Скачать 0.68 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Медико-психолого-социальный институт Кафедра социальной работы «УТВЕРЖДАЮ» Директор МПСИ _____________/Е.Н. Власова/ «___» _______________ 2013 г. Рабочая программа учебной дисциплины ???«Гендерология и феминология» Направление подготовки: 040101.65 «Социальная работа» Курс: 4 (8 семестр) Форма обучения: очная Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО: 1350 часов 1. Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки 040101.62 «Социальная работа», утвержденного 07 февраля 2011 г. № 170 2. Разработчик (и) рабочей программы Старший преподаватель кафедры социальной работы _________________ Т.В. Михайлова (должность) (кафедра) (подпись) (ФИО) 3.ПРИНЯТА на заседании кафедры социальной работы 07.07.2012 протокол № 12 Зав.кафедрой __________________ Л.А. Обухова (подпись) (ФИО) 4.Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану. Зав. выпускающей кафедрой ______________ ^ _________________ (подпись) (дата) 5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры __________________________________ протокол № ____ дата ___________________ Зав. кафедрой ______________________ _______________________ (подпись) (ФИО) Пояснительная записка 1.1. Цели учебной дисциплины Цель изучения дисциплины «Гендерология и феминология» – ознакомление с социальными факторами, обусловливающими общее и особенное в жизнедеятельности женщин и мужчин, специфические условия, влияющие на положение женщин и мужчин в основных сферах жизнедеятельности ^ - выработка цельного научного мировоззрения, ориентированного на выравнивание прав и возможностей женщин и мужчин, повышение роли и статуса женщин в обществе; - реализация положений государственной социальной политики, научение студентов знаниям о государственной поддержке и помощи членам семей и женщинам в рамках деятельности государственных и общественных организаций; - ознакомление с комплексом форм и методов работы с различными категориями женского и мужского населения в рамках федеральной, региональной и местной системы социальной помощи в России. ^ В результате изучения данной учебной дисциплины специалист должен: Знать: - сущность и содержание гендерных проблем и «женского вопроса»; - основные формы проявления «женского вопроса» и его эволюция в истории; - роль равноправия женщин и мужчин как социальной проблемы; - важнейшие этапы развития социального статуса женщин; - о методологических принципах гендерологии и феминологии как учебно-научной дисциплины; - особенности развития женского бытия и феминистической мысли; - смысл социальной поддержки женщин, в особенности в условиях рыночных реформ; - взаимосвязь деятельности женщин в экономике, политике, правовой и семейной жизни общества и культуры, нравственности, образованности в развитии цивилизации; - о феномене международного влияния женского движения, поддержки в мировом сообществе его принципов и инициатив. Уметь: - ориентироваться в проблеме развития женского движения в России; - объяснить феномен женского движения в России и регионе; - разбираться в интерпретациях гендерных проблем и «женского вопроса» в России; - ориентироваться в региональных службах, оказывающих содействие семье и женщине. Владеть: - новыми концепциями гендерологии и феминологии, сущностью проблем и перспектив современной науки о жизни представителей полов на пути выравнивания прав и возможностей женщин и мужчин; - навыками применения знаний гендерологии и феминологии в изучении специальности «Социальная работа», быть готовым к кооперации с коллегами по специальности. ^ Учебная дисциплина «Гендерология и феминология» является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки специалистов социальной работы, формирует его социально – личностные компетенции, выступает основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Дисциплина «Гендерология и феминология» относится к числу дисциплин из цикла специальных дисциплин. Учебный курс «Гендерология и феминология» является логическим продолжением и расширением базового курса «Технология социальной работы». Курс направлен на освоение технологий, теорий и методов, позволяет сформировать профессиональные качества специалиста, необходимые для эффективной работы в современной социальной среде. Данная дисциплина является одной из основных для освоения таких дисциплин как «Организация социальной работы на местах». Рабочая программа разработана на основе учебного плана обучающихся по специальности 040101.65 «Cоциальная работа». Дисциплина «Гендерология и феминология» общим объемом 135 часов изучается в течение 8 семестра. Структура курса определяется целями и задачами и состоит из взаимосвязанных разделов: гендерология как область научного исследования; основы феминологии. Для специалистов предусмотрено чтение лекций (42 ч.), проведение практических занятий (22 ч.), самостоятельная работа (71 ч.) Дисциплина завершается экзаменом в 8 семестре. При этом специалист должен продемонстрировать лекционный материал, практический материал, выполнить самостоятельную работу. Основание содержания курса предполагает чтение лекций, проведение практических занятий и итоговый контроль знаний в форме экзамена. Экзаменационные требования сводятся к следующему: специалист должен уметь применять основные знания в сфере социально-реабилитационной деятельности, знать и уметь применять методы и технологии работы с женщинами и мужчинами, выявлять специфические свойства при составлении комплекса мероприятий по социальной защите и поддержке мужчин и женщин, уметь ориентироваться в нормативной законодательной базе, связанной с применением социальных программ. Изучение дисциплины завершается экзаменом. Дисциплина состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части главный акцент сделан на последовательном рассмотрении на лекционных занятиях основных вопросов из разделов дисциплины. Практическая часть направлена на закрепление теоретического материала в форме докладов и прикладных занятий. Организация учебного процесса предполагает самостоятельную работу специалистов в освоении материалов дисциплины. Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий. В ходе изучения данной дисциплины специалист слушает лекции, посещает практические занятия, занимается индивидуально. ^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 135 часов.
^
^ 2.1. Тематический план учебной дисциплины
^ Раздел I. Гендерология как область научного исследования Тема 1.1. Гендерология как наука: ее предмет, объект, цели, методы – 2 часа. Предмет гендерологии. Цели и задачи гендерологии. Гендерология как отрасль междисциплинарного знания и ее взаимосвязь с семьеведением, социальной психологией, теорией социальной работы, культурологией, феминологией и др. Понятийный аппарат науки: «гендер», «гендерные отношения», «гендерный подход», «гендерный фактор», «гендерные исследования». Место и роль гендерологии в подготовке специалиста социальной работы. Тема 1.2. Гендер как социальная категория. Основные гендерные теории – 2 часа. Понятие пола, его биологическая, психологическая и социальная характеристика. Образы и типы маскулинности и феминности. Соотношение понятий «пол» и «гендер». Гендер как продукт социального конструирования реальности. Гендерная идентичность. Гендерное поведение. Гендерные роли. Гендерная культура. Презентация в языке особенностей гендерных отношений. Понятие «андроцентричности языка». Основные теории дифференциации гендерных ролей. Теория культурной обусловленности гендерных различий. Тема 1.3 Сущность гендерной идентичности и гендерной социализации – 2 часа. Гендерная роль и гендерная идентичность. Связь гендерной идентичности с биологическим полом. Механизмы гендерной социализации. Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации. Роль женщины и мужчины в формировании мышления, психологии и качеств личности у мальчиков и девочек. Гендерная социализация в дошкольном учреждении: усвоение традиционных социополовых ролей в игровом и познавательном поле. Технологии «навязывания» поведенческих стереотипов по половому признаку (выбор игр, игрушек для мальчиков и девочек, занятий по ручному труду, содержание заданий по математике, детские праздники и т.д.). Гендерная социализация в процессе обучения. Феминизация учительства и ее негативные последствия. Направленность и формы проявления инициативы мальчиков и девочек в школе. Воспроизводство гендерных стереотипов в процессе профессионального обучения школьников. |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины б. 11 «Уголовный процесс» Кафедра... Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии» Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «История Канады» Одобрено Учебно-методическим управлением Школы, для которой разработана программа |
![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине «Гендерология. Феминология» Политический статус женщины в Российской Федерации. Политическое представительство и равенство прав женщин и мужчин | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «История международных отношений и внешней политики России» Одобрено Учебно-методическим управлением Школы, для которой разработана программа |
![]() | Фгоу спо «Красногорский государственный колледж» Рабочая тетрадь... Рабочая тетрадь по бу составлена в соответствии с примерной учебной программой учебной дисциплины для средних специальных учебных... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «утверждаю» Пререквизиты б3Б1 «Микроэкономика»;Б3Б2 «Макроэкономика»; Б3Б3 «Деньги, кредит, банки» |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «правоохранительные органы»... Указанная цель достигается путем проведения лекций, семинарских и практических занятий, а также самостоятельного изучения студентами... | ![]() | Рабочая программа дисциплины ... |