История развития музыкальной культуры Японии


Скачать 287.32 Kb.
НазваниеИстория развития музыкальной культуры Японии
страница1/3
Дата публикации08.03.2013
Размер287.32 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Музыка > Документы
  1   2   3
История развития музыкальной культуры Японии
Вопрос происхождения японской нации пока остается дискуссионным. На основании археологических данных установлено, что к началу христианской эры на территории Японии существовала единая цивилизация, возникшая из «смешения народов» Индокитая и монголоидных маньчжуро-тунгусских племен, а затем, в начале железного века, — переселенцев из Китая и Кореи. Таким образом, Япония с древнейших времен имела тесный контакт с континентальной Азией, прежде всего с Китаем и Кореей, и, само собой разумеется, что Япония испытывала сильнейшее влияние со стороны этих стран во всех сферах культуры и науки. (Договоримся, что в дальнейшем мы будем использовать понятия «Япония» и «японский» к землям и общности на островах нынешней Японии и существовавшей в те времена музыкальной культуре, и тем же методом по отношению к упоминаемым континентальным странам Азии- Китаю, Корее, Индии и т.д.)

Именно через Корейский полуостров проникла в Японию китайская музыка, и она, приобретая специфические черты, стала основой японской классической музыки. Эта музыка гагаку, берущая свое начало от китайской яве или яюэ и корейской аак, имеет богатейшую историю своего развития и составляет гордость национальной культуры. Наряду с этим со времен эпохи Мэйдзи (1868–1912) и европейская музыка становится неотъемлемой составной частью японской культуры, и в настоящее время традиционная японская и европейская музыка мирно сосуществуют, составляя единую культуру японской нации.
Периоды истории Японии

Дзёмон - 14500 - 300 до н.э.
Яёй - 300 до н.э - 300 н.э
Кофун/Асука - 300 - 710
Хакухо - 645 - 710
Нара - 710 - 794
Хейан - 794 - 1185
Камакура - 1185 - 1333
Муромати - 1333 - 1568
Момояма - 1568 - 1600
Токугава (Эдо)- 1600 - 1868
Мейдзи - 1868 - 1912
Тайсё - 1912 - 1926
Сёва - 1926 - 1989
Хэйсэй - 1989 - до наст.времени

История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важнейшим периодам социально-экономического и культурного развития страны. Японская археологическая наука — одна из наиболее систематизированных на Дальнем Востоке — различает три эпохи в древнейшей истории Японии: Дзёмон-дзидай (11-е тыс. — IV в. до н. э.), Яёи-дзидай (IV в. до н. э — IV в. н. э.) и последовавшая за этими Кофун-дзидай (IV–VI вв.), во время которой образовалось раннефеодальное государство Японии. Сведения о музыке этого периода весьма скудны. В процессе формирования первых родо-племенных союзов на о. Кюсю и в Центральной Японии периода Яёи (5 в. до н. э. - 4 в. н. э.) возник песенно-поэтический фольклор.

Далее, в период образования древнего государства Ямато в период Кофун (3 - нач. 6 вв.), когда начала складываться синтоистская мифология (в её основе - культ Божеств Природы и предков), получили распространение религиозные действа - т. н. мистерии кагура, сопровождавшиеся различными обрядовыми песнями и танцами. Можно утверждать, что музыка пения-заклинания и танца во время синтоистских обрядов есть начало истории музыки Японии. До сих пор употребляющиеся слова ута (песня) и одори (танец) происходят от тех древнейших времен — эпохи Ко-фун-Ямато. Хотя сейчас невозможно установить, каково было мелодическое строение песен-ута того времени, но ученые полагают, что оно было связано с речитацией поэтических стихов. Песни-ута не являлись еще песнями в собственном смысле слова. На основании анализа песен-стихов, содержащихся в исторических хрониках «Кодзики» и «Нихон сёки», обнаружили, что в основе поэтического текста лежит пяти- и семи-слоговое строение стиха, распространенное в Японии и поныне.

Из материальных свидетельств о музыкальной культуре эпохи Древней Японии можно указать на бронзовые колокола дотаку, найденные при археологических раскопках и датируемые серединой эпохи Яёи. О происхождении и назначении колоколов единого мнения среди ученых нет до сих пор. Наиболее вероятно, что они произошли от китайских бронзовых колоколов чжун и использовались в качестве ударных инструментов при проведении культовых обрядов.

Итак, в 3 веке началось проникновение на Японские острова материковой культуры, главным образом из Кореи и Китая. Этот процесс усилился в 5-6 вв., сопровождая укрепление феодальных отношений в период Асука (552-645) и способствуя утверждению в качестве государственной религии Японии буддизма, принесшего в духовную культуру страны музыку буддийских обрядов. Буддизм проник в Японию через Корейский полуостров в середине VI века. Известно, что в 552 году правитель королевства Пэкче Соньван (годы правления: 523–553) передал в дар Японии некоторые атрибуты буддизма, а императору Киммэй-тенно (539– 571) бронзовое позолоченное изображение Будды.
800px-todaiji18s3200.jpg

Храм Тодай-дзи считается самым большим деревянным сооружением в мире. В нём находится гигантская бронзовая статуя Будды Вайрочаны. Сооружение храма Тодайдзи относится к середине VIII века, когда буддизм, двумя веками ранее проникший в Японию, уже успел стать государственной религией и оказать значительное влияние на искусство и архитектуру страны.

Как свидетельствует архив храма Тодай-дзи (г. Нара), буддийские песнопения впервые прозвучали в храме Тодай-дзи в 752 году в исполнении хора из 200 человек. В 7-8 вв. происходит приобщение островной страны к восточно-азиатской цивилизации, представленной в то время культурой Кореи, Китая, Индокитая. Основу японской музыки того времени составляли распевы буддийских текстов - сутр (индийских буддийских трактатов) и гимнов - т. н. сан, которые исполнялись на санскрите (бонсан - санскр. гимн), китайском (кансан) и японском (васан) языках. В период Hapa (645-794) и в ранний период Хэйан (794-894) все буддийские песнопения назывались бонсан; позднее этим термином обозначались наиболее древние гимны, а буддийские песнопения в целом стали называться сёмё (от санскритского сабдавидья - учение о грамматике, рифме и вокализации; кит. - шэн-мин) - «лучезарное пение». Песнопение сёмё оказало огромное влияние на весь дальнейший ход развития японской музыки. В истории музыкальной культуры Японии практически нет такого жанра, который бы не испытал влияния музыки сёмё.

Сведения о развитии японской музыки дописьменного периода содержатся в памятниках японской литературы 8 века - сборнике мифов «Кодзики» («Старых дел записи»), хронике «Нихон сёки» («Анналы Японии»), в которых систематизированы и дополнены литературные памятники устной традиции, а также в древней поэтической антологии «Манъёсю» («Собрание мириад листьев»). Однако эти источники не содержат развёрнутых характеристик; к тому же встречающиеся в них упоминания бытовавших тогда музыкальных инструментов (данные подкрепляются и археологическими исследованиями) фрагментарны. Трактовка происхождения музыкального инструментария в японском музыковедении крайне противоречива; некоторые учёные рассматривают наличие названий инструментов в памятниках 8 века, как доказательство их местного, исконно японского происхождения, другие - как свидетельство наиболее ранних заимствований с материка.

Период раннего средневековья (VI–VIII вв.) в истории музыки с полным основанием можно характеризовать, как эпоху проникновения континентальной музыки. Японское общество этого периода, включающее в себя эпохи Асука (Асука-дзидай, 593–710), Нара (Нара-дзидай, 710–794), раздиралось междоусобицами. В конце VI века в результате переворота к власти приходит в качестве регента принц Умаядо, прозванный потомками Сётоку-тайси (574–622), который с целью создания сильного централизованного государства прилагает силы и власть к распространению буддизма и приступает к реформе всех сфер жизни страны. В 604 году им обнародуется «Закон из 17 статей» («первая японская конституция»), в котором были сформулированы основные принципы управления государством, основанные на идеях конфуцианства, буддизма и даосизма. В 645 году провозглашается Указ о проведении реформы «Тайка» («Великая реформа»), а в 701 году - специальный Кодекс «Тайхо-рё» («Великое сокровище»). Сётоку ввел китайский календарь, наладил транспортную сеть, написал первые японские исторические хроники, которые к сожалению не сохранились до сегодняшнего дня, и построил много буддистских храмов. Он также регулярно посылал посольства в китайскую империю Суй. В одном из писем посольства вместо старого названия страны Ямато, принц впервые использовал слово Япония ( «Хиномото», позднее «Ниппон») — страна Восходящего Солнца. Всё это способствовало образованию на территории Японии раннефеодального централизованного государства со столицей Нара, что сыграло положительную роль в развитии культуры и искусства.

300px-umayado_miko_setoku.jpg
Принц Сётоку (Сётоку Тайси, 574—622) — принц-регент периода Асука. Прижизненное имя Умаяда (Умаяда-одзи); Посмертное имя Сётоку означает «Совершенномудрый Добродетельный» или, как еще его называют - «Святых Добродетелей Принц». По легенде принц обладал способностью реагировать одновременно на десять обращённых к нему прошений.

В этот период страна усиленно заимствовала достижения материка. Это относится как к модели организации общества и государства, так и к элементам духовной культуры. В этом знаменательном для Японии «переселении» духовной культуры, как утверждает знаток истории культуры Японии Дж. Б. Сенсом, «заслуги Кореи… в этот период невозможно переоценить». Это объясняется не только тем, что через Корейский полуостров проникала духовная культура материка, но и тем, что именно корейцы были распространителями и первыми учителями всего того, что с жадностью и вдохновлением воспринимала тогда Япония.

Как свидетельствуют исторические хроники «Нихон сёки», иноземная (континентальная) музыка впервые исполнялась в Японии в 453 году, когда для участия в ритуальной церемонии по случаю смерти 19-го императора Ингё (412–453) прибыла группа музыкантов (в составе 80 чел.) из королевства Силла (юго-запад корейского полуострова). В следующем, 454 году, на смену им прибыла новая группа музыкантов с монахами и врачевателями из Пэкче (юго-восток корейского полуострова).

В 612 году из Южного Китая, через королевство Пэкче, приехал музыкант по прозвищу Мимаси, «искусный в музыке и танцах» государства Го, родиной которых считается Индия; он стал обучать японцев искусству гогаку, или курэгаку, которое затем получило название Гигаку (искусная музыка). В этот период в Японии широкой известностью пользовалась и так называемая комагаку, т. е. музыка государства Когуре (север корейского полуострова). Можно еще добавить, что наставниками принца Умаядо были именно корейцы. Таким образом, влияние корейской музыки, которую японцы называли санкангаку (т. е. музыки трех государств — Когурё, Пэкче, Силла), было основополагающим.

Китайская музыка проникает в Японию через Корею чуть позже, в период Танской династии (618–907). Она известна в Японии под названием тогаку (т. е. танская музыка). Самое раннее упоминание о проникновении танской музыки в Японию содержится в исторической хронике «Сёку нихонги». Как известно, музыка Танской эпохи была весьма богата. Уже в предыдущую эпоху Суй (581– 618) музыка императорского двора состояла из «девяти отделов», а в эпоху Тан — из «десяти отделов», куда кроме музыки китайского происхождения входила также музыка Индии, Самарканды, Бухары, Кашгары, Кореи и др. На основе этого богатого заимствования музыки континента, прежде всего, Китая и Кореи, формируется музыкальная культура Японии, обозначаемая определением Гагаку. В широком значении гагаку — это совокупность понятий, определяющих стилевое направление в развитии музыкальной культуры Японии VII–ХII веков.

http://www.shakuhachi.ru/_media/books:native:nihonshoki_jindai_kan_pages.jpg

«Нихон сёки» ( «Записанные кистью анналы Японии» или «Записи о династии Нихон»), «Нихонги» («Анналы Японии»), - это прямое влияние названий многочисленных китайских хроник, которые писала в Китае каждая правящая династия. В Японии — скорее формально, чем фактически — династия не сменялась, поэтому «лишний» иероглиф был впоследствии изъят, а с озвончением название приобрело звучание «Нихонги». Нихон сёки - один из древнейших письменных памятников Японии (наряду с «Кодзики» и «Фудоки»). В отличие от «Кодзики», где наряду с хронологическими записями о древнейших правителях Японии собраны мифы, сказания и песни о богах и сотворении мира, «Нихонги», начиная с третьей главы и вплоть до последней тридцатой, является подробным повествованием о жизни страны и генеалогии императоров, правивших Японией до 697 года н. э. Следует также отметить, что в отличие от «Кодзики», «Нихонги» написан на классическом китайском языке, что продиктовано дипломатической важностью этого документа и традициями официальной историографии Древней Японии. Продолжением «Нихонги» является «Сёку нихонги» («Продолжение анналов Японии»), охватывающее период с 697 по 791 годы. Кроме того, «Нихонсёки» предлагает несколько вариантов одного сюжета, что делает хронику во многом более ценным источником, представляющим различные существовавшие мифологические комплексы.

Проведение в период Нара так называемой реформы Тайка (646) отразило историческую необходимость создания централизованного государства. В этот период, согласно «Нихон сёки», уже с 685 года придворные музыканты императора Тэмму передавали своё искусство по наследству. С опубликованием законов Тайхо-рё (701 год)(«Великое сокровище»), для правления делами классической музыки учреждается Палата по делам музыки Гагаку-рё («Дом гага-ку»), основной задачей которой было надлежащее исполнение классической музыки и воспитание молодого поколения музыкантов. Гагаку-рё подчинялось установленному реформой Тайка ведомству Дзибусё, ведавшему церемониалом двора. С этого времени главные события придворной музыкальной жизни фиксировались в письменных источниках.

В 1-й половине периода Хэйан (название - от столицы Хэйан, с 794; позднее Киото) при дворе было создано О ута докоро (песенное управление), ведавшее вокальной и инструментальной, в том числе и древней национальной японской музыкой. При этом немаловажное значение придавалось соотношению иноземной (в основном, классических китайских произведений) и исконно национальной музыки (преимущественно вокальной) . Так, при штате 364 человека 222 человека были предназначены для исполнения японской музыки вагаку. Остальные 142 распределились следующим образом: 72 чел. — корейские музыканты (12 учителей и 60 учеников) для исполнения корейской музыки санкангаку (т. е. музыки Периода трех государств), 70 — китайские музыканты (10 учителей и 60 учеников) для исполнения китайской музыки тогаку (музыки Китая танской династии). 
Палата Гагакурё просуществовала почти два с половиной столетия и в 948 году вместо неё было образовано новое учреждение Гакусё («Музыкально-исследовательский центр»). В эпоху Мейдзи в 1870 году в Токио в рамках государственной политики учреждается Гагакукёку, ставший преемником Гагаку-рё и Гакусё. Гагакукёку впоследствии был переименован в Гагакука, Гагакубу, а в настоящее время носит название Гакубу.

Профессиональная японская музыка периода Нара развивалась, как ассимилированная дворцовыми музыкантами Гагаку. Первоначально этот термин обозначал континентальное музыкально-театральное искусство, однако позднее название Гагаку перешло на все произведения национального стиля, генетически связанные с культурой соседних стран. Основой репертуара гагаку была музыка, заимствованная из Китая, вобравшая в себя элементы музыкальных культур Индии, Тибета, жителей Самарканда и Бухары; в гагаку входили также музыка трёх корейских царств, страны Бохай (населена с начала 8 века племенами маньчжуро-тунгусского этнического корня, жившими на территории позднейших Маньчжурии, Приамурья, Приморья и Северной Кореи) и страны Линьи (Юго-Восточная Азия). Произведения гагаку были представлены главным образом придворными танцами, исполнявшимися в сопровождении большого придворного оркестра (использовалось около 30 различных инструментов, основная часть которых была китайского происхождения). Танцы китайского стиля носили строгий, вне-сюжетный характер, индийские и западно-азиатские танцы были сюжетными, они представляли собой танцевально-драматические сценки, связанные в основном с буддийскими легендами.

В 7-8 веках японские музыканты уделяли большое внимание изучению теории танской китайской музыки (период Тан в Китае, 7-10 вв.), влияние которой на музыку гагаку было тогда определяющим; о чем свидетельствовало применение китайской по происхождению ладовой структуры - пентатонического звукоряда (с тенденцией к расширению до диатонического), чётких симметричных ритмо-архитектоничных формул, основанных преимущественно на сочетании четырёх тактов. Современные японские музыковеды и ныне пользуются китайской терминологией для обозначения понятий, связанных со старинной японской музыкой. Однако существует мнение о возможности типологического сходства некоторых сторон исконно японской древней музыкальной культуры с музыкальными искусствами Китая и других восточных стран, с которыми Япония в ту эпоху поддерживала культурные связи.

Эпоха Хэйан (794–1192), что в переводе означает «мир и покой», по общему мнению историков, признается как классический, «золотой век» в истории японской культуры. «Соединение (своеобразный синтез) буддизма (идея сострадания ко всему живому, идея кармы, т. е. воздаяния за деяния в этой и прошлой жизни и т. д.), синтоизма (пантеизм, аграрная магия и культ природных сил) и отчасти конфуцианства (система правил поведения, Источник позитивных знаний) составляет идеологическую основу хэйанской культуры». Практическим воплощением этой идеологии был культ красоты во всех ее проявлениях. Преклонение перед красотой, первоисточником которой есть сама природа, составляло движущую силу хэйанской культуры. Именно поэтому хэйанская культура теснейшим образом была связана с двором и аристократической средой. В эпоху Хэйан, как и прежде, исключительно велика была роль китайских культурных традиций. Однако, принимая культурные традиции танского Китая (618–907), Япония игнорировала современный ей сунский Китай (960–1279), практически прекратив живое общение с ним. И это не случайно, поскольку к утонченной изысканности звала именно танская культура, а также эстетика буддизма, требующая от своего адепта такой же духовной утонченности. Что же касается культуры Китая сунской династии, то императорскому двору Хэйана казалось, что, несмотря на приверженность сунской династии культурной традиции танского Китая, она не совсем отвечала задачам утонченной изысканности.


  1   2   3

Похожие:

История развития музыкальной культуры Японии iconКурсовая работа на тему: «Характеристика системы профессионального образования в Японии»
Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
История развития музыкальной культуры Японии iconАктуальные вопросы и рекомендации по построению музыкальной композиции...
Так же, стоит отметить, что данная статья оставляет за пределами своего рассмотрения классическую музыку, как весьма своеобразное...
История развития музыкальной культуры Японии iconВыход Японии по уровню экономического развития на второе место в...
Японии наибольший интерес как рынки сбыта или источники поступления сырья и топлива
История развития музыкальной культуры Японии iconПлан. Особенности развития культуры ХХ века. Основные направления...
Открытие феномена бессознательного, обоснование его как активной силы, стимулирующей творчество, также повлияло на художественную...
История развития музыкальной культуры Японии iconГосударства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному...
Изменения в общественном и государственном строе Японии XIX в. Антифеодальные реформы в Японии
История развития музыкальной культуры Японии iconБизнес-план частной музыкальной школы ООО «Скрипичный ключ»
Целью данного проекта является организация частной музыкальной школы ООО «Скрипичный ключ», которая будет оказывать следующие услуги:...
История развития музыкальной культуры Японии iconНикто не знает, что такое цивилизация!
Ный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употреб­ляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень...
История развития музыкальной культуры Японии iconДидактический план история международного спортивного движения, спорта...
Столбов В. В. История физической культуры: Учебник для студентов пед ин-тов. М., 1989
История развития музыкальной культуры Японии iconПрограмма дисциплины «Тенденции экономического развития Японии»

История развития музыкальной культуры Японии iconУчебно-методический комплекс 4 курс
Компаративный и системный подход, который применяется в преподавании курса, усиливается его взаимодействием с дисциплинами «История...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница