Скачать 79.36 Kb.
|
Содержание 2. Признаки предпринимательского законодательства3. Основные направления совершенствования предпринимательского законодательства |
Тема 2. Законодательство РФ «О предпринимательстве» План: 1. Понятие предпринимательского законодательства 2. Признаки предпринимательского законодательства 3. Основные направления совершенствования предпринимательского законодательства 1. Понятие предпринимательского законодательства Предпринимательское законодательство — сравнительно новая категория. Она вошла в научный оборот и фактически вытеснила понятие «хозяйственное законодательство» благодаря в первую очередь появлению нового Гражданского кодекса. В Кодексе сформулировано определение предпринимательской деятельности, а также установлен правовой режим предпринимательства. Это в значительной степени дало основание ряду ученых (В. В. Ровный, Е. А. Суханов и др1.) утверждать, что предпринимательское законодательство представляет собой разновидность гражданского законодательства. В отличие от них В. Ф. Попондопуло2 считает, что предпринимательское (коммерческое) законодательство есть совокупность комплексных нормативных правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности. Представители теории предпринимательского (хозяйственного) права (В. С. Анохин, А. Г. Быков, В. В. Лаптев, В. К. Мамутов, В. В. Мартемьянов и др.) рассматривают предпринимательское законодательство как самостоятельную отрасль российского законодательства. По их мнению, предпринимательское законодательство обладает предметным единством — это общественные отношения в сфере предпринимательства. Они предлагают издать предпринимательский (хозяйственный) кодекс, и, наконец, третья точка зрения базирует на том, что предпринимательское законодательство по своей сути есть комплексная отрасль законодательства, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала. На наш взгляд, именно последний взгляд на предпринимательское законодательство в большей степени раскрывает содержание и суть рассматриваемого явления (законодательства). ^ Предпринимательское законодательство как правовая категория обладает определенными признаками, которые можно разделить на общие и специальные. Будучи разновидностью российского законодательства, предпринимательское законодательство обладает общими признаками. Предпринимательское законодательство — это совокупность (система) нормативных актов, регулирующих общественные отношения. В числе специальных признаков предпринимательского законодательства следует назвать такие признаки, как сфера предпринимательской деятельности и субъектный состав. Напомним, что в данной сфере возникают особого рода общественные отношения. Первая группа — отношения между субъектами предпринимательской деятельности. Вторую группу представляют отношения между субъектами предпринимательской деятельности и органами государственного и местного управления. И в последнюю группу входят внутрифирменные (корпоративные) отношения. Эти отношения регулируются предприятиями (организациями) путем издания локальных (корпоративных) правовых актов. Первый признак — «сфера предпринимательской деятельности» — позволяет провести разграничение между предпринимательским и хозяйственным законодательством, объект последнего есть отношения в области хозяйствования. В юридической литературе иногда ставится знак равенства между ними (понятиями), что вызывает справедливую критику. Второй признак предпринимательского законодательства — субъектный состав. Предпринимательское законодательство регулирует общественные отношения в сфере предпринимательства с участием предпринимателей. Субъекты предпринимательской деятельности выступают участниками различных правоотношений. С одной стороны, это горизонтальные имущественные отношения, складывающиеся между предпринимателями, с другой — вертикальные управленческие связи, возникающие между предпринимателями и органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. Особую группу отношений образуют корпоративные (внутрифирменные) отношения. Предпринимательское законодательство есть совокупность комплексных нормативных актов различной юридической силы, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности. Итак, понятие «предпринимательское (равно и хозяйственное) законодательство» имеет право на существование и в рыночных отношениях. Попытки ряда ученых заменить его (понятие) на словосочетание «законодательство по экономическим вопросам» выглядят неубедительными. Вместе с тем, термин «предпринимательское законодательство» не используется в российском законодательстве. Отсутствует данный термин и в Конституции РФ. Разграничение нормотворческой компетенции Федерации и ее субъектов закреплено в ст. 71, 72 Конституции РФ. Нет раздела (подраздела) о предпринимательском законодательстве и в Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511. Правовые акты с разной юридической «пропиской» оказались разбросанными по всему Классификатору. Классификатор (хотя не использует словосочетание «отрасль законодательства») относит гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство к числу отраслей законодательства, сгруппированных именно по этому критерию. Классификатор содержит перечень правовых актов, входящих в состав отраслей законодательства, которые формируются по другим критериям. Например, классификация отраслей законодательства осуществляется с учетом такого критерия, как отрасль экономики (например, законодательство о промышленности, законодательство о строительстве, законодательство о транспорте и связи и т. д.). Такая ситуация объясняется двумя причинами. Во-первых, классификатор разработан и издан в целях унификации банка данных о правовых актах, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между органами власти федерального, регионального и местного уровней. Поэтому при его разработке не преследовалась цель — формирование состава отраслей российского законодательства. Напротив, разработчики продемонстрировали прикладной характер классификатора. Во-вторых, с учетом публично-правовых начал многие вопросы предпринимательства оказались в других разделах классификатора. Так, указанные вопросы получили финансово-правовую прописку и вошли составной частью в финансовое законодательство. Таким образом, термин «предпринимательское законодательство» носит в основном учебный и научный характер. С позиции законодателя и правоприменителя он (термин) не имеет практического значения. ^ Предпринимательское законодательство образует систему нормативных правовых актов различной юридической силы. В отличие от гражданского законодательства, в состав которого входят Гражданский кодекс РФ и федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК), предпринимательское законодательство — это широкое понятие. Оно включает прежде всего законодательные акты федерального уровня (Конституцию РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные постановления Государственной Думы и Совета Федерации; нормативные указы Президента РФ, принятые в период поэтапной конституционной реформы; не утратившие силу ранее изданные законы и нормативные постановления Съезда народных депутатов СССР, Съезда народных депутатов РСФСР (РФ), Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР и т. д.). В состав предпринимательского законодательства также входят подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты). Названные нормативные акты образуют федеральный уровень регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности, основанный на централизации управления экономикой. Такое положение соответствует правилу, сформулированному в п. 1 ст. 8 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Безусловно, что указанное единство можно обеспечить в первую очередь за счет единообразного применения нормативных правовых актов федерального уровня. В системе предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального (внутрикорпоративного) регулирования. Последние в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные. Первые являются нормативными правовыми актами общеобязательного действия, вторые издаются в целях регулирования поведения конкретного индивида. Локальные (внутрикорпоративные) нормативные правовые акты имеют ряд отличительных признаков. Во-первых, корпоративные акты издаются самим предприятием (организацией) для решения внутренних вопросов. Предприятие (организация) осуществляет правотворческую деятельность, направленную на урегулирование внутренних отношений. Во-вторых, локальные акты — это подзаконные акты. В иерархии правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, акты локального действия должны подчиняться актам более высокого ранга, не противоречить им. В-третьих, сфера действия локальных нормативных актов ограничена только территорией предприятия. Локальные нормативные правовые акты, регулирующие внутрифирменные (корпоративные) отношения, можно классифицировать: по предмету регулирования; субъектному составу (кругу лиц); характеру содержащихся предписаний; в форме, в которую облечен акт. Системность законодательства во многом обеспечивается путем издания кодифицированных актов в различных сферах. Каждая самостоятельная отрасль права стремится иметь свой кодифицированный акт. Существуют разные виды кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения). Роль подобного акта выполняет, в частности, Гражданский кодекс. Правда, не всегда наличие кодифицированного акта — показатель самостоятельности той или иной отрасли права (например, Градостроительный кодекс не свидетельствует о существовании градостроительного права). Не бесспорно утверждение о самостоятельности налогового права, бюджетного права в свете кодифицированных актов. На наш взгляд, издание коммерческого, предпринимательского или хозяйственного кодекса в России пока нецелесообразно. Дуализм правового регулирования национальной экономики приведет к серьезной проблеме разграничения сферы действия гражданского и торгового (предпринимательского и др.) права. К такому же выводу можно прийти, анализируя нормы (правила) проектов хозяйственного (предпринимательского) кодекса, основ хозяйственного законодательства, разработанных учеными — представителями концепции хозяйственного права России, а также действующего Хозяйственного кодекса Украины. Тем не менее в обозримом будущем мы допускаем издание Предпринимательского кодекса, который призван комплексно регулировать отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности. Указанные отношения неоднородны и состоят из административных, гражданских, финансовых и других общественных связей. В Предпринимательском кодексе должны получить закрепление публично- и частноправовые начала регулирования отношений в области предпринимательства. Предпринимательский кодекс не должен повторять модель торговых кодексов Запада. Последние представляют собой кодифицированные акты торгового права как составной части права гражданского. Но прежде чем говорить о целесообразности или нецелесообразности разработки и принятия Предпринимательского кодекса РФ, надо разобраться в том огромном нормативном массиве, который именуется «предпринимательское законодательство». Иными словами, необходимо провести инвентаризацию законодательства в сфере предпринимательской деятельности, в ходе которой следует, с одной стороны, систематизировать нормативные акты, с другой — выявить слабые звенья (например, дублирование, противоречия, отсутствие регуляторов). По масштабам — это очень большая и трудная работа. Она не под силу одному или нескольким разрозненным научным коллективам. 1 Малова О. В. Правовой обычай как источник права. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 9. Подробнее об этом см.: Обычай в праве: Сб. СПб., 2004. 2 Попандопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. С. 60—61. |
![]() | Понятие и предмет предпринимательского права Концепция совершенствования законодательства, регулирующая статус предпринимателя 11 | ![]() | Понятие и предмет предпринимательского права Концепция совершенствования законодательства, регулирующая статус предпринимателя 10 |
![]() | Понятие и предмет предпринимательского права Концепция совершенствования законодательства, регулирующая статус предпринимателя 10 | ![]() | Понятие и предмет предпринимательского права Концепция совершенствования законодательства, регулирующая статус предпринимателя 11 |
![]() | План: Понятие и сущность предпринимательского права Предмет и метод предпринимательского права Предпринимательское право – это комплексная отрасль, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала | ![]() | Максимова И. А. российское предпринимательское право Планы семинарских... Понятие, сущность предпринимательства и предпринимательского права. Источники российского предпринимательского права |
![]() | Вопросы по правовому обеспечению Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности. Виды субъектов предпринимательского права | ![]() | Законодательства об охране и использовании земель Понятие и сущность юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Виды юридической ответственности за нарушение... |
![]() | Распоряжение Правительства РФ от 16. 08. 2012 n 1487-р ... | ![]() | План Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории... Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного... |