Скачать 2.67 Mb.
|
Таможенное право (лекции) 1. Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело. Система, принципы и источники таможенного права России. Таможенно-правовые нормы и отношения. Субъекты таможенного права 1.1. Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело 1.2. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права 1.3. Система таможенного права 1.4. Таможенно-правовые нормы и отношения 1.5. Источники таможенного права 1.6. Субъекты таможенного права 2. Правовое регулирование и принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ 2.1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России 2.2. Особенности перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации 3. Понятие и виды таможенных режимов. Выбор и изменение таможенного режима. Пользователь (бенефициар) таможенного режима, его права и обязанности. Общая правовая характеристика таможенного режима 3.1. Понятие и виды таможенных режимов и особенности их правового регулирования. Выбор и изменение таможенного режима. Пользователь (бенефициар) таможенного режима, его права и обязанности 3.2. Общая правовая характеристика отдельных таможенных режимов 4. Правовые основы таможенно-тарифного регулирования. Цели и элементы таможенного тарифа. Механизм исчисления и уплаты таможенных платежей. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности 4.1. Понятие и правовые основы таможенно-тарифного регулирования. Таможенный тариф: понятие, цели, элементы 4.2. Понятие, виды, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей 4.3. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности 5. Таможенная стоимость: понятие, цели использования. Определение страны происхождения товара. Определение таможенной стоимости (таможенная оценка). Таможенная стоимость в нетарифном регулировании. 5.1. Таможенная стоимость: понятие, цели использования 5.2. Определение страны происхождения товара 5.3. Методы определения таможенной стоимости 5.4. Использование таможенной стоимости в нетарифном регулировании 6. Таможенное оформление: понятие, цели, стадии, общий и упрощенный порядок. Предварительные операции. Декларирование: форма, место и сроки подачи таможенной декларации. Участники процедуры таможенного оформления: декларант, таможенный брокер и таможенный перевозчик 6.1. Понятие таможенного оформления 6.2. Виды таможенного оформления 6.3. Место, время и правила таможенного оформления 6.4. Декларант, его права и обязанности 6.5. Таможенный перевозчик 6.6. Форма декларирования товаров и транспортных средств 6.7. Порядок декларирования товаров и транспортных средств 7. Таможенный контроль 7.1. Виды таможенного контроля 7.2. Место и время осуществления таможенного контроля 7.3. Порядок таможенного контроля 8. Правонарушения в сфере таможенного дела: понятие, юридические признаки и классификация таможенных правонарушений. Состав нарушения таможенных правил. Привлечение к ответственности за нарушения таможенных правил 8.1. Понятие нарушений таможенных правил 8.2. Своевременность выявления правонарушений обеспечивает не только пресечение его на ранних этапах совершения, но и восстановление нарушенных требований 8.3. Механизм рассмотрения дел о нарушении таможенных правил ^ Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело. Система, принципы и источники таможенного права России. Таможенно-правовые нормы и отношения. Субъекты таможенного права.. § 1. Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело Таможенная политика - это система экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутри- и внешнеэкономических интересов России. Таможенная политика является составной частью внешнеэкономической политики каждого государства: она регулирует товарообмен между странами, оказывая экономическое и политическое влияние как на рынки стран-партнеров, так и на их политику, в том числе экономическую и торговую. Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, т.е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов. Одним из основополагающих принципов таможенной политики является ее единство на всей территории Российской Федерации. Это исключает возможность ее разделения между Федерацией и ее субъектами. Принцип единства таможенной политики обуславливает отнесение таможенного регулирования к ведению Российской Федерации. В соответствии со ст. 74 Конституции, имеющей прямое отношение к характеристике таможенной политики, как, впрочем, и таможенного законодательства: 1) на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких –либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 2) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Что касается субъектов Российской Федерации, то целесообразно всемерно учитывать их потребности, и интересы, а также опираться на информационно-консультативную помощь с их стороны в ходе полготовки нормативных документов в области таможенного дела. Такой подход к интересам субъектов Российской Федерации реализован в ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по таможенным вопросам. Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела. Согласно ч. 1. ст. 1 ТК таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Иными словами, государство с помощью норм права определяет те положения, которые подлежат выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через границу. Совокупность этих норм составляет содержание таможенного законодательства. Что касается таможенного дела, то в современных условиях оно представляет собой динамично развивающуюся область знаний, в основе которой – сложный, органически единый институт, являющийся частью системы исполнительной власти. Осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно вне применения основ таможенного дела, так как пересечение границы и перемещение через нее различных грузов всегда означает взаимодействие с таможенной системой. Согласно ч. 2 ст.1 ТК, таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательствам РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. К элементам таможенного дела относятся: - таможенные операции; - таможенные процедуры; - таможенный тариф; - таможенная статистика. Таможенные операции, согласно п. 20 ст. 11 ТК, —отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами при их таможенном оформлении. Они равно применяются независимо от стран происхождения, отправления, назначения товаров. К таможенным операциям следует отнести уплату таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выпуск товаров таможенными органами. Таможенные процедуры представляют собой совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. К ним относятся; внутренний таможенный транзит, временное хранение, порядок выбора и использования таможенных режимов и т.д. Таможенные процедуры часто называют таможенными формальностями, их исполнение обычно происходит в процессе таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу. По своей сути таможенные операции и процедуры есть те полномочия, которые должны быть реализованы субъектами ВЭД (иными заинтересованными лицами) и таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенный тариф представляет собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка российских товаров при его взаимосвязи с мировым рынком. Как элемент таможенного дела, он помогает определить объем таможенных платежей, подлежащих уплате субъектом ВЭД. Основой таможенного тарифа является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, которая в соответствии с ч. 2 ст. 39 ТК применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности. Суть ее состоит в том, что в отношении каждого перемещаемого товара определяется его классификационный код, который влияет на ставку таможенной пошлины. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Таможенная статистика представляет собой самостоятельный элемент таможенного дела. Она применяется в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее тортового и платежного балансов и экономики в целом. Согласно ч. 1. ст. 26 ТК, таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики Президенту РФ, Федеральному собранию РФ, Правительству России, иным органам, международным организациям. Объектом таможенной статистики являются все товары, перемещение которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны. Сбор и обработка информации в области таможенного дела дают возможность выявить закономерности развития внешнехозяйственных отношений; факторы, влияющие на их динамику; провести анализ различных сторон международной торговли; спрогнозировать дальнейшие взаимосвязи субъектов таможенного дела. Названные элементы таможенного дела воплощаются в жизнь, как правило, на основе норм таможенного права. Через таможенную политику реализуются основные задачи и направления развития таможенного дела, которые оформляются соответствующими законами и иными правовыми актами. § 2. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права Таможенное право находиться в основе таможенного регулирования. Оно представляет собой средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, поскольку правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов. Таким образом, таможенное право обеспечивает органическую взаимосвязь всех элементов, составляющих таможенное дело в РФ. В настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны. К сожалению, до сих пор, среди юристов отсутствует единодушие в вопросе, существует ли такая самостоятельная отрасль российского права, как таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что о таможенном праве следует говорить как о подотрасли (либо даже одном из институтов) административного права. Такие взгляды имеют право на существование, как и концепция об относительно самостоятельной отрасли таможенного права. На наш взгляд, наиболее предпочтительной представляется позиция, подчеркивающая комплексность отрасли таможенного законодательства. В системе права немало образований, выступающих в качестве комплексных отраслей законодательства: предпринимательское право, торговое право. Нормы таможенного права включают в себя источники различных отраслей права. Например, институт таможенных платежей регулируется финансово-правовыми нормами, правоохранительная деятельность таможенных органов регулируется источниками административного и уголовного права. Итак, таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Предмет таможенного права — общественные отношения, носящие комплексный характер. Этот круг отношений обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела, которое, собственно, и служит предметом правового регулирования. Вопрос о предмете регулирования таможенного права — наиболее сложный и один из наименее разработанных в юридической науке. Лишь в некоторых публикациях по таможенной тематике высказывались соображения по этому поводу. Так, К. К. Сандровский отмечал: "Применительно к таможенному праву таким предметом являются общественные отношения, возникающие в связи с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом". Недостаток этого определения состоит в том, что оно не отражает таможенного дела в целом. Внимание акцентируется только на одной, хотя и очень важной, сердцевинной его части (таможенная политика)1". К. К. Сандровский довольно близко подошел к пониманию предмета таможенного права, говоря о таможенной сфере общественных отношений и о правовых нормах, касающихся таможенного дела. Однако на этом анализ проблемы, к сожалению, заканчивался; предмет регулирования в целом не определен. Таможенное дело по своему составу и структуре — явление сложное, многоплановое и имеет комплексный характер. Поэтому и общественные отношения в сфере таможенного дела могут быть подразделены на группы, отличающиеся значительной спецификой и регулируемые нормами разных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части — административного и административно-процессуального; гражданского, уголовного, трудового и других отраслей, а в определенной части — и международного права. Если классифицировать общественные отношения, входящие в предмет таможенного права, то в соответствии со структурой таможенного дела они могут быть представлены в следующем виде. Первая группа — отношения в сфере таможенной политики; вторая — отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств; третья — отношения, характеризующие статус таможенных режимов; четвертая — отношения в области таможенно-тарифного регулирования; пятая — отношения в области взимания таможенных платежей (федеральных таможенных доходов); шестая — отношения, связанные с таможенным оформлением; седьмая — отношения в области таможенного контроля; восьмая — отношения в сфере таможенной статистики и ТН ВЭД; девятая — отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; десятая — отношения, связанные с на рушениями таможенных правил и ответственностью за них; одиннадцатая — отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; двенадцатая — отношения, возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил. Учитывая вышеизложенное, можно выделить следующие особенности предмета регулирования таможенного права. Во-первых, названные выше группы общественных отношений, регулируемые нормами разных отраслей права, имеют качественные различия. Во-вторых, доминирующую роль играют общественные отношения, связанные с управленческой, организационной деятельностью таможенных и иных органов исполнительной власти, которые регулируются нормами административного и административно-процессуального права. В-третьих, существенные различия, характерные для каждой из вышеназванных групп, обусловливают их относительную обособленность, своеобразную автономию в общем массиве общественных отношений, выступающих предметом регулирования таможенного права. Однако эта обособленность не означает замкнутости различных классификационных групп. Их взаимосвязь и взаимообусловленность органично вытекают из характера и особенностей ТК. Последний хотя и Регулирует неоднородные отношения в сфере таможенного Дела в широком его понимании, однако служит единым (сводным), юридически и логически цельным правовым актом, внутренне согласованным законом. ТК синтезирует законодательство в сфере таможенного дела, являясь серьезным основанием для выделения совокупности юридических норм, регулирующих таможенное дело в качестве отрасли права, и применительно к ней правообразующим фактором. Таким образом, главной отличительной чертой всего массива общественных отношений в сфере таможенного дела является их комплексный характер, неоднородность разных групп и блоков их отношений. Таможенному делу соответствует механизм его правового регулирования - таможенное право. Но понятие механизма предполагает рассмотрение вопроса о методах правового регулирования, без выяснения специфики которых невозможно разграничить различные отрасли права. Метод правового регулирования отражает и выражает – в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих правоотношений, т.е. – каким образом, в волевом аспекте, один участник отношений может взаимодействовать с другим. Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической деятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, поэтому в таможенно-правовом регулировании превалирует властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов и ограничений. Предписания выражаются в возложении прямых обязанностей как на таможенные органы, так и на лиц, перемещающих товары, по совершению определенных действий (например, по таможенному оформлению и т. п.), предусмотренных соответствующей таможенно-правовой нормой. Запреты - это те же предписания, но они возлагают обязанность на участников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой (например, запрет на совершение действий, подпадающие под признаки нарушения таможенных правил и пр.). Наряду с запретами устанавливаются и всевозможные ограничения (на прохождение службы в таможенных органах, на ввоз товаров и транспортных средств, на участие в производстве по делам о нарушениях таможенных правил и др.). Менее широко, но все же применяется в таможенном праве и диспозитивный метод. Но основном это относится к установлению правомочий тех или иных участников таможенных правоотношений (например, право на выбор и изменение таможенного режима лицом, перемещающим товары, право сотрудников таможенного органа использовать те формы таможенного контроля, которые они считают достаточными для обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле). Исходя из приведенной выше характеристики предмета и метода таможенно-правового регулирования, можно сделать вывод, что никакая другая отрасль российского права подобного предмета и метода правового регулирования не имеет. А следовательно — таможенное право такое же самостоятельное образование в российской правовой системе, как и базовые отрасли права: конституционное, административное, гражданское, уголовное и др. Однако в отличие от них, таможенное право является комплексной отраслью права наряду, например, с муниципальным, предпринимательским правом и рядом других отраслей. Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное и очень важное значение в структуре права имеют его принципы. Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содействуют своевременной отмене устаревших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению правовых пробелов в таможенном законодательстве. К принципам таможенного права относятся: 1. Принцип законности имеет общеправовой характер и означает, что действия всех участников ВЭД должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов и иному законодательству, а также международно-правовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, согласно ч. 2 ст. 12 ТК, должно производиться в порядке, установленном Таможенным законодательством. 2. Принцип взаимности и суверенного равенства государств применяется в рамках общепризнанных международно-правовых норм. Страны, предоставляющие России максимально свободный доступ товаров на внутренние рынки, должны иметь соответствующие условия по ставки собственных товаров на таможенную территорию РФ. 3. Принцип равноправия выступает в качестве одной из характеристик демократического общества. В области таможенного дела, согласно ч. I ст. 12 ТК, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Как правило, никто из субъектов ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем. 4. Принцип охраны государственной и общественной безопасности, согласно ст. 13 ТК, означает запрет на перемещение отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, исходя из соображений государственной безопасности, зашиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов. 5. Принцип защиты экономического суверенитета России выражается в установлении государством количественных ограничений на перемещение отдельных видов товаров. Такие ограничения могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств России, необходимости зашить внутреннего потребительского рынка, а также быть ответом на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц меры иностранных государств и их союзов. 6. Принцип свободы выбора таможенного режима установлен ст. 156 ТК и характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим для таких товаров, а также изменить его на другой. При этом не имеют значения потребительские свойства товара, его количество, страна происхождения и другие условия, предусмотренные таможенным законодательством. Рассмотренные принципы таможенного права едины, неразрывно связаны между собой и отражают важнейшие начала данной отрасли законодательства. |