Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 449.76 Kb.
НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации08.03.2013
Размер449.76 Kb.
ТипТематический план
userdocs.ru > Право > Тематический план
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Факультет мировой культуры

Кафедра музеологии и культурного наследия
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
К ИТОГОВОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ

По специальности

070503 «Музейное дело и охрана памятников»

Государственный аттестационный экзамен

«Музееведение»


Санкт-Петербург

2012

Материалы утверждены на заседании

кафедры музеологии и культурного наследия

протокол № 2 от 18 октября 2011 года

Составители:

Л. М. Шляхтина,

доцент, кандидат педагогических наук

Н. Н. Гаршина,

старший преподаватель

Е.Н. Мастеница,

доцент, кандидат исторических наук,

Содержание


  1. Организационно-методический раздел…………………………………...4



  1. Тематический план государственного аттестационного экзамена……..5



  1. Литература для подготовки к Государственному

аттестационному экзамену…………………………………………………..22

^ I. Организационно-методический раздел.
Государственный аттестационный экзамен завершает процесс обучения студентов и призван обеспечить комплексную оценку их подготовки в соответствии с образовательным стандартом по специальности «Музейное дело и охрана памятников».

Программа государственного аттестационного экзамена включает вопросы по теории, истории и практике музейного дела, освоению и сохранению природного и культурного наследия, рассматриваемые в контексте российских и западноевропейских общеисторических и культурных процессов. Являясь междисциплинарным, экзамен предусматривает включение в ответы экзаменующихся сопоставительных данных и смыслового анализа проблем музееведения с опорой на другие области знаний, полученные студентами в процессе обучения.

Государственный экзамен должен определить готовность выпускников к профессиональной работе в музеях с учетом их видового и профессионального разнообразия, функциональности, призванных осуществлять научно-исследовательскую, культурно-образовательную и организационно-управленческую деятельность.

Целью Государственного экзамена по музееведению является определение качества приобретенных знаний и подготовленности выпускников к работе в профессиональной сфере в соответствии с квалификационными характеристиками специалиста-музееведа.

Задачи экзамена заключается в выявлении:

- понимания студентами взаимосвязи и взаимообусловленности исторического, теоретического и прикладного музееведения;

- осмысления междисциплинарной сути музееведения и его отношения с общими гуманитарными, социально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами;

- умения мыслить научными категориями;

- способности к анализу исторического опыта и современного состояния музейной деятельности.

Государственный экзамен по музееведению предусматривает ответ на два вопроса: первый - включает исторические и теоретические проблемы музейного дела и охраны памятников, второй – прикладное музееведение. Для студентов экскурсионно-туристских специализаций во втором вопросе усиливается позиция экскурсионной работы.

Студент в своем ответе должен проявить знание специальной литературы, владение терминологией, навыками самостоятельного анализа проблем музейного дела и охраны памятников, а также умение пользоваться системой доказательств основных положений по теме вопросов, подкрепленное знаниями по истории, теории и практике отечественного и зарубежного музейного дела. Экзаменуемый должен продемонстрировать понимание основополагающих для музееведения идей других наук: культурологии, истории, философии, психологии, педагогики, социологии и так далее.

Ответ студента должен выявить его умение обосновать собственную позицию в дискуссионных вопросах современного музейного дела и охраны памятников истории и культуры, а также решение практических задач, связанных с избранной специализацией

^ II. Тематический план

Государственного аттестационного экзамена

по «Музееведению»

Раздел I. Историко-теоретический
Тема 1. Источниковедение и историография музейного дела.

Задачи истории музейного дела: поиск, отбор, систематизация источников, извлечение из них информации о развитии домузейных собраний и музея как социо-культурного института. Классификация источников истории музейного дела. Методика анализа истории музейного дела.

Объект, предмет и задачи историографии музейного дела. Сопредельность историографии музейного дела с историографией смежных областей знания. Региональные особенности формирования историографии музееведения. Отечественные и зарубежные исследователи музейного дела. Современная историография. Дискуссионность проблем истории и историографии музейного дела. Ее связь с историографией истории.
^ Тема 2. Генезис музея. Коллекционирование в становлении и развитии музейного дела. Происхождение и эволюция музея как проблема музееведения.

Предпосылки зарождения и формирования музеев как социокультурного феномена. Теория происхождения музеев: биологическая, субъективно-эстетическая, этимологическая, социальная и другие. Взгляд на происхождение музеев отечественных и зарубежных исследователей. Философско-религиозные взгляды на смысл и назначение музея.

Предмузейное собирательство и коллекционирование. Соотношение понятий. Их роль в становлении, последующем развитии и обогащении музеев. Генезис и развитие конкретных групп, типов, профилей и видов музеев в разных странах (регионах) в различные периоды. Диалектика влияния интересов определенных социальных групп на изменение назначения и функций музеев.
^ Тема 3. Формирование музея как социокультурного института в период Возрождения (ХIV-ХVIвека).

Домузейные формы накопления исторических и культурных ценностей. Предмузейное собирательство, его культурные, социальные и экономические предпосылки. Предметная дифференциация коллекций и появление различных форм их организации (пинакотека, глиптотека, кабинет и т.д.) Возникновение первых музеев как показатель духовного подъема европейского общества в эпоху Возрождения.
^ Тема 4. Музей и музейное дело в эпоху Просвещения (ХVII-ХVIII века).

Формирование музеев в эпоху Просвещения. Превращение музеев в публичные учреждения. Влияние идей Просвещения на развитие музеев различных стран. Музей Ашмола (Англия), Дрезденская картинная галерея, Мюнхенская пинакотека (Германия), Капитолийский музей в Риме, Музей Франции в Лувре и т.д.
^ Тема 5. Идеи публичного музея и их реализация в отечественном и зарубежном музейном деле ХVIII-первой половины ХIХ века.

Целенаправленное составление собраний. Роль европейских музеев и реформ Петра I на развитие музейного дела в России. Петербургская Кунсткамера. Тенденции развития музеев во второй половине ХVIII века. Организация музейной деятельности Оружейной палаты. Эрмитаж и его значение. Появление музеев в провинции. «Иркутский Музеум». Университетские кабинеты. Проекты музеев Ф. П. Аделунга , Б.-Г. Вихмана, П. П. Свиньина.
^ Тема 6. Зарождение музееведения и трансформация музейного дела во второй половине ХIХ-начале ХХ века.

Социокультурная обусловленность появления музееведения как науки.

Й. Г. Грессе и его вклад в развитие музееведения. Роль музееведческих идей в развитии музейного дела. Развитие музеев различных профилей. Появление музеев новых типов и профилей. Качественные изменения в музейном деле. Национальные периодические издания по музейному делу и их роль.
Тема 7. Развитие музееведческой мысли в первой четверти ХХ века и ее влияние на музейное дело. Вклад отечественных ученых (Н. Федоров, Н. Романов, Ф. Шмит и другие).

Модель идеального музея «Философии общего дела» Н. Ф. Федорова. Философско-религиозные взгляды ученого на музей, его смысл и назначение.

Новаторские идеи Н. И. Романов по организации местных музеев и влиянию художественного музея на детей. Реализация их в практической деятельности.

Музееведческие воззрения Ф. И. Шмита о классификации музеев, организации экспозиции и т.д. Новизна идей и их практическое воплощение. Развитие научных взглядов ученых начала ХХ века в современном музейном деле. Общее и различие в музееведческих идеях ученых начала ХХ века.
^ Тема 8. Международное сообщество в становлении музееведения как науки. Влияние науки на развитие музейного дела в 50-80годы ХХ века.

Роль ЮНЕСКО в содействии развитию межгосударственного сотрудничества в области музейного дела и развития музеологии. Международный совет музеев (ИКОМ) как координирующий центр в области музееведения и музейной практики. Значение международных конференций в разработке музееведческих идей (1964, 1965, 1971 т.д.) Направления и результаты деятельности Международного комитета по музеологии ИКОМ. Влияние международного журнала MUSEUM на развитие науки и практической деятельности музеев.
^ Тема 9. Музей как элемент современной цивилизации. Музей в условиях глобализации и информатизации.

Музей в эпоху постмодернизма. Традиции и новации в деятельности музея по отбору, сохранению и интерпретации природных и историко-культурных объектов и предметов в современных условиях. Идеи «музея без стен» (А. Мальро), «музея–контекста» (П. Мейран), «экомузея» (Ж. А. Ривьер). Глобализация и информатизация в объединении усилий для решения общих проблем музейного дела. Международные музейные проекты. Музеи в решении задач сохранения культурной идентичности народов и этносов как тенденция в противостоянии глобализму.

^ Тема 10. Музееведение в системе социальных и гуманитарных наук. Междисциплинарный характер музееведения.

Предмет музееведения в понимании ее междисциплинарного характера. Связь музееведения с историей, философией, культурологией и т. д. Музееведение и дисциплины, изучающие документальную деятельность. Музееведение и педагогика, психология и социология. Связь музейного источниковедения с профильными науками (общественными, естественными, техническими).
^ Тема 11. Феномен музейного предмета в контексте музейного источниковедения. Историко-аналитический взгляд на проблему.

Место музейного источниковедения в теории музееведения. Ретроспективный анализ научных взглядов на феномен музейного предмета (Ф. И. Шмит, А. И. Михайловская, А. М. Разгон, В. Ю. Дукельский, В. В. Кондратьев и др.)

Музейный предмет как музееведческое понятие. Соотношение понятий «вещь», «предмет музейного значения», «музейный предмет», «экспонат». Документальное, информационное и культурное значение музейного предмета. Музейный предмет как аутентичный объект реального мира.

Свойства музейного предмета: информативность, репрезентативность и экспрессивность. Функции музейного предмета как система взаимоотно-шений информационных потенциалов музейных предметов.

Моделирование действительности, коммуникативная и научно-инфор- мационная функции музейного предмета. Роль зарубежных ученых в изучении фенонена музейного предмета. (Й. Бенеш, К. Шрайнер и др.)


^ Тема 12. Музей как явление культуры и социокультурный институт. Историческая изменчивость социокультурных функций музея.

История формирования научного понятия «музей» и отражение этого процесса в специальной литературе.

Типология и классификация музеев как дискуссионная проблема. Понятия «профиль», «тип» и «вид» музея в историческом аспекте. Современные классификации музеев. Особенности деятельности музея в зависимости от его вида, типа и профиля.

Виды музейной деятельности и их соотношение с социокультурными функциями музея. Исторический подход к определению функций музея. Относительная самостоятельность и характер взаимодействия функций музея, их стабильность и динамизм. Взаимодействие и взаимообусловленность функций документирования, образовательно-воспитательной и рекреационной. Изменчивость социокультурных функций музея под влиянием политических, экономических и культурных факторов.

Особенности и тенденции реализации функций в современных условиях.
^ Тема 13. Теория музейного документирования о методологии и методике научного комплектования фондов.

Теория документирования как первая ступень познания «музейности». Музейный предмет как документ. Информационно-исторический уровень понимания документирования в современном музееведении. Научное документирование явлений и процессов природы и общественной жизни как специфический тип музееведческого исследования. Когнитивно-ценностный подход к документированию. Критерии и принципы документирования. Цель, смысл и результат музейного документирования.
^ Тема 14. Теория музейного тезаврирования и его роль в изучении и сохранении музейного собрания.

Теория тезаврирования как вторая ступень познания музейности. Тезаврирование как познание, учет и охрана «музейности». Основные понятия теории тезаврирования: музейная коллекция, музейное собрание, подлинность, достоверность и т. д. Классификация, систематизация, интерпретация, атрибуция музейных предметов. Новые информационные технологии и научная организация фондов в контексте теории тезаврирования.
^ Тема 15. Теория коммуникации в развитии музейного дела во второй половине ХХ-начале ХХI века.

Теория музейной коммуникации и ее соотношение с другими видами коммуникаций. Взгляды на музейную коммуникацию Д. Камерона, Ю. Ромедера, Х. Хелленкемпера, М. Гнедовского, и других.

Визуально-пространственный язык музейной коммуникации. З. Странский о формах музейной коммуникации. Знаковый характер музейной коммуникации. Демонстрационная форма (экспозиция) как основная форма музейной коммуникации.

Значение теории коммуникации для современной музейной деятельности.

^ Тема 16. Формы и способы сохранения культурного наследия в музее.

Понятие «культурное наследие» и его место в теории и практики музейного дела. Современное понимание задач сохранения и трансляции культурного наследия. Формы сохранения культурного наследия. Музеефикация как научная и практическая проблема.

Музеи-заповедники, их виды и типы. Отличительные черты их функционирования. Понятие «живой музей».

Особенности деятельности музеев в сохранении и трансляции нематериального культурного наследия: музеи песни, музеи ремесел и т. д.
^ Тема 17. Охрана культурного и природного наследия как культурологическая и социальная проблема. Формы сохранения и передачи культурного и природного наследия.

Особо охраняемые природные и историко-культурные территории как форма сохранения и интерпретации памятников природы, истории и культуры. Типология и особенности их деятельности. Роль ЮНЕСКО в организации мер по охране и использованию уникальных памятников природы, истории и культуры. Экология культуры как социальная и научная проблема. Музей и индустрия туризма. Тенденции взаимодействия и сложности практической деятельности.

Раздел 2. Прикладное музееведение.

^ 2.1. Для студентов музееведческих специализации.
Тема 1. Принципы организации фондов музея. Фондовое оборудование и учетно-фондовая документация. Ее значение и роль.

Понятие «фонды музея». Структура и типология музейных фондов. Основные направления фондовой работы музея. Научная концепция комплектования музейных фондов. Оборудование музейных фондов и его виды.

Комплектование фондов музеев различных профилей и типов. Документация процесса комплектования фондов.

Юридический и научный аспекты учета музейных фондов. Значение вторичной документации («музейного учета») в фондообразовании, изучении и использовании музейных собраний. Назначение и структура научно-справочного аппарата. Описательный язык, терминология вторичной документации. Компьютеризация музейных фондов как форма изучения, учета и использования фондов.
  1   2   3   4

Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2011 федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской федерации Федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница