1. Предмет политологии


Скачать 141.13 Kb.
Название1. Предмет политологии
Дата публикации21.05.2013
Размер141.13 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Тема 1. Предмет политологии.

Возникла в конце 19 века в разных странах мира (Великобритания, США, Россия)

Исследования начала политологии занимались скорее тем, что написано на бумажках (формально-юридическая сторона).

в 20 годы прошлого столетия (институциональный период) формируется новое направление -- внимание к реальной политической жизни, фактам, эмпирическим данным.

Полтическое поведение -- борьба за власть, участие во власти, выборы власти, политические конфликты, войны и тд.

Новое направление -- бихевиорализм. Направлен на изучение политического факта/политического поведения.

Цель : выявление закономерностей политической жизни.

Позитивизм -- гуманитарные науки приравниваются к естесственным.

Одним из основоположников позтивизма в политологии был Чарльз Мерриам (бихевиорализм)

Политическая наука в этот период рассматривала политику как результат деятельности и взаимодействий политических лидеров, социальных групп, объединений. Политику связывали с несколькими аспектами такой деятельности :

А. Определение коллективных целей

Б. Удовлетворение интересов больших социальных групп (классы, нации, этнические группы). Это требует их выявления, согласования и принятия решений на основе согласования этих интересов.

В. Обеспечение интеграции общества, единства, сохранения целостности общества.

После ВМВ бихевиорализм был господствующим движением к политической науке. В нем начал преобладать структурный функционализм (наличие структур иих функций : правительство, главы, партии, объединения). Совершенно не уделялось внимание человеку. Политика начала представлять собой "часовой механизм", который что -то производит.

В конце 60гг политическая наука пережила серьезный кризис.

С 70-80гг начинается современный этап развития политологии.

Три основные школы /пардигмы (магистральное направление учения) :

1. Теория рационального выбора. (Экономисты) . Главным действующим лицом является отдельный человек (не группа, не институт) . Допущение : Каждый человек ведёт себя рационально (стремятся извлечь выгоду и уменьшить потери). Политика связана с коллективной деятельнстью по удовлетворению схожих индивидуальных интерсов, которые не могут быть реализованы путём рыночного обмена. Политика связана с понятием "общие блага ". Строились разные модели поведения людей и сторон.

2. Неоинституционализм. Представление политики как совокупности норм, правил, которые определяют возможные результаты взаимодействия между людьми. Создаются разные результаты экономики, разные блага. Разные институты могут создавать условия или препятствовать их благоприятному развитию. Правила формируют тип государства, тип экономики и общества, доступ к социальным благам. Правила создаются людьми/группами в определенных интересах.

3. Политическая феноменология (политический конструктивизм) . Политика -- субъективная сфера деятельноси, которая связана с определенными смыслами и значениями. Политика возможна тогда, когда люди понимают одинаково некоторые вещи (типы общества, цели общества), либо когда возможно взаимодействие между людьми (коммуникация -- наличие языка). Ареной политики становится язык. Способ осуществления политики -- СМИ -- распространение информации с помощью языка. Политика -- игра в понятия, за которыми стоят судьбы отдельных жителей. Политический мир -- результат конструирования людьми определенных условий.

Самостоятельно : функции политологии, отрасли политологии (теория политики, история политических учений, сравнительная политология, прикладная политология), методы политологии (статистика, анкетирование, интервьюирование и тд.)

Взаимозависимости :

Х является причиной У

Результат конфликта Х и У -- причина Z

Х порождает У, а У порождает Z

Отрасли политологии:

-Теория политики

-Сравнительная политология

-Прикладная политология

-История политических учений

Тема 2. Политическая власть.

Политическая Власть -- это фундамент политики. Нет ни одного явления, в основе которого не было бы власти.

ВЛАСТЬ -- разновидность социального взаимодействия, которая связана с контолем над поведением/сознанием.

М.Вебер. ВЛАСТЬ -- способность одного соц.субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического взаимодействия.

Власть основывается на трех компонентах :

А. Ресурсы (дефицитные) -- контроль над дефицитными ресурсами (деньги, информация, услуги)

Б. Социальный обмен -- договор "если то, то это".

В. Легитимность

В обществе существуют различные виды власти (не только политическая). Политическая власть :

1. Носит верховенствующий характер

2. Осуществляется государственными институтами, которые обладают монополией на применение насилия.

Семинар 24.09 : политическая власть, политическая система, государство.

Тема 3. Легальность и легитимность власти.

Легальность -- законность

Легитимность -- правомощность, поддержка со стороны общества.

Понятие легитимность в политологию ввел М.Вебер. он разработал три типа господства :

1. Традиционный (опирается на традиции, обычаи, привычку к подчинению) - абсолютная монархия

2. Харизматическая (вера в необыкновенные качества лидера)

3. Рационально-легальный. (Люди подчинаются не лицам, а законам и тем лицам, которые осуществляют власть на основе закона).

Тема 4. Политическая система.

Системный подход был популярен в 50-60 е гг.прошлого столетия.

Основоположником системного подхода считается Дэвид Истон (ам.)

Политическая система -- совокупность взаимодействий, посредством которых осуществляется властное распределение ценностей в обществе.

Политическая система через ряд взаимодействий принимает обязательные для всего общества решения (властные)/законы, посредством которых определяется порядок доступа к социально -значимым ресурсам (информация, финансы, образование, медицинское обслуживание и тд.)

Истон представил политику в виде "черного ящика" -- не знаем, что творится внутри, но можно описать её действия

Политику окружает окружающая среда (институты, социальные группы, слои, экономические структуры)

Импульсы, которые действуют на политичекую систему -- требования (какие?) и поддержка

На выходе -- политические решения и действия.

Эти действия влияют на окружающую среду, она изменилась (от нее пошли другие требования, уменьшилась или увеличилсь поддержка)

Что внутри ситемы -- не знаем.

Появился Габриэль Алмонд. Он внес свой вклад в развитие теории политической системы.

Система должна выполнять функции :

1. Функции входа -- партии и группы интересов (артикуляция интресов -- преобразование чувств, эмоций, социальных настроений в рационально сфорумулированные требования; Агрегирование интересов -- классификация интересов, расположение их по степени важности)

2. Функции выхода (принятие решений -- парламент, осуществление решений -- правительство, контроль за осуществлением решений -- судебная власть)

3. Общесистемные функции (рекрутация -- отбор на определенные властные должности -- выборы, назначения, политическая социализация -- процесс приобщения к нормам данной политической ситеме; политическая коммуникация -- донесение информации -- сми, группы интересов -- общественные неполитические организации)

Но! Если все функционируют по одинаковой схеме, почему они действуют по разному?

Основа политической схемы -- политическая культура -- она выступает субъективным основанием политической системой и она представляет собой совокупность знаний, представлений и оценок граждан, которые касаются политической системы

ТО, политическая система включает :

! Структуры (политические) -- организация политических ролей (депутат-парламент)

! Функции -- полезная деятельность

! Нормы, по которым функционирует политическая система

! Политическая культура

(Политическая стабильность -- семинар)

Тема 5. Государство

В любой политической ситеме главным институтом является государство!!

Государство -- политическое явление, которое соответствует трём признакам : наличие территории с определенными границами, наличие населения, объединенного общими культурными и историческими традициями и ценностями, и суверенная власть, которая не зависит от внешних источников (широкий смысл)

Государство -- верховная власть в определенном сообществе (узкий смысл)

Государство -- (М.Вебер) союз господства, организованный по типу учреждения, который внутри опредёленной сферы добился монополии на применение физического насилия как средства осуществления власти.

Функции государства -- самостоятельно

(Фукуяма Френсис (конец истории), Сильное государство)

Теории происходжения государства :

А. Теории общественного договора, которые имеют несколько версий

-- (Томас Гоббс) существовало догосударственное существование общества (война всех против всех), чтобы избежать этой войны, люди договариваются организовать орган с полномочиями наведения порядка -- государство.

--Другая версия (Джон Локк) -- государство возникает для более рациональной организации социальной жизни и для обеспечения прав и свобод человека.

-- Третья весия -- рациональный выбор -- государство результат социального обмена между принципалом и агентом, один торгует правосудием и защитой, а другой -- нуждается в регулировании и бертся поддерживать и сдержать первого. Возникает социальный обмен.

Б. Конфликтный подход

-- государство -- это орудие классового господства (Маркс и Энгельс) . Причина -- возникновение частной собственности и необходимости ее защиты.

-- теория "оседлого бандита" -- давно рыцари шастали по Европе и грабили всё подряд, хотели нарабить как можно больше. Затем они оседают на определённой территории. Там они уже не грабят, они собирают дань/налоги и защищает их от других грабителей.

Государство имеет разные формы организации.

Формы государства :

--Формы гос.устройства

--Формы правления

Формы государственного устройства.

-- это административно -территориальное устройство государства, т.е совокупность способов управления территориями, порядок распределения власти между Центром и регионами.

1. Унитарное государство -- единое г.-во, в котором местные органы власти полностью подчиняются центральным органам власти.

2. Федеративное государство -- г.-во, состоящее из частей (субъектов федерации), которые имеют ограниченную политическую самостоятельность. В таком г.-ве власть распределена между Центром (общефедеральными органами власти) и органами власти субъектов федерации. Субъект подчиняется общефедеральным законам и Конституции, но он в праве принимать и создавать нормы и принимать решения в рамках своей компетенции. Политологи определяют федерацию как такое г.-во, в котором составные части обладают правом на участие в принятии решений. Большинство государств в современном мире -- унитарные, а федеративных около 20

Как правило, федративные государства характеризются децентрализацией власти, но существуют и централизованные федерации.

Элазар (почитать) (ам.политолог) выделяет три модели федерации

1. Модель пирамиды (центр, субъекты, местное с/у) . Взаимодействие между всеми тремя

2. Центр-периферия (центр взаимодействует с регионами по поводу реализации проектов, а в остальном всё на регионах)

3. Матричная модель (крайняя децентрализация управления. Взаимодействуют законодатльные, исполнительные, административные органы власти на всех уровнях)

Семинар -- политическая власть (доп) , система (учебник), стабильность (доп) , государство (элазар)

История политических учений -- таблица. Самостоятельно

Причины возникновения федераций.

Избирательные системы.

Избирательная система -- совокупность норм и правил, процедур, которые регулируют процесс выборов индивидуального рковоящего руководителя (президента, губернатора) и представителей органов власти (парламента, законодательного собрания)

Харктеристики :

-- электоральная формула

Порядок определения победителя

А. Плюральная ИС (множество) . Мажоритарная система относительного большинства (больше остальных)

Б. Мажоритарная ситема абсолютного большинства (50%+1) -- из двух простое большинство

В. Пропорциональная -- каждая партия получает % соответственно доле голосов

Семинар : альтернативое голосование, систма непередаваемого голоса

Избирательные системы отличаются так же тем, за кого голосуют (за кандидатов или за партии)

.......

Величина избирательного округа.

характеризуется:

А. Количеством избирателей

Б. Могут характеризоваться количеством делигируемых представителей или количеством мандатов (одномандатные округа, многоандатные округа)

Степень диспропорциональности результатов выборов -- любые выборы должны пропорционально воспроизводить структуру социальных интересов.

Степень диспропорциональности результатов выборов зависит от :

-- характера выборов (президентские / парламентские)

-- типа избирательной системы (плюральная и мажоритарные системы дают более диспропорциональные результаты, чем пропорциональная система). Термин "минимальное большинство " -- меньше 50%, но больше других. Чем больше электоральный порог в пропорц.системе, тем больше степень диспропорциональности.

Фальсифицируемое большинство -- которого на самом деле нет, распределение голосов от непрошедших партий

Институты - представительства интересов.

Выделяют :

1. Парламент

2. Партии

3. Лоббизм

4. Корпоративизм

Парламент -- высший институт представитеьства интнсов.

Функции :

-- представительство и согласование различных социальных интересов

-- выработка политических решений на основе согласования различных интересов

-- определение политических целей, курса, выработка политики

-- политический контроль за деятельностью правительства, ограничение исполнительной власти

-- принятие бюджета (определение приоритетов в политике)

Парламент по структуре может быть однопалатным или двухпалатным

В Нижней палате представлены различные социальные интересы (партии, фракции), а в верхней палате -- интересы регионов. Так сочетаются принципы социального и регионального

Политические партии и партийные системы

Партия -- политический институт, который выражает определенные социальные интересы и идеологию, и стремящийся к власти для их реализации.

Главное отличительное свойство -- борьба за власть

Появились в период развития избирательного права.

С момента возникновения

Типы партий :

1.По произсхождению -- парламентские (из фракций) и непарламентские (из рабочих и социалистических движений)

2. Правящие (правительственные -- формирующие правительство) и оппозиционные (системная оппозиция -- согласна на существующей системой, не выдвигает требований ; внесистемная -- радикальная критика системы, изменение конституции)

3. Массовые (хорошо организованы, имеют фиксированное членство, имеют четкий устав, программу, основаны на дисциплине, стремятся к рксширению членства, существуют за счет членских взносов и издательства), и кадровые (без фиксированного членства, организационно рыхлые, в них входят популярные политические деятели, технологи) -- Классификация эта введена Морисом Дюверже (фр.). После него появились партии, которые можно назвать интерклассовые (партии всех избиралетей--"хватай всех")

4. По идеологическому признаку : коммунистические, социалистические, либеральные и консервативные

Коммунистические -- полная ликвидация частной собственности

Социалистическая -- регулируемая рыночная экономика (ограничение), социальные права, гарантии, защита, равенство возможностей

Либеральная -- защита прав собственности, прав человека, ограничение вмешательства государства

Консервативная -- поддержка традиций, морали, нравственности, сильное государство

5. По программным положениям на :

-- крайне левые (радикальные коммунисты -- маористы, троцкисты)

-- левые (выступают за увеличение социальных/государственных расходов, социальная поддержка, защита и тд) -- коммунисты и социалисты

-- правые (выступают за ограничение вмешательство государства, либерализация экономики) -- либералы и консерваторы

-- крайне правые (националистические партии)

Семинар : откуда пошло левые и правые, в какой стране впервые женщины получили равные избирательные права

Партийные системы -- устойчивый порядок формирования партий и организация взаимодействия между ними.

Бывают :

-- однопартийные (монополия на власть принадлежит одной партии) : Соременный Китай, СССР

-- двухпартийная система (конкуренция между двумя основными партиями) США -- узнать экзотические партии

-- система двух с половиной партий (если две партии набирают одинаковую долю голосов на выборах, но не имеют абсолютного большинства и есть третья партия, собирающая меньшинство голосов -- половинка)

-- многопартийные системы (от трех и более партий)

------ с доминирующей партией

------ без таковой

-- поляризованные (есть внесистемная оппозиция) и неполяризованные партийные системы (внесистемная оппозиция отсутствует)

Причины формирования многопартийности

1. Развитие рыночной экономики, социальных конфликтов, размежеваний и социальных расколов

Выделяют четыре раскола в истории Европы :

А. между церковью и государством (секуляризация) -- образование религиозных партий (христианский социалистичекий союз в Германии)

Б. Между Центром и Периферией -- возникновение региональных партий (в Испании -- басская партия)

В. Между городом и деревней -- крестьянские партии

Г. Между собственниками ии рабочими -- рабочие партии

2. Морис Дюверже утверждал, что на развитие партийной системы оказывает влияние избирательная система. Три закона :

1-2. Плюральные и мажоритарные системы приводят к формированию двухпартийной системы

3. Пропорциональная система ведет к формированию многопартийной системы

Лоббизм -- это институт представительства интересов, который связан с воздействием на власть для реализации определенных групповых интересов.

Источником лоббизма являются группы интересов заинтересованные группы

Лобби -- кулуары и крытые галереи

Методы лоббизма :

1. Законотворческий процесс, инициирование законов, внесение поправок в существующие законы

2. Финансирование выборов

3. Личные встречи, контакты, перговоры

4. Формирование общественного мнения

5. Давление с мест (письма, электронные послания)

Виды лоббизма :

-- экономический, региональный, социальный -- по сферам

-- по объектам лоббирования --парламентский, правительственный, президентский

-- законный и незаконный

Характеристики политического режима

Механизм властвования

Механизм формирования органов власти

Механизм осуществления власти

Объем прав и свобод человека

Разделение властей

Типология политических режимов (Куба, Северная корея, СССР)

Признаки тоталитаризма

Всеобщий контроль над обществом

Одна идеология, которая разделяется всеми и регулирует все сферы деятельности

Власть -- единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером

Монополия в производстве, экономике

Жесткая цензура

Контроль над средствами вооруженной борьбы (армия, полиция)

Отсутствуют свободы

Авторитаризм (свободы) (современный Китай, Российская Империя)

Культура

Социальная жизнь

Внеполитические сферы

Экономика

Демократия

Высокая степени политической свободы человека

Права и свбоды человека

Честные и свободные выборы

Защита прав меньшинства

Политическая оппозиция и конкуренция

Свободные сми

Разделение властей

Теории демократии -- читать

Найти :

1. Теория конкурентной демократии

2. Теория плюралистической демократии

3. Теория полиархии Р.Даля

24 декабря!!!! ТЕСТ!!!!

История политических учений

Самостоятельно -- политический конфликт

Мировая политика и международные отношения

Исторически первым возник политический реализм -- исходил из того, что главными участниками международных отношений выступают государства. Они имеют свои национальные интересы.

Между государствами возникают конфликты, когда интересы не совпадают.

Все отношения между государствами сводятся 1.либо к отношениям гегемонии подчинения, 2. либо

1. Отношения между государствами могут носить анархический характер

Все гоударства рахделяются на

--глобальные центры силы (ведущие)

--региональные центры силы (играют ключевую роль в регионах)

--все остальные

Структура мирового пространства

1. Однополярный мир (один полюс-гегемон)

2. Двухполярный мир (сжша -- ссср, север -- юг, центр -- периферия, морские -- континентальные державы)

3. Многополярный мир (много центров силы)!

Отраслью политичекого реализма выступает геополитика -- изумение пространственных факторов на систему международных отношений (выход к морю, наличие ресурсов)

основоположник -- Фридрих Ратцель -- сильные государства склонны к экспансии, вывел закон : сильные государства поглощают слабые

Существуют пространства, контроль над которыми обеспечивает господство в мире

Маккиндер Хелфард (1904) сформулировал теорию, согласно которой главной территорией является Хартленд (харт -- сердце, ленд -- земля) -- от белого и балтийского морей до черного и каспийского моря, от восточной европы до тибета и монголии

С позиций геополитики все регионы разднляются на две большие группы :

- геостратегический (зоны влияния крупнейших центров силы)

----морской

----континентальный

--геополитический

----региональные центры силы

----буферные зоны (перевалочные пункты, территории - ворота)

Другой подход к теории междун.отношений -- либерализм -- политика государства -- продолжение его внутренней политики и тех ценностей, которые оно исповедует (свобода, права, сотрудничество)

Э.Кант -- ведущий представитель либерализма

60-70 е гг -- теория демократического мира. Между демократическими странами не возникает военных конфликтов.

В 90е гг прошлого столетия начал формироваться неолиберализм в теории междун.отношений. Главная черта мира -- глобализация -- процесс формирования глобального рынка, постепенное размывание государственных границ, суверенитета. Она подрывает государственнный суверенитет, а на международную арену выходят негосударственные акторы -- транснациональные корпорации, международные межправительственные организации (ммпо) -- оон, вто, нато, одкб, большая8, большая20. Создают нормы международного права

Международные неправительвенные организации (гринпис, красный крест,) --формируют мировое общественное мнение, оказывают давление на ммпо

Конструктивизм : мировые отношения конструируются, являются актом воли, результатом деятельности. Деятельнось является результатом определенного восприятия, восприятие -- продукт культуры.

Мир -- разные культуры и разные цивилизации

Мир стали разделять на цивилизации. Самуэль Хантингтон выдлил восемь цивилизаций :

Православная

Исламская

Западная

Японская

Китайская

Индуистская

Африканская

Латиноамериканская

Современная мировая политика характеризуется межцивилизационными разломами и конфликтами

Марксизм

Межжународные отношения -- арена классовой борьбы

Деление на север и юг (север -- богатые, юг -- стагнация, деградация)

Теория Иммануила Воллерстайна

Две группы :

--Центр

--Периферия

Теория золотого миллиарда

Самостоятельно

История политических учений

Политический конфликт

Похожие:

1. Предмет политологии iconТематический план 4 Литература 5 тематический обзор 6
Предмет политологии. Дефиниция политологии. Политика. Основные типы ее дефиниций. Объект политологии
1. Предмет политологии iconВопросы к экзаменационному зачету по дисциплине
Методы и функции политологии. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии
1. Предмет политологии iconБутырина Марина Валентиновна (А-344). Политология Бутырина учебник....
Аристотелем. Он написал трактат «Политика». В переводе это понятие означает «управление». Становление политологии прошло длительный...
1. Предмет политологии iconБутырина Марина Валентиновна (А-344). Политология Бутырина учебник....
Аристотелем. Он написал трактат «Политика». В переводе это понятие означает «управление». Становление политологии прошло длительный...
1. Предмет политологии iconБутырина Марина Валентиновна (А-344). Политология Бутырина учебник....
Аристотелем. Он написал трактат «Политика». В переводе это понятие означает «управление». Становление политологии прошло длительный...
1. Предмет политологии iconПрактикум по политологии составила: канд ист наук, доц кафедры политологии
...
1. Предмет политологии iconВопросы к экзамену по политологии. Теория политики
А определение политологии, политическая жизнь, субъект политики, объект политики, основные характеристики политической науки
1. Предмет политологии iconТематика контрольных работ по социологии и политологии
Структура теоретического знания в социологии, предмет и объект социологии. Понятийный аппарат социологии
1. Предмет политологии iconПолитика как общественное явление
В самом общем виде политология – наука о политике и власти, их сущность и содержание. Основным объектом политологии является политика....
1. Предмет политологии icon2. Дайте определение понятия политическая сфера общества, функционирующая...
Предмет политологии. Охарактеризуйте содержание изучаемых ею основных закономерностей развития политической сферы общества. 2
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница