Таможенное право (лекции)


НазваниеТаможенное право (лекции)
страница1/16
Дата публикации04.07.2013
Размер2.67 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Таможенное право (лекции)
1. Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело. Система, принципы и источники таможенного права России. Таможенно-правовые нормы и отношения. Субъекты таможенного права

1.1. Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело

1.2. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права

1.3. Система таможенного права

1.4. Таможенно-правовые нормы и отношения

1.5. Источники таможенного права

1.6. Субъекты таможенного права

2. Правовое регулирование и принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

2.1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России

2.2. Особенности перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

3. Понятие и виды таможенных режимов. Выбор и изменение таможенного режима. Пользователь (бенефициар) таможенного режима, его права и обязанности. Общая правовая характеристика таможенного режима

3.1. Понятие и виды таможенных режимов и особенности их правового регулирования. Выбор и изменение таможенного режима. Пользователь (бенефициар) таможенного режима, его права и обязанности

3.2. Общая правовая характеристика отдельных таможенных режимов

4. Правовые основы таможенно-тарифного регулирования. Цели и элементы таможенного тарифа. Механизм исчисления и уплаты таможенных платежей. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

4.1. Понятие и правовые основы таможенно-тарифного регулирования. Таможенный тариф: понятие, цели, элементы

4.2. Понятие, виды, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей

4.3. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

5. Таможенная стоимость: понятие, цели использования. Определение страны происхождения товара. Определение таможенной стоимости (таможенная оценка). Таможенная стоимость в нетарифном регулировании.

5.1. Таможенная стоимость: понятие, цели использования

5.2. Определение страны происхождения товара

5.3. Методы определения таможенной стоимости

5.4. Использование таможенной стоимости в нетарифном регулировании

6. Таможенное оформление: понятие, цели, стадии, общий и упрощенный порядок. Предварительные операции. Декларирование: форма, место и сроки подачи таможенной декларации. Участники процедуры таможенного оформления: декларант, таможенный брокер и таможенный перевозчик

6.1. Понятие таможенного оформления

6.2. Виды таможенного оформления

6.3. Место, время и правила таможенного оформления

6.4. Декларант, его права и обязанности

6.5. Таможенный перевозчик

6.6. Форма декларирования товаров и транспортных средств

6.7. Порядок декларирования товаров и транспортных средств

7. Таможенный контроль

7.1. Виды таможенного контроля

7.2. Место и время осуществления таможенного контроля

7.3. Порядок таможенного контроля

8. Правонарушения в сфере таможенного дела: понятие, юридические признаки и классификация таможенных правонарушений. Состав нарушения таможенных правил. Привлечение к ответственности за нарушения таможенных правил

8.1. Понятие нарушений таможенных правил

8.2. Своевременность выявления правонарушений обеспечивает не только пресечение его на ранних этапах совершения, но и восстановление нарушенных требований

8.3. Механизм рассмотрения дел о нарушении таможенных правил


^ ТЕМА 1: ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, НОРМЫ, ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ
Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело. Система, принципы и источники таможенного права России. Таможенно-правовые нормы и отношения. Субъекты таможенного права..
§ 1. Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело

Таможенная политика - это система экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутри- и внешнеэкономических интересов России.

Таможенная политика является составной частью внешнеэкономической политики каждого государства: она регулирует товарообмен между странами, оказывая экономическое и политическое влияние как на рынки стран-партнеров, так и на их политику, в том числе экономическую и торговую. Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, т.е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов.

Одним из основополагающих принципов таможенной политики является ее единство на всей территории Российской Федерации. Это исключает возможность ее разделения между Федерацией и ее субъектами.

Принцип единства таможенной политики обуславливает отнесение таможенного регулирования к ведению Российской Федерации. В соответствии со ст. 74 Конституции, имеющей прямое отношение к характеристике таможенной политики, как, впрочем, и таможенного законодательства: 1) на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких –либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 2) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Что касается субъектов Российской Федерации, то целесообразно всемерно учитывать их потребности, и интересы, а также опираться на информационно-консультативную помощь с их стороны в ходе полготовки нормативных документов в области таможенного дела. Такой подход к интересам субъектов Российской Федерации реализован в ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по таможенным вопросам.

Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.

Согласно ч. 1. ст. 1 ТК таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Иными словами, государство с помощью норм права определяет те положения, которые подлежат выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через границу. Совокупность этих норм составляет содержание таможенного законодательства.

Что касается таможенного дела, то в современных условиях оно представляет собой динамично развивающуюся область знаний, в основе которой – сложный, органически единый институт, являющийся частью системы исполнительной власти. Осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно вне применения основ таможенного дела, так как пересечение границы и перемещение через нее различных грузов всегда означает взаимодействие с таможенной системой.

Согласно ч. 2 ст.1 ТК, таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательствам РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

К элементам таможенного дела относятся:

- таможенные операции;

- таможенные процедуры;

- таможенный тариф;

- таможенная статистика.

Таможенные операции, согласно п. 20 ст. 11 ТК, —отдельные дейст­вия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами при их таможенном оформлении. Они равно применяются независимо от стран происхождения, отправле­ния, назначения товаров. К таможенным операциям следует отнести уплату таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выпуск товаров таможенными органами.

Таможенные процедуры представляют собой совокупность положе­ний, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможен­ных целей. К ним относятся; внутренний таможенный транзит, вре­менное хранение, порядок выбора и использования таможенных ре­жимов и т.д. Таможенные процедуры часто называют таможенными формальностями, их исполнение обычно происходит в процессе тамо­женного оформления грузов, перемещаемых через границу.

По своей сути таможенные операции и процедуры есть те полно­мочия, которые должны быть реализованы субъектами ВЭД (иными заинтересованными лицами) и таможенными органами при переме­щении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенный тариф представляет собой инструмент торговой поли­тики и государственного регулирования внутреннего рынка россий­ских товаров при его взаимосвязи с мировым рынком. Как элемент та­моженного дела, он помогает определить объем таможенных плате­жей, подлежащих уплате субъектом ВЭД. Основой таможенного тарифа является Товарная номенклатура внешнеэкономической дея­тельности, которая в соответствии с ч. 2 ст. 39 ТК применяется для осу­ществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности. Суть ее состоит в том, что в отношении каждого перемещаемого товара определяется его классификационный код, который влияет на ставку таможенной пошлины. Товарная номенклатура внешнеэкономиче­ской деятельности утверждается Правительством РФ исходя из приня­тых в международной практике систем классификации товаров.

Таможенная статистика представляет собой самостоятельный эле­мент таможенного дела. Она применяется в целях контроля за поступ­лением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного кон­троля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее тортового и платежного балансов и экономики в целом.

Согласно ч. 1. ст. 26 ТК, таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики Президенту РФ, Федеральному собранию РФ, Правительству России, иным органам, международным организациям.

Объектом таможенной статистики являются все товары, перемещение которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны. Сбор и обработка информации в области таможенного дела дают возможность выявить закономерности развития внешнехозяйственных отношений; факторы, влияющие на их динамику; провести анализ различных сторон международной торговли; спрогнозировать дальнейшие взаимосвязи субъектов таможенного дела.

Названные элементы таможенного дела воплощаются в жизнь, как правило, на основе норм таможенного права. Через таможенную политику реализуются основные задачи и направления развития таможенного дела, которые оформляются соответствующими законами и иными правовыми актами.

§ 2. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права

Таможенное право находиться в основе таможенного регулирования. Оно представляет собой средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, поскольку правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов. Таким образом, таможенное право обеспечивает органическую взаимосвязь всех элементов, составляющих таможенное дело в РФ.

В настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны.

К сожалению, до сих пор, среди юристов отсутствует единодушие в вопросе, существует ли такая самостоятельная отрасль российского права, как таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что о таможенном праве следует говорить как о подотрасли (либо даже одном из институтов) административного права.

Такие взгляды имеют право на существование, как и концепция об относительно самостоятельной отрасли таможенного права.

На наш взгляд, наиболее предпочтительной представляется позиция, подчеркивающая комплексность отрасли таможенного законодательства. В системе права немало образований, выступающих в качестве комплексных отраслей законодательства: предпринимательское право, торговое право. Нормы таможенного права включают в себя источники различных отраслей права. Например, институт таможенных платежей регулируется финансово-правовыми нормами, правоохранительная деятельность таможенных органов регулируется источниками административного и уголовного права.

Итак, таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Предмет таможенного права — общественные отноше­ния, носящие комплексный характер. Этот круг отношений обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела, которое, собственно, и служит предметом правового регулирования.

Вопрос о предмете регулирования таможенного права — наиболее сложный и один из наименее разработанных в юри­дической науке. Лишь в некоторых публикациях по таможен­ной тематике высказывались соображения по этому поводу. Так, К. К. Сандровский отмечал: "Применительно к таможен­ному праву таким предметом являются общественные отно­шения, возникающие в связи с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом". Недостаток этого определения состоит в том, что оно не отражает таможенного дела в целом. Внимание акцентируется только на одной, хотя и очень важной, сердце­винной его части (таможенная политика)1".

К. К. Сандровский довольно близко подошел к пониманию предмета таможенного права, говоря о таможенной сфере об­щественных отношений и о правовых нормах, касающихся тамо­женного дела. Однако на этом анализ проблемы, к сожалению, заканчивался; предмет регулирования в целом не определен.

Таможенное дело по своему составу и структуре — яв­ление сложное, многоплановое и имеет комплексный харак­тер. Поэтому и общественные отношения в сфере таможен­ного дела могут быть подразделены на группы, отличающие­ся значительной спецификой и регулируемые нормами раз­ных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части — административного и администра­тивно-процессуального; гражданского, уголовного, трудово­го и других отраслей, а в определенной части — и междуна­родного права.

Если классифицировать общественные отношения, вхо­дящие в предмет таможенного права, то в соответствии со структурой таможенного дела они мо­гут быть представлены в следующем виде.

Первая группа — отношения в сфере таможенной поли­тики; вторая — отношения и принципы, связанные с пере­мещением через таможенную границу товаров и транспорт­ных средств; третья — отношения, характеризующие ста­тус таможенных режимов; четвертая — отношения в облас­ти таможенно-тарифного регулирования; пятая — отноше­ния в области взимания таможенных платежей (федеральных таможенных доходов); шестая — отношения, связанные с таможенным оформлением; седьмая — отношения в области таможенного контроля; восьмая — отношения в сфере таможенной статистики и ТН ВЭД; девятая — отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; десятая — отношения, связанные с на рушениями таможенных правил и ответственностью за них; одиннадцатая — отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; двенадцатая — отношения, возникающие в связи с рассмотре­нием дел о нарушениях таможенных правил.

Учитывая вышеизложенное, можно выделить следующие особенности предмета регулирования таможенного права.

Во-первых, названные выше группы общественных от­ношений, регулируемые нормами разных отраслей права, имеют качественные различия.

Во-вторых, доминирующую роль играют общественные отношения, связанные с управленческой, организационной деятельностью таможенных и иных органов исполнительной власти, которые регулируются нормами административного и административно-процессуального права.

В-третьих, существенные различия, характерные для каждой из вышеназванных групп, обусловливают их относи­тельную обособленность, своеобразную автономию в общем массиве общественных отношений, выступающих предметом регулирования таможенного права. Однако эта обособленность не означает замкнутости различных классификационных групп. Их взаимосвязь и взаимообусловленность органично вытекают из характера и особенностей ТК. Последний хотя и Регулирует неоднородные отношения в сфере таможенного Дела в широком его понимании, однако служит единым (сводным), юридически и логически цельным правовым актом, внут­ренне согласованным законом. ТК синтезирует законодатель­ство в сфере таможенного дела, являясь серьезным основанием для выделения совокупности юридических норм, регулирующих таможенное дело в качестве отрасли права, и применительно к ней правообразующим фактором.

Таким образом, главной отличительной чертой всего мас­сива общественных отношений в сфере таможенного дела является их комплексный характер, неоднородность разных групп и блоков их отношений. Таможенному делу соответ­ствует механизм его правового регулирования - таможен­ное право. Но понятие механизма предполагает рассмотре­ние вопроса о методах правового регулирования, без выяс­нения специфики которых невозможно разграничить различ­ные отрасли права.

Метод правового регулирования отражает и выражает – в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих правоотношений, т.е. – каким образом, в волевом аспекте, один участник отношений может взаимодействовать с другим.

Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической де­ятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транс­портных средств, поэтому в таможенно-правовом регули­ровании превалирует властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов и ограничений.

Предписания выражаются в возложении прямых обя­занностей как на таможенные органы, так и на лиц, пере­мещающих товары, по совершению определенных действий (например, по таможенному оформлению и т. п.), предус­мотренных соответствующей таможенно-правовой нормой.

Запреты - это те же предписания, но они возлагают обязанность на участников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия в условиях, предус­мотренных правовой нормой (например, запрет на совершение действий, подпадающие под при­знаки нарушения таможенных правил и пр.). Наряду с запретами устанавливаются и всевозможные ограничения (на прохождение службы в таможенных органах, на ввоз товаров и транспортных средств, на участие в производ­стве по делам о нарушениях таможенных правил и др.).

Менее широко, но все же применяется в таможенном праве и диспозитивный метод. Но основном это относится к установлению правомочий тех или иных участников таможенных правоотношений (например, право на выбор и изменение таможенного режима лицом, перемещающим товары, право сотрудников таможенного органа исполь­зовать те формы таможенного контроля, которые они счи­тают достаточными для обеспечения соблюдения законо­дательства о таможенном деле).

Исходя из приведенной выше характеристики предме­та и метода таможенно-правового регулирования, можно сделать вывод, что никакая другая отрасль российского права подобного предмета и метода правового регулирова­ния не имеет. А следовательно — таможенное право такое же самостоятельное образование в российской правовой системе, как и базовые отрасли права: конституционное, административное, гражданское, уголовное и др. Однако в отличие от них, таможенное право является комплекс­ной отраслью права наряду, например, с муниципальным, предпринимательским правом и рядом других отраслей.

Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное и очень важное значение в структуре права имеют его принципы.

Принципы таможенного права представляют собой ис­ходные нормативно-руководящие начала таможенно-пра­вового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь та­моженного права, таможенного законодательства и тамо­женной политики, гарантируют непрерывность и после­довательность нормотворческого процесса в сфере тамо­женного дела, содействуют своевременной отмене устарев­ших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению право­вых пробелов в таможенном законодательстве. К принципам таможенного права относятся:

1. Принцип законности имеет общеправовой характер и означает, что действия всех участников ВЭД должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов и иному законо­дательству, а также международно-правовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, согласно ч. 2 ст. 12 ТК, должно производиться в порядке, установленном Таможенным законодательством.

2. Принцип взаимности и суверенного равенства государств применяется в рамках общепризнанных международно-правовых норм. Страны, предоставляющие России максимально свободный доступ товаров на внутренние рынки, должны иметь соответствующие условия по­
ставки собственных товаров на таможенную территорию РФ.

3. Принцип равноправия выступает в качестве одной из характери­стик демократического общества. В области таможенного дела, согласно ч. I ст. 12 ТК, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Как правило, никто из субъектов ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем.

4. Принцип охраны государственной и общественной безопасности, согласно ст. 13 ТК, означает запрет на перемещение отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, исходя из со­ображений государственной безопасности, зашиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов.

5. Принцип защиты экономического суверенитета России выражает­ся в установлении государством количественных ограничений на пе­ремещение отдельных видов товаров. Такие ограничения могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств России, необходимости зашить внутреннего потребительского рынка, а также быть ответом на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц меры иностранных государств и их союзов.

6. Принцип свободы выбора таможенного режима установлен ст. 156 ТК и характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим для таких товаров, а также изменить его на другой. При этом не имеют значе­ния потребительские свойства товара, его количество, страна про­исхождения и другие условия, предусмотренные таможенным зако­нодательством.

Рассмотренные принципы таможенного права едины, неразрывно связаны между собой и отражают важнейшие начала данной отрасли законодательства.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Таможенное право (лекции) iconС. В. Халипов таможенное право
...
Таможенное право (лекции) iconВведение в курс итд и тп. Содержание введение таможенное право российской...
Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам рф, правовым актам фтс россии
Таможенное право (лекции) icon4 Административное и таможенное право (Акименко О. М.) Лк 1

Таможенное право (лекции) icon1. Аграрное право как комплексная отрасль права
Она ведёт и лекции, и семинары. В зимнюю сессию экзамен. Лекции раз в две недели, семинары каждую неделю
Таможенное право (лекции) iconВопросы для подготовки к зачету
Таможенное право как комплексная отрасль законодательства, его место в системе российского права
Таможенное право (лекции) iconКурс лекций по дисциплине «Международное таможенное право»
Е. И. Сидоров, доцент кафедры административного и таможенного права, кандидат юридических наук
Таможенное право (лекции) iconВопросы к зачету по дисциплине «Таможенное право» 2012/13 уч год...

Таможенное право (лекции) iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Уголовное право для...

Таможенное право (лекции) iconПрограмма лекции Адрес Время проведения лекции Участники лекции 12...

Таможенное право (лекции) iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «гражданское право. Часть I»
Указанная дисциплина логически-содержательно взаимосвязана с дисциплинами: «Теория государства и права», «Конституционное право»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница