Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей


НазваниеПособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей
страница1/10
Дата публикации06.08.2013
Размер1.18 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Музыка > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Музыкальные игры и упражнения РАЗВИТИЯ для и КОРРЕКЦИИ речи
Пособие для дефектологов,

музыкальных руководителей

и воспитателей

Рекомендовано

Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования

Республики Беларусь
УДК 376.357:811.161'233:78(072)

ББК 74.3 М90

Рецензенты:

преподаватель кафедры логопедии БГПУ им. М.Танка О.В.Грищенкова; учитель-дефектолог д/с № 543 О.В.Ярото

Клезович О. В.

М90 Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.

ISBN 985-478-410-Х.

Пособие посвящено интеграции музыкальной деятельности в практику коррекционно-педагогической работы и представлено коррекционно-развивающими играми, способствующими повышению уровня речевого и музыкального развития детей. В книгу включены музыкально-игровые упражнения по слушанию, музыкально-речевые, музыкально-ритмические, музыкально-коммуникативные игры, упражнения и игры с использованием детских музыкальных инструментов. В пособии также предлагаются методические указания, которые помогут педагогам в планировании учебно-воспитательного процесса.

УДК 376.357:811.16Г233:78(072) ББК 74.3

Учебное издание

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ для развития и коррекции речи детей

Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей

Автор-составитель Клезович Ольга Валерьевна Ответственный за выпуск Д. Л. Дембовский

Подписано в печать с готовых диапозитивов 16.11.2004. Формат84x70 '/16.

Бумага офсетная. Гарнитура «Times». Печать офсетная. Усл. печ. л. 10,36. Уч.-изд. л. 4,38. Тираж 3100 экз. Зак. 3072.

Удостоверение № 08-33-0.229996 о государственной гигиенической регистрации продукта от 11.09.2003.

Общество с дополнительной ответственностью «Аверсэв».

ЛВ № 02330/0056807 от 02.03.2004. Контактный телефон (017) 210-18-98.

E-mail: info@aversev.coni; www.aversev.com

Республика Беларусь, 220123, Минск, М. Богдановича, 129а.

Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Белорусский Дом печати». Республика Беларусь, 220013, Минск, проспект Ф. Скорины, 79.
ВВЕДЕНИЕ

Пособие посвящено вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и отражает современное понимание процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Пособие предназначено для проведения музыкальных занятий, занятий ритмикой, для работы по развитию и коррекции речи детей, поможет при ознакомлении их с окружающим миром. В книге представлены музыкальные коррекционно-развивающие игры, способствующие повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений. Игровая форма музыкального материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности,- в процессе которой Вы сможете корректировать нарушения в речевом и двигательном плане. Поставленная игровая задача и ее результаты ведут к усвоению программного материала.

В пособии представлены:

музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, которые предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов. Содержание раздела позволит развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

музыкально-речевые игры — адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.

музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук. Данный раздел представлен в виде адаптированных детских плясок, игр и игровых упражнений с музыкальным сопровождением по развитию общей и мелкой моторики.

игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).

музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.

К каждой игре предложено разноуровневое целеполага-ние и методические указания, которые помогут педагогам в планировании коррекционно-развивающей работы. Для более удобного использования нотный материал располагается непосредственно за методическим материалом.

^ I (*) уровень — низкий. Ребенок неэмоционально и не всегда адекватно реагирует на музыку. Часто отказывается от участия в музыкальной деятельности. Не узнает знакомые песни. Без удовольствия слушает музыку, не может адекватно передать характер музыкального произведения. Работа с детьми данного уровня предполагает индивидуальную работу по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.

^ II (**) уровень средний. Ребенок эмоционально, но не всегда адекватно реагирует на музыкальное звучание. С помощью взрослого передает различный характер музыкального звучания в движении. Узнает знакомую мелодию, песню. Не может правильно воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 2—3 звуков после неоднократного ее прослушивания. Неправильно интонирует мелодию, неточно различает тихую и громкую музыку, тембровые свойства звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие и двигательные навыки сформированы недостаточно.

^ III (***) уровень — выше среднего. Ребенок эмоционально и адекватно реагирует на музыкальное звучание различного характера. Узнает знакомые мелодии с помощью взрослого. Различает двухчастную форму музыкальной пьесы (с помощью взрослого). Воспроизводит хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 2—3 звуков после неоднократного ее прослушивания. Чисто интонирует мелодию, подпевая голосу взрослого. Различает с подсказкой тихую и громкую музыку, тембровые свойства музыкальных звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие навыки сформированы недостаточно.

Музыкальные игры можно использовать с детьми разного уровня музыкального развития, выбирая те ее варианты, которые подходят индивидуально ребенку.

Удачи Вам и Вашим детям и музыкального настроения!!!

^ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ.
«ЛОШАДКА»

cл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

*

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;

• обучение детей хлопкам в ритме;

• коррекция мелкой моторики пальцев рук.

**

• развитие слухового внимания;

• обучение детей прыжкам в ритме на обеих ногах под музыку;

• коррекция координации, нарушений осанки.

***

• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;

• обучение детей приседаниям под музыку, побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний («цок», «цок»).

Я на лошади скачу,

Цок, цок, цок, цок!

Эх, садитесь прокачу,

Цок, цок, цок, цок!

* детям предлагается прослушать песню, изобразить ритмический рисунок с помощью хлопков;

** детям предлагается прыгать в ритме;

*** дети подпевают звукосочетания «цок», «цок» вместе с музыкальным руководителем, одновременно делают приседания в ритме музыки, руки вытянув вперед (изображают езду на лошадке).



^ «ТИХИЕ И ГРОМКИЕ ЗВОНОЧКИ»

cл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

*

• развитие слухового внимания, динамического слуха;

• обучение детей игре с погремушкой, правильному положению руки;

• коррекция мелкой моторики рук.

**

• развитие слухового внимания, динамического слуха;

• обучение детей игре с колокольчиком, правильному положению руки;

• коррекция мелкой моторики рук.

***

• развитие динамического слуха, слухового внимания, чувства ритма;

• обучение детей игре на металлофоне;

• закрепление представлений о музыкальных инструментах, о динамике звука.

Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.

Ты сильней звони, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!

* дети гремят погремушками;

** дети звенят звоночками;

*** дети играют на металлофоне.

Тихо звенят.
Звенят громко.
При повторении меняется порядок куплетов.



«Кто пищит?»

сл. и муз. Е. Макшанцевой

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

*

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

• активизация слухового внимания.

**

• развитие способности к звукоподражанию;

• активизация слухового внимания;

• побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте слов.

***

• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;

• разучивание движений согласно тексту;

• подпевание знакомых слов в тексте;

• закрепление представлений детей о понятиях тихо, громко.

1.

Кто под стульчиком сидит?

Пик-пик-пик! Пик-пик-пик!

Кто под стульчиком пищит?

Пик-пик-пик! Пик-пик-пик!

Припев:

Нет, нет не пищит,

Он тихонечко сидит.

2.

Тихо, тихо, надо ждать.

Да, да, да! Да, да, да!

Может запищит опять.

Да, да, да! Да, да, да!

Дети слушают музыкальный вопрос, который пропевает музыкальный руководитель. Подпевают повторяющиеся звукосочетания.

* дети слушают;

** дети подпевают повторяющиеся слова;

*** дети поют вместе с педагогом.

По окончании песни, педагог игрушкой издает писк и игра повторяется снова. В конце игры педагог зовет детей к себе и, показывая игрушку, предлагает поиграть.



«КОЛЫБЕЛЬНАЯ»

сл. и муз. О.Девочкиной (адаптированный вариант текста О.Клезович)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

*

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;

• обучение детей музыкально-ритмическим движениям (совместно со взрослым).

**

• развитие тембрового слуха, чувства ритма;

• обучение детей музыкально-ритмическим движениям по показу, побуждение к подпеванию;

• коррекция координации движений.

***

• развитие координации, чувства ритма;

• обучение детей выполнению движений в ритме;

• побуждение к подпеванию знакомых слов в тексте, повторяющихся звукосочетаний.

Баю баю баю баи

Спи, малышка, засыпай!

Аю, аю, аю-ю,

Аю, аю, аю-ю.

* дети держат на руках куклу и слушая пение взрослого, стараются подпевать мелодию на «Аю». Качают куклу в ритме с помощью взрослого;

** дети держат куклу на руках, качают ее в ритме, поют песню со взрослым;

*** дети качают куклу на руках или в коляске, самостоятельно под аккомпанемент поют песенку.


^ «СЕМЬ ПРЫЖКОВ»

датская народная мелодия

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

*

• развитие слухового внимания;

• обучение музыкально-ритмическим движениям совместно со взрослым;

• коррекция мелкой моторики рук.

**

• развитие слухового внимания;

• активизация слухового сосредоточения;

• обучение движениям (стоя);

• коррекция координации движений и мелкой моторики рук.

***

• развитие слухового внимания;

• активизация сосредоточения на звуковой сигнал до окончания звучания;

• обучение движениям в паре;

• коррекция мелкой моторики рук.

1-4 такты

5 такт

6 такт

7 такт

8 такт

первый аккорд
повтор 1-8 тактов

первый аккорд...
второй аккорд...
повтор 1-8 тактов

Хлопки по коленям.

Три хлопка в ладоши.

Вращение кистями рук.

Три хлопка в ладоши.

Вращение кистями рук.

Дотрагиваются до части тела, например, до носа и называют его.

Повтор движений.

Дотрагиваются до носа, называют его.

Дотрагиваются до новой части тела (уши).

Повтор движений.

После повторения 1-8 тактов, повторить все предыдущие движения и добавить новое (новый аккорд).

Музыкально-ритмические движения выполняются:

* сидя по показу и с помощью взрослого;

** стоя в кругу по показу и с помощью взрослого;

*** стоя в паре.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей iconСмирнова Людмила Николаевна
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей....
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей iconЛ. Н. Смирнова Логопедия в детском саду
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей....
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей iconInternational company «sound`s life»
«Танцевальный Клондайк» приглашают руководителей и исполнителей творческих коллективов, руководителей Дворцов, Центров детского творчества,...
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей iconО. Е. Громова Формирование начального детского лексикона: Практикум:...
Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей...
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей iconУрок «Психологические типы детей, типы восприятия информации и способы подстройки к детям»
«Танцевальный Клондайк» приглашают руководителей и исполнителей творческих коллективов, руководителей Дворцов, Центров детского творчества,...
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей iconИздание развивающего обучения
К90 Артикуляционная гимнастика в считалках : пособие для лого­педов, воспитателей логопедических групп и родителей / Т. А. Ку­ликовская....
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей iconДидактическое учебное пособие, построенное как система игровых и...
Для воспитателей детских садов, методистов, логопедов, педагогов начальной школы, родителей
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей iconУчебно-методическое пособие предназначено для руководителей и специалистов...
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей и специалистов детских домов и интернатов, реализующих в практике технологии...
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей iconКнига Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников:...
Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку...
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей iconОсновы психологии
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница