Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»


НазваниеМетодические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/7
Дата публикации08.04.2013
Размер0.75 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СОБЩЕНИЯ

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология»


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ АВАРИЙ
Методические указания

для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона»

для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения

Составители: Валиуллина О. Е.

Тулякова Т.В.

Самара

2011

УДК 68.9

Социально-экономическая оценка последствий гидродинамических аварий: Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона» для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения [Текст] / составители: Валиуллина О.Е., Тулякова Т.В. – Самара: СамГУПС, 2011. – 27 с.


Утверждены на заседании кафедры 22.02.2011, протокол № 8.

Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.


В методических указаниях содержатся основные сведения о гидродинамических объектах и гидродинамических авариях, их причинах и последствиях. Рассматривается порядок расчёта по определению вероятного вреда в результате аварии ГТС для сценария наиболее тяжелой аварии и сценария наиболее вероятной аварии. Для закрепления полученных знаний студентам предлагается выполнить практическую работу.

Составители: Оксана Евгеньевна Валиуллина

Татьяна Владимировна Тулякова

Рецензенты: к.т.н., доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности

и экология» СамГУПС Е.В. Лукенюк;

директор межрегионального центра «Охрана труда

и промышленная экология» М.В. Смолев

Редактор И.М. Егорова

Компьютерная верстка Е.А. Ковалева


Подписано в печать Формат 60х90 1/16

Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ №


©Самарский государственный университет путей сообщения, 2011

ВВЕДЕНИЕ
Состояние гидротехнических сооружений – одна из наиболее острых проблем и в России. В настоящее время на территории РФ эксплуатируются свыше 28500 водохранилищ, в их числе – 330 крупных (емкостью более 10 млн. м3) с общей емкостью более 800 км3 и 1500 накопителей промышленных стоков и отходов. В стране используется 37 водохозяйственных систем, каналов общей протяженностью свыше 3000 км, 12000 коммунальных и 51000 ведомственных систем водопроводов. В нижних бьефах ГТС, в зонах потенциального затопления, проживает около 10 млн. человек. Всего же в составе водохозяйственного комплекса страны насчитывается до 65000 водохозяйственных объектов, из которых большинство составляют водоподпорные сооружения малых и средних водохранилищ, находящихся в эксплуатации 30 и более лет.

Вызывает серьезные опасения ухудшение технического состояния и эксплуатации напорных ГТС (плотин) – 12%, т.е. 200 водохранилищ, из которых и 20% (56) накопительных стоков в РФ находится в аварийном состоянии . Вместе с тем, на многих таких объектах отсутствуют службы их эксплуатации, и из-за финансовых трудностей не выполняются в полном объеме текущие и капитальные ремонтно-восстановительные работы. Кроме того, значительная часть сооружений (в основном пруды) являются бесхозными.

Весьма важным является прогнозирование развития и масштабов возможных последствий гидродинамических аварий на подпорных ГТС. Перечень основных прогнозируемых параметров аварии (волны прорыва) на водоподпорных ГТС, определяющих размеры бедствия и ущерб в зоне возможного затопления.

^ 1. АВАРИИ НА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ

Гидродинамическая авария (ГА) - чрезвычайное событие, связанное с выходом их строя (разрушением) гидротехнического сооружения (или его части) и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопление обширных территорий.

Гидродинамически опасными объектами называют сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды до (верхний бьеф) и после (нижний бьеф) них. К ним относятся гидротехнические сооружения напорного фронта: плотины, запруды, дамбы, водоприемники и водозаборные сооружения, напорные бассейны и уравнительные резервуары, гидроузлы, малые гидроэлектростанции и сооружения, входящие в состав инженерной защиты городов и сельскохозяйственных угодий.

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действий сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Аварии на гидродинамически опасных объектах подразделяются на следующие виды:
     - прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва, приводящие к катастрофическим затоплениям;

     - прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), приводящие к возникновению прорывного паводка;

    - прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), приводящие к смыву плодородных почв или отложению наносов на больших территориях.

Начальной фазой гидродинамической аварии (ГА) является прорыв плотины, который представляет собой процесс образования прорана и неуправляемого потока воды водохранилища из верхнего бьефа через проран в нижний бьеф. Во фронте устремляющегося в проран потока воды образуется волна прорыва.

Поражающий фактор ГА – волна прорыва гидротехнического сооружения. Основными параметрами ее поражающего действия являются скорость, высота и глубина волны прорыва, температура воды, время существования волны прорыва.

По своей физической сущности волна прорыва представляет собой неустановившееся движение потока воды, при котором глубина, ширина, уклон поверхности и скорость течения изменяются во времени (рис.1).


Рис.1. Волна прорыва
Высота волны прорыва и скорость ее распространения зависят от объема и глубины водохранилища, площади зеркала водного бассейна, размеров прорана, разницы уровней воды в верхнем и нижнем бьефах, гидрологических и топографических условий русла реки и ее поймы. В районе нулевого створа (тела плотины) высота волны прорыва (Нвп) определяется по формуле:

Нвп=0,6(Н - Ннб),

где Н – глубина водохранилища у плотины, м;

Ннб - высота нижнего бьефа, м.

Высота волны прорыва, как правило, находится в пределах 2-12м и может достигать 10-30м. Скорость распространения волны прорыва составляет 3-25 км/ч, а для горных и предгорных районов – до 100 км/ч.

При этом статическое давление потока воды – не менее 20 кПа (0,2 кгс/см2) с продолжительностью действия не менее 0,25ч.

Характер воздействия на объект поражающего фактора определяется гидродинамическим давлением потока воды (гидропотоком), высотой, глубиной и скоростью потока воды, уровнем и временем затопления, деформацией речного русла, загрязнением гидросферы, почв, грунтов, размыванием и переносом грунтов.

Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах могут быть труднопредсказуемы. Располагаясь, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и являясь объектами повышенного риска, при разрушении они могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного количества городов и сел, объектов экономики, к массовой гибели людей, длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производств. 

Катастрофическое затопление характеризуется следующими параметрами:

- максимально возможными высотой и скоростью волны прорыва;

- расчетным временем прихода гребня и фронта волны прорыва в соответствующий створ (местность);

- максимальной глубиной затопления участка местности;

- длительностью затопления территории;

- границами зоны возможного затопления.

Катастрофическое затопление распространяется со скоростью волны прорыва и приводит через некоторое время после прорыва плотины к затоплению обширных территорий слоем воды более 0,5-10 м. При этом образуются зоны затопления. Последствия катастрофического затопления могут быть усугублены авариями на потенциально опасных объектах, попадающих в его зону.

В зонах катастрофического затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, места сбора мусора и прочих отбросов. В результате нечистоты, мусор и отбросы загрязняют зоны затопления и распространяются вниз по течению. Возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Этому способствует также скопление населения на ограниченной территории при значительном ухудшении материально-бытовых условий жизни.

Зоной затопления при разрушении ГТС называется часть прилегающей к реке (озеру, водохранилищу) местности, затопляемой водой. В зависимости от последствий воздействия потока воды из-за разрушения ГТС на территории возможного затопления выделяют зону катастрофического затопления (ЗКЗ). Часть зоны затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва, вызывающая массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, уничтожение других материальных ценностей и называется зоной катастрофического затопления. На ее внешних границах высота гребня волны прорыва (Нвп) превышает 1м (рис.1), а скорость ее движения – более 10 м/с. Время, в течение которого затопленные территории могут находиться под водой, колеблется от 4ч до нескольких суток. Параметры зоны затопления зависят от размеров водохранилища, напора воды и других характеристик конкретного гидроузла, а также от гидрологических и топографических особенностей местности.

В целях снижения возможного ущерба и потерь от гидродинамических ава­рий, проводятся мероприятия, направленные на рациональное размещение производительных сил с учетом зон катастрофических затоплений, укреплении сооружений, попадающих в эти зоны, своевременное оповещение населения и объектов народного хозяйства, проведение ряда других подготовительных ме­роприятий:

- ограничение размещения населенных пунктов и объектов народного хо­зяйства в зонах возможных катастрофических затоплений;

- выполнение проектных и строительных работ по созданию гидротехни­ческих сооружений с учетом мер по снижению возможных потерь и ущерба при гидродинамических авариях;

- защита населенных пунктов и объектов народного хозяйства путем обва­лования населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, создание дренаж­ных систем: укрепление берегов, водотоков, устройство дамб, валов для задер­жания водных потоков, накопления аварийных материалов для заделывания промоин, проранов и наращивание высоты дамб, устройства гидроизоляции зданий и сооружений, насаждения низкоствольных деревьев;

- обеспечение гидроузла надежной связью с населением, объектами на­родного хозяйства, расположенными в зоне возможного затопления, своевре­менное их оповещение об угрозе или начале затопления;

- создание системы автоматизированной сигнализации о катастрофичес­ком повышении уровней воды в нижнем бьефе гидроузла (плотины) и оповеще­ние органов РСЧС городов, населенных пунктов и экономических объектов о прорыве напорного фронта гидроузлов (плотин);

- организация обучения населения действиям в условиях катастрофичес­кого затопления.
В случае опасности прорыва искусственных плотин принимают следующие меры: регулирование стока воды; плановый сброс воды из водохранилища в период весеннего паводка; своевременный спуск воды. Если существует опасность прорыва естественного водохранилища, принимают меры по укреплению стенок плотин.

При катастрофических затоплениях или их угрозе принимают следующие меры по защите населения:

- оповещение населения об угрозе катастрофического затопления и принятие необходимых мер защиты;

- самостоятельный выход населения из зоны возможного катастрофического затопления до подхода волны прорыва;

- организованная эвакуация населения в безопасные районы до подхода волны прорыва;

- укрытие населения на незатопленных частях зданий и сооружений, а также на возвышенных участках местности;

- проведение аварийно-спасательных работ;

- оказание квалифицированной и специализированной помощи пострадавшим;

- проведение неотложных работ по обеспечению жизнедеятельности населения.


  1. ^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ АВАРИЙ


Исходными данными для определения размера вероятного вреда являются:

- перечень прогнозируемых сценариев аварий ГТС, в том числе гидродинамических аварий (при гидродинамической аварии происходят разрушение ограждающих дамб и разлив содержимого хранилищ, вызывающий: затопление окружающих территорий, в том числе мест временного или постоянного присутствия человека, мест размещения зданий и сооружений; распространение вредных веществ, которое приводит к загрязнению почв и земель, грунтовых вод, поверхностных водоемов, источников питьевого водоснабжения), с указанием возможных зон воздействия аварии;

- значения величин негативных воздействий аварии ГТС;

- сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии.

Информация по определению вероятного вреда, как правило, содержится в соответствующих разделах декларации безопасности ГТС, заключении экспертизы декларации безопасности.

В случае недостатка информации, содержащейся в декларации безопасности ГТС, или отсутствия декларации безопасности ГТС для получения исходных данных используются результаты проектных, изыскательских, научно-исследовательских работ, эксплуатационные материалы и результаты обследований, оценок технического состояния ГТС.

Перечень и вероятность сценариев, значения негативных воздействий аварии ГТС, необходимые для определения размера вероятного вреда, устанавливаются на основании:

- анализа возможных причин возникновения и характера опасных повреждений ГТС, способных вызвать аварийные ситуации и гидродинамические аварии (выявляются с учетом конструктивных особенностей и состояния сооружений, природно-климатических, геологических и других условий эксплуатации и расположения ГТС, режимов эксплуатации и состояния механического оборудования, уровня технического контроля за сооружениями, квалификации эксплуатационного персонала);

- определения показателей риска аварий ГТС;

- расчета границ зон возможного затопления и границ зон вредного воздействия на окружающую среду (природные и природно-антропогенные объекты, а также антропогенные объекты);

- оценки возможного числа погибших, пострадавших и численности населения, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);

- оценки степени разрушения зданий и сооружений в зонах возможного затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов).

Для получения исходных данных в первую очередь применяются утвержденные (согласованные) МЧС России и (или) Госгортехнадзором России требования, методики, рекомендации и другие руководящие документы по определению исходных данных, используемых для расчета вероятного вреда на дату составления владельцем ГТС документа «Расчет вероятного вреда», предусмотренного в главе III Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России и Госгортехнадзора России от 18 мая 2002 г. № 243/150/270/68/89.

Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии ГТС (аварии с наибольшим значением величины вероятного вреда), а также для сценария наиболее вероятной аварии ГТС.

Вероятный вред определяется в денежном выражении.

При наличии у владельца ГТС двух и более ГТС величина вероятного вреда принимается равной максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого ГТС.

Хранилища жидких отходов следует подразделять на различные типы, в том числе по максимальному объему и составу жидких отходов. Выделяются мелкие с объемом до 100 тыс.м3; средние с объемом от 100 тыс.м3 до 1 млн.м3; крупные хранилища жидких отходов с объемом более 1 млн.м3. Выделяются хранилища, предназначенные для размещения опасных жидких отходов с загрязняющими веществами, и объекты, предназначенные для аккумуляции природных вод, например, в целях организации производственного водоснабжения и т.п.

Для хранилищ жидких отходов промышленных предприятий, имеющих в своем составе плотины (дамбы), максимальный вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, как правило, связан с гидродинамическими авариями.

Для мелких по объему хранилищ жидких отходов вероятный вред в результате аварии в основном связан с ущербом здоровью людей, загрязнением таких компонентов природной среды, как: почв, грунтовых вод (подземных вод первого водоносного горизонта от поверхности земли), поверхностных водоемов.

Для средних по объему хранилищ жидких отходов вероятный вред в результате аварии, как правило, связан с ущербом здоровью людей; разрушением производственных зданий и сооружений, хозяйственных построек, дорог, расположенных в непосредственной близости от хранилища; ущербом сельскому хозяйству и загрязнением компонентов природной среды; выходом из строя водозаборных сооружений.

Как правило, для крупных по объему хранилищ жидких отходов вероятный вред связан с возможными человеческими жертвами, ущербом здоровью людей, разрушением производственных зданий и сооружений, жилых построек, дорог и других объектов, ущербом сельскому хозяйству, загрязнением компонентов природной среды; выходом из строя водозаборных сооружений.

Для крупных хранилищ (как правило, с объемом несколько миллионов кубических метров), предназначенных для аккумуляции природных вод, вероятный вред в основном связан с возможными человеческими жертвами, ущербом здоровью людей, с разрушением производственных зданий, жилых построек, дорог и других объектов, с ущербом сельскому и лесному хозяйству; выходом из строя водозаборных сооружений, в том числе производственного назначения.

Для бесплотинных хранилищ жидких отходов промышленных предприятий максимальный вред в основном связан с фильтрацией загрязненных вод через основание и борта хранилища. При фильтрационных утечках происходит загрязнение природных вод (подземных, грунтовых и поверхностных), источников питьевого водоснабжения.

Для хранилищ жидких отходов характерны как аварии с достаточно высокой вероятностью и несущественными последствиями аварии (например, аварии водопроводов оборотной воды), так и аварии с малой степенью вероятности и значительными последствиями аварий (например, гидродинамические аварии).

При недостатке фактических данных, невозможности получить достоверные фактические данные для отдельных составляющих вероятного вреда допускается применение положений метода укрупненных показателей для определения вероятного вреда, причиняемого гидродинамическими авариями ГТС.

При определении вероятного вреда допускается:

- использовать метод аналогий;

- для составляющих по определению вероятного вреда, вклад которых в итоговый результат незначителен, использовать укрупненные показатели;

- вероятные затраты на возмещение имущественного и других ущербов оценивать методом экспертных оценок.

При определении вероятного вреда следует более подробно рассматривать и учитывать составляющие, вносящие наибольший вклад в итоговый результат.

Общим требованием для оценки вероятного вреда в денежном выражении является исключение двойного счета, когда оценка одного итого же фактора включается в оценку различных последствий.

Для определения вероятного вреда рекомендуется формировать рабочие группы или комиссии, куда должны входить:

- заинтересованные и компетентные службы собственника и (или) эксплуатирующей ГТС организации, как правило, службы по капитальному строительству, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, охране окружающей среды, эксплуатации и мониторингу безопасности ГТС;

- организации, определенные МЧС России и Госгортехнадзором России, осуществляющие экспертизу декларации безопасности ГТС в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 № 1303.

К работе комиссий или рабочих групп могут привлекаться другие организации (например, проектные организации) и отдельные специалисты (например, профессиональные оценщики).

Определение размера вероятного вреда в результате аварии ГТС для сценария наиболее тяжелой аварии и сценария наиболее вероятной аварии проводится поэтапно.

На первом, предварительном, этапе:

- составляется перечень возможных сценариев аварий на ГТС, обосновываются (выбираются) и описываются возможные сценарии наиболее тяжелой аварии (при соответствующем обосновании допускается определение одного сценария наиболее тяжелой аварии) и сценарий наиболее вероятной аварии;

- по выбранным сценариям аварий ГТС определяются зоны вредного воздействия, количественные (натуральные) показатели вреда в результате аварии (количество пострадавших людей, степень загрязнения компонентов природной среды и т.п.);

- для гидродинамических аварий определяются зоны затопления и показатели последствий силового воздействия волны прорыва на человека, здания и сооружения, показатели последствий аварии по воздействию на окружающую среду;

- определяются возможные сценарии наиболее тяжелой аварии ГТС по максимальным значениям и сочетаниям натуральных показателей различных составляющих вероятного вреда, затем по этим сценариям определяется вероятный вред в денежном выражении и выделяется сценарий с максимальным значением вероятного вреда в денежном выражении.

На втором этапе:

- денежные оценки вероятного вреда по сценарию наиболее вероятной аварии и полученному сценарию наиболее тяжелой аварии группируются согласно показателям социально-экономических последствий аварий ГТС;

- составляется документ «Расчет вероятного вреда».

Денежные выражения расчета убытков в результате аварии ГТС группируются для каждого сценария аварии ГТС по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварий ГТС.

В общем виде вероятный вред от аварии на ГТС (по основным составляющим) определяется:

Иобщ = Ил о + И2 + Ит.ж.э + И5 ,

где Иобщ - полные убытки (полный ущерб) от аварии ГТС;

Ил - затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести и травматизма людей;

Ио - ущерб основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца ГТС;

И2 - ущерб готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца ГТС;

Ит.ж.э - ущерб элементам транспорта и связи, жилому фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также ущерба, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;

И5 - расходы на ликвидацию последствий аварии.

В состав общего ущерба Иобщ могут включаться прочие виды ущерба, не входящие в основные составляющие по определению вероятного вреда.

В этом случае:

Иобщ = Ил о + И2 + Ит.ж. э. + И5 + И10 ,

где И10 - прочие виды ущерба.

2.1 Затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести и травматизма людей, определяются:

Ил = Ил1 л2 + Ил3 + Ил4 ,

где Ил1 - затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести людей, кроме лиц, являющихся работниками ГТС, при исполнении ими служебных обязанностей на территории ГТС;

Ил2 - затраты, понесенные в результате травматизма и госпитализации людей, кроме физических лиц, являющихся работниками ГТС, при исполнении ими служебных обязанностей;

Ил3 - затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести людей, являющихся работниками ГТС, при исполнении ими служебных обязанностей на территории ГТС;

Ил4 - затраты, понесенные в результате травматизма и госпитализации людей, кроме физических лиц, являющихся работниками ГТС, при исполнении ими служебных обязанностей.

Отнесение территории к той или иной зоне воздействия допускается производить по критериям, используемым для объектов жилого фонда и имущества граждан. При этом в зоне сильных воздействий должна быть выделена ближайшая к створу зона катастрофических воздействий. Размеры этой зоны определяются обязательным сочетанием следующих двух факторов:

- зона располагается в пределах одного часа «добегания» волны до створа;

- глубина затопления должна быть более 3 метров.

Оценку возможных потерь следует производить в процентах от численности населения, проживающего в различных зонах. Для Ил1 и Ил3 затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести людей, как правило, определяются:

Ил1 л3 ) = Sпог + Sпк ,

где Sпог - расходы по выплате пособий на погребение погибших (4000), руб.;

Sпк - расходы на выплату пособий в случае смерти кормильца, руб.

Расходы по выплате пособий на погребение погибших определяются исходя из существующих в данной местности расходов на ритуальные услуги на дату расчета.

Перечень лиц, имеющих право на получение пособий в случае смерти кормильца, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Размер выплат следует определять из среднемесячного заработка, получаемых при жизни пенсий, пожизненного содержания и пр.

При определении затрат, понесенных в результате гибели, пропажи без вести людей, могут учитываться возмещение морального вреда как пострадавших, так и их родственников, потери от выбытия трудовых ресурсов.

Допускается определять затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести людей следующим образом:

Ил1 л3 )= N1 Sп ,

где ^ N1 - прогнозируемое число погибших и пропавших без вести;

Sп - средние ориентировочные затраты, отнесенные на одного погибшего и пропавшего без вести, принимаемые в размере 2000 МРОТ (МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, 1МРОТ – 4330 руб.), руб.

Для Ил2 и Ил4 затраты, понесенные в результате травматизма и госпитализации людей определяются:

Ил2 л4 )= Sв +Sип + Sм ,

где Sв - расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, руб.;

Sип - расходы на выплату пенсий лицам, ставшим инвалидами, руб.;

Sм - расходы, связанные с повреждением здоровья пострадавшего, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, руб.

Размеры выплат определяются законодательством Российской Федерации, источником информации могут служить материалы расследования аварий, листы временной нетрудоспособности, заявления пострадавших и членов их семей, заключения ВТЭК, приказы о выплате компенсаций и пособий, решения суда, данные страховых компаний.

2.2 Ущерб основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца ГТС, определяется как:

Ио = И1 об ,

где И1 - ущерб основным производственным фондам, кроме основных оборотных фондов владельца ГТС;

Иоб - ущерб оборотным производственным фондам, кроме оборотных фондов владельца ГТС.

При соответствующем обосновании допускается Иоб принимать в размере 5 % от ущерба основным производственным фондам.

Критерии разделения зоны затопления на зоны сильных, средних и слабых разрушений для основных фондов допускается принимать по табл.2 Приложения. Отнесение территории к той или иной зоне разрушений следует осуществлять из условия, что значение хотя бы одного из показателей превосходит указанные в табл. 2 значения.

Расчет ущербов основным производственным фондам И 1 , по укрупненным показателям следует производить по формуле

И1 = И 1(фон) (S1 K1 П1 + S2 K2 П2 + S3 K3 П3),

где И 1(фон) - общая балансовая стоимость основных производственных фондов субъекта Российской Федерации, отнесенная к единице его территории;

И1(фон) = С1/S,

где С1 - общая балансовая стоимость основных производственных фондов субъекта Российской Федерации без объектов транспорта и связи; при невозможности определить С1 на момент выполнения расчетов рекомендуется пользоваться формулой:

С1 = С (1,015)n

Здесь С - общая балансовая стоимость основных производственных фондов по данным Госкомстата России (определяется по Российскому статистическому ежегоднику, как правило, года издания, предшествующего году выполнения расчета);

1,015 - осредненный ежегодный темп роста основных фондов;

п – число лет между годом оценки Госкомстатом России и годом выполнения расчетов;

S - площадь территории субъекта Российской Федерации;

S1, S2 , S3 - площадь зон сильных, средних и слабых разрушений соответственно;

К1, К2, К3 - степень разрушения в зонах сильных, средних и слабых разрушений соответственно;

П1, П2, П3 - коэффициент концентрации основных фондов на территории зон сильных, средних и слабых разрушений соответственно;



Здесь Рi - плотность населения в зонах сильных ( i =1), средних ( i = 2) и слабых ( i = 3) разрушений соответственно;

Рi - средняя плотность населения по субъектам Российской Федерации.

В случае когда П1 = П2 = П3, формула приобретает вид:

И1= И1(фон) П (S1 К1 + S2 К2 + S3 К3)

В целом принимается, что объект основных фондов подвержен полному разрушению (полная утрата остаточной балансовой стоимости, степень разрушения равна 1,0), если значения двух любых показателей затопления превосходят значения, соответствующие сильным разрушениям (табл. 2 Приложения).

2.3 Ущерб готовой продукции предприятий определяется как сумма потерь каждого вида продукции:

И2 = Пт i ,

где Птi - стоимость ущерба, причиненного i-му виду готовой продукции предприятия, руб;

п – число видов готовой продукции.

Пт i рекомендуется определять исходя из издержек производства, необходимых для их повторного изготовления, но не выше их продажной цены.

Оценку ущерба готовой продукции И2, произведенной на предприятии и хранящейся на затрагиваемой аварией территории по укрупненным показателям, следует производить по формуле:

И2 = И2(фон) n (S 1 К 1 П 1+ S 2 К 2 П 2 + S 3 К 3 П 3),

где И2(фон) - общий валовой национальный продукт (ВНП), произведенный за рабочий день в субъекте Российской Федерации и отнесенный к единице его территории;

И2(фон) = Р1 / (S* N p),

Здесь Р1 - ВНП за год. При невозможности определить Р1 на момент выполнения расчетов рекомендуется пользоваться формулой:

Р1= Р E n ,

Здесь Р - ВНП, произведенный в субъекте Российской Федерации по данным Госкомстата России (определяется по Российскому статистическому ежегоднику, как правило, года издания, предшествующего году выполнения расчета);

^ Е = 1,025 - осредненный ежегодный темп роста ВНП;

п – число лет между годом оценки Госкомстатом России и годом выполнения расчетов;

Np = 250 - число рабочих дней в году;

S - площадь территории субъекта Российской Федерации;

п – срок хранения готовой продукции на предприятии (принимается п = 7).

2.4. Ущербы элементам транспорта и связи

Критерии разделения зоны затопления (максимальные значения параметров гидродинамической аварии) на зоны сильных, средних и слабых разрушений для объектов транспорта и линий связи допускается принимать по табл. 4 Приложения. При этом отнесение территории к той или иной зоне разрушений следует производить, если значение хотя бы одного из показателей превосходит указанные в таблице значения.

Как правило, принимается, что объект транспорта и связи подвержен полному разрушению (полная утрата остаточной балансовой стоимости, степень разрушения равна 1,0), если значения двух любых показателей затопления превосходят значения, соответствующие сильным разрушениям (см. табл.4 Приложения).

Расчет ущербов элементам транспорта и связи И3 по укрупненным показателям производится по формуле:

И3 = И3(фон) ( L1 К1 + L2 К2 + L3 К3 ),

где И3(фон) - общая стоимость основных фондов элементов транспорта и связи в субъекте Российской Федерации, отнесенная к единице длины автодорог;

И3(фон) = D1 / L,

Здесь D1 - общая балансовая стоимость элементов транспорта и связи. При невозможности определить ^ D1 на момент выполнения расчетов рекомендуется пользоваться формулой:

D1 = DE n ,

Здесь D – общая балансовая стоимость объектов транспорта и связи по данным Госкомстата России (определяется по Российскому статистическому ежегоднику, как правило, года издания, предшествующего году выполнения расчета);

^ Е = 1,015 - осредненный ежегодный темп роста основных фондов;

п – число лет между годом оценки Госкомстатом России и годом выполнения расчетов;

L - протяженность автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации;

L1 , L2 , L3 - протяженность автодорог в зонах сильных, средних и слабых разрушений соответственно;

K1 , K2 , К3 - степень разрушения в зонах сильных, средних и слабых разрушений соответственно.

При гидродинамических авариях степень разрушения элементов транспорта и связи определяется исходя из параметров гидродинамической аварии в зоне затопления (таблица 4 Приложения).
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания для практических работ и дипломного проектирования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельность» раздел «Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона» для студентов всех специальностей...
Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Планирование, организация и обеспечение эвакуации населения в чс мирного и военного времени
Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Организационная структура органов защиты населения и территорий при чс (общие понятия)
Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Чрезвычайные ситуации военного (конфликтного) характера. Поражающие факторы оружия массового поражения
Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания к выполнению практических занятий по дисциплине...
Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности/.,ч «Безопасность жизнедеятельности...
Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания для практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Наибольший ущерб, как правило, приносят тропические штормы и ураганы, наводнения и землетрясения, а также засухи. Мировые потери,...
Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconТемы контрольных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»...
Основные термины по вопросам безопасности жизнедеятельности и чрезвычайным ситуациям
Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетеорологические условия производственной среды и безопасность
...
Методические указания для практических работ и дипломного проектирования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconЗадания и методические указания
Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Философия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница