1. Экологическое право как отрасль российского права


Скачать 442.49 Kb.
Название1. Экологическое право как отрасль российского права
страница1/3
Дата публикации06.04.2013
Размер442.49 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3
ТЕМА 1. Экологическое право как отрасль российского права.

I. Предмет, метод и система.

Экологическое право – это самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета и методов правового регулирования.

Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы (ядро права) и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производственных (вторичных).

Под предметом правового регулирования понимается строго определённая область общественных отношений качественно отличающихся от иных отношений, образующих предмет другой отрасли права.

^ Предмет экологического права отвечает на вопрос: - что эта отрасль регулирует - в каких в каких видах общественных отношений по поводу окружающей среды поведение субъектов регулируется экологическим законодательством.

Учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, предмет экологического права образует следующие группы общественных отношений:

  1. По охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности.

  2. По рациональному использованию природных ресурсов.

  3. По охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

(1). Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общих и иных исполнительных объединений, юридических и физических лиц, направленное на сохранение, восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды, касается трёх видов воздействий на неё: - физических - химических - биологических.

Примером регулирования охраны окружающей от химических воздействий служит: - регулирование сбросов предприятий водоёмов, сточных вод - регулирование выбросов загрязнённых веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобиля - регулирование применения агрохимических средств и иных химических веществ, влияющих на состояние озоновых слоёв Земли.

^ Отношение по охране окружающей от физических и юридических лиц воздействий на неё – это регулирование охраны окружающей среды:

  1. От шума, создаваемого самолётами, производственными объектами и тому подобное.

  2. Вибрации, создаваемые в процессе эксплуатации транспортных средств. Например, в метрополитене.

  3. Электромагнитных полей, создаваемых при использовании электротехники.

  4. Радиоактивных воздействий (физическое воздействие в форме облучения)

  5. От чрезмерного давления на Землю в процессе использования тяжёлой техники, приводит к разрушению структуры почвы.

Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает в себя правовое регулирование:

  1. Переселение и гибридизация объекта животного мира и растительного мира.

  2. Биотехнологий (биотехнология - это наука, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологичных задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами, методом генной инженерии).

  3. Правовое регулирование поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, возбудителей инфекционных возбудителей заболеваний человека).

  4. Предупреждение эпизоотий и борьбы с ними (эпизоотий – широко масштабное распространение инфекционной болезни среди 1-го или многих видов животных на определённой территории, значительно превышающих уровень заболеваемости обычно регистрируемых на данной территории). Иными словами, эпизоотия – это эпидемия у животных.

(2) Рациональное использование природных ресурсов – комплексное экологически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей среды. Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам (Земля, водам, атмосферному воздуху, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира). По средствам регулируются такие отношения, обеспечиваются решение ряда общих задач. Главные из них: удовлетворение материальных и других потребностей человека и вместе с тем предупреждение разных форм деградации природы, включая её загрязнение и истощение природных ресурсов. Основной принцип осуществления природопользования – принцип рационального использования, т.е. экономически обоснованного использования природных ресурсов.

(3) Отношения по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти отношения выделяют в качестве самостоятельной группы, в составе предмета экологического права, во 1-х, потому что они связаны с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а во 2-х, потому что человек, его здоровье и имущественный интерес является самостоятельным объектом экологического права, наряду с объектами и ресурсами природы.

Сегодня во многих государствах мира всё больше признания получил подход в соответствии с обеспечением экологической безопасности, являющейся относительно самостоятельной группой общественных отношений в составе предмета экологического права, наряду с рациональным, природопользованием и охраной окружающей среды.

Экологическая безопасность – это состояние защищённости природной среды жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

Метод правового регулирования – это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников отношений входящих в предмет экологического права. Он отвечает на вопрос: как, какими способами или приёмами осуществляется правовое регулирование. В науке права выделяют два метода: 1. административно – правовой (императивный) 2. гражданско – правовой (диспозитивный).

В большинстве отраслей права используется комбинация этих методов. Административно – правовой метод применяется в отраслях публичного права (к которому относится и экологическое право).

Суть административно – правового метода заключается в установлении предписания, дозволения, запрета в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний.

В экологическом праве административно – правовой метод опосредуется в специфических формах, а именно: - нормирование - экспертиза, - сертификация, - лицензирование и др. Он выражает в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, которые должны соблюдаться хозяйствующими предметами (предприятиями), выдачи этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, применение мер юридической ответственности и др.

Применение гражданско – правового метода преобладает в частном праве. Гражданско – правовой метод даёт субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона, он основывается на равенстве сторон правоотношений, при этом приоритетными являются экологические инструменты регулирования. В современном экологическом праве применяются оба метода, договора на природа пользование представляет собой пример гражданско – правового метода, однако если в процессе природопользования нарушаются условия предусмотренные договором и причиняется существенный экологический вред может быть применён административно – правовой метод регулирования.

Система отрасли экологического права – представляет собой совокупность в определённом порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в институты, в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Система отрасли экологического права делится на 2-е части: - общую - особенную. В системе науки выделяют специальную часть. В общую часть системы отрасли экологического права входят инструменты и положения, которые распространяются на все общественные отношения экологического права. Это предмет и метод экологического права основывает принципы, источники экологического права, основные экологические права и обязанности физических и юридических лиц, экологические правоотношения, правовые основы государственного регулирования окружающей среды, экологические моратории, экологической правовой охраны окружающей среды, экологический контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

В особенную часть экологического права входят такие разделы, как: - правовое регулирование особо охраняемых природных объектов и территорий, - правовое регулирование с отходами производства и потребление, опасными отходами, радиоактивными веществами, правовой режим экологически не благополучных территорий и др.

Специальная часть науки экологического права посвящается основным чертам охраны международной окружающей среды и зарубежное экологическое право.

^ II. Объекты охраны окружающей среды.

Объектом охраны окружающей среды является собственно окружающая среда.

Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных, природно – антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природная среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно – антропогенных объектов. ФЗ “об охране окружающей среды” определяет отдельные составляющие этого понятия. Под компонентами природной среды понимается: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохраняющие свои природные свойства.

Природно – антропогенный объект – это природный объект изменённый в результате хозяйственной и иной деятельности и (или объект созданный человеком, обладающий свойствами природными объекта, имеющий защитное, восстановительное реакционное значение).

Антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Естественная экологическая система – это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространство, территориальные границы и в которой живые и не живые её элементы взаимодействуют как единая, функциональное целое и связана между собой обменным веществом и энергией.

Природный ландшафт – это территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связывающих между собой природных объектов, объединённых географическими и иными соответствующими признаками. К ним относятся: - особо охраняемые природные территории, - морская среда, - экологически неблагополучные территории, - континентальные шельф.

^ Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности является: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетически фон, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой.

Природные ресурсы более узкое понятие с природными объектами это компоненты природной среды, природный объект и природный антропогенный объект, который использовался или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного наследия и в Список всемирного природного наследия: государственные и природные заповедники, памятники природы, государственные и природные заказчики, национальные и природные парки, ботанические сады, лечебно – оздоровительные комплексы, курорты.

Места традиционного проживания и хозяйственной коренных и малочисленных народов РФ. Объекты, имеющие особо охранное, научное, исторически – культурное, эстетическое, реакционное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф, и исключительная экологическая цена РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Закон также определяет иные охраны, части отдельных природных объектов, совокупность природных объектов, составляющие природы (например, климат, режим погоды, характерный для определённой территории).

^ III. Принципы экологического права составляют основу рассмотренной отрасли. А их соблюдение может служить мерилом природного и социального характера государства, эффективности все деятельности по обеспечению рационально природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и интересов человека и гражданина, обеспечение экологической безопасности.

Экологическое право основано как на общих принципах права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых принципах). Основные отраслевые принципы экологического права определены в ст. 3 ФЗ “об охране окружающей среды” установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе следующих принципов: - Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. - Обеспечение благоприятных условий жизни деятельности человека - Ответственность органов государственной власти, органов субъектов федерации, органов местного самоуправления за обеспечением благоприятной окружающей средой и экологической безопасности соответствующей территории. - Принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. - Независимость контроля в области охраны окружающей среды. - Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. - Обязательность проведения государственной экологической экспертизы, проектов и другой документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. - Принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

Приведённый перечень принципов не является исчерпывающим. Процесс формирования принципов экологического права продолжает параллельно с совершенствованием развития экологического права и в большей степени может служить увеличением числа отраслевых принципов с 6 до 23.

^ IV. Источник экологического права – это нормативно – правовой акт, содержащий нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Источники экологического права могут быть квалифицированы по следующим основаниям: 1. по юридической силе: - законные - подзаконные акты. 2. по предмету регулирования: - общие - специальные. Общие регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (например КРФ), специальные – это акты целиком посвящены вопросам охраны окружающей среды или её элементам. (например ФЗ об охране окружающей среды). 3. по характеру правового регулирования: - материальные - процессуально – материальные, экологически правовые нормы, установленные права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений, например: ФЗ «об экологической экспертизе», ФЗ «об особо охраняемых территориях». Источник экологического права процессуального характера регулирует процессуальные отношения в сфере природопользования, обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды. Они касаются разработке нормативов, предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведение государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защита экологических прав и интересов. 4. по своему характеру: - кодифицированные - не являются таковыми.

Официальная систематизация экологического законодательства отсутствует и экологическое право представляет собой совокупность различных актов, не сводимы в какой – либо единый акт (кодекс). Вместе с тем закон об охране окружающей среды охватывает широкий круг вопросов регулирования отношений по использованию и охране природных ресурсов, предупреждение экологических правонарушений, государственного мониторингу, контролю в области охраны окружающей среды, ответственности за правонарушение. Этот ФЗ отчасти можно отнести к кодификационному акту.

^ Систему источников экологического права образуют:

1. Международный договор РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права. 2. Конституция РФ. 3. Законы конституционные и федеральные (отличаются по юридическому статусу). 4. НПА президента РФ 5. НПА правительства РФ 6. Конституция, законы субъектов РФ. 7. НПА органов местного самоуправления. 8. НПА министерств и ведомств. 9. Локальные НПА.

^ V. Общая характеристика некоторых источников экологического права.

(1) Конституция РФ принята 12 декабря 1993г. При анализе Конституции России можно выделить ^ 2 группы норм: - общего характера (важных с точки зрения последнего обеспечения окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности) - непосредственно экологических.

В соответствии со ст.7 К РФ: социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, эти нормы имеют непосредственное отношение к экологическому праву. Прежде всего, в части обеспечения, соблюдения и защиты экологического права каждого.

Достойная жизнь человека, которая должна обеспечить в социальном государстве включает в своё содержание наряду с материальным обеспечением и благополучием, также экологический аспект.

Конституция устанавливает, что земля и др. природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9 К). Это положение может оценивается как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов природопользования. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2 К.), К. устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённое её здоровью (имуществу экологического правонарушения ст.42). Одновременно с признанием Конституция возлагает обязанность на сохранение окружающей среды (ст.53).

С учётом федерального устройства России, Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно федерацией и её субъектами. В частности, в исключительном ведении РФ находятся: - установление основной федеральной политики федеральные программы в области экологического развития. - ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы. - производство ядовитых веществ и порядок их исполнения (ст.71).

В основном в вопросе природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе развития водного, лесного, недрах и др. находящихся в совместном ведении РФ и её субъектов (ст.72).

(2) Локальные НПА. Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и становятся источником экологического права, при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяют на: акты общего и специального характера. Локальные акты общего характера – уставы предприятий, правила внутреннего порядка и др.

В уставах содержаться нормы относительно правового режима, имущества и земли, организацию управления, включая сферу охраны окружающей среды.

^ Специальные локальные акты направлены планы организационно – технических мероприятий охраны окружающей среды, должностные инструкции и др. Действие экологических правовых норм содержатся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.

(3) Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение в регулировании исполнительных природных ресурсов, в контексте традиции природопользования.

Конституция РФ (ст.72) выделяют защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей, как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учётом традиционного природопользования предусматривается рядом ФЗ. Таким образом, обычай, как источник права применяется на практике.

(4) ФЗ “об охране окружающей среды” как источник экологического права.

Применят государственной думой 20 декабря 2001г.

Одобрен советом федерации 26 декабря 2001г. 16 человек, ст.84.

ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды обеспечивающие сбалансированное решение социально – экологических задач, сохранять благоприятную окружающую среду, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

^ VI. Нормы экологического права – это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей среды. Различные нормы: - Охраняемое использование природных ресурсов. - Комплекс. Использование охраняемого природного комплекса и природной среды в целом. - Экологизированные, предусмотренные остальными отраслями права.

Исходя из содержания юридического предписания нормы подразделяются на: - нормы – принципы, - нормы – приоритеты, - нормы – правила.

Нормы – принципы закреплены (ст.3 ФЗ).

Нормы – приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании природных объектов в интересах обеспечения и качества природной среды. Нормы – приоритеты означают, что любые нормы хозяйственного запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. 3 уровня приоритета: 1. отраслевой, 2. межотраслевой, 3. экологический.

Нормы правила предусматривают экологические требования императивов, применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяется на: - обязанные, - запретные, - разрешительные, - восстановительные, - карательные, - предупредительные, - поощрительные.

Предупредительные направлены на то, чтобы помешать, которые могут повлечь последствия.

Цель запретных императивов – не допустить, чтобы был причинён вред окружающей среде. Так вот запрещает ввод в эксплуатацию объекта неоснащённого средства очистки, не разрешает использовать просроченных препаратов. Не разрешается применение полученных в ходе научных химикатов, природа которых не выявлена.

^ Разрешительные и обязательные нормы определяют порядок деятельности природопользования. В 1-ом случае (разрешительные) по решению органов, хозяйственный субъект получает право выполнять определённые действия, по средствам которых осуществляется воздействия на окружающую среду. Во 2-ом случае природа пользователь как участок экологического правоотношения вынужден выполнять следующие требования.

^ Восстановительные (компенсационные) нормы предусматривают адресованное правонарушение требованию о нарушении состояния окружающей среды и компенсации не только расходов, но и затраты на проведение природа охранных мероприятий.

^ Карательно – императивные имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско – правовой и дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения или преступления.

Основаниями для наложения взыскания является соответственно кодекс об административных правонарушениях, УК, гражданско – правовое и избирательное законодательство.

^ Поощрительные экологические нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей среды.

Закон устанавливает, например, возможность применение налоговых и иных льгот. При внедрении предприятия безотходных технологий, обеспечивающих природа – охранный эффект, надбавок за экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующие мероприятия по охране окружающей среды.

В числе таких мероприятий можно назвать вывод за приделы населённого пункта экологически небезопасных производственных комплексов.

^ VII. Экологически правоотношения – это реально существующие общественные отношения, урегулированные нормами экологического права, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей. Экологические правоотношения характеризуются следующими признаками: 1. Складываются на основе норм экологического права. 2. Субъективные правоотношения, являются носителями конкретных прав и обязанностей, при том если на 1-е субъективные правоотношения являются носители прав, то на другие налагаются соответствующие обязанности. 3. Экологически правоотношения носят осознанный волевой характер. Субъекты правоотношения по средствам волевых и осознанных действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренными соответствующими нормами 4. Они гарантируются государством и определяются в необходимом случае его принуждения силы. Государство создаёт политические, экономические и социальные условия для реализации экологических правовых норм. В случае нарушения участниками правоотношений при реализации ими прав и обязанностей меры свободы определённой правовыми нормами, государство исполняет принудительную силу.

В соответствии с формами норм права экологические правоотношения подразделяются на: - регулятивные - охранительные.

Регулятивные правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природа пользованию и охраны окружающей среды. Это правоотношение по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, аудита, мониторинга и т.д.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различают общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают из-за закона. Такие правоотношения складываются между физическим и юридическим лицом и государством. В этом случае закон является юридическим пактом, порождающим экологические правоотношения. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов. Например: разрешение на выброс загрязнённых веществ в атмосферу.

^ По степени определённости субъективные экологические правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные экологические правоотношения – это те, в которых определена только 1-на сторона, носитель субъективного права. Направлено право на благоприятную окружающую среду или на достоверную информацию о её состоянии. 2-ая сторона правоотношения, на которую возлагается обязанность соблюдать права, является не определённой. В относительных экологических правоотношениях стороны определены. Правоотношения о государственной экологической экспертизе, проекта строительства нефти – провода. По средствам экологических правоотношений, реализуется, предусмотренное в нормах экологического права, меры по обеспечению рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, реализации охраны экологического права. Юридических лица, экологических правоотношений имеют свою структуру. Элементы: субъекты, объекты, права и обязанности.

Под содержанием экологических правоотношений понимаются права и обязанности его участников по использованию и охране окружающей среды.

Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношений и объекта этого правоотношения.

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренного юридической нормой меру возможного поведения участников правоотношений, обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от исполнения принадлежащего ему права, за исключением случаев, когда субъективное право является и юридической обязанностью. Например, полномочия государственных органов и должностных лиц.

Юридическая обязанность предусмотрена нормой права мера должного поведения участника экологических правоотношений. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от неё субъект правоотношений не может отказаться. Неисполнение обязанностей есть основание для применения юридической ответственности. Юридическая обязанность является мерой поведения субъективных экологических правоотношений определённой законом, в целях охраны окружающей среды, обеспечение рационального природа пользования, соблюдение экологических прав. Нарушение этой меры влечёт нарушение субъективного права.

Субъекты экологических правоотношений ст.9 КРФ земля и другие природные ресурсы использования и охраны в России, как основа жизни и деятельности народа, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Одним из участников экологических правоотношений, т.е. выступает государство в лице своего компетентного органа. Другим субъектом экологических правоотношений являются физическое и юридическое лицо, воздействие на окружающую среду с целью её потребления. Исполнение охраны воспроизводства.

Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия учреждённые органами, возникающие на окружающей среде, а также граждане занятые предпринимательской деятельностью или граждан осуществляющие общие или специальное природа получение.

Государственные органы применительно экологическим правоотношениям выступают в качестве носителей полномочий контроля окружающей среды, они определяют порядок и условия использования и охраны окружающей среды, её отдельных объектов. Хозяйственные субъекты, граждане, в том числе иностранные обязаны выполнять экологические предписания.

^ Объектами правоотношений являются предметы материального мира, а так же действия субъектов, по поводу которых возникают и осуществляются экологические правоотношения. К объектам экологических правоотношений относятся: - компоненты окружающей среды. - вещества, поступающие в окружающую среду в результате химических, биологических, воздействий на неё, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. - деятельность в виде выбросов и сбросов, отходов производства и потребления. - действия, поведение субъектов экологических правоотношений.

Основное свойство естественное происхождение и неразрывная связь с природой.

Основные возникновения правоотношений: общие и конкретные. Общие правоотношения возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создаётся лишь правовое состояние. Конкретные правоотношения возникают на основе иных юридических фактов.

  1   2   3

Похожие:

1. Экологическое право как отрасль российского права icon1. Земельное право как отрасль права, правовая наука, учебная дисциплина....
Земельное право это самостоятельная отрасль российского права призванная регулировать особую сферу общественных отношений по поводу...
1. Экологическое право как отрасль российского права iconАграрное право, как отрасль Российского права, предмет аграрного права
Предмет правового регулирования — это определенная сово­купность общественных отношений. Он отвечает на вопрос, что (какие отношения)...
1. Экологическое право как отрасль российского права iconТематика контрольных работ
Конституционное право Российской Федерации как отрасль права: понятие, предмет и метод регулирования, место в системе российского...
1. Экологическое право как отрасль российского права iconВопросы для подготовки к экзамену
Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы правового регулирования, система, роль и место в системе российского...
1. Экологическое право как отрасль российского права iconВопросы для подготовки к экзамену
Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы правового регулирования, система, роль и место в системе российского...
1. Экологическое право как отрасль российского права iconВопросы для подготовки к экзамену
Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы правового регулирования, система, роль и место в системе российского...
1. Экологическое право как отрасль российского права iconViii. Примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине...
Конституционное право РФ как отрасль: понятие, предмет, методы, система, место в системе российского права
1. Экологическое право как отрасль российского права iconТуляй Екатерина Юрьевна Банковское право Банковское право как отрасль российского права
Организация и деятельность банков регулируется при помощи совокупности юридических норм, которые составляют банковское право. В россии...
1. Экологическое право как отрасль российского права iconТуляй Екатерина Юрьевна Банковское право Банковское право как отрасль российского права
Организация и деятельность банков регулируется при помощи совокупности юридических норм, которые составляют банковское право. В россии...
1. Экологическое право как отрасль российского права iconТуляй Екатерина Юрьевна Банковское право Банковское право как отрасль российского права
Организация и деятельность банков регулируется при помощи совокупности юридических норм, которые составляют банковское право. В россии...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница