ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА»
Этика, прикладная этика, профессиональная этика: соотношение понятий. Виды прикладной этики.
Понятие профессиональной этики, ее разновидности. Общие и частные характеристики профессиональных этик.
Истоки педагогической деятельности. Зарождение педагогической этики в трудах античных мыслителей.
Утверждение авторитарной модели педагогической этики в эпоху Средневековья.
Обоснование гуманистической модели педагогической этики в эпоху Возрождения и Просвещения.
Гражданский характер отечественной педагогической этики Нового и Новейшего времени.
Коллективистский характер педагогической этики советского периода.
Тенденции развития педагогической этики в современную эпоху.
Методологические основы педагогической этики как профессиональной этики.
Основные параметры и принципы личностно ориентированной педагогики как основы этики поведения учителя.
Понятие профессиональной педагогической этики, её обусловленность миссией и спецификой педагогического труда.
Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в современную эпоху.
Объект, предмет, цель и задачи профессиональной педагогической этики.
Основные функции профессиональной педагогической этики.
Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики.
Принципы профессиональной педагогической этики как формы выражения моральных ценностей.
Педагогическая деонтология, ее основные категории и принципы.
Основные группы норм и стандартов этического поведения педагогов.
Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Злоупотребления в процессе выполнения профессиональных обязанностей.
Поступок как деятельностный компонент профессиональной морали педагога.
Дилеммы в деятельности педагога, их причины и пути разрешения.
Этико-аксиологические конфликты в деятельности педагога и стратегии их разрешения.
Моральная оценка деятельности педагога и ее критерии.
Этические требования к профессионально-значимым качествам педагога.
Структура профессионально-нравственного сознания педагога и его детерминанты.
Этические принципы и нормы межличностных отношений педагогов и учащихся.
«Барьеры» в отношениях между педагогом и учащимися, пути их преодоления.
Нравственные аспекты взаимоотношений педагога и родителей (опекунов) учащихся.
Этическая защита педагога.
Этические принципы и нормы взаимоотношений в учительском коллективе «по горизонтали».
Этические принципы и нормы взаимоотношений в педагогическом коллективе «по вертикали».
Морально-этические аспекты руководства педагогическим коллективом.
Профессионально-этический кодекс педагогов, его функции и механизм исполнения.
Структура профессионально-этического кодекса педагогов.
Этика менеджмента как элемент педагогической этики.
Деловой этикет в деятельности педагога.
|