«Философия права»


Скачать 271.54 Kb.
Название«Философия права»
страница1/2
Дата публикации09.03.2013
Размер271.54 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра социально-философских дисциплин и экономики

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника института

по учебной работе

полковник милиции
В.В. Васильев

«____» _____________ 2011 г.


ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Философия права»
Тема № 2

«Онтология права»
(специальность 030501 65 – Юриспруденция)

(очная форма обучения)


2 часа

Орел

2011

План:

Введение.

1. Естественно-правовые и эмпирико-позитивистские трактовки онтологии права.

2. Правовая норма и ее философские характеристики.

3. Пространство и время права.

Заключение

Литература.

Лекция подготовлена начальником кафедры социально-философских дисциплин и экономики, кандидатом философских наук, доцентом, майором милиции Е.В. Сальниковым.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры СФДиЭ. Протокол №6 от 16 марта 2011 г.


Введение.


В рамках данной темы мы подвергнем рассмотрению онтологию права. Под онтологией понимается философское учение о бытии. В этой связи основной проблемой онтологии права следует считать вопрос о том, что значит для права быть?

Онтологическое вопрошание выводит нас на вопрос о противостоянии двух фундаментальных трактовок правовой онтологии: естественно-правового и эмпирико-позитивистского. Нельзя не отметить, что на протяжении веков философы неоднократно делали попытки преодоления этого жесткого противостояния. Можно назвать в качестве примера либертарную концепцию Нерсесянца и некоторые другие. Однако же историко-философский анализ заставляет беспристрастно констатировать –альтернативы этим двум подходам до сего момента так и не создано. При всей уникальности трактовок авторы продолжали оставаться в русле естественно-правовых или эмпирико-позитивистских норм.

Данное темы требует также рассмотрения наличного бытия права – правовой нормы. В позитивном плане, то есть так, как оно дается современной правовой науке, право предстает особой системой норм. «Нормативность это универсальное и глубинное качество права»,1 - пишет Г.В. Мальцев. Юридические характеристики правовой нормы вам уже известны из дисциплин «Теория государства и права» и ряда других. В данной лекции будет предложен философский анализ правовой нормы.

Завершит лекцию философский анализ правовго пространства и времени.

^ 1. Естественно-правовые и эмпирико-позитивистские трактовки онтологии права.
Многообразие трактовок философии права определено, прежде всего, нерешенностью вопроса онтологии права. В вопросе об онтологии права можно выделить две основополагающие трактовки, два способа прочтения и понимания права, в которые, так или иначе, укладываются все философские учения о праве. Это:

естественно-правовая модель.

эмпирико-позитивистская модель.

Само наименование этих моделей отсылает к различению естественного и позитивного права. Подобное разделение возникает еще в Античности, когда впервые был поставлен вопрос о том, имеет ли право своим основанием только волю законодателя, или же оно опирается на некий идеальный вечный принцип.

^ Сторонники естественно-правовой модели утверждают, что подлинно есть некая идея фундаментальная идея, которая может с разной степенью полноты воплощаться в той или иной конкретной правовой системе. Наличие этой идеи позволяет говорить о прогрессе ее осуществления в социальном мире, о должном и будущем облике права, делает возможным оценочные суждения о праве. Здесь подлинное бытие право вечно, идеально, совершенно. Важно подчеркнуть, что в естественно-правовой парадигме наличное бытие права в качестве правовой нормы не отрицается, но считается, что таковое бытие есть бытие неподлинное, есть отражение и всегда несовершенное воплощение трансцендентной сущности права.

Роль внеэмпирической идеи права философы отдавали Добру, Богу, и некоторым другим идеям. Анализируя современное право нельзя не заметить в нем черт естественно-правового подхода. Речь идет о требовании соотносить право с естественным правом человека. Естественные права человека, под которыми понимают прежде всего право на свободу и на жизнь, выполняют роль трансцендентной идеи, осуществлению которой должно служить право.

^ Права и свободы человека сегодня признаются высшей конституционной ценностью правовых демократических государств, в том числе и Российской Федерации. При этом сам принцип свободы не возникает из правового опыта, а является основанием любой подлинно демократической системы права, основанием подлинного права вообще. То право, в котором не защищено естественное право человека на жизнь и свободу, не признается настоящим правом.

Представители эмпирико-позитивистского подхода смотрят на мир с обратной стороны. Для них бытие права есть конкретика его явленности в обществе. Представители этого течения были твердо убеждены в том, что привнесение сущностей высшего порядка в рассуждения о праве лишь затемняет суть предмета и затрудняет его анализ. Быть для права значит позитивно, положительно наличествовать в обществе в виде системы норм. В этой связи право не раскрывает свою извечную сущность в конкретном обществе, а создается, творится в этом обществе, самим обществом или законодателем. Отсюда нет вечного и неизменного права вообще, а есть право различных обществ, исторически конкретное право. В этом случае оказывалась невозможной любая критика права от лица трансцендентных идеальных сущностей, таких как, скажем, справедливость. Любая метафизика должна быть устранена, и исследователю надлежит сосредоточиться на праве, как оно есть.

Основным вопросом в этом случае становится вопрос о правовой норме – форме позитивного бытия права. В этом отношении можно выделить социологическое прочтение нормы права, чисто правовое прочтение (чистый позитивизм) и психологическую трактовку нормы права.

Ряд исследователей считает ^ Е. Эрлиха (1862-1922) создателем зарубежной социологической юриспруденции. Эрлих полагал, что право независимо от государственной воли получает свое реальное выражение в общественных отношениях, складывающихся между индивидами в процессе их общения друг с другом, и выступает в качестве правоотношений, «живого» права.

^ Р. Иеринг (1818-1892) сформулировал концепцию здравого интереса людей, выраженного и обеспеченного правом. Право он определял как выражение всеобщих интересов. Считая государство силой, необходимой для охраны интересов общества против эгоистических интересов индивида, Р.Ф. Иеринг выступал за сильную государственную власть, правда, ограниченную правом. Право, как писал Иеринг, есть разумно понятая политика власти.

^ Р. Паунд (1870-1964) - крупнейший юрист своего времени, один из представителей социологического подхода к праву, чей вклад в понимание права Ж. Карбонье назвал самым оригинальным вкладом социологической юриспруденции.2 В своей трактовке права Р. Паунд во многом опирался и развивал идеи Иеринга и Эрлиха. В философском отношении фундамент его построений образовывала философия прагматизма. С этих позиций право становилось «социальной инженерией» - средством или орудием устройства личной, общественной и государственной жизни. В конечном итоге прагматическая тенденция подчинения всего принципу полезности составляет главную тему трактовки права у Паунда.

Тот факт, что право выступает в качестве ведущего общественного регулятора не мог не вызвать к жизни попытки его чисто социологической интерпретации. Пионерами подобного подхода вполне обосновано можно признать Э.Дюркгейма и М.Вебера.

Исходным положением социологии права Э. Дюркгейма (1858-1917) является его интерпретация права видом социальных фактов. Это означает, что право характеризуется вещным качеством. Право с социологической точки зрения – социальная вещь.

Вещность права выражается в том, что оно, во-первых, имеет свое вещно-наблюдаемое воплощение во внешних формах – кодексах, нормативных актах, текстах законов, подобно тому, как различные стороны жизни общества «записаны» в материалах статистики, представлены в различных исторических памятниках, произведениях искусства, моде. Во-вторых, социологическое постижение права ориентировано на познание вещных аспектов права, исходя из наблюдаемых о «действующем праве» данных, а не идею права. В-третьих, праву, как никакому другому социальному феномену, присущи признаки социальных фактов – надиндивидуальность и принудительность. Наконец, в-четвертых, одна из особенностей права как социального факта означает понимание права социальным институтом. В общем, плане право как общественный институт возникло и функционирует, отмечал французский социолог, в ответ на социальную потребность в регулировании и разрешении конфликтов, которые в противном случае принимали бы крайне острые, разрушительные для общества формы. В конечном итоге, понятое таким образом, право становится универсальной формой организации человеческого общества. «Действительно, - пишет мыслитель, - социальная жизнь повсюду, где она существует, неизбежно стремится принять определенную форму и организоваться, и право – не что иное, как сама эта форма организации в ее наиболее устойчивом и точном выражении».3

Несколько с другим уклоном дает социальную интерпретацию права ^ М. Вебер (1864-1920). Он подчеркивал различие юридической и социологической трактовок права. Немецкий философ считал, что в первом случае ставится вопрос о том, каким должен быть идеал права. Речь идет о нормативном смысле логически непротиворечиво заключенном в языковых формулировках правовой нормы. Социологический же подход обращен к тому, что фактически происходит внутри сообщества в виду возможности того, что люди, участвующие в деятельности сообщества, и среди них в особенности те, кому принадлежит социально значимая мера фактического влияния на деятельность сообщества, исходя из своих субъективных убеждений, считают определенные порядки и нормы обязательными и практически осуществляют их, то есть руководствуются ими в своих практических действиях.

^ Юридический позитивизм, представляет собой своеобразный синтез догматической юриспруденции, юридической лингвистики и позитивистской философии. Он получил очень яркое оформление в аналитической школе права, которая считается своего рода философским аналогом догматической юриспруденции. Задачи догматической юриспруденции определяются потребностями повседневной юридической практики, в рамках которой восприятие права как упорядоченной системы законов и отраслей права представляется вполне достаточным. Поскольку же закон воспринимается как словесное выражение мысли законодателя, а в совокупности законов должна иметься своя внутренняя логическая связь, постольку задача юристов состоит в том, чтобы содействовать избавлению системы от противоречий и позаботиться о более совершенном словесном и смысловом выражении юридических текстов.

Кредо этого направления сформулировал его крупнейший представитель ^ Г. Кельзен (1881-1973). Основная цель кельзеновского учения – создать логически непротиворечивую теорию закона, объясняющую закон из «самого себя», поскольку право мыслится как самодостаточный феномен должного, который нельзя объяснять государственным законотворчеством или содержанием объективных общественных отношений. В этом случае действительность нормы каждого уровня проистекает из действительности нормы более высокого уровня. Так возникает иерархическая конструкция правопорядка. Вершает эту лестницу гипотетическая основная норма, которая мыслится Кельзеном в качестве общего источника единства и действительности всех норм. Основная норма никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах. Это лишь «трансцендентально-логический постулат» или условие теоретического познания и осмысления всей иерархической системы норм, поэтому основная норма не имеет никакого ценностного или социологического смысла. Она лишь повелевает подчиниться конкретной конституции и созданному в соответствии с ней принудительному порядку. При этом, полагал Кельзен, «не имеет значения содержание самой конституции или созданного на ее основе государственного правопорядка: неважно, справедливый он или нет, обеспечивает ли он состояние относительного мира в рамках конструируемого им сообщества или нет. При постулировании основной нормы не утверждается никаких ценностей, внеположенных позитивному праву».4 Основная норма, предшествующая конституции, гласит: «Должно вести себя так, как предписывает конституция».

Еще одной позитивистской теорией в области права является теория правил ^ Х.Л.А. Харта (1907-1972). Харт рассматривает общество по аналогии с примитивными сообществами, структура которых основывается на первичных правилах исполнения обязанностей. Первичные правила налагают обязанности, а вторичные наделяют властью. Суть правовой системы, считает Харт, заключается в соединении первичных правил, устанавливающих обязанности, с вторичными правилами признания, изменения и правосудия.

Психологическая трактовка сущности правовой нормы была разработана Л.И. Петражицким (1868-1931). Согласно ей право есть психологический фактор общественной жизни, этические переживания, эмоции, связанные с притязаниями. «Наши права – суть закрепленные за нами, принадлежащие нам как наш актив, долги других лиц». Петражицкий выделял право официальное (связанное с государством и его органами) и неофициальное право, действующее в рамках той или иной социальной группы или организации. Всего Петражицкий насчитывал 15 основных видов права. Среди основных он выделял право позитивное, основанное на законах и обычаях (внешне оформленное) и право интуитивное (право каждого индивида). При этом в политическом смысле интуитивное право становилось критерием права официального.

Анализ онтологических концепций права в рамках естественно-правового и эмпирико-позитивистского подходов демонстрирует нам плюралистический характер философии права. При этом нужно различать бытие права и существование права. Право всегда существует в форме правовой нормы. Это наличное бытие права, к анализу которого мы сейчас и переходим.
^ 2. Правовая норма и ее философские характеристики.
Необходимо отметить, что нормативность является формой выражения права. «Нормативность это универсальное и глубинное качество права»,5 - пишет Г.В. Мальцев. Можно сказать, что именно через свою нормативную природу и в своей нормативной природе право и осуществляет социальную регуляцию.

В современном праве норма обладает рядом уникальных характеристик. Установление западноевропейской парадигмы права знаменовалось поворотом, сопоставимым со «второй навигацией» Платона. Речь идет о позитивизации права в философском смысле термина «позитивность». В принципе подобная тенденция соответствовала духу времени рассматриваемого периода. Становление опытного естествознания и научного мировоззрения в целом, секуляризация общественной жизни, это и многое другое утверждало доминирование предметов, вещества, материи над эйдосом, идеальной стороной вещей. Бэконовский проект «Великого восстановления наук» неоднократно повторялся по самой своей сути, углублялся и конкретизировался так, что место «идолов разума» занимал «эмпириокритицизм», равным образом, скажем, теория верификации или же проект создания «чистого» языка – во всех этих и прочих случаях мы имеем одну и ту же интенцию: очистить опыт так, чтобы у нас остался вещественный остаток, в объективности которого нам бы уже не пришлось сомневаться. В праве подобные настроения вылились в принцип, в соответствии с которым право имеет своим объектом лишь действия.

Современному человеку может показаться парадоксальным, но укорененность права в действии была, безусловно, качественной инновацией Нового времени. Все Средневековье право выражало претензию на нормирование именно идеального – мысли. Религиозно-правовая доктрина имела одним из своих фундаментальных принципов положение о том, что отсутствие явного нарушения общепринятых канонов еще не свидетельствует о религиозной правопослушности человека. Канонический процесс учил, как обнаружить ведьму и колдуна, и какими средствами явить в них дьявольское начало. Дьявол хитер и коварен, и потому нужно отринуть материальную видимость и регулировать идеальное.

В Новое время победу одерживают требования ограничить сферу права миром позитивного действия – областью материально свершаемого. Это позволяет раскрыться двум важнейшим характеристикам права: нейтральности и формальности.

Именно нейтральность позволила праву обуздать дисперсное насилие, перманентно присутствовавшее в мире рухнувшей традиции. Нейтральность правовой нормы подразумевало абсолютное равенство всех перед лицом закона, включая и самого законодателя. Право, как «изреченное власти», становилось выше всех индивидов, и любой гражданин оказывался равноподчиненным ему, а через него – власти. Это нейтральное равенство подчинения образовывало пространство суверенитета политической власти. Важнейшим моментом было то, что равенство обреталось именно в праве. Еще Т. Гоббс писал о том, что природа создала людей равными в той мере, что ни один человек не может претендовать для себя на какие бы то ни было уникальные права.

Столь же яркая конкретизация действия происходила и в формальности права. Последняя требовала точного и тщательно фиксирования деяния – формы при вариативном нивелировании содержания. Это выразилось в казуистической точности понятия свершенности действия, когда в одном случае, свершенность действия определяется еще умыслом, подготовкой, а в другом, само происшествие не будет считаться свершенным действием. Формальность права приводит ко все большей четкости и точности объективной реальности деяния, подлежащего регламентации и все менее вопрошает о сущности. Формальность права можно представить и как определенность по содержанию, то есть тот факт, что право способно формально, то есть, фиксировано, вербализовано в письменном виде закреплять требования, предъявляемые к поведению людей.

Наряду с двумя вышеприведенными характеристиками правовая норма является безусловно обязательной и универсальной. Общеобязательная нормативность означает распространение действия правовой нормы на территорию всей страны. Она должна быть доступна всем гражданам политического сообщества, и выполняться ими вне зависимости от их частных интересов. Универсальность правовой нормы есть ее явленность в качестве всеобщего масштаба, но и равной меры. Этим подчеркивается то, что в пределах одного общества нормы должны выполняться всеми гражданами, независимо от их частных политических, экономических и религиозных интересов. Однако же действует оно только в этих границах. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Некоторые исследователи выделяют еще такие признаки как выраженность в законах, иных признаваемых государством источниках, а также государственная обеспеченность правовой нормы. Все это ярко демонстрируют связь правовой нормы с государством. Усиливая этот аспект, М.Н. Марченко говорит об императивном характере правовой нормы6, имея в виду то, что она закрепляет в себе государственную волю. Именно через это, по мысли ученого, правовая норма и может достигнуть нейтральности или, по крайней мере, приблизиться к ней. Факт взаимосвязи права и государства во многом централен. Право невозможно без монополии государства на насилие, без всей мощи государственного принуждения.

Философское понимание природы и сущности правовой нормы будет неполным без рассмотрения вопроса о кумулятивной или парадигмальной природе права. Здесь сущность вопроса сводится к тому, представимо ли право в качестве института, единого по своим сущностным характеристикам и претерпевавшим медленное развитие от примитивных до развитых форм (кумулятивная позиция), или же существуют эпохи правовых парадигм, характеризующихся качественно отличными основаниями (парадигмальная позиция). В качестве примера парадигмальной позиции можно привести точку зрения С.С. Пракаш о том, что право есть феномен только новоевропейской истории. «Право не есть универсальное явление, - писал философ и теоретик права Сурия Пракаш Синха, - оно есть жизненный принцип, возникший в западной цивилизации и существующий в качестве результата особой историчности этой цивилизации».7

Рассуждая о парадигмальности в праве, нельзя не уточнить значение самого термина «парадигма» применительно к праву. Понятие парадигмы было введено в философский и научный обиход известным философом науки Т. Куном. Под парадигмой Т. Кун понимал совокупность убеждений, ценностей и технических средств, характерных для научного сообщества и обеспечивающих существование научной традиции. Парадигма объединяет членов научного сообщества. Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки.

Равным образом и развитие права также проходило через ряд эпох, в которых принципы построения правового регулятора сушностным образом отличались друг от друга. Это означает, что право в различные эпохи существования человеческой цивилизации не было единым, а представляло собой ряд парадигм.

  1   2

Похожие:

«Философия права» iconИ. И. Кальной философия права (учебное пособие)
Целью учебного пособия является обоснование положения о том, что философия права является пропедевтикой теории права
«Философия права» iconИ. И. Кальной философия права (учебное пособие)
Целью учебного пособия является обоснование положения о том, что философия права является пропедевтикой теории права
«Философия права» iconЛекция установочная по дисциплине «Философия права»
Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 2009
«Философия права» icon«философия права»: история и современность «Философия права»
О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Руссо, «Метафизические начала учения о праве» Канта, «Основы естественного...
«Философия права» iconТеория государства и права Примерная тематика курсовых работ
Структура теории государства и права: философия права, догма права, социология права
«Философия права» iconФилософия права Понятие и предмет философии права
Философия права – это наука? Есть точка зрения, что это просто способ мышления, а не наука. Но мы будем придерживаться точки зрения...
«Философия права» iconПланы семинарских занятий Дискуссия о задачах и статусе философии...
Малинова И. П. Философия права в системе юридического образования // Рос юрид журнал. 1995. №3
«Философия права» iconВопросы к экзамену по дисциплине "Философия"
Вопросы к экзамену по дисциплине "Философия" для студентов дневной и заочной формы обучения рассмотрены и одобрены на заседании кафедры...
«Философия права» iconФилософия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского...
Древнегреческая философия, ее периодизация. Космоцентризм в понимании мира и человека
«Философия права» iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп, 3 кредита 3 семестр...
Под современной западной философией понимается западно-европейская философия и философия США конца XIX-ХХ веков. Ведущими направлениями...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница