Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации


НазваниеОтветственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
страница1/56
Дата публикации25.03.2013
Размер8.69 Mb.
ТипУчебник
userdocs.ru > Право > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В.И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ
Ответственные редакторы:

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации

Р.М. ВАЛЕЕВ,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Республики Татарстан

Г.И. КУРДЮКОВ
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по

юридическому образованию высших учебных заведений в

качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению "Юриспруденция" и специальности

"Юриспруденция"
Рецензенты:
Клемин А.В., доктор юридических наук, профессор Казанского института экономики, управления и права.

Шайхутдинова Г.Р., доктор юридических наук, профессор Академии управления и права ТИСБИ.
Авторский коллектив
Андреев Максим Валентинович - кандидат юридических наук, доцент Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан (глава III);

Бирюков Павел Николаевич - доктор юридических наук, профессор Воронежского государственного университета (глава XIV, § 5, 6, 9);

Валеев Револь Миргалимович - доктор юридических наук, профессор Казанского государственного университета (предисловие, глава XIII, § 4 главы I в соавторстве с проф. Ю.В. Самович);

Гаврилов Вячеслав Вячеславович - доктор юридических наук, профессор Дальневосточного государственного университета (глава VII);

Гизатуллин Тагир Ильгизович - кандидат юридических наук, доцент Казанского института экономики, управления и права (глава II);

Гумеров Ленар Асхатович - кандидат юридических наук, доцент Казанского филиала Российской академии правосудия (глава XV);

Гуцуляк Василий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (глава X);

Ибрагимов Ахмед Муслимович - кандидат юридических наук, доцент Дагестанского государственного университета (глава V);

Каюмова Альфия Револевна - кандидат юридических наук, доцент Казанского государственного университета (глава XIV, § 1 - 4, 7, 8);

Котляров Иван Иванович - доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД РФ (глава IV);

Малеев Юрий Николаевич - доктор юридических наук, профессор Московского государственного института международных отношений (МГИМО (У)) (глава XI);

Мамедов Рустам Фахреддин оглы - доктор юридических наук, профессор Бакинского государственного университета (глава VIII);

Низамиев Альфред Шамилович - кандидат юридических наук, доцент Казанского государственного университета (глава VI, § 6, п. 6.3);

Самович Юлия Владимировна - доктор юридических наук, профессор Кемеровского государственного университета (глава I, § 4 главы I в соавторстве с проф. Р.М. Валеевым);

Тимченко Леонид Дмитриевич - доктор юридических наук, профессор Национального университета государственной налоговой службы Украины (глава IX);

Тюрина Наталья Евгеньевна - кандидат юридических наук, доцент Казанского государственного университета (глава VI, § 1 - 5, § 6 п. 6.1, 6.2);

Шемшученко Юрий Сергеевич - академик Национальной академии наук Украины, президент Института государства и права НАНУ (глава XII).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Начало XXI в. свидетельствует о существенном расширении сотрудничества государств во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Происходящие в мире процессы глобализации, возрастание внутригосударственных вооруженных конфликтов, нарушение экологического баланса Земли, расширение миграционных процессов населения и многие другие факторы объективно требуют наряду с существующими принятия новых международно-правовых актов по регулированию сложных международных отношений.

Более того, значительно возросла роль международных организаций и гражданского общества в решении глобальных проблем по сохранению международного мира и безопасности, защите окружающей среды, прав человека и демократии, в реализации программы устойчивого развития.

В свете новых требований в последние годы существенно расширились правовая база и кодификация норм международного права как по общим вопросам, так и по его отраслям. Все эти факторы предопределили более подробное освещение содержания отраслей международного права, взаимодействие их норм с нормами внутригосударственного права, реализацию их в практике государств и международных организаций.

Для студентов юридических вузов уже недостаточно изучение курса международного права в объеме учебников, которые традиционно издавались в сокращенном варианте в виде одной книги в течение более чем пятидесяти лет. Эта традиция совершенно справедливо была нарушена проф. И.И. Лукашуком в его учебнике из двух книг (общая и особенная).

При подготовке к изданию настоящего учебника мы приняли во внимание возрастание в современном мире роли международного права для укрепления международного правопорядка, что неоднократно подчеркивалось в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А. Медведева.

Поскольку многие ученые в области международного права (как отечественные, так и стран СНГ) занимались исследованиями в отдельных отраслях международного права, мы решили пригласить их к более содержательному изложению соответствующих разделов учебника.

Полагаем, что такой подход позволит студентам и аспирантам в более доступной форме постичь нормативное и доктринальное содержание отраслей современного международного права.

Главы учебника, в которых освещены соответствующие отрасли международного права, составлены исходя из тех ценностей, которые были сформулированы в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой на саммите глав государств и правительств, проходившем в сентябре 2000 г. в Нью-Йорке.
^ Глава I. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Формирование международного права прав человека

как отрасли международного права, его понятие
Проблема защиты прав человека возникла в международных отношениях относительно рано. У государств появились две группы обязательств, касающихся защиты лиц, находящихся на их территориях. Иностранец, особенно торговец, являлся ценным инвестором для государства пребывания, и поэтому лица, причинившие ему вред, причиняли вред и самому государству, а потому подвергались наказанию. Если же государство отказывалось принимать какие-либо меры, следовала международная ответственность. В частности, в качестве "первого шага" отечественное государство разрешало жертвам самосуд над обидчиками, а от себя заявляло в адрес виновного государства репрессалии, уполномочивающие захват грузов или судов неприятеля в качестве компенсации.

Для смягчения очевидной резкости такого правила вскоре появились процедурные гарантии: прежде всего индивид должен был попытаться получить защиту в судебных учреждениях государства пребывания и только после этого государство могло ответить репрессалиями, однако и сами они стали заметно мягче.

Дальнейшее формирование международно-правовой защиты прав и свобод личности происходило уже в буржуазную эпоху. Гуго Гроций в своей книге "О праве войны и мира" (1625 г.) писал о справедливости войны ради защиты "чужих подданных, если над ними творят явное беззаконие" <1>. С практической точки зрения нормы, защищающие права человека, стали появляться в отдельных межгосударственных соглашениях. Так, в Оснабрюкском договоре 1648 г. между Священной Римской империей и Швецией была обеспечена определенная мера религиозной свободы для служителей христианских церквей.

--------------------------------

<1> Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. М., 1956. С. 562 - 563.
Идея гуманитарного вмешательства была знакома и в Древнем Китае, где существовало понятие освобождения от тирании <1>. Право на гуманитарную интервенцию обосновывалось тем, что каждое государство имеет международные обязательства гарантировать права и свободы своих граждан, где бы они ни находились. В связи с этим обосновывалась концепция о правомерности применения силы для защиты последних на территории другого государства, а также для защиты национальных и иных меньшинств. Точка зрения, которая защищала вмешательство других государств для защиты прав и свобод человека, была воспринята многими юристами-международниками XVIII - XIX вв. Эту позицию поддерживали Ф.Ф. Мартенс, Н.А. Захаров и др. <2>.

--------------------------------

<1> Giles L. The book of Mencius. L., 1942.

<2> См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1882. Т. 1. С. 297 - 298; Захаров Н.А. Курс общего международного права. Пг., 1917. С. 134.
Возникновение в международном праве отдельных норм и институтов международно-правовой регламентации прав и свобод индивида происходило и за счет накопления перечня еще не систематизированных (в большинстве своем) и несовершенных стандартов прав личности и формулирования в национальных правовых актах правовых позиций, относящихся к статусу индивида. Впоследствии из таких документов составился каталог источников, относящихся к защите прав человека.

Постепенно вырабатывались и основные элементы механизма международной защиты прав человека. На Венском конгрессе 1815 г. принимается Декларация, осуждающая торговлю людьми. Запрет работорговли получил дальнейшее закрепление в Брюссельских актах 1890 г. и в действующем до сих пор Женевском соглашении 1926 г., в котором также регламентировались вопросы принудительного труда. Некоторые обязательства государств по соблюдению элементарных прав человека содержались в международных соглашениях о защите против религиозной нетерпимости, например в Версальском договоре 1871 г., актах Берлинского конгресса 1878 г., актах по Конго 1885 г. и др. Парижская конвенция 1883 г. и Берлинская конвенция 1886 г. определяли международно-правовое регулирование индивидуальных прав, касающихся промышленной и интеллектуальной собственности.

Кодификация правил ведения войны и защиты жертв вооруженных конфликтов в Женевских конвенциях 1864, 1906, 1929 гг., Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. усиливает гуманитарную направленность в международном праве. Данные документы установили определенные обязательные правила поведения государств в отношении граждан и заложили основу международно-правовой системы защиты личности в условиях вооруженных конфликтов. В этом смысле классическое гуманитарное право сыграло значительную роль в создании механизма международной защиты прав человека.

Отдельные элементы регламентации юридического статуса частных лиц проявлялись также в таких институтах международного права, как дипломатическая защита и правовое положение иностранцев.

Прежде всего, государства обязывались предоставлять иностранцам, находящимся на их территориях, гарантии по обеспечению необходимых минимальных прав и правовой защиты, как то: защита жизни, достоинства, собственности, возможность судебной защиты своих интересов и пр. Кроме того, в международной практике сформировался принцип "дипломатической защиты" - механизм обеспечения правомерного поведения какого-либо государства в отношении лиц иностранного подданства. Иначе говоря, страна происхождения могла требовать от страны пребывания обязательного соблюдения некоего минимального стандарта защиты прав и интересов личности для своих граждан, принимать предупредительные меры для их защиты и для устранения последствий нарушения их прав и т.д.

Таким образом, в международных отношениях стали возникать правовые нормы, формирующие принцип ответственности государств за соблюдение прав человека и принцип допустимости возможных санкций против государства - нарушителя этих прав и свобод.

Следующей вехой в истории развития отрасли прав человека в международном праве явились мирные договоры 1919 г. После Первой мировой войны главными союзными державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией. Державы-союзники, получившие мандат на управление бывшими германскими колониями и нетурецкими территориями бывшей Османской империи, обязаны были в соответствии со ст. 22 Устава Лиги Наций "содействовать благополучию и развитию" проживающих на данных территориях народов.

Основой формирования международного института меньшинств стали нормы о защите родного языка, национальной культуры и образа жизни, религиозных вероисповеданий, а также гарантии суверенных прав, обеспечивающих определенную степень автономии и самоуправления (во многом эти нормы определили содержание последующего принципа самоопределения народов). Кроме того, ряд правовых норм включал следующие положения:

1) признание международно-правовых обязательств государств в отношении соответствующих национальных и этнических образований;

2) установление системы контроля за соблюдением международно-правовых обязательств государств, которая осуществляется не только государствами, но и специальным международным органом;

3) закрепление права частных лиц, принадлежащих к национальным или религиозным меньшинствам, обращаться с жалобами непосредственно в Совет Лиги Наций, который должен был их рассматривать;

4) введение в Постоянной палате международного правосудия процедуры рассмотрения жалоб на нарушителей национальных прав и т.д.

Обязательства государств по защите меньшинств предусматривались в договорах Лиги Нации с отдельными государствами (Польшей, Австрией и др.).

Правозащитный механизм института меньшинств в классическом международном праве регламентировал специфический правовой режим, который был весьма ограничен как по предмету регулирования и кругу правовых субъектов, так и по списку гарантируемых прав. Наконец, и число государств-участников, поддержавших эти соглашения, было весьма невелико.

Оценивая исторический процесс международного регулирования прав и свобод человека до второй половины XX в., можно сделать вывод о том, что он развивался в динамике формирования и совершенствования национальных правовых систем и степени эффективности внутреннего механизма защиты основных свобод человека. Постепенно начинает очерчиваться круг регулируемых отношений. И хотя не было основы для разработки общих принципов юридического регулирования прав и свобод индивида на международном уровне, очевидной стала необходимость постоянного международного контроля над государственным регулированием прав и свобод человека.

Движение за решение вопросов, связанных с правами человека, на международном уровне широко развернулось после Второй мировой войны с созданием Организации Объединенных Наций. Статья 1 Устава ООН провозгласила, что одной из целей, которые преследует Организация, является осуществление международного сотрудничества в "поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии". Эту формулу практически повторяет ст. 55 Устава, а ст. 56, конкретизируя ее, налагает на всех членов ООН обязанность "предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55". Таким образом, международное сообщество признало, что защита прав человека является одним из важнейших направлений международного сотрудничества.

Одним из первых договоров, регулирующих данную сферу отношений, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. С ее принятием международное сообщество получило стандарт правового положения личности, в соответствии с которым государства должны соизмерять с международными стандартами в сфере защиты прав человека обращение с собственными гражданами. Вслед за ней были приняты два пакта, закрепившие обязательность подписавших их государств гарантировать и соблюдать права человека, затем конституции некоторых государств признали положения Декларации обязательными для них, наконец, велико моральное воздействие Декларации на развитие прав человека в мире <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994. С. 286.
Принятие Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему 1966 г., которые явились и продолжают оставаться основополагающими международными документами по защите прав и основных свобод человека, оказало существенное влияние на кодификацию правовых норм в данной области. В соответствии с указанными соглашениями государства-участники обязались соблюдать закрепленные в них права и свободы в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, и развивать международное сотрудничество с целью дальнейшего поощрения и защиты этих прав и свобод. Непосредственная регламентация прав, т.е. наделение индивида определенным юридическим статусом, включающим ряд прав и обязанностей, была отнесена международным правом к внутригосударственной компетенции.

Впоследствии Организацией Объединенных Наций было подготовлено свыше 80 международных договоров, конвенций, деклараций в сфере прав человека, которые затрагивают такие вопросы, как геноцид, расовая дискриминация, дискриминация женщин, права инвалидов, право на развитие, права детей, права беженцев, права лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению. Таким образом, международное право прав человека становится одной из наиболее детально разработанных отраслей международного права с постоянно расширяющимся объектом.

Международное право прав человека представляет собой совокупность согласованных юридических принципов и норм, устанавливающих обязательный для государств объем прав и свобод индивида, регламентирующих систему международно-правовых гарантий соблюдения и восстановления данных прав в случае их нарушения со стороны государства, а также межгосударственное сотрудничество в области развития и укрепления уважения к правам и свободам человека.

Как и любая иная отрасль международного права, международное право прав человека обладает всеми характерными чертами отрасли: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования. Следует отметить, что ряд ученых относят международное право прав человека к сфере регулирования международного гуманитарного права <1>: нормы последнего в сфере прав человека направлены исключительно на защиту участников и жертв вооруженных конфликтов. Учитывая качественную обособленность данных проблем, предпочтительнее рассматривать их в совокупности с вопросами ограничения средств и методов ведения войны в рамках отдельной отрасли <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М., 1999.

<2> См., например: Международное право: Учебник / Под ред. Л.Н. Шестакова. М., 2002; Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2003; Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Валеев Р.М., Курдюков Г.И. и др. Международное публичное право: Курс лекций. Казань, 2004; Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев, Р.Г. Вагизов. Казань, 2007.
В основе международного права прав человека лежит один из основных принципов международного права - принцип уважения прав и свобод человека. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. данный принцип сформулирован следующим образом: "Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений".

В современном международном праве отмечается тенденция к регламентации национального механизма защиты прав и свобод индивида. Это демонстрируется большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д. Данные документы не обладают обязательной юридической силой и носят рекомендательный характер для государств, однако их принятие в рамках главных органов Организации Объединенных Наций позволяет предполагать, что они имеют вес вспомогательных средств для определения международно-правовых норм. Это подтверждается тем, что указанные акты подчеркивают то обстоятельство, что нарушение государствами содержащихся в них норм является нарушением одного из основных принципов jus cogens международного права, касающегося уважения и защиты прав человека. Таким образом, основной задачей международно-правового регулирования статуса личности является не выработка какого-либо нового комплекса прав, а поиск средств для наиболее полного осуществления и защиты уже закрепленных в существующих международных документах, касающихся основных прав и свобод человека.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

Похожие:

Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации iconОтветственные редакторы доктор юридических наук, профессор
Бакирова Г. Я. кандидат юридических наук, доцент Академии управления "тисби" (§ 5 гл. IX в соавторстве с доц. Маммадовым У. Ю.)
Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации iconОтветственные редакторы: доктор юридических наук, профессор
Андреева Л. В., д-р юрид наук, проф гл. 4 § 4, гл. 5 § 3, гл. 7 § 7, гл. 10, 21, 23 § 1 3
Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации iconКодекс, ценные бумаги
Соловьев Иван Николаевич, заместитель начальника пд мвд россии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации iconРоссийской Федерации Уральский юридический институт Международное...
Г. В. Игнатенко, заслуженный деятель науки рф, доктор юридических наук, профессор
Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации iconДинамика конституционно-правового регулирования
Саликов Марат Сабирьянович, заслуженный юрист рф, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права,...
Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации iconСправочник следователя. Осмотр места происшествия. М.: Цокр мвд россии,...
...
Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации iconСобственности в целях обеспечения социальных прав
Соловьев Владимир Николаевич, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный...
Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации iconНудненко Лидия Алексеевна -доктор юридических наук, профессор кафедры...
Будаков О. Н. доктор юридических наук, профессор, за­ведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Мо­сковского Гуманитарного...
Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации iconРоссийской федерации московский государственный университет природообустройства
Авторы: Голованов А. И., профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ (Главы 1, 2, 3), Зимин Ф. М., доцент, кандидат...
Ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации iconН. И. Матузов, А. В. Малько
Н. И. Матузов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ § 1, 2, 3, 4, 5, 6 гл. 6; § 2, 4, 7 гл. 7; гл. 8,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница