Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения


НазваниеСостояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения
страница1/27
Дата публикации04.04.2013
Размер3.27 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения, эксперимента, а описывается при помощи теоретических понятий. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.

Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система понятий, описывающих часть объективной реальности, которую исследует данная наука. Часть реальности, изучаемая экспериментом и описываемое физическими понятиями, называется физической реальностью. Часть реальности, изучаемая анкетным опросом (и не только им) и описываемое социологическими понятиями, называется социальной реальностью.

Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное. Предмет науки – это карта местности, дающая общий вид, описывающая схему происходящего.

Поэтому предметом социологии выступает концептуальная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

Первокирпичиками предмета социологии выступают два понятия статус и роль. Первое дает статистическое отражение предмета, а второе – динамическое.

СТАТУСОМ называется позиция, положение человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, бизнесменом значит занимать формальный (социальный) статус. Иными словами, занимать определенное место в системе общественного разделения труда.

Статус реализуется через роль. Быть мужем означает иметь статус «муж» и выполнять роль мужа. Любой статус состоит из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т. е. выполнять определенную роль. Правда, один человек ответственно подходит к своим обязанностям, а другой – нет, один применяет мягкие методы воспитания, другой жесткие и т. д. Иначе говоря, люди ведут себя по-разному в одной и той же позиции, придерживаются разных моделей поведения (ролей).

Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, закрепленные за данным статусом, называется РОЛЬЮ.

Одни и те же обязанности можно выполнять по-разному, следовательно, у одного статуса может быть много ролей. Но человек, находясь в одном и том же статусе, как правило, придерживается одной роли. Хотя тот же самый человек может обладать множеством статусов: мужчина, русский, православный, военнообязанный, муж, студент и т. д. Итак, у одного человека множество статусов и столько же ролей. Роль – динамическая характеристика статуса. Статус может быть пустым, а роль – нет.

Совокупность пустых, т. е. незаполненных людьми статусов, образует СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, сын, дочь, охотник, собиратель, взрослый, старик и т. д. . А в современном обществе только профессиональных статусов около 40000, семейно -брачно-родственных отношений более 200 (деверь, сноха, теща и т. д.). Многие сотни политических, религиозных, экономических, национальных и т. д. .

Итак, сделаем первое обобщение: первокирпичики предмета социологии – статусы и роли. Первые дают статистическую, а вторые динамическую картину общества. Совокупность незаполненных статусов дает нам социальную структуру общества.

Ее можно сравнить с пчелиными сотами в улье: множество пустых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты скреплены прочным фундаментом – СОЦИАЛЬНЫМИ ФУНКЦИЯМИ.

Социальные функции – это права и обязанности. Они относительны. Почему? Статус учителя относителен статусу ученика, но не работника гороно, родителя, офицера, директора школы и т. д. Вот почему социальная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов.

Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы связаны межличностными отношениями.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывают более фундаментальные социальные отношения. Начальник цеха может с симпатией относится к рабочему, личные отношения замечательные. Но если рабочий плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, его уволят.

Поэтому, второй вывод: статусы связаны между собой социальными функциями. Функции и отношения скрепляют социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. Если человек чему-то научил однажды кого-либо, он же не стал от этого учителем. Учитель – постоянная функция.

Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным норам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс, называют СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ.

Ее результат социально зрелая личность. А какая же личность без культуры?

Культура – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, называющийся социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т. д.), но состоит всего из двух элементов – социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Социальный контроль – механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции.
Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

Итак, сделаем третий вывод: раствор, скрепляющий общество, потому крепок, что он подвижен. Такое качество придает ему социальное взаимодействие огромных масс людей. Чтобы оно было упорядоченным процессом, общество выработало особый механизм регуляции поведения – социальный контроль. Он состоит из санкций и культурных норм, которым люди обучаются в процессе социализации.

Когда мы заполняем пустые ячейки – статусы людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т. д. Таким образом, за статусами стоят социальные группы.

Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называется СОЦИАЛЬНЫМ СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ.

Им занимаются не только социологи, но и статистики.

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие (или фундаментальные) потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны (присущи всему населению), характеризуют общество в целом.

Учреждения призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами.

Семья, производство, религия, образование, государство – фундаментальные институты человеческого общества, возникшие еще в глубокой древности и существующие до сих пор. Семья (по свидетельству антропологов) появилась еще 500 тысяч лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, расширенная семья, неполная семья и т. д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия еще старше. Социальный институт – сложное учреждение. Ведь социальную структуру мы получаем абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Их невозможно пощупать. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией – семьей, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т. п. Плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты состоят из множества неосновных, или частных институтов. Их называют частными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, суд, адвокатура, полиция, прокуратура и т. д. Также обстоит дело и с религией (институты монашества, крещения, исповеди и др.), производством, семьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Четвертый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющие на основные (семья, производство, государство, образование и религия - 5) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками.

Все это и есть целостная картина общества, описанная при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны - статистическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания – статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает еще двух важных понятий – социальной стратификации и социальной мобильности.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ – совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами.

Это иная версия социальной структуры. Статусы расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы – страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по принципу неравенства. Бедные, зажиточные, богатые – общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, вертикальное пространство мы разделим на четыре «линейки»: шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах экспертов). Место любого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место в системе стратификации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем из бедных в богатые), либо в равную (из водителей в трактористы), описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

По существу все рассказанное и является социологией, но в самых общих чертах.

Выделим ключевые понятия, составляющие предмет социологии:

  1. статус

  2. роль

  3. социальная структура

  4. культура

  5. социальная функция

  6. социальная стратификация

  7. социальный институт

  8. социальный контроль

  9. социализация

  10. социальное взаимодействие

  11. социальные отношения

  12. социальная мобильность

Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами. Она включает в себя изучение традиций, структур и институтов, возникающих в ходе взаимодействия сил, которые их объединяют и ослабляют, и тех воздействий, которые участие в группах и организациях оказывает на поведение и характер людей. Социология также исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе и различные процессы, которые сохраняют статус-кво и вызывают изменения.

Это социальная жизнь, которая имеет свои особенности в регулировании поведения людей; человек не обладает инстинктами, подобными тем, которые направляют поведение более низших животных. Поэтому он сильнее зависит от социальной организации, чем любой другой вид живых существ. Этим обусловлена выработка институциализированных социальных форм поведения, оказывающих определенное влияние на человеческие действия. Задача социологии состоит в том, чтобы выявить эти формы, исследовать, как они работают, а также как они возникают, развиваются, усложняются, взаимодействуют друг с другом, разлагаются и исчезают. Среди наиболее важных таких структур необходимо отметить семью – предмет важной отрасли социологии. Группа, сообщество, экономические и политические порядки, различные добровольческие организации типа церкви и армии имеют особую значимость для социологического анализа.

Несмотря на то, что социология может рассматриваться как часть западной традиции рационализма, открытого древними греками, она представляет собой итог развития философии 18-19 в. и считается реакцией на ненаучные подходы классической философии и литературы к социальным явлениям. Какое-то время социология считалась частью философии морали. Некоторые аспекты изучения этого предмета другими науками остаются сферой интересов социологов. Социология связана с естественными науками. Социология 19 в., ощутившая влияние успехов биологии и эволюционной теории, пыталась провести параллели между биологическим и социальным развитием. В настоящее время интерес к этому снизился, но социология сохраняет интерес к экологии, поведенческой генетике, проблемам биологического воспроизводства и смертности, поскольку они касаются изучения населения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения iconТема Теория государства и права как наука §  Понятие научного знания
Общая теория права входит в систему современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы понять, что составляет предмет изучения...
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения iconВозникновение и пути развития социологического знания о журналистике
История науки насыщена драматическими коллизиями: поиск истины всегда вызывал столкновение интересов, причудливо переплетая объективное...
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения iconЛитература по социологии тема №1 социология, предмет, методы
Ядов В. А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. – 1990. №2. – С. 3-16
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения iconТематика контрольных работ по социологии и политологии
Структура теоретического знания в социологии, предмет и объект социологии. Понятийный аппарат социологии
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения icon1. Кто внес решающий вклад в выделение психологии в самостоятельную...
Основными принцами современной психологии как науки, являются: Принцип детерминизма, Принцип единства сознания и деятельности,Принцип...
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения iconТемы рефератов по социологии Понятие предмета социологии. Объект,...
Основные этапы развития социологии в России. Основные функции социологии в обществе
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения icon2012/2013 уч год Общие вопросы: Роль и значение философии науки в...
Дефиниции политики и предмет политической науки: эволюция и современные интерпретации
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения iconПонятие науки, классификация наук. Особенности научного знания
Наука это и итог познания мира система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного...
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения iconСоциология культуры как проблемная область социологического знания
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. В 3 т. Т : Методология и история социологии. М.,2000
Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи наблюдения iconВопросы к экзамену (1 часть)
Сущность науки: ее основные характеристики и этапы развития. Особенности научного знания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница