Тора как основной закон древнееврейского государства


Скачать 130.74 Kb.
НазваниеТора как основной закон древнееврейского государства
Дата публикации08.03.2013
Размер130.74 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон
ИСТОЧНИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА:

ТОРА КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА <*>
Е.В. КАЛИНИНА
--------------------------------

<*> Kalinina E.V. Sources of religious law: Torah as a fundamental law of the ancient jewish state.
Калинина Евгения Валерьевна, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, доцент, кандидат юридических наук.
В настоящей статье Тора предстает в качестве основного источника сведений о государственно-правовой концепции иудаизма. Акцент также делается на содержании понятия "тора" и ее роли в регулировании общественных отношений.
Ключевые слова: письменная Тора, устная Тора, право, теократия, власть.
The article describes Tora as an essential source of information about state and law theory of Judaism. It emphasizes as well the content of the Tora concept and its role in the law regulation.
Key words: written Tora (Written law), oral Tora (Oral law), law, theocracy, authority.
В последние десятилетия наметилась стойкая тенденция к сближению религии и государства, сотрудничеству светской и духовной власти. Процесс этот весьма закономерен, ибо ученые разных эпох зачастую отмечали, что при определенных условиях власть, основанная на религии, оказывается намного более действенной, чем власть светская, пусть даже опирающаяся на внешние факторы и очевидные средства устрашения и принуждения. Последняя, ради сохранения своей стабильности, нуждается в постоянном закреплении своего авторитета, либо путем убеждения, либо путем запугивания. Духовная власть, используя те же средства, черпает свою силу в самой потребности людей во что-либо верить. Кроме того, она не нуждается в ежечасном доказывании своей правоты, поскольку от людей требуется принятие на веру того, что непостижимо для их ума, включая и само распределение полномочий в обществе.

Намного отчетливее необходимость взаимодействия светской и духовной власти аргументируется в религиозных учениях о праве и государстве. Нам хотелось бы остановиться на иудейской теории как одном из ярких проявлений подобного направления политико-правовой мысли. Общепризнанным и универсальным его источником считается Тора, содержащая ответы на вопросы, касающиеся как сосуществования индивидов, так и взаимодействия управляющих и управляемых, требования к государству и обществу и многого другого.

Рав Х. Шиммель в труде "Истоки Устного Закона" делает, казалось бы, провокационное заявление: "Евреев часто называют "народом Книги", но в действительности, если бы кто-нибудь вздумал отыскать народ, буквально следующий наставлениям Писания, он бы отметил не евреев, а общину самаритян вблизи Шхема, которые до сих пор хранят верность своей религии, или караимов из южного Тель-Авива. Что касается евреев, они не выполняют и никогда не выполняли буквально заповеди Писания. Они всегда жили по законам устного толкования священных письменных текстов; другими словами, они следуют цельной Торе, состоящей как из письменной, так и из устной частей" <1>.

--------------------------------

<1> Шиммель Х. Истоки Устного Закона. URL: http:// foldof.ru/ cycles/ cycles_11.hfml. Эл. библиотека сайта иудейской культуры "Иудаизм и евреи". Обновление от 08.03.2006.
В предисловии к своей книге "Критический разбор Талмуда" В.М. Кирасевский идет еще дальше, утверждая: "Все евреи убеждены, что Талмуд (учение), или устный закон, имеет авторитет божественный и что этот закон Моисей получил вместе с писаным на горе Синайской от Самого Бога" <2>.

--------------------------------

<2> Кирасевский В.М. Критический разбор Талмуда, его происхождение, характер и влияние на верование и нравы еврейского народа. М.: Типогр. Мартынова и Ко, 1879. С. Iii.
Позволим себе не согласиться с подобными обобщениями, поскольку в истории становления иудейской политико-правовой мысли наблюдались различные течения, включая оппозиционные апологетам устной Торы. В раввинистической литературе к ним принято относить саддукеев, хотя факт их неприятия Устного закона не подтвержден окончательно.

Понятие "тора" ("учение", или "закон") имеет весьма сложное и порой кажущееся неопределенным содержание. Для наглядности обратимся к аутентичной терминологии. То, что в русскоязычной научной и религиозной литературе именуется "Ветхим Заветом", в оригинале называется рк (ТаНаХа. - Е.К.), а иногда - Еврейская Библия. Данная аббревиатура включает три основные части: Тора (так называемое Пятикнижие Моисеево), Невиим (книги пророков) и Ктувим (писания, носящие исторический характер, а также раскрывающие фундаментальные положения религии, как, впрочем, и предшествующие части). Несмотря на то что первая из частей первоисточника изначально названа Торой, в традиционных религиозных еврейских кругах и околорелигиозной среде избегают использовать этот термин в отношении Пятикнижия Моисеева, заменяя его словом "Хумаш" (от ивр. "зощ" - "пять". - Е.К.) или, в лучшем случае, понятием "письменная Тора" (т.е. Тора в узком смысле слова). В связи с отсутствием определенных, принятых всеми понятийных установок, до сих пор, даже в научной и учебной литературе, допускаются неточности в употреблении данного термина. В широких кругах под ним понимается Тора письменная, или Пятикнижие Моисеево (Хумаш), т.е. первые пять книг Ветхого Завета (ТаНаХа). Однако иудейская традиция, воспринимающая в качестве источника права и талмудические тексты, считает нераздельными элементами Торы письменное (Хумаш) и устное (Талмуд) <3> учения.

--------------------------------

<3> Принято рассматривать Талмуд как результат записи устной Торы.
Согласно ортодоксальному иудаизму, Письменный закон, т.е. 613 предписаний, содержащихся в ТаНаХе, является изначально целостным Учением, откровением Божественной воли, провозглашенным еврейскому народу на горе Синай. Авторитет Письменного закона непререкаем, однако в его тексте встречается масса указаний, непонятных как по смыслу, так и с точки зрения процедуры исполнения и нуждающихся в дополнительных пояснениях. Для уяснения подобных норм иудейские правоведы обычно отсылают к трактатам Талмуда (Устного учения).

По мнению специалистов, в Пятикнижии содержатся решения любых проблем, выдвигаемых жизнью. Здесь можно найти положения, регулирующие государственный и общественный строй, имущественные, семейные, уголовные и процессуальные отношения. Более того, какие бы общественные отношения ни зарождались в социуме, даже они зафиксированы в Торе, просто люди еще не распознали в священном тексте соответствующие правила. Этим, очевидно, и объясняется предоставление мудрецам права выводить те или иные нормы - галахот на основании письменной Торы.

Структура Пятикнижия Моисеева предполагает деление на следующие книги: "Бытие" (в оригинале - Берейшит), "Исход" (Шемот), "Левит" (Вайикра), "Числа" (Бемидбар) и "Второзаконие" (Дварим). В научной и учебной литературе порой делаются ошибочные заявления о том, что нормативной частью Пятикнижия является лишь Второзаконие. Учитывая, что упомянутые 613 заповедей рассредоточены по всему тексту письменной Торы, целесообразно признать нормосодержащими все книги Хумаша. Более того, в них даже наблюдается некоторая специализация. Например, в книге "Исход" зафиксированы условия заключения Божественного договора с народом, в качестве формы правления заявлена теократия, перечислены права народа; в книге "Числа" рассматривается статус 70 старейшин; "Левит", помимо статуса священнослужителей, фиксирует семейные и имущественные правоотношения; "Второзаконие", в свою очередь, обобщает многие правила поведения, перечисленные ранее, и вводит ряд изменений, рассчитанных, по всей видимости, на будущее, когда народ преодолеет определенные испытания, что и приведет к трансформации его менталитета. Эта "специализация" послужила основанием для условного выделения в тексте "Пятикнижия" таких логических блоков, как: Книга Договора, Декалог, Кодекс Святости и Второзаконие <4>.

--------------------------------

<4> Подробнее об этом см.: Учение. Пятикнижие Моисеево / Пер., введение и коммент. И.Ш. Шифмана. М.: Республика, 1993.
Вызывает интерес и использование терминологии. Рабби Й. Телушкин обращает внимание на то, что в оригинале Десять Заповедей названы "Асерет гадиброт" (десять высказываний, заявлений), а не "Асерет гамицвот" (десять заповедей) <5>. Возможная причина этого состоит в том, что первая заповедь лишь напоминает евреям о Всевышнем, спасшем их от египетского рабства, и как такового правила поведения не содержит. Остальные предписания распадаются на: а) повеления совершать определенные действия и б) запреты, или требования воздержаться от определенных действий. Из вышеизложенного "напрашивается" классификация заповедей Торы на: 1) декларативные, 2) положительные и 3) отрицательные.

--------------------------------

<5> Телушкин Й. Еврейский мир: о еврейском народе, его истории и религии. М.: Мосты культуры, 2000; Иерусалим: Гешарим, 5760. С. 37 -40.
Понятие "Устный Закон" охватывает: 1) толкование Письменного закона, которое, по мнению ученых Талмуда, было вверено во всех подробностях Моисею на Синае одновременно с Торой; 2) законы, именуемые в талмудической литературе галаха ле-Моше ми-Синай; 3) логические дедукции (сварот).

^ Толкование Письменного закона осуществляется двумя разными методами: 1) прямая интерпретация текста, рассматриваемая как безусловно данная на Синае и поэтому относимая к разряду ми-де-орайта (буквально "из Торы"), т.е. имеющая авторитет Письменного закона; 2) выводы из скрытого смысла текста, получаемые при посредстве правил герменевтики <6>. Значимость такого рода выводов, обозначаемых в талмудической литературе термином "ми-де-раббанан" (буквально "от раввинов"), порождает дискуссии между толкователями Талмуда, поскольку в его трактатах нет твердо установленных правил на этот счет.

--------------------------------

<6> Теория общего правила интерпретации текстов.
Под термином "галаха ле-Моше ми-Синай" понимается ряд постановлений, получивших статус библейских предписаний, хотя они не изложены в Торе и не выведены из нее путем герменевтического толкования. По мнению иудейских правоведов, речь идет о давно установившихся нормах, основанных на древней традиции. Средневековые ученые трактовали этот термин буквально. Тем не менее многие из отмеченных этим термином постановлений довольно позднего происхождения, но до такой степени понятны и бесспорны, что их следует расценивать так же, как если бы они были даны Моисею на Синае.

^ Логические дедукции (сварот) - это правила, содержащие решения, сами собой разумеющиеся и не нуждающиеся в каком-либо подтверждении библейским текстом, а значит, их следует принимать как аксиомы (например, презумпция права на владение, возложение на истца бремени доказывания).

Несколько иначе выглядит классификация норм-галахот, изложенная в труде рава М. Нойгершла "Устная Тора". Во-первых все нормы он делит на две большие группы: 1) устная Тора, привнесенная мудрецами; и 2) устная Тора, данная Богом Моисею на горе Синай. В свою очередь, каждый из указанных разрядов положений автор делит на подгруппы. Начнем с устной Торы, привнесенной мудрецами, в которую включены: а) запреты мудрецов и б) постановления мудрецов <7>.

--------------------------------

<7> Нойгершл М. Устная Тора. URL: http:// toldot.ru/ tora/ articles/ articles_221.html?template=83. Эл. библиотека сайта иудейской культуры "Иудаизм и евреи".
К первым относятся запреты, "добавленные" авторитетами Талмуда, хотя в Пятикнижии подобного указания нет. Такие положения действуют при условии, что после их принятия правоведами народ начинает их соблюдать в массовом порядке, тем самым пассивно одобряя их. В пример рав М. Нойгершл приводит требование воздержаться от переноса в субботу вещей, которые не используются в этот день.

Постановления мудрецов - определенные действия, которые мудрецы предписали выполнять (например, зажигание ханукальных свечей, праздник Пурим и проч.).

Ко второй группе норм, как отмечалось выше, отнесена Устная Тора, данная Богом Моисею на горе Синай. Она представляет систему законов, данных на Синае и передававшихся из поколения в поколение устно, пока не пришло время их записать.

Эта система состоит из двух частей: 1) законы, познаваемые с помощью правил изучения Письменной Торы и 2) "законы, данные Моисею с Синая".

Первая подгруппа включает в себя правила, переданные Моисею. С их помощью расшифровываются непонятные положения Пятикнижия.

"Законы, данные Моисею с Синая" являются подробным изложением норм, данных Моисею устно и передаваемых из поколения в поколение <8>.

--------------------------------

<8> Там же.
Профессор израильского университета Бар-Илан следующим образом описывает происхождение Торы. Письменное и Устное учения были даны еврейскому народу единовременно. Это объясняется еще и потребностью в комментариях к письменной Торе, каковые и содержатся в Торе устной. Исходя из данной версии, ряд правоведов, придерживавшихся традиционной точки зрения, и заявляли о неразрывности, целостности Учения. Характерно то, что запрещалось записывать устные разъяснения, которые передавались исключительно в устной форме. Письменный текст, наоборот, можно было лишь читать и копировать со свитка, но ни в коем случае не цитировать или записывать по памяти, дабы избежать искажений. На протяжении многих поколений эти "два параллельных пути передачи традиции" соблюдались. Практически до окончания эпохи Второго Храма <9> письменный текст передавался в виде переписывания из одного свитка в другой, а устный - путем разъяснения и заучивания <10>.

--------------------------------

<9> До 70 г. н.э.

<10> Дашевский З. Незекин. URL: http://www/ machanaim.org/ ustntora/ _da_nez/ nez04-2c.htm#v2#v2. Эл. библиотека официального научно-образовательного сайта "Маханайм".
Некоторые авторы аргументируют запрет на запись Устного закона стремлением к тому, чтобы только евреи могли изучать устную Тору, в отличие от письменной, которую приняли также и христиане. По мнению исследователей, здесь слышен отзвук полемики между иудаизмом и христианством по вопросу о выполнении заповедей Торы. Христиане утверждали, что они поступают согласно Библии, а евреи считали, что только устная Тора представляет собой истинный путь к соблюдению заповедей.

Иная точка зрения, представляющаяся нам более обоснованной, называет причиной запрета записывать устную Тору опасение, что письменное опубликование приведет к ее канонизации и в центре внимания вместо содержания Устного учения окажутся его слова, а это значит, к буквальному его толкованию (что впоследствии и произошло). Запись устной Торы придала бы ей авторитет и святость новой "письменной Торы", а этого еврейские мудрецы хотели избежать.

Другой довод в пользу запрета - беспокойство по поводу того, что запись устной Торы будет равносильна ее кодификации, что, учитывая специфику иудейского законотворчества, наложит запрет на внесение каких-либо изменений. Это подорвало бы творческий потенциал устной Торы, ее способность к самостоятельной жизни и постоянному развитию.

В настоящей статье уже говорилось о непререкаемости авторитета Торы. Традиция иудаизма настаивает на неразрывной связи религии и государства, а следовательно, и религии и права. Поэтому Тора, как продукт Божественной воли, содержащий правила поведения, регулирующие различные общественные отношения, признается всеми иудеями в качестве основного закона общества и государства. Западные и некоторые российские ученые, исследуя основы конституционализма, часто обращаются к ветхозаветным корням, утверждая, что Тора может быть рассмотрена в качестве одного из ранних опытов создания конституции <11>. Для поддержания данной точки зрения мы могли бы добавить следующие аргументы: 1) в изучаемом источнике определены оптимальная (теократия) и желательная (ограниченная монархия) формы правления; 2) описан порядок формирования органов власти (избрание царя и представителей народа), их полномочия и статус (ограничения произвола и требования к кандидатам на царствие); 3) упомянут принцип разделения властей и сделана попытка создать систему "сдержек и противовесов". Помимо этого, закреплены права народа, как естественные, так и гражданские. Последние особенно проявляются в декларируемом равенстве всех перед законом и в участии народа в управлении государством (например, избрание народом правителя и народное вето).

--------------------------------

<11> Подробнее об этом см.: Даймонт М. Евреи, Бог и история. М.: Имидж, 1994; Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. СПб.: Тип. Ф.Г. Елеонского и Ко, 1882; Баренбойм П.Д. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда. М.: Белые альвы, 1997.
С другой стороны, само понятие конституционализма, будучи относительно "молодым" и опираясь на современную теорию государства и права, устанавливает более жесткие рамки юридической техники, чему не соответствует текст Торы, включающий, наряду с декларативными элементами и общеобязательными правилами поведения, пространные описания и иные "лирические" отступления.

Кроме того, в истории правовой мысли Тора не является первым источником, в котором описывались бы полномочия главы государства и других должностных лиц, ограничения правотворческой и судебной деятельности правителя. Несмотря на это, ценность иудейского учения состоит в стремлении объединить в себе как нормы, регулирующие отношения между людьми в сфере частного права, так и, что особенно важно для понимания иудейской концепции государства, нормы, упорядочивающие отношения между властвующими и управляемыми. В данном источнике заложены гарантии соблюдения прав личности и народа в виде препятствий для проявления произвола правящего (например, страх Божий как внутренний ограничитель злоупотреблений царя; подконтрольность правителя Сангедрину, народное вето и пр.). Возможно, Тора и не является самым древним документом, формулирующим основы государственного строя, по сравнению с месопотамскими и хеттскими сборниками, тем не менее заслуживает права называться (пусть в широком смысле) неписаной конституцией еврейского народа.

Похожие:

Тора как основной закон древнееврейского государства iconКнига Библия пересылается отдельно. В библии заданы основные каноны...
Тора состоит из Письменной Торы (Танах на иврите), Устной Торы (Мишна, Талмуд) и
Тора как основной закон древнееврейского государства iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
Конституция Российской Федерации – Основной Закон современного Российского государства и общества
Тора как основной закон древнееврейского государства iconЗакон как приоритетная форма права
Ф. Энгельс о происхождении государства ("Происхождение семьи, частной собственности и государства")
Тора как основной закон древнееврейского государства iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины нормативно-правовые документы...
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации 1993 г. – Спб.: Виктория плюс, 2002
Тора как основной закон древнееврейского государства iconЗакон денежного обращения
Государственный кредит как экономическая и социальная категория. Заемная деятельность государства на внутреннем и внешнем рынках
Тора как основной закон древнееврейского государства icon«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить»
Высказывание Джеймса Абрахама Гарфилда, американского политика и президента сша, жившего в 19 веке, продолжает сохранять актуальность...
Тора как основной закон древнееврейского государства iconУрок №7 тема: форма государства
Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура...
Тора как основной закон древнееврейского государства icon2. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Система...
Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные,...
Тора как основной закон древнееврейского государства iconА Закон о рекламе б Закон о связях с общественностью в Закон о маркетинге г Закон о ребрендинге
Втупительный тест в российскую ассоциацию студентов по связям с общественностью (рассо)
Тора как основной закон древнееврейского государства icon5. Место и роль теории государства и права в системе других наук....
Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница