1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд


Название1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд
страница1/15
Дата публикации05.04.2013
Размер1.57 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
1. Особенности государственного и общественного строя древневост. госуд.

В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная. Процесс социальной дифференциации в странах Древнего Востока происходил под влиянием процессов, которые могут быть сведены в три основных комплекса:

1) процессы, протекавшие внутри этнически однородного общества;

2) процессы, вытекающие из принципа неравного правового статуса «своих» и «чужих»;

3) процессы, порожденные фактом имущественного расслоения, произошедшего как в гомогенных, так и гетерогенных структурах. В состав господствующих верхов входили следующие основные прослойки: придворная и служилая аристократия, жречество, военная знать, верхушечные слои земледельческих общин. Господствующие верхи осуществляли высшую политическую власть, обладая правами верховного собственника . Рабы в странах Древнего Востока никогда не составляли большинства населения, — в количественном отношении они значительно уступали массе свободных мелких производителей. На ранних этапах развития древневосточных государств единственным источником рабства служило пленение иноплеменников-чужаков.С течением времени источники рабства расширялись и становились более разнообразными. Войны постоянно увеличивали число рабов за счет военнопленных. Многие военные походы совершались ради рабов. Свободные мелкие производители занимали промежуточное положение в социальной структуре древневосточного общества. Их кардинальное отличие от господствующих верхов состояло в том, что они не являлись эксплуататорами и добывали средства к существованию собственным трудом. С другой стороны, от рабов их отличал статус личной свободы. Мелкие свободные производители подразделялись на сельское население общин и городское ремесленное население. Они подвергались эксплуатации со стороны государства, поскольку несли на себе основную тяжесть податного обложения (налоги составляли до двух третей урожая), были обязаны исполнять военную службу, выполнять другие повинности (строительную, транспортную и т. п.). Городские ремесленники, особенно редких профессий (оружейники, ткачи, ювелиры), были свободными людьми. Они трудились в государственных мастерских, сдавая в виде налога часть своей продукции.

2. Государственный строй

Специфика общественного строя изучаемых стран определила возникновение и развитие в них особой государственной формы, которая получила наименование древневосточной деспотии. Концепция этой формы стала складываться в исторической литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э).

Характерными чертами древневосточной деспотии как формы государства являлись:

1) сосредоточение всей полноты государственной власти в руках наследственного верховного правителя (деспота), личность которого обожествлена;

2) строгая централизация и бюрократизация громоздкого и разветвленного государственного аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота;

3) жесткий тоталитарный режим, воплощавшийся во всеохватывающем надзоре за подданными, полностью лишенными гражданских и политических свобод.

В древневосточной деспотии особого развития достигли три главные отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ.

В отдельных странах Востока существовали такие специфические особенности их государственной организации, которые свидетельствуют о значительной многовариантности институтов, составлявших сущность древневосточной деспотии. Можно даже отметить, что в ряде древневосточных обществ монархическая форма правления вообще не являлась единственно возможной. Так, в состав древнеиндийской империи Маурьев входил целый ряд полуавтономных образований («дана» и «сангха»), характеризовавшихся республиканскими принципами их государственной организации. В Месопотамии и Финикии также встречались элементы республиканских форм, порожденные традициями первобытно-племенной демократии. Однако многообразие специфических черт, свойственных отдельным древневосточным государствам на определенных этапах их развития, не исключает однородных проявлений их исторического бытия, вызванных к жизни общими закономерностями их социально-экономического происхождения.
2.Законы Хаммурапи. Общая характеристика.

Естественно, что для Вавилонского государства стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее ещё к законодательной деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.

Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования назван годом, когда “он установил право стране”. Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.

Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.

Памятник сохранился, в общем, хорошо. Лишь статьи последних столбцов лицевой стороны были стёрты. Очевидно, это было сделано по повелению эламского царя, перевёзшего после своего вторжения в Двуречье этот памятник из Вавилонии в Сузы, где он и был найден. На основании сохранившихся следов можно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего в памятнике насчитывается 282 статьи. На основании различных копий, найденных в раскопанных древних библиотеках Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., можно восстановить большую часть уничтоженных эламским завоевателем статей.

3. Правовое положение различных социальных групп в Древнем Вавилоне.

Законы Хаммурапи делят население на 3 сословия: авилумов, мушкенов и вардумов. Авилум – член общины(общины самостоятельно решали вопросы землепользования, орошения, сбора податей, обеспечения общественного порядка). Авилум, по ЗХ, «сын мужа»— это полноправный человек. Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена большая часть законника. Общинники-земледельцы являлись основной массой производителей материальных благ.. Авилум, в случае причинения ему вреда, защищался повышенным штрафом.Мушкенум (от “падающих ниц”, т.е. поступавших в услужение) пользовался полной свободой в гражданско-правовом отношении, имел в своей собственности рабов, землю, но при увечьях и обидах получал меньшее вознаграждение, чем авилум. Мушкенум, как правило, были прикреплены к земле или заняты определенным ремеслом, обязанные платить оброк дворцу, участвовать в военных походах. С одной стороны, они сами были собственниками рабов, а с другой - они зависимы от храма, дворца, чиновника.Самое приниженное положение занимали рабы (вардум).По ЗХ, их имелось несколько видов: царские, принадлежащие общине, частновладельческие — рабы авилум и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться на свободной, дети от такого брака считались свободными (ст. 175). Раб имел небольшое имущество, мог им распоряжаться, но после его смерти оно становилось собственностью его хозяина.Рабов разрешалось отпускать на волю.Свободнорожденный вавилонянин не мог быть обращен в рабство, кроме временного пребывания (до 3 лет) в долговой кабале. ЗХ запрещал рабам выступать в суде в качестве свидетелей, тем самым ограничивалась возможность искать себе защиты в суде от произвола и истязаний рабовладельца.Рабов отдавали в обеспечение уплаты долга, для отработки процентов займа. В таких условиях ростовщик, кредитор выжимал из них все,

что мог. Обычно после такой «отработки» раб превращался за короткий срок в калеку, инвалида.

5. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по судебнику Хаммурапи

. Семейно – брачные отношения по Законам Хаммурапи

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Но мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная жена его была бесплодна.

Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми:он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни – наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

VII.Законы Хаммурапи о преступлении и наказании

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений:

· против личности;

· имущественные;

· против семьи

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний:

· смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол);

· членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.);

· штрафы;

· изгнание.

При определении наказания руководствовались “принципом талиона” – “мера за меру”, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому).

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.

Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были смертная казнь (за прелюбодеяние), членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца).

4. Правовое регулирование имущественных отношений по судебнику Хаммурапи.
В законнике отсутствует понятие права собственности,но упоминается,что всякое имущество должно находиться у лица в законном порядке,иначе лицо=вор.Обязательства возникают из 1.договоров и 2.правонарушений, направленных против личности или имущества.1.Договор купли-продажи(вещи,рабы,дети).Условия действия:1)отчуждаемое имущество не должно быть изъято из гражданского оборота(не быть имуществом илку(война)) 2)продавец должен быть действительным собственником вещи(продавец должен защитить покупателя от претензий 3-х лиц). В случаях,если купленная вещь опознана ее действительным собственником, покупатель должен был представить свидетелей покупки и привести продавца, если он не приводит их, то подлежал смерти как вор. А если "хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь", то он подлежал смертной казни "как лжец, который возводит клевету".3)Договор заключается письменно(необходимо наличие свидетелей).Допускается купля продажа в кредит,в отношении раба предусматривается гарантия качества.Договор займа,объекты:деньги,зерно.Законодательпредусматривает взимание % по денежным займам до 20%,по зерну до 30%.Превышение поставщиком %-х ставок влекло потерю долга(ст.131).Самоуправное изъятие долга влекло потерю долга(ст.113).При неурожаях,бедствиях срок долга откладывался на 1 год,% не взимались.Несостоятельный должник отдавал кабалу членами семьи,в случае если имело место дурное обращение ответственность несли члены семьи ростовщика(сын-сын).Срок долговой кабалы<=3 года.Договор личного найма,объектами являются услуги(Профессии:1)Благородные-учителя,врачи,строители. 2)Неблагородные(земледельцы)).Заработная плата лиц благородных профессий зависела от соц. статуса лица,которому оказывались услуги.Договор хранения(имущество,деньги…) .Необходима письменная форма и наличие свидетелей.Предусматривается ответственность за неисполнение договора(выплачивается двойная стоимость утерянной вещи,если у хранившего лица вещь была украдена,то одинарная стоимость).Договор товарищества (ст.99) распределение убытков или прибыли м/у членами товарищества(важнейшее условие-солидарная ответственность перед 3-ми лицами).2.Обяз-ва, возникающие из-за причинения вреда. 1)Небрежное отношение к ирригационным сооружениям.2)Неосторожное ранение в драке.3)Нечаянное убийство раба.

6. Преступления и наказания.Судопроизводство по судебнику Хаммурапи.

Отсутствует понятие преступления, не проводится грань между преступлением и гражданским проступком. Не развиты уголовно-правовые институты(из-за невысокого уровня развития правовой мысли древнего Вавилона).

Виды преступлений:очень мало преступлений против государства и против религии(ст.6 и ст.8).преступления против личности:убийство,телесные повреждения.Преступления против имущества:кража,порча.Уголовное право несло в себе принцип возмездия, применявшийся в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель. Считалось, что наказание есть возмездие за вину и оно должно быть равным преступлению ("око за око", "зуб за зуб"), что называется талионом.Смертный приговор предусматривался за сорок различных преступлений: кража имущества, принадлежащего дворцу или храму; кража во время пожара; ложное обвинение в тяжком преступлении; нарушение женщиной супружеской верности;умышленное убийство; кровосмешение и др. Совершившего преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. За другие более мелкие преступления виновному выкалывали глаза, отрубали руки, отрезали нос или уши. Самым распространенным наказанием был штраф. Его размер зависел от совершенного преступления и от социального положения потерпевшего и преступника. Он колебался от суммы, вдвое превышавшей нанесенный ущерб, до суммы, превышавшей его в тридцать раз.Иногда преступник подвергался изгнанию из общины, он терял при этом все свое имущество, должен жить вне своей семьи, лишался защиты своих богов. Статья 23 кодекса обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступника не удалось поймать. "Если при этом загублена жизнь, община и рабианум (старейшина) должны отвесить одну мину серебра его (убитого) родственникам". Все это говорит о сохранившихся в кодексе пережитках прошлого, об обычаях родоплеменных. В некоторых случаях кодекс допускает самосуд.Вора на пожаре предписывалось бросить в огонь на месте преступления. Кодекс не знает кровной мести. Государство взяло на себя репрессивную политику. На представителей имущих классов за многие преступления налагались денежные штрафы. Штрафы за преступления постепенно повышаются, если потерпевшим оказывалось лицо, принадлежащее к привилегированной социальной группе. В уголовном праве допускалось объективное вменение, т. е. ответственность без вины. "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть сыну домохозяина должно убить сына строителя". Таким образом наказывался человек, не имевший никакого отношения к строительству дома. Уголовному праву еще не были известны стадии преступления (приготовление, покушение), равно как и формы соучастия (подстрекательство,укрывательство и др.). Нельзя не отметить и то, что кодекс знал смягчающие вину обстоятельства: убийство в драке, при условии, что у убийцы не было намерения убить. Такое преступление наказывалось уплатой небольшого штрафа. За причинение телесных повреждений в драке виновный должен был уплатить стоимость лечения. Суд и процесс. Суд состоял из нескольких назначенных государством судей, которым помогал совет старейшин, т. е. наиболее почетные граждане города или села. Имелось несколько судебных инстанций: простые дела решались быстро судьями, сложные разбирались иногда самим царем. Суд заседал у городских ворот, в особых помещениях храма или царского дворца. Судьям вменялось в обязанность судить справедливо. В кодексе говорится: "Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит,то этого судью должно изобличить и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в двенадцатикратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться на суд". К делу могли быть приобщены письменные и свидетельские показания. Широко применялась клятва перед богом. Клятвопреступление, а также ложные свидетельства рассматривались как оскорбление божества и строго наказывались вплоть до смертной казни. Для рассмотрения государственных преступлений, посягающих на существующий порядок или наносивших оскорбление царю,созывались специальные суды. Наряду со свидетельскими показаниями, документами, клятвой широко применялся ордалий или "суд божий". Считалось, что бог знает все и все видит и через ордалий укажет виновного или невиновного. Чаще всего к ордалию прибегали судьи в случаях сомнений в виновности лица и недостаточности доказательств. К числу наиболее распространенных средств, с помощью которых и проводилось испытание, были: захват рукой раскаленное железо, поединок на мечах, погружение руки в кипящую воду. Обвинение было частное, т. е. исходило от потерпевшего или его близких. Исключение составляли дела о преступлениях государственных и религиозных.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд iconВопрос №1 Исторические условия возникновения и особенности общественного...

1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд iconКонституционный строй это юридическая организация общественного и...
В-третьих, термин "основополагающие правоотношения" является достаточно общим и конкретно не определяет, какие именно из них относятся...
1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд icon1,Предмет и метод истории отечественного государства и права
Предметом иогп является изучение в хронологическом порядке возникновения и развитиягосударства и права, эволюции общественного и государственного строя...
1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд icon1,Предмет и метод истории отечественного государства и права
Предметом иогп является изучение в хронологическом порядке возникновения и развитиягосударства и права, эволюции общественного и государственного строя...
1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд iconПравительственный курс в первые годы царствования Николая II. Билет...
Билет №1. Особенности политического строя и системы государственного управления в России середины XIX века
1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд icon1. Роль Конфуция в развитии морально-этической и религиозной системы...
Ние отличалось своей социально-политической направленностью. Прежде всего, оно призывало к гармонизации общественного строя и к укреплению...
1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд iconСистема взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. М....
В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. М. является отражением...
1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд iconГлавный госуд/налог/ревизор-инспектор Мальцев И. И. 24 года госуд/стажа...
Такая же почти ситуация в г. Харькове по главному государственному налоговому ревизору-инспектору сгни кпн г. Харькова Мальцеву И....
1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд iconГосударственное управление и исполнительная власть
Отличие государственного и общественного управления важно в свете теории об отмирании государства и переходе к общественному коммунистическому...
1. Особенности государственного и общественного строя древневост госуд iconТестовы задания по теме 5 «Античные государства (Греко-римская античная цивилизация)»
Выделите основные принципы государственного строя Древних Афин классического периода… (укажите все верные ответы)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница