Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих


НазваниеУчебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих
страница1/6
Дата публикации06.07.2013
Размер1.05 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6
ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ

Учебное пособие Часть 1. Е.А.Щетинский

Федеральная служба лесного хозяйства России

Всероссийский институт повышения квалификации руководящих
работников и специалистов лесного хозяйства

Е.А.Щетинский


ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ


Учебное пособие
Часть 1
(Книга 1)


Лесные пожары и охрана лесов

Пушкино 1998 г.


Профессор Е. А.Щетинский. -

Лесные пожары и охрана лесов (учебное пособие для летчиков-наблюдателей, часть 1)
Одобрено и рекомендовано к изданию Центральной базой авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" и ВИПКЛХ.

Рецензенты:

начальник летно-производственной службы Центральной базы авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" А.П.Щербаков


начальник курсов летчиков-наблюдателей ВИПКЛХ. доцент В.Д.Бацановский

   Учебное пособие предназначено для подготовки летчиков-наблюдателей по программе "Охрана лесов от пожаров".

   Учебное пособие содержит сведения о природе лесных пожаров, мерах по их предупреждению, ограничению распространения, обнаружению, способах и тактических приемах тушения, технических и других средствах применяемых в борьбе с лесными пожарами наземными и авиационными службами, технике безопасности, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие работа по охране лесов от пожаров.
   Пособие может быть использовано при повышении в классе летчиков-наблюдателей, подготовке и повышении квалификации специалистов органов управления лесным хозяйством и авиабаз, других специалистов, в функциональные обязанности которых входит организация работ по охране лесов от пожаров.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Охрана лесов от пожаров является основным курсом в учебном плане подготовки летчиков-наблюдателей авиационной охраны лесов от пожаров и состоит из двух частей: первая - лесные пожары и охрана лесов и вторая - авиационная охрана лесов.
   Изучив курс охраны лесов от пожаров, летчик-наблюдатель, в соответствии с квалификационным требованием, должен
   знать основы лесной пирологии. Правила пожарной безопасности в лесах; способы и средства предупреждения возникновения, ограничения распространения и обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними; правила охраны труда и техники безопасности при охране лесов; организацию и выполнение авиалесоохранных работ; правила подготовки и пользования картографическим материалом; ведение документации; нормативно-правовые и руководящие документы по вопросам охраны лесов от пожаров наземными и авиационными силами и средствами;
   уметь при авиапатрулировании определять места возникновения лесных пожаров и их характеристики, организовывать тушение лесных пожаров наземными и авиационными силами и средствами; обеспечить контроль за соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах, составлять протоколы о лесных пожарах и нарушениях лесного законодательства и принимать меры по привлечению виновных к ответственности; составлять и передавать информацию о лесных пожарах, вести радиосвязь, определять класс пожарной опасности по условиям погоды и организовывать в соответствии с этим работу авиационных сил и средств; обеспечивать взаимодействие авиационной и наземной охраны лесов;   иметь представление о состоянии охраны лесов от пожаров в зарубежных странах и влиянии лесных пожаров на экологию окружающей среды и устойчивое развитие лесного хозяйства.

Введение

   Проведение работ по обеспечению охраны лесов от пожаров является одной из основных задач Государственной лесной охраны Российской Федерации в состав которой входят наряду с работниками государственных органов управления лесным хозяйством и летчики-наблюдатели, а также другие специалисты баз авиационной охраны лесов, для которых охрана лесов от пожаров является профилирующим направлением их деятельности. Лесной фонд России (земли предназначенные для ведения лесного хозяйства) составляет около 69% всех земель России (вместе с внутренними водами), при этом 78,5% сомкнутых лесов расположено в Азиатской части и 21.5% в Европейско-Уральской части России (ЕУЧР). Средняя лесистость России составляет 44,7%.

По данным очередного Государственного учета лесного фонда (ГУЛФ) на 01.01.93 его площадь составляет 1180,9 млн.га. в т.ч. покрытых лесом земель 763.5 млн.га. непокрытых лесом - 68.4 млн.га. естественных редин - 47,1 млн.га. с общим запасом насаждений лесного фонда - 80,7 млрд. м3. По данным ГУЛФ на 01.01.83 его площадь составляла 1172,4 млн.га, т.е. увеличилась за межучетный период на 8.5 млн.га. В ведении государственных органов управления лесным хозяйством находится 1110,5 млн.га (94%) площади лесного фонда, из них покрытые лесом земли занимают 705,8 млн.га, непокрытые лесом - 68.4 млн.га, 67%лесных земель занято хвойными насаждениями и 17% - хвойными редкостойными лесами. Общий запас насаждений равен 73.0 млрд. м3. В настоящее время у нас в стране и в мире наблюдается переоценка значения леса в жизни людей. Если раньше в общественном сознании лес был лишь источником дров, лесоматериалов и древесной массы, то теперьлес воспринимается прежде всего как социально-культурная ценность, гарантия устойчивого развития человечества в связи с выполнением им глобальных экологических функций. По объему и разнообразию своих экологических функций леса выделяются среди всех природных комплексов, как главный механизм регулирования и очистки водного стока, эффективное природное средство предотвращения эрозии, сохранения и повышения плодородия почв, наиболее емкий резервуар генетического разнообразия, самое мощное средство обогащения атмосферы кислородом и очистки воздушного бассейна от загрязнений, глобальный фактов формирования климата. Поэтому проСлема охраны лесовот пожаров выходит за рамки одной страны и приобретает международное значение.

^ Горимость лесов. По данным отчетов Лесного департамента России за период 1910-1914 гг. возникло в среднем 23 пожара в расчете на 1 млн.га при средней площади пожара 1300 га. В настоящее время за период
1991-1995 гг. на лесной и только охраняемой площади лесов, составляющей около 875 млн.га, в среднем за год возникло 28 лесных пожаров в расчете на 1 млн.га при средней площади пройденной огнем в расчете на один пожар около 36 га. В отдельные годы горимость лесов варьирует от10 до 35 тыс. пожаров. Так в 1964 г. зарегистрировано 26,4 тыс. пожаров, а пройденная ими лесная площадь составила 674 тыс.га, в 1972 г. - 33,7 тыс. пожаров на площади 1453 тыс. га. в 1982 г. - 14.8 тыс. пожаров на площади 347 тыс. га. в 1992 г. - 25.8 тыс. пожаров на площади 60.2 тыс.га, в 1996 г. - 28.2 тыс. пожаров на площади 1801 тыс.га.

Организация охраны лесов от пожаров в России возлагается на государственные органы управления лесным хозяйством и владельцев лесного фонда, находящихся в системе других органов управления, а также во владении сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков и др. комерческих и некомерческих организаций, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Охрана лесов от пожаров осуществляется, в зависимости от их территориального расположения и региональных особенностей, наземной или авиационной службой. По состоянию на 01.01.93 охрана лесов от пожаров обеспечивается наземной охраной на площади 16.4%, наземной охраной с авиационным патрулированием на площади 10.5%. авиационной охраной на площади 47.2% и 25.9% площади лесного фонда России не охраняется. Осуществление мер по охране лесов от пожаров обеспечивают работники службы государственной лесной охраны государственных органов управления лесным хозяйством, авиабаз, а в лесах, где лесное хозяйство ведут другие организации и лесопользователи - ведомственной лесной охраной и службой охраны национальных природных парков. Авиационная охрана относится к службе государственной лесной охраны, а работы по охране лесов осуществляются на хоздоговорной основе со всеми юридическими и неюридическими лицами, имеющими в своем ведении леса.

^ Государственная лесная охрана (ГЛО) Российской Федерации состоит из должностных лиц Федерального органа управления лесным Хозяйством и его территориальных органов (авиабаз). Перечень должностных, входящих в государственную лесную охрану, утверждает Федеральный орган управления лесным хозяйством (статья 77 Лесного кодекса).

Задачами государственной лесной охраны являются: обеспечение охраны и защиты лесов; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда. Деятельность государственной лесной охраны определяется Положением утверждаемым Правительством. Должностные лица ГЛО подлежат государственной защите, им разрешено хранение, ношение и применение служебного оружия. В соответствии с возложенными задачами. ГЛО обязана: предотвращать и пресекать нарушения; обеспечивать правопорядок в лесном фонде;

производить делопроизводство по административным правонарушениям; давать указания о приостановлении и прекращении хозяйственной деятельности, нарушающей существующие правила и порядок: выполнять иные обязанности предусмотренные законодательством. Для выполнения возложенных обязанностей ГЛО предоставлено прав: проверять у граждан и должностных лиц документы на право лесопользования; составлять протоколы о лесонарушениях и задерживать виновных; доставлять в правоохранительные органы лиц, совершивших преступления и правонарушения; изымать незаконно добытые лесные ресурсы, орудия их добычи и транспортные средства; производить досмотр транспортных средств, а при необходимости и личный досмотр задержанных лиц; применять физическую силу, спецсредства и оружие в установленных законодательством случаях.

^ Глава 1. Структура управления охраной лесов от пожаров

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации государственное управление в области охраны лесного фонда относится к полномочиям органов государственной власти всех уровней, которые через органы управления лесным хозяйством организуют выполнение мероприятий по охране и защите лесов. Охрана и защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами лесхозами Федерального органа управления лесным хозяйством базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа управления лесным хозяйством.

1.1. Структура организации охраны лесов

1.2. Основное функции охраны лесов

Основными задачами охраны лесов от пожаров в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (1997 г.) является предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространенния и тушение. Исходя из этого функциональная структура охраны лесоваот пожаров включает следующие основные направления деятельности:

1) Противопожарная профилактика (предупреждение лесных пожаров) включает: предупреждение возникновения лесных пожаров (противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа; регулирование посещаемости лесов населением, лесная рекреация; контроль за соблюдением правил пожарной безопасности); ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламленности лесных участков, проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоемов); организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территории к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения по методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров и способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны)

2) Обнаружению лесных пожаров (получение сведений от подразделений гидрометеослужбы о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды и доведение их до лесной охраны на территории; наземное и авиационное патрулирование лесов и организация наблюдения за лесом с пожарных наблюдательных вышек и мачт; организация связи для получениясведений о возникновении лесных пожаров).

3) Организация борьбы с лесными пожарами (регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от уровня пожарной опасности и фактической горимости лесов; организация связи при тушении лесных пожаров; организация доставки сил и средств пожаротушения к местам работ; организация тушения лесных пожаров).

4) Ликвидация последствий лесных пожаров (обследование гарей и горельников их освоение и использование; очистка площадей; подготовкак лесовосстановлению; лесовосстановление). Эта (четвертая) функция может быть, отнесена к лесохозяйственнойдеятельности по воспроизводству лесов, однако она является заключительным этапом ликвидации последствий лесных пожаров и на наш взгляд, ее необходимо рассматривать в комплексе задач, решаемых государственной лесной охраной по обеспечению охраны лесов от пожаров.

^ 1.3. Выполнение функций по охране лесов К полномочиям Правительства Российской Федерации в охране лесов от пожаров относятся - проведение инвестиционной политики, утверждение и реализация федеральных государственных программ по охране лесов, а к полномочиям субъектов Федерации - организация обеспечения выполнения мероприятий по охране лесов. Кроме этого органы государственной власти субъектов Федерации и его территориальные органы в случаях необходимости имеют право, на периоды высокой пожарной опасности в лесах, запрещать посещение лесов, въезд в них транспортных средств и выполнение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда, т.е. вносить дополнения в Правила пожарной безопасности в лесах, а также устанавливать порядок привлечения граждан и юридических лиц к тушению лесных пожаров. Согласно Лесного кодекса, охрану лесов от пожаров обеспечивает Федеральный орган управления лесным хозяйством России, который является специально уполномоченным Правительством государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов. Свои функции Федеральный орган управления лесным хозяйством выполняет через органы управления лесным хозяйством в субъектах Федерации и лесхозы.

Для обеспечения надлежащего управления государственным лесным Фондом и непосредственного выполнения задач по охране и защите леса лесной фонд лесхоза разделяется на лесничества, лесохозяйственные (мастерские) участки, а участки - на обходы. Непосредственную охрану лесов несут лесники в пределах закрепленного за каждым лесником обхода под руководством мастеров леса, возглавляющих лесохозяйственные участки.

В лесхозах, имеющих леса с высокой природной пожарной опасностью, для борьбы с лесными пожарами создаются пожарно-химические станции, механизированные отряды, пожарные пункты и пункты сосредоточения противопожарного инвентаря. В течение пожароопасного сезона государственная лесная охрана лесхоза усиливается пожарными сторожами и добровольными пожарными дружинами, порядок финансирования и материально-технического обеспечения которых определяется органом власти субъектов Российской Федерации. Для обеспечения охраны лесов Федеральный орган управления лесным хозяйством создает специализированные организации по авиацийной охране - авиабазы. В зависимости от возможности обеспечить своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров наземными силами и средствами охраняемая площадь лесов подразделяется на зоны авиационной и наземной охраны.

Отнесение площади лесного фонда к зонам авиационной и наземной охраны согласовывается руководителями региональных органов управления лесным хозяйством и соответствующей базы авиационной охраны лесов. Границы районов наносятся на специальные карты. Разделение лесного фонда на районы охраны является основанием для планирования размещения сил и средств пожаротушения, не исключая совместных действий наземной и авиационной служб. Зоны авиационной охраны лесов условно разделяется на два района:в одном тушение лесных пожаров обеспечивают авиационные силы и средства (авиационная борьба), в другом Авиалесоохрана осуществляет только обнаружение лесных пожаров (авиационное патрулирование) и оповещает о них наземную лесную охрану для принятия мер. Зоны наземной охраны лесов, в свою очередь, подразделяется на районы, где борьбу с лесными пожарами осуществляет лесная охрана, пожарно-химические станции и механизированные отряды, специализированные подразделения лесопользователей, других организаций, физическими и юридическими лицами, за которыми закреплены (переданы в аренду) определенные участки леса. В последующих главах функции каждого из структурных и государственных органов будут рассмотрены применительно к обеспечению охраны лесов

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих iconНа уровне высших федеральных органов государственной власти России,...
Среди них: Минэкономразвития России, Минфин России, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (фсфр россии), фнс россии, Федеральная...
Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих iconФедеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: кафедра...
С 41 Социальная экология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 280 с
Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих iconУчреждение образования «институт переподготовки и повышения квалификации...
Рецензент: Барташ В. А. заведующий кафедрой спортивно-боевых единоборств и специальной подготовки Белорусского государственного университета...
Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих iconКурсы “Психология делового общения”. Тольяттинский институт переподготовки...
Получение должности: диспетчер, менеджер по продажам, менеджер по развитию, менеджер по персоналу, маркетолог, психолог, помощник...
Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих iconПсихологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов университетов, академий и институтов физической культуры, тренеров и спортивных врачей,...
Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих iconПсихолого-социальный институт С. С. Новикова история развития социологии...
Н73 История развития социологии в России: Учеб пособие. — М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: нпо «модэк»,...
Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих iconВычислительная математика Учебное пособие
Мастяева И. Н., Семенихина О. Н. Численные методы: Учебное пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики,...
Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих iconУчебное пособие «Дрессировка служебных собак»
Учебное пособие предназначено специалистам служебного собаководства пограничных, внутренних войск, органов мвд. Оно может быть использовано...
Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих iconИгры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста 2-е издание Мозырь
Рецензенты: начальник отдела охраны прав детства и специального образования Могилевского областного института повышения квалификации...
Учебное пособие Часть Е. А. Щетинский Федеральная служба лесного хозяйства России Всероссийский институт повышения квалификации руководящих iconФедеральная служба государственной статистики РФ в 2010 году провела...
Федеральная служба государственной статистики РФ в 2010 году провела аналитическое
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница