Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10


Скачать 335.57 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10
страница1/2
Дата публикации22.07.2013
Размер335.57 Kb.
ТипМетодическое пособие
userdocs.ru > Медицина > Методическое пособие
  1   2


ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ВОЕННОЙ И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для студентов по курсу «Медицина катастроф»

Тема № 10: «Медицинская служба Вооруженных Сил РФ в чрезвычайных

ситуациях мирного времени»

Обсуждено на заседании кафедры

«____» _______________ 200__г.

Протокол № ____

г. Оренбург – 2008 г.

Задачи военной медицины в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в

мирное время
Главной задачей медицинской службы ВС РФ в системе организации экстренной медицинской помощи является своевременное и эффективное оказание всех видов медицинской помощи личному составу армии и флота, гражданскому населению в районах чрезвычайных ситуаций.

Для выполнения этой, а также других задач проводятся следующие мероприятия:

- анализ медико-тактической обстановки в округах и на флотах, прогноз и оценка медико-санитарных последствий возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе эпидемической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций;

- определение потребности в силах и средствах и планирование работы службы экстренной медицинской помощи (ЭМП) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- организация и взаимодействие с органами гражданского здравоохранения, медицинскими службами других министерств, а также другими службами Российской системы по предупреждению и действиями в чрезвычайных ситуациях;

- подготовка предложений по организации медицинского обеспечения личного состава армии и флота, а также гражданского населения при авариях, катастрофах, стихийных и экономических бедствиях, массовых заболеваниях и других видах чрезвычайных ситуациях;

- осуществление постоянного контроля готовности медицинских учреждений и формирований к оказанию экстренной медицинской помощи личному составу армии и флота, гражданскому населению при различных видах чрезвычайных ситуациях;

- оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

- организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- оперативное управление и осуществление маневра медицинскими силами и средствами службы ЭМП ВС РФ с целью оказания своевременной и эффективной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

- организация обеспечения медицинским имуществом службы ЭМП в подготовительный период и во время работы в районах чрезвычайных ситуаций;

- организационно-методическое руководство специальной подготовкой кадров медицинской службы по проблемам «медицины катастроф»;

- контроль состояния военно-медицинской подготовки личного состава армии и флота;

- разработка и внедрение теоретических, методических и организационных проблем дальнейшего совершенствования;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах экстремальной медицины, внедрение результатов исследования в практику;

- разработка проектов методических документов, регламентирующих деятельность службы ЭМП ВС РФ, а также обеспечение ее воздействия с координационно-диспетчерской службой министерства здравоохранения и социального развития РФ, аналогичными службами других министерств и ведомств;

- учет и анализ объема, характера, своевременности и эффективности экстренной медицинской помощи личному составу армии и флота при различных видах чрезвычайных ситуаций;

- участие в международном, межреспубликанском и межведомственном сотрудничестве в области «медицины катастроф».
^ Медицинские формирования Министерства обороны РФ
На основании Постановления Правительства СССР от 12 апреля 1990 года № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» Минздравом, ЦВМУ МО СССР, а затем ГВМУ МО РФ созданы центры экстренной медицинской помощи (ЭМП), специализированные медицинские бригады (СМБ) и медицинские отряды специального назначения (МОСН), определена роль станций скорой медицинской помощи.

Принимая во внимание всю сложность поставленных задач, правительство России, Генеральный штаб ВС, ГВМУ МО РФ сочли необходимым создать в Вооруженных Силах головное учреждение – Государственный НИИ экстремальной медицины, полевой фармации и медицинской техники и возложить на него реализацию комплекса научных исследований по указанной проблеме.
^ Предназначение, задачи, структура и принципы использования врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи.

Для оказания медицинской помощи пострадавшим в районе катастрофы, крупной аварии, стихийного бедствия будут использоваться, прежде всего, силы и средства близлежащих воинских частей и военно-медицинских учреждений.

С этой целью, в соответствии с директивой начальника ЦВМУ МО СССР 1990 г. № 161/ДМ-19 , в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны созданы:

Для оказания первой врачебной помощи в очагах поражения в военных госпиталях емкостью до 200 коек – 1-2 нештатные подвижные врачебно-сестринские бригады постоянной готовности, от 200 до 500 коек – 2-3, 500 коек и более – 3-4. Состав бригады 5-7 человек (2 врача, 3-4 медицинские сестры с укладками медицинского имущества). Готовность их к выезду (вылету) – не позднее 2 часов.

Задачи врачебно-сестринских бригад:

- приоритетная медицинская сортировка пострадавших на основании оценки их общего состояния, характера повреждений и с учетом прогноза исхода;

- оказание первой врачебной помощи в зоне катастроф;

- медицинское обеспечение эвакуации пострадавших;

- сбор, обобщение и передача медицинской информации о пострадавших в региональный центр руководства.

Бригада работает на временном пункте сбора пострадавших в объеме неотложных мероприятий первой врачебной помощи, продолжительность работы – 16 часов в сутки.

Для усиления военных и гражданских лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пострадавших, в военных госпиталях на 500 коек и более, кроме того – бригады специализированной медицинской помощи:

- общехирургическая – 2 хирурга, 2 операционные сестры, медицинская сестра;

- травматологическая – 2 хирурга, 2 операционные сестры, медицинская сестра;

- нейрохирургическая – нейрохирург, хирург, операционная сестра, медицинская сестра;

- урологическая – врач-уролог, операционная сестра;

- ожоговая – хирург-комбустиолог, хирург-офтальмолог, операционная сестра;

- анестезиологическая – анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра-анестезистка;

- токсико-радиологическая – терапевт-токсиколог, терапевт-радиолог, медицинская сестра;

- психоневрологическая – врач-психоневролог, медицинская сестра.

Состав бригады 2-5 человек (1-2 врача, 1-3 медицинские сестры с укладками медицинского имущества). Готовность к выезду (вылету) – не позднее 3 часов.

В санитарно-эпидемиологических учреждениях – по одной подвижной группе специалистов для работы в зонах катастроф, аварий, стихийных бедствий и массовых заболеваний. Состав группы 8-9 человек (4 врача и 2-3 средних медицинских работника с укладками медицинского имущества).

^ Основные требования для формирований:

- высокая степень готовности к выезду (вылету) на место;

- наличие собственного транспорта;

- обеспеченность соответствующим медицинским и другим оснащением с учетом времени года, а также контингента пострадавших (военнослужащие, гражданское население, в т.ч. дети);

- наличие средств связи и индивидуальной защиты.

Решение на привлечение медицинских бригад и групп к работе по ликвидации последствий катастроф, аварий, стихийных бедствий, возникающих в районе дислокации военно-медицинских учреждений, принимаются начальником этих учреждений (в их отсутствие – дежурным по части), начальниками медицинской службы гарнизонов по указанию начальника гарнизона или самостоятельно, начальниками медицинской службы округов (видов Вооруженных Сил), групп войск, флотов, родов войск. О принятом решении указанным лицам надлежит немедленно докладывать по команде, в том числе вышестоящему начальнику медицинской службы.

При воздушно-десантных соединениях в различных регионах страны содержатся в постоянной готовности к вылету и десантированию в районы стихийных бедствий парашютным или посадочным способом парашютно-десантные медицинские группы. Они предназначены для розыска, сбора, участия в вывозе (выносе) пострадавших, оказания им первой, первой врачебной помощи, временной госпитализации и лечения нетранспортабельных и подготовки пострадавших к эвакуации.

В составе группы 30 человек, в том числе: 4 хирурга, анестезиолог, 2 врача общей квалификации, 4 операционных сестры, 3 медицинских сестры-анестезистки, 3 фельдшера, 2 санитарных инструктора, 2 водителя-санитара, водитель-электромеханик, 8 санитаров. На оснащении группы имеются: 3 автомобиля ГАЗ-66 и комплект палаточного фонда, десантируемые на 3-х парашютных платформах. Комплектно табельное медицинское имущество содержится в 18 парашютно-десантных медицинских сумках (ПДМС), десантируемых на личном составе группы и в 10 ящиках идущих на дозагрузку на парашютные платформы.

Срок прибытия парашютно-десантных медицинских групп ВДВ в назначенный район зависит от удаленности последнего от пунктов постоянной дислокации частей военно-транспортной авиации. Для сбора личного состава и техники группы и доставки их на аэродром отводиться 40-60 минут.

Время прибытия в назначенный район составляет в среднем 3-4 часа: время на развертывание – 40-50 минут.

Развертывает пункт медицинской помощи в составе:

приемно-сортировочное отделение (сортировочный пост, сортировочная площадка, приемно-сортировочная, эвакуационная);

перевязочное отделение (предперевязочная, перевязочная, противошоковая, перевязочная для легкопострадавших). При необходимости перевязочная может быть использована в качестве операционной, а в составе перевязочного отделения развертывается палатка интенсивной терапии (для нетранспортабельных).

Кроме того, в 1993 году, при аэромобильных госпиталях ВДВ созданы медицинские отделения (МО АМГ), которые могут быть использованы так же как и парашютно-десантные группы. В состав медицинского отделения входит 22 человека, в том числе начальник отделения (хирург), старший ординатор хирург – 1, старший ординатор терапевт – 2, ординатор-анестезиолог – 1, средний и младший медицинский персонал. Основное их предназначение – кроме обычной повседневной деятельности в составе АМГ, организация оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
^ Предназначение, задачи, принципы развертывания и организация работы медицинских отрядов специального назначения (МОСН).

С целью оказания пострадавшим квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи, их временной госпитализации, лечения и подготовки к эвакуации в медицинские учреждения Министерства здравоохранения и социального развития и Вооруженных сил для последующего окончательного лечения и реабилитации в 1990 году принято решение о создании медицинских отрядов специального назначения (МОСН). Это мощное подвижное медицинское учреждение по имеющимся нормативам будет готово к выдвижению в район катастрофы через 12 часов после получения сигнала. Именно это обстоятельство побуждает к тому, чтобы в первые часы выдвигать в качестве первого эшелона наиболее мобильные подвижные комплексы, такие как ПРОК и МЛДК в составе МОСН и аэромобильные госпитали ВДВ.

Причиной включения в состав военно-медицинской службы МОСН явилась полная несостоятельность всех невоенизированных формирований медицинской службы гражданской обороны, и в частности, формирований,

На медицинский отряд специального назначения возлагаются следующие основные задачи:

- своевременный сбор, выход (вылет) в район стихийного бедствия, крупной аварии, катастрофы, развертывание функциональных подразделений;

- прием, регистрация и медицинская сортировка пострадавших;

- проведение дозиметрического контроля и диагностика инкорпорации радиоактивных веществ, индикация токсических веществ;

- проведение санитарной обработки пострадавших по показаниям;

- оказание пострадавшим первой врачебной помощи в полном объеме, квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи по неотложным показаниям и лечение в пределах сроков, устанавливаемых Главным военно-медицинским управлением;

- временная госпитализация и лечение нетранспортабельных;

- подготовка пострадавших к дальнейшей эвакуации в специализированные лечебные учреждения Министерства здравоохранения и Вооруженных Сил РФ;

- усиление лечебных учреждений, работающих в районе стихийного бедствия (аварии и катастроф);

- ведение медицинского учета и отчетности, обмен опытом.

МОСН рассчитан на прием и оказание медицинской помощи 500 пострадавшим в течение суток. Однако он всегда должен быть готов к работе и в условиях его значительной перегрузки.

Принципы организации МОСН вытекают из предъявляемых к нему требований:

1. Высокая степень готовности к развертыванию и работе в назначенном районе.

2. Универсальность: отряд должен быть готов к оказанию медицинской помощи при техносферных катастрофах, крупных авариях, стихийных бедствиях в следующих вариантах:

- при преобладании в очаге поражения пострадавших с хирургическими травмами, а также пострадавших с термическими поражениями;

- при наличии большого числа пораженных отравляющими или аварийно опасными химическими веществами;

- при массовых радиационных поражениях;

- при поступлении пострадавших с комбинированными поражениями.

3. Мобильность: отряд должен быть способен перемещаться самостоятельно и перевозиться всеми видами транспорта, в том числе и авиационными.

4. Полная автономность: техника, оснащение и запасы всех видов имущества и продовольствия должны обеспечивать автономную работу отряда, как минимум, в течение 5 суток.

Соблюдение этих требований позволяет обеспечить выполнение отрядом основной задачи – быстрого развертывания вблизи очага массовых санитарных потерь в условиях жестких временных ограничений с целью оказания неотложной медицинской помощи по жизненным показаниям.

^ Организационно-штатная структура МОСН.

А) Базовая (постоянная) часть, которая включает:

- управление (командование, медицинская часть, административное отделение, финансовое отделение, отделение материально-технического обеспечения);

- основные подразделения (приемно-сортировочное отделение, хирургическое отделение, отделение анестезиологии и реанимации с кабинетами детоксикации и гипербарической оксигенации, два госпитальных отделения, лабораторное отделение, рентгенологический кабинет, санитарно-эпидемиологическое отделение, медицинский взвод в составе отделения санитарной обработки и двух медицинских отделений);

- подразделения обеспечения (аптека, взвод материального обеспечения, автомобильное отделение, склады, электростанция, столовая)

Постоянная часть отряда состоит из 159 человек.

Б) Переменная часть включает медицинские группы (специализированные группы усиления): общехирургическую, нейрохирургическую, две травматологические, ожоговую, токсикологическую, радиологическую, психоневрологическую, группу инфекционных болезней, а также группу восстановительного лечения. Переменная часть предназначена для оказания неотложной квалифицированной (с элементами специализированной) медицинской помощи пострадавшим в зависимости от вида катастрофы, стихийного бедствия и структуры возникших при этом санитарных потерь. На оснащении медицинских групп имеется табельное имущество, соответствующее профилю группы и обеспечивающее ее работу.

В составе медицинских групп переменной части отряда 66 человек.

Отряд и медицинские группы оснащены комплектным имуществом и средствами для оказания пострадавшим квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи.

Функциональные подразделения МОСН развертываются в 26 палатках УСБ, 12 палатках УЗ-68 (УСТ-56) и 6 лагерных палатках.

В настоящее время для развертывания МОСН используются пневмокаркасные сооружения медицинские (ПМС-4), палатки медицинские каркасные (ПМК), кузов-фургон переменного объема, модули ПРОК и МДЛК, которые создают необходимые условия для оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи и размещения пострадавших.

Всей деятельностью МОСН руководит управление отряда.

^ Управление отряда проводит рекогносцировку района развертывания, определяет схему размещения функциональных подразделений, обеспечивает своевременное их развертывание и охрану, организует подготовку запасного района развертывания и подготовку посадочной площадки для санитарных вертолетов, организует взаимодействие с местными органами здравоохранения и другими ведомствами, принимающими участие в ликвидации последствий стихийного бедствия (катастрофы).

Совместно с начальниками отделений командирование отряда организует прием, медицинскую сортировку, оказание медицинской помощи пострадавшим в установленном объеме и подготовку их к дальнейшей эвакуации.

^ Отделение материально-технического обеспечения организует силами и средствами взвода материального обеспечения обеспечение отряда всеми видами материальных средств, электроэнергией, топливом, водой питание пострадавших и личного состава, хозяйственно бытовое обслуживание.

Основные лечебно-диагностические подразделения отряда:

На приемно-сортировочное отделение возлагается прием, регистрация, медицинская сортировка пострадавших проведение дозиметрического контроля и диагностики инкорпорации радиоактивных веществ, проведение частичной и полной санитарной обработки пострадавших, оказание им неотложной медицинской помощи и доставка их в соответствующие лечебные отделения.

^ Хирургическое отделение обеспечивает прием, размещение, подготовку и проведение оперативных вмешательств пострадавшим хирургического профиля и с комбинированными поражениями, проведение противошоковых и реанимационных мероприятий и анестезиологического пособия в ходе оперативных вмешательств, послеоперационное лечение и подготовку пострадавших к дальнейшей эвакуации, оказание консультативной помощи медицинскому персоналу других функциональных подразделений отряда.

^ Отделение анестезиологии и реанимации с кабинетами детоксикации и гипербарической оксигенации предназначено для оказания анестезиологической и реаниматологической помощи пострадавшим, находящимся в критическом состоянии, в том числе, проведения им в медицинских кабинетах детоксикационной терапии и гипербарической оксигенации.

Персонал отделения анестезиологии и реанимации обеспечивает подготовку и проведение анестезии при операциях, перевязках и специальных диагностических процедурах, а также проведение некоторых видов местной и сочетанной анестезии, проведение реанимации и интенсивной терапии пострадавшим в палатах интенсивной терапии.

^ Задачей кабинета гипербарической оксигенации является применение метода ГБО, а также в комплексном лечении пострадавших по показаниям.

Кабинет детоксикации предназначен для проведения пострадавшим операции экстракорпоральной детоксикации.

^ Госпитальное отделение (в составе отряда развертываются два отделения) обеспечивает оказание неотложной терапевтической помощи пострадавшим, временную госпитализацию, диагностику поражений и ранних осложнений, кратковременное лечение пострадавших, не нуждающихся в интенсивной терапии, подготовку их к дальнейшей эвакуации, временную изоляцию лиц с реактивными состояниями, консультативную помощь в других функциональных подразделениях.

Начальником отделения является терапевт. В состав отделения входят также старший ординатор-токсиколог (во втором отделении – старший ординатор-радиолог), ординатор-терапевт (во втором отделении – ординатор-психиатр), старшая медицинская сестра, 5 медицинских сестер и сестра-хозяйка.

^ Лабораторное отделение предназначено для организации и проведения лабораторной диагностики при оказании медицинской помощи пострадавшим.

Рентгенологический кабинет обеспечивает неотложную диагностику повреждений органов и систем, оказание помощи врачам в определении ведущего повреждения, рентгенологический контроль в динамике.

^ Санитарно-эпидемиологическое отделение предназначено для организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в интересах МОСН, в том числе и для организации контроля доз внешнего облучения личного состава и радиометрического контроля в условиях работы отряда по ликвидации последствий аварий и катастроф на АЭС.

В состав медицинского взвода входят два медицинских отделения и отделение санитарной обработки.

Медицинские отделения, 3 санитарных инструктора и 14 санитаров, входящие в состав последних, предназначены для работы в функциональных подразделениях отряда. На оснащении медицинских отделений имеются сумки санитара и носилки.

Отделение санитарной обработки предназначено для проведения полной (частичной) санитарной обработки пострадавших по показаниям и проведения под руководством начальника санитарно-эпидемиологического отделения дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Аптека обеспечивает получение и хранение необходимого медицинского имущества и техники, изготовление лекарственных форм, отпуск подразделениям отряда лекарственных препаратов, расходного материала и инвентарного медицинского имущества.

Переменная часть МОСН представлена следующими медицинскими группами:

^ Общехирургическая группа предназначена для развертывания в составе операционного отделения отряда операционной и предоперационной для пострадавших с травмой груди, живота и таза, приема, размещения, оказания им квалифицированной (с элементами специализированной) медицинской помощи, проведения в ходе оперативных вмешательств противошоковых, реанимационных мероприятий и анестезиологического пособия, участия в послеоперационном лечении пострадавших в госпитальном отделении и подготовке их к дальнейшей эвакуации.

^ Нейрохирургическая группа предназначена для оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим нейрохирургического, офтальмологического профиля, с повреждениями ЛОР-органов и челюстно-лицевой области и оказания консультативной помощи в других подразделениях отряда.

^ Травматологическая группа (отряд усиливается двумя группами данного профиля) предназначена для оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим травматологического профиля и подготовки их к дальнейшей эвакуации.

^ Ожоговая группа предназначена для проведения ранней и достоверной диагностики термического поражения, медицинской сортировки, комплексной противошоковой терапии, оказания неотложной хирургической и реанимационной помощи обожженным, а также при комбинированных механико-термических поражениях.

^ Радиологическая группа предназначена для организации и проведения дозиметрического и радиометрического контроля, медицинской сортировки пострадавших в результате радиационных аварий, оказания им неотложной квалифицированной (с элементами специализированной) медицинской помощи и подготовки их к дальнейшей эвакуации.

^ Токсикологическая группа предназначена для организации и проведения медицинской сортировки, оказания неотложной квалифицированной (с элементами специализированной) медицинской помощи пострадавшим от химических агентов и подготовки к дальнейшей эвакуации.

^ Психоневрологическая группа предназначена для проведения медицинской сортировки пострадавших психоневрологического профиля, оказания им неотложной и квалифицированной психоневрологической (психотерапевтической) помощи, динамического наблюдения за пострадавшими хирургического и терапевтического профиля с психическими нарушениями, подготовки пострадавших с выраженными психическими расстройствами к эвакуации, организации и проведения психопрофилактических мероприятий, оказания консультативной помощи медицинскому составу отряда по вопросам психопрофилактики и реабилитации пострадавших психоневрологического профиля.

^ Инфекционная группа предназначена для оказания квалифицированной медицинской помощи инфекционным больным, поступающим в отряд из очага стихийного бедствия.

^ Группа восстановительного лечения предназначена для оказания физиотерапевтической помощи, проведения восстановительного лечения и медицинской реабилитации пострадавших.

На оснащении медицинских групп имеется табельное имущество, соответствующее профилю группы и обеспечивающее ее работу.
Организация работы медицинского отряда специального назначения.

При выборе района и площадки для развертывания отряда необходимо учитывать:

- наличие местного жилого фонда, искусственных и естественных убежищ, которые могут быть использованы при развертывании отряда;

- наличие удобных подъездных путей и источников воды вблизи места развертывания отряда, а в зимнее врем – топлива;

- расположение ближайших лечебных учреждений;

- направление путей медицинской эвакуации и дорог к отряду;

- возможность использования прилегающей к отряду территории для посадки вертолетов.

МОСН развертывается, как правило, в непосредственной близости от очага массовых санитарных потерь. Инженерное оборудование местности, путей подвоза пострадавших из очага, вертолетной площадки осуществляется силами местных органов. МОСН может развертываться в населенных пунктах в сохранившихся помещениях, а при отсутствии или невозможности их использования – в палатках, модулях (ПРОК или МЛДК), пневмокаркасных сооружениях медицинских (ПСМ-4) или палатках надувных каркасных (ПМК), т.е. зависит от того, какими средствами обеспечен отряд. Для размещения отряда вне населенного пункта необходима площадка размером не менее 150 х250 м.

На ней развертывается сортировочно-эвакуационное отделение в палатках (УЗ-68, ПМК) и на базе автоперевязочной АП-2. Операционный блок и отделения реанимации и интенсивной терапии в подвижном реанимационно-операционном комплексе (ПРОК), состоящем из четырех модулей, развернутых в кузове-фургоне автопоезда Урал-44201-862. Кроме этих основных подразделений в составе отряда развертывается: отделение специальной обработки (ОСО), отделение детоксикации, отделение гипербарической оксигенации, отделение временной госпитализации, рентгеновский кабинет, лаборатория, аптека, подразделения обслуживания.

В зависимости от преобладающего характера поражений и структуры санитарных потерь МОСН может развертываться в четырех вариантах для оказания медицинской помощи:

1 – пострадавшим (раненым) с механической травмой;

2 – обоженным;

3 – пораженным АОХВ;

4 – пострадавшим с радиационными поражениями.

Мы рассмотрим организацию работы МОСН по первому варианту – пострадавшим (раненым) с механической травмой и поступившим с химическим поражением.
^ Сортировочно-эвакуационное отделение МОСН развертывается в составе: сортировочного поста (СП); отделения специальной обработки (ОСО), сортировочной площадки, сортировочных для тяжело пострадавших и легко пострадавших, развернутых в двух палатках (УЗ-68, ПМК), а автоперевязочная АП-2 используется для оказания первой врачебной помощи по их прямому назначению. На отделение возлагаются следующие задачи:

-прием, размещение и регистрация пострадавших, заполнение необходимой медицинской документации;

-проведение внутрипунктовой (включая выборочную) и эвакуационно-транспортной медицинской сортировки;

-проведение дозиметрического контроля и диагностики инкорпорации радиоактивных веществ;

-проведение санитарной и специальной обработки;

-оказание неотложной медицинской помощи, обеспечивающей транспортировку пострадавших из сортировочно-эвакуационного отделения в соответствующие функциональные подразделения отряда;

-оказание первой врачебной помощи тяжелопострадавшим, не нуждающимся в оказании квалифицированной медицинской помощи на данном этапе и подготовка их к эвакуации в специализированные лечебные учреждения МО и министерства здравоохранения и социального развития РФ;

-оказание первой врачебной помощи легкопострадавшим и подготовка их к эвакуации в стационарные лечебные учреждения.

При въезде на площадку МОСН выставляется сортировочный пост, оборудованный «грибком», или специально изготовленным небольшим помещением. Имеются сигналы оповещения, допустимые уровни радиоактивного и химического загрязнения объектов в виде таблиц, обязанности дежурного по СП.

На СП постоянно находится санитарный инструктор-дозиметрист, который работает под непосредственным руководством врача отделения. Он оснащён средствами индивидуальной защиты, приборами радиационного и химического контроля.

Сортировочный пост предназначен для предварительной сортировки всех прибывающих на МОСН пострадавших на два основных потока – тяжелопострадавших и легкопострадавших, а также для выявления лиц, имеющих загрязнение АОХВ, РВ выше допустимого уровня и направляет их в ОСО для проведения санитарной и специальной обработки.

Пострадавшие, не нуждающиеся в санитарной и специальной обработке и сохранившие способность к самостоятельному передвижению и самообслуживанию направляются в сортировочную палатку для легкопострадавших, носилочные в сортировочную палатку для тяжелопострадавших.

Сортировочная площадка представляет собой участок местности расположенный непосредственно перед сортировочными палатками. На площадке пострадавшие выгружаются из автомобилей и осматриваются врачом. При массовом поступлении пострадавших, при хороших погодных условиях сортировка осуществляется бригадным методом на площадке.

Медицинская сортировка пострадавших хирургического профиля осуществляется сортировочной бригадой в составе хирурга, двух медицинских сестер, двух регистраторов и двух санитаров-носильщиков.

После выгрузки и размещения тяжелопострадавших хирург путем выборочной сортировки выявляет из числа поступивших тех пострадавших, которые нуждаются в неотложных мероприятиях квалифицированной хирургической помощи и направляет их в реанимационно-операционный комплекс в первую очередь.

После завершения выборочной сортировки хирург приступает к систематической внутрипунктовой сортировке, в ходе которой он осматривает пострадавших, устанавливает диагноз, определяет нуждаемость и очередность в оказании квалифицированной хирургической помощи.

В процессе проведения сортировки решаются вопросы эвакуационно-транспортного предназначения, выделяются пострадавшие, которые для дальнейшего лечения могут быть эвакуированы в стационарные лечебные учреждения МО и МЗ без оказания квалифицированной хирургической помощи на данном этапе, определяется вид транспорта и очередность эвакуации из МОСН.

Эти пострадавшие для подготовки к эвакуации направляются в госпитальное отделение или в эвакуационную для тяжелопострадавших.

Выделение потока легкопострадавших из общего числа поступающих в сортировочно-эвакуационное отделение МОСН проводится на сортировочном посту.

По команде «Ходячие – выходи», легкопострадавшие выходят из санитарного транспорта и направляются в сортировочную для легкопострадавших, которая развернута в палатке УЗ-68 (ПМК).

Медицинская сортировка потока легкопострадавших проводится по типу амбулаторного приема. Пострадавшие сами подходят к врачу, тот осматривает пострадавшего, устанавливает диагноз, дает указания медицинской сестре о лечебных назначениях с заполнением первичной медицинской карточки.

В процессе внутрипунктовой сортировки выделяются следующие группы:

- пострадавшие, помощь которым оказывается в сортировочной палатке;

- пострадавшие, направляемые в перевязочную для уточнения диагноза и оказания медицинской помощи;

- непрофильные пострадавшие, которые для оказания необходимой медицинской помощи нуждаются в направлении в соответствующие подразделения МОСН.

Для работы в сортировочно-эвакуационном отделении формируется три врачебно-сестринские сортировочные бригады: две для тяжелопострадавших и одна для сортировки и оказания помощи потоку легкопострадавших. За 16 часов рабочего времени в сутки они могут провести медицинскую сортировку 140-160 пострадавших и оказать первую врачебную и квалифицированную хирургическую помощь 60-65 пострадавшим (при времени на сортировку одного пострадавшего 6 минут, а для оказания первой врачебной и квалифицированной хирургической помощи – 30 минут).

Медицинская сортировка пораженных АОХВ проводится на сортировочной площадке сортировочными бригадами обычного типового состава. Причем, в виду отсутствия в штате сортировочно-эвакуационного отделения врачей терапевтов, они привлекаются из других подразделений МОСН.

В ходе медицинской сортировки нуждающимся оказывается медицинская помощь в объеме неотложных мероприятий первой врачебной и квалифицированной терапевтической помощи. В последней нуждаются тяжелопораженные, находящиеся в коматозном состоянии, с судорожным синдромом, токсическим отеком легких, выраженным бронхоспастическим синдромом, экзотоксическим шоком.

Одна сортировочная бригада способна провести сортировку с оказанием неотложной помощи 8-10 пораженным аммиаком за час работы.

После проведенных указанных мероприятий пораженные из сортировочно-эвакуационного отделения направляются:

- с параличом дыхания, судорожным синдромом, токсическим отеком легких – в блок интенсивной терапии ПРОК;

- с экзотоксическим шоком, выраженным бронхоспастическим синдромом – в палату интенсивной терапии госпитального отделения;

- легкопораженные с нерезко выраженными явлениями раздражения глаз и дыхательных путей для наблюдения и лечения по предупреждению возможного токсического отека легких – в госпитальную палату.

^ Отделение специальной обработки предназначено для проведения полной санитарной обработки поступивших на МОСН пострадавших, у которых имеются загрязнения поверхности тела, одежды АОХВ и дегазации санитарных носилок и техники.

Отделение специальной обработки возглавляет начальник отделения – фельдшер. Кроме него здесь работает санитарный инструктор-дозиметрист, санитарный инструктор-душер и водитель-душер. Для обеспечения работы при массовом поступлении пораженных привлекают к работе в отделение 4-5 санитаров из числа легкопораженных.

Отделение специальной обработки (ОСО) развертывает:

- площадку санитарной обработки пострадавших по типу санитарного пропускника в трех состыкованных палатках УЗ-68 (УСТ и УСБ);

- площадку специальной обработки обмундирования (одежды), обуви, белья пораженных;

- площадку для специальной обработки транспортных средств и санитарных носилок.

ПСО оборудуется на удалении 50-80 м от площадки санитарной обработки с подветренной стороны.

Возможности ОСО по проведению санитарной обработки людей – 144 человека в час, по специальной обработке обмундирования, одежды – 144 комплекта в час летом и 80 комплектов в час зимой.
Организация работы подвижного реанимационно-операционного комплекса (ПРОК)

В составе МОСН в качестве операционного и реанимационного отделений развернут ПРОК. Это самостоятельное, мобильное, высокопроходимое медицинское подразделение, способное в максимально короткие сроки выдвинуться в район возникновения очага санитарных потерь и начать оказание квалифицированной медицинской помощи пострадавшим.

ПРОК оборудован на базе четырех активных автопоездов Урал-44201-862 с полезной грузоподъёмностью 7 т. Он способен передвигается со средней скоростью 50-60 км/ч. Запас хода – 950 км. К месту катастрофы ПРОК может быть переброшен авиатранспортом – самолётом ИЛ-76.

Время развёртывания комплекса после прибытия на место – 30-40 минут.

Специальный кузов-фургон оснащён фильтровентиляционной установкой, системами отопления, освещения и водоснабжения, оборудован автономной кислородной разводкой (КИС-2).

В состав ПРОК входят следующие функциональные модули: приемно-диагностический, операционный, реанимационный, интенсивной терапии.

Схема развёртывания обеспечивает принцип целесообразности прохождения пострадавших по функциональным подразделениям комплекса.

Время развёртывания ПРОК на местности и готовность к приёму пострадавших составляет 30 минут.

^ Приёмно-диагностический модуль предназначен для приёма, проведения медицинской сортировки, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, поступающим в ПРОК. Он может быть использован в качестве модуля интенсивной терапии, так как вопросы проведения медицинской сортировки при развёртывании комплекса в составе МОСН решаются в сортировочно-эвакуационном отделении отряда. В приёмно-диагностическом модуле работают: ординатор-терапевт – 1, медицинская сестра – 1, водитель-санитар – 4. Медицинское оборудование включает медицинские приборы и аппараты (КИС-2, Лада, электрокардиограф ДИ-3, ДП-10) лекарственные средства, обменный фонд белья, предметы ухода и питания для пострадавших.

При проведении медицинской сортировки пострадавших разделяют на следующие группы:

- нуждающиеся в оказании хирургической помощи по жизненным показаниям (направляются в операционный модуль в первую очередь);

- нуждающиеся в проведении реанимационных мероприятий и оказании квалифицированной терапевтической помощи по жизненным показателям (направляются в операционный модуль в первую очередь);

- нуждающиеся в проведении реанимационных мероприятий и оказании квалифицированной терапевтической помощи по жизненным показаниям (направляются в реанимационный модуль и модуль интенсивной терапии);

- пострадавшие, медицинская помощь которым может быть отсрочена и оказана приёмно-диагностическом модуле, после оказания медицинской помощи направляются на эвакуацию.

В модуле может быть размещено семь пострадавших, пропускная способность – 48 человек за 16 часов работы (из расчета 20 минут на одного пострадавшего).

^ Операционный модуль предназначен для оказания квалифицированной хирургической помощи, проведения оперативных вмешательств.

Оснащен операционным столом, операционными наборами, анестезиологической и операционной аппаратурой (Наркон-2, электроотсос, операционная лампа на четыре светильника, наркозный и инструментальный столики, набор «Резус 1», лампа налобная электрическая, ректоскоп, цистоскоп, пульсотахометр, наборы хирургического инструментария), лекарственными средствами и перевязочным материалом.

К работе в операционном модуле привлекаются старший ординатор-хирург, ординатор-анестезиолог-реаниматолог, две операционные сестры, медицинская сестра-анестезист и санитар. При работе формируется одна двухврачебная бригада. Предоперационная подготовка проводится на столе-каталке, который может использоваться и как второй операционный стол.

Пропускная способность операционного модуля – 10-12 сложных операционных вмешательств за 16 часов рабочего времени в сутки.

^ Реанимационный модуль предназначен для проведения реанимационных мероприятий и интенсивной терапии.

К работе в реанимационном модуле привлекаются: старший ординатор анестезиолог-реаниматолог, две медицинские сестры-анестезистки, санитар.

Модуль оборудован необходимым набором медицинского оснащения (КИС-2, Пневмат-2 – 2 шт., Лада, Фаза-5, электрокардиограф МР- II, дефибриллятор ДИ-С-04, кардиокомплекс, набор «Резус-I», электрический ингалятор АИ-I, перевязочный стол-каталка), набором медикаментов и инфузионных растворов. Медикаментозные средства систематизированы в ящиках функциональных кроватей и имеют свободный доступ.

В случае необходимости проведения интубации, оперативных вмешательств, плоскость кроватей в модуле может выдвигаться, что обеспечивает возможность свободного доступа к любому участку тела пострадавшего.

Коечная ёмкость модуля – 4 койки. При средней продолжительности лечения одного пострадавшего 6-8 часов пропускная способность реанимационного модуля за 16 часов рабочего времени составляет 10-14 человек.

^ Модуль интенсивной терапии и эвакуации предназначен для проведения интенсивной терапии пострадавшим, их послеоперационного ведения, подготовки пострадавших к эвакуации в специализированные лечебные учреждения.

Работу модуля обеспечивают: старший ординатор-терапевт, две медицинские сестры и санитар.

Модуль оснащен медицинской аппаратурой (ДП-10, КИ-4, дефибриллятор ДИ-с-04, электрокардиограф “Малыш” –2 шт., электрический ингалятор АИ-1, паровой ингалятор, облучатель бактерицидный настенный ОХ-2), набором медикаментов, инфузионных растворов, инструментов и перевязочных средств. Медикаменты расположены в ящиках функциональных кроватей и систематизированы.

При необходимости ИВЛ может проводится одновременно четырём пациентам аппаратами “Лада” и ДП-9. Коечная ёмкость – 7 коек.

Пропускная способность модуля при средней продолжительности лечения одного пострадавшего 6-8 за 16 часов рабочего времени в сутки составляет 12-16 пострадавших.

Опыт проведённых тактико-специальных учений, анализ результатов работы ПРОК по приёму потока условно-пострадавших позволил сделать следующие выводы:

- ПРОК является мобильным, высокопроходимым подразделением, способным оперативно прибыть в район массовых санитарных потерь и обеспечить оказание квалифицированной медицинской помощи пострадавшим в мирное время;

- ПРОК может в соответствии со сложившейся медицинской и оперативной обстановкой развертывать свои модули как в комплексе, так и раздельно, обеспечивая оказание необходимого объема медицинской помощи;

- использование ПРОК в качестве операционного и реанимационного отделения МОСН позволяет значительно увеличить мобильность отряда, ускорить сроки начала оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим и значительно улучшить результаты лечения;

- общая пропускная способность ПРОК за 16 часов рабочего времени в сутки – до 100 пострадавших;

- в условиях полной изоляции запасы медицинского имущества позволяют обеспечить работу комплекса в течение 3-5 суток.
^ Организация работы отделения детоксикации:

Отделение детоксикации развёртывается в кузове МШ-ТО на базе шасси Зил-131 с полезной площадью 30 м2. Автономное отопление, энергоснабжение, наличие фильтровентиляционной установки позволяют создать достаточно комфортные условия для персонала.

Отделение детоксикации предназначено для оказания специализированной медицинской помощи с применением методов экстракорпоральной детоксикации в комплексе лечебных мероприятий пострадавшим, поступающим в МОСН.

Задачи отделения:

- определение показаний экстракорпоральной детоксикации у пострадавших с синдромом экзогенной и эндогенной интоксикации (при острой почечной недостаточности, синдроме длительного сдавления, тяжелых механических травмах с обширным разрушением мягких тканей, выраженных нарушениях водного и электролитного обмена, острых эндогенных отравлениях, ожоговой токсемии, поражениях РВ, тяжёлых инфекционных заболеваниях, острых реактивных состояниях и др.) с задачей подготовки пострадавших к дальнейшей эвакуации;

- оказание консультативной и практической помощи отделениям МОСН по специальности.

При одновременной работе на двух операционных столах в отделении за 16 часов рабочего времени в сутки может быть проведено 12-16 операций экстракорпоральной детоксикации. Проведение операций гемосорбции возможно осуществлять также и в отделениях ПРОК, что позволит увеличить число проведенных операций.

Запасы медицинского имущества позволяют осуществить 10 операций гемодиализа, 10 операций гемосорбции, 8 операций гемофильтрации и 6 операций плазмофереза. При этом потребность в воде для гемодиализа составит 3 тонны в сутки, в стерильном физиологическом растворе – 40 литров в сутки, в электролитном концентрате – 60 литров в сутки.

^ Организация работы отделения гипербарической оксигенации (ГБО).

Отделение ГБО в составе МОСН оборудуется в кузове автопоезда Урал-44201-862 и предназначается для оказания несложной специализированной медицинской помощи пострадавшим.

Задачи отделения:

- консультативная работа в отделениях МОСН, определение показаний к применению метода ГБО;

- практическое осуществление сеансов гипербарической оксигенации.

Кузов-фургон Урал-44201-862 оснащен фильтровентиляционной установкой и автономными системами отопления, освещения и водоснабжения, что позволяет работать в достаточно комфортабельных условиях.

После консультативного осмотра начальником отделения и выявлении показаний к применению ГБО (гипоксические состояния, отравление окисью углерода, метгемоглобинообразователями, анаэробная инфекция и др.) пострадавшие доставляются в отделение, где проводятся сеансы ГБО длительностью 1-2 часа в зависимости от показаний.

За сутки работы на двух барокамерах в течение 16 часов рабочего времени в отделении можно провести 10-16 сеансов ГБО.

Учитывая ограниченные возможности в обеспечении отделения кислородом, сравнительно редко возникающие абсолютные показания к применению гипербарической оксигенации у пострадавших в 1-3 сутки после травмы целесообразно иметь это отделение в составе групп усиления МОСН и развёртывать его только при возникновении конкретных показаний.

^ Организация работы отделения временной госпитализации.

Отделение временной госпитализации развёртывается в двух палатках ПМК (для пострадавших хирургического профиля, обожженных и поражённых ОВ или АОХВ) по 16 коек в каждой. На него возлагаются следующие задачи:

- временная госпитализация и лечение нетранспортабельных пострадавших хирургического профиля в послеоперационном периоде;

- краткосрочное лечение поражённых ОВ или АОХВ тяжелой и средней степени тяжести, не нуждаются в интенсивной терапии с целью подготовки их к эвакуации;

- обсервация на 1-2 суток легкопоражённых ОВ или АОХВ с целью предупреждения вероятных осложнений;

- временная изоляция и лечение пострадавших психоневрологического профиля;

- предоставление питания и краткосрочного отдыха;

- подготовка пострадавших хирургического профиля и обожжённых, поражённых ОВ или АОХВ к эвакуации в стационарные госпитали МО РФ и специализированные больницы МЗ и СР РФ;

- учёт эвакуируемых и контроль оформления медицинской документации на них.
  1   2

Похожие:

Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10 iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №2
Тема №2: «Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф»
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10 iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №8
Тема №8: «Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях»
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10 iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №5
Тема №5: «Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях»
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10 iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №6
Тема №6: «Медико-санитарное обеспечение ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера»
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10 iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №7
Тема №7: «Медико-санитарное обеспечение ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)»
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10 iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №9
Тема №9: «Медицинское снабжение формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных...
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10 iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №4
Мероприятия по повышению устойчивости функционирования лечебно-профилактического учреждения в чрезвычайных ситуациях
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10 iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №1
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская академия...
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10 iconМетодическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №3
ЧС) достигается использованием различных организационных, инженерно-технических и специальных (в том числе медицинских) мероприятий...
Методическое пособие для студентов по курсу «Медицина катастроф» Тема №10 iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница