План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства


Скачать 79.36 Kb.
НазваниеПлан: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства
Дата публикации08.07.2013
Размер79.36 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон


Тема 2. Законодательство РФ «О предпринимательстве»
План:

1. Понятие предпринимательского законодательства

2. Признаки предпринимательского законодательства

3. Основные направления совершенствования предпринимательского законодательства
1. Понятие предпринимательского законодательства

Предпринимательское законодательство — сравнительно новая категория. Она вошла в научный оборот и фактически вытеснила понятие «хозяйственное законодательство» благодаря в первую очередь появлению нового Гражданского кодекса. В Кодексе сформулировано определение предпринимательской деятельности, а также установлен правовой режим предпринимательства. Это в значительной степени дало основание ряду ученых (В. В. Ровный, Е. А. Суханов и др1.) утверждать, что предпринимательское законодательство представляет собой разновидность гражданского законодательства.

В отличие от них В. Ф. Попондопуло2 считает, что предпринимательское (коммерческое) законодательство есть совокупность комплексных нормативных правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Представители теории предпринимательского (хозяйственного) права (В. С. Анохин, А. Г. Быков, В. В. Лаптев, В. К. Мамутов, В. В. Мартемьянов и др.) рассматривают предпринимательское законодательство как самостоятельную отрасль российского законодательства. По их мнению, предпринимательское законодательство обладает предметным единством — это общественные отношения в сфере предпринимательства. Они предлагают издать предпринимательский (хозяйственный) кодекс, и, наконец, третья точка зрения базирует на том, что предпринимательское законодательство по своей сути есть комплексная отрасль законодательства, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала. На наш взгляд, именно последний взгляд на предпринимательское законодательство в большей степени раскрывает содержание и суть рассматриваемого явления (законодательства).
^ 2. Признаки предпринимательского законодательства

Предпринимательское законодательство как правовая категория обладает определенными признаками, которые можно разделить на общие и специальные.

Будучи разновидностью российского законодательства, предпринимательское законодательство обладает общими признаками. Предпринимательское законодательство — это совокупность (система) нормативных актов, регулирующих общественные отношения.

В числе специальных признаков предпринимательского законодательства следует назвать такие признаки, как сфера предпринимательской деятельности и субъектный состав. Напомним, что в данной сфере возникают особого рода общественные отношения. Первая группа — отношения между субъектами предпринимательской деятельности. Вторую группу представляют отношения между субъектами предпринимательской деятельности и органами государственного и местного управления. И в последнюю группу входят внутрифирменные (корпоративные) отношения. Эти отношения регулируются предприятиями (организациями) путем издания локальных (корпоративных) правовых актов.

Первый признак — «сфера предпринимательской деятельности» — позволяет провести разграничение между предпринимательским и хозяйственным законодательством, объект последнего есть отношения в области хозяйствования. В юридической литературе иногда ставится знак равенства между ними (понятиями), что вызывает справедливую критику.

Второй признак предпринимательского законодательства — субъектный состав. Предпринимательское законодательство регулирует общественные отношения в сфере предпринимательства с участием предпринимателей. Субъекты предпринимательской деятельности выступают участниками различных правоотношений. С одной стороны, это горизонтальные имущественные отношения, складывающиеся между предпринимателями, с другой — вертикальные управленческие связи, возникающие между предпринимателями и органами государственной власти, а также органами местного самоуправления.

Особую группу отношений образуют корпоративные (внутрифирменные) отношения.

Предпринимательское законодательство есть совокупность комплексных нормативных актов различной юридической силы, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Итак, понятие «предпринимательское (равно и хозяйственное) законодательство» имеет право на существование и в рыночных отношениях. Попытки ряда ученых заменить его (понятие) на словосочетание «законодательство по экономическим вопросам» выглядят неубедительными.

Вместе с тем, термин «предпринимательское законодательство» не используется в российском законодательстве. Отсутствует данный термин и в Конституции РФ. Разграничение нормотворческой компетенции Федерации и ее субъектов закреплено в ст. 71, 72 Конституции РФ.

Нет раздела (подраздела) о предпринимательском законодательстве и в Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511. Правовые акты с разной юридической «пропиской» оказались разбросанными по всему Классификатору.

Классификатор (хотя не использует словосочетание «отрасль законодательства») относит гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство к числу отраслей законодательства, сгруппированных именно по этому критерию. Классификатор содержит перечень правовых актов, входящих в состав отраслей законодательства, которые формируются по другим критериям. Например, классификация отраслей законодательства осуществляется с учетом такого критерия, как отрасль экономики (например, законодательство о промышленности, законодательство о строительстве, законодательство о транспорте и связи и т. д.).

Такая ситуация объясняется двумя причинами. Во-первых, классификатор разработан и издан в целях унификации банка данных о правовых актах, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между органами власти федерального, регионального и местного уровней. Поэтому при его разработке не преследовалась цель — формирование состава отраслей российского законодательства. Напротив, разработчики продемонстрировали прикладной характер классификатора. Во-вторых, с учетом публично-правовых начал многие вопросы предпринимательства оказались в других разделах классификатора. Так, указанные вопросы получили финансово-правовую прописку и вошли составной частью в финансовое законодательство.

Таким образом, термин «предпринимательское законодательство» носит в основном учебный и научный характер. С позиции законодателя и правоприменителя он (термин) не имеет практического значения.
^ 3. Основные направления совершенствования предпринимательского законодательства

Предпринимательское законодательство образует систему нормативных правовых актов различной юридической силы. В отличие от гражданского законодательства, в состав которого входят Гражданский кодекс РФ и федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК), предпринимательское законодательство — это широкое понятие. Оно включает прежде всего законодательные акты федерального уровня (Конституцию РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные постановления Государственной Думы и Совета Федерации; нормативные указы Президента РФ, принятые в период поэтапной конституционной реформы; не утратившие силу ранее изданные законы и нормативные постановления Съезда народных депутатов СССР, Съезда народных депутатов РСФСР (РФ), Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР и т. д.). В состав предпринимательского законодательства также входят подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты).

Названные нормативные акты образуют федеральный уровень регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности, основанный на централизации управления экономикой.

Такое положение соответствует правилу, сформулированному в п. 1 ст. 8 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Безусловно, что указанное единство можно обеспечить в первую очередь за счет единообразного применения нормативных правовых актов федерального уровня.

В системе предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального (внутрикорпоративного) регулирования. Последние в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Первые являются нормативными правовыми актами общеобязательного действия, вторые издаются в целях регулирования поведения конкретного индивида.

Локальные (внутрикорпоративные) нормативные правовые акты имеют ряд отличительных признаков. Во-первых, корпоративные акты издаются самим предприятием (организацией) для решения внутренних вопросов. Предприятие (организация) осуществляет правотворческую деятельность, направленную на урегулирование внутренних отношений. Во-вторых, локальные акты — это подзаконные акты. В иерархии правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, акты локального действия должны подчиняться актам более высокого ранга, не противоречить им.

В-третьих, сфера действия локальных нормативных актов ограничена только территорией предприятия.

Локальные нормативные правовые акты, регулирующие внутрифирменные (корпоративные) отношения, можно классифицировать: по предмету регулирования; субъектному составу (кругу лиц); характеру содержащихся предписаний; в форме, в которую облечен акт.

Системность законодательства во многом обеспечивается путем издания кодифицированных актов в различных сферах. Каждая самостоятельная отрасль права стремится иметь свой кодифицированный акт. Существуют разные виды кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения). Роль подобного акта выполняет, в частности, Гражданский кодекс. Правда, не всегда наличие кодифицированного акта — показатель самостоятельности той или иной отрасли права (например, Градостроительный кодекс не свидетельствует о существовании градостроительного права). Не бесспорно утверждение о самостоятельности налогового права, бюджетного права в свете кодифицированных актов.

На наш взгляд, издание коммерческого, предпринимательского или хозяйственного кодекса в России пока нецелесообразно.

Дуализм правового регулирования национальной экономики приведет к серьезной проблеме разграничения сферы действия гражданского и торгового (предпринимательского и др.) права. К такому же выводу можно прийти, анализируя нормы (правила) проектов хозяйственного (предпринимательского) кодекса, основ хозяйственного законодательства, разработанных учеными — представителями концепции хозяйственного права России, а также действующего Хозяйственного кодекса Украины.

Тем не менее в обозримом будущем мы допускаем издание Предпринимательского кодекса, который призван комплексно регулировать отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности. Указанные отношения неоднородны и состоят из административных, гражданских, финансовых и других общественных связей. В Предпринимательском кодексе должны получить закрепление публично- и частноправовые начала регулирования отношений в области предпринимательства. Предпринимательский кодекс не должен повторять модель торговых кодексов Запада. Последние представляют собой кодифицированные акты торгового права как составной части права гражданского.

Но прежде чем говорить о целесообразности или нецелесообразности разработки и принятия Предпринимательского кодекса РФ, надо разобраться в том огромном нормативном массиве, который именуется «предпринимательское законодательство». Иными словами, необходимо провести инвентаризацию законодательства в сфере предпринимательской деятельности, в ходе которой следует, с одной стороны, систематизировать нормативные акты, с другой — выявить слабые звенья (например, дублирование, противоречия, отсутствие регуляторов). По масштабам — это очень большая и трудная работа. Она не под силу одному или нескольким разрозненным научным коллективам.


1 Малова О. В. Правовой обычай как источник права. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 9. Подробнее об этом см.: Обычай в праве: Сб. СПб., 2004.

2 Попандопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. С. 60—61.



Похожие:

План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства iconПонятие и предмет предпринимательского права
Концепция совершенствования законодательства, регулирующая статус предпринимателя 11
План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства iconПонятие и предмет предпринимательского права
Концепция совершенствования законодательства, регулирующая статус предпринимателя 10
План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства iconПонятие и предмет предпринимательского права
Концепция совершенствования законодательства, регулирующая статус предпринимателя 10
План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства iconПонятие и предмет предпринимательского права
Концепция совершенствования законодательства, регулирующая статус предпринимателя 11
План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства iconПлан: Понятие и сущность предпринимательского права Предмет и метод предпринимательского права
Предпринимательское право – это комплексная отрасль, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала
План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства iconМаксимова И. А. российское предпринимательское право Планы семинарских...
Понятие, сущность предпринимательства и предпринимательского права. Источники российского предпринимательского права
План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства iconВопросы по правовому обеспечению
Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности. Виды субъектов предпринимательского права
План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства iconЗаконодательства об охране и использовании земель
Понятие и сущность юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Виды юридической ответственности за нарушение...
План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства iconРаспоряжение Правительства РФ от 16. 08. 2012 n 1487-р
...
План: Понятие предпринимательского законодательства Признаки предпринимательского законодательства iconПлан Общее понятие об антимонопольном законодательстве Основные категории...
Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница