1 Предприятие в сфере рыночных отношений


Скачать 107.17 Kb.
Название1 Предприятие в сфере рыночных отношений
Дата публикации14.06.2013
Размер107.17 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Тема 1.2. Предприятие в сфере рыночных отношений

Содержание учебного материала

  1. Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия.

  2. Классификация предприятий по различным основаниям.

  3. Правовые формы собственности предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации.

  4. Малые предприятия. Интеграции предприятий.


Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая физическими и юридическими лицами деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, приносящих пользу обществу.

Предприятие - основное структурное звено отрасли промышленности, где трудовой коллектив, используя средства производства, создает потребительские ценности в виде продукции, работ и услуг, характерными чертами которого являются производственно-технологическое, организационное и экономическое единство, хозяйственная самостоятельность и обособленность. В его хозяйственной деятельности выражается суть и характер развития экономической системы.

По Закону РФ, предприятие - это самостоятельный субъект с правами юридического лица (юридическое лицо обладает самостоятельным балансом, имеет расчетный счет в банке, печать с наименованием предприятия, устав деятельности, несет имущественную ответственность). Основная цель предприятия в условиях рынка - получить максимальную прибыль за счет удовлетворения потребностей.

Важнейшие функции предприятия:

- производственная - связана с изготовлением продукции или оказанием услуг;

- хозяйственная и предпринимательская - призвана обеспечить производство необходимым сырьем, обеспечить сбыт продукции;

- финансовая и учетно-бухгалтерская деятельность - учет и контроль в движении материальных ценностей, своевременная оплата счетов, создание благоприятных условий для бизнеса;

- организационно-управленческая - координация перечисленных видов деятельности, создание лучших условий для экономического роста предприятия.

Осуществление целенаправленных действий по изготовлению продукции по законам технологии, с одной стороны, и, с другой, - ее реализации по законам товарного обмена представляет собой хозяйствование.

Принципы хозяйственной политики сводятся к следующему:

- самостоятельность;

- самоокупаемость;

- самофинансирование (за счет прибыли);

- эквивалентный обмен, отношения взаимности, не навязанные извне; субъективность и объективность, в свои отношения объект и субъект вступают сознательно;

- экономия ресурсов;

- формирование цены (на основе спроса и предложения, качества и уникальности продукта);

- ориентация на максимально возможное удовлетворение спроса как условие функционирования предприятия;

- обязательность накопления средств;

- постоянное повышение конкурентоспособности продукции; создание финансовых резервов как источника смягчения риска.

Сущность организации управления заключается в координации производственной, хозяйственной и предпринимательской, финансовой и учетно-бухгалтерской деятельности любого предприятия, создании лучших условий для экономического роста и для защиты интересов коллектива.

Как известно, государство регулирует функционирование рынка, а рынок - деятельность предприятия. Эти взаимоотношения регулируются экономическими инструментами промышленной и предпринимательской деятельности. Таким инструментом является маркетинг.

Предприятие в условиях рынка стремится к получению прибыли, и это предполагает, что в условиях конкуренции условия сбыта его продукции должны быть благоприятными и стабильными, и предприятие должно стремиться к выпуску товаров, пользующихся высоким спросом и находящихся по своему качеству на уровне требований рынка.

Оказывая воздействие на производство, маркетинг помогает избежать возникновения пробелов в удовлетворении спроса и предотвращает потери, которые влечет за собой производство продукции, не находящей сбыта на рынке.

Важной задачей службы маркетинга также является создание условий выхода на внешние рынки. Она сводится к тому, чтобы учитывать требования мирового рынка в качестве одного из критериев оценки развития собственного производства, бороться за конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятием с учетом вкусов и требований потребителей. Именно поэтому в обязанности отдела снабжения должно входить так называемое обслуживание потребителей (то ли в форме организации фирменной торговли, толи проведение консультаций по использованию и хранению продуктов и др.).

Прямой функцией служб сбыта является создание сбытовых запасов, развитие соответствующего складского хозяйства, упаковки и отправки продукции.

В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие  организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.



Предприятие может принадлежать к различным формам собственности. Законодательство допускает существование следующих форм собственности: частная собственность; государственная собственность; собственность общественных организаций и объединений; смешанная собственность; собственность совместных предприятий.

Предприятия всех типов собственности и организационно-правовых форм могут осуществлять коммерческую деятельность в различных видах. По основной сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп:
- производственные предприятия, выпускающие промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию;
- предприятия, производящие услуги за плату. К ним относятся мастерские, аудиторские и юридические фирмы и т.п.;
- предприятия, занятые посредничеством (торговлей, биржевой деятельностью) и инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау);
- предприятия, занятые сдачей в пользование (кредит, лизинг, аренду, траст) имущества.

Российскими и международными стандартами при регистрации предприятия предусмотрено обязательное определение отраслевой принадлежности. При определении отраслевой принадлежности предприятие относят к той или иной отрасли исходя из того вида деятельности, который на момент регистрации является преобладающим.

Для производственных предприятий и предприятий в сфере услуг критерием отнесения их к той или иной группе может быть объем производимой продукции или услуг. Для снабженческо-сбытовых и торговых фирм – оборот реализации. Но в современных условиях наиболее приемлемым признаком, характеризующим размеры предприятия, является численность его персонала. В рамках любой отрасли действуют предприятия, которые в зависимости от размеров могут быть отнесены к мелким, крупным или средним.

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года ^ Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям:

1. В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:

микропредприятия — до 15 работников;

малые предприятия — до 100 работников;

средние предприятия — от 101 до 250 работников;

крупные предприятия – от 251 работника.

2. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия — 60 млн. рублей;

малые предприятия — 400 млн. рублей;

средние предприятия — 1 млрд. рублей.

3.Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %. Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования) (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

После возникновения и становления у пред­приятия может быть несколько путей развития. Оно может разориться; оставаться малым предприятием, если есть условия для стабильного функционирования; существовать за счет взаимодействия с крупной фир­мой; влиться в крупную фирму; превратиться в круп­ную фирму.

И малые, и крупные предприятия обладают опре­деленными преимуществами и недостатками. Причем они, как правило, взаимопротивоположные. Поэтому крупные предприятия взаимодействуют с малыми, чтобы сгладить некоторые недостатки своей деятельности. А малые предприятия обеспечивают свое существова­ние за счет эффективного сотрудничества с крупными фирмами, а также деятельности в тех областях, кото­рые не являются привлекательными для крупных.

Организационные формы, которые принимает предприятие в процессе укрупнения, обусловлены процессами вертикальной и горизонтальной инте­грации.

^ Вертикальная интеграция — роет предпри­ятия в результате объединения предприятия по технологической цепочке или по этапам произ­водственного процесса. Например, создание комбинатов, т.е. объединение в одном пред­приятии производств, относящихся к различным от­раслям, либо представляющих собой последователь­ные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль по отношению друг к другу.

^ Горизонтальная интеграция — рост предпри­ятия внутри отрасли путем объединения одно­типных предприятий. Например, франчай­зинг — система взаимовыгодных партнерских от­ношений, при которой интеграция происходит пере­дачей на платной основе торговой марки, линии производства, технологии и т.д.

Укрупняясь, в процессе вертикальной и горизон­тальной интеграции предприятия могут создавать объ­единения, преследуя различные цели: получение еще большей прибыли; продление своего существования; обеспечение эффективности своего производства; соз­дание лучших условий деятельности; обеспечение вы­полнения в рамках единого объединения всех опера­ций производственного процесса; проведение единой ценовой или сбытовой политики и пр.

^ Виды объединений предприятий:

Картель — форма объединения предприятий, уча­стники которого, сохраняя производственную и ком­мерческую самостоятельность, заключают между собой соглашение о ценах, рынках сбыта и т.д.

Трест — форма объединения, при которой пред­приятия, входящие в него, полностью теряют свою про­изводственную, коммерческую и юридическую само­стоятельность и действуют по единому плану. Характеризуется наиболее высокой степенью центра­лизации управления.

^ Холдинговая компания — форма объединения предприятий путем скупки контрольных пакетов ак­ций. Объединение предприятий в холдинговой компа­нии ограничивается, как правило, лишь финансами. Во главе холдинговой компании стоит компания- держатель, имеющая контрольные пакеты акций и действующая через нижестоящие, промежуточные Ком­пании. Капитал холдинговой компании существует преимущественно для приобретения контрольных па­кетов акций других компаний.

Синдикат — форма объединения предприятий, цель которого совместная организация коммерческой деятельности (снабжение, сбыт, ценообразование и др.). Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют хозяй­ственную и юридическую самостоятельность.

Концерн — форма объединения предприятий и ор­ганизаций различных отраслей на основе общности интересов; предполагает делегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, проведение единой экономической политики, центра­лизацию части финансов некоторых функциональных служб и др.

Консорциум — одна из организационных форм временного объединения банков или промышленных предприятий для решения разовых задач (совместного размещения займов, акций, проведения крупных фи­нансовых или коммерческих операций, реализации крупных научно-технических проектов и т.п.). Участ­ники, входящие в консорциум, полностью сохраняют с ною юридическую и хозяйственную самостоятельность, но в деятельности, касающейся целей консорциума, они подчиняются совместно выбранному руководству.

Конгломерат — объединение предприятий разных отраслей. Образуется поглощением и слиянием много­численных предприятий, не имеющих между собой функциональных связей (т.е. связей, обусловленных последовательностью выполнения операций производ­ственного процесса). Цель — увеличение прибыли.

^ Производственный кооператив (артель) — объ­единение лиц для совместного ведения предпринима­тельской деятельности на началах их личного трудово­го и иного участия, причем первоначальное имущество артели складывается из паев членов этого объедине­ния.

Ассоциация — добровольный союз людей, пред­приятий, организаций, объединенных едиными инте­ресами. Как правило, юридическое лицо; представляет собой общественную организацию, не ставящую цель получение прибыли.

В зависимости от однородности, общности благ, ко­торые производят предприятия, они объединяются в отрасли.

Отрасль — совокупность предприятий и органи­заций, выпускающих продукцию одного экономическо­го назначения, имеющих сходный состав используемого сырья и материалов, применяемых средств производст­ва и профессиональный и квалификационный состав кадров.

Похожие:

1 Предприятие в сфере рыночных отношений icon1. предприятие в условиях рыночной экономики
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная...
1 Предприятие в сфере рыночных отношений iconОтветы по дисциплине «Экономика предприятия» для студентов 4 курса...
При формировании рыночных отношений предприятие стано­вится важнейшим элементом рыночной системы, поэтому в совре­менных условиях...
1 Предприятие в сфере рыночных отношений icon1 Особенности продвижения товара в розничной торговле
Развитие рыночных отношений в России настоятельно требует обобщения достижений в различных сферах, в частности, в сфере перехода...
1 Предприятие в сфере рыночных отношений iconРазвитие народного хозяйства России в новых рыночных условиях не-избежно...
«Менеджмент», «Экономика» и «Маркетинг». Обязатель ным условием и исходным пунктом изучения этих курсов, является овладение специальными...
1 Предприятие в сфере рыночных отношений iconРоссийское предприятие приглашает к сотрудничеству и предоставляет...
Предприятие осуществляет свою деятельность на территории Хабаровского края и располагается на берегу Тихого океана в Советско-Гаванском...
1 Предприятие в сфере рыночных отношений icon1. Цель и задачи деятельности предприятия в рыночных условиях
Понятие предприятие рассматривается с тех-ой, эк-кой, правовой и социологической точек зрения
1 Предприятие в сфере рыночных отношений iconВопросы к зачету «Основы экономической теории»
Рынок и государство – необходимость участия государства в регулировании рыночных отношений
1 Предприятие в сфере рыночных отношений iconПримерные вопросы для подготовки к экзамену
Сущность, основные задачи и принципы бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений
1 Предприятие в сфере рыночных отношений iconРадикальная перестройка системы управления предприятием, переходящая...
Но-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, должны...
1 Предприятие в сфере рыночных отношений iconКодекса рб определяет предприятие
При употреблении слова "предприятие" в большинстве случаев имеют в виду субъект правоотношений, то есть слово "предприятие" используется...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница