Под ред. Е. П. Агапова


НазваниеПод ред. Е. П. Агапова
страница1/65
Дата публикации08.03.2013
Размер8.45 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

в вопросах и ответах

Южный федеральный университет

Факультет социологии и политологии

Кафедра социальных технологий

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ВОПРОСАХ

И ОТВЕТАХ

Под ред. Е. П. Агапова

Ростов-на-Дону

2009

ББК 65.272

УДК 36

С 69

Печатается по решению кафедры социальных технологий

факультета социологии и политологииЮФУ

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор

В. И. Курбатов

кандидат социологических наук, доцент

Н. В. Карасёва

Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под

С 69 ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону:

Центр универсальной полиграфии, 2009. – 324 с.

Учебное пособие содержит краткое изложение основных вопросов истории,

теории и технологии социальной работы. В нём приводятся определения

важнейших понятий социальной работы, а также даётся краткая информация

о тех лицах, которые своей теоретической или практической деятельностью

способствовали её становлению и развитию. Учебное пособие предназначено

прежде всего для студентов, готовящихся к сдаче государственного экзамена

по социальной работе, а также всех, кто интересуются её проблемами.

ББК 65.272

УДК 36

© Кафедра социальных технологий, 2009

3

ВВЕДЕНИЕ

В 1991 г. Ростовский государственный университет оказался среди тех

учебных заведений, которым довелось начинать подготовку социальных ра-

ботников в нашей стране. Эта подготовка вначале осуществлялась на фило-

софском факультете, а затем – на факультете социологии и политологии. По-

степенно сформировалась группа преподавателей, которая составила ядро

новой кафедры, созданной в рамках факультета социологии и политологии. К

настоящему времени кафедра социальных технологий накопила немалый

опыт как научной, так и учебно-методической работы. Многие студенты

учатся по книгам, написанным её преподавателями. Между тем опыт прове-

дения государственных экзаменов по социальной работе говорит о том, что

студенты нуждаются в учебном пособии, которое суммировало бы все зна-

ния, полученные ими за время обучения по специальности. По замыслу авто-

ров, таким учебным пособием, позволяющим студенту систематизировать

имеющиеся у него знания и основательно подготовиться к государственному

экзамену, должна стать «Социальная работа в вопросах и ответах». Однако

она может использоваться не только старшекурсниками, но и студентами

других курсов, а также всеми, кто интересуются социальной работой.

Структура учебного пособия включает в себя несколько разделов, в ко-

торых нашло своё отражение определённое понимание содержания и важно-

сти социальной работы, сложившееся к настоящему времени на кафедре со-

циальных технологий. Первый из этих разделов образуют семьдесят два па-

раграфа, распределённые по двенадцати главам. Каждый из них содержит

краткий ответ на один из тех вопросов, с которыми студенты могут столк-

нуться при сдаче государственного экзамена по социальной работе. Кроме

того, в любом параграфе студент может найти контрольные вопросы, позво-

ляющие ему проверить уровень усвоения материала, а также список реко-

мендуемой литературы. Второй раздел учебного пособия составляет глосса-

рий, в который включены определения важнейших понятий социальной ра-

боты. В третьем разделе содержится краткая информация о тех лицах, кото-

рые своей теоретической или практической деятельностью способствовали её

становлению и развитию. В четвёртом разделе собрана вместе вся рекомен-

дуемая литература, разбросанная по отдельным параграфам учебного посо-

бия. Наконец, в качестве приложения в учебное пособие включены репро-

дукции произведений отечественных и зарубежных художников, касающихся

бедности, одиночества, сиротства и других социальных проблем. Знакомство

с ними не только расширит кругозор студентов, но и позволит им сделать бо-

лее яркими свои выступления на семинарских занятиях, а также ответы на

экзаменах по социальной работе.

Учебное пособие написано преподавателями и аспирантами кафедры

социальных технологий: доктором философских наук, профессором Е. П.

Агаповым (введение, 1. 1, 1. 2, 6. 1 – 6. 4, 10. 3, 12. 1, глоссарий, персоналии,

библиография и приложение), К. В. Волощуковой (9. 1), кандидатом фило-

4

софских наук А. А. Ивановым (5. 1 – 5. 3), кандидатом социологических на-

ук, профессором Л. А. Кайгородовой (2. 1 – 2. 5, 3. 6, 3. 7, 8. 2 – 8. 4), канди-

датом философских наук, доцентом Л. П. Карельской (3. 2, 3. 3, 9. 3, 11. 1), Е.

К. Кристостурян (2. 8, 7. 1), кандидатом философских наук, доцентом Н. В.

Мацининой (3. 1, 3. 8, 7. 6, 8. 6, 9. 4, 11. 10), кандидатом философских наук,

доцентом М. А. Никулиной (4. 1, 5. 4, 5. 5, 8. 1, 8. 7, 10. 1, 10. 2, 11. 2), канди-

датом социологических наук, доцентом О. А. Нор-Аревян (4. 2, 4. 3, 8. 5, 8. 8,

9. 2, 9. 6), кандидатом философских наук О. М. Папой (3. 5, 3. 9, 7. 7, 9. 7),

кандидатом философских наук, доцентом С. Г. Фурдеем (7. 2, 10. 4, 11. 3, 11.

9, 12. 2 – 12. 4), доктором исторических наук, профессором П. Я. Циткило-

вым (1. 3, 2. 6, 7. 5), а также кандидатом философских наук, доцентом В. А.

Шапинским (2. 7, 3. 4, 7. 3, 7. 4, 9. 5, 11. 4 – 11. 8). Авторы будут признатель-

ны всем, кто выскажут своё мнение об их проекте. Электронный адрес ка-

федры социальных технологий: soctech@mail.ru

Е. П. Агапов

5

^ ГЛАВА ПЕРВАЯ

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. 1. Исторические предпосылки социальной работы

Современное общество выработало специфический механизм, который

вместе с семьёй, собственностью, государством и другими социальными ин-

ститутами, доставшимися ему от прошлого, обеспечивает его стабильность.

Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как про-

фессиональная помощь нуждающимся. Будучи современной формой соци-

альной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в исто-

рии культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы социаль-

ной помощи, развивавшиеся со времён древности как на Востоке, так и на

Западе.

Востока символизирует тот путь, который прошло большинство чело-

вечества от первобытности до наших дней. Этот путь характерен для наро-

дов, стремящихся к сохранению традиционных основ своей жизни. Истори-

чески он был первым, а альтернативой ему стал путь развития, начатый

древними греками, которые сделали основой своих отношений не государст-

венную, а частную собственность. Общепринятая периодизация Востока

включает в себя древность, Средневековье и колониализм.

Во времена древности на Востоке сложился механизм социальной по-

мощи, который не претерпел существенных изменений в последующие пе-

риоды его истории, а во многих регионах Земного шара действует и сейчас.

Его особенность заключалась в том, что каждый человек находился под за-

щитой тех традиционных структур, к которым он принадлежал. Эти структу-

ры включали в себя прежде всего семью и общину, которые традиционно

помогали своим членам. Что касается государства, то его роль в осуществле-

нии социальной помощи сводилась к сохранению её традиционных основ,

которые стали облекаться в юридическую форму.

Основы общественной жизни, сложившиеся в странах Древнего Восто-

ка, не претерпели существенных изменений за тот огромный период в их раз-

витии, который называют Средневековьем. Однако это не означает, что вос-

точная культура остановилась в своём развитии на уровне древности. Напро-

тив, в средние века чётко обозначились регионы, в которых развитие этой

культуры отличалось ярко выраженным своеобразием. К ним относились

Ближний Восток, находившийся под влиянием ислама, Центральная Азия, в

которой ведущая роль принадлежала буддизму и индуизму, а также Дальний

Восток с его преимущественной ориентацией на конфуцианство. Своеобра-

зие различных регионов Востока проявлялось в содержании религиозных

учений, которые определяли повседневную жизнь людей.

Колониализму в целом не удалось навязать странам Востока чуждый

им образ жизни, хотя во многих из них возник капиталистический сектор

6

экономики. Наиболее заметным этот сектор стал в Индии и Египте, которые

находились под влиянием Англии, превосходившей многие страны Запада по

уровню экономического развития. К концу 19 в. в Индии уже сложился рабо-

чий класс, который заявлял о себе стихийными выступлениями, направлен-

ными на улучшение условий труда. Несмотря на сопротивление сторонников

традиционного пути развития, капитализм развивался и в Египте, который

привлекал внимание англичан своим выгодным географическим положени-

ем. Развитие буржуазных отношений на Востоке привело к трансформации

системы социальной помощи, которая в предшествовавшие ему времена не

претерпевала существенных изменений.

Буржуазные отношения, развивавшиеся в странах Востока, затрагивали

незначительную часть их населения. Основная масса людей в этих странах

оставалась приверженной традиционному образу жизни, который она унас-

ледовала от своих отцов и дедов. Гарантом социальной помощи по-прежнему

служила для неё община, испытавшая негативное влияние капитализма, но не

разрушенная им. Это влияние было обусловлено переходом к плантационной

форме выращивания сельскохозяйственных культур, а также изменениями в

формах собственности на землю, часть которой оказывалась в руках торгов-

цев и ростовщиков.

Поскольку система социальной помощи не распространялась уже на

всё население стран Востока, её необходимо было дополнить новыми фор-

мами, опирающимися не на традицию, а на законодательство. Так, стихий-

ные выступления индийского пролетариата в конце 19 в. подтолкнули коло-

ниальную власть к выработке фабричного законодательства. Как Индия, так

и другие страны Востока, испытавшие влияние европейского колониализма,

распадались на две части – капиталистическую и традиционную. В первой из

этих частей, включавшей в себя прежде всего крупные города с европейски-

ми кварталами, шёл более или менее интенсивный процесс развития буржу-

азных отношений, тогда как во второй, которая охватывала преимущественно

сельские районы, он был почти неощутим. Развитие капитализма на Востоке

влекло за собой обострение социальных проблем, которые не могли уже быть

смягчены традиционными методами. Поэтому там, где оно протекало осо-

бенно интенсивно, возникала социальная работа, доказавшая уже свою эф-

фективность в странах Запада.

История западной культуры начинается с античности, сделавшей выс-

шей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная

собственность. Выдвижение частной собственности на первый план в обще-

ственной жизни Древней Греции разрушало традиционный механизм соци-

альной помощи, который оберегался государством. С превращением госу-

дарства в инструмент господства частных собственников социальная помощь

приобрела классовый характер, который проявлялся в том, что значительная

часть общества – рабы – была фактически лишена её. Альтернативой классо-

вому подходу к социальной помощи, получившему дальнейшее развитие в

Древнем Риме, стало христианское понимание благотворительности как бо-

7

гоугодного дела, которое было универсальным по своей направленности, а не

ориентировалось на ту или иную группу в обществе.

В христианстве мы впервые встречаемся с теорией благотворительно-

сти, в которой устанавливается логическая связь между милосердием и лю-

бовью, понимаемой как готовность пожертвовать собой ради других людей.

Получив теоретическое обоснование в виде христианского учения о любви и

милосердии, благотворительность стала принимать систематический харак-

тер. Она вошла в повседневную жизнь христианских общин, а созданная на

их основе церковь рассматривала её как одно из важнейших направлений

своей деятельности. В средние века благотворительная деятельность вышла

на новый уровень, связанный с созданием специальных заведений для нуж-

дающихся. Такие заведения, ставшие со временем неотъемлемым элементом

жизни большинства стран мира, получили название приютов.

В 1349 г. в Англии был принят закон, который с одной стороны отра-

жал попытки феодалов сохранить существовавшие общественные отноше-

ния, а с другой – стал отправным пунктом в выработке дифференцированно-

го подхода к нуждающимся, распространившегося впоследствии на все евро-

пейские страны. Его название – Статут о рабочих – указывало на то, что он

предназначался прежде всего для регулирования отношений между земле-

владельцами (лордами) и крестьянами, работавшими у них в поместьях,

которые назывались манорами. Согласно Статуту о рабочих, крестьяне

должны была оставаться в своих манорах и работать за такую плату, которая

устанавливалась для них лордами. Переходить им разрешалось только туда,

где была работа. Помимо экономического, Статут о рабочих имел большой

социальный смысл: он был первым историческим документом, в котором

проводилось различие между настоящими и ненастоящими бедными. К на-

стоящим бедным в нём относились старики, инвалиды, вдовы и маленькие

дети, а к ненастоящим – здоровые, но не работающие люди. Что касается ми-

лостыни, то Статут о рабочих допускал её только для настоящих бедных,

включавших в себя старых и нетрудоспособных людей.

В 16 в. в Европе возникло движение Реформации, которое имело не

только антикатолическую, но и антифеодальную направленность. Порождён-

ный им протестантизм проповедовал моральные принципы, которые способ-

ствовали развитию буржуазных отношений. Не из религиозных, а из свет-

ских оснований исходили в своей критике феодализма деятели Просвещения,

получившего широкое распространение в 18 в. Согласно их представлениям,

общество должно находиться в гармонии как с окружающим миром, так и с

человеческой природой. Средством достижения такой гармонии просветите-

ли считали образование, которое должно было положить конец невежеству,

являвшемуся главной причиной человеческих бедствий. В сфере благотвори-

тельности идеи Просвещения нашли своё выражение в создании учебно-

воспитательных учреждений, основанных на принципах человеколюбия.

Возникнув в Древнем мире, благотворительность до конца 18 в. была

в основном частной или церковной. Если частная благотворительность ис-

ходила от отдельных лиц, то церковная – от религиозных организаций, хотя

8

по своему содержанию они могли и не различаться. Однако обострение со-

циальных проблем в 19 в. обусловило широкое распространение общест-

венной благотворительности, которая характеризовалась тем, что помощь

нуждающимся в ней оказывали люди, объединённые в добровольные орга-

низации. Члены этих организаций, называвшиеся волонтёрами, стали пред-

шественниками социальных работников.

Контрольные вопросы

1. Что относится к историческим предпосылкам социальной работы?

2. В чём заключается особенность механизма социальной помощи, кото-

рый сложился на Востоке во времена древности?

3. Что привело к трансформации системы социальной помощи на Восто-

ке?

4. В чём проявлялся классовый характер социальной помощи в антично-

сти?

5. Когда благотворительность стала принимать систематический харак-

тер?

6. Что обусловило широкое распространение общественной благотвори-

тельности в 19 в.?

Литература

1. Агапов Е. П., Волощукова К. В. История социальной работы. М.,

2009.

2. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1. До начала XX

века. М., 2006.

3. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 2. С начала XX

века. М., 2008.

4. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. М., 2006.

5. Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007.

6. Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону, 2006.

^ 1. 2. Становление и развитие социальной работы

Становление понимается в философии как процесс формирования ка-

кого-либо объекта, предполагающий переход возможности в действитель-

ность. Основу этого процесса составляют исторические предпосылки станов-

ления объекта, делающие возможным его возникновение. Социальная работа

как профессиональная деятельность стала возможной благодаря развитию

благотворительности, а также созданию системы государственной помощи

нуждающимся. Превращение возможности социальной работы в действи-

тельность началось с подготовки специалистов, предполагавшей создание

специальных учебных заведений, в которых могли бы заниматься будущие

социальные работники.

9

Подготовка специалистов была первым шагом на пути становления со-

циальной работы, за которым последовал второй – создание её организаци-

онных структур. Первые организации социальных работников были ещё не-

достаточно развиты, но их вклад в становление профессиональной деятель-

ности, направленной на помощь нуждающимся, трудно переоценить. Защи-

щая положение о стабилизирующем значении этой деятельности для разви-

тия общества, они в то же время боролись за право социальных работников

получать плату за свой труд.

К концу 30-х годов, когда мир стоял на пороге второй мировой войны,

завершилось становление социальной работы, которое является первым эта-

пом в её развитии. Как и любая другая профессия, социальная работа пред-

ставляла собой сообщество специалистов, получавших за свой труд матери-

альное вознаграждение. Начав с деятельности внутри отдельных стран, соци-

альные работники вышли затем на международный уровень, который пред-

полагал координацию их усилий, направленных на достижение общих целей.

Им доводилось занимать высокие государственные посты, а одному из них –

Джейн Аддамс, стоявшей у истоков социальной работы в СоединённыхШта-

тах Америки, – в 1931 г. была присуждена Нобелевская премия мира.

Говоря об исторических предпосылках социальной работы, имеют в

виду прежде всего благотворительную деятельность, уходящую своими кор-

нями во времена древности. Эта деятельность была неотъемлемым элемен-

том человеческой культуры, не разделяемой на западную и восточную. Что

касается государственной помощи нуждающимся, составляющей ещё одну

историческую предпосылку социальной работы, то она в значительной сте-

пени была стимулирована промышленным переворотом, который привёл к

окончательному утверждению в странах Запада буржуазных отношений. По-

этому социальная работа, возникшая на основе указанных исторических

предпосылок, стала явлением западной культуры.

Становление профессии социального работника, завершившееся перед

второй мировой войной, почти не коснулось стран Востока, в экономике ко-

торых традиционно преобладала государственная собственность, а социаль-

ная сфера избегала серьёзных потрясений благодаря незыблемости общин-

ных отношений. Безоговорочное следование традиции, от которого отказа-

лись уже древние греки, в этих странах оставалось неизменным, пока они не

стали объектом западного влияния. Одним из последствий этого влияния

стало обострение социальных проблем, связанное не только с развитием ча-

стной собственности, но и с ослаблением традиционных общинных связей,

которые служили для людей гарантом стабильности их образа жизни. Поэто-

му в 30-е годы социальная работа появилась в странах Востока (сначала на

территории современного Израиля, а затем в Индии и Египте), хотя возника-

ла она как явление западной культуры.

Первое послевоенное десятилетие в странах Западной Европы прошло

под знаком американского влияния не только в экономической, но и во мно-

гих других областях. Выйдя из второй мировой войны с нормально функцио-

нирующей __________экономикой, Соединённые Штаты Америки сумели помочь этим

10

странам наладить хозяйственную деятельность, которая была в них практи-

чески разрушена. Об их политическом авторитете свидетельствовало то, что

в 1949 г. им удалось убедить десять европейских стран и Канаду создать Ор-

ганизацию североатлантического договора. Имея под собой экономическую

основу, американское влияние в этих странах не ограничивалось рамками

политики, а распространялось и на другие области. Между социальными ра-

ботниками разных стран восстанавливались контакты, прерванные второй

мировой войной. Это имело своим результатом создание Международной

федерации социальных работников, которым завершился второй этап в раз-

витии профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждаю-

щимся.

К концу 50-х годов в экономическом развитии стран Запада произошёл

скачок, сравнимый по своим последствиям разве что с промышленным пере-

воротом. Вызванный существенными изменениями в технологии и управле-

нии производством, он нашёл своё отражение в многочисленных концепци-

ях, одна из которых – государства __________благосостояния – была сформулирована

американским учёным Джоном Гэлбрейтом. Согласно этой концепции, в сво-

ём экономическом развитии страны Запада достигли такого уровня, который

позволяет им эффективно решать возникающие социальные проблемы. Глав-

ную роль в решении этих проблем играет государство, руководствующееся

принципом социальной справедливости при перераспределении националь-

ного дохода в интересах всех членов общества. Содействуя достижению

сравнительно высокого уровня жизни, оно оправдывает своё название госу-

дарства благосостояния.

Сторонники концепции государства благосостояния выступали за сме-

шанную экономику, включающую в себя как частный, так и государственный

сектор. Однако их позиция встретила резкое противодействие со стороны

представителей неоконсерватизма, которые проповедовали идею сохранения

существующего общественного порядка. Обосновывая требование ограни-

чить вмешательство государства в экономику, неоконсерваторы выступали за

активизацию её частного сектора. По их мнению, государственные социаль-

ные программы отнимают средства, необходимые для дальнейшего промыш-

ленного развития. Кроме того, они разрушают веру людей в собственные си-

лы, формируют у них психологию иждивенчества и ограничивают частную

инициативу. Требуя ограничить вмешательство государства в экономику, не-

окосерваторы в то же время выступали за усиление его роли в деле поддерж-

ки общественного порядка. Их объединяло также стремление к возрождению

таких традиционных социальных институтов, как семья, школа и церковь.

Несмотря на критику со стороны представителей неоконсерватизма,

концепция государства благосостояния прочно вошла в общественное созна-

ние стран Запада. Она отражала реальную ситуацию, сложившуюся в соци-

альной сфере этих стран, граждане которых имели право на образование, ме-

дицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, а в случае инвалидно-

сти или безработицы могли рассчитывать на помощь со стороны государства.

Закреплённые в существующем законодательстве, эти права часто оставались

11

на бумаге, поскольку многие люди о них просто не знали. Было совершенно

ясно, что провозглашение социальных прав граждан не является ещё гаран-

тией их реализации. С другой стороны, становилось всё более очевидным,

что помочь людям в реализации этих прав могут (и должны) социальные ра-

ботники. В конечном счёте это привело к изменению взгляда на социальную

работу: если раньше её рассматривали как помощь тем, кто оказались в ката-

строфическом положении (например, вследствие тяжёлой болезни или поте-

ри работы), то теперь она предстала в виде деятельности, направленной на

реализацию прав граждан. Иными словами, проблемы, с которыми сталкива-

лись люди в своей повседневной жизни, стали рассматривать как следствие

невыполнения того, что им положено по закону.

Говоря о современном состоянии социальной работы, имеют в виду её

развитие с середины 50-х годов по настоящее время. В развитии социальной

работы последние шестьдесят лет занимают особое место, поскольку они

прошли под знаком её широкого распространения во всём мире. Несомненно,

что этому способствовала деятельность Международной федерации социаль-

ных работников, созданной в 1956 г. С другой стороны, в этом году фунда-

мент здания социализма дал первую трещину (XX съезд КПСС и восстание в

Венгрии), разрастание которой привело в конце 80-х – начале 90-х годов к

его крушению. Именно события двадцатилетней давности повернули разви-

тие стран социализма в сторону рынка, предполагающего прочную систему

социальной защиты, создание которой невозможно без участия профессиона-

лов.

Несмотря на свою сравнительную молодость, социальная работа проч-

но вошла в жизнь современного общества. Во многих странах мира действу-

ют национальные ассоциации, объединённые в Международную федерацию

социальных работников. Будучи одной из крупнейших общественных орга-

низаций в мире, Международная федерация социальных работников имеет

постоянные представительства в ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Международ-

ной амнистии, Совете Европы и Европейском Союзе. Через свои отделения в

пяти регионах – Европы, Африки, Азии и Тихоокеанского бассейна, Латин-

ской Америки и Карибского бассейна, а также Северной Америки – она ко-

ординирует деятельность социальных работников всего мира.

Контрольные вопросы

1. Благодаря чему стала возможна социальная работа как профессиональ-

ная деятельность?

2. С чего началось становление социальной работы?

3. Когда завершилось становление социальной работы?

4. Почему социальная работа стала явлением западной культуры?

5. Когда была создана Международная федерация социальных работни-

ков?

6. Какое место занимают в развитии социальной работы последние ше-

стьдесят лет?

12

Литература

1. Агапов Е. П., Волощукова К. В. История социальной работы. М.,

2009.

2. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1. До начала XX

века. М., 2006.

3. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 2. С начала XX

века. М., 2008.

4. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. М., 2006.

5. Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007.

6. Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону, 2006.

^ 1. 3. История социальной работы в России

История социальной работы в России изучает виды, формы и способы

отечественной практики социальной помощи, взаимопомощи, профессио-

нальной социальной работы, функционирующих в прошлом. Одним из базо-

вых понятий истории социальной работы является социальная помощь. Это

понятие носит во многом универсальный характер. Социальная помощь оз-

начает содействие лицам, лишенным необходимых условий для нормальной

жизнедеятельности, оказание им поддержки и выражение сочувствия. Цель

такого воздействия заключается в достижении улучшения жизни и облегче-

ния положения лиц, испытывающих сложности в социальном функциониро-

вании. Важнейшими видами социальной помощи являются благотворитель-

ность, призрение, государственное социальное обеспечение. Сюда же может

быть отнесена и социальная работа, хотя её функции не ограничиваются

лишь оказанием социальной помощи.

Добровольной и безвозмездной помощью лицам, нуждающимся в под-

держке и покровительстве, является благотворительность. Она зачастую не-

организованна и не ставит целью отследить последствия, результативность

этого воздействия. Сам благотворитель в каждом конкретном случае прини-

мает решение об оказании или неоказании помощи. Следовательно, благо-

творительность носит выборочный характер.

Благотворительность классифицируют в зависимости от критериев. Ес-

ли ими являются особенности целеполагания, то её можно подразделить на

филантропию и меценатство. Филантропия – это та же благотворительная

деятельность, которая нацелена на оказание помощи непосредственно не-

имущим и нуждающимся лицам. Под меценатством принято понимать по-

кровительство в отношении науки, искусства, а также образования, спорта. В

зависимости от характера субъекта благотворительности её разделяют на ча-

стную и общественную. Последняя включает в себя церковную и монастыр-

скую помощь, деятельность различных филантропических организаций и за-

ведений, обществ вспомоществования и др. Наличие организованных начал

роднит отдельные формы общественной благотворительности с призрением.

В императорской России одной из эффективных форм общественной благо-

13

творительности были заведения «на особых основаниях управляемые». Они

по характеру своей деятельности были близки органам призрения.

Призрение, в отличие от благотворительности, является более органи-

зованным видом социальной помощи, нацеленным на оказание помощи не

всем просящим, а лишь тем, кто действительно нуждается в ней. Основы

призрения эпизодически стали формироваться ещё в период Древнерусского

государства. В системном же виде оно сложилось в эпоху нового времени.

Формами государственного призрения были приюты, госпитали, воспита-

тельные и работные дома, деятельность государственных органов по органи-

зации общественных работ и др. Субъектами общественного призрения вы-

ступали сельские общины, церковно-территориальные приходы, органы мес-

тного самоуправления.

Всплеск благотворительности и активизация общественного призрения

имели место в России во второй половине 19 – начале 20 в. Отставая по сте-

пени индустриального развития от ряда ведущих стран Запада, наша страна в

то время являла миру удивительные примеры в сфере благотворительного

служения.

В деле филантропии и меценатства активную роль в истории многих

государств играли женщины. Они по своей природе более предрасположены

к духовному врачеванию, милосердию и состраданию. Так, по настоянию им-

ператрицы Марии Фёдоровны на рубеже 18-19 вв. была создана мощная ор-

ганизационная структура общественной благотворительности, названная в

середине 19 в. ведомством учреждений её имени.

Одной из активисток московского отделения Общества Красного Кре-

ста в последней четверти 19 в. была княгиня Н. Б. Трубецкая. Инициатором

создания благотворительного Общества Синего Креста для помощи бедным

и обездоленным детям (1882 г.) была А. С. Белицкая.

Особым видом социальной помощи является система государственного

социального обеспечения, функционировавшая в 20 в. вне рамок профес-

сиональной социальной работы в СССР и в ряде других стран. Эта система

не приветствовала тогда благотворительность, стремясь обеспечить всех ну-

ждающихся минимумом социальных гарантий за счёт госбюджета.

В некоторых странах мира, прежде всего в индустриально развитых го-

сударствах Запада, в последней четверти 19 – начале 20 на основе опыта

функционирования учреждений призрения и общественной благотворитель-

ности появилась социальная работа. Она представляет собой определённый

вид профессиональной деятельности, который направлен на квалифициро-

ванное решение социальных проблем людей, на создание условий, помо-

гающих восстановлению и улучшению их способности к социальному функ-

ционированию. В настоящее время такое определение поддерживает боль-

шинство ведущих российских специалистов в области теории и практики со-

циальной работы. Хотя следует признать, что с учётом перспективных тен-

денций общественного развития социальную работу целесообразно рассмат-

ривать как профессиональную деятельность, направленную не только на ока-

14

зание разнообразной социальной помощи нуждающимся, но и на обеспече-

ние важнейших социальных прав граждан.

Ростки отечественной социальной работы можно увидеть в деятельно-

сти учреждений государственного и общественного призрения, где имелись

работники, занимавшиеся на постоянной основе уходом за лицами, нуждаю-

щимися в помощи. Начало формированию разветвлённой сети таких учреж-

дений в России было положено при Петре I. По его указу «Об определении в

домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых»

от 8 июня 1701 г. данные категории нуждающихся, которые сами не могли

ходить и просить милостыню, определялись в богадельни. В петровском ука-

зе отмечалось, что для ухода за десятью подопечными должен быть закреп-

лён один здоровый человек, постоянно занятый их обслуживанием. Он, по

сути дела, выполнял определённые функции современного социального ра-

ботника. С учётом этого обстоятельства на основе президентского указа, при-

нятого в октябре 2000 г., ежегодно с 2001 г. 8 июня празднуется день соци-

ального работника.

Отмеченный выше петровский указ положил начало складыванию це-

лостной системы государственного призрения в нашей стране и появлению

лиц, которые выполняли некоторые функции социальных работников. Од-

нако это нельзя считать началом системного функционирования профессио-

нальной социальной работы. Даже в индустриально развитых странах Запада

лишь в конце 19 – начале 20 в. социальная работа возникла как профессия и

общественное явление, что потребовало разработки специальных теоретиче-

ских основ, соответствующих правовых и морально-этических норм, наличия

квалифицированных работников. В то время в ряде западных стран сложи-

лись группы специалистов, которые стали профессионально заниматься со-

циальной работой. Вскоре социальных работников начали готовить в учеб-

ных заведениях.

В России к началу 20 в. значительно расширилась практика использо-

вания на постоянной основе лиц, занятых в сфере призрения и общественной

благотворительности. С середины 1860-х гг. по мере проведения земской ре-

формы увеличилась численность земских уполномоченных по призрению

слепых, бедных, бездомных и других лиц, нуждающихся в помощи. Они во

многом выполняли функции социальных работников. Известно также, что в

конце 19 в. Императорское Человеколюбивое общество получило право ус-

танавливать платные должности для лиц, профессионально занимавшихся

благотворительной деятельностью в его заведениях. И эти должности при-

равнивались к различным чинам государственной службы, что свидетельст-

вует о появлении в России первых ростков профессиональной социальной

работы. Однако всё же нет достаточных оснований утверждать, что на рубе-

же 19-20 вв. в нашей стране сложилась система социальной работы как про-

фессиональной деятельности. Этот процесс только получил своё начальное

развитие. Однако первая и вторая русские революции, гражданская война

1918-1920 гг. приостановили __________его. Позже, в условиях советской власти, про-

фессиональная социальная работа в её западном варианте не была востребо-

15

вана обществом, трансформировавшись в систему государственного соци-

ального обеспечения. В 1990-е гг. началось возрождение отечественной со-

циальной работы, включавшее в себя разработку её теоретических основ, ор-

ганизацию подготовки кадров, развертывание целой сети новых социальных

учреждений и служб. Этот процесс активно развивается и в настоящее время.

Контрольные вопросы

1. Что изучает история социальной работы в России?

2. Что такое призрение?

3. Каковы были формы государственного призрения?

4. Каково значение указа Петра I от 8 июня 1701 г. для развития государ-

ственного призрения в России?

5. Почему при советской власти профессиональная социальная работа в

её западном варианте не была востребована обществом?

6. Когда началось возрождение отечественной социальной работы?

Литература

1. Агапов Е. П., Волощукова К. В. История социальной работы. М., 2009.

2. Агапов Е. П. Социальная помощь в России. Ростов-на-Дону, 2001.

3. Кравченко А. И. Социальная работа. М., 2008.

4. Кузьмин К. В., Сутырин __________Б. А. История социальной работы. М., 2006.

5. Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007.

6. Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону, 2006.

16

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65

Похожие:

Под ред. Е. П. Агапова iconДжон У. Оллер-мл., Джон Л. Омдал Глава 7 из сборника (под ред. Дж. П. Морлэнда)
Из сборника (под ред. Дж. П. Морлэнда) «The Creation Hypothesis: Scientific Evidence for an Intelligent Designer»
Под ред. Е. П. Агапова iconСборник задач по уп: Особенная часть учебно-метод. Пособие под. Ред....
О судебной практике по делам об убийстве(ст 139 ук) постановление пленума Верховного Суда рб 17. 12. 2002 №9
Под ред. Е. П. Агапова iconХохлов Евгений Борисович, профессор кафедры трудового права, телефон...
Учебников много (как минимум 2), оба нормальные. Один – академический учебник (2007 год под ред. Маврина и Хохлова, но будет вроде...
Под ред. Е. П. Агапова iconЮшков В. Г. Макарова А60 Фармакология/ Под ред. Р. Н. Аляутдина. 2-е изд., испр
...
Под ред. Е. П. Агапова iconМетодические указания по проведению производственной и преддипломной...
«международные отношения»: Учебно-методическое пособие / Под ред. Абылгазиева И. И., Ильина И. В. / Отв ред. Шестова Т. Л. — М.: Макс...
Под ред. Е. П. Агапова iconИсточник: Социалистический гуманизм под ред. Э. Фромма
Источник: Социалистический гуманизм под ред. Э. Фромма (New York: Doubleday), 1965
Под ред. Е. П. Агапова iconЛурия А. Р. Л86 Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд
Л86 Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. 2-е изд. — М.: Изд-во мгу, 1998. 336 с
Под ред. Е. П. Агапова iconБернадская Ю. С. и др. Б 51 Основы рекламы : Учебник / Ю. С. Бернадская,...
Б 51 Основы рекламы : Учебник / Ю. С. Бернадская, С. С. Марочкина, Л. Ф. Смотрова. Под ред. Л. М. Дмитриевой. – М.: Наука, 2005....
Под ред. Е. П. Агапова iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под...
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
Под ред. Е. П. Агапова iconПарсонс Т. П 18 Система современных обществ/Пер, с англ. Л. А. Седова...
П 18 Система современных обществ/Пер, с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница