1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках


Скачать 232.34 Kb.
Название1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках
Дата публикации30.03.2013
Размер232.34 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках
Хозяйственная деятельность

Судя по сохранившимся литературным памятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия — перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес: из огородных культур — репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже — деревянный плуг с железным наконечником — лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне — лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.

^ Общественный строй

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: "Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим".

Русский историк В.О. Ключевский писал: "Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры".

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины — соседской, территориальной, которая называлась "мир" — на юге, и "вервь"1 на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли — наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе — развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече1 — народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника — князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину — группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII—IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружинная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом).

Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

В VI—VIII вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право2 , по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.

^ 2.образование древнерусского государства и его социальный и политический строй
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

 Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

 Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

 Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

 Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

 Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.

 Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.

  После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг -Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути "из варяг в греки" владели киевляне.

  В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.

  Так было образовано первое государство восточных славян.

  Позже летописцы начнут отсчёт времени "от лета Олегова", т.е. от того времени, когда Олег стал править в Киеве.

  Происхождение слова "русь". Со временем земли вокруг Киева, население Киева станут называть словом "русь". В исторической науке существует несколько версий по поводу происхождения этого названия. В настоящее время возобладала точка зрения, что так называлось варяжское племя, из которого происходил Рюрик. Позже это название закрепится за государством и за всеми восточными славянами.

  Значение образования Древнерусского государства. Государство Русь, Киевская Русь (научное название Древнерусское государство, Древняя Русь) по своему географическому положению сразу заняло важное место в системе европейских и азиатских государств. В это время в Западной Европе также происходил процесс образования государств, хотя равные Руси по значению государства уже сложились. Русь развивалась как часть общемировой цивилизации.

  Но на дальнейший ход исторического процесса повлиял ряд следующих факторов: 

- суровый климат; 
- равнина, открытая со всех сторон; 
- сотни народов и народностей, находящихся на разной стадии развития; 
- отсутствие выхода к морю, необходимость которого становилась государственной потребностью; 
- отсутствие культурного наследия. 

  Норманская теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский учёный М.В. Ломоносов.

  В наши дни норманская теория зачастую трактуется следующим образом: всё, что - либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству не способны.

  У норманской теории есть как сторонники, так и противники. Противники норманской теории утверждают: не следует забывать, что призвание варягов - это легенда. Вопрос о том, кем были первые русские князья, откуда пришли и как, - до сих пор остаётся нерешённым. Версии об иноземном происхождении той или иной династии типичны для древности и средневековья. Следует вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства и т.д. Русские летописи, на основании которых мы складываем представление о первых веках русской истории, были написаны в более позднее время, им было свойственно окружить возникновение русской государственности ореолом таинственности. Чужак, пришлый человек - всегда обладает особой харизмой. Археологическое раскопки подтверждают, что варяги действительно проживали среди славян, что свидетельствует об их широких взаимных связях. Варяги стремились на Русь, в скандинавских сагах Русь представлена как страна несметных богатств. Но количество варягов на Руси было не велико. Славяне и варяги находились на одной ступени общественного развития. Заметного влияния на хозяйство, общественные отношения, культуру восточных славян варяги не оказали. Варяги положили начало первой правящей династии на Руси, первые варяжские князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга) носили скандинавские имена, но уже сын Игоря и Ольги и их внук носили славянские имена - Святослав, Владимир. Через несколько поколений после призвания Рюрика от варягов остались только легенды о происхождении наиболее знатных славянских родов. Славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. У восточных славян сложился целый комплекс предпосылок для образования государства. Государственные институты возникают в результате долгого внутреннего развития общества. Следовательно, если призвание Рюрика - исторический факт, то он говорит о возникновении княжеской династии, а не о происхождения русской государственности.рюрик
^ 3.принятие христианства на руси и его значение

Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-

европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3) Русь была признана как христианское государство, что определило

более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала

силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую

общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало

своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского

государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными

и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской

цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления

многонационального государства (это государство развивалось на основе не

национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько

православным. Когда же народ потерял веру - государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским

обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их

решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации,

развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).

Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых

достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное

зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание,

школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное

действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации

восточнославянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало

новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических

групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь

исторического развития, принятие христианства означало приобщение к

многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять

культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии.

Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной,

а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную

часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя

противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по

внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала

христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего

себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну

и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор

начальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся

христиане", а на деле - "поганьске живуще", на игрищах людей "многое

множество", а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в.

киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания

соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по

прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и

некоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичь

действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие

священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность

существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали

святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на

местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники

приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие.

Язычество сливалось с христианством.

Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее

духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в

руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было

заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси.

Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской

государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль

в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии,

в распространении посвящения и создании крупных литературно-художественных

ценностей.

Героическая эпоха Владимира (княжил 980-1015 гг.) была воспета и

церковным летописцем и народом потому, что в главных своих событиях она

сливала воедино феодальное начало с народным, политика князя объективно

совпадала с общенародными интересами.

^ 4. сущность и причины феодальной раздробленности xii-xiii вв
Причины ¦Феодальная ¦ Со второй трети XII-века на Руси начался

Р ¦ ¦раздроблен- ¦ длившийся до конца XV-века период феодальной

И ¦ ¦нсоть новая ¦ раздробленности,через который прошли все

Ч ¦ ¦форма гос. ¦ страны Европы и Азии.Феодальная раздроблен-

И ¦ ¦политической ¦ ность как новая форма государственной

Н ¦ ¦организации ¦ политической организации,сменившая ранне-

Ы ¦ ¦ ¦ феодальную Киевскую монархию,соответствовала

¦ ¦ ¦ развитому феодальному обществу.

И ¦ ¦а)Смена ранне¦ Феодальные республики не случайно сложились

¦ ¦феодальной ¦ в рамках бывших племенных союзов,этническая

С ¦ ¦монархии. ¦ и областная устойчивость которых поддержива-

У ¦ ¦ ¦ лась природными рубежами и культурными

Щ ¦ ¦ ¦ традициями.

Н ¦ ¦б)Разделение ¦ В результате развития производительных сил и

О ¦ ¦ труда. ¦ общественного разделения труда старые плем.

С ¦ ¦ ¦ центры и новые города превратились в эконо-

Т ¦ ¦ ¦ мические и политические центры.С "окняжением"

Ь ¦ ¦ ¦ и "обояриванием"общинных земель в систему

¦ ¦ ¦ феодальной зависимости вовлеклись крестьяне.

¦ ¦ ¦ Старая рода-племенная знать превратилась в

¦ ¦ ¦ земских бояр и образовала вместе с другими

¦ ¦ ¦ категориями феодалов корпарации земельных

¦ ¦ ¦ собственников.

¦ ¦в)Усиление ¦ В пределах небольших государств-княжеств

¦ ¦политической ¦ феодалы могли эффективно защищать свои

¦ ¦власти мест- ¦ интересы,с которыми мало считались в Киеве.

¦ ¦ных князей и ¦ Подбирая и закрепляя за своими "столами"

¦ ¦бояр. ¦ подходящих князей,местная знать заставляла

¦ ¦ ¦ их отказаться от взгляда на"столы" как на

¦ ¦ ¦ временное для них кормление.

¦ @¦г) Первые ¦ После смерти Владимира Святославовича в 1015 г.

¦ ¦усобицы. ¦ началась длительная война между его многочис-

¦ ¦ ¦ ленными сыновьями, управлявшими отдельными час-

¦ ¦ ¦ тями Руси. Зачинщиком усобицы был Святополк

¦ ¦ ¦ Окаянный, убивший своих братьев Бориса и Гле-

¦ ¦ ¦ ба. В междоусобных войнах князья - братья при-

¦ ¦ ¦ водили на Русь то печенегов, то поляков, то на-

¦ ¦ ¦ емные отряды варягов. В конце концов победите-

¦ ¦ ¦ лем оказался Ярослав Мудрый деливший Русь (по

¦ ¦ ¦ Днепр) с братом Мстиславом Тмутараканским с

¦ ¦ ¦ 1024 по 1036 г., а затем после смерти Мсти-

¦ ¦ ¦ слава ставший "самовластцем".

¦ @¦д) Русь в ¦ После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. на Ру-

¦ ¦середине ¦ си оказалось значительное число сыновей, род-

¦ ¦XI в. ¦ ных и двоюродных племянников великого князя.

¦ ¦ ¦ У каждого из них была та или иная "отчина",

¦ ¦ ¦ свой домен, и каждый в меру своих сил стремил-

¦ ¦ ¦ ся увеличить домен или обменять его на более

¦ ¦ ¦ богатый. Это создавало напряженное положение

¦ ¦ ¦ во всех княжеских центрах и в самом Киеве. Ис-

¦ ¦ ¦ следователи иногда называют время после смерти

¦ ¦ ¦ Ярослава временем феодальной раздробленнсти,

¦ ¦ ¦ но это нельзя признать правильным, так как на-

¦ ¦ ¦ стоящая феодальная раздробленность наступает

¦ ¦ ¦ тогда, когда кристаллизируются отдельные зем-

¦ ¦ ¦ ли, выростают большие города, возглавляющие

¦ ¦ ¦ эти земли, когда в каждом суверенном княжестве

¦ ¦ ¦ закрепляется своя княжеская династия. Все это

¦ ¦ ¦ появилось на Руси только после 1132 г., а во

¦ ¦ ¦ второй половине XI в. все было переменчиво, не-

¦ ¦ ¦ прочно и неустойчиво. Княжеские усобицы разоря-

¦ ¦ ¦ ли народ и дружину, расшатывали русскую госу-

¦ ¦ ¦ дарственность, но не вводили никакой новой по-

¦ ¦ ¦ литической формы.

¦ ¦ ¦ К внутренним противоречиям добавилось втор-

¦ ¦ ¦ жение новых кочевых орд, которые на два столе-

¦ ¦ ¦ тия стали хозяивами степей.

¦ @¦е) Усобицы ¦ В последней четверти XI в. в сложных условиях

¦ ¦конца XI в. ¦ внутреннего кризиса и постоянной угрозы внешней

¦ ¦ ¦ опасности со стороны половецких ханов княжес-

¦ ¦ ¦ кие усобицы приобретали характер всенародного

¦ ¦ ¦ бедствия. Объектом раздоров стал великокняжес-

¦ ¦ ¦ кий престол: Святослав Ярославич выгнал из

¦ ¦ ¦ Киева своего старшего брата Изяслава, "положив

¦ ¦ ¦ начало изгнанию братьев".

¦ ¦ ¦ Особенно страшны стали усобицы после того,

¦ ¦ ¦ как сын Святослава Олег вошел в союзные отно-

¦ ¦ ¦ шения с половцами и неоднократно приводил по-

¦ ¦ ¦ ловецкие орды на Русь для своекорыстного реше-

¦ ¦ ¦ ния междукняжеских свар.

¦ ¦ ¦ Врагом Олега был молодой Владимир Всеволо-

¦ ¦ ¦ дович Мономах, княживший в пограничном Пере-

¦ ¦ ¦ яславле.

¦ ¦ ¦ Мономаху удалось собрать княжеский съезд

¦ ¦ ¦ в Любече в 1097 г., задача которого состояла

¦ ¦ ¦ в том, чтобы закрепить "отчины" за князьями,

¦ ¦ ¦ осудить зачинщика усобиц Олега и по возмож-

¦ ¦ ¦ ности устранить будущие усобицы, чтобы еди-

¦ ¦ ¦ ными силами противостоять половцам. Однако

¦ ¦ ¦ князья были бессильны установить порядок не

¦ ¦ ¦ только во всей Русской земле, но даже внутри

¦ ¦ ¦ своего княжеского круга родных и двоюродных

¦ ¦ ¦ братьев и племянников. Сразу же после съез-

¦ ¦ ¦ да в Любече вспыхнула новая усобица, длившая-

¦ ¦ ¦ ся несколько лет. Единственной силой, которая

¦ ¦ ¦ в тех условиях могла реально приостановить ко-

¦ ¦ ¦ ловращение князей и княжеские свары,- это бо-

¦ ¦ ¦ ярство - основной состав молодого и прогрес-

¦ ¦ ¦ сивного тогда феодального класса. Боярская

¦ ¦ ¦ программа в конце XI и начале XII в. состоя-

¦ ¦ ¦ ла в ограничении княжеского произвола и бес-

¦ ¦ ¦ чинств княжеских чиновников, в ликвидации усо-

¦ ¦ ¦ биц и в общей обороне Руси от половцев. Совпа-

¦ ¦ ¦ дая в этих пунктах с устремлениями горожан,

¦ ¦ ¦ эта программа отражала общенародные интересы и

¦ ¦ ¦ была безусловно прогрессивной.

¦ ¦ ¦ В 1093 г., после смерти Всеволода Ярослави-

¦ ¦ ¦ ча, киевляне пригласили на трон незначительно-

¦ ¦ ¦ го туровского князя Святополка, но значительно

¦ ¦ ¦ просчитались, так как он оказался плохим полко-

¦ ¦ ¦ водуем и жадным правителем.

¦ ¦ ¦ Святополк умер в 1113 г.;его смерть послу-

¦ ¦ ¦ жила сигналом к широкому восстанию в Киеве.На-

¦ ¦ ¦ род обрушился на дворы княжеских управителей и

¦ ¦ ¦ ростовщиков. Киевское боярство в обход княжес-

¦ ¦ ¦ кого старшинства выбрало великим князем Влади-

¦ ¦ ¦ мира Мономаха, который прокняжил успешно до

¦ ¦ ¦ своей смерти в 1125 г. После него единство Ру-

¦ ¦ ¦ си еще держалось при его сыне Мстиславе (1125-

¦ ¦ ¦ -1132 гг.), а затем, по выражению летописца,

¦ ¦ ¦ "раздрася вся земля Русская" на отдельные са-

¦ ¦ ¦ мостоятельные княжения.
^ 5. русские княжества в xii-xiii вв
К середине XII в. Древнерусское государство фактически распадается на 15 самостоятельных княжений, внутри которых формируются более мелкие княжества, находящиеся в вассальной зависимости по отношению к Первым. Крупные княжества, являвшиеся, по сути, независимыми государствами, получают название земли по аналогии с другими зарубежными странами (Угорская земля (Венгрия), Греческая земля (Византия) и т. д.).

Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. Таким образом, как бы копировалась двухуровневая структура единой раннесредневековой Руси и формировалась новая геополитическая реальность - Русь удельная, где Киев лишь формально сохранял статус «первопрестольного града». Наступает закономерный для большинства раннефеодальных монархий как Европы, так и Азии этап раздробления крупного государства и утраты централизованного управления. В этот период великокняжеский род Рюриковичей теряет принцип старшинства в династии, а его заменяет старшинство в каждой из ветвей, утвердившихся в суверенных русских княжествах-землях.

Создается качественно новая форма государственно-политической организации древнерусского общества, своеобразная федерация земель под номинальной эгидой великого киевского князя, обусловленная рядом факторов, ставших основными предпосылками феодальной раздробленности.

Формальной и внешней причиной раздробленности Руси являлись политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточенная междоусобная борьба среди Рюриковичей (всего за период от кончины Ярослава Мудрого до монгольского вторжения зафиксировано не менее полутора сотен военных столкновений) за право владения более значительными княжескими доменами с богатыми землями, позволявшими иметь большую сумму налога-ренты.

Важнее, однако, отметить другое. В ходе длительного процесса развития феодальных отношений и общественного разделения труда на Руси происходит заметный прогресс как в земледелии, так и в ремесленном производстве, складываются самостоятельные экономические районы со своей спецификой ведения хозяйства. Растут города самостоятельных княжеств-земель, которые становятся не только экономическими, но и политическими и культурными центрами регионов. Их количество в течение рассматриваемого столетия достигает двухсот.

Города в период раздробления Руси являются опорными базами для регионального сепаратизма. В условиях усиливающейся хозяйственной специализации регионов и ремесленного производства расширяется как внутренняя, так и внешняя торговля. В княжествах-землях развиваются крупные вотчинные хозяйства, причем не только светских, но и духовных феодалов.

Феодалы-вотчинники, одновременно являющиеся боярами-вассалами местных княжеских родов (региональной элитой), стремятся все более расширить свои владения за счет общинников-смердов, увеличить доходы со своих владений и закрепить иммунитетные права.

Боярские корпорации княжеств-земель становятся все менее зависимыми от воли великого князя киевского. Более выгодной для них является ориентация на своего местного князя, который, в свою очередь, не может не учитывать интересы региональной вотчинной аристократии. Помимо этого, к середине XII в. более четко определяется социальная структура русского общества, также имеющая свои региональные особенности. Наряду с боярскими кланами формируются слои городского посада - купцы, торговцы и ремесленники, наконец, господские слуги-холопы. Городское население в определенной степени оказывало влияние на взаимоотношения княжеской власти и боярства, некоторым образом уравновешивая их отношения.

Горожане также тяготели к обособлению местных интересов, не связывая себя с общерусскими представлениями о единстве. Специфика социальной структуры и экономических отношений в разных землях Руси определила и различные модели политической организации формирующихся государств-земель. Наконец, упадок Киева и Киевского княжества как центра Руси был обусловлен и рядом внешнеполитических обстоятельств. Так, постоянные набеги кочевников-половцев на южнорусские земли значительно ослабили их экономический потенциал. Этот же фактор оказал воздействие на миграцию населения Руси, его отток в более спокойные районы Залесского края северо-восточной Владимиро-Суздальской земли и юго-западной Галицко-Волынской земли.

В то же время половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки». Центры, через которые осуществлялись торговые связи. Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города. Довольно бурно развивается международная торговля на севере Европы, где лидирующее положение приобретают приморские германские «вольные» города. На них начинает ориентироваться купечество северо-запада Руси, прежде всего Великого Новгорода и Пскова.

Однако не следует оценивать распад Древнерусского государства как абсолютно негативное явление. Напротив, в эпоху раздробленности наблюдается подлинный расцвет средневекового русского общества, поступательное развитие экономического потенциала княжеств-земель, формирование разнообразных социально-политических структур и развитие самобытной культуры. Нельзя не учитывать и того, что политическая раздробленность являлась закономерным историческим периодом в рамках возникших центробежных процессов на пути дальнейшей консолидации на будущем цивилизационном витке.

Одновременно в русских землях сохранялись сильные центростремительные тенденции, имевшие мощный объединительный потенциал. Во-первых, государственно-политическое единство Руси даже формально не было утрачено, а авторитет великих киевских князей, пусть даже номинальный, все же сохранялся. Во-вторых, продолжало существовать единство всей церковной организации и абсолютное преобладание православной веры - главнейшей духовной и нравственной скрепы Руси.

Верховенство киевского митрополита как главы православной церкви было неоспоримым. В-третьих, в русских землях сохранялась единая законодательная база, основой которой являлись нормы Русской Правды. Наконец, важным цементирующим фактором единения выступал общий для всех земель древнерусский язык. Помимо всего этого, в русских землях в эпоху раздробленности постоянно сохранялась идея единения всех сил для борьбы с внешней опасностью.

6.

11 От древнерусского "вервь' — веревка которой отмеряли участок.

11 'Вече' — от слова "вещать' — говорить.

22 Обычное право — совокупность неписаных правил, обычаев, сложившихся в данном обществе.


Похожие:

1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках icon1. Восточные славяне и соседи в 68в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян
Ерриторию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские историки 6в были более внимательны к славянам, которые,...
1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках iconВопросы к экзамену по истории россии Славяне в древности. Первые...
Общественный строй и хозяйственная жизнь восточных славян в VI – IX вв. Верования славян
1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках iconСписок вопросов по отечественной истории
Происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования и общественный строй
1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках iconПрограмма история России с древности до конца XV в
Племенные союзы восточных славян в vi–IX вв. Территория. Соседи: Волжская Болгария, Хазария, Византия, кочевники степи. Занятия славян....
1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках iconЭкзаменационные вопросы по отечественной истории для студентов 1...
Происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования и общественный строй
1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках icon1. предки восточных славян. Их занятия, общественный строй, быт и верования
Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения – в Центральной и Восточной Европе: от Одера на Западе...
1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках iconЛекция занятия, общественный строй, верования восточных славян
Днепра город Киев (некоторые ученые относят основание Киева к концу V века), названный так в честь князя (вождя) Кия, который вместе...
1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках iconВосточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян....
Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования...
1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках icon1. Летопись как основной источник знаний
Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, об их...
1. хозяйственный и общественный строй восточных славян в 5-9 веках iconЭкзаменационные вопросы по Отечественной истории Восточные славяне...
Образование и становление единого Древнерусского государства (iх-хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница