающийся теории и прак­тики воспитательной работы в средней профессиональной школе.

В учебнике представлен материал, позволяющий будущим пре­подавателям колледжа познакомиться со спецификой воспитания юношества, способами формирования интереса к профессии, осо­бенностями становления коллектива студенческой группы, усло­виями создания гуманистической воспитательной среды, совре­менными методами, средствами, формами и технологиями вос­питания, особенностями молодежных организаций и их влияни­ем на личность студента колледжа, понять логику взаимодействия основных понятий и компонентов теории воспитания, таких как «воспитание», «воспитательная система», «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «воспитательное мероприятие», «мето­дологические подходы». Все это позволяет освоить способы орга­низации воспитательной системы в среднем профессиональном учебном заведении.

Особая роль в организации воспитания студентов колледжа принадлежит куратору учебной группы, поэтому в книге внима­ние акцентируется на основных методических аспектах его дея­тельности в организации студенческого самоуправления, работе с активом учебной группы, технологических приемах в создании сценариев воспитательных мероприятий. Выделены методы и формы воспитания, и в частности методы оказания психолого-педагогической поддержки студентов.

Цель данной книги — оснастить преподавателя колледжа как куратора учебной группы методическим инструментарием для организации воспитательной работы со студентами на основе со­временных требований к личности педагога-воспитателя, помочь ему наладить воспитательный процесс в средней профессиональ­ной школе.

Методологическим основанием данного учебника стали сис-темно-деятельностный и личностью ориентированный подходы.

Так же как и в томе 1, логика построения содержания книги следующая: в каждой главе дается определение рассматриваемой педагогической категории, выделяются ее сущностные характе­ристики, приводятся технологические приемы воспитания в ра­боте со студентами колледжа.

Теоретический материал сопровождается вопросами и задания­ми для самоконтроля. Представлен список литературы, который поможет студентам расширить границы профессиональной ком­петентности по конкретным вопросам.

Все вопросы методического характера отрабатываются на се­минарских и практических занятиях, сценарии которых вынесе­ны в книгу «Педагогика среднего профессионального обучения: практикум».


^ РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глава 13

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
13.1. Сущность и назначение воспитания

«Воспитание» — основная категория педагогики, между тем до сих пор существует множество определений этого понятия. Объяс­няется это тем, что воспитание многозначно по своему содержа­нию. Перечислим некоторые из этих значений.

Воспитание — это творчески целенаправленный процесс взаи­модействия педагогов и воспитанников по созданию оптималь­ных условий организации усвоения социально-культурных ценно­стей общества и, как следствие, развития их индивидуальности, самоактуализации личности1.

Воспитание — передача старшими поколениями и усвоение новыми способов творческой деятельности, социальных и духов­ных отношений; целенаправленный процесс формирования у лич­ности социально значимых качеств2.

Воспитание — целенаправленное влияние на формирование качеств личности, на становление ее взглядов, чувств, интересов, привычек, мотивов, убеждений3.

Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление1.

____________________________________________________________________________________________________________________

1 См.: Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания / под ред. П. И. Пидка-систого. — М, 2002. - С. 20.

2 См.: Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую акмеоло-гию. — М., 2003. — С. 144.

3 См.: Гликман И.З. Теория и методика воспитания. — М., 2002. — С. 157.

4 См.: Минимальный социальный стандарт Российской Федерации // Вест­ник образования. — 2003. — № 3, март. — Приложение к письму Минобраз. России от 15.12.2002. - № 30-51 - 914/16. - С. 56
Итак, воспитание — это процесс систематического и целена­правленного воздействия на духовное и физическое развитие лич­ности; процесс целенаправленного формирования личности в ус­ловиях специально организованной воспитательной системы.

Воспитание рассматривается с двух позиций: как обществен­ное явление и как педагогическое явление.

Воспитание как общественное явление — слож­ный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно исторического опыта, осуществ­ляемый всеми социальными институтами: общественными органи­зациями, СМИ, церковью, семьей, разными типам образователь­ных учреждений. В данном определении воспитание отождеств­ляется с социализацией.

Воспитание как педагогическое явление трак­туется в широком и узком значениях.

В широком педагогическом смысле воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в усло­виях специально организованной воспитательной системы, обес­печивающий взаимодействие воспитателей и воспитанников.

С точки зрения целенаправленного воздействия старших по­колений на младшие воспитание представляет собой взаимодей­ствие старших и младших при руководящей роли старших как сочетание двух типов отношений. Воспитание как специально орга­низованная деятельность по достижению целей образования яв­ляется одним из двух ее компонентов1.

В узком педагогическом смысле воспитание — это целенаправленная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств, отношений чело­века. В более конкретном значении воспитание — это и решение конкретных воспитательных задач (например, какого-то нравствен­ного или эстетического качества), а также составные части целост­ного воспитательного процесса в виде умственного, нравственного, трудового и т.д. воспитания.

Существует общая классификация воспитания. В качестве составной части воспитательного проц е с с а воспитание разделяется:

на умственное;

— нравственное;

— трудовое;

физическое;

— эстетическое.

По направлениям воспитательным работам в об­разовательных учреждениях:

— на гражданское;

— политическое...

— трудовое;

— физическое;

— правовое;

— экологическое;

— экономическое.

По институциональному призншща

— на семейное;

— школьное;

— внешкольное;

— на конфессиональное (религиозное);

— по месту жительства;

— в детских и юношеских организациях, специальных образо­вательных учреждениях.

По стилю отношений воспитателя и воспитан­ника:

— на авторитарное;

— демократическое;

— либеральное;

— свободное

По философской концепции:

— на прагматическое;

— аксиологическое;

— коллективистское;

— индивидуалистическое;

— гуманистическое и др.

Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования имеет и свои четко обозначенные цели.

Как философская категория «цель» представляет собой мыс­ленно предвосхищаемый результат будущей сознательной деятель­ности человека, коллектива, общества.

Цель воспитания — это идеальная модель личности воспитан­ника, на которую должен быть сориентирован воспитательный процесс.

Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Но существуют их общепринятые трактовки: воспитание всесторон­не и гармонично развитой личности; приобщение человека к куль­туре; воспитание социально компетентной личности, автономной личности; эмансипация, свободное развитие личности.

В структуре воспитания различаются две категории целей, ее сопровождающие: цели жизнедеятельности и цели воспитатель­ной деятельности.

Первые представляют собой набор частных целей, важных дл; личности и реализуемых ею с особой тщательностью: учебные трудовые, бытовые цели. Среди них выделяют цели далекие \ близкие, личные и коллективные.

Цели воспитания личность должна не только осознать, но v ■ принять как собственные, т.е. цели жизнедеятельности, а этогс довольно трудно добиться.

В педагогической теории и практике встречаются три вида це­лей воспитания:

— представления о желаемых качествах поведения личности;

— представления о том или ином желаемом наборе черт лич­ности;

— представления о желаемых характеристиках глубинных ка­честв личности (образа Я, личностных смыслов и т.п.).

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании.

Первый уровень — идеал воспитания — фиксируется в законодательных актах государства, поскольку он представляет со­бой социальный заказ общества, тот воспитательный идеал, кото­рый соответствует этому заказу и принимается социумом.

Второй уровень представляет собой образ социально же­лаемой подготовки личности на уровне воспитательных устремле­ний. Этот образ определяется как выполнение социального заказа и реализуется в разнообразных воспитательных системах, кото­рые присутствуют на тот момент в обществе.

Третий уровень — это уровень цели и смысла жизни чело­века, его потребности в самореализации. Здесь следует говорить о личностно ориентированной парадигме воспитания, которая в центр воспитания ставит развивающуюся личность; человекоцен-тристский принцип составляет ее основу. Акцент в воспитатель­ной работе смещается с воспроизводства к развитию креативной, творческой, ориентированной на систему ценностей личности.

Цели воспитания в современных условиях — целенаправлен­ное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию.

На сегодняшний день список этих конкретизирующих общую идею целей таков.

1. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности личности к самопознанию, интереса к своему Я, своим отношениям, возможностям.

2. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности личности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зре­ния интересов своего развития.

3. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности личности к самореализации как реализации в деятельно­сти и общении своего творческого и личностного потенциала. 4. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности к личностной саморегуляции, регуляции своего психиче­ского и физического состояния, притязаний, самооценки.

5. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности в соразвитии, совместном развитии, развитии себя через развитие другого. Вот ее возможная формулировка: создание усло­вий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Главная цель современного воспитания заключается в создании условий для формирования у каждого гражданина целостного ком­плекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обес­печивающих их успешное развитие.

На реализацию целей воспитания существенное влияние ока­зывают факторы воспитания.

Факторы воспитания как некое влияние, воздействие на про­цесс воспитания разделены на три группы: макрофакторы, мезо-факторы, микрофакторы.

Макрофакторы оказывают глобальные влияния на уровне де­мографических, экологических, политических, информационных особенностей страны, государства, общества. Макрофакторы чаще действуют не напрямую, а преломляясь через более ближние ме-зофакторы, а последние — через микрофакторы.

Мезофакторы — это влияния этнокультурные и региональ­ные.

С микрофакторами студенты взаимодействуют постоянно, по­скольку это общественные организации, семья, друзья, все те люди, которые окружают человека непосредственно. Совершенно оче­видно, что процесс воспитания конкретного студента преломля­ется через реализацию воспитателями государственных программ, через концепции, планы воспитательной работы конкретного кол­леджа или вуза, а принятие их конкретным студентом во многом зависит от особенностей семейного воспитания, влияния на сту­дента его друзей, сформированное™ у него определенной миро­воззренческой позиции.

Все факторы воспитания — это факторы социализации и фак­торы развития студента, так как воспитание направлено на социа­лизацию и развитие личности.

Факторы воспитания имеют противоречивый характер: с од­ной стороны, они оказывают положительное влияние, с другой — отрицательное.

Оптимальная позиция воспитателя в отношении положитель­ных, позитивных факторов предполагает:

— знание характера действия данного фактора;

— опору на его влияние в воспитании, использование его в воспитательном деле;

— «подключение» к факторам.

Приведем пример различия опоры и подключения.

Если педагог использует информацию, полученную воспитанникам! по телевизионным каналам, — это опора. Если стимулирует просмот; определенных программ, участие студентов в некоторых телевизионные акциях — то подключение.

В отношении негативных факторов главное — знание характе­ра их действия. Есть сколько угодно примеров, когда воспитатели и не задумываются над теми или иными отрицательными влияни­ями семьи, общества сверстников, других педагогов...

Существует несколько способов противостояния пе­дагога негативным факторам.

1. Нужно знать своих «социальных конкурентов». Такое отчет­ливое знание позволяет ставить реалистические воспитательные задачи.

2. Регулировать влияния негативных факторов можно, обсуж­дая со студентами те явления, проблемы, которые отрицательно влияют на развитие человека, вырабатывая у них конструктивное отношение к становлению, росту в данных условиях.

3. Нейтрализовать негативные факторы удается в совместной, коллективной деятельности воспитателей и воспитанников.

Формирование духовной культуры, ценностных ориентации человека в конкретной воспитательной деятельности связаны с тремя относительно автономными аспектами: организацией со­циального опыта человека, образования и индивидуальной помо­щи. Вкратце разберем каждое из этих условий.

В широком смысле социальный опыт представляет собой един­ство различного рода умений и навыков, знаний и способов мыш­ления, стереотипов поведения, ценностных установок, запечат­ленных ощущений и переживаний. Это и опыт взаимодействия с другими людьми, опыт адаптации и обособления в процессах самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверж­дения. Организация социального опыта осуществляется через организацию опыта и жизнедеятельности формализованных групп и коллективов; организацию взаимодействия и обучение ему; через стимулирование самостоятельности, самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микро­группы.

Образование включает в себя систематическое обучение как основное, так и дополнительное, просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры и стимулирование самообразования и самовоспитания.

^ Индивидуальная помощь осуществляется через оказание содей­ствия в решении проблем, создание для воспитанника ситуаций успеха, позволяющих ему позитивно реализоваться, утвердиться, что по большому счету способствует его саморазвитию и самосо­вершенствованию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим...
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...
Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением...
Н63 Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. — Спб.: «Детство-пресс», 2005. 128 с. Isbn 5-89814-324-6
Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconВ социально- культурном сервисе и туризме
Учебно-методическим объединением по образованию в области сервисо в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебник для вузов
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...
Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconЮдина Т. Н. Ю16 Миграция: словарь основных терминов: Учеб пособие
Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов...
Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебник (1-е изд. 1976 г., 2-е изд. 1993 г.), написанный видным зоопсихологом...
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...
Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconОглавление
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...
Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconУчебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Учебник Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconОрганизация населения
Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница