Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах


Скачать 403.62 Kb.
НазваниеЛекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах
страница1/4
Дата публикации28.05.2013
Размер403.62 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4
Лекция № 6. Право Греко-римской античной цивилизации

Вопросы к учебному занятию:

  1. Эволюция правовой системы в Афинах.

  2. История римского права:

а) Законы XII таблиц;

б) Институции Гая

в) Кодификация Юстиниана

Актуальность темы:

Греческая, а равно и Римская цивилизации были бы немыслимы без довольно развитой для древнего мира правовой системы.

В основе Древней Греческой правовой системы лежал один из важнейших принципов гражданского коллектива Афин – принцип исономии – равенства перед законом. Это равенство понималось афинянами как самое последовательное осуществление на практике понятия справедливости – основополагающего критерия разбирательства споров еще с родоплеменных времен.

«Нужно подчиняться законам, чтобы быть свободным». Эта глубочайшая по смыслу формула, так актуально звучащая сегодня, имеет тысячелетнюю историю восходит ко временам Древнего Рима. Именно благодаря уникальной, не превзойденной нигде в древнем мире системе права Древний Рим занял особое место в правовой истории человечества.

Именно римское право, названное в средние века «писанным разумом», легло в основу большинства европейских правовых систем и определило магистральные пути развития мировой юриспруденции на много столетий.

^ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В АФИНАХ

Афинское право сложилось в значительной степени на основании традиций, обычаев (толковались советом старейшин), и только потом законодательства. Законы не в полной мере охватывали все области имущественных и межличностных отношений, поэтому вопросы, которые не регулировались законами, решались по принципу – наибольшей справедливости.

^ Суд басилевса (родоплеменной строй) и ареопаг Тесея

С древнейших времен (родоплеменной строй) каждый член общины разбирался со своим обидчиком сам. Его контролировали лишь в том, что касалось его работы, а личная жизнь никого не интересовала. Человеческая жизнь в то время не имела большой ценности.

Большое распространение получила кровная месть. За обиду люди отвечали собственной расправой. За убийство мстили убийством. Если не могли достать самого обидчика, то старались убить его кровных родственников. На грабеж отвечали грабежом.

Чтобы заставить человека отдать какую-либо отнятую вещь, забирали у него, в свою очередь его вещь. И не отдавали, пока тот не вернет вещь законному хозяину.

Только в том случае, если силы обеих сторон были одинаковы и если люди не хотели драться, они искали посредника. Им мог стать басилевс, а также уважаемые в округе старцы. Тогда проходил суд.

Судьи садились полукругом на гладких камнях и звали обоих поссорившихся. Кругом стоял народ и шумно обсуждал дело, вставляя свои замечания. Мнение народа еще решающего значения не имело.

Тяжебщики не рассказывали подробно суть дела, они лишь клялись каждый в том, что говорят правду. Для подтверждения своей клятвы они приводили свидетелей – родных и товарищей.

Судьи по очереди говорили, на чьей стороне они видят правду.

Признанный виновным наказывался. Самым строгим наказанием считалось исключение из общины, что было в то время равносильно смерти.

Сами судившиеся платили судьям за их суд, как за особое одолжение. Так как судьи были очень знатными и уважаемыми людьми и не боялись, что сделают свое дело даром, перед ними на глазах у всех выкладывалось золото, шедшее судьям в награду.

Такое положение дел в судебной системе сохранялось до тех пор, пока власть басилевса была крепкой.

Наступило время правления Тесея. Тесей кроме других реформ, провел и судебную реформу. После него – главным судебным органом стал ареопаг. Этот орган изначально разбирал дела об умышленных и неумышленных убийствах. Председательствовал в суде ареопага – архонт-басилевс.

Позднее был образован суд эфетов, который перенял у ареопага дела о неумышленных убийствах. Эфеты избирались исключительно из знати.

Единого помещения суда не было. В зависимости от характера преступления, судили в разных судах. Например.

1) В Дельфинионе судили по делам:

- о «справедливом убийстве», т.е. об убийстве злодея, осужденного к смертной казни и скрывающегося от правосудия; об убийствах в целях самообороны; об убийстве грабителя; об убийстве любовника жены

- о нечаянном убийстве во время состязаний.

Обвиняемые в таких убийствах присуждались только к совершению религиозных обрядов.

Оба эти судилища происходили под открытым небом, так как считалось большим грехом находиться под одной кровлей с убийцей.

2) У моря в Фреатто, на границе Аттики, эфеты судили тех, кто находясь в изгнании за убийство, обвинялся в совершении там нового убийства. Эти люди не могли вступить на аттическую землю и должны были оправдываться с лодки. Если обвинение подтверждалось, то их временное изгнание превращалось в пожизненное.

3) Наиболее интересен самый древний суд в Пританее. Здесь продолжали судить басилевс и филобасилевс. Они судили животных, камни, ножи, мечи, топоры и прочие по обвинению в убийстве. Если вина доказана, то животное убивалось, а предметы выбрасывались за границу Аттики.

Таким образом, цель наказания – не безопасность человека, общества, в первую очередь были положены религиозные соображения.

Судопроизводство вслед за социальными реформами Тесея стало отвечать исключительно потребностям земледельческой аристократии.

^ Законы Драконта (около 621 г. до н.э.)

Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писанных законов – Законов Драконта. До этого времени писанных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения. Запись правовых обычаев была призвана ограничить произвол суда, находившегося в руках аристократии.

Законы Драконта, первая кодификация афинского (аттического) права, осуществлённая архонтом Афин Драконтом в 621 до н. э. Запись обычаев Законов Драконта сопровождалась их отбором и пересмотром. Законы Драконта не касались политического устройства государства и представляли собою, вероятно, только письменное изложение установлений существовавшего тогда обычного права.

Законы Драконта утверждали частную собственность взамен родовой.

Законы Драконта содержат и уголовные законы, отличавшиеся крайней жестокостью: смертная казнь назначалась не только за кражу, поджог или умышленное убийство, но также и за незначительные проступки. И обвиненные в праздности подвергались смерти и попавшиеся в краже овощей или плодов были наказываемы наравне со святотатцами и убийцами. Драконт говорил, что мелкие преступления этого заслуживают, а для крупных он не нашёл ничего большего.

Поэтому Демад впоследствии говорил, что Драконт написал свои законы кровью, а не чернилами». У Авла Геллия говорится, что законы Драконта вышли из употребления не по чьему-либо постановлению, а по общему молчаливому согласию афинян (как не выдерживавшие, по своей строгости, практического применения).

Но на самом деле законы Драконта не были до такой степени жестоки и представляли собою даже известного рода прогресс. Кроме смертной казни Драконтом были назначены и другие наказания, как например, штраф ценою в 20 быков.

Сохранился отрывок из Законов Драконта в надписи 409-408 до н. э., из которого видно, что за непредумышленное убийство назначалось изгнание, но вместе с тем устанавливалась возможность примирения родственников обеих сторон; если таковых не окажется, 10 членов фратрии, к которой принадлежал убитый, могли разрешить невольному убийце доступ в страну.

Ограничивая кровную месть, Законы Драконта запрещали самовольную расправу над убийцей, за исключением тех случаев, когда он будет застигнут на его собственной земле. Не считалось преступлением убийство вора, если оно было совершено для самозащиты или отобрания украденного имущества. Важное значение имели и нормы Законов Драконта, посвящённые организации судебного процесса по уголовным делам

Суд по делам об убийствах находился под верховным ведением архонта царя. Различалось три рода убийств: предумышленное, непредумышленное и дозволенное Убийства первого рода подлежали суду Ареопага, для суда же по остальным родам убийств Драконт учредил коллегию эфетов из 51 члена, которые были избираемы из лучших граждан не моложе 50 лет, испытанной нравственности. Решению эфетов подлежали дела об убийствах непредумышленных и дозволенных или не преследуемых законом, о смертных случаях, причиненных предметами неодушевленными, и пр.

Имя Драконта, несмотря на строгость его законов, в древности пользовалось высоким уважением и ставилось рядом с именами лучших законодателей.

Но Законы Драконта нисколько не изменили к лучшему угнетенное положение бедных классов народа, представляя собой только изложение обычного права, действовавшего уже раньше (хотя их издание все-таки было значительным шагом вперед в развитии гражданственности, так как произвол властей был ограничен определенным судебным уставом).

^ Право в период Солона, Клисфена

Право собственности

Имущественные правоотношения достигли в Афинах высокой степени развития.

Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром.

Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большое состояние.
Особо выделялось право собственности на землю, владение которой – непременное условие получения гражданства.

Понятие «частной собственности» в классическом смысле слова (право владеть, пользоваться и распоряжаться) было нечетко оформлено. В афинском праве различалось владение – как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность – как владение с правом распоряжения. Другими словами не было принципиального различия между собственностью и владением, формами приобретения собственности.

Государственная (коллективная, общественная) собственность

«Коллективная» (государственная) собственность господствующего класса имела ограниченное распространение – это государственные имения, рудники, доходы с которых шли в пользу граждан и на содержание военного флота, а также храмовое имущество. Государственная земля сдавалась в аренду.

Были общественные земли фил и демов.

Частная собственность делилась на «видимую» и «невидимую». Видимая – земля, дом, рабы. Невидимая – то, что можно укрыть от налогообложения и конфискации – деньги, драгоценности.

^ Обязательственное право

Уже знали обязательство из договоров (вольные) и обязательства из причинения вреда (деликтные обязательства) – (невольные). Договоры по своей важности могли заключаться как в устной, так и в письменной форме. Афиняне уже знали институт поручительства третьих лиц, институт задатка, залога, самозаклад, которыми обеспечивалось исполнение договора.

При неисполнении договора виновный обязан был вернуть сумму задатка, а покупатель терял свой задаток. Кредитор мог продавать заложенные вещи. Знали договор купли-продажи, залог.

Практиковались различные виды договора найма – имущественный (с рабами), недвижимости (дом), личный наем, договор займа – под большие проценты (20%) у ростовщиков.

Знали договор товарищества (торгового товарищества, религиозного товарищества и пр.), по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей. Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.

Деликтные обязательства (из причинения вреда)

Возникали при нанесении ущерба имуществу. Влекли за собой возмещение ущерба. В двойном размере возмещался ущерб, причиненный сознательно. Существовала ответственность за других – детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшей стороне как компенсация за ущерб.

При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность как за преступление.

Срок исковой давности был установлен в 5 лет.

Особенность деликтных обязательств – наличие принципа упущенной выгоды. Например, по вине поставщика глиняных горшков, который не вовремя поставил товар, сорвалась выгодная сделка с покупателем. Квалифицирует наравне с прямым ущербом.

Существовал институт третейского суда.

^ Брачно-семейные отношения и наследственное право

Брачно-семейное право базировалось на нормах обычного права и на законах. Безбрачие осуждалось.

Брак заключался посредством договора жениха и отца (брата) невесты. Жених обязан уплатить за невесту приданное. Многоженство не допускалось.

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Афиняне похвалялись тем, что их жены выходят на улицу только по большим праздникам (в храм), что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе родственников. Жена жила в особой половине дома.

Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а придано присвоить. В своей последующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храмы. В противном случае любой встречный мог разорвать на ней платье, снять украшение, побить.

Дети находились во власти отца уже по одному тому, что завещание находилось в его воле. Достаточно было непочтительного отношения к отцу, чтобы лишение сына наследства стало законным.

Имуществом, полученным как приданное, управлял муж, обязанный передать его детям в целости или преумноженным.

У мужчин существовало право на упрощенный развод (мог призвать свидетелей), контроль за поведением жены, воспитанием детей, на лишение сыновей наследства, выдавать дочерей замуж по своему усмотрению.

Наследование имущества умершего отца осуществлялось как по закону, так и по завещанию. Если нет завещания, то по закону, который определял четкую очередь наследников. Внебрачные дети в прямую очередь наследников по закону не включались.

^ Уголовное право (преступления и наказания)

Различалось преступления:

- против государства (государственная измена (подрыв основ государственного строя), обман народа (ложь оратора экклесии), внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожие, кража храмового имущества, ложное доносительство (сикофантия))

- против личности (убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбления, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки)

- имущественные преступления (кража, поджог).

Дела этих категорий преступлений являлись предметом разбирательства в судебном заседании не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.

Государственные преступления считались самыми тяжкими и наказывались смертной казнью.

Еще существовала кровная месть.

Различалось убийство умышленное (влекло за собой смертную казнь) и неосторожное (случайное) – изгнание из государства (остракизм).

Имело место быть понятие соучастия, подстрекательство, покушение на преступление, приготовление к преступлению.

А также было понятие необходимой обороны.

Соответственно объектом преступления являлось – государство, имущество, личность.

Система наказаний:

- смертная казнь

- членовредительство (четвертование, разрывание животными)

- осуждение на голодную смерть

- отравление (казнен философ Сократ)

- тюремное заключение (было только предварительным). Тюрьмами служили подземелья, куда не проникал ни свет, ни воздух, без окон и дверей

- атимия - лишение прав гражданства (бесчестящее наказание)

- штрафы и конфискация имущества, а также возмещение вреда потерпевшему

- продажа в рабство

Телесные наказания применялись к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой.

В наказании видели, главным образом, страдание, мучение. Страх перед мучением – главное, что должно внушать человеку закон и суд. В этом – путь к справедливости.
  1   2   3   4

Похожие:

Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах iconТестовы задания по теме 6 «Право Греко-римской античной цивилизации»

Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах iconЛекция №22. Право Франции (Новое и Новейшее время) Вопросы к учебному занятию: Развитие
Революционная эпоха не благоприятствовала созданию цельной и законченной правовой системы. Она привела к созданию достаточно разрозненного...
Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах iconЛекция №16. Государства Америки (сша) (XX в.) Вопросы к учебному...
Американская государственность сохранила в главном те направления эволюции политической системы и конституционного строя, что определились ...
Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах iconЛекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию:...
История права Древнего Востока всегда привлекала пристальное внимание исследователей
Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах iconЦентральной Европы Вопросы к учебному занятию: Право раннефеодальных...
Эволюция источников феодального права в Германии. Саксонское зерцало и Каролина 1532 г
Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах iconЛекция №21. Право США (Новое и Новейшее время) Вопросы к учебному...
Америке. Поэтому республиканские идеалы и идеи национального права обусловили благоприятное отношение к кодификации. Однако США суждено...
Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах iconЛекция №17. Государства Азии (XX в.) Вопросы к учебному занятию:...
Деформация государственной системы периода «культурной революции». Конституция 1982 года
Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах iconВопросы к учебному занятию: Сравнительная характеристика развития...
Лекция № Средневековые государства Востока (Средневековые азиатские цивилизации)
Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах iconПраво Англии Нового времени Вопросы к учебному занятию: Эволюция английского прецедентного права
Однако здесь феодальные нормы изживают себя очень медленно. Наряду с новым буржуазным законодательством, и в ХIХ в., и в начале ХХ...
Лекция № Право Греко-римской античной цивилизации Вопросы к учебному занятию: Эволюция правовой системы в Афинах iconЛекция №10. Право средневековых стран Востока Вопросы к учебному...
Система права Востока является принципиально иной по сравнению, например, с системой римского права, и вообще является менее разработанной,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница