Скачать 4.53 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ ![]() Сборник научных статей IV Республиканской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых (Гомель, 19–20 апреля 2012 года) Основан в 2009 году Выпуск 4 В четырех томах Том 3 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Гомель ГомГМУ 2012 УДК 61.002.5 Сборник содержит результаты анализа проблем и перспектив развития медицины в мире по следующим разделам: кардиология, кардиохирургия, хирургические болезни, гериатрия, инфекционные болезни, травматология и ортопедия, оториноларингология, офтальмология, неврологические болезни, нейрохирургия, медицинская реабилитация, внутренние болезни, педиатрия, акушерство и гинекология, гигиена, анестезиология, реаниматология, интенсивная терапия и др. Представлены рецензированные статьи, посвященные последним достижениям медицинской науки. ^ — доктор медицинских наук, профессор, ректор; И. А. Чешик — кандидат медицинских наук, доцент, начальник отдела науки и научно-медицинской информации; Т. М. Шаршакова — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения; И. А. Новикова — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой клинической лабораторной диагностики; Е. И. Михайлова — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой общей и клинической фармакологии с курсами анестезиологии и реаниматологии; В. Я. Латышева — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсом медицинской реабилитации; З. А. Дундаров — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой хирургических болезней № 2 с курсом детской хирургии; А. И. Грицук — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой биологической химии; В. Н. Бортновский — кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой общей гигиены, экологии и радиационной медицины; Т. С. Угольник — кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой патологической физиологии; Л. А. Мартемьянова — кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины. Рецензенты: проректор по учебной работе, к.м.н., доцент А. А. Козловский; проректор по лечебной работе, д.м.н., профессор В. В. Аничкин. © Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2012 УДК 617.577-007.24-08 ^ III–IV ПАЛЬЦЕВ КИСТИ Лагодский В. И., Сорокин А. В., Акуленец Е. В. Научный руководитель: к.м.н., доцент А. П. Беспальчук Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» г. Минск, Республика Беларусь Введение Синдактилия — наиболее часто встречающийся врожденный порок развития кисти, характеризующийся сращением между собой пальцев. Аномалия возникает вследствие не наступившего разъединения пальцев на этапе внутриутробной жизни плода, когда на 7–8-й неделе в норме начинается быстрый рост пальцевых лучей и отставание в росте межпальцевых промежутков. Простая синдактилия характеризуется сращением пальцев кожной тканью. Сращение смежных пальцев на всем протяжении или только на определенном их участке позволяет выделить полную и неполную синдактилии соответственно. При синдактилии соединенные пальцы обычно недоразвиты, они уменьшены в размерах по длине, толщине, деформированы, что особенно выражено при комплексной синдактилии. В некоторых пальцах количество фаланг уменьшено до 2, относительно часто наблюдаются амниотические перетяжки и амниотические ампутации отдельных фаланг. Надо отметить, что амниотические перетяжки и ампутации наблюдаются в более сложных случаях синдактилии. При синдактилии встречаются контрактуры и деформации пальцев. Рентгенологически синдактилия не представляет каких-либо особенностей. При простой форме в костном скелете изменений нет. При комплексной форме имеется большая или меньшая степень костного сращения фаланг. В 50 % наблюдений диагностируют синдактилию III–IV пальцев, в 30 % случаев — IV–V пальцев. Другие комбинации наблюдаются реже. Бывает сращение нескольких или всех пальцев в один сплошной неразъединенный конгломерат. Порок нередко сопутствует другим врожденным аномалиям кисти: полидактилии, трифалангии I пальца, брахидактилии, амниотическим перетяжкам, а также синдактилии стоп. Множественность поражения по нашим данным 53 %. С ростом детей синдактилия препятствует нормальному развитию пальцев, возникают контрактуры, вторичные деформации их, связанные с неправильным положением и бездеятельностью. При этом дети страдают даже от самого факта наличия врожденного порока, а в будущем это отрицательно сказывается на выполнении ими трудовых процессов, ограничивая выбор профессии. Оперативных методов лечения врожденной синдактилии много, они имеют давнюю историю. Это свидетельствует о непрекращающемся поиске новых методов в связи с недостаточной удовлетворенностью результатами операций. Нет, и не может быть единого способа лечения, одинаково пригодного для всех случаев синдактилии. Вопрос о сроках, характере, объеме и методе хирургического лечения должен решаться в каждом случае индивидуально, исходя из особенностей формы и степени синдактилии, одностороннего или двустороннего поражения при внимательном анализе и оценке степени утраты функции кисти как рабочего органа, и определения возможности максимального восстановления ее функциональной полноценности. Все операции при синдактилии можно разделить на 3 группы — фалангизация с замещением дефекта кожи: 1) местными тканями; 2) свободным кожным аутотрансплантатом; 3) комбинированным методом. За стандарт лечения мы использовали Z-образный разрез кожной складки, перемещение кожных лоскутов по Лимбергу и пластику по типу «ласточкиного хвоста» для формирования межпальцевого промежутка. Цель Оценить отдаленные результаты хирургического лечения простой полной синдактилии 3–4 пальцев кисти предложенной методикой. Материалы и методы В ходе работы нами были изучены с клинической, рентгенологической и функциональной точки зрения 206 пациентов с врожденными пороками развития кисти. Были проанализированы медицинские карты и журналы оперативных вмешательств пациентов, находившихся на стационарном лечении в детском травматолого-ортопедическом отделении УЗ 6-я ГКБ г. Минска с 2007 по 2010 гг. Синдактилия встречалась у 47 (22,8 %) пациентов, аномалию 3–4 пальцев мы наблюдали у 34 (72,3 %), из них у 6 была простая полная синдактилия 3–4 пальцев кисти (17,6 %). Обычно заболевание наследственное, в 40 % наблюдений при сборе семейного анамнеза можно выявить у кого-то из родственников схожую патологию. У 7 (15 %) из наблюдавшихся нами пациентов установлена наследственная передача порока развития кисти с большей или меньшей степенью достоверности. Результаты исследования Для оценки результатов лечения мы учитывали функцию оперированных пальцев, косметический результат, величину межпальцевого промежутка. Оценка производилась по 3-х бальной шкале: хороший, удовлетворительный и неудовлетворительный результат. При этом мы получили: хороший результат у 4 пациентов, удовлетворительный у 1, неудовлетворительный результат у 1 пациента. Неудовлетворительный результат можно считать условно неудовлетворительным, т. к. он связан с аномально жаркими погодными условиями лета 2010 г., а не с дефектами в тактике лечения пациента. Выводы 1. Синдактилия — наиболее часто встречающийся врожденный порок развития кисти, характеризующийся сращением пальцев между собой. 2. Вопрос о сроках, характере, объеме и методе хирургического лечения синдактилии должен решаться в каждом случае индивидуально. 3. Рациональным для лечения простой полной синдактилии 3–4 пальцев кисти является использование предложенной методики (Z-образный разрез, пластика по Лимбергу кожной перемычки и пластика по типу «ласточкиного хвоста» межпальцевого промежутка). При этом определяющее значение для успешного лечения имеет рациональное планирование и соблюдение последовательности этапов выполнения операции. ЛИТЕРАТУРА 1. Меженина, Е. П. Врожденные уродства / Е. П. Меженина. Здоров׳я, 1974. — 144 с. 2. Волкова, А. М. Хирургия кисти. / А. М. Волкова. — Екатеринбург, 1993. — Т. 2. 3. Беспальчук, А. П. Врожденные пороки развития верхней конечности: учебно-метод. пособие / А. П. Беспальчук. — Минск: БГМУ, 2007. — 28 с. 4. Бенуа, Н. И. Комбинированная кожная пластика при врожденной синдактилии : автореф. дис. … канд. мед. наук / Н. И. Бенуа. — Ярославль, 1967. 5. Балабаниц, Г. Ф. Врожденная синдактилия и её лечение в раннем детском возрасте : автореф. дис. … канд.мед.наук / Г. Ф. Балабаниц. — Донецк, 1965. УДК 611.2-085.825 ^ Лапич Е. С. Научный руководитель: старший преподаватель А. В. Чевелев Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет» г. Гомель, Республика Беларусь Введение «Бодифлекс» ― это система специального диафрагмального дыхания, в основе которой лежит ускоренное аэробное дыхание, которое обогащает организм кислородом. Кислород играет важную роль в обмене веществ, улучшает кровообращение, усвоение питательных веществ, пищеварение и выделение. Он помогает очищать кровь, не давая ей заполниться строительным материалом клетки. Достаточное количество кислорода обеспечивает организму возможность восстановиться и укрепить свою иммунную систему. Большое количество кислорода успокаивает и стимулирует нервную систему. Кислородная недостаточность вызывает ослабление иммунной системы, что приводит к вирусным заболеваниям, росту количества поврежденных клеток, накоплению токсинов в крови и преждевременному старению, а также ко многим другим заболеваниям. Учитывая все это, программа «Бодифлекс» ставит перед собой две цели: во-первых, увеличить поступление кислорода в организм; во-вторых, улучшить наше здоровье. Цель Изучить влияние системы «Бодифлекс» на здоровье человека. Методы исследования Анализ научно-методической литературы. Результаты и обсуждение Техника дыхания по системе «Бодифлекс» включает в себя 5 этапов: Этап 1. Первое, что нужно сделать, — это выдохнуть через рот весь застоявшийся в легких воздух. Соберите губы в трубочку, как будто хотите посвистеть и медленно и равномерно выдохните из легких весь воздух. Этап 2. Опустошив легкие, сожмите губы. Не открывая рта, вдохните через нос так быстро и резко, как только можете, наполните легкие воздухом до отказа. Представьте, как вы затягиваете воздух вглубь вашего тела, как им заполняются легкие сверху донизу. Вдыхайте агрессивно. Вдох ― самая важная часть этого упражнения, потому именно он ускоряет аэробный процесс. Этап 3. Когда ваши легкие заполнятся до отказа, и вы почувствуете, что больше не в состоянии вдыхать, немного приподнимите голову. Сожмите губы, закусите их, как будто распределяете по ним губную помаду. Теперь широко раскройте рот и начинайте выдыхать. Должно получиться что-то вроде звука «пах», но звуки должны идти из диафрагмы. Этап 4. Выдохнуть весь воздух, закройте рот и задержите дыхание. Продолжайте держать его в течение всего этапа. Наклоните голову, втяните живот. Держите живот втянутым, не вдыхая, на восемь – десять счетов, считая «тысяча 1», «тысяча 2» … Этап 5. А теперь расслабьтесь, вдохните и опустите мышцы живота. Вдыхая вы должны почувствовать, как воздух врывается в ваши легкие. ^ Боковая растяжка Начальное положение: примите основное дыхательное положение — ноги на ширине плеч, колени согнуты, ладони на 2,5 сантиметра выше коленей, ягодицы в таком положении, словно вы собираетесь присесть, голова смотрит вперед. Сделайте дыхательные упражнения, втяните живот и примите основное положение. Основное положение: опустите левую руку, чтобы локоть находился на согнутом левом колене. Вытяните правую ногу в сторону, оттянув носок, не отрывая ступни от пола. Ваш вес должен приходиться на согнутое левое колено. Теперь поднимите правую руку и вытяните ее над головой, чтобы почувствовать, как тянутся мышцы сбоку, от талии до подмышки. Рука прямая. Выдержите положение на 8 счетов, переведите дыхание. Сделайте упражнения 3 раза в левую сторону и 3 раза — в правую. «Алмаз» Начальное положение: станьте прямо, ноги на ширине плеч, замкните руки в круг перед собой. Локти держите высоко, вытянутые пальцы сомкните. Немного округлите спину, чтобы удерживать локти вверху, но руки должны касаться одна с другой только пальцами, а не ладонями. Выполните дыхательное упражнение, задержите дыхание, втяните живот и примите основное положение. Основное положение: теперь как можно сильнее упритесь пальцами друг в друга. Вы почувствуете, как мышечное напряжение идет от обоих запястий по всей руке и груди. Удерживайте напряжение на 8 счетов. Теперь отдышитесь. Повторите упражнение 3 раза. ^ Начальное положение: лягте на спину, выпрямите ноги. Теперь поднимите ноги так, чтобы колени были согнуты, а ступни стояли на полу на расстоянии 30–35 сантиметров друг от друга. Потянитесь руками вверх, к небу. Выполните дыхательное упражнение, втяните живот и примите основное положение. Основное положение: держа руки прямыми, вытяните их вверх, в то же время, поднимая плечи и отрываясь от пола. Голова должна быть откинута назад. Смотрите на воображаемую точку на потолке позади себя. Постарайтесь, как можно больше оторваться от пола. Пусть плечи и грудь поднимутся как можно выше. Теперь опуститесь на пол — сначала нижнюю часть спины, потом плечи, а затем голову. Как только голова коснулась пола — поднимайтесь. Руки поднимите вверх. Подтянитесь вверх и задержитесь в этом положении на 8–10 счетов. Выполните упражнение 3 раза. «Ножницы» Начальное положение: лягте на пол, вытяните и сомкните ноги. Руки подложите ладонями вниз под ягодицы, чтобы поддерживать спину. Держите голову на полу, не поднимайте поясницу. Это поможет избежать неприятностей со спиной. Сделайте дыхательное упражнение, втяните живот и задержите дыхание. Теперь переходите в основное положение. Основное положение: поднимите ноги вместе на 8-9 сантиметров над полом. Делайте как можно более широкие махи в стиле ножниц. Носки должны быть вытянутыми. Делайте так на 8–10 счетов. Выдохните. Повторите 3 раза. Выводы Бодифлекс ― это система диафрагмального дыхания, которое насыщает клетки организма человека кислородом. С помощью кислорода происходит сжигание жиров и липидов, выводятся шлаки. Даже после первого занятия, отмечается подъем жизненной энергии и улучшается настроение. Это универсальный метод, который отлично подходит детям, молодым людям и пожилым. Заниматься бодифлексом может каждый — независимо от состояния здоровья, достаточно 15–20 минут в день, чтобы достичь желаемого результата. Исследования показали, что люди, которые занимаются по системе Бодифлекс, реже болеют, меньше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, легко избавляются от вредных привычек. |
![]() | Учреждение образования «гомельский государственный медицинский университет»... Представлены рецензированные статьи, посвященные последним достижениям медицинской науки | ![]() | Учреждение образования «гомельский государственный медицинский университет»... Представлены рецензированные статьи, посвященные последним достижениям медицинской науки |
![]() | Учреждение образования «гомельский государственный медицинский университет»... Т. М. Шаршакова, Н. П. Петрова, В. М. Дорофеев. ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»,... | ![]() | Учреждение образования «гомельский государственный медицинский университет»... Т. М. Шаршакова, Н. П. Петрова, В. М. Дорофеев. ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»,... |
![]() | М инистерство здравоохранения республики беларусь уо «Гомельский... Гомель, Республика Беларусь, приглашает студентов и молодых ученых Вашего вуза принять участие в IV республиканской научно-практической... | ![]() | Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный... Асептика и антисептика. Профилактика воздушно-капельной, контактной, имплантационной инфекции |
![]() | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской... В. Я. Латышева, Н. В. Галиновская, З. П. Кокоша. –– Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»,... | ![]() | Министерство здравоохранения республики беларусь учреждение образования... Определение фармакологии. Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины, ее роль и место в системе здравоохранения и медицинского... |
![]() | Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный... Производственная практика студентов является важнейшей составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление теоретических... | ![]() | Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации ... |