Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи)


Скачать 168.56 Kb.
НазваниеЛекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи)
Дата публикации28.05.2013
Размер168.56 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
Лекция № 4. Право Древневосточных цивилизаций

Вопросы к учебному занятию:

  1. Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи).

  2. Традиционное право Индии (Законы Ману).

  3. Традиционное право Китая.

Актуальность темы:

История права Древнего Востока всегда привлекала пристальное внимание исследователей.

Включение истории права Древнего Востока предполагает наличие некоторых общих черт, общей основы в социально-экономическом строе, правовых институтах, религиозно-культурной сфере древневосточных народов. Вместе с тем выделение истории права Древнего Востока предполагает наличие особенных черт каждой из правовых систем этих регионов.

Право Древнего Востока носило классовый характер и рассматривалось, в первую очередь, как рабовладельческое право, которое наиболее ярко проявляется для того времени в юридических сборниках, закреплявших имущественное неравенство и деливших все население страны в зависимости от их положения в социальной структуре общества на касты (Варны), и др.

Полное бесправие рабов и открытое социальное неравенство среди свободных закреплялись также в ряде таких правовых памятников эпохи рабовладения, какими были законы Хаммурапи - в Древнем Вавилоне, так называемая "Книга законов" (Фацзин) - в Древнем Китае, и др.

^ 1. Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи)

Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права - закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.

Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792-1750гг. до нашей эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как:

  • объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство;

  • усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы - реформа административного аппарата;

  • упорядочение правосудия в стране.

^ Законы Хаммурапи

Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия - в Московском музее им. А.С.Пушкина).

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Правовое положение отдельных категорий населения

Свободное население Вавилона было неоднородным. Рабовладельцев можно разделить на две группы: авилум и мушкену.

  • Авилум означает "муж" или "человек".

  • Мушкену по оккадски означает "мелкий люд".

Последняя категория рабовладельцев занимала более низкое положение по сравнению с авилум. Предположительно мушкену были выходцы из южных частей страны, "подданные" царя. Ряд ученых считает, что мушкену условно владел участком царской земли за службу или повинности.

а) Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу Государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст.26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.

б) Общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности - "соседями" во временное пользование по жребию.

в) Частная собственность на землю. Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.

Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.

Рабы-вердум - составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности - это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.

В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину.

Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония- очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.

^ Право собственности

В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть - представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество Илку.

Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.

^ Обязательственное право

Обязательственное право знает:

    • а) договорные обязательства;

    • б) обязательства из причинения вреда.

Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.

Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей - с торговыми агентами).

Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях:

  • нанесения ущерба ирригационным сооружениям;

  • неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле;

  • порубке дерева в чужом лесу;

  • столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке);

  • ранение в драке;

  • нечаянного убийства раба или рабыни.

Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным.

^ Уголовное право Вавилона

В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:

а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);

б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);

в) изгнание преступника из данной местности или "из дома";

г) сохранение в ряде случаев принципа талиона "Равным за равное" (ст. ст. 196, 197).

Заодно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Такимобразом,право носило ярко выраженный классовый характер.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:

  • смертная казнь (более чем в 30случаях);

  • членовредительские наказания;

  • телесные наказания (удары плетью);

  • наложение знака бесчестил;

  • изгнание из родной местности или дома;

  • денежные взыскания;

  • увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

Система преступлений содержит:

  • должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку, наказывается штрафом в 12-кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем);

  • ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);

  • преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол);

  • ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона;

  • похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);

  • преступления против собственности:

а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью);

б) кража домашних животных (возмещение в 30кратном размере или, в случае неуплаты - смертная казнь) (ст. 8);

в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены);

г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь).

  • преступления против семьи и половые преступления:

а) нарушение супружеской верности;

б) половая связь с близкими родственниками ( связь матери и сына наказать, отца с дочерью- изгнанием отца);

в) сын, ударивший отца, лишался руки.

^ 2. Традиционное право Индии

Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви.

Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.

Наиболее известный из них сборник - ^ Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы:

  • религиозные предписания брахманов;

  • нормы, регулирующие организацию государственной власти;

  • нормы гражданского и уголовного законодательства.

Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок).

Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272-232 гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания "прародителя людей Ману".

Сборник законов "Нарада" составлен в более позднее время, чем Законы Ману - представляет собой трактат о праве. В нем нашли отражение процессуальные вопросы, нормы уголовного и гражданского права, содержащих элементы нового феодального права.

Артхашастра ("Наука о политике")- древнеиндийский сборник Законов, относящихся к периоду существования империи Маурьев (III век до нашей эры - II век нашей эры) содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.

Правовые положения населения были изложены в разделе лекции "Общественный строй".

^ Право собственности

Основной отраслью экономики Индии являлось сельское хозяйство.

Формально земля считалась собственностью царя. Судя по источникам права, можно выделить две категории земель:

  • общинная;

  • принадлежащая царскому дому.

Но существовали и земли, принадлежащие брахманам, хотя в памятниках они не упоминаются. Что касается движимого имущества, то оно находилось в полной частной собственности. Свобода распоряжения движимым имуществом была широкой, что обусловило разнообразие сделки. Праву Древней Индии были известны следующие 7 правомерных способов приобретения собственности:

  • получение наследства;

  • находка;

  • покупка;

  • добыча;

  • ссуда под проценты;

  • исполнение работы;

  • получение подарка.

1-3 - законы для всех варн; 4 - только для кшатриев; 5-6 - для вайшьев, 7- только для брахманов. Право собственности приобреталось также в результате давности владения (10 лет).

Выморочное имущество представителей 3-х низших варн переходило к царю. Главным охранителем собственности считался царь.

^ Обязательственное право

В Законах не сказано о формах заключения сделок. Но Законы Ману предписывают при решении споров привлекать свидетелей, а при их отсутствии, прибегать к клятвам и ордалиям. Следует полагать, что сделки в Индии совершались устно, в присутствии свидетелей.

а) ^ Обязательство из договоров. Объектами договора купли-продажи могли быть движимые вещи, надлежащего качества, веса и объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Договор займа имел широкое распространение. Обеспечением займа служила личность должника, его родственников, имущество (в т. ч. скот и земля). В случае не уплаты долга предполагалась отработка. Но низшие касты не могли заставить должника высшей касты отработать долг.

б) ^ Поклажа (хранение). На хранение в Древней Индии могли отдавать разнообразные движимые вещи. Договор поклажи был безвозмездным. В случае если поклажеприниматель отказывался возвращать вещь, то он допрашивался судьей, который проверял его честность (Например: ответчику под каким-либо предлогом подкладывали золото. Если он возвращал золото, то дело его прекращалось. Если нет - считался виновным. Он был обязан вернуть золото вещь, подвергался испытаниям и наказывался). Поклажеприниматель не отвечал за сохранность вещи при форс-мажорных обстоятельствах.

Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействительности договоров. Недействительными считались договоры:

  • заключенные пьяным, безумным или рабом;

  • заключенные вопреки обычаю или закону;

  • заключенные путем обмана.

в) Обязательства из причинения вреда. Они возникали из причинения вреда имуществу другого (пастух был обязан потерю животного, если не мог доказать, что старался предупредить потерю. Запотраву он отвечал только в случае, если участок был огорожен) и из причинения вреда другому лицу (За вред, причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки тоже).

Семейное право. Правовое положение женщин зависело от формы заключения брака, но в любом случае женщина не имела полной правоспособности. Поучению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке. В детстве она должна была подчиняться своему отцу, в молодости - своему мужу, по смерти мужа своим сыновьям. Развод допускался в исключительных случаях:

  • бесплодие супругов;

  • прелюбодеяние;

  • постыдном поведении;

  • безвестном отсутствием;

  • дурное обращение.

В случае если имелось несколько жен, старшинство в доме принадлежало жене из высшей касты. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24 года, для женщин с 8 лет.

^ Наследственное право

Известно наследование по закону и по завещанию. После смерти отца его имущество делилось поровну между сыновьями. Старший сын получал добавочную часть в размере 1/20имущества. Девушки устранялись от участия в разделе наследства, но братья были обязаны выделить им из своего имущества 1/4часть. Последователь мог завещать часть имущества сыну дочери. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена.

^ Преступления и наказания

Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой проявлялось в нормах уголовного права.

В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие, как:

  • ответственность общины за преступления совершенные на ее территории;

  • изгнание преступника.

Праву Древней Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные преступления и преступления против чести и другие. Загосударственные преступления виновные подвергались смертной казне.

а) Преступления против личности.

Об убийствах и наказаниях в Законах Ману говорится очень мало.

Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему.

Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны - лишался руки, а кто в гневе ударял ногой - терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны- то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений - денежное взыскание, за увечье или перелом кости - изгнание.

б) Преступления против собственности.

За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50пан влекла за собой возмещение похищенного в 11-кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание:

  • за оклеветание брахмана кшатрий платил 100пан, вайшья 150-200 пан, шудра подвергался телесному наказанию;

  • за оклеветание кшатрия брахман платил 50пан, вайшья, 25пан, шудра 12пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык.

в) Преступления против семьи:

  • беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом);

  • встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию);

  • связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100пан);

  • неверность жены (виновная затравливалась собаками);

  • связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).

Наказания

Законы Ману не содержат упоминания о кровной мести. Она была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства.

Основные виды наказаний:

  • тюремные заключения;

  • заковывание в кандалы;

  • разного вида телесные наказания;

  • денежные взыскания.

Эти взыскания дополнялись другими мерами воздействия.

Смертная казнь применялась к государственным преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно вред имуществу других. Видами смертной казни могли быть утопление, сажание на кол, сожжение на кровати или на костре, растаптывание слонами и др.

К членовредительным наказаниям относились отрезание пальцев, рук, ног, губ. Этот вид применялся к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны.

Тюремное наказание применялось в сочетании с другими видами наказания, например, с конфискацией имущества. Тюрьмы строились на обозреваемом с дороги месте.

Денежные взыскания назначались за небольшие проступки и преступления, и были самой распространенной формой.

^ Процессуальное право

В Древней Индии не было различия между гражданским и уголовным процессом. Суд не был отделен от администрации. Судебную власть осуществляли брахманы.

Высшая судебная власть принадлежала царю, который разбирал дела с учеными брахманами. Суд был апелляционным. Разбирательство гражданских уголовных дел могло начинаться только по требованию истца или потерпевшего. Сторона, обратившаяся в суд, поддерживала обвинение.

Доказательствами были показания свидетелей или ордалии. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. В Индии существовало 5 видов ордалий:

  • испытание весами (обвиняемые взвешивались дважды, вероятно до и после допроса, если во второй раз он был легче - считался не виновным);

  • испытание огнем (обвиняемый брал раскаленный предмет в руку и при отсутствии следов ожога считался невиновным);

  • испытание водой;

  • испытание ядом;

клятва (если после клятвы с обвиняемым происходила какая то неприятность, то вина его считалась доказанной).

^ 3. Традиционное право Китая

В китайских источниках сообщается, что в Шан-инском государстве имелись "Книги со сводами законов", а также разработанные правила ведения судебных дел. Книги не сохранились, сведения от них отрывочны. Тем не менее, из них прослеживается, что государство жестоко подавляло свободных общинников и рабов. Смертная казнь применялась в целях откровенного устрашения: смерти придавался не только сам виновник, но и три поколения его ближайших родственников. Смертная казнь была, как правило, квалифицированной, сожжение, четвертование, закапывание живьем в землю.

Часто применялись членовредительские наказания в виде вырезания носа, выкалывания глаз, отрубания рук и ног. Тюремное заключение было сопряжено с заковыванием осужденного в колодки. Однако богатый и знатный мог откупиться от заключения в тюрьму. Семейное право характеризуется полным господством мужа над женой. В богатых семьях имеет место многоженство, имеются наложницы- рабыни. Шан-инское государство просуществовало около 3веков. В 1122 году до нашей эры племена Чжоу нанесли Шан-инской империи решительное поражение и завоевали страну.

^ Основные направления развития права

Право Китая в период Чжоу характеризуется появлением правового регулирования частной собственности на землю, постепенным распространением сделок с землей (купли-продажи, аренды, заклада и т. д.). Вся земля считалась царской, а все подданные - слугами (рабами) царя, но фактически царь распоряжался только той землей, которая давалась за службу. Земля находилась вне старого фонда, выделенная целина считалась собственностью и участвовала в обороте. Государство, заинтересованное в увеличении обрабатываемого земельного фонда, освобождало частные земли от налога. В наследственном праве получает окончательное подтверждение принцип наследования имущества старшим сыном от первой жены. При отсутствии сыновей наследовали другие родственники мужа. В период Чжоу создается первый свод уголовного права, состоящий из трех тысяч статей, написанных в казуистической форме и бывших записью судебных решений. Его издание приписывается легендарной личности - царю Му.

В период Циньской и Ханьской империй отмечена законодательная активность. В 5-4 вв. до нашей эры возникает своеобразная философско-правовая школа законников (легистов) "фацзя". Сторонников школы отличала слепая вера в силу государственного предписания, которое они стремились распространить на все случаи жизни. Они стояли на позициях неограниченной частной собственности, настаивали на кодификации законов, выступали за сильное централизованное государство. Кодификация права проводилась неоднократно. Наиболее известной являлась кодификация, проведенная выдающимся юристом 5-4 вв. до нашей эры Ли Куем, одним из представителей школы легистов. Он собрал и систематизировал законы всех царств, написал "Книгу законов".

Наиболее значительными чертами в регулировании имущественных отношений периодов Цинь и Хань является упрочение частной собственности на землю (реформа Шань Яна) и широкое распространение долгового рабства. Разрешение купли-продажи земли способствовало концентрации земельной собственности в руках немногих (как и рабов). Главы семей имели право судопроизводства над домочадцами, в том числе продавать в вечное рабство. Имело место залоговое право, в т. ч. могла закладываться и земля. Ростовщические операции осуществляли под разные проценты - от 5до 20или даже под 50%. Письменные договоры составлялись не только при крупных сделках, но и при мелких. Договор был основным способом доказывания иска.

^ Уголовное право

Уголовное право характеризуется террористическим характером наказания. В основе наказания лежала идея устрашения. Тело казненного выставлялось на показ, казнь проводилась публично. За преступления несло ответственность три поколения родственников виновных, в т. ч. отец, мать, дети, братья, сестры не зависимо от возраста.

Применялись членовредительские наказания:

  • отрезание носа;

  • ампутация ног;

  • кастрация;

  • перелом коленей и т. д.

Широкое распространение получило наказание в виде обращение в государственных рабов, в т. ч. как правило, трех поколений родственников виновного. Существовали каторжные работы на определенные сроки. Осуждению на каторжные работы сопровождалось татуировкой осужденного (зеленой чертой вокруг глаз), бритьем головы и одеванием железного обруча на шею. Битье производилось бамбуковыми палками определенной длины и толщины. Среди наказаний упоминаются ссылка, отстранение от должности, палочные удары, штрафы. Штрафом можно было откупиться от физического наказания. За выкуп можно было освободиться от трудовой и военной повинностей.

^ Процессуальное право

Предварительное расследование и суд находились в одних руках.

Расследование применялось с помощью пыток, сопровождалось арестом как обвиняемого, так и свидетелей "если последние не давали требуемых показаний". Пытка могла быть применена и к свидетелям. Тюремный режим был очень суровым, источники упоминают массовую смертность заключенных. О результатах расследования составлялся обвинительный акт. Осужденный мог обжаловать приговор до истечения 3 месячного срока, но пересмотр дела производила та же инстанция, которая вынесла первое решение. Можно было подать кассационную жалобу императору или его инспекторам, посылаемых для ревизии дел местной администрации и суда. Сама организация суда, несмотря на имевшийся институт инспекторов, открывала возможность злоупотребления и произвола, связанного с вымогательством и подкупом.





Похожие:

Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи) iconЛекция №22. Право Франции (Новое и Новейшее время) Вопросы к учебному занятию: Развитие
Революционная эпоха не благоприятствовала созданию цельной и законченной правовой системы. Она привела к созданию достаточно разрозненного...
Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи) iconЛекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному...
Греческая, а равно и Римская цивилизации были бы немыслимы без довольно развитой для древнего мира правовой системы
Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи) iconЛекция №10. Право средневековых стран Востока Вопросы к учебному...
Система права Востока является принципиально иной по сравнению, например, с системой римского права, и вообще является менее разработанной,...
Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи) iconЦентральной Европы Вопросы к учебному занятию: Право раннефеодальных...
Эволюция источников феодального права в Германии. Саксонское зерцало и Каролина 1532 г
Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи) iconЛекция №21. Право США (Новое и Новейшее время) Вопросы к учебному...
Америке. Поэтому республиканские идеалы и идеи национального права обусловили благоприятное отношение к кодификации. Однако США суждено...
Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи) icon1. Источники права Древней Месопотамии На протяжении последнего столетия...
Несколько десятков лет назад свод законов царя Хаммурапи был вновь открыт для всего современного мира. Первая кодификация законов...
Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи) iconПраво Англии Нового времени Вопросы к учебному занятию: Эволюция английского прецедентного права
Однако здесь феодальные нормы изживают себя очень медленно. Наряду с новым буржуазным законодательством, и в ХIХ в., и в начале ХХ...
Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи) iconТестовы задания по теме 4 «Право Древневосточных цивилизаций»
Законы Ману (II век до нашей эры II век нашей эры), представлявшие собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм,...
Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи) iconЛекция №23. Право Германии (Новое и Новейшее время) Вопросы к учебному...
В конце XVIII xix веках происходит интеграция германских государств, начавшаяся созданием в 1815 году Германского союза и завершившаяся...
Лекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию: Древнемесопотамское право (Законник царя Хаммурапи) iconВопросы к учебному занятию: Разнообразие форм перехода к государственности средних веков
Лекция № Государства западной и Центральной Европы (Европейская феодальная христианская цивилизация)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница