Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является


Скачать 264.57 Kb.
НазваниеРегламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является
Дата публикации11.04.2013
Размер264.57 Kb.
ТипРегламент
userdocs.ru > Право > Регламент
ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения несанкционированного применения военной силы, борьбы с международным терроризмом, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют:

принцип неприменения силы или угрозы силой,

принцип мирного разрешения споров,

принципы территориальной целостности и нерушимости границ,

а также ряд отраслевых принципов, таких как:

принцип равенства и одинаковой безопасности,

принцип ненанесения ущерба, безопасности государств.
В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности.

Как новая отрасль современного международного права, право международной безопасности обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что:

 его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права.

Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.
^ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII).

Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер — главные из целей ООН (ст. 1).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности, например:

  • «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.) или

  • «Определение агрессии» (1974 г.).

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы.
Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся

  • Договор об Антарктике (1959 г.),

  • Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.),

  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.),

  • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.),

  • Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.),

  • Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.) и др.

 Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это:

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.),

Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.),

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.),

Договор между Российской Федерацией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).

   Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Таковы:

  • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.),

  • Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.),

  • Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.).

Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это:

  • Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.),

  • Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.),

  • Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.

Важное место среди источников права международной безопасности занимают документы СБСЕ—ОБСЕ.

Роль международного права в предотвращении войны

В современном мире международное право стало определяющим в решении проблем устранения угрозы войны и комплекса задач частичного и всеобщего разоружения. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности, которые представляют совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно. К этим средствам относятся:

  • мирные средства разрешения споров,

  • разоружение,

  • меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения,

  • коллективная безопасность,

  • неприсоединение и нейтралитет,

  • меры по пресечению актов агрессии,

  • самооборона,

  • нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др.

Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.
Не умаляя значения всех международно-правовых средств обеспечения международной безопасности, наиболее важными признаются создание системы коллективной безопасности государств на универсальной и региональной основах и осуществление государствами коллективных мер по предотвращению вооруженного конфликта и достижению всеобщего и полного разоружения. Именно эти средства в большей степени обеспечивают равную безопасность для всех государств и баланс их интересов.

Коллективная безопасность

Коллективная безопасность представляет систему совместных действий государств, установленную Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Коллективная безопасность как система совместных действий государств включает следующие элементы:

1) общепризнанные принципы современного международного права, важнейшими из которых являются принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела;

2) коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии;

3) коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безопасности – это действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на любые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

В международном праве различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную.

Универсальная система коллективной безопасности.

Она была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Начало универсальной системы коллективной безопасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции, с принятием Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г. Направленная против блока агрессивных стран, коалиция представляла пример возможности широкого сотрудничества государств с различными социально-экономическими системами и идеологическими взглядами. К моменту разгрома гитлеровской Германии (1945 г.) коалиция объединяла 47 государств.

^ В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме ООН, основная задача которой состоит в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны».

^ Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:

  • меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

  • меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

  • меры разоружения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

  • временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

  • принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их использованием (ст. 42).

Поддержание международного мира и безопасности строится на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

Особого внимания заслуживают операции ООН по поддержанию мира.

Их задача сводится к следующему:

а) расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

б) проверка соблюдения договоренности о прекращении огня;

в) содействие поддержанию законности и правопорядка;

г) предоставление гуманитарной помощи местному населению;

д) наблюдение за ситуацией.

В зависимости от предстоящей задачи операции ООН могут представлять собой миссии военных наблюдений или ввода ограниченного контингента войск.

^ Во всех случаях операции строго должны выдерживать принципы:

1) принятие Советом Безопасности решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;

2) добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон;

3) финансирование международным сообществом;

4) командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного Советом Безопасности;

5) беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны).

Региональные системы коллективной безопасности.

Представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, заставляет государства объединяться на различных уровнях. Это положение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов «при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации».

Эффективные региональные системы коллективной безопасности требуют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безопасности, — поддержание международного мира и безопасности. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности.

Во-первых, региональные организации не правомочны принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам;

  во-вторых, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы государств соответствующей группы.
К компетенции региональных организаций относится прежде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН члены этих организаций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою очередь должен поощрять такой метод разрешения споров.

Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприятий, осуществляемых группой государств для разрешения вопроса, подходящего для региональных действий. Такое положение дает основание говорить о сложившейся модели отношений между региональными организациями и ООН и о формальном «разделении труда» по поддержанию мира.

Совет Безопасности может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без разрешения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.

Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения, и в первую очередь оружия массового уничтожения.

Созданию региональных систем коллективной безопасности в практической деятельности государств уделяется значительное внимание. На Европейском континенте до Второй мировой войны создать систему коллективной безопасности не удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух мировых систем. Западные страны в 1949 г. заключили Североатлантический договор. Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.

В текстах обоих договоров содержались конкретные обязательства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздерживаться от угрозы силой или ее применения, разрешать международные споры мирным путем. Но речь шла о данных обязательствах только в отношении государств — участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии холодной войны. Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безопасности, зафиксированных в гл. VII «Региональные соглашения» Устава ООН: в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.

В соответствии с договором целью НАТО является объединение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согласуются меры по созданию мощной военной структуры.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглашение государств, а не принятие по их личному заявлению.

Разоружение и ограничение вооружений

Одним из наиболее эффективных международно-правовых средств сохранения мира и предотвращения войны являются разоружение и ограничение вооружений.

Под разоружением следует понимать комплекс мер, направленных на ограничение и уменьшение вооружений государств и военных блоков. Различают универсальное и региональное разоружение. Первое проводится в масштабах всей планеты Земля, второе — в пределах отдельных регионов.

В международном праве складывается принцип разоружения. Он обязывает государства: 1) строго соблюдать действующие нормы о разоружении; 2) участвовать в договорах и мероприятиях по разоружению; 3) стремиться к выработке новых норм по разоружению.

В настоящее время имеется целый комплекс международно-правовых норм, способов и методов для успешного решения проблемы разоружения и сокращения вооружений как в полном объеме, так и по частям. Устав ООН определяет порядок и задачи решения этой проблемы.

Основными органами по разоружению в рамках ООН являются:

  • Комитет по разоружению и международной на опасности (Первый комитет)

  • ^ Комиссия ООН по разоружению, которая готовит рекомендации по проблемам разоружения, разрабатывает общие принципы переговоров по разоружению, следит за выполнением решений специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению;

  • ^ Конференция ООН по разоружению – единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по разоружению. Этот орган, состоящий из 61 государства, действует на основе консенсуса. В последние годы в рамках Конференции были подготовлены для подписания два документа: Конвенция о запрещении химического оружия (1993 г.) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.).


Договоры о запрещении ядерных испытаний.

5 августа 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (известен под названием Московского договора). Договор имел универсальный характер: он был открыт для подписания всеми государствами, и любое из них могло к нему присоединиться.

В преамбуле проводится связь между прекращением испытательных взрывов ядерного оружия и достижением соглашения о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем. Каждый из участников обязался не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и другие ядерные взрывы в трех средах: в атмосфере; за пределами атмосферы, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море. Кроме того, запрещаются ядерные взрывы «в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого производится такой взрыв».

Нормы договора не распространялись на подземные ядерные испытания (вспомните ваши вопросы на лекции), по которым предполагалось особое решение.

Договор создал условия для последующих договоренностей по запрещению ядерных испытаний, кульминацией которых явилось заключение Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), охватившего запретом и подземные ядерные взрывы. Договор был открыт для подписания в июне 1996 года. В XXI веке его подписали свыше 170 государств и более 100 ратифицировали.

Основные обязательства сформулированы следующим образом.

  • Каждое государство-участник обязуется не производить любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов, а также запретить и предотвратить любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

  • Каждое государство-участник обязуется воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении подобных ядерных взрывов.

Для достижения объекта и цели Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ст. II). Ее членами являются все государства-участники. Местопребывание — г. Вена (Австрия).

Органы Организации:

  • Конференция государств-участников,

  • Исполнительный совет,

  • Технический секретариат, который включает Международный центр данных.

Конференция государств-участников — главный орган Организации. Состоит из всех государств-участников, имеющих по одному представителю.

Конференция собирается на очередные и специальные сессии. Очередные сессии проводятся ежегодно, специальные - по решению Конференции, по запросу Исполнительного совета или по запросу любого государства-участника, который поддерживают большинство государств-участников. Конференция вправе рассматривать любые вопросы в рамках действия Договора.

Кроме того, Конференция рассматривает и принимает доклад Организации об осуществлении Договора и ежегодную программу и годовой бюджет, представляемые Исполнительным советом; избирает членов Исполнительного совета; назначает Генерального директора Технического секретариата; осуществляет рассмотрение и обзор научно-технических достижений которые могли бы сказаться на действии Договора; принимает меры по обеспечению соблюдения договора и т. д.

Конференция принимает свои правила процедуры. В начале каждой сессии она избирает своего председателя и других необходимых должностных лиц.

Решения по процедурным вопросам принимаются большинством членов, присутствующих и участвующих в голосовании. Решения по вопросам существа по мере возможности принимаются консенсусом.

Исполнительный совет является исполнительным органом организации. Состоит из 51 члена, избираемых в соответствии с принципом справедливого географического распределения. Он подотчетен Конференции.

Функции Исполнительного совета: содействует эффективному осуществлению и соблюдению Договора; надзирает за деятельностью Технического секретариата; рассматривает и представляет Конференции проекты ежегодной программы и годового бюджета Организации; организует сессии Конференции, включая проект повестки дня, и некоторые другие функции.

Технический секретариат содействует государствам-участникам в реализации Договора. Он осуществляет функции контроля и другие функции, которые делегируются ему Конференцией или Исполнительным советом. В состав Технического секретариата входит Международный центр данных.

Генеральный директор назначается Конференцией по рекомендации Исполнительного совета сроком на 4 года.

Весь персонал Организации пользуется привилегиями и иммунитетами, которые определяются соглашениями между Организацией и государствами-участниками, а также соглашением между Организацией и государством местопребывания Организации (Австрийская Республика).

Договором предусмотрен международный контроль и инспекции на местах, а также меры укрепления доверия.

Споры, возникающие в связи с применением или толкованием норм Договора, урегулируются в соответствии с положениями Устава ООН.

Договор о нераспространении ядерного оружия.

XXII сессия Генеральной Ассамблеи ООН одобрила проект Договора, который был открыт для подписания 1 июля 1968 г. в столицах трех государств: Москве, Вашингтоне и Лондоне. Договор является универсальным, поскольку в нем могут участвовать все без исключения государства.

В Договоре разграничиваются обязательства государств, обладающих ядерным оружием, и обязательства государств, не обладающих им. Государство, обладающее ядерным оружием и участвующее в данном договоре, «обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно». Государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия (ст. 1, 2).

Договор содержит норму, которая служит своего рода связующим звеном между действующими нормативными постановлениями и будущими соглашениями по вопросам разоружения: «Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем» (ст. 6).

Контроль над соблюдением положений ДНЯО возложен на специальную международную организацию — Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Механизм контроля заключается в том, что государство, ставшее участником ДНЯО, заключает соглашение с МАГАТЭ, по которому обязывается всю свою деятельность в области использования атомной энергии в мирных целях поставить под контроль МАГАТЭ, которое не только не препятствует использованию государствами ядерной энергии в мирных целях, но и оказывает помощь в этом. Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора. На Конференции 1995 г. Договор был продлен бессрочно. На Конференции 2000 г. был принят документ с перечнем рассчитанных на перспективу мер многостороннего характера в области укрепления режима нераспространения и разоружения.

Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств.

Институт демилитаризации содержит группу международных договоров, которые запрещают размещение и использование всякого оружия или его наиболее опасных видов на определенной территории.

В эту группу входят:

  • Договор об Антарктике 1959 г.,

  • Договор о космосе 1967 г.,

  • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.

  • К этой группе договоров относятся договоры о безъядерных зонах в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.) и др.

Безъядерными зонами являются:

Антарктика — по Договору об Антарктике 1959 г.;

космическое пространство, включая Луну и другие небесных тела, — по Договору по космосу 1967 г.;

дно морей и океанов и их недра (эти пространства свободны от всех видов ОМУ) — по Договору о неразмещении в указанных пространствах ОМУ 1971г.;

Латинская Америка — по Договору Тлателолко 1967 г.;

южная часть Тихого океана — по Договору Раротонга 1985 г.;

Юго-Восточная Азия — по Бангкокскому договору 1995 г.;

Африка — по Договору Пелиндаба 1996 г.;

архипелаг Шпицберген — по Договору о Шпицбергене 1920 г.;

Аландские острова, принадлежащие Финляндии, — по Договору об Аландских островах между СССР и Финляндией 1920 г.
Договоры об ограничении стратегических вооружений.

Наиболее важные с точки зрения решения вопросов разоружения:

советско-американские двусторонние договоры: об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г. и дополнительный Протокол к нему от 3 июля 1974 г.,

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1),

о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г.,

Договор между Российской Федерацией и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г. (СНВ-1).

21 мая 2002 г. подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Главное обязательство государств по договорам о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений — сокращение этих видов вооружений до определенного уровня к установленному сроку (31 декабря 2012 г.).

Договор об ограничении противоракетной обороны (ПРО) предусматривал обязательства сторон не развертывать системы ПРО на своей территории и ограничиться определенным числом (с учетом Протокола от 1974 г. — одним районом с каждой стороны) комплексов противоракетной обороны и пусковых установок противоракет, запрещал испытывать и размещать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или наземного мобильного базирования. Договор денонсирован США.

Договор 1987 г. предусмотрел ликвидацию всех ракет средней и меньшей дальности, пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования. Сроки ликвидации: для ракет средней дальности — 3 года; для ракет меньшей дальности 18 месяцев после вступления Договора в силу. В дальнейшем ни одна из сторон не производит никаких ракет указанных двух классов и пусковых установок для них.

Согласно Протоколу об инспекциях в связи с Договором предусмотрен жесткий контроль за выполнением норм Договора.
Бактериологическое (биологическое) оружие.

10 апреля 1972г. открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении (КОБО). Этот документ, вступил в силу 26 марта 1975 г., запрещает разработку, производство и накопление биологических и содержащих токсины препаратов, а также предусматривает уничтожение такого оружия и средств его доставки. В Конвенции участвуют свыше 150 государств, в том числе Российская Федерация.

Химическое оружие. В 1993 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применении химического оружия и о его уничтожении (КЗХО). Документ вступил в силу 29 апреля 1997 г.

КЗХО является первым действующим многосторонние договором, не только запрещающим целый вид оружия массового уничтожения, но и предусматривающим механизм проверки военных и гражданских химических объектов. В Конвенции участвует 145 государств, в том числе Российская Федерация.

Конвенция предусмотрела учреждение ^ Организации по запрещению химического оружия (03X0) со штаб-квартирой в Гааге. С 1998 г. Россия является постоянным членом Исполнительного совета ОЗХО.

Согласно Конвенции государства обязаны ликвидировать свои запасы химического оружия категории 1 не позднее апреля 2007 г. В связи к отставанием России от выработанного Конвенцией графика уничтожения химического оружия Правительство Российской Федерации утвердило уточненную Федеральную целевую программу уничтожения запасов химического оружия в России и график уничтожения: 20% — 29 апреля 2007 г.; 45% — 29 апреля 2009 г.; 100% — 29 апреля 2012 г. ОЗХО согласилась с этим графиком.

Россия добросовестно выполняет свои обязательства в области химического разоружения. Однако имеются существенные трудности, связанные с недостатком финансовых средств на химическое разоружение. Ряд государств Европы, а также США оказывают России в этом определенную помощь.

Виды международной безопасности

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную.

Оба вида международной безопасности относятся к коллективной безопасности, т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

^ Универсальная безопасность создается в целом для планеты Земля Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов между па родного права2.

Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций. Главным органом такого обеспечения является Совет Безопасности ООН. Это единственный орган в мире, которому на основе Устава ООН дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы со хранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.

Совет Безопасности ООН имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры мировое сообщество может лишь при единстве всех государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН. Этот орган действует в постоянном режиме и. может своевременно реагировать на запросы государств, которые обеспокоены реальными уг розами их безопасности.

Региональная международная безопасностьбезопасность в отдельном регионе.

Во второй половине XX в. сложилась система коллективной безопасности в Европе. Она основана на механизме функционирования ря систем, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству и Европе (ОБСЕ) и Организации Североатлантического договора (НАТО).

Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ начала формироваться в 1975 г., когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт Совещания но безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Для европейского континента подписание Заключительного акта СБСЕ было важно по двум причинам.

Во-первых, в XX в. Европа была очагом двух мировых войн, унесших (более 55 млн человеческих жизней. Инициатор обеих мировых войн -Германия после Второй мировой войны более двух десятилетий проводила политику реваншизма, т. е. стремилась к пересмотру итогов войны, завершившейся в 1945 г. Европейские государства должны были сделать псе, чтобы Европа не стала очагом и театром третьей мировой войны.

  Во-вторых, несмотря на политическое, экономическое, социальное, культурное развитие Европы, она представлялась одним из самых нестабильных регионов, где друг против друга располагались два мощных военных блока — Организация Варшавского договора (ОВД) и НАТО. Отношения между ними порой складывались на грани начала военных действий (например, в 1961 г., когда была воздвигнута Берлинская стена).

В рамках СБСЕ/ОБСЕ удалось договориться о мерах военного доверия между государствами двух блоков, снизить военный потенциал обоих альянсов. Судьба распорядилась так, что один из двух военных сою-1ов — ОВД — распался в 1991 г.

В настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств, в том числе все центрально-азиатские — бывшие республики СССР, а также США и Канада. В рамках ОБСЕ проходят встречи на высшем уровне и десять встреч на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной безопасности. Среди этих документов следует выделить Хартию европейской безопасности (1999 г.), в которой намечены пути, средства и методы обеспечения безопасности в Европе.

25—26 июня 2003 г. в Вене состоялась первая Ежегодная конференция ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности. Конференция позволила обменяться мнениями по ключевым направлениям взаимодействия государств в таких областях, как борьба с терроризмом, предотвращение конфликтов, миротворчество, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия и безопасности, включая Договор об ограничении вооруженных сил в Европе и Договор по открытому небу, безопасность границ.

Коллективная европейская безопасность обеспечивается также и в рамках НАТО. Эта система безопасности имеет одно неоспоримое преимущество перед ОБСЕ. НАТО располагает мощными вооруженными силами, которые могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств — членов НАТО либо, как показывает практика, возникновения регионов нестабильности в Европе. В результате расширения НАТО на восток, в ее состав входят европейские государства, которые ранее были членами ОВД.

Россия не приветствует такое расширение. Тем не менее, она сотрудничает с НАТО по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности. С этой целью в мае 2002 г. было подписано соответствующее соглашение между Россией и НАТО, после чего в Риме прошло первое заседание нового органа взаимодействия и сотрудничества Россия НАТО.

Существенное значение для обеспечения европейской безопасности имеет Договор об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) 1990 г. Его заключили государства Европы, расположенные по обе стороны от линии, разделявшей государства ОВД и государства НАТО. В настоящее время, когда нет ОВД, этот Договор должен действовать в адаптированном виде, чего добивается Россия, В соответствии с положениями адаптированного ДОВСЕ государства, расположенные в Центральной Европе, не должны превышать параметры вооружений, обусловленные Договором.

Одним из примеров создания основ региональной коллективном безопасности служит подписание 25 апреля 2002 г. Документа о мерах, укрепления доверия и безопасности на Черном море. В сочетании с Соглашением о создании Черноморской военно-морской группы оперативною взаимодействия «Блэксифор», которое черноморские страны подписями также в апреле 2002 г., Документ по мерам доверия формирует целостный механизм военно-морского взаимодействия в регионе. Участниками Документа являются шесть причерноморских государств: Россия, Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина. Особое значение Договора состоит в том, что впервые в практике контроля военной сферы мерами доверия будет охвачена военно-морская деятельность. В частности, предусматривается обмен различной информацией, в том числе ежегодны ми планами военно-морской деятельности и предварительными уведомлениями о проводимых мероприятиях. Ряд разделов Документа посвящен развитию военно-морского сотрудничества между черноморскими государствами. Документ вступил в силу с начала 2003 г.

Другой пример формирования региональной системы коллективной безопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ее участниками являются шесть государств: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ШОС ведет активную деятельность в области обеспечения безопасности в регионе расположения государств-участников.

Еще одним примером обеспечения коллективной безопасности и определенном регионе является деятельность созданной в XXI в. Организации Договора о коллективной безопасности государств — участников СНГ (ОДКБ). Эта Организация оказалась востребованной народами государств-участников, поскольку в период возрастания вызовов и угроз международной и региональной стабильности отвечает коренным интересам обеспечения военно-политической безопасности в Евро-Азиатском регионе.

21 мая 2003 г. в Стокгольме состоялось подписание Соглашения многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (МНЭПР). Это Соглашение открывает новый этап в совместных усилиях государств северо-запада Европы по решению таких актуальных задач, как утилизация списанных атомных подводных лодок и судов атомного технологического обслуживания на северо-западе России. Государства — участники Соглашения будут взаимодействовать в создании инфраструктуры для безопасного обращения с отработавшим ядерным топливом : радиоактивными отходами.






Похожие:

Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является iconМетодические рекомендации, планы семинарских и практических занятий...
Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения...
Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является iconСовременные гражданско-правовые способы защиты
Забегайло Л. А. Современные гражданско-правовые способы защиты деловой репутации юридического лица // Право и экономика. 2011. N...
Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является iconИмеет теоретическую направленность и включает 2 часа аудиторных занятий
...
Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является iconПрограмма ii-ой научно-практической конференции студентов, аспирантов...
Целью конференции является освещение и обсуждение широкого круга вопросов, касающихся правовых проблем морского права
Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является iconМеждународно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и балтии в свете европейского опыта

Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является icon«Уголовно-исполнительное право»
Международное сотрудничество в пенитенциарной области: международно-правовые акты и стандарты обращения
Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является iconПравовые системы мира
Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют...
Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является iconН. С. Таганцев как один из основоположников российского уголовного права
Уголовно-правовое и международно-правовые проблемы выдачи лиц, совершивших преступление
Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является iconОбъектом международно-правого регулирования являются
А целостная правовая система, включающая в себя правовые системы государств, политические и дипломатические договоренности по международным...
Регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является icon«Международно-политические и правовые аспекты реализации интеграционных...
«Латинская Америка: парадигмы модернизации в контексте глобальных вызовов современности»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница