Скачать 249.1 Kb.
|
Содержание Тропарь Стефану Дечанскому, царю СербскомуТропарь Перенесение мощей Житие святого Стефана Дечанского, краля Сербского |
Святой мученик король Стефан Урош ДечанскийДни памяти: Июнь 30 / Август 12 (Перенесение мощей), Август 30 / Сентябрь 12 (Серб.), Ноябрь 11 / 24
^ В терпении добрострадальных подвиг твоих /многообразныя раны претерпел еси, / и по кончине своей /венец от Бога с мученическими лики восприемлеши, / и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне, /о нас Христа Бога моли / даровати душам нашим велию милость. ^ Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, Богомудре великомучениче, / за скиптр крест в руку приим, /явился еси победоносец /и яко жертву непорочну принесл еси себе Богу. /От родителей твоих очию зеницы лишен был еси, и в заточении пребыл еси, / и от своих удавлен еси. /И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице. / Тем празднуем днесь пренесение честных мощей твоих /и обновление честнаго кивота, / блаженне Стефане, молися о державе сродник твоих, /благоугодней быти ей / и сыновом сербским спастися. ^ ![]() Стефан Урош III Дечанский был Сербский краль (король), из числа благочестивых кралей и царей древнего православного Сербского государства. Он был сыном св. краля Стефана Уроша II Милутина2, внуком Стефана Уроша I3 и правнуком св. Стефана, первовенчанного краля Сербского4, брата святого Саввы, первого архиепископа Сербского и сына Великого Сербского Жупана св. Стефана (в иночестве Симеона) Неманя5, основателя древнего Сербского государства. Матерью его была первая жена Милутина, Елисавета, дочь Венгерского короля Стефана V. Принадлежа к благочестивой Сербской королевской семье, Стефан с детства был воспитан в христианском благочестии. С ранних лет Стефану пришлось видеть и пережить много тяжких бедствий. В Сербии в те времена бывали частые смуты и междоусобия среди королевского рода, восстания и крамолы вельмож, постоянные войны с соседями - Болгарами, Греками и Татарами. Враги православного восточного христианства, татары, разгромивши и покоривши православную Русь, разоряли и прочие славянские православные государства, угрожали Болгарии и Сербии. Особенно сильная опасность грозила славянским государствам Балканского полуострова со стороны Крымского хана Ногая. Татарские войска, высылаемые Ногаем, опустошали Болгарию и Македонию, вторгались и в Сербию. Болгары на время подпали даже зависимости от Татар, та же участь угрожала и Сербии. Но Сербский король Милутин принял решительные меры. Не будучи в состоянии силой сопротивляться могущественному татарскому хану, он вступил с ним в переговоры, отвратил нашествие татар, но вынужден был отправить молодого сына в татарский лагерь в качестве заложника вместе с несколькими знатными сербскими боярами. Но Бог помогал благочестивому Стефану в его несчастьях. Возникшия вскоре среди татар междоусобия кончились убийством Ногая. Воспользовавшись сими смутами среди татар, Стефан возвратился на родину. Ради совместной борьбы с Татарами болгарский царь Смилец вступил в союз с сербским кралем Милутином; союз этот сопровождался браком сына Милутинова, Стефана Уроша, с дочерью Болгарского царя Смильца. После своего брака, Стефан Урош получил для самостоятельного управления одну из важных областей, именно Зету, или Диоклею, теперешнюю южную Черногорию. Здесь некоторое время и правил Стефан. Но как нередко прежде, так и теперь возникают в Сербии смуты, сопровождаясь обычными бедствиями и несчастиями. Мачеха Стефана, вторая супруга Милутина, Симонида, дочь Византийского императора Андроника Старшего6 и жены его Ирины, возымела желание, чтобы наследником Сербского престола сделался не Стефан Урош, ее пасынок, а родной ее сын, Константин. Подстрекаемая своею матерью Ириной, она стала внушать королю Милутину подозрение к его сыну Стефану и клеветать, будто Стефан хочет отнять престол у отца. В то же время нашлось среди сербских бояр не мало таких, которые предупредили Стефана о грозившей ему опасности, но избавиться от нее советовали посредством восстания против отца и отнятия у него королевской власти. Между тем отца его Милутина злые люди успели убедить, что сын замышляет против него восстание и хочет свергнуть с престола. Тогда Милутин отправляется в область своего сына и посылает схватить его. Посланные заковали Стефана в цепи, посадили в темницу в Скопле7 и ослепили. Произошло это в Сербской области, именуемой Овче-поле. Там находился храм во имя святителя и чудотворца Николая. Ослепленный Стефан испытывал страшные муки и подкреплял себя только молитвою. Среди таких тяжких страданий полумертвый мученик в тонком сне видит пред собою величественного святого мужа в святительской одежде с сияющим лицом; муж сей держит на правой длани выколотые очи Стефана и говорить: - Не скорби, Стефане! Вот на длани моей твои очи, - и с этими словами показывает их. Думая, что это привидение, Стефан сказал ему: - Кто ты, господин мой, являющий такое попечение обо мне? Явившийся отвечал: - Я Николай, епископ Мирликийский. Пробудившись от сна, страдалец почувствовал некоторое облегчение от болезни и возблагодарил Бога. Гонение на Стефана сим не кончилось. Желая вполне обезпечить себя от мнимых замыслов сына, король Милутин изгоняет Стефана из отечества, отсылает его в Константинополь к тестю своему императору Андронику Старшему под надзор вместе с двумя малолетними внуками, сыновьями Стефана- Душаном и Душицею. Но и в изгнании Бог не оставил терпеливого Стефана. Правда Стефан здесь лишен был свободы. Ему дан был сначала особый двор и полное содержание от царя8, но воспрещен свободный выход. Потом Стефан с детьми перемещен был на жительство в константинопольский монастырь Пантократора (Господа Вседержителя) под надзор игумена, без разрешения которого ему не позволялось никого принимать к себе и ни с кем не беседовать. Но доблестный Стефан покорно переносил все тягости заточения; он часто повторял: "терпи, Стефан, "терпением вашим спасайте души ваши" (Лук. 21:19), сказал Господь". Он часто предавался молитве с коленопреклонением и в ней находил утешение. Когда монастырская братия собиралась на правило, он первый являлся на молитву и стоял неподвижно до окончания службы, так что настоятель и братия дивились его бодрости и усердию. За это все любили Стефана и оказывали ему внимание. Часто ходили к нему и для духовной беседы. Все это не осталось неизвестным и самому императору. Слыша о похвальной жизни заточника, он часто призывал его к себе, беседовал о душевной пользе и разделял с ним трапезу. В одну из таких бесед о вещах душеспасительных и делах государственных, зашла речь о возмущавшем тогда многих православных в греческом царстве пришлом с запада еретике Варлааме, неправо учившем об осиявшем Господа Иисуса Христа свете во время преславного Преображения на Фаворе. Стефан высказал такую мысль: "Неправедно и неприлично царю, пастырю такого великого стада Христова, держать в своем стаде врагов Его; их должно изгонять, как волков, растлевающих души". Созванный царем и патриархом Афанасием собор осудил ересь Варлаама, и еретик изгнан был из пределов Империи. Своей добродетельной жизнью и своим разумом и советами Стефан снискал всеобщую любовь не только монастырской братии и царя, но и всех знатных людей в Константинополе, патриарха и вельмож. Из того, что выдавалось от царя, Стефан тратил на свое содержание незначительную долю, остальное же отдавал игумену для раздачи бедным. Один из соотечественников Стефана, старинный его знакомый и почитатель, желая облегчить положение невинного заточника, послал ему с верным слугою значительную сумму золота на различный нужды. Посланный вручил деньги Стефану и передал сочувственные речи друга. Стефан возблагодарил благотворителя, помолился за него Господу Богу, но, призвав игумена, вручил ему всё присланное золото для раздачи нуждающимся. Игумен убеждал Стефана оставить себе хоть малую часть на обыкновенные нужды, но тот отвечал, что Сам Бог судил ему жить на чужбине и питаться от чужих, это так и должно быть; присланные деньги должно отдать истинно нуждающимся - бедным. Обласкав и удержав у себя на некоторое время посланного, он отпустил его к своему другу на родину, благодаря его и вознося за него молитвы Господу Богу. За такую добродетель никогда не оставляла Стефана милость Божия. В пятый год пребывания в заточении, Господь Бог явил на нем великое чудо. Однажды, в день празднования памяти великого святителя и чудотворца Николая, Стефан по обычаю находился на торжественном всенощном богослужении. Во время чтения жития и чудес святителя, он по обычаю присел на скамье у своего места и от продолжительного труда и бдения вздремал. И вот он видит пред собою того божественного мужа, который и прежде ему являлся. - Помнишь ли ты, - сказал явившийся Стефану, - что я говорил тебе, когда прежде являлся? Стефан пал на землю и сказал: - Я узнаю, что ты - великий святитель Николай, но сказанного тобою не помню. Святый Николай сказал: - Я говорил тебе - не скорбеть, ибо в моей руке твои зеницы, и я показал их тебе. Стефан стал припоминать прежнее явление святителя и, падши к ногам его, стал просить о помиловании. Святитель сказал: - Что я тогда говорил тебе, то ныне явился исполнить. И, как бы подавая зрение, поднял Стефана, осенил лицо его крестным знамением, коснулся очей и произнес: - Господь наш Иисус Христос, даровавший очи слепому от рождения, дарует и твоим очам первоначальное зрение! И с этими словами святитель стал невидим. Объятый трепетом, Стефан, пришедши в себя, стал, по неизреченному милосердию Божию, видеть, как и прежде. Взявши свой жезл, он вышел из церкви, как и всегда уходил, и, пришедши в келью, наедине предался горячей молитве и благодарению за свое исцеление. После долгой молитвы, закрыв по-прежнему глаза полотенцем, он снова вернулся в церковь и стоял по обычаю, утаивши от всех совершившееся над ним чудо, и никто не узнал, что ему возвращено было зрение, до того самого дня, когда Богу угодно было, по возвращении в отечество, поставить его законным Сербским кралем. Спустя несколько дней после чудесного прозрения Стефана, младший сын его, малолетний Душица, впал в тяжкую болезнь и скончался. Стефан перенес это лишение без ропота, повторяя слова: "Господь даль, Господь и взял", так что все окружающие удивились мужеству Стефана. Еще два года продолжалось томление Стефана в заточении на чужбине. Как ни терпеливо переносил Стефан свою ссылку, как крест, возложенный на него Промыслом Божиим, но ему всё же хотелось возвратиться в отечество. И вот он пишет слезное послание на Афонскую гору в сербскую Хиландарскую лавру, где в то время находился сербский епископ, впоследствии архиепископ Даниил, к которому прежде Стефан всегда питал любовь и дружбу. В своем послании он яркими красками изображает свое бедствие и просит Даниила вместе со своими афонскими великими старцами попечаловаться пред отцом его, королем Милутином, и исходатайствовать ему милость и возвращение в отечество. На Афоне собрался общий собор старцев для обсуждения дела. Порешили написать послание к сербскому архиепископу Никодиму и отправить его с выборными почтенными старцами в Сербию, чтобы ходатайствовать о возвращении сына и внука. Красноречивое послание и речи архиепископа Никодима и посланных старцев тронули сердце отца. В то же время прибыл в Сербию из Константинополя игумен обители Пантократора, в которой содержался Стефан с сыном. Этого игумена, как человека красноречивого и искусного, Византийский император Андроник Палеолог послал к своему зятю, сербскому королю Милутину, просить военной помощи против врагов греческого царства. Переговоривши о государственных делах, король Милутин пригласил царского посла, игумена обители Пантократора, для беседы наедине и стал расспрашивать о своем сыне Стефане. Игумен подробно повествовал отцу о добродетелях, подвигах и терпении его сына и воскликнул, что с ними не могут сравняться все царские сокровища. Эти рассказы тронули Милутина. К тому же незадолго перед тем умерла теща его, мать Симониды, императрица Ирина, главная виновница подозрений и вражды отца к сыну. Вследствие всего этого, Милутин решился возвратить сына. Он отправляет посольство к императору Андронику и просит отправить сына своего Стефана со внуком Душаном обратно на родину, в Сербию. Император Андроник, полюбивший Стефана и питавший к нему глубокое уважение, прощается с Сербским изгнанником и отпускает его в дорогу, снабдив всем необходимым и щедро наградив подарками. Андроник знал о прозрении страдальца, но никому не открывал этого, чтобы не навлечь на Стефана новых подозрений и гонений. Так после восьми лет заточения на чужбине, Стефан вернулся в отечество вместе с подраставшим сыном своим Душаном. Встреча была трогательная. Отец примирился с сыном. Он дал ему для прожития в управление небольшую Будимльскую область в Диоклее (Зете), а внука Душана оставил у себя для воспитания, а может быть и для того, чтобы иметь его, как залог верности сына. Спустя три года, последовала смерть сербского короля Милутина (29 окт. 1320 г.). Сторонники мачехи Стефана, Симониды, произвели было смуту в пользу сына ее Константина, но большинство сербских вельмож стали на сторону законного наследника престола, старшего Милутинова сына Стефана, который прибыл из Диоклеи в тогдашнюю столицу Сербии, город Призрен9 и в январе 1321 года был венчан королевским венцом сербским архиепископом Никодимом в сослужении всего собора сербского духовенства. Вместе с отцом, по Византийскому обычаю, венчался на "кралевство" и сын его, "Стефан, младый краля", называвшийся Душаном. Стефан стал править под именем Уроша III. Теперь повязка с глаз была снята и для всех очевидно стало чудесное возвращение зрения Стефану заступничеством великого чудотворца Николая. |
![]() | Дни памяти: Май 23 / Июнь 5 (Ростов.), Июль 19/ Август 1, Сентябрь... Более о них ничего неизвестно; но довольно и той славы для благочестивой четы сей, что она могла посреди своего убожества возрастить... | ![]() | Симеон Верхотурский Дни памяти : Май 12 / 25 ( Второе перенесение... Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В сибири праведный Симеон жил как... |
![]() | Преподобный Иов Почаевский Дни памяти : Май 6 /18, Август 28 /Сентябрь 10 ( Обретение мощей ) Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена... | ![]() | Расписание занятий на лето 2012 (июнь-август) |
![]() | Общий сводный отчёт о деятельности регионального общественного движения... ... | ![]() | Как сохранить газеты Чтобы сохранить наши газеты, и в то же время ускорить их доставку к подписчикам, предлагаю организовать дополнительно рассылку электронных... |
![]() | Задача n 3 Его заработок: 2000 год: январь-апрель по 2000 руб в мес., май-август по 2680 руб в мес., сентябрь 2760 руб., октябрь 2800 руб.,... | ![]() | Преподобный Максим Исповедник Дни памяти : Январь 21 /Февраль 3, Август 13 В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 / 24 марта), преподобный... |
![]() | Преподобный Антоний Дымский Дни памяти : Январь 17 / 30, Июнь 24 / Июль 7 Он был погребен в созданной им церкви. Мощи преподобного Антония обретены нетленными в 1330 году, но в 1409 году по случаю нашествия... | ![]() | Всеволод Псковский Дни памяти : Февраль 11 / 24, Апрель 22 / Май... Мстислав-Феодор Великий (+ 15 / 28 апреля 1132). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород... |