Ульяновский государственный университет


НазваниеУльяновский государственный университет
страница1/7
Дата публикации07.07.2013
Размер1.24 Mb.
ТипЗанятие
userdocs.ru > Право > Занятие
  1   2   3   4   5   6   7



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕДИЦИНЫ, ЭКОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


М.Б. Ниезмухамедова, Н.Н. Мурыванова, И.Э. Халиуллов

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Учебно-методическое пособие

к практическим занятиям по общей гигиене

для студентов педиатрического факультета

Ульяновск

2010 г
УДК 613.95 (075.8)

ББК 51.28 я 73

Н 60
Печатается по решению Ученого совета

Института медицины, экологии и физической культуры

Ульяновского государственного университета

Рецензенты

главный специалист, эксперт отдела санитарного надзора управления

Роспотребнадзора по Ульяновской области Г.М. Ахметзянова

зав.кафедрой педиатрии медицинского факультета ИМЭиФК,

д.м.н., профессор А.И. Кусельман
^ Ниезмухамедова М.Б.

Н 60 Гигиена детей и подростков: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей гигиене для студентов педиатрического факультета / М.Б. Ниезмухамедова, Н.Н. Мурыванова, И.Э. Халиуллов - Ульяновск: УлГУ, 2009 - с
Учебно-методическое пособие является руководством к проведению практических занятий по гигиене детей и подростков.

Пособие подготовлено для студентов педиатрических факультетов высших медицинских заведений по специальности 040200 «Педиатрия», в соответствии с типовой программой дисциплины « Гигиена с основами экологии человека и гигиеной детей и подростков», утвержденной Минздравом Российской Федерации (1999г.)
УДК 613.95 (075.8)

ББК 51.28 я 73

Н 60

М.Б. Ниезмухамедова, Н.Н. Мурыванова, И.Э. Халиуллов, 2009

Ульяновский государственный университет, 2009

Тема №1.

^ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Продолжительность занятия: 5 часов

Цель занятия: Освоить цели и задачи гигиены детей и подростков. Овладеть современными методами исследования и оценки физического развития.

План занятия:

  1. Освоить содержание, цели и задачи гигиены детей и подростков.

  2. Освоить методы исследования физического развития.

  3. Научиться устанавливать паспортный возраст.

  4. Освоить методику разработки стандартов физического развития.

  5. Оценить физическое развитие ребенка методами сигмальных отклонений, профиля физического развития, шкалы регрессий.

Основные вопросы занятия:

1. Предмет, задачи и содержание гигиены детей и подростков. Основные разделы гигиены детей и подростков.

2. Понятие о физическом развитии. Факторы, влияющие на физическое развитие. Показатели физического развития.

3. Методы исследования физического развития ( соматоскопия, соматометрия, физиометрия).

4. Методика определения возрастных групп.

5. Понятие о стандарте физического развития. Методика вариационно-статистической разработки антропометрических данных.

6. Методы оценки физического развития ( метод сигмальных отклонений, профиль физического развития, шкала регрессий).
^ БЛОК ИНФОРМАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМЕ.
Гигиена детей и подростков представляет отрасль гигиенической науки, и поэтому ее определение основывается на общем понятии гигиены.

Гигиена детей и подростков - профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Основная особенность детей и подростков заключается в том, что в отличие от взрослых их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.

Основное отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека в том, что внешние воздействия сказываются не только на его функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень сильно влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.

Задача гигиены детей и подростков заключается в том, чтобы, не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности. Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.

Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов: 1) здоровье детей и подростков; 2) гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня; 3) гигиена физического воспитания; 4) гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся; 5) гигиена питания детей и подростков; 6) гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков; 7) гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков; 8) медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.

Один из разделов гигиены детей и подростков изучает вопрос о состоянии здоровья детей и подростков. Ведущим признаком здоровья является физическое развитие.

« Физическое развитие» детей и подростков - состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития - биологический возраст.

Физическое развитие ребенка в каждый период жизни - это комплекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма.

Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят другие показатели здоровья. Оценка физического развития включается в качестве основного показателя оценки состояния здоровья детей и подростков наряду с демографическими показателями, заболеваемостью и др.

Физическое развитие находится в зависимости от ряда социальных и биологических факторов: состояние здоровья, калорийность и качество питания, течение беременности и родов у матери, наследственность, отношение к этнической группе. Выявлена тесная взаимосвязь между физическим развитием и уровнем двигательной активности с уровнем медицинского обслуживания, уровнем благосостояния, психологическим климатом в семье, успеваемостью в школе, воздействием окружающей среды на организм, с наличием гигиенических навыков, с соблюдением рационального режима и правильного образа жизни, отсутствие вредных привычек.

Наблюдение за физическим развитием отдельных детей в динамике длительного времени позволяет выявить особенности роста и развития каждого индивидуума (индивидуализирующий метод). Кроме того, применяется генерализирующий метод, основанный на массовом исследовании больших групп детей.

Исследование физического развития школьников проводится при плановых периодических медицинских осмотрах. Основными показателями физического развития являются: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки.
^ Методы исследования физического развития.

1. Соматоскопия (данные наружного осмотра). Оцениваются кожные покровы: цвет, тургор, чистота, степень жироотложения. Состояние опорно-двигательного аппарата: позвоночник, осанка, форма грудной клетки, форма ног, стопы, наличие врожденных или приобретенных деформаций, искривлений.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Для определения формы позвоночника проводят осмотр его как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольников талии, образуемых линий талии и опущенной рукой. В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию.

При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковых (сколиоз). При искривлении в переднезаднем направлении усиливается физиологическая кривизна. Боковые искривления могут захватывать весь позвоночник (полные) и часть его (частичные). В зависимости от направления дуги изгиба различают право- и левосторонние сколиозы. При сколиозах отмечается асимметрия лопаток, уровней плеч и треугольников талии, наличие мышечных компенсаторных валиков. Для определения боковых искривлений позвоночника может быть использован сколиозометр.

В зависимости от степени искривления различают сколиоз, кифоз, лордоз I, II и III степени. При I степени имеется функциональное нарушение, нефиксированный дефект, исчезающий при активном напряжении мускулатуры. II степень характеризуется стойким искривлением, не исчезающий при напряжении мускулатуры; резко выраженных деформаций позвоночника и грудной клетки нет. При III степени наблюдаются резко выраженные фиксированные искривления позвоночника и деформация грудной клетки.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную.

^ Форма грудной клетки определяется при рассматривании в профиль и анфас. Обращают внимание на величину надчревного угла, направление нижних ребер и форму линии, ограничивающей грудную клетку спереди. Различают грудную клетку цилиндрическую, плоскую, коническую. Грудная клетка может быть смешанной формы; встречаются патологические формы грудной клетки («куриная грудь», «грудь сапожника», другие деформации и асимметрий).

При цилиндрической форме грудная клетка выглядит равномерно развитой в верхнем и нижнем отделах, ограничивается спереди овальной линией, надчревный угол равен или близок к прямому, нижние ребра имеют средний наклон.

Плоская грудная клетка обычно имеет удлиненную и уплощенную форму, надчревный угол острый; линия, ограничивающая грудную клетку спереди, почти прямая; нижние ребра имеют значительный наклон.

При конической форме грудная клетка имеет более широкую нижнюю часть, передняя линия овальная с выпуклостью в нижней части, надчревный угол тупой, ребра имеют малый наклон.

При определении формы ног обследуемый ставит пятки вместе и стоит выпрямившись. При нормальной форме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при О-образной - коленные суставы не касаются, при Х-образной - один коленный сустав заходит за другой.

Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. При нормальной стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии, строго перпендикулярно к поверхности опоры. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклее, вертикальные оси также перпендикулярны поверхности опоры. При плоской стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образует угол, открытый кнаружи. Помимо осмотра, можно применять методы получения отпечатков стопы (плантография).

Школьники распределяются по следующим типам телосложения: астенический, торакальный, мышечный, дигестивный.

Астенический тип: грудная клетка уплощена спереди назад, вытянута, часто сужена книзу. Эпигастральный угол острый. Спина часто сутулая, с резко выступающими лопатками. Живот впалый или прямой. Характерно выступание костей таза. Такие дети имеют удлиненные конечности, тонкий костяк. Подкожно-жировой слой крайне незначителен, поэтому хорошо виден костный рельеф - кости плечевого пояса и ребра. Мускулатура развита слабо.

Торакальный тип: относительно узко сложенный тип. Грудная клетка цилиндрическая, реже слегка уплощена. Эпигастральный угол близок к прямому или прямой. Спина прямая, иногда с выступающими лопатками. Живот прямой. Мускулатура и подкожно-жировой слой развиты умеренно.

Мышечный тип: данный тип характеризуется наличием массивного скелета с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка округлая, цилиндрическая, одинакового диаметра по всей длине, эпигастральный угол прямой. Спина прямая, с нормально выраженными изгибами. Живот прямой, с хорошо развитой мускулатурой. Значителен объем мышц. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.

Дигестивный тип: представители этого типа имеют обильное жироотложение. Форма грудной клетки, как правило, коническая, короткая, расширена книзу. Эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый с жировыми складками. Спина прямая или уплощенная. Скелет крупный, массивный. Мускулатура хорошо развита. Подкожно жировой слой образует складки на животе, спине, боках. Костный рельеф совершенно не просматривается.

Если телосложение ребенка сочетает в себе черты двух смежных типов (имеет переходный характер), то он относится к тому типу конституции, черты которого преобладают.

2. Соматометрия - измерение длины тела, массы тела, окружности грудной клетки.

Для измерения длины тела используется стационарный деревянный ростомер или металлический антропометр (Мартина).

^ Рост измеряют стоя и сидя.

- Измерение роста стоя: Обследуемый встает на платформу ростомера спиной к вертикальной стойке; стоит, выпрямившись, подобрав живот и расправив плечи, опустив руки вдоль тела, поставив пятки вместе, а носки врозь (стойка "смирно"). При этом он должен касаться вертикальной стойки 3-мя точками: пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова должна находиться прямо, в таком положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной горизонтальной плоскости. Планшетка опускается на голову. Показания отсчитывают по шкале согласно положению нижней грани планшетки.

- Измерение роста сидя: проводится для сопоставления с другими предельными размерами тела и дает представление о пропорциональности развития.

Обследуемый садится на скамейку ростомера, касаясь его вертикальной стойки 2-мя точками: межлопаточной областью и ягодицами. Положение головы такое же как при измерении роста стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом. Стопы опираются о пол или подставку. Руки находятся вдоль бедер.

После отсчета в этом положении из полученной величины вычитают высоту скамьи (40 см для взрослых и 25 см для детей). Для определения длины нижних конечностей нужно из величин роста вычесть рост сидя.

Деревянным ростомером можно измерить рост стоя и сидя, а антропометром - различные длинники: длину туловища, длину отдельных частей верхних и нижних конечностей.
^ Определение массы тела. Для взвешивания пользуются медицинскими весами. Весы перед взвешиванием должны быть выверены. Взвешивание производится натощак, без одежды, обуви. Обследуемый становится на середину площадки весов.

^ Измерение окружностей. Для измерения окружности головы, груди, голени, бедра пользуются полотняной прорезиненной сантиметровой лентой. При пользовании лентой необходимо ее периодически выверять и после нескольких сотен исследований заменять новой. Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха. Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при поднятых руках. Затем руки опускают и лента, соскальзывая, ложится под углами лопаток сзади, спереди - по IV ребру.
3. Физиометрия - изучение функционального состояния организма.

Определение функциональных показателей, при этом измеряют ЖЕЛ (спирометрия), мышечную силу рук (ручным динамометром ), становую силу (силу мышц спины).

Мышечную силу рук определяют ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, несколько отводит руку вперед и в сторону и, охватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель.

Становую силу измеряют становым динамометром. Обследуемый стоит двумя ногами на платформе, нагибается, берется за рукоятку динамометра и, стараясь максимально разогнуться, тянет рукоятку динамометра, которая в исходном положении должна быть на уровне колен. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи. Учитывается максимальный результат.
Полученные таким образом показатели физического развития вносятся в соответствующие графы индивидуального развития ребенка, в которые одновременно вносятся данные медосмотра: жалобы, осмотр по органам и системам и т.д.
^ Установление хронологического возраста.

Для оценки физического развития ребенка прежде всего необходимо, как принято в антропометрических исследованиях, установить его точный возраст на момент обследования. Время, прошедшее от момента рождения до дня обследования, выраженное в годах, месяцах и днях, составляет точный возраст обследуемого.

Знание точного возраста необходимо для последующей возрастной группировки (см. табл.1.1).
Новорожденных выделяют в самостоятельную группу.

Дети первого года жизни группируются по возрастам с интервалом в 1 месяц. К детям 1 месяца относятся дети в возрасте от 16 дней до 1 мес. 15 дней; к 2-х месячным - от 1 мес. 16 дней до 2 мес. 15 дней; к 3-м месячным - от 2 мес. 16 дней до 3 мес. 15 дней и т.д.

Дети в возрасте от 1 года до 3 лет группируются по кварталам (интервал 3 мес.), в возрасте от 3 до 7 лет группируются с интервалом 6 месяцев. Для детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. Поэтому к 7 - летним относятся дети от 6 лет 6 мес. до 7 лет 5 мес. 29 дней; к 8 летним от 7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дней и т.д.
Таблица 1.1.
^ Возрастная группировка детей.


1 год

1 год 3 мес.

1 год 6 мес.

1 год 9 мес.

2 года

2 года 3 мес.

2 года 6 мес.

2 года 9 мес.

3 года

3 года 6 мес.

4 года

4 года 6 мес.

5 лет

5 лет 6 мес.

6 лет

6 лет 6 мес.

от 10 мес. 16 дней до 1 года 1 мес. 15 дней

от 1 года 1 мес. 16 дней до 1 года 4 мес. 15 дней

от 1 года 4 мес. 16 дней до 1 года 7 мес. 15 дней

от 1 года 7 мес. 16 дней до 1 года 10 мес. 15 дней

от 1 года 10 мес. 16 дней до 2 лет 1 мес. 15 дней

от 2 лет 1 мес. 16 дней до 2 лет 4 мес. 15 дней

от 2 лет 4 мес. 16 дней до 2 лет 7 мес. 15 дней

от 2 лет 7 мес. 16 дней до 2 лет 10 мес. 15 дней

от 2 лет 9 мес. до 3 лет 2 мес. 29 дней

от 3 лет 3 мес. до 3 лет 8 мес. 29 дней

от 3 лет 9 мес. до 4 лет 2 мес. 29 дней

от 4 лет 6 мес. до 4 лет 8 мес. 29 дней

от 4 лет 9 мес. до 5 лет 2 мес. 29 дней

от 5 лет 3 мес. до 5 лет 8 мес. 29 дней

от 5 лет 9 мес. до 6 лет 2 мес. 29 дней

от 6 лет 3 мес. до 6 лет 8 мес. 29 дней



Пример 1.

Дата рождения - 15 июля 1999 года

Дата обследования - 28 октября 2008 года

2008 г. 10 мес. 28 дней

- 1999 г. 7 мес. 15 дней

___________________________________________________

9 л. 3 мес. 13 дней Ребенок относится к 9 - летней возрастной группе
Пример 2.

Дата рождения - 25 марта 1995 года

Дата обследования - 10 сентября 2008 года
2008 г. 9 мес. 10 дней

- 1995 г. 3 мес. 25 дней

________________________________________________

13 л. 5 мес. 15 дней Подросток относится к 13 - летней возрастной группе
Пример 3.

Дата рождения - 20 сентября 1998 года

Дата обследования - 8 июля 2008 года
2008 г. 7 мес. 8 дней

- 1998 г. 9 мес. 20 дней

_________________________________________________

9 л. 7 мес. 18 дней Ребенок относится к 10 - летней возрастной группе
^ Понятие о стандарте физического развития. Методика вариационно-статистической разработки антропометрических данных.

Для оценки физического развития необходимо полученные средние показатели физического развития ребенка сравнить с данными региональных стандартов физического развития с учетом пола, возраста, этнической принадлежности. Причем, стандарты обновляются с учетом акселерации каждые 5-10 лет.

Для выработки стандарта физического развития необходимо:

1. Ознакомиться и отобрать индивидуальные карты развития.

2. Установить паспортный возраст.

3. Провести вариационно-статистическую разработку показателей физического развития.

При статистической разработке для выведения стандартов физического развития используют данные практически здоровых детей. Отбираются технически правильно оформленные индивидуальные карты развития ребенка, т.е. карты, в которых указаны фамилия, имя, полная дата рождения (число, месяц, год), полная дата обследования, обследование по органам и системам, данные антропометрических исследований, включающие показатели длины, массы тела, окружности грудной клетки. Окружность грудной клетки измеряется в 3 позициях, причем, при оценке физического развития используется показание окружности грудной клетки в паузе. Подбирается не менее 100 карт на каждую возрастно-половую группу. Из них выписываются показатели физического развития - рост, вес, окружность грудной клетки в паузе. В каждой возрастно-половой группе составляется вариационный ряд на каждый из признаков физического развития. Для составления вариационного ряда необходимо, прежде всего, установить самую малую величину признака (min) и самую большую (max). Вариационный ряд строят с последовательным значением варианта (1 кг для массы, 1 см для роста и окружности грудной клетки), от min до max. Затем, перекладывая карточки, устанавливают частоту случаев (Р) каждого варианта (V), потом вычисляют все основные параметры вариационного ряда: среднюю взвешенную арифметическую (А), среднее квадратичное отклонение ( ∂ ), ошибку взвешенной средней арифметической (М).

Таблица 1.2.

^ Расчет статистических параметров


Вес, в кг

Частота

случаев - p

V p

d ² ( M-V) ²


d ( d ( M-V)

d² p

21

2

42

-3

9

18

22

4

88

-2

4

16

23

5

115

-1

1

5

24

6

144

+0

0

0

25

8

200

+1

1

8

26

3

78

+2

4

12

27

0

0

+3

9

0

28

2

56

+4

16

32

Всего (∑)

30 (∑р)

723 (∑Vр)

-

-

91


∑ Vp 723

М = ---------- = -------- = 24, 1 кг

N 30

∑ d² p 91

∂ = ±√ -------------- = ±√ ------- = ± 1, 732 кг

N 30
∂ 1, 732

m = ± -------- = ± ---------- = + 0,316 кг

√ N 5,472
Аналогичным образом составляется вариационный ряд и определяют такие же параметры для роста и окружности грудной клетки. По разработанным таким образом параметрам составляются стандарты физического развития с учетом пола для каждой возрастной группы.
^ Методы оценки физического развития.

Физическое развитие оценивается следующими методами: метод сигмальных отклонений, профиль физического развития, шкала регрессии, комплексная оценка физического развития, центильный метод, с помощью скрининг-тестов, компьютерные программы по оценке и коррекции морфофункционального развития.
^ 1. Оценка по методу сигмальных отклонений.

Сущность метода сигмального отклонения заключается в том, что показатели физического развития обследуемого ребенка (рост, вес, окружность грудной клетки) сравнивают со средними величинами (М) стандартов физического развития для данного пола и возраста и находят разницу между ними. Для суждения и степени отличия показателей обследуемого ребенка от стандарта, эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднее квадратичное отклонение (∂ ), получая сигмальное отклонение. В зависимости от величины сигмальных отклонений по пятибалльной шкале судят о степени физического развития: среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое.

Средним по своему физическому развитию условно принято считать такое физическое развитие, при котором величина сигмального отклонения по весу, росту, окружности грудной клетки находится в пределах М ± 1∂.

Физическое развитие считается как выше среднего или ниже среднего в тех случаях, когда величина сигмального отклонения отклоняется от средней величины (М) в пределах от ± 1∂ до ± 2 ∂.

Высокое и низкое физическое развитие соответствует колебаниям сигмальных отклонений от средней величины (М) в пределах от ± 2∂ до ± 3∂

Например: девочка 12 лет имеет рост 154 см, вес 45 кг, окружность грудной клетки 68 см. Оцените физическое развитие.

Таблица 1.3.

^ Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений.


Признаки



Измерения, проведенные у ребенка



Данные стандарта (М)


Сигма

1∂


Разность



Сигмальные отклонения


Рост


154


151,14


±7,24


+2,86


+0,39


Вес


45


40,62


±7,9


+4,38


+0,55


Окружность груди


68


70,56


±5,46


-2,56


-0,47


Физическое развитие данной девочки можно оценить как среднее по росту, весу и окружности грудной клетки.

^ 2. Оценка по профилю физического развития.

Профиль физического развития или графическое изображение метода сигмальных отклонений дает возможность наглядно видеть, на сколько сигм, или на какую долю сигмы признаки (рост, вес, окружность грудной клетки) отклоняются от средних величин.

Также, как и при оценке по сигмальным отклонениям, при этом методе для каждого признака вычисляется сигмальное отклонение, для чего разницу между фактической величиной (найденной у ребенка) и средней (найденной по таблице) делят на сигму и находят сигмальные отклонения.

На равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии соответственно оцениваемым признакам (росту, весу, окружности грудной клетки). Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М). По правую сторону от нее наносят на равном расстоянии границы отклонения в пределах +1∂, + 2∂, +3∂, а по левую -1∂, -2∂,-3∂. По этим границам проводят вертикальные линии. Найденную величину сигмального отклонения от средней отмечают точкой на горизонтальной линии, соответствующей признаку. Все точки соединяют прямыми.

Например, данные сигмальных отклонений возьмем из табл.1.3. для девочки 12 лет, ростом 154 см, весом 45 кг, окружностью грудной клетки 68 см. Величина сигмального отклонения для роста + 0,39 веса + 0,55, окружности грудной клетки - 0, 47 (см. табл.1.4.).

^ Таблица 1.4.

Профиль физического развития.

Рост -3∂ -2∂ -1∂ М +1∂ +2∂ +3∂


Вес



















Окр. гр.

клетки




















При оценке по профилю физического развития запрещено на одном графике изображать данные более чем одного ребенка.

Существенным недостатком метода сигмальных отклонений и профиля физического развития является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне их взаимосвязи.
^ 3. Оценка физического развития по шкале регрессии.

В настоящее время наиболее распространенным методом является оценка физического развития по оценочным таблицам - шкалам регрессии.

Этот метод, в отличие от вышеупомянутых методов, дает возможность проводить оценку физического развития во взаимосвязи основных показателей (рост, вес, окружность грудной клетки). Шкала регрессии дает возможность установить степень зависимости между признаками: при этом степень корреляции между длиной тела и другими антропометрическими показателями определяются коэффициентом регрессии (R), показывающим, насколько изменяется величина данного признака (вес и окружность грудной клетки) при изменении длины тела на 1 см.

Индивидуальная оценка физического развития по шкале регрессии производится следующим образом: например, мальчик 12 лет имеет рост 146 см, вес 38 кг, окружность грудной клетки 70,5 см.

На первом этапе необходимо оценить рост ребенка. Для этого величину роста исследуемого ребенка сравниваем с величиной роста соответствующего пола и возраста по стандарту и даем характеристику роста ( средний, выше среднего, ниже среднего, высокий, низкий).

В оценочной таблице для мальчиков 12 лет росту 146 см соответствует вес 37,2 кг. Фактический вес мальчика 38 кг, оказался больше стандартного на 38,0 - 37,2 = + 0,8 кг. В таблице находим сигму веса, она равна ± 4,57. Сигмальное отклонение равно:
+0,8

_____ = + 0,17, т.е. находится в пределах средних величин.

± 4,57
Затем, против величины роста - 146 см находим соответствующую ему величину окружности грудной клетки, она равна 69,1 см. Разница между фактической величиной и стандартной равна: 70,5 - 69, 1 = + 1,4 см. Сигма равна ± 4,06. Следовательно, величина сигмального отклонения равна :

+ 1,4

______ = + 0,34, тоже в пределах средних величин.

± 4,06

Вывод: физическое развитие ребенка среднее, вес и окружность грудной клетки соответствует росту.

При оценке физического развития по шкале регрессии существенным недостатком является то, что этим методом невозможно оценить физическое развитие детей, которые по своему морфологическому развитию опережают или отстают от своих сверстников. Поэтому, в последние годы при изучении физического развития детей и подростков оценивают не только морфофункциональное состояние, но и уровень биологического развития, т.е. биологический возраст.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Ульяновский государственный университет iconУважаемые коллеги!
Упаск) будет проходить в городе Ульяновске на базе фбгоу впо «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова»...
Ульяновский государственный университет iconРоссийской Федерации Ульяновский государственный технический университет
Методические указания для студентов к расчетно-графическим работам по основам теории цепей (специальность 2007 «Радиотехника» ),...
Ульяновский государственный университет iconДесять петербургских вузов попали в "список неэффективных вузов"
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств,...
Ульяновский государственный университет iconИнформационное письмо
Организаторы: Новосибирский государственный технический университет, Тюменский государственный университет, Одесский национальный...
Ульяновский государственный университет iconУльяновский государственный университет Инзенский филиал Аргуткина...
Требования к оформлению письменных работ студентов: Методические рекомендации студентам экономических специальностей. Инза: УлГУ....
Ульяновский государственный университет iconБелгородский государственный университет
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет»
Ульяновский государственный университет iconГрафик мероприятий ано «Ульяновский центр развития предпринимательства» на август 2012 года
Конференц-зал ано «Ульяновский центр развития предпринимательства» ул. К. Маркса, 21-23
Ульяновский государственный университет iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Барановичский государственный университет» утверждаю
Советом педагогического факультета учреждения образования «Барановичский государственный университет»
Ульяновский государственный университет iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Череповецкий государственный университет является одним из ведущих центров развития науки, культуры и образования Северо-Запада
Ульяновский государственный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Курский государственный университет» (далее кгу), и устанавливает согласованные меры по усилению их социальной защищенности с определением...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница