Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian


НазваниеОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian
страница1/6
Дата публикации14.04.2013
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6

Организация Объединенных Наций




A/HRC/

_unlogo

Генеральная Ассамблея

Distr.: 


Original: Russian


Совет по правам человека

Рабочая группа по универсальному
периодическому обзору


^ Четырнадцатая сессия

Женева, 22 октября–5 ноября 2012 года

Национальный доклад, представленный
в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека*


Украина

I. Методология

1. Данный доклад, подготовленный Украиной в рамках второго цикла Универсального периодического обзора в соответствии с резолюциями Совета ООН по правам человека № 5/1 от 18 июня 2007 года и № 16/21 от 25 марта 2011 года и решением 17/119 Совета ООН по правам человека от 17 июня 2011 года, отображает состояние соблюдения прав человека в государстве, а также основные изменения, произошедшие за последние четыре года. Особый акцент в докладе сделан на выполнении Украиной рекомендаций, полученных в ходе первого цикла УПО.

2. Национальный доклад подготовлен в рамках межведомственной рабочей группы, в состав которой вошли представители всех заинтересованных государственных органов, а также Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. При поддержке ПРООН была создана отдельная страница на сайте Министерства юстиции Украины, посвященная УПО, на которой размещена вся необходимая информация относительно самого механизма, процедуры, документов, связанных с прохождением УПО.

3. Подготовка доклада проходила в формате широкого общественного обсуждения, круглых столов и тематических рабочих групп, при этом координатором этого процесса со стороны общественности, соорганизатором этих рабочих встреч, выступил Украинский Хельсинский союз по правам человека.

^ II. Правовые и институционалъные меxанзмы защиты и поощрения прав человек

A. Правовое регулирование и международные обязательства

4. Согласно Конституции (ст. 3) человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Как уже отмечалось в предыдущем докладе, более 40 статей Основного закона закрепляют права человека и их гарантии.

5. Национальное законодательство Украины в сфере защиты прав человека базируется на основных международных документах в этой сфере, в том числе системы ООН. Сотрудничая с соответствующими договорными органами и представляя периодические доклады о выполнении своих обязательств, Украина на постоянной основе принимает меры по совершенствованию национального законодательства с целью имплементации лучших практик и рекомендаций международного сообщества.

6. В соответствии со статьей 9 Конституции Украины, действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. В этой связи следует отметить, что в течение последних четырех лет Украиной были ратифицированы, среди прочего:

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней;

Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения;

Конвенция о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и Дополнительный протокол к Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных относительно органов надзора и трансграничных потоков данных;

Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми;

Европейская конвенция об усыновлении детей (пересмотренная);

Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной помощи в уголовных делах;

Конвенция Совета Европы о подделке медицинской продукции и подобных преступлениях, угрожающих здравоохранению.

7. Относительно признания Украиной Международного уголовного суда (рекомендация 1) следует отметить, что, учитывая Заключение Конституционного Суда Украины от 11 июля 2001 года № 3-в/2001, Римский Устав не соответствует Конституции Украины в части, касающейся положений абзаца десятого преамбулы и статьи 1 Устава. Поскольку согласно части второй статьи 9 Конституции Украины заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины, вопрос ратификации Устава будет рассматриваться во время системной разработки предложений по усовершенствованию конституционного регулирования общественных отношений в Украине.

8. С целью комплексной разработки предложений относительно изменений Конституции Украины на основе обобщения практики реализации Основного Закона Украины с учетом достижений и тенденций развития современного конституционализма Указом Президента Украины от 17 мая 2012 года №328/2012 создана Конституционная Ассамблея как специальный вспомогательный орган при Президенте Украины.

^ В. Институт Омбудсмена ( рекомендации 3 и 4)

9. Согласно Конституции в Украине функционирует институт Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (Омбудсмен), на который в соответствии со статьей 101 Конституции Украины возложено осуществление парламентского контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

10. Правовой статус, полномочия и порядок деятельности Омбудсмена урегулированы Законом Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека". Омбудсмен осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц. Вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и их должностных лиц в деятельность Омбудсмена запрещается.

11. Финансирование деятельности Омбудсмена осуществляется за счет Государственного бюджета Украины и ежегодно предусматривается в нем отдельной строкой. Омбудсмен разрабатывает, представляет на утверждение Верховной Рады Украины и выполняет смету своих расходов. Финансовая отчетность представляется Омбудсменом в порядке, установленном законодательством Украины.

12. В апреле 2012 года в соответствии с пунктом 17 статьи 85 Конституции Украины Верховной Радой Украины был избран новый Омбудсмен. Помимо продолжения уже начатой деятельности и инициатив Омбудсмен уделяет большое внимание становлению национального превентивного механизма (п. 91). Также стоит отметить, что сегодня в аппарате Омбудсмена по направлениям деятельности назначены представители по вопросам реализации национального превентивного механизма, по вопросам соблюдения социально-экономических и гуманитарных прав, по вопросам соблюдения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства.

^ III. Достижения, выполнение рекомендаций и проблемы в сфере защиты прав человек

A. Защита прав национальных, религиозных меньшинств, борьба со всеми формами нетерпимости (рекомендации 6, 7, 8, 9, 10, 25, 26)

^ Правовое регулировани

13. Реализация государственной политики в сфере борьбы с дискриминацией осуществляется в соответствии с положениями Конституции, уголовного законодательства, других законодательных актов и международных договоров, которыми устанавливаются гарантии основных прав и свобод человека, а также равенство в таких правах без привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

14. Одновременно с этим следует отметить, что в Украине сегодня еще продолжается работа по подготовке всеобъемлющего законодательства по вопросам дискриминации. Так, 5 июня 2012 года Верховной Радой Украины в первом чтении был принят проект Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине". 16 июля сего года Омбудсменом данный законопроект был направлен в Комитет Министров Совета Европы для проведения экспертизы.

15. Указанным законопроектом планируется определить организационно-правовые основы предотвращения и противодействия дискриминации с целью обеспечения равных возможностей реализации прав и свобод человека и гражданина путем определения понятия дискриминации, ее основных форм; внедрения принципа недискриминации в законодательство Украины, установления запрета дискриминации с одновременным определением действий, не считающихся дискриминацией, определения субъектов, наделенных полномочиями по предотвращению и противодействию дискриминации, включающие наделение Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека дополнительными полномочиями по предотвращению и противодействию дискриминации; введения антидискриминационной экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

^ Уголовная ответственность и контроль за соблюдением законодательств

16. Важным механизмом борьбы с проявлениями нетерпимости и дискриминации является установление уголовной ответственности. Так, Уголовный кодекс Украины (УК) содержит статьи, которые устанавливают уголовную ответственность за преступления, совершенные по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости. При этом в 2009 году в УК были внесены изменения относительно ответственности за преступления по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости, которыми введены новые квалифицирующие признаки «по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости». Статья 161 УК предусматривает, что субъективная сторона преступления, предусмотренного этой нормой, характеризуется прямым умыслом, обязательными признаками которого является мотив и цель совершения преступления. Мотив проявляется в неприязни к лицам определенной, расы, религиозных, политических и иных убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного положения, пола, цвета кожи, по языковым или другим признакам.

17. В связи с выполнением вышеуказанных положений законодательства правоохранительными органами постоянно проводятся мероприятия по предупреждению и противодействию ксенофобии и расовой дискриминации, других форм нетерпимости, на постоянной основе действуют подразделения в составе Министерства внутренних дел (МВД) и Генеральной прокуратуры, задачей которых является выявление фактов нарушений, связанных с проявлениями расовой и национальной нетерпимости, ксенофобии. Учет преступлений, совершенных на почве расовой, национальной или религиозной нетерпимости (по статье 161 УК), и статистические данные размещаются на официальном сайте Государственной судебной администрации Украины1.

^ Относительно религиозной терпимост

18. Положительная динамика развития межконфессиональных отношений и диалога в Украине в значительной мере обусловлена деятельностью межцерковных консультативно-совещательных органов всеукраинского уровня, сотрудничества церквей и религиозных организаций в рамках общественных советов и комиссий при центральных органах исполнительной власти, каким является Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. Совет объединяет в своем составе ведущие христианские церкви (православную, католическую и протестантскую), одну иудейскую и три мусульманских религиозных объединения и в целом представляет 90% религиозных сетей государства.

^ Относительно ромов (рекомендация 9)

19. Сейчас в Украине создано 90 ромских национально-культурных обществ. Основными задачами, на решении которых сосредоточена деятельность ромских общественных объединений, являются возрождение языка, культуры, традиций и обычаев ромского меньшинства. Создание национально-культурных обществ в подавляющем большинстве осуществляется при поддержке международных организаций.

20. Ситуация вокруг ромов является достаточно сложной и требует дальнейшего законодательного урегулирования и финансовой поддержки. Так, на сегодня остается не урегулированной проблема отсутствия у значительной части ромов документов, удостоверяющих личность, и свидетельств о рождении, что связано с неопределенностью зарегистрированного места жительства в Украине, то есть пребывание в состоянии бездомности. Положительным моментом в решении вопроса документирования ромов было внесение в 2010 году изменений в Закон Украины «Об основах социальной защиты бездомных лиц и беспризорных детей», согласно которому разрешено осуществление регистрации места жительства по адресам социальных учреждений для бездомных или центров учета бездомных.

^ В. Вопросы гендерного равенства ( рекомендации 4, 11, 32)

21. Национальным законодательством Украины предусмотрен ряд гарантий обеспечения гендерного равенства, как неоднократно отмечалось в соответствующих докладах Украины в рамках выполнения обязательств Украины по Международному пакту о гражданских и политических правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Так, согласно графику очередные объединенные 6-й и 7-й периодические доклады были представлены в 2010 году во время сорок пятой сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Важным шагом в направлении законодательного регулирования вопросов гендерного равенства также должен стать Закон Украины "Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине" (как отмечалось в п. 15). Создан разветвленный институциональный механизм обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин как в рамках законодательной, так и исполнительной ветвей власти2.

^ Трудовая деятельност

22. Одновременно с этим приходится констатировать, что количество женщин на руководящих должностях в системе государственной службе, Парламенте остается незначительным, а общий уровень заработной платы – ниже, чем у мужчин. Результаты анализа этой ситуации позволяют сделать вывод о том, что такое положение обусловлено, прежде всего, тем, что больший процент мужчин работает на руководящих должностях, где размер заработной платы выше. Мужчины чаще привлекаются к работам с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, а также к работе в ночное время, что предусматривает повышенную оплату; женщины используют свое право работать неполную рабочую неделю (день, месяц) для того, чтобы уделять больше времени заботе о семье, воспитанию детей. Кроме того, в обществе еще сохраняется стереотип о роли женщин.

23. С целью изменения ситуации, а также преодоления стереотипа о роли женщины в обществе проводятся различные образовательные мероприятия и кампании. В настоящее время в Украине действует много организаций, которые занимаются решением гендерных проблем. Среди них, в частности, 7 гендерных исследований и кафедр в высших учебных заведениях, 20 гендерных центров образования. 18 апреля 2012 года состоялось торжественное открытие еще одного Центра гендерного образования в Харьковском национальном университете сельского хозяйства имени П. Василенко. В учебные планы подготовки специалистов для органов внутренних дел образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» области знаний «Право» по направлению «правоведение» высших учебных заведений МВД Украины введена дисциплина «Основы гендерной политики». Данный учебный курс позволяет раскрыть основные положения современной гендерной политики.3

^ С. Защита прав детей: (рекомендации 2, 12 и 31)

Правовое регулирование и институциональный механизм

24. На сегодняшний день в Украине сформирована мощная нормативно-правовая база, направленная на борьбу, предупреждение и преодоление насилия в отношении детей. В течение 2009-2011 годов в национальное законодательство внесены изменения по усовершенствованию государственной системы защиты прав ребенка, в частности, в УК и Уголовно-процессуальный кодекс Украины (далее - УПК) относительно использования детей для попрошайничества; в некоторые законодательные акты - относительно противодействия распространению детской порнографии, установлению перечня мер по противодействию торговле детьми, повышению уровня защищенности детей в Украине и улучшению деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

25. Для обеспечения оптимального функционирования целостной системы защиты прав детей в Украине, в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, а также с учетом Целей развития тысячелетия ООН и Итоговых документов Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей» в 2009 году утверждена Общегосударственная программа «Национальный план действий относительно реализации Конвенции ООН о правах ребенка на период до 2016 года».

26. Кроме того, с целью создания надлежащих условий для обеспечения реализации прав и законных интересов детей и решения актуальных задач в этой области, в августе 2011 года была введена должность Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка. Уполномоченный Президента по правам ребенка обеспечивает осуществление Президентом Украины конституционных полномочий по соблюдению конституционных прав ребенка, выполнение Украиной международных обязательств в этой сфере. В этом контексте следует отметить, что упомянутый институт является не в полной мере независимым институтом защиты прав детей в понимании международных стандартов ООН. Однако, Конституция Украины не предусматривает создание специализированных органов в дополнение к тем, которые уже предусмотрены ее положениями. Вместе с тем, следует отметить, что Омбудсменом Украины, который согласно Закону Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» осуществляет парламентский контроль над соблюдением конституционных прав человека, назначен представитель, к компетенции которого отнесены вопросы соблюдения прав ребенка.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian iconПоложение о Студенческой организации объединенных наций Урфу общие положения
...
Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian iconОрганизация Объединенных Наций Экономический и Социальный Совет
Позиция делегации Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии с. 14
Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian iconПоследняя башня трои
На сверкаю­щей золотом пластине полированной латуни вверху выгравирована эмблема оон, а ниже идет надпись на двух языках: "United...
Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian iconГенеральная ассамблея
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является...
Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian iconОрганизация Объединенных Наций Совет по правам человека
Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных...
Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian iconДекларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian iconКонвенция ООН о правах ребенка
Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности
Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian iconДети Индиго
Посвящается Джин Флорес, сотруднице Организации Объединенных Наций, которая перешла в мир иной в период написания этой книги
Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian iconДети Индиго
Посвящается Джин Флорес, сотруднице Организации Объединенных Наций, которая перешла в мир иной в период написания этой книги
Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Original: Russian iconИнструкция о порядке проведения Нижневартовской молодежной модели ООН
Приложение 1 к положению о проведении деловой игры «iv нижневартовская Молодёжная Модель Организации Объединенных Наций»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница