Скачать 284.38 Kb.
|
![]() МИНИСТЕРСтВа ОБРАЗОВАНИЯ и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Геологический факультет Кафедра региональной и нефтегазовой геологии ПАЛЕОСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗУчебно-методическое пособие для студентов геологического факультета Пермь 2012 Составитель: доц. В.П. Ожгибесов УДК 551.248.1 : 001.8 Палеоструктурный анализ. Учебно-методическое пособие для студентов геологического факультета / Перм. ун-т : Сост. В.П. Ожгибесов. - Пермь, 2012. 22с. Рис. 4, табл. 5, библиогр. 18 назв. (URL: http://nsportal.ru/ozhgibesov-vladimir-petrovich на сайте http://www.nsportal.ru). Предназначено для студентов геологического факультета Пермского университета . Рис. 4, табл. 5, библиогр. 18 назв. Печатается по постановлению методической комиссии геологического факультета Пермского университета © В.П.Ожгибесов, 2012 ^ Учебно-методическое пособие для студентов геологического факультета Составитель Владимир Петрович Ожгибесов Электронная публикация по адресу http://nsportal.ru/ozhgibesov-vladimir-petrovich на сайте http://www.nsportal.ru Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-43268 от 28 декабря 2010 года Юридический адрес: 424913, г. Йошкар-Ола, п. Новотроицк, ул. Малиновая, 5. ОГРН 1091218000466. Тел. (8362) 25-79-50. Методическая комиссия Геологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета 614990. Пермь, ул. Букирева, 15 ^ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………4МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации……………….………. ……4 ЗАДАЧИ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ………... ……………….6 ^ «МЕТОДОМ ТРЕУГОЛЬНИКОВ» ………………………..………. 12 ЗАДАЧИ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ПАЛЕОСТРУКТУРНОМУ АНАЛИЗУ ………... ……… …………. 15 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ....…….........................….… 30 ВВЕДЕНИЕ Программа, задачи лабораторного практикума и методические указания предусматривают знакомство, а в ряде случаев детальное изучение методов палеотектонического анализа. Особое место в программе занимает метод анализа последовательности структурных и палеоструктурных карт («метод треугольников»). Применение этого метода, в первую очередь, связано с необходимостью развития методики тектонического анализа платформенных структур при поисках антиклинальных ловушек и приуроченных к ним месторождений нефти и газа. Опыт показывает, что геолого-геофизическая информация, полученная в результате бурения структурных, поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин недостаточно полно используется при решении задач исторической палеотектоники, при анализе этапов формирования нефтегазоносных структур, при решении практических задач геологии нефти и газа. В основе «метода треугольников» лежит решение задач стратиграфического расчленения, стратиграфической корреляции, фациально-биономического и комплексного палеотектонического анализа. Построение рядов из профилей и карт на основе фациально-стратиграфического и палеотектонического анализа позволяют сделать важные геотектонические обобщения, показать связь между нефтегазоносностью и палеотектоникой сложно построенных погребённых структур. Эти методы позволяют решать практические задачи поисков нефти и газа, применять новые научные технологии обработки ранее известной геолого-геофизической информации и получать с их помощью дополнительные важные выводы о геологии региона. МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации Лабораторные занятия (и лекционно-семинарские занятия) включают описание и изучение различных типов палеогеологических, палеотектонических, палеогеографических, прогнозных и других разновидностей карт, их анализ, а также построение палеотектонических профилей через локальные структуры осадочного чехла Восточно-Европейской платформы. Одна из основных лабораторных работ посвящена применению «метода треугольников» для поэтапного историко-геологического палеотектонического анализа развития локальных структур осадочного чехла Восточно-Европейской платформы в условиях компенсированного осадконакопления. Построение карт может быть выполнено либо вручную, либо с применением компьютерных технологий трехмерного моделирования рельефа поверхности стратонов. Идеология и методика построения ручного варианта карты и его компьютерного аналога, в принципе, отличаются лишь скоростью построения и степенью наглядности (если заранее запастись электронной базой данных и не тратить время на создание электронных таблиц и освоение пакетов программного обеспечения). Но первую задачу каждого раздела рекомендуется всегда решать способом ручных построений. Без применения компьютера. Это поможет полнее оценить возможности и преимущества компьютерных построений, а также находить ошибки в результатах при сбое в работе программы. ^ Задачи делятся на три раздела по нарастающей степени сложности. Первый раздел включает три типа задач, которые решаются на лабораторных занятиях по палеоструктурному анализу. ^ посвящены
^ посвящены
^ состоит в том, что в геологическом разрезе скважины необходимо выполнить не только стратиграфическое расчленение, но и фациальный анализ горных пород, определить те интервалы стратиграфического разреза, в которых встречены горные породы рифогенного характера, доказывающие наличие в разрезе таких органогенных построек, образование которых сопровождается перекомпенсированным осадконакоплением. ^ также посвящены стратиграфическому расчленению геологического разреза и изучению фаций осадочного чехла. По результатам этого анализа также необходимо сделать вывод о направлении тектонических движений земной коры. в каждой отдельно взятой буровой скважине в течение каждого геохронологического интервала с учётом «метода мощностей» и метода «стратиграфических перерывов в осадконакоплении».
Надо уметь не только анализировать предложенные задачи, но и самостоятельно составлять аналогичные задачи. * * * Студенты защищают результаты решения задач в виде устного доклада на учебно-практической конференции своей группы. Решения задач оформляются в виде графических приложений к тексту аналитической записки «Палеоструктурный анализ истории тектонического развития изученной площади». Конференция проводится в виде деловой игры на лабораторных занятиях в следующем порядке: 1) доклад студента по своей теме, 2) вопросы к докладчику, 3) выступления участников конференции по итогам защиты содержания доклада, 4) принятие постановления конференции. Тема конференции: «Методика и результаты палеотектонического анализа геологического разреза». ^ Задачи второго раздела связаны с палеотектоническим анализом геологического профиля. В число задач второго раздела входят задачи из первого раздела лабораторных работ, дополненные построениями тектонических схем по методу треугольников. Третий раздел содержат задачи из первого раздела лабораторных работ, дополненные данными бурения на площади структурно-поисковых работ. Геохронологический палеотектонический анализ выполняется для последовательности стратонов на площади проведения буровых работ. Второй раздел ^ : Цель работы: 1) выявление общих закономерностей истории тектонического развития всех маркирующих поверхностей (от самых древних - до самых молодых стратиграфических подразделений);
^ : ПОСТРОИТЬ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И НЕСКОЛЬКО ПАЛЕОТЕКТОНИЧЕСКИХ «ПРОФИЛЕЙ ВЫРАВНИВАНИЯ», ВЫПОЛНИТЬ ПАЛЕОТЕКТОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТИХ ПРОФИЛЕЙ ДЛЯ ЧЕГО:
ПРИМЕЧАНИЕ.
Третий раздел ^ : Цель работы: а) выявление общих закономерностей истории тектонического развития всех маркирующих поверхностей (от самых древних - до самых молодых стратиграфических подразделений); б) выявление всех особенностей тектонического развития территории на каждом участке изучаемой территории в каждый момент геологического времени; в) выявление дополнительных перспектив применения системы (т.е. всей совокупности уже известных и новых методов) историко-геологического анализа для выявления геологического строения и особенностей геологического развития региона в любой момент геологического времени. Примечание. На пути к достижению сформулированной цели существует целый ряд либо ограничений, либо непреодолимых препятствий, которые обусловлены фациальными и стратиграфическими закономерностями. ^
^
^
Задачи работы: ПОСТРОИТЬ НЕСКОЛЬКО СТРУКТУРНЫХ КАРТ И КАРТ МОЩНОСТЕЙ, ВЫПОЛНИТЬ ПАЛЕОТЕКТОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТИХ КАРТ ДЛЯ ЧЕГО: Примечание: нумерация каждого пункта задания третьего раздела продолжает нумерацию начатую выше для пунктов задания из второго раздела.
ПРИМЕЧАНИЕ.
^ При построении тектонических карт студент выполняет задания третьего раздела и во время своего выступления на учебной конференции располагает все построенные карты в соответствии со схемой, которая приведена на рис. 1.
Рис. 1. Схема расположения карт мощности по «методй треугольников». Допускаются другие варианты расположения карт по этому методу анализа ^ ПО ПАЛЕОСТРУКТУРНОМУ АНАЛИЗУ Задача 1 Выполнить палеотектонический анализ (по методу треугольников) всех поверхностей маркирующих горизонтов на Багаевской площади, предполагая, что в течение всего времени формирования геологического разреза осадконакопление имело компенсированный характер. ^ БАГАЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ Схема расположения буровых скважин М 1: 50 000 |
![]() | Методические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов | ![]() | Учебно-методическое пособие по производственной практике студентов... Голубева О. В., Фокина Т. А.: Производственная практика студентов факультета психологии. Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород:... |
![]() | Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения практических... Международного коммерческого факультета и слушателей Факультета повышения квалификации | ![]() | Учебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка.... Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной... |
![]() | Учебно-методическое пособие для студентов Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления... | ![]() | Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
![]() | Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература» Киреева Н. В. Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература» для студентов, обучающихся на дневном и заочном... | ![]() | Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с |
![]() | Учебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших... | ![]() | А. А. Исаев Философия не для философов: Учебно-методическое пособие для студентов факультета экономики. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт гос... |