Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения»


НазваниеОбразовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения»
страница1/7
Дата публикации29.05.2013
Размер0.99 Mb.
ТипОбразовательная программа
userdocs.ru > Право > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ »



Содержание программы:







1. Социальная защита населения, как основа социального государства




    1. Теоретические основы управления социальной защиты населения




    1. Зарубежный опыт социальной защиты населения




    1. Современное состояние и проблемы социальной защиты населения в России




^ 2. Анализ системы управления социальной защиты г. Москвы




2.1. Анализ государственной политики и современная концепция социальной защиты населения в городе




2.2. Анализ форм и методов социальной защиты населения в районах г. Москвы




2.3. Анализ деятельности органов социальной защиты управ районов города и ее взаимосвязь с городскими (окружными) органами власти




3. Совершенствование деятельности государственных органов управления в области социальной защиты населения




3.1. Совершенствование социальной защиты инвалидов




3.2. Разработка методов помощи многодетным семьям




3.3.Увеличение объемов финансирования за счет привлечения внебюджетных финансовых источников





Заключение




^ Используемые источники





Введение

В конце XX века социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта.

В Конституции Российской Федерации зафиксировано, что Россия является правовым социальным государством. Словом “социальное” подчеркивается то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения и утверждение в обществе социальной справедливости. Неотъемлемой частью социального государства является система социальной защиты населения, необходимая для реализации материального благополучия граждан, содействия социальному согласию и солидарности в обществе. Перед Россией стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни социально неблагополучных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики. Решение этой задачи может быть найдено в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности развития.

^ Цель и задачи исследования. Целью работы является разработка предложений по решению проблем социальной защиты населения в г. Москве на основе материалов управы Нижегородского района г. Москвы и анализа моделей социальной защиты населения зарубежных стран.

Для достижения вышеназванной цели необходимо решение следующих задач:

• раскрыть сущность и роль социальной защиты населения;

• провести сравнительный анализ опыта и моделей социальной защиты зарубежных стран;

• выявить существующие и разработать новые подходы по решению проблем социальной защиты населения;

• провести анализ системы управления социальной защиты населения в г. Москве;

• разработать методы по совершенствованию деятельности системы социальной защиты населения в районе.

^ Объект и предмет исследования. Объектом исследования является работа социальных отделов управ районов г. Москвы. Предметом исследования является система социальной защиты населения, факторы и закономерности, обусловливающие современное состояние и определяющие направления развития и совершенствования механизмов социальной защиты в районе г. Москвы.

^ 1. Социальная защита населения, как основа социального государства



    1. Теоретические основы управления социальной защиты населения


В законодательстве Российской Федерации нет четко сформулированного понятия социальной защиты населения. По этой причине целесообразно определить содержание этого понятия, что позволит в дальнейшем иметь более четкое представление о понятии социальной защиты. Задачу осложняет отсутствие какого-либо общего нормативно-правового акта, в котором была бы закреплена вся государственная система социального обеспечения.

В целях выяснения содержания понятия социальной защиты населения, обратимся к этимологии слов «социальный» и «защита». Слово «защита» имеет несколько значении: «защищать кого-нибудь, что-нибудь», «предохранить, обезопасить от чего-нибудь», «то, что защищает, служит обороной». Слово «социальный» означает «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе".[25, стр. 220-221]

Сочетание слов «социальный» и «защита» позволяет предположить, что под ним понимается комплекс мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятного воздействия окружающего мира. [21, стр. 6]

Применительно к современной ситуации в России обобщенное определение, функции и принципы социальной защиты населения могут быть представлены следующим образом (Рисунок 1).

Социальная защита населения – это деятельность государственных органов и негосударственных организаций, экономического, правового и организационного характера, адресованное к нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, с целью поддержания их материального положения на уровне, отвечает конституционным требованиям достойной жизни человека в различных формах и видах в установленном законодательством порядке.




Функции социальной защиты населения

Принципы социальной защиты населения






Оказание материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития

Социальная ответственность общества и государства


Социальная справедливость в области трудовых отношений




Всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков







Сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку, стабилизация общественных отношений




Минимизация этих рисков




Государственные гарантии социальной защиты





Стимулирование роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни




Экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность: заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты, многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты






Удовлетворение потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан, создание условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан



Рисунок 1- Определение, функции и принципы социальной защиты населения

Как одна из основ конституционного строя Российской Федерации политика государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что должно быть достигнуто благодаря гарантируемой Конституцией Российской Федерации государственной социальной поддержки. Правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека, составляют и образуют: Конституция Российской Федерации, как основной закон государства, федеральные законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения (положения, постановления).

Конституция Российской Федерации имеет прямое действие на всей территории РФ и возглавляет иерархию нормативно-правовых актов.

Ст. 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.[1, стр. 6]

В ст. 18 говорится о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.[1, стр. 7-8]

Ст. 37 Конституции РФ гарантировано право на защиту от безработицы.[1, стр.10] Согласно ст. 38 Конституции РФ под защитой государства находятся материнство и детство, семья, из чего следует право матерей, детей, семей с детьми на материальное обеспечение, обслуживание и т.д.[1, стр.10] Ст. 39 Конституции РФ закреплено право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Помимо этого, в данной статье закрепляется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, декларируется поощрение добровольного медицинского страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.[1, стр.10] В ст. 41 установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в том числе бесплатную, оказываемую в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Российская Федерация обязуется финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимать меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.[1, стр.11]

Ст. 71 закреплено, что к исключительному ведению РФ относятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации, формирование федеральных фондов регионального развития.[1, стр. 15-16] Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.[1, стр. 16-17]

В ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов республики, края, области, города Федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.[1, стр. 18]

Одним из направлений государственно-правовой поддержки социальной защиты является совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от
10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (редакция от 22 августа 2004 г.) даны основные понятия, определяющие сущность новых для России отраслей социального обслуживания.

Источниками социального обеспечения являются, также, следующие Федеральные законы:

  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

  • Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании»;

  • Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;

  • Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;регламентирующие право на охрану здоровья семьи, беременных женщин, женщин-матерей, инвалидов, несовершеннолетних».

  • Основы законодательства РФ от 22 июля 1993 г. 3 5487-1 «Об охране здоровья граждан»;

  • Федеральный закон от 19 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».[22, стр. 30-31]

Указы президента РФ носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К числу указов Президента РФ, регулирующих вопросы социального обеспечения, следует отнести Указы от 5 ноября 1992 г. «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», от 18 октября 2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров», от 29 октября № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)».[22, стр. 31-32]

Среди слоев населения, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

1.Трудоспособные граждане, достигшие трудоспособного возраста, в том числе лица, уволенные из Вооруженных сил, безработные и незанятые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, достигшие трудоспособного возраста, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;

2.Нетрудоспособные граждане, достигшие трудоспособного возраста, в том числе инвалиды, лица, имеющие профессиональное заболевание;

3. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста, в том числе дети – инвалиды, дети из многодетных и неполных семей, дети-сироты, безнадзорные дети и подростки, иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;

4. Лица, достигшие трудоспособного возраста, в том числе одинокие престарелые граждане, пенсионеры по возрасту, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, блокадники, иные лица старше трудоспособного возраста;

5. Иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе малообеспеченные, т.е. граждане, доход которых ниже прожиточного минимума, молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет, иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. [30]

Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией. [30]

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения являются:

  • социальное обслуживание;

  • государственное социальное страхование, включая пенсионное обеспечение;

  • иные формы социальной поддержки населения государством (например, федеральные программы и др.). [28, стр. 5]

Государственная система социальной помощи реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения, государственные программы помощи и систему социальных услуг.

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

а) Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (редакция от 22 августа 2004 г.), так и в законах субъектов Российской Федерации.

б) Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти.

в) Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием. [30]

Важная роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В 1997—1999 гг. Правительством РФ были подготовлены два варианта проекта Закона «О государственных минимальных стандартах». В этих документах сформулированы основные понятия, цели и принципы социальной стандартизации; определены основные социальные нормативы и государственные минимальные стандарты; обоснована правовая база для установления и применения государственных минимальных социальных стандартов, позволяющая устанавливать минимальную потребность в бюджетных средствах, необходимых для реализации основных конституционных гарантий граждан; дан перечень основных социальных услуг, гарантированных государством для всех граждан Российской Федерации вне зависимости от финансового положения территории, где они проживают. Однако эти законопроекты до сих пор не приняты.

Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению. [30]

^ 1.2. Зарубежный опыт социальной защиты населения
Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности. Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:

1. Страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;

2. Страны, где страховые принципы социальной защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;

3. Страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;

4. Страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется.

К первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фон.

В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы – поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат.

Однако во всех странах этой группы государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд (Таблица 1).

Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства. [23, стр. 31]

Таблица 1 - Среднемесячная номинальная заработная плата наемных работников




Национальная
валюта

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Россия1)

рубль

2223

4360

5499

6740

8555

10634

13593

17290

Великобритания3

фунт стерлингов

8,6

9,5

9,7

10,3

10,6

11,0

11,4

11,8

Франция

евро

1396

1494

1567

1762

1876

1960

2100

2400

США

доллар США

2944

3064

3147

3280

3390

3545

3705

4027
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения» iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования
Авторы: Басина Н. Э., Крайзель Е. З., Санина Н. Н., Сулимова Н. П., Суслова О. А., Танаева Е. Н., Храмцова Е. Э
Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения» iconЗа время прохождения практики в отделе социальной защиты населения...
Изучение содержания основных положений нормативно-правовых актов о деятельности Управления социальной защиты населения
Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения» iconОтчет о научно-исследовательской работе
Квалификации, открытое образование, международная конференция, информационно-образовательная среда, Интернет, Телеконференции, электронные...
Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения» iconОбразовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое...
Учебно-методическое пособие предназначено для использования в целях повышения квалификации работников сферы государственной молодежной...
Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения» iconПрограмма повышения квалификации «Коммуникации в многоуровневом развитии:...
Разработка стратегий продвижения фирм, мероприятий btl-маркетинга, названий фирм, слоганов, рекламных статей, буклетов, директ-мейла...
Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения» iconПрограмма  повышения квалификации «Практические основы инновационного предпринимательства»

Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения» iconПрограмма I «Организация реабилитационного обучения»
Программа повышения квалификации педагогов и специалистов образовательных учреждений по вопросам организации реабилитационного обучения...
Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения» icon1. Активные формы делового общения
Современные информационные технологии как средства повышения эффективности деловой коммуникации
Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения» iconПоложение о Республиканском конкурсе социальной рекламы «Твори добро»
«Центр социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Новый Свет» (далее – Организатор). Основные партнеры...
Образовательная программа повышения квалификации «современные технологии социальной защиты населения» iconРасписание занятий слушателей Института повышения квалификации и...
Директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров, к т н., доцент
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница