Учебно-методический комплекс для студентов специальности


Скачать 485.35 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности
страница1/4
Дата публикации08.03.2013
Размер485.35 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйств и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал
Кафедра Экономики и финансов


Биткина И. К.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)
Учебно-методический комплекс для студентов специальности
080105 Финансы и кредит

(код специальности) (наименование специальности)


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ……..от «…..» .........................2013г.
Подпись Заведующего кафедрой ……………………… Брехова Ю. В.





Волгоград 2013

Содержание


Наименование раздела

Стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»

3

1.1.

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт

3

1.2.

Цели и задачи учебной дисциплины

3

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины

3

1.4.

Тематический план учебной дисциплины

5

1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

5

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

19

2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

19

2.2.

Пожелания к изучению отдельных тем курса

19

2.3.

Рекомендации по работе с литературой

20

2.4.

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса

21

2.5

Советы по подготовке к экзамену (зачету)

21

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

22

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

24

Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

26

Раздел 6. Материалы мультимедийных лекций

27

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Инновационный менеджмент»

По данной дисциплине стандарт и дидактические единицы не разработаны.

^ 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины.

Целью учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» является развитие системных представлений у студентов по теоретическим вопросам в области инновационного процесса и развитие практических навыков по управлению инновационными проектами.

Основными задачами данной учебной дисциплины являются:

- изучение теоретических основ и закономерностей функционирование экономики инновационного типа;

- обобщение положений научных концепций и школ на природу инновационного процесса и виды инноваций;

- способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию конкурентоспособности социально-экономических систем и процессов (технологий).

Изучение дисциплины предполагает включение широкого круга вопросов:

- понятие и сущность инноваций;

- управление инновациями на предприятии;

- инновации в образовательной сфере;

- оценка эффективности инноваций.

^ 1.3 Требования к уровню освоения дисциплины:

В результате изучения предмета «Инновационный менеджмент», студент должен знать:

1. Закономерности функционирования инновационной экономики.

2. Этапы эволюции инновационной экономики.

3. Основные понятия, категории, концепции, теоремы, инструменты и предметные области основных направлений экономики инноваций.

4. Базовые особенности ведущих школ и направлений в области инновационной экономики.

5. Основные особенности современной экономики инноваций в России.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

1. Анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты в области инноваций и нововведений.

2. Проводить анализ эффективности инноваций.

3. Использовать источники экономической, социальной и управленческой информации по вопросам инноваций и инновационного развития.

4. Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, возникающих в ходе функционирования инновационной экономики, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности инноваций.

5. Исследовать и прогнозировать последствия принимаемых решений отдельными субъектами экономики.

По результатам изучения дисциплины студент должен приобрести следующие навыки:

  1. Методологии экономического исследования.

  2. Сбора, обработки и анализа экономических данных в области экономики инноваций.

  3. Определения величины социальной эффективности инноваций.

  4. Работы со статистической отраслевой информацией.

  5. Объяснение инновационных процессов, происходящих в экономике.

Обладать следующими компетенциями:

    • Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

    • Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

    • Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5).

    • Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).

    • Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7).

    • Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8).

    • Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

    • Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1).

    • Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4).

    • Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5).

    • Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6).

    • Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).

    • Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

    • Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

1.4 Принадлежность дисциплины к учебному циклу (например, гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный) и междисциплинарные связи. Дисциплина «Инновационный менеджмент» является дисциплиной профессионального цикла для данного направления подготовки. Преподавание дисциплины «Инновационный менеджмент» осуществляется на основе знаний, полученных при изучении таких дисциплин, как «Рынок ценных бумаг», «Инвестиции», «Экономика организаций (предприятий)», «Финансы организаций (предприятий)» и т.д.

^ 1.4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» (70 часов) на 2012-2013 год для студентов Ф-400.


^ Наименование тем

Количество часов (в академических часах и/или кредитах)

Лекции

Практические занятия

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Тема 1 «Сущность инноваций как экономической категории. Особенности инновационной экономики»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

Тема 2 «Теоретические концепции инновационного развития»



2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

Тема 3 «Управление инновационным развитием на предприятии»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

Тема 4 «Инновационное развитие территорий»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

Тема 5 «Инновации в образовательной сфере»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

^ Тема 6 «Финансовые инновации»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

Тема 7 «Источники финансирования инноваций»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

Тема 8 «Интеллектуальная собственность и управление идеями на предприятии»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

1 час (0,03 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

7 часов (0,19 У ЗЕТ)

Тема 9 «Инновационная инфраструктура. Государственная инновационная политика современной России»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

1 час (0,03 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

7 часов (0,19 У ЗЕТ)

^ Итого по дисциплине:

18 часов (0,5 У ЗЕТ)

16 часов (0,44 У ЗЕТ)

36 часов (1 У ЗЕТ)

70 часов (1,94 У ЗЕТ)

^ 1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Лекция 1 Сущность инноваций как экономической категории. Особенности инновационной экономики

Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент». Инноватика как объект знаний. Общие положения и главные особенности инновации. Сущность и социально-экономическое значение инновационного менеджмента. Сфера инновационной деятельности. Рынок инноваций. Классификация инноваций и инновационных процессов. Рынок капитала в инновационной сфере. Основные этапы инновационного процесса. Субъекты и инфраструктура в инновационной деятельности. Волновая теория Н.Д. Кондратьева. Циклы конъюнктуры. Генерация знаний при управлении инновационной деятельностью.

^ Основные понятия и категории: инновация, инновационный менеджмент, экономика знаний.

Лекция 2 Теоретические концепции инновационного развития

Понятие и содержание инновационного менеджмента. Цели, задачи, методы и функции инновационного менеджмента. Процесс управления и принятия решений в инновационном менеджменте. Методы управления. Управление персоналом. Управление инновациями как объектами интеллектуальной собственности. Основные тенденции развития экономики, образования, науки. Основные понятия из области инновационной деятельности. Эволюция технологических укладов. Сущность, классификация и кодирование новшеств и инноваций.

^ Основные понятия и категории: технологический уклад, жизненный цикл инноваций, новшество, нововведение.

Лекция 3 Управление инновационным развитием на предприятии

Система управления инновациями в компании. Стратегия и тактика управления инновационно-ориентированной компанией. Управление инновационной компанией на основе сбалансированной системы показателей. Создание высокотехнологичного предприятия и управление его развитием. Развертывание функции качества в новом товаре. Особенности маркетинга инновационного продукта. Методы отбора инновационных и инвестиционных проектов. Планирование проекта в системе MS PROJECT. Особенности презентации инновационного проекта.

^ Основные понятия и категории: инновационный маркетинг, инновационный проект, инновационно ориентированная компания.

Лекция 4 Инновационное развитие территорий

Технологический аудит как инструмент формирования бизнес-идей. Основы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

^ Основные понятия и категории: инновационные проекты региона, региональная экономика, региональное развитие.

Лекция 5 Инновации в образовательной сфере

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, компьютерные симуляции, Дельфи - тренинги.

^ Основные понятия и категории: Болонский процесс, интерактивные методы обучения, активные методы.

Лекция 6 Финансовые инновации

Сущность финансовых инноваций и их виды. Финансовые инновации в банковской сфере. Финансовые инновации на страховом рынке. Финансовые инновации на рынке ценных бумаг. Перспективы развития и регулирования финансовых инноваций на международном финансовом рынке и в Российской Федерации.

^ Основные понятия и категории: финансовые инновации, хеджирование, секьюритизация, ипотечные ценные бумаги.

Лекция 7 Источники финансирования инноваций

Правовое обеспечение инновационной деятельности. Нормативно-методическое обеспечение. Финансовое и материальное обеспечение. Информационное обеспечение инновационной деятельности и статистика инноваций. Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов. Влияние лизинга на развитие инновационного предпринимательства. Государственная поддержка инновационной деятельности.

^ Основные понятия и категории: лизинг, кредит, собственные средства финансирования инноваций, заемные средства финансирования инноваций.

Лекция 8 Интеллектуальная собственность и управление идеями на предприятии

Интеллектуальная собственность. Правовой механизм защиты интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Виды лицензирования. Генерирование идей. Системы управления идеями. Мотивация творческой активности персонала предприятия. Развитие творческих способностей персонала. Стратегия правовой охраны коммерциализуемых результатов исследований и разработок. Использование интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов. Лицензионная торговля технологиями. Управление технико-внедренческой деятельностью. Инструменты оценки рыночных позиций нового проекта на базе программного обеспечения Бэст – Маркетинг. Коммерциализация результатов НИОКР и технологий.

^ Основные понятия и категории: интеллектуальная собственность, нематериальный актив, лицензирование технологий.

Лекция 9 Инновационная инфраструктура. Государственная инновационная политика современной России

Бизнес-процессы в инновационной деятельности. Оценка стоимости инновационного бизнеса.

^ Основные понятия и категории: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, венчурные фонды.

Планы семинарских занятий.

Семинарское занятие № 1

  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс «Экономика» Для студентов вечерней формы...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями фгос впо по специальности 030900 – Юриспруденция (квалификация...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности...
Экономическая теория: учебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности «гму» /сост. Е. Н. Кононова. Самара: изд-во...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов факультета среднего профессионального образования
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего специального...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2012 Южно-российский...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специализирующихся по криминалистическому циклу
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины студента по дисциплине «Термодинамика и теплотехника»
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Термодинамика и теплотехника» для студентов Казнту имени К. И. Сатпаева по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины для студентов специальности...
Подобед Н. А анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс минск Изд-во миу 2005
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины тверь 2009 Бочаров Г. В., Фомина Т. Ю
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Тверского филиала мгэи очной и заочной форм обучения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница