Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ


НазваниеЗадачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ
Дата публикации14.07.2013
Размер90.4 Kb.
ТипЗадача
userdocs.ru > Право > Задача
1.  Конституционный Суд РФ, его задачи

 

Конституционный Суд РФ - это орган судеб­ной власти, предназначенный для правовой охра­ны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим органам судебной власти. Но в отличие от Верхов­ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Какими-либо полномо­чиями по отношению к конституционным (уго­ловным) судам субъектов РФ он не обладает.

Конституционный Суд РФ осуществляет су­дебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятель­ности Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституци­онном Суде Российской Федерации».

Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ, являются защита основ конститу­ционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешение дел о соответствии Конститу­ции РФ федеральных законов, нормативных ак­тов Президента РФ, Совета Федерации, Государ­ственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; догово­ров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами го­сударственной власти; между высшими государственными органами субъек­тов РФ; между органами государственной власти РФ и органами государст­венной власти субъектов РФ;

3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае, осуществляемая по жалобам на наруше­ние конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении ино­го тяжкого преступления.

Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения обладает правом законодательной инициативы.

Для того, чтобы Конституционный Суд РФ не превратился в орудие “политических игр”, в законе четко определено, что он решает только вопросы права. Конституционный Суд при осуществлении конституционного судо­производства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, сроком на 12 лет, причем назначение судьи на второй срок не допускается. Судьи Конституци­онного Суда РФ независимы, несменяемы и обладают равными правами при осуществлении конституционного судопроизводства. Полномочия же самого Конституционного Суда РФ определенным сроком не ограничены.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным бо­лее 3 лет подряд. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не мо­гут входить в состав одной и той же палаты.

Большинство дел рассматриваются на заседаниях палат. Кроме того, Конституционный Суд РФ рассматривает дела и на пленарных заседаниях, в ко­торых принимают участие все судьи Конституционного Суда РФ. На пле­нарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ. Только на пленарном заседании Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конститу­ции РФ, принимает послания Конституционного Суда РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой. На пленар­ных заседаниях решаются и организационные вопросы: выборы Председателя, его заместителя, формирование составов палат, устанавливается очеред­ность рассмотрения дел в пленарном заседании и распределение дел между палатами. На пленарном заседании принимается решение о приостановле­нии или прекращении полномочий судьи.

Организация работы в Конституционном Суде РФ возлагается на Пред­седателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судью-секретаря.

Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой пле­нарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председатель­ствует на них, вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарном заседании и заседании палат, осу­ществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ в отно­шениях с государственными, общественными организациями, выступает по поручению Конституционного Суда РФ от его имени.

Заместитель Председателя осуществляет по его уполномочию отдельные функции, предоставленные Председателю Конституционного Суда РФ за­коном, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности.                   

Судья-секретарь Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, организует подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении, организует информационное обеспечение судей Конститу­ционного Суда РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности и непре­рывности, равноправия и состязательности сторон, национального языка судопроизводства.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при принятии решений только Конституцией РФ и Законом “О Конституцион­ном Суде РФ”. Судьи выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, социальных групп. Решения принимаются в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по во­просам, принятым к изучению или рассматриваемым Конституционным Су­дом РФ. Вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ влечет предусмотренную законом ответственность.

Рассмотрение дел и вопросов, принятие по ним решений осуществляется только коллегиально. Конституционный Суд РФ правомочен принимать ре­шения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а при заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава.                                                       

Заседания Конституционного Суда РФ проводятся открыто. Закрытое судебное заседание проводится, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общест­венной нравственности. Решения Конституционного Суда РФ всегда про­возглашаются публично.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел заслушиваются объяснения сторон, показа­ния экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы. Заседания проводятся непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству.

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаива­нию своей позиции на основе состязательности.

Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Всем лицам, не владеющим русским языком, предоставляется право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
1. Место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе России

Особое место Конституционного Суда Российской Федерации определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. В мировой государственно-правовой практике проблема конституционного контроля возникла с появлением конституций и необходимости правовой защиты основного закона как акта высшей юридической силы. На пути своего исторического развития институт конституционного контроля осуществлялся в различных организационных формах: от обязанности самой законодательной власти обеспечивать конституционность принимаемых ими актов до создания специальных органов, выполняющих судебные функции в этой сфере общественных отношений.
Создание конституционных судов или органов, имеющих другое название (конституционный совет, арбитражный трибунал и т.д.), но выполняющих судебную функцию, в конечном итоге было обусловлено недостатками парламентского самоконтроля. Множественность принимаемых законов, охватывающих самые различные сферы деятельности государства, не всегда обеспечивалось квалифицированным рассмотрением. Кроме того, нередко принятие законопроектов было связано с политическими целями различных групп, ставивших свои конъюнктурные интересы выше общегосударственных.
В зарубежной практике сложились две основные модели конституционного контроля: контроль за законами, подлежащими применению в конкретном деле, так называемая американская модель, и европейская модель, когда суд вправе объявить о неконституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела.
Конституционный контроль в нашей стране в начальный период (1924-1936 гг.) осуществлялся Верховным Судом СССР , а затем перешел к самому Верховному Совету СССР (1936-1989 гг.), исходя из принципа, что контроль за исполнением законов должен осуществляться теми, кто законы принимает .
Новые подходы к организации конституционного контроля связаны с началом перестройки. 23 декабря 1989 г. был принят Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР» и в соответствии с ним образован Комитет конституционного надзора СССР .
Заметим, что в данном случае законодатель пошел на создание органа, осуществляющего конституционный надзор, т.е. органа, устанавливающего нарушение без права отмены акта, что возлагалось на тех, кто его издал. В отличие от надзора, конституционный контроль – это проверка, включающая и право отмены неконституционного акта.
Российская Федерация избрала второй путь – введение конституционного контроля как формы, более свойственной для этой сферы отношений. Конституционное правосудие было учреждено в РСФСР на основе Закона от 15 декабря 1990 г. «Об изменении и дополнении Конституции (Основного закона) РСФСР». Новая редакция ст.119 устанавливала, что Конституционный Суд РСФСР избирается Съездом народных депутатов, а порядок его избрания и деятельности устанавливается специальным законом .
12 июля 1991 г. был принят первый Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР».Суду предоставлялось право не только приостанавливать, но и отменять правовые акты, признанные неконституционными, а также давать заключения о соответствии Конституции правоприменительной практики . Дальнейшее формирование правовых основ конституционного контроля связано, прежде всего, с новой Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Эти акты определили роль и место Конституционного Суда в судебной системе Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации установила полномочия Конституционного Суда, состав судей и их численность в количестве 19 судей, юридическую силу правовых последствий его решений (ст.125); порядок назначения на должность судей Конституционного Суда (ст. ст. 83 п. «е», 102 п. «ж», 128 ч.I); право Суда на законодательную инициативу (ст.104) и на обращение с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации. Подчеркивается особый статус судей Конституционного Суда, предусмотрено их присутствие при принесении присяги Президентом Российской Федерации (ст.82 п.2).
Кроме специальных норм о Конституционном Суде, его деятельность регламентируется общими нормами Конституции, регулирующими сферу правосудия: о способах осуществления судебной власти (ст.118); принципах правосудия (ст. ст. 121-123); особом порядке финансирования судов (ст.124).
Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд включен в судебную систему страны как один из высших федеральных органов судебной власти, определена его юридическая природа, место в судебной системе и особые функции (ст.18).
Основываясь на конституционных положениях, развивая и детализируя их, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. в редакции от 7 июня 2004 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» конкретизировал статус Суда, установил правила конституционного судопроизводства, определил его структуру и организацию, направленную на повышение эффективности его деятельности .
Конституционный Суд Российской Федерации, – гласит ст.1 Закона – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Приведенная формулировка, определяющая место и роль Конституционного Суда в системе органов государственной власти, позволяет сделать вывод о двойственном характере его правовой природы.
С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти и с учетом его полномочий применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права. С другой – Конституционный Суд, как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст.10 Конституции Российской Федерации), в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти (законодательной, исполнительной), на установление объема их полномочий.
Рассматривая осуществление правосудия как важнейшую составную часть судебной власти, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства.

Похожие:

Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ iconВопросы к экзамену (3 семестр)
Содержание принципа законности правосудия, принципа осуществления правосудия только судом, принципа осуществления правосудия на началах...
Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ iconГерман Гессе Паломничество в страну Востока
Напротив, если бы меня в один прекрасный день поставили перед военным судом и перед выбором: либо дать себя умертвить, либо предать...
Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ iconА. Х. Синельников электроника в автомобиле
Главными проблемами, стоящими сегодня перед создателями автомобилей, являются улучшение топливной экономичности, снижение токсичности...
Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ iconЛекция I 8
Опуб­ли­ко­ва­ние на­стоя­щей кни­ги патронировано Ти­бет­ским Книж­ным Фон­дом, ос­но­ван­ным с це­лью не­пре­рыв­но распространять...
Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ iconВопрос 257. Особенности рассмотрения арбитражным судом дел о признании...
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным апк рф, с особенностями, установленными...
Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ icon-
Егор Ларичкин, Николай Юскевич-Красковский и Сергей Александров. Первые трое были приговорены к 6 годам за соучастие, Александров...
Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ iconИз интервью А. Здановича радиостанции "Эхо Москвы" 16 сентября 1999 г
Это не люди, это настоящие выродки, которых, как бешеных собак, надо просто отстреливать. Но поскольку мы действуем в рамках закона,...
Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ iconФм представляет собой науку, позволяющую ответить на вопросы о том,...
Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Принципы финансового менеджмента. Цели и задачи...
Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ iconКомпания “Quadra. Управляющая компания для интернет-магазинов”. Создана...
В настоящее время компания стоит перед новыми масштабными задачами и сейчас идеальное время для присоединения к ядру предпринимательской...
Задачами, стоящими перед Конституцион­ным Судом РФ iconЗаконность
Политический режим – совокупность используемых стоящими у власти группами или слоями, методом и способом осуществления государственной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница