Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства


Скачать 150.9 Kb.
НазваниеПрактическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства
Дата публикации17.05.2013
Размер150.9 Kb.
ТипПрактическая работа
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Цель работы: Закрепить теоретические знания по основам теории спроса и предложения на практических примерах. Научиться рассчитывать такие показатели как равновесная цена и равновесное количество товара. Изучить теорию потребительского поведения.

Краткие теоретические сведения

Спрос (D) – характеризует намерения и планы покупателей (потребителей)

Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос.

Факторы (неценовые) влияющие на спрос:

  1. Вкус, мода, сезон;

  2. Число потребителей;

  3. Доходы покупателей;

  4. Ценовые ожидания – ожидания потребителей относительно будущих цен;

  5. Цены на товары заменители

Эластичность спроса – это реакция спроса на изменение какого-либо фактора.

^ Если Ed>0 – качественный товар;

Если Ed>0 – качественный товар;

Ed

Тип товара

Ed>0

качественный

1>Ed>0

товар первой необходимости

Ed>1

предмет роскоши

Ed<0

некачественный товар

Предложение (S) – характеризует намерения и планы продавцов (производителей).

Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение.

^ Факторы (неценовые), влияющие на предложение:

1) Число фирм, действующих в отрасли;

2) Технология производства – улучшения в технологии производства, ведет как правило к снижению издержек (затрат) и расширению предложения;

3) Налогообложение (особенно налог на прибыль);

4) Цены на ресурсы – увеличение стоимости ресурсов ведет к увеличению затрат производства и к сокращению предложения;

5) Ценовые ожидания - в краткосрочном периоде производители, в ожидании повышения цен, могут сократить объем предложения, чтобы в дальнейшем увеличить его.

^ Рыночное равновесие - это ситуация на рынке, когда намерения продавцов и покупателей совпадают, интересы их согласованы (спрос равен предложению).



Графически равновесие находится в точке пересечения кривых спроса и предложения (точка Е). Если равновесие нарушается, то начинают действовать механизмы, восстанавливающие его:

1) Ре<Р2 (цена установилась выше равновесной), т.к. цена выше спрос на товар снижается, это приводит к избытку (профицит) товара, необходимо снижать цену, что приведет к увеличению спроса и сокращению предложения. Равновесие восстановится.

2) Ре>Р1 (цена установилась ниже равновесной), т.к. цена ниже спрос на товар выше, следовательно возникает ситуация – дефицит товара, необходимо повышать цену, что приведет к снижению спроса и увеличению предложения. Равновесие восстановится.

Задание

  1. Приведите примеры взаимодополняющих благ (5 примеров)

  2. Приведите примеры роскоши и примеры предметов первой необходимости (5 примеров)

  3. Предположим в мужскую моду снова вошли фетровые шляпы. Причем настолько, что ни один уважающий себя человек уже не может появиться на улице в каком-нибудь другом головном уборе: кепке, берете или тюбетейке. Что случиться в этой ситуации с равновесной ценой и равновесным количеством товара на рынке фетровых шляп? Проиллюстрируйте свой ответ графически.

  4. В результате рекламной кампании население стало предпочитать кока-колу квасу. Что произойдет с кривой спроса на квас? (графически и дать пояснения)

  5. Что произойдет со спросом на соль при изменении доходов населения? Что может изменить спрос на соль? (дать пояснения)

  6. Приведите примеры взаимозаменяющих благ (5 примеров).

  7. Функция предложения задана , а функция спроса (вариант выбирается по первой букве фамилии).

Вариант

Qs =

Qd =

А,Д,И,Н,С,Х,Щ

50+6P

60-2P

Б,Е,К,О,Т,Ц,Э

20+5p

50-3P

В,Ж,Л,П,У,Ч,Ю

10+4P

30-2P

Г,З,М,Р,Ф,Ш,Я

30+2P

40-3P

Определить:

  1. равновесную цену и равновесное количество товара;

  2. построить графически функции спроса и предложения;

  3. если цена установилась на уровне 3 единиц, объяснить какая ситуация возникла на рынке

  4. как восстановить равновесие?

  1. По эластичности определить тип товара:

Вариант

Ed

А,Д,И,Н,С,Х,Щ

0.2

Б,Е,К,О,Т,Ц,Э

-0.5

В,Ж,Л,П,У,Ч,Ю

1.3

Г,З,М,Р,Ф,Ш,Я

0.9


Содержание отчета

1. Название работы.

2. Цель работы.

3. Краткие теоретические сведения.

3. Решение задач.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6
^

ТЕМА: ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА


Цель работы: получить навыки анализа безработицы и расчета ее нормы.

Краткие теоретические сведения

По старой классической теории занятости сам рынок труда совершенной конкуренции без государственного вмешательства обеспечивает полную занятость или отсутствие безработицы. Однако такой рынок во многом идеален. На практике рынка несовершенной конкуренции действуют монополистические факторы, которые устойчиво отклоняют заработную плату вверх от равновесной цены труда. Поэтому многие оказываются безработными. Наличие таких факторов подтверждается тем, что в современный период рост безработицы не сопровождается снижением заработной платы.

Монополистическими факторами является государственная власть, профсоюзы работников, предпринимательские союзы. Профсоюзная монополия старается повышать заработную плату по сравнению с равновесной ценой труда, предпринимательские союзы часто отказываются повышать заработную плату, особенно когда предложение рабочих рук превышает спрос.

Массовую безработицу можно уменьшить, лишь предоставляя рынку труда свободу конкурентным силам, чтобы государство, профсоюзы, союзы предпринимателей ограничили монопольное вмешательство в рынок труда. Этот рынок должен быть конкурентно гибким, в котором быстро меняются формы и системы платы, внедряются индивидуальные ставки заработной платы, различающиеся выплаты, премии, вознаграждения за добросовестный труд. Полную занятость нельзя считать как 100 %-ный охват трудоспособных работой. Всегда бывают люди, которые по разным причинам не заняты работой.

Современная экономическая наука выделяет следующие формы безработицы:

1) Фрикционная безработица бывает тогда, когда люди меняют место работы, место жительства, учатся, ухаживают за детьми. Такая добровольная безработица непродолжительна.

2) Структурная безработица вызывается изменением отраслевой структуры производства – сокращением производства в устаревших отраслях.

3) Технологическая безработица возникает в результате обновления устаревшей техники, особенно за счет комплексной автоматизации.

4) Циклическая безработица появляется в фазах кризиса и депрессии и уменьшается в фазах оживления и подъема.
^

Среднемесячный уровень (норма) безработицы:

 = (U / F)100,

где U – среднемесячная численность безработных;

F – численность гражданской рабочей силы.

Задание

1. Какова норма безработицы, если численность гражданской рабочей силы 80 млн чел., а число безработных 4 млн чел.?

2. Определите уровень безработицы в стране, если:

  • численность экономически активного населения – 72,5 млн чел.;

  • численность занятых – 68,7 млн чел.;

  • численность безработных – 6,7 млн чел.

3. Чем занимается биржа труда?

4. Назовите причины безработицы в современной России.

5. Объясните следующий факт. При наличии в России достаточно высокого уровня безработицы, а следовательно, значительного количества россиян, ищущих работу, работодатели нанимают работников из числа иностранных граждан, приехавших из Украины, Молдовы, Беларуси.

Содержание отчета

1. Название работы

2. Цель работы

3. Краткие теоретические сведения.

4. Решение задач.

Контрольные вопросы

1. Дать определение безработицы, ее причины.

2. Назвать виды безработицы.

3. Какая безработица необходима и почему?
практическая работа 7

ТЕМА: Расчет уровня безработицы и уровня занятости

Цель работы: Углубить знания и приобрести умения, навыки по расчету уровня безработицы и уровня занятости.

^ Краткие теоретические сведения

Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

^ Рабочая сила – общая численность граждан страны в трудоспособном возрасте, которые имеют работу, и граждан, которые найти работу для себя не могут.

Рабочая сила = население – трудоспособное население – выбывшие из состава рабочей силы;

Безработные = рабочая сила - занятые

^ Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы. Уровень безработицы по аналогам определяется как отношение численности занятых к численности рабочей силы. Обычно уровни занятости и безработицы оцениваются в процентном выражении. В этом случае для подсчета используется следующие формулы:

^ Уровень безработицы = Безработные / Рабочая сила • 100%

Уровень занятости = Занятые / Рабочая сила • 100%

Задание

Ситуация 1. Население страны составляет 100 млн. человек. Численность занятых примерно 50 % от всего населения. В качестве безработных зарегистрировано 8 % от занятых. Численность не работающих и не желающих по каким-либо причинам работать составила 4 млн. человек. Численность нетрудоспособных и обучающихся с отрывом от производства - 36 млн. человек. Определите уровень безработицы.

Ситуация 2. Известно, что население страны составляет 600 тыс. чел век, из них 120 тыс. — дети до 16 лет и люди, находящиеся в психиатрических больницах. 150 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы, безработные - 33 тыс. человек. Занятые неполный рабочий день - 20 тыс. человек. Определите уровень безработицы.

Ситуация 3. В стране Синеглазии в августе было 10 млн. чело­век безработных и 90 млн. человек занятых.

  1. Определите численность рабочей силы в Синеглазии, уровень безработицы и уровень занятости.

  2. В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0,5 млн. человек. При этом дополнитель­ного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.

  3. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказыва­ли в рабочих местах из-за того, что они имели карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в Синеглазии в сентябре.

Ситуация 4. В стране Какофонии насчитывается 76 млн. человек в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. человек не работают и не ищут работу (это — домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студены и бездомные бродяги).

В стране Какофонии 4 млн. 600 тысяч человек безработных и 1 млн. человек — работники, занятые неполный рабочий день и же­лающие работать полный рабочий день. Определите уровень безра­ботицы в стране Какофонии.

Ситуация 5. Предположим, что потенциальный ВВП равен 1100 млрд. руб., а фактический – 1000 млрд. руб., естественная норма безработицы – 6 %. Чему равна фактическая норма безработицы.

Содержание отчета

1. Название работы

2. Цель работы

3. Краткие теоретические сведения.

4. Решение задач.

Контрольные вопросы

1. Дать определения: трудоспособное население, нетрудоспособное население, экономически активное население, добровольно незанятые, занятые, безработные.

2. Как рассчитывается уровень безработицы?
^ Практическая работа 8

ТЕМА: Определение прибыли, дохода и издержек предприятия

Цель работы: Закрепить теоретические знания по темам: «Производственные фонды предприятия и издержки производства», «Прибыль и её виды». Научиться определять прибыль, доход и издержки предприятия.

^ Краткие теоретические сведения

Производственные фонды – это выраженные в стоимостной форме факторы производства. Производственные фонды разделяются на две большие группы:

1) Основные фонды - относятся здания, сооружения, оборудование и другое имущество, сроком эксплуатации более 1 года. В процессе эксплуатации основные фонды многократно используются в производственных циклах и переносят свою стоимость по частям на изготавливаемую продукцию.

2) Оборотные фонды - это сырьё, материалы и рабочая сила.

Амортизация – это процесс переноса стоимости основных фондов в течение срока их службы на стоимость произведённого товара и аккумулирование её в амортизационном фонде.

Издержки производства – это затраты на приобретение факторов производства.

Бывают:

1) Постоянные – не зависящие от объёмов выпуска продукции (плата за разрешения и лицензии, амортизация основных фондов, арендная плата, проценты по взятым кредитам, заработная плата управленческого персонала и охраны).

2) Переменные – издержки, связанные с объёмами производства (оплата сырья, материалов, зарплата рабочих, коммунальные платежи, некоторые налоги).

3) Бухгалтерские – внешние или явные издержки фирмы – плата за ресурсы привлекаемые со стороны.

4) Неявные, альтернативные или издержки упущенных возможностей – стоимость ресурсов принадлежащих фирме.

5) Экономические – сумма бухгалтерских издержек и издержек упущенных возможностей.

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров над произведёнными затратами.

Бывает:

  1. Бухгалтерская прибыль – разница между общей выручкой или выгодой (доходом) и бухгалтерскими издержками.

  2. Экономическая прибыль – разница между общей выручкой или выгодой (доходом) и экономическими издержками.

^ Формулы для расчета:



Задание

1. В таблице представлена структура факторов предприятия ( в усл. ед)



Элементы фондов

Стоимость фондов

1

Машины и оборудование

34

2

Готовая продукция

1

3

Топливо и горючее

2

4

Жилой фонд

8

5

Здания и сооружения

52

6

Денежные ресурсы

2

7

Малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и инвентарь

1

8

Транспортные средства

4

9

Детский сад и ясли

2

10

Сырье и материалы

6

11

Передаточные устройства

8

12

Стадион и строй площадки

2

Определить:

А) Производственные фонды

Б) основные производственные фонды;

В) оборотные фонды

2. Общий доход предприятия составляет 300 тыс. руб. Предприятия выплачивает работникам зар/плату в размере 150 тыс.руб. Кроме того, затраты на сырье и покупные полуфабрикаты составляет 50 тыс. руб. Неявные издержки предприятия за используемые капитальные ресурсы – 75 тыс. руб. Определить бухгалтерскую и экономическую прибыль.

3. В таблице показана зависимость общих издержек фирмы от выпуска продукции:

Q (шт)

0

1

2

3

4

5

6

TC (долл)

50

90

120

145

180

235

325

На основе табличных данных определите:

А) постоянные издержки;

Б) переменные издержки;

В) средние общие издержки;

Г) средние постоянные издержки;

Д) Средние переменные издержки

4. Фирма несет постоянные издержки в размере 45 $. Данные о средних переменных издержках (AVC):

Объем производства

AVC

1

17

2

15

3

14

4

15

5

19

6

20

5. Фирма занимается пассажирскими перевозками. Что из ниже перечисленного Вы отнесете к её постоянными и переменными издержками?

А) расход на бензин;

Б) оплата гаража;

В) расходы на установку сигнализации;

Г) страховка;

Д) стоимость чехлов для сидений;

Е ) расходы на ежегодный техосмотр.

6. Определите, к какому виду издержек относятся следующие виды затрат фирмы в краткосрочном периоде:

А) амортизационные отчисления;

Б) заработная плата рабочих;

В) затраты на сырье

Г) плата за арендуемое оборудование для офиса;

Д) затраты на электроэнергию;

Е) Жалование высшему управляющему персоналу;

Ж) выплата налога на имущество предприятия;

И) Оплата транспортных услуг за перевозку сырья и готовой продукции.

7. Год тому назад мистер Х стал владельцем небольшой мастерской по ремонту обуви. Он нанял двух рабочих, заплатив им в сумме 22000 долларов в год, и 16000 долларов в год ушло на покупку сырья и материалов. В начале года мистер X закупил оборудование на сумму 40000 долларов, срок службы которого составляет 8 лет. Для того чтобы финансировать покупку оборудования, мистер X взял в банке кредит на восемь лет под 10% годовых. Мистер X использует собственное помещение в качестве мастерской. Это помещение он мог бы сдать в аренду и получать за него в виде арендной платы 10000 долларов в год. Конкурент мистера X предлагает ему рабочее место сапожника с оплатой 18000 долларов в год. Годовая выручка от осуществляемых мистером X работ по ремонту обуви составляет 82000 долларов.

Подсчитайте:

а) величину годовых амортизационных отчислений мистера Х;

6) величину бухгалтерских и экономических издержек мистера Х;

в) величину бухгалтерской и экономической прибыли мистера Х за год;

Содержание отчета

1. Название работы

2. Цель работы

3. Краткие теоретические сведения.

4. Решение задач.

Контрольные вопросы

1. Дать определения: прибыли, дохода, издержек обращения.

2. Как рассчитываются: прибыль, издержки обращения, амортизация.


Похожие:

Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства iconПрактическая работа №1 Тема№3 Цикл менеджмента
Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют так называемый...
Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства iconПрактическая работа №1 «Локальные сети»
Практическая работа №4-5 «Файловые оболочки. Операции с файлами и каталогами»
Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства icon1 1 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений...
Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства iconПрактическая работа №14. Тема: Анализ финансов предприятия Задание 1

Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства icon3. Практическая работа с документом. Расскажите о структуре Конституции РФ
Практическая работа с документом. Как в России осуществляется принцип народовластия
Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства iconПрактическая работа №5 по Экономике уп тема. Расчет технико- экономических...

Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства iconПрактическая работа №9 Тема
Цель занятия: научиться составлять программы с использованием условных операторов
Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства iconПрактическая работа №9 Тема
Цель занятия: научиться составлять программы с использованием условных операторов
Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства iconПрактическая работа №6 Тема
Открыть окно редактора и набрать исходный текст простейшей программы на языке Pascal (Edit)
Практическая работа 5 тема: организация рыночного хозяйства iconПрактическая работа №1 Тема : Операции с файлами и каталогами. Проводник
Цель: Научиться создавать, переименовывать, копировать, перемещать и удалять файлы и папки
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница