Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима


НазваниеТема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима
страница1/12
Дата публикации02.04.2013
Размер1.57 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
.

Раздел I. Государство и право древнего мира

Тема 1. Государство и право Древнего Востока
Тема 2. Государство и право античных Афин
Тема 3. Государство и право Древнего Рима

Раздел II. Феодальное государство и право

Тема 1. Феодальное государство и право в Западной Европе (общая характеристика)
Тема 2. Государство и право франков
Тема 3. Арабский халифат
Тема 4. Шариат - система мусульманского права
Тема 5. Государство и право феодальной Франции
Тема 6. Феодальное государство и право Англии

Раздел III. Буржуазное государство и право нового времени (XVII - нач. XX вв.)

Тема 1. Буржуазная революция в Англии (XVII в.)
Тема 2. Государство и право Великобритании в XVII - начале XXвв.
Тема 3. Война за независимость и образование США
Тема 4. Государство и право США в конце XVIII - начале XX вв.
Тема 5. Эволюция государства и права новейшего времени

Государство и право Древнего Востока



Вопрос 1. Особенности возникновения классового общества и госу-дарства на Древнем Востоке.
Древний Восток (Древний Вавилон, империя Мауриев в Древней Ин-дии и др.) - обширный регион, где впервые в человеческой истории происходит становление классового общества и государства. Общи-ми чертами древневосточных государств (при их огромном разнооб-разии) являются:
а) сравнительно низкий уровень развития производительных сил (благоприятный климат, плодородная почва, реки - Инд, Тигр и т.д. - все это позволило собирать по несколько урожаев в год, ис-пользуя рутинную технику - мотыги, серпы;
б) зависимость древневосточных народов от ирригационных систем
(каналов, плотин, дамб), рискованный характер земледелия (частые разливы рек, либо засухи) - организация общественных работ по соз-данию системы искусственной ирригации становится первой важ-нейшей функцией государства;
в) длительное сохранение сельской земельной общины ("колхо-за"), доминирование государственной и общинной земельной собст-венности и слабое развитие частной. Сельская община, возникающая естественным образом (из-за самого характера орошаемого земле-делия) всячески поддерживается государством:
1) удобство налогообложения - "колхоз" государству грабить проще, чем частника;
2) возможность возложения на общину полицейских функций (в де-ревне преступнику труднее укрыться, чем в городе);
3) формирование в общине особого менталитета ("коллектив - все, личность - ничто"), быт, обычаи, способы обработки земли, не из-мняющиеся в общине веками, создают властьимущим самые благо-приятные условия для властвования.
г) пестрота социальных групп, (переходная форма полусвободы - полурабства), различие прав и обязанностей жителей древневосточ-ных государств может быть проиллюстрирована следующей схемой варновой (сословной) структуры Древней Индии.
Брахманы - жрецы (белый цвет одежды)
Кшатрии - воины, правители (красный цвет)
Варны Вайшьи - торговцы, ремесленники, крестьяне
(желтый цвет)
Шудры - батраки, слуги (черный цвет)

Вне варн

Чандалы (неприкасаемые) - Даса (рабы):
Могильщики, охотники, рыбаки. а) пленные
б) рожденные от рабынь
в) купленные на рынке
г) подаренные
д)доставшиеся по наследству
е) должники
ж) преступники, приговоренные к рабству.
д) патриархальный характер рабства (от лат. "pater" - отец):
1) мягкость отношения к рабу (их высокая стоимость, часто встре-чающаяся принадлежность рабов и рабовладельцев к одному наро-ду, религиозные мотивы - идея о "переселении душ" у индусов);
2) производство основных материальных благ осуществляется сво-бодными (или зависимыми) людьми, а не рабами; рабов может быть довольно много (как в Древнем Вавилоне), но их труд используется в основном в царском и храмовом хозяйстве, использовать рабов в общинном хозяйстве невыгодно;
3) наличие такой категории рабов, как рабы - должники (видя всю опасность для общества в закабалении свободных, восточные вла-дыки ограничивали долговое рабство определенным сроком (не бо-лее 3-х лет) и возлагали на хозяина раба-должника ответственность за жизнь и здоровье раба.
е) преобладание в качестве политической надстройки деспотии - монархии восточного типа, при которой вся полнота власти - законо-дательной, исполнительной, судебной, религиозной (теократия) при-надлежит одному человеку (царю, фараону) личность которого обо-жествляется. Социальная база деспотии - сельская земельная об-щина (еще в 19 веке французским ориенталистом Бернье была под-мечена тесная связь между общинным характером хозяйства, сла-бым развитием частной собственности на землю и деспотической формой правления).
Государственный механизм деспотии приспособлен к выполне-нию трех основных функций (в той или иной степени присущих любо-му современному государству):
1) организация общественных работ по строительству каналов, пло-тин, дамб, дорог, крепостей (часто эти работы были нерациональны на первый взгляд - Великая Китайская стена, египетская пирами-да);
2) внешняя функция - захват соседних территорий, рабов, как мате-риальных ценностей (до сей поры имеется на Востоке масса терри-ториальных проблем - народы без государства (курды, долгое вре-мя иудеи), разделенные народы - (таджики в Афганистане и Тад-жикистане) и др.
3) внутренняя функция (ограбление собственного народа путем сбора разного рода налогов, отбытие трудовых повинностей) - создание бюрократического аппарата, превращающегося на Востоке в осо-бый класс общества.
Государственный строй Древнего Вавилона при царе Хаммурапи
(18 в. до н.э.)
Управление на местах


Одной из особенностей государственного управления на Древнем Востоке было объединение в одних руках административных и жре-ческих функций, которое может быть объяснено следующими факто-рами:
1. именно жречество было наиболее образованной частью населения (умение писать, читать, считать, предсказывать разливы рек и т.д.) - наличие необходимых администраторам навыков;
2. богатство и могущество жречества, стремление светских владык привлечь жрецов на свою сторону (жрецы свергали неугодных фа-раонов, аятолла сверг шаха и т.д.);
3. дополнение религиозного, морального авторитета авторитетом ад-министративным (такому жрецу-чиновнику проще собирать налоги);
4. честность, бескорыстие, неподкупность, совестливость - такими чертами наделяет обыденное сознание служителей культа (жрец, ставший администратором меньше будет красть - так по-видимому думали древневосточные владыки).
Вопрос 2. Основные черты древневосточного права (Законы царя Хаммурапи 18 в. до н.э. - Древний Вавилон, Законы Ману ок. 1 в. до н.э. - Древняя Индия).
Право - это зеркало, в котором отражается общество; изучая те или иные правовые памятники можно достаточно точно определить уровень экономического развития, культуры, религии данного обще-ства. На какие же черты древневосточного права обратит внимание, в первую очередь, даже самый неискушенный в юриспруденции сту-дент-первокурсник?
а) жестокость уголовного права, проявляющаяся в самой системе преступлений и наказаний. Законы Хаммурапи (Вавилон 18 в. до н.э.) рисуют следующую картину:
1. преступление против религии (колдовство, кража храмового иму-щества) - смертная казнь через утопление, либо штраф в размере 30-ти кратной стоимости украденного;
2. преступление против личности (убийство, нанесение телесных по-вреждений, изнасилование и т.д.) - смертная казнь, членовреди-тельское наказание (по принципу талиона - "око за око, зуб за зуб").
3. Имущественные преступления (кража, грабеж, уничтожение либо порча чужого имущества) - штраф (часто очень высокий), а если не может заплатить штраф серебром - платит жизнью или свободой (обращение в рабство за долги);
4. Воинские преступления (отказ воина от военной службы царю) - смерть и конфискация имущества илку (дом, поле, сад, даваемый царем воину за службу);
5. Должностные преступления (изменение судьей ранее вынесенного приговора) - отстранение от должности, бичевание плетьми, штраф в пользу потерпевшего;
6. Против семейных устоев (подмена младенца, прелюбодеяние же-ны, отказ сына от приемных родителей) - утопление, отрезание языка;
7. Против суда (лжесвидетельство) - высокий штраф.
Жесткость уголовного права проявлялась в использовании т.н. "объективного вменения" - наказания без вины (по законам Ману мятежник не только подвергался сам мучительной казни путем со-жжения кистей рук и головы - такому же наказанию подвергались все его родственники до седьмой степени родства). Эта жестокость мо-жет быть объяснена высоким уровнем преступности (особенно среди городского населения), а также отношением к личности на Востоке вообще (ценен коллектив, община, а не отдельная, тем более пре-ступная личность). Основными целями наказания было устрашение потенциальных преступников и демонстрация мощи государства пе-ред подданными (посему наказания проводились публично), воспре-пятствование дальнейшему совершению подобных преступлений этим же человеком (отрубание руки вору), возмещение вреда (если речь шла о штрафе) и исправление тех, кого можно исправить (позо-рящие наказания типа нанесения рабского знака, бритье бороды и т.д.). Не имея возможности бороться с корнями преступности - бед-ностью, бездельем, завистью, государство боролось с преступниками (часто путем их физического уничтожения).
Закрепление в праве пережитков первобытно-общинного строя, коими принято считать:
1) внесудебные расправы, самосуд (убийство ночного вора на месте преступления, бросание крадущего во время пожара в огонь), объ-ясняемые невозможностью содержания за государственный счет эффективного карательного аппарата, передача государством сво-их палаческих функций в руки законопослушным подданным;
2) коллективная ответственность общины за преступление, совер-шенное на его территории, если преступник не найден (штраф, взимаемый с общинников в пользу ограбленного, побуждающий крестьян надзирать за порядком на своей территории);
3) использования при применении наказаний принципа талиона - за равное преступление - равное наказание (применялся лишь в тех случаях, когда и преступник, и жертва относились к равным сосло-виям).
Сословный, классовый характер права, проявляющийся особенно ярко в уголовно-правовой сфере. В Законе Хаммурапи указывалось, что если авилум (свободный, полноправный человек) сломает в дра-ке руку другому авилуму, то пусть сделают ему то же самое, а если авилум искалечит вардума (раба), то пусть заплатит его хозяину штраф. По Законам Ману самым тяжким наказанием для жреца брахмана (даже за убийство) является острижение и изгнание, а шудре-слуге, который начинает "учить брахмана его долгу" следует залить в горло и уши раскаленное масло. Классовые, сословные раз-личия проявлялись и в семейной сфере - если брахманка вступала в сожительство с шудрой ее родственники имели право ее убить, дети же, рожденные от такого сожительства объявлялись чандалами - со-вершенно презираемым, нечистыми людьми даже тень которых оск-верняла правоверного индуса. Чем выше было положение человека в системе варн, тем меньший процент по договору займа должен был он платить кредитору (причем брахману давалось особая льгота - он мог отдавать долг не сразу, а частями) и многое другое.
Приниженное подчиненное положение женщин, объясняемое по-видимому, небольшим значением женского труда для древневосточ-ных обществ.
Подчиненность женщин проявлялась в следующем:
1. возможность для мужа иметь несколько жен (до 4 у брахманов) ли-бо наложниц и суровое наказание за нарушение супружеской вер-ности женой (по Законам Хаммурапи прелюбодейку топили);
2. затрудненность развода по инициативе жены (по Законам Хамму-рапи наглое, многократное прелюбодеяние мужа, его длительное, безвестное отсутствие, необоснованное обвинение жены в супру-жеской неверности) и легкость развода для мужчины;
3. отсутствие у женщин права на своих детей (при разводе дети оставались как правило с отцами);
4. отдача мужем жены в долговую кабалу взамен себя;
5. "сати" - обычай индусов, требующий от вдовы добровольно сго-реть на погребальном костре умершего мужа;
6. ограничение при заключении сделок, составлении завещаний, фак-тическое отсутствие пассивного наследственного права (права принимать наследство) и многое другое.
Тесная связь права и религии, особенно ярко проявившаяся в про-цессуальном праве - доказательствами в суде могли быть клятвы (если человек поклялся именем Бога, что искалечил другого в драке неумышленно, то мог отделаться штрафом, а не членовредительным наказанием); широкое использование в процессе ордалий ("божьего суда") - обвиняемых в колдовстве, либо прелюбодеянии бросали в воду, и если они выплывали (с Божьей помощью), то считались оп-равданными. По поводу ордалии очень точно сказано в Законах Ма-ну: "Злодеи думают, что их не видит никто, а их видит Бог". По зако-нам Ману преступнику, уже приговоренному судом к смертной казни давался последний шанс, последняя надежда на Божью помощь - он мог добровольно стать движущейся мишенью для воина-лучника, и если стрелы не убивали и не ранили его тяжело он считался помило-ванным самим Богом.
Первые слабые, робкие попытки со стороны государства осуще-ствлять правовое регулирование экономики (установление ставок за-работной платы для определенных категорий трудящихся, макси-мального размера ростовщического процента, государственной мо-нополии торговли на ряд товаров и т.д.).
Более подробное рассмотрение древневосточного права осуществляется студентами самостоятельно, с использованием указанных в конце УМК (учебно-методического комплекса) ис-точников, учебной и дополнительной литературы.

2. Государство и право античных Афин



Вопрос 1. Особенности образования греческих государств.
Государства в греческом мире образовывались, и долгое время существовали в виде полисов - небольших по размеру городов-государств (Афины - один из самых мощных греческих полисов по границам можно было обойти за день, территория другого античного государства - Спарты - около 27 км2). Отсутствие политического единства, небольшие размеры греческих полисов могут быть объяснены следующими факторами:
а) государства сложились как непосредственный результат круше-ния родоплеменных отношений, охвативших сравнительно неболь-шие коллективы людей;
б) отсутствие экономических предпосылок для объединения - в отличие от древневосточных государств, огромные размеры которых зачастую были обусловлены единой ирригационной системой, в гре-ческом мире не было крупных рек, пригодных для ирригации;
в) ориентация торговли греческих полисов на внешний рынок, от-сутствие единого экономического пространства;
г) природа Греции (труднопроходимые горы) способствовала ра-зобщению ее народов.
Греческие полисы (а их было несколько сотен) были расположе-ны не только на территории материковой Греции, но и на островах, а также в Италии, Крыму, Малой Азии. Пожалуй, наибольшую роль в греческой античной истории сыграли Афины, до сей поры являющей-ся столицей Греции.
Вопрос 2. Этапы государствообразования в Афинах.
Начало афинской государственности принято связывать с дея-тельностью полулегендарного героя-царя Тезея (около 12-11 вв. до н.э.), который провел ряд реформ, целью которых было создание бо-лее централизованного государства:
а) объединение 12 мелких поселений в единое целое с центром в г. Афины (синойкизм);
б) разделение населения на три группы по профессиональному признаку: на эвпатридов ("благородных", владельцев крупных зе-мельных наделов, монополистов в политической сфере), демиургов (ремесленников, торговцев) и геоморов-крестьян;
в) административно-территориальное разделение на 48 округов - навкрарий, имевшее прежде всего военное (в случае войны каждый округ выставлял военный корабль с экипажем) значение.
Тезеем были сделаны определенные уступки и простолюдинам - по преданию именно афиняне первыми из греков превратились из народа-толпы (лаос) в народ граждан (демос).
После Троянской войны греческие аристократы повсеместно пере-стали выбирать царей - басилевсов, сосредоточив власть в своих ру-ках (последний афинский царь Кодр в 1068 г. до н.э. пал в битве с до-рийцами). В Афинах устанавливается олигархия. Высшая власть - Ареопаг (совет Аресова холма) и коллегия девяти архонтов (архонт - жрец, архонт - военноначальник, архонт - глава гражданских дел, шесть архонтов-хранители судебных правил). Народное собрание хо-тя и созывалось, но большого значения не имело. Период афинской истории с 11 по 7 вв. до н.э. - "темные века", так как данные об этом этапе истории весьма скудны и противоречивы.
Следующим важным этапом укрепления афинской государствен-ности стали реформы, проведенные архонтом Солоном (около 594 г. до н.э.). Причинами реформ стало массовое закабаление свободного населения, угрожавшее государству бунтом, а также усиления проти-воречий между богатыми, но и политически бесправными, купцами, судовладельцами, владельцами ремесленных мастерских (афинская "буржуазия") и эвпатридами - землевладельцами, часто обеднев-шими, но обладающими монополией на управление государством. В рамках реформ (которые, возможно, растянулись на десятилетия) были проведены следующие мероприятия:
а) отмена долгового рабства (сисахфия), запрет обращать в раб-ство за долги, выкуп за государственный счет рабов-должников;
б) единомоментная отмена долгов, возвращение заложенной за долги земли (появляется частная собственность на землю;
в) цензовая реформа, разделившая население не по родовому, а по имущественному признаку на четыре группы с различным объе-мом политических прав, с различным отношением к военной службе (как самые богатые, так и самые бедные в армии могли не служить);
г) реформа государственных учреждений - провозглашение на-родного собрания (экклесии) высшим органом власти, создание Со-вета 400 (избираемого от 4 племен - фил) и суда присяжных гелизи; создание механизма принятия законов, при котором законопроект первоначально рассматривает Совет 400, затем принимает экклесия, окончательное заключение о его "конституционности" (соответствие всей совокупности афинских законов), дает гелиэя;
д) создание "конституции" - свода афинских законов, которые по приданию были написаны на досках - кирбах и выставлены на все-общее обозрение, дабы никто не мог ссылаться на незнание законов.
Данные реформы существенно укрепили афинскую государствен-ность и создали предпосылки для возникновения в Афинах демокра-тической республики; критерием политической правоспособности стало не происхождение, а богатство.
С 560-527 гг. до н.э. в Афинах правил Писистрат - существовало нечто вроде диктатуры, при которой однако демократические инсти-туты не были полностью отброшены. Именно в этот период в Афинах начинается строительство военно-морского флота, городских укреп-лений, проводится социально-ориентированная политика занятости населения. "На детях гениев природа отдыхает" - сыновья тирана - писистратида не сумели продолжить политику своего ота, увеличили налоги на богачей и при поддержке спартанцев тирания была сверг-нута в 510 г. до н.э. Под руководством Клисфена был произведен следующий комплекс реформ, главными целями которых было укре-пление демократических институтов, постановка прочного барьера против тирания. Основные мероприятия, проведенные в 509 г. до н.э. представляли собой следующее:
1. введена процедура остракизма ("суд черепков") - изгнание на 10 лет за пределы Афин потенциально опасных политиков, способных установить тиранию (решение принималось народным собранием, где должно было присутствовать не менее 6 тыс. человек - пятая часть всех граждан);
2. административно-территориальная реформа, окончательно подор-вавшая позиции родовой аристрократии - 10 округов - фил (из племени фила превращается в округ), 30 триттий, около 100 демов (городской или сельский квартал);
3. создание Совета 500 (булз) правительство Афинской республики, ежегодно избираемого по жребию по 50 представителей от каждого круга.
Данные мероприятия (особенно остракизм) поставили барьер тира-нии, способствовали формированию в Афинах демократической рес-публики - первой, известной истории. В 5 в. до н.э. реформами Пе-рикла и Эльфата водилась плата государственным должностным ли-цам, а ареопаг (последняя опора аристократии) был лишен полити-ческих функций, превратившись в орган судебный. В 5-4 вв. до н.э. Афины достигают своего наивысшего расцвета - военного, экономи-ческого, культурного.
Вопрос 3. Общественный строй Афин в 5-4 вв. до н.э.
Верхушку афинского общества составляли граждане (не более 30-35 тысяч). Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами. Смешанные браки (граждане и иностранцы) допускались, но дети от этих браков, за редким исключением, гражданских прав не получали. Афинское гражданство давало человеку достаточно широкие права:
а) право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление было тотальным - на 35 тысяч граждан приходилось до 20 тысяч одновременно замещаемых и оплачиваемых государствен-ных должностей в сферах законодательной, исполнительной, судеб-ной власти);
б) широкие права в имущественной сфере, особенно в приобре-тении недвижимости - только граждане могли быть земельными собственниками;
в) право на помощь со стороны государства в случае нужды - неимущие граждане, имеющие 3 и более сыновей, освобождались от государственных налогов и военной службы, им предоставлялись бесплатные продукты питания и "билеты" на разного рода увесели-тельные мероприятия.
Обязанности граждан были следующими:
1) защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной страже, только воины могли занимать государст-венные должности);
2) уважение законов и правителей;
3) уплата налогов (на особо богатых граждан возлагались почетные налоги - литургии - строительство кораблей, спонсирование теат-ральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пи-ры для бедных;
4) вступление в брак, воспитание детей (право одновременно бывшее и обязанностью - только женатые и имеющие детей граждане мог-ли замещать государственные посты). Следующей, весьма много-численной категорией афинского населения были метэки - ино-странцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан - до 10 тысяч метэков). Метэки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:
а) запрещено приобретать в собственность землю и прочую недви-жимость (развитость договоров аренды);
б) каждый иностранец обязан был иметь покровителя - простата из числа граждан; этот покровитель представлял интересы метэка в су-де (естественно не бескорыстно);
в) уплата особого налога - метэкиона (иностранец, не уплативший налог мог быть продан в рабство вместе с семьей, и его имущество конфисковывалось;
г) обязанность служить в афинской армии (особенно во время вой-ны) - народное собрание могло пожаловать гражданство иностранцу заслуги, хотя такие случаи были крайне редки;
д) полное отсутствие политических прав.
При всех этих многочисленных ограничениях метэки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их может быть объяснялось следующими причинами:
1) Афины, будучи мировым центром ремесел. Торговли и культуры отурывали для иностранцев широкие возможности в экономической сфере;
2) военная помощь Афин, сильный флот и городские укрепления де-лали проживание в этом государстве хотя бы относительно безо-пасным;
3) афиняне весьма терпимо относились к верованиям, к религии ме-тэков - свобода вероисповедания (непомыслимое во многих госу-дарствах);
4) если иностранец исполнял все обязанности по отношению к Афи-нам - имел покровителя, платил налоги, служил вармии, он мог рассчитывать на защиту и покровительство со стороны приютивше-го его государства.
Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором дольшая часть продукта - ремеслен-ного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производи-лись рабами. Источниками рабства были:
а) военный плен;
б) покупка рабов на международных рынках;
в) естественное воспроизводство (рождение от рабынь;
д) обращение в рабство за неуплату метэкиона (для иностран-цев).
В Афинах были как частновладельческие, так и государственные рабы, причем последние находились в более привилегированном по-ложении (особенно рабы-полицейские - афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам). Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме - "Servi res sunt" - "рабы - это вещи", однако жестокое отношение к рабам, а особеннно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни бунта).
Граждане, иностранцы и рабы - основные, но не единственные категории афинского населения.
Вопрос 4. Государственный строй Афинской республики в 5-4 вв. до н. э.
В период наивысшего расцвета Афин форма государства представляла собой следующее:
1) форма правления -республика (большинство государственных ор-ганов и должностей выборные, сменяемые и срочные);
2) форма государственного устройства - полис (крохотное государст-во площадью в несколько десятков квадратных метров, посовре-менной терминологии - унитарное);
3) политический режим - демократический (все граждане имеют хотя бы формально равные права на управление государством).
В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при кото-рой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Впрочем, в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание - эклессия - являвшиеся и законодательным, и судебными, и кон-трольным органом). Тем не менее, система органов власти в рес-публике представляла собой следующую картину. Высшая законо-дательная власть (и вообще верховная власть в государстве) вру-чалась экклесии, в деятельности которой могли принимать участие все граждане Афин, достигшие 20-летнего возраста. Из 30-35 тысяч граждан обычно присутствовало 1-2 тысячи человек (лишь для ре-шения вопроса об остракизме требовался кворум в 6 тысяч чело-век). Собрание проводилось примерно 4 раза в месяц, его повестка заранее доводилась до сведения граждан (как правило, в народное собрание ходила городская часть населения, как наиболее богатая, образованная, политически активная и имеющая свободное время). Обычно голосовали путем поднятия рук (хайратония); иногда при-менялось тайное голосование с помощью цветных камешков, бо-бов, либо черепков (при остракизме имя потенциального противни-ка демократии писалось на черепках). Вносить законопроекты и вы-ступать в народном собрании формально мог любой, но чаще всего это делали должностные лица или так называемые демагоги - осо-бая категория полупрофессиональных политиков. Функции народ-ного собрания были следующие:
а) законодательная (проект предварительно рассматривался Со-ветом 500, принимался народным собранием и утверждался гели-зей);
б) избрание высших должностных лиц республики-стратегов;
в) объявление войны и заключение мира;
г) решение вопросов продовольственного снабжения (остро сто-явших в торгово-ремесленных Афинах, зависимых от привозного хлеба);
д) прием и отправление послов;
е) дарование гражданства и многое другое.
В целом нужно отметить, что экклесия была органом с абсолютно неопределенной компетенцией, имеющая властные полномочия во всех жизненных сферах.
Высшая исполнительная власть вручалась Совету 500 (булэ) и коллегии 10 стратегов. Основными принципами их деятельности были:
а) выборность (либо по жребию, либо путем голосования);
б) сменяемость (повторное занятие одной и той же должности в течении двух сроков за исключением стратегов не допускалось);
в) срочность (обычно 1 год);
д) коллегиальность (страх перед тиранической, единоличной вла-стью);
е) подотчетность (должностные лица по истечении срока своих полномочий отчитывались либо перед народным собранием, либо перед Советом 500 и могли быть привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей);
ж) возмездность (все должностные лица, за исключением страте-гов, получали жалование; даже голосование в народном собрании было оплачиваемым).
Совет 500 (булэ) ежегодно выбирался путем жеребьевки в 10 территориальных филах по 50 человек (из числа граждан, достиг-ших 30-ти летнего возраста) от каждой. Избрание по жребию афи-няне считали ярким проявлением демократизма своего государства - граждане, даже самые бедные, потенциально достойные занять самые высшие государственные должности. К тому же жеребьевка как бы выражала волю богов, которые незримо присутствовали при ней, избирали самых достойных. Вновь избранные члены Совета проходили процедуру докимассии - проверки гражданских и личных качеств, призванной отстранять от управления людей недостойных, запятнанных явными и тайными пороками (граждан было немного, скрыть что-либо от бдительного ока сограждан было достаточно сложно). Афиняне, проводя процедуру докимассии, подтверждали русскую пословицу: "На Бога надейся и сам не плошай". Так как 500 человек, собравшись вместе, не могут эффективно осуществ-лять функции исполнительной власти, афиняне делили год на 10 частей, и каждую десятую часть года 50 членов находились у вла-сти (ежедневно избирая председателя, который в течение суток хранил государственную печать и ключи от казны, председательст-вовал в Совете и народном собрании). Основными функциями булэ были следующие:
а) предварительное рассмотрение законопроектов, поступающих в народное собрание;
б) исполнение законов, принятых народным собранием;
в) контроль за деятельностью должностных лиц;
г) исполнение бюджета и ряд других функций.
Коллегию 10 стратегов, ежегодно избираемую народным собрани-ем из наиболее уважаемых афинских граждан принято именовать "военным штабом республики". Основными функциями стратегов были:
а) командовали армией и флотом;
б) представительство страны на международной арене;
в) сбор чрезвычайных военных налогов;
г) председательствование на внеочередных, чрезвычайных собра-ниях булэ и экклесии.
Высшая судебная власть вручалась гелиэе (от "гелиос" - солнце, так наппример, в отличие от ареопага, заседавшего ночью, гелиэя-вершила суд днем). Гелиэя ежегодно избиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-ти летнего возраста. Ежегодный состав гелиэе - 6 тысяч человек (5 тысяч судей и 1 тысяча запас-ных). С момента создания гелиэи в 594 г. до н.э. в ее деятельности могли принимать участие все граждане (даже батраки - феты). Так же, как и вслучае с булэ, год делилися на 10 частей, в течение ко-торых 500 судей и 100 запасных выполняли следующие функции:
1) суд первой инстанции по делам о государственных преступлени-ях и о злоупотреблениях должностных лиц;
2) высшая апелляционная инстанция;
3) "конституционный надзор" (право отвергать законопроекты, принятые экклесией на основания их несоответствии афинской "конституции").
4) Помимо выше перечисленных в Афинах существовало мно-жество других должностей и органов (особенно в сфере ис-полнительной и судебной власти), но именно экклесия, булэ, коллегия 10 стратегов и галиэя были самыми важными, опре-деляющими всю политику Афинской республики. Нужно отме-тить, что какой-то четкой иерархии государственных органов и должностей в Афинах не существовало, хотя бы формально они были равны и имели возможность оказывать воздействие друг на друга, что по мнению афинян должно было препятст-вовать установлению тирании одного лица или одного госу-дарственного органа.
Вопрос 5. Основные черты правой системы Афин в 5-4 вв. до н.э.
Источники права - обычаи, религиозные нормы, судебные прецеден-ты, законы (постановления народного собрания, концентрированная воля большинства граждан).
Гражданское право.
Собственность - движимая (рабы, утварь, украшения) и недвижимая (земля, строения, владение которой было правом - привилегией гра-ждан, недоступной иностранцам - метэкам); видимая и невидимая. Отнесение денег и драгоценностей к невидимой собственности объ-ясняется тем, что в Афинах наиболее распространенными были штрафы и конфискация имущества и именно деньги и украшения (в отличие от земель) проще было утаить, сделать" видимым". Отнесе-ния денег (драхм) к невидимой собственности связано также с тем, что деньги могут находиться в торговом ростовщическом обороте, функционировать в виде долговых расписок (хирографов) и быть "не-видимыми". Особенностью афинского права было раннее развитие частной собственности на землю с широкими возможностями владеть, распоряжаться, извлекать доход (в отличие от правовых систем Древ-него Востока, где частная собственность на основные средства произ-водства была развита слабо, носила починенный характер (домини-ровала государственная, храмовая, общинная собственность). В Афи-нах ранее развитие частной собственности на землю может быть объяснено следующими факторами:
а) отсутствие необходимости в широкомасштабной ирригации;
б) торгово-промышленный характер афинского полиса; земледелие (будучи самым почетным занятием) - лишь вспомогательный сектор экономики;
в) малопродородные почвы, нуждающиеся в очень добросовестном уходе, который может обеспечить лишь полный собственник.
Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Об этом может свидетельствовать многообразие конкретных типов дого-воров, известных афинянам - купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда (Афины в 5-4 вв. до н.э. - центр международ-ной торговли, науки и культуры).
Условия действительности договоров были:
а) согласие сторон;
б) законность основания;
в) соответствие нормам морали (недействительным является обя-зательство невступления в брак).
Способы обеспечения договоров:
а) залог;
б) задаток;
в) поручительство третьих лиц.
Особым видом залога, возникшим именно в Афинах является ипотека - залог недвижимости (например, земли), при котором зало-женная вещь кредитору не передается, оставаясь во временном пользовании должника. Ипотека (впоследствии воспринятая и рим-ским правом и гражданским правом современных государств) - яркий показатель развития отношений собственности и договоров, т.к. при наличии частной собственности на землю возможен такой способ обеспечения обязательств. В противоположность древневосточному праву, которое в качестве важнейшего условия действительности до-говора ставило наличие свидетелей (любая тайная сделка считалась противоправной) афинское право на первое место ставит согласие сторон (как и современное право) и отдает предпочтение письменной форме заключения договора, что в свою очередь может быть объяс-нено грамотностью большинства афинского населения.
Брак и семья - важнейшие институты гражданского права - в Афинах регулировались в основном обычаями. Так же как и на Древ-нем Востоке женщина в Афинах находилась в приниженном, подчи-ненном положении. Ойкурема - "вещь для работы по хозяйству" - такое обычно определение давали афиняне своим женам. Затруд-ненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собствен-ных детей, ограничения в имущественной сфере; возможность фак-тически безнаказанного убийства жены, которую муж застал с любов-ником - все это может быть объяснено тем, что труд женщины имел для экономики Афин очень небольшое значение (трудились и произ-водили материальные блага в основном рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованно-го, культурного народа, каким были афиняне.
В период развития афинского права было два типа наследова-ния - по закону и по завещанию. Наследование по завещанию (не очень распространенное) возникало тех случаях, когда законных на-следников - детей не было. Несомненно, позитивной чертой афин-ского наследственного права было уравнение в правах законных на-следников - сыновей и дочерей, хотя последние получали не на-следство, а приданое (наследство, обусловленное вступлением в брак). Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, посему у них были весьма нередки браки между достаточно близкими родственниками - теткой и пле-мянником, двоюродными братом и сестрой. Такие инцестуальные (кровосмесительные) браки опять же объясняются не какой-то особой извращенностью афинян, а весьма ограниченным кругом полноправ-ных граждан и желанием сохранить нажитое имущество в рамках од-ной семьи или рода.
В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать опреде-ленный гуманизм, который проявляется в следующем:
а) основными наказаниями для граждан были штрафы или кон-фискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где такими ос-новными наказаниями были смертная казнь, телесные и членовреди-тельные наказания);
б) смертная казнь для граждан могла быть назначена за незна-чительное число деяний (измена, безбожие, обман народа);
в) приговоренный к смертной казни не только мог сам избрать способ ухода из жизни (меч, яд-цикута, веревка), но и самостоятель-но привести приговор в исполнение;
г) телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались;
д) широко применялась атимия (бесчестье) - лишение политических прав (наказание, вообще, древневосточному праву неизвестное).
Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых, вар-варских времен видимо был обусловлен следующими причинами:
а) сравнительно невысокий уровень уголовной преступности среди граждан (большинство афинян относились к среднему классу общества - не богатые . но и небедные);
б) высокий уровень благосостояния граждан позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;
в) граждан было немного, каждый был на счету как воин, налого-плательщик и собственник;
г) граждане сами устанавливали для себя законы (в том числе и уголовные).
На ранних этапах афинской истории уголовное право было суро-вым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н.э. ("драконовские меры"), карающие смертью кражу ово-щей на рынке, праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, а также предметов вовсе неодушев-ленных (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афи-няне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права, суровость сохранилась лишь по отно-шению к рабам и иностранцам. В целом система уголовного права представляла собой следующее:
а) преступления против государства (измена, обман народа);
б) преступления против личности (убийство, оскорбление);
в) преступления против собственности (кража, грабеж);
г) преступления против семьи (похищение девушки, измена жены).
Основными наказаниями были - штраф, конфискация имущества, бесчестье, изгнание, смертная казнь, телесные наказания (для рабов и метэков), продажа в рабство (для метэков).
Судебная система Афин в 5-4 вв. до н.э.


В 4 в. до н.э. Афины попадают под власть Македонии, а во 2 в. до н.э. становятся одной из провинций Рима, тем самым республика прекращает свое существование.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Рабочая программа составлена к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой и ассистентом кафедры «Государство и...
Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима iconЛекция Общие положения о государстве
Государство и право юные названия. Государство и право связанные и неделимые понятия
Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов составлены...
Методические указания к самостоятельной работе студентов составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой...
Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима iconМетодические указания к практическим (семинарским) занятиям модуля...
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой...
Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима iconТема конституционное право ведущая отрасль российского права Вопросы
Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на основе норм данной отрасли права функционируют российское...
Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима iconТема Право Древнего Востока. Законы Хаммурапи (4 часа)
Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона
Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима icon1. Государство как социальный институт
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества
Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима iconТема Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства...
Тема Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права 3
Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима iconПлан Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство....
Государство – это специфическая политико-территориальная организация классового общества с особой публичной властью в виде специального...
Тема Государство и право античных Афин Тема Государство и право Древнего Рима iconТема Принципи взаимодействия государства и Церкви
Государство и церковь являются составляющими политической системы современного общества, основным нормативным регулятором де ятельности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница