Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»


НазваниеРабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений»
страница1/6
Дата публикации07.05.2013
Размер0.77 Mb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Музыка > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6


Министерство культуры и национальной политики

Республики Башкортостан

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

культуры и искусства

«Октябрьское музыкальное училище»

ПЦК «Теория музыки»

Рабочая программа-конспект дисциплины


«Анализ музыкальных произведений»

для музыкальных училищ по специальности

№ 070113 «Теория музыки»

г. Октябрьский - 2011
Одобрена Составлена

Предметно-цикловой Комиссией в соответствии с

Государственными требованиями

Председатель Кондратенко В.П. к минимуму содержания

и уровню подготовки выпускника по

специальности.


Автор: Шайхутдинова Е.Е.
Рецензенты:


Председатель:

Зам. директора по учебной работе Кашкина И.П.
^

Пояснительная записка



Анализ музыкальных произведений - последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин: здесь рассматриваются произведения всех эпох и жанров.

Музыкальное произведение следует рассматривать в связи с жанром, стилем композитора и стилем эпохи. Цель курса - привить учащимся навыки анализа музыкальных произведений в единстве формы и содержания, научить понимать выразительную роль элементов музыкальной речи в их смысловом взаимодействии, научить оценивать особенности композиции произведения в его исторической и стилистической определенности и тем самым вникать в замысел композитора. Анализ дает способы объективного эстетического суждения о музыке. Таким путем решается задача художественного воспитания молодых музыкантов.

Тематический план данной рабочей программы составлен на основе действующих типовых программ по анализу музыкальных произведений («Анализ музыкальных произведений». Программа - конспект для музыкальных училищ по специальностям №2101 «Фортепиано», №2102 «Струнные инструменты», №2103 «Духовые и ударные инструменты» , №2104 «Народные инструменты», №2105 «Пение», №2106 «Хоровое дирижирование» - Москва, 1982, «Анализ музыкальных произведений». Программа - конспект для теоретических отделений музыкальных училищ. - Москва, 1974). Рабочая программа также выполнена в виде программы - конспекта. В конце каждой темы предлагаются задания для практических работ. В зависимости от конкретных условий (наличия нот, степени подготовленности учащихся) преподаватель может варьировать задания, используя предложенные примеры для анализа в классе, домашних заданий и контрольных работ. В данной программе в целом выдержан традиционный порядок следования тем, за исключением тем второго семестра. Изучение форм эпохи Барокко представляется более целесообразным после освоения классической сонатной формы, а не до нее. Практический опыт работы показывает, что студенты легче воспринимают старинные формы в сравнении с классическими. Из соображений постепенности усложнения материала вокальные формы изучаются перед более сложными контрастно - составными, свободными и смешанными формами, оперой.

Более существенные изменения коснулись материала первого семестра. Кроме музыкальных жанров, первая тема включает понятие музыкальной формы в тесном и широком смыслах, затрагиваются вопросы соотношения содержания и формы, музыкальной драматургии, стиля в музыке. Введена ранее не изучавшаяся тема «Фактура и фигурация». Умение разбираться в музыкальных складах, типах фактуры, фактурных рисунках, различать функции голосов, различные виды фигурации, владение существующей терминологией существенно облегчает выполнение практических работ. Тема №2 «Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения» включает в данной программе так же понятие о принципах развития в музыкальной ткани. Благодаря этому студенты яснее представляют внутреннюю организацию музыкальной формы, происходящие в ней процессы. В тему № 6 «Музыкальная тема. Мотив, фраза. Синтаксические структуры» добавлена информация о наиболее распространенных «мигрирующих интонационных формулах» (термин М.Г. Арановского), что облегчает задачу анализа содержания музыки. В связи с этим несколько изменилась часовая сетка.

Курс рассчитан на один год; в конце первого семестра предусмотрен контрольный урок (в виде теста по теоретическому материалу и целостного анализа одного произведения устно), в конце второго - экзамен (в виде ответа по билету, включающему теоретический вопрос и целостный анализ одного произведения).

Программа может быть использована самими учащимися в качестве опорного конспекта, тем самым экономится время на уроке, появляется возможность больше внимания уделить практическим работам.

Тематический план

Объем 72 часа


Наименование предметов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

В том числе

Практические занятия

Контрольные работы

VII семестр

132

32







31

1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.




2










2. Принципы развития в музыкальной ткани. Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения.




2










3. Мелодия.




2










4. Метр и ритм.




2










5. Фактура и фигурация.




2










6. Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.




2










7. Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды (8)




4




1




8. Простые формы (8)
















8.1. Простая 2-х частная форма.




2










8.2. Простая 3-х частная форма.




2




1




9. Сложные формы (3)
















9.1. Сложная 3-х частная форма.




2




1




9.2. Сложная 2-х частная форма.




1










10.Промежуточные формы. Концентрическая форма (1)
















10.1. Промежуточные формы.




0.5










10.2. Концентрическая форма.




0.5










11. Рондо и его исторические разновидности (6)
















11.1. Старинное рондо.




2










11.2. Рондо венских классиков




2










11.3. Послеклассическое (свободное рондо).




2










Контрольный урок




2
















32













VIII семестр




40










12. Вариационная форма (4)
















12.1. Вариации на выдержанный бас (вasso ostinato).




1










12.2. Строгие орнаментальные вариации.




1










12.3. Свободные вариации.




1










12.4.Вариации на выдержанную мелодию (soprano ostinato).




0,5












12.5. Неоднотемные вариации.




0,5










13. Сонатная форма (12)













15

13.1. Вступление. Экспозиция.




6

2







13.2. Разработка.




4










13.3. Реприза. Кода.




2




2




14. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки (4).




4

2







15. Рондо-соната.




4










16. Циклические формы (2).
















16.1. Сюита.




1










16.2. Сонатно-симфонический цикл.




0,5










16.3.Вокально-симфонический цикл.




0,5










17.Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма, старинная сонатная форма.



4










18. Вокальные формы.




4







3

19. Опера.




2










20.Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.




4







3

ВСЕГО:




40







21


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа дисциплины
...
Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения"
Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок
Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций»
Федеральные налоги и сборы с организаций [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. – 56 с
Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и инвестиции»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция»
Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» iconРабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины)...
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и ооп впо по направлению и профилю подготовки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница