Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова


НазваниеКнига премудрости Иисуса, сына Сирахова
страница1/17
Дата публикации25.07.2013
Размер1.33 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Медицина > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
religion_rel Александр Павлович Лопухин Толковая Библия. Ветхий Завет. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. RU RU Владимир Шнейдер Август 2006 Владимир Шнейдер 2.0

Второе издание. Институт перевода Библии. Стокгольм. 1987.

Вычитка: Игорь Грушин
<br />Толковая Библия<br /><br />или комментарий на все книги<br /><br />Священного Писания<br /><br />Ветхого и Нового Заветов<br /><br />А. П. Лопухина.<br /><empty-line/> <empty-line/> <br />Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова<br /><empty-line/>
<br /><span class="butback" onclick="goback(1892299)">^</span> <span class="submenu-table" id="1892299">О КНИГЕ ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА</span><br />
Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.

В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском, Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова», каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик». Наименования: «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и «Премудрость Сираха» указывают на писателя книги (L:29; LI:1), а «Екклезиастик» — на церковно-учительный характер ее.

В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (L:29; LI:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей.

Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою точностью. На основании содержания L главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птолемее Лаге, ок. 290 г. до Р. X. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на греческий жил, — предполагают, — при Евергете I, правившем ок. 247 г. до Р. X., и сделал свой перевод книга около 230 г. до Р. X. (см. пролог книги перед греческим и славянским текстом).

Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека.

Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною» книгою.

Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было составлено Рабаком Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в XVII — Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги потрудились: Horowitz, Lesetre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend, Touzard Kцnig, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать: экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г., и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.

Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с. 227–239.
<br /><span class="butback" onclick="goback(1892300)">^</span> <span class="submenu-table" id="1892300">КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА</span><br />
<br />Глава 1<br />
Всякая премудрость от Господа. Корень премудрости — бояться Господа, ветви ее — благоденствие.

^ 1. Всякая премудрость — от Господа и с Ним пребывает вовек.

1. Необъятная премудрость, усматриваемая в устроении мира и человека, имеет своим источником вечно живущего Бога, Творца мира и человека.

2. Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? 3. высоту неба и широту земли, и бездну и премудрость кто исследует?

2–3. Вся широта Божественной Премудрости, вложенной Творцом в Его творения, не доступна ведению ни одного из тварных существ.

4. Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости — от века. 5. Источник премудрости — слово Бога Всевышнего, и шествие ее — вечные заповеди.

4–5. В противоположность творению, получившему свое бытие во времени, — Премудрость Господня, создавшая мир, изначальна и пребывает во веки.

6. Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее? 7. Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь. 8. Он произвел ее и видел и измерил ее 9. и излил ее на все дела Свои

6–9. См. прим. к 2–3 ст.

10. и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его.

10. Если все вообще творение свидетельствует о Премудрости своего Творца, то тем более свидетельствует о ней разумный человек, любящий своего Создателя и стремящийся в своей жизни уподобиться Ему.

11. Страх Господень — слава и честь, и веселие и венец радости. 12. Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие. 13. Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень — дар от Господа и поставляет на стезях любви.

11–13. Разумный страх пред Господом, внушающий человеку свято чтить и хранить волю Господню, заслуживает человеку благоволение Божие, является для него источником истинного благополучия на всю жизнь.

^ 14. Любовь к Господу — славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. 15. Начало премудрости — бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Среди людей она утвердила себе вечное основание и семени их вверится.

14–15. Благоговение пред Творцом и стремление исполнить волю Его в делах любви к Богу и ближнему — свыше прирожденный дар человека; и, как всякий другой дар, может быть или заглушаем в себе человеком, или же, при помощи божественной, развиваем и совершенствуем.

16. Полнота премудрости — бояться Господа; она напояет их от плодов своих: 17. весь дом их она наполнит всем, чего желают, и кладовые их — произведениями своими. 18. Венец премудрости — страх Господень, произращаюший мир и невредимое здравие; но то и другое — дары Бога, Который распространяет славу любящих Его. 19. Он видел ее и измерил, пролил как дождь ведение и разумное знание и возвысил славу обладающих ею. 20. Корень премудрости — бояться Господа, а ветви ее — долгоденствие.

16–20. См. прим. к 11–13.

21. Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться.

21. Благоговейный страх пред Господом предохраняет человека от нарушения воли Божией. Если же, по немощи человеческой, он и согрешил, то, по благости Божией, может быть помилован, во внимание к своему Господствующему душевному настроению. Человек же, чуждый страха Божия, беззащитен пред грехом и наказанием за грех.

^ 22. Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека.

22. Осуждается несправедливый гнев человека, — не только выраженный вовне, но и невыраженный. И тот и другой унизительны для гневающегося и оскорбительны для того, на кого простирается несправедливый гнев.

23. Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием. 24. До времени он скроет слова свои, и уста верных расскажут о благоразумии его.

23–24. Бывают обстоятельства, когда благоразумие требует от человека воздержаться до времени, и от справедливого негодования, — если это негодование неуместно, или неполезно. Впоследствии воздержавшийся сам поймет и оценит свое воздержание, да и другие одобрят его за это.

25. В сокровищницах премудрости — притчи разума, грешнику же страх Господень ненавистен. 26. Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе, 27. ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему — вера и кротость.

25–27. Истинная премудрость для человека есть то же, что и благочестие, т. е. ведение благой и совершенной воли Божией, выраженной в заповедях Господних, и следование этим заповедям в своей жизни. Человек нечестивый, отметающий от себя веления закона божественного, есть вместе с тем и человек неразумный, устранившийся не только от Бога, но и от собственного благополучия.

^ 28. Не будь недоверчивым к страху пред Господом и не приступай к Нему с раздвоенным сердцем.

28. Благоговейный страх человека перед Богом в полной мере спасителен только тогда, когда он не ослабпяется колебаниями неверия или маловерия. Человек, колеблющийся в выборе между Богом и мамоной, не надежный путник по стезям добродетели.

^ 29. Не лицемерь пред устами других и будь внимателен к устам твоим. 30. Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою, ибо Господь откроет тайны твои и уничижит тебя среди собрания за то, что ты не приступил искренно к страху Господню, и сердце твое полно лукавства.

30. Не будучи, действительно человеком богобоязненным и благочестивым, не старайся прослыть таковым у людей так как сердцеведец Господь знает твою душевную слабость и накажет тебя за превозношение уничижением.
<br />Глава II<br />
Если ты приступаешь служить Господу Богу — приготовь душу твою к испытаниям, каково величие Его, такова и милость Его.

1. Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: 2. управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; 3. прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. 4. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, 5. ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения.

1–5. Решившийся идти по пути добродетели, не должен смущаться теми препятствиями, какие он встретит на этом пути, зная, что препятствия эти, попущением Божиим, служат к испытанию его веры и укреплению его добродетели.

6. Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него. 7. Боящиеся Господа! ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть. 8. Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша. 9. Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на радость вечную и милости. 10. Взгляните на древние роды и посмотрите; кто верил Господу — и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен? или кто взывал к Нему — и Он презрел его? 11. Ибо Господь сострадателен и милостив и прощает грехи, и спасает во время скорби. 12. Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику ходящему по двум стезям! 13. Горе сердцу расслабленному! ибо оно не верует, и за то не будет защищено.

12–13. См. прим. к 28 ст. I гл.

14. Горе вам, потерявшим терпение! что будете вы делать, когда Господь посетит?

14. См. прим. к 1–5 ст.

15. Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам Его, и любящие Его сохранят пути Его.

15. Пути Его, т. е. законы Господни.

16. Боящиеся Господа будут искать благоволения Его, и любящие Его насытятся законом.

16. Насытятся законом, т. е. напитают душу свою исполнением благой и совершенной воли Божией, выраженной в законе Божием.

17. Боящиеся Господа уготовят сердца свои и смирят пред Ним души свои, говоря: 18. впадем в руки Господа, а не в руки людей; ибо, каково величие Его, такова и милость Его.

18. Впасть в руки Божии не то же, что в руки человеческие. Если Господь и посетит человека каким-нибудь испытанием, то Он же и помилует верного Своего, ибо милость Господня так же велика, как необъятно и Его величие.
<br /></section></section>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова iconКнига Премудрости Соломона
Александр Павлович Лопухин Толковая Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Соломона. Ru ru владимир Шнейдер Сентябрь 2006 Владимир...
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова iconЧто произойдет?
Послание от Сананды Иисуса Христа служителя и сына Первотворца Небесного для всех Землян!!!
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова iconЭто будет одной из самых трудных книг, которую вы когда-либо пробовали читать
Небесный Отец, я прошу Тебя оградить и защитить читателя этой книги и дать ему или ей ясное понимание всего того, о чем мы сообщим,...
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова iconВеруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего...
И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца исходящего, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего в...
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова iconЖитие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского
Он явился подражателем Самого избранного Воеводы своего — Иисуса Христа и, приняв то же страдание, от тех же людей и в то же время,...
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова iconЛюбая женщина во все времена желала выглядеть самой красивой и привлекательной....
Но как правильно совместить все эти премудрости? Вопрос, разумеется, не из легких, но книга, которую вы держите в руках, позволит...
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова iconИсцеляющее помазание каждого верующего
Эта книга с любовью посвящается нашему драгоцен­ному Святому Духу, Который каждый день делает реаль­ной исцеляющую силу Господа Иисуса...
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова iconПеред тем, как закончить, я хочу еще раз под черкнуть две мысли,...
Иисуса Его церкви. Писание утверждает, что пророки были даны церкви, чтобы подготавливать ее, пока мы не придем в единство веры и...
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова iconКнига пророка исаии
Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии царей Иудейских
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова iconКнига Наставлений
Жозе Сарамаго – крупнейший писатель современной Португалии, лауреат Нобелевской премии по литературе 1998 года. «Слепота» – одна...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница