Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы


НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы
страница1/6
Дата публикации14.04.2013
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ КУЛИНАРИИ»

ОХРАНА ТРУДА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

2-91 01 01 ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ:

2-91 01 01-01 31 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУХНИ

КВАЛИФИКАЦИЯ

СПЕЦИАЛИСТА: ТЕХНИК-ТЕХНОЛОГ

МИНСК 2009

Разработчик: М.И. Максимович, преподаватель

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии

Рекомендовано к использованию учащимися заочной формы получения образования

по специальности «Производство продукции и организация общественного питания»

Учреждение образования

«Минский государственный профессионально-

технический колледж кулинарии», 2009

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программой дисциплины «Охрана труда» предусматривается изучение общих требований безопасности труда при проведении различных видов работ, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены. Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных учащимися по физике, химии, технической механике, электротехнике, электронике и по специальным дисциплинам; знаниях, полученных на первой ступени обучения. При изложении программного материала следует учитывать достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области безопасности труда, строго соблюдать единство терминологии и обозначений технических величин согласно действующим стандартам. ставки и предприятия с целью ознакомления с передовым опытом по безопасности и гигиене труда.

В целях обучения учащихся практическим навыкам владения безопасными приемами и методами работы программой предусмотрены практические и лабораторные работы.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

  • основные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты по безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиене;

  • систему государственного надзора и общественного контроля за охраной труда;

  • порядок организации работы по охране труда на предприятии, в цехе, на участке;

  • опасные и вредные производственные факторы, характерные для конкретной отрасли;

  • порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве;

  • основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

  • способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

  • меры пожарной профилактики и технические средства пожаротушения;

должны уметь:

  • организовать работу по охране труда на участке, в цехе;

  • осуществлять контроль за наблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности на участке, в цехе;

  • использовать безопасные приемы и методы работы и обучать им работающих;

  • пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также средствами пожаротушения;

  • проверять исправность технических средств защиты.



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел, тема

Количество часов

Время на самостоятельную работу

уч-ся

(часов)

Всего

на дневной форме обучения

Для заочной формы

на обзорные занятия

на практические

Введение

Раздел 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда

1.1. Основы законодательства об охране труда в РБ

1.2.Организация государственного надзора и общественного контроля за охраной труда

1.3.Травматизм и заболеваемость на производстве


1

7


1


2
2

1

1

1

Раздел 2. Основы производственной санитарии и гигиены труда

2.1. Санитарно-гигиенические требования к предприятиям.

2.2. Микроклимат и вентиляция помещений

2.3. Освещение производственных помещений

2.4. Защита от шума и вибрации

2.5. Защита от воздействия вредных газов, паров и пылей

2.6. Защита от воздействия производственных излучений

2.7. Основы гигиены труда. Охрана труда женщин.


10


1






1
2

1

1
2
2

Раздел 3. Основы техники безопасности

3.1. Электробезопасность

3.2. Безопасность технологических процессов и оборудования

3.3. Безопасность эксплуатации герметических систем, работающих под давлением

3.4. Организация безопасной работы

грузоподъемных машин и механизмов

3.5. Организация безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ


8


1






2
2

1
2

Раздел 4. Пожарная безопасность

4.1. Основы пожаро- и взрывобезопасности производства

4.2. Основы профилактики пожаров

4.3. Средства тушения пожаров

4.4. Организация пожарной охраны в отрасли

6


1





2

2

1

Итого

32

4

4

24



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПРОГРАММЫ

Тема: «Введение»

При изучении темы рекомендуется определить следующие ключевые моменты:

- цели и задачи охраны труда;

- основные понятия и определения

- связь «охраны труда» со специальными и общеобразовательными дисциплинами

Особое внимание необходимо обратить на то, что является основной целью охраны труда.

^ Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.

^ Цели и задачи охраны труда.


Конечная цель

Сохранение жизни и здоровья работников в процессе труда


Приведение к нормам ОТ уровней опасных

и вредных факторов



Предупреждение профзаболеваний

Предупреждение

травматизма


Задачи

- профессиональный отбор работников;

- медосмотры;

- обучение и повышение квалификации по охране труда;

- обеспечение безопасности производственных процессов и оборудования;

- обеспечение пожарной и электробезопасности;

- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

- санитарно-бытовое обслуживание;

- обеспечение средствами индивидуальной защиты;

- предоставление работникам компенсаций и льгот по условиям труда.



  1. Литература

  2. Ю. М. Бурашников, А. С. Максимов. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле. – М.; Издательский центр «Академия», 2003, с. 3,4

  3. И. Ю. Крыжановский. Охрана труда. – Минск; «Беларусь», 2007, с.3,4; 67

  4. Т. С. Сокол. Охрана труда.- Мн.; Дизайн ПРО, 2005, с. 5,6

  5. В. П. Семич; А. В, Семич. Практическое пособие по охране труда, - Мн.; ЦОТЖ, 2004, с. 100

Вопросы для самоконтроля

  1. Укажите промежуточные цели охраны труда

  2. Объясните, по каким критериям осуществляется профессиональный отбор работников

  3. Объясните, с какой целью работники проходят медосмотры

  4. Перечислите компенсации и льготы, которые предоставляются работникам по условиям труда


Тема: «Защита от воздействия вредных газов, паров и пылей»

При изучении данной темы учащиеся должны знать:

  • классификацию вредных веществ

  • пути проникновения вредных веществ

  • особенности воздействия на человека производственной пыли

  • предельно-допустимые концентрации вредных веществ

Особое внимание необходимо обратить на мероприятия по защите от воздействия вредных веществ.

Классификация вредных веществ

Вредные вещества в зависимости от токсичности делятся на:

  • кровяные яды (вытесняют из гемоглобина кислород) оксид углерода

  • нервные яды (вызывают истощение нервной системы) наркотики, спирты, кофеин

  • раздражающие (поражают верхние дыхательные пути и легкие) аммиак, сернистый ангидрид, акролеин

  • сенсибилизирующие (вызывают аллергические реакции)

  • канцерогенные (вызывают образование злокачественных опухолей) никотин, акролеин, красители, сажа

  • мутагенные (воздействуют на генетический аппарат клетки) соединения ртути, спирты, никотин.

По специфики воздействия на человека вредные вещества делятся на четыре класса опасности:

1 – чрезвычайно опасные

2 – высоко опасные

3 – умеренно опасные

4 – малоопасные

^ Особенности воздействия пыли

Пыли бывают:

  • органические (мучная, сахарная, зерновая, крахмал)

  • неорганические (минерального и металлического)


^ Предельно-допустимые концентрации


Вещества

ПДК

мг/м³

Класс опасности

Акролеин

Сернистый ангидрид

Метан

Аммиак

0,2

10

2,0

20

2-ой

3-й

3-й

4-й



При оценке опасности вредных веществ и пыли следует также учитывать и тяжесть физической нагрузки, так как с ее увеличением возрастает объем легочной вентиляции и практически пропорционально этому возрастаю дозы вредных веществ, поступивших в организм человека.
Мероприятия по защите от вредных веществ

  1. Технологические меры

  2. Технические меры

  3. Медико-профилактические мероприятия

  4. Контрольные меры

(Назовите какие меры относятся к каждой из групп)

Литература

  1. Ю. М. Бурашников, А. С. Максимов. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле. – М.; Издательский центр «Академия», 2003.

  2. С. 187-197

  3. И. Ю. Крыжановский. Охрана труда. – Минск; «Беларусь», 2007. С. 109-116

Вопросы для самоконтроля

  1. Объясните роль вентиляции для предупреждения воздействия вредных веществ на организм человека.

  2. Дайте определение понятиям «аэрогели» и «аэрозоли».

  3. Объясните, при выполнении каких технологических процессов воздух рабочей зоны ТООП выделяется вещество акролеин.


Тема: «Электробезопасность»

Тема занимает важное место в разделе «Основы техники безопасности».

На рабочем месте повара очень много электрооборудования, поэтому будущие специалисты должны знать и использовать безопасные приемы эксплуатации электрооборудования, а также обучать им работающих.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

  • особенности воздействия электрического тока на организм человека

  • виды поражения электротоком

  • факторы, влияющие на исход поражения

  • условия и причины поражения человека электротоком

  • явления при стекании тока в землю

  • классификацию помещений по степени опасности поражения электрическим током.

Особое внимание необходимо обратить на способы и средства защиты от поражения электротоком
Особенности воздействия тока на организм человека

  1. Электроток не может дистанционно ощущаться человеком.

  2. Протекая через тело человека, ток оказывает свое воздействие не только в местах контактов и на пути прохождения, но и вызывает рефлекторное воздействие.

  3. Есть опасность получения электротравмы без непосредственного контакта с токоведущими частями


Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током

  • сила тока

  • частота тока

  • время воздействия;

  • пути протекания

  • сопротивление тела человека

  • состояние организма

  • индивидуальные свойства организма

  • состояния окружающей среды

При изучении данного вопроса обратите внимание, что ток бывает переменный и постоянный. Ознакомьтесь с понятиями «пороговый, ощутимый ток»; «пороговый неотпускающий ток»; «пороговый фибрилляционный ток»
Виды поражения электротоком

  • термическое

  • электролитическое

  • биологическое

  • механическое


Явления при стекании тока в землю

Напряжение прикосновения – разность электрических потенциалов между двумя токами тела человека, возникающая при его прикосновении к токоведущим частям, корпусу электроустановки или нетоковедущим частям, оказавшимся под напряжением.

^ Шаговым напряжением называется напряжение между двумя точками цепи тока, находящимися одна от другой на расстоянии шага (0,8 м) и на которых одновременно стоит человек.
Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током

  • помещения с повышенной опасностью;

  • особо опасные помещения;

  • помещения без повышенной опасности


Средства защиты человека от поражения электротоком

  • изолирующие (основные, дополнительные);

  • ограждающие;

  • предохранительные



Литература

1. И. Ю. Крыжановский. Охрана труда. – Минск; «Беларусь», 2007, с. 85-92

2. Т. С. Сокол. Охрана труда.- Мн.; Дизайн ПРО, 2005, с.133-155
Вопросы для самоконтроля

  1. Раскройте сущность третьей особенности воздействия электрического тока на организм человека.

  2. Укажите, какой ток наиболее опасный переменный или постоянный.

  3. Назовите, к какой группе помещений по степени опасности поражения электрическим током относятся ТООП.

  4. Укажите наиболее опасный путь прохождения электрического тока.

  5. Раскройте сущность понятия «пороговый неотпускающий ток»



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы...
Семейное право: Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы / А. А. Куштым. – Челябинск: ноу южно-Уральский...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней...
Товароведение изучает как продукты непосредственного потребления, так и важнейшие виды продовольственного сырья, используемые при...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания...
Автор Е. Л. Гуцанович, преподаватель учреждения образования «Бобруйский государственный автотранспортный колледж»
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации к выполнению практических занятий Методические...
Задания для самостоятельной работы студентам заочной формы обучения учебной дисциплине
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические указания по изучению дисциплины, выполнению контрольной работы
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета землеустройства и лесного хозяйства (протокол №3 от 19. 01. 2009 г.)
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconОбщие рекомендации по выполнению контрольной работы
По дисциплине «Философия» предусмотрено выполнение контрольной работы №1 с использованием копр-2 «Философия», которое рассматривается...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Менеджмент»
К выполнению контрольной работы следует подходить творчески. Качество ее оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета...
Общий психологический практикум: Методические рекомендации по изучению дисциплины /нф мгэи. – Нижний Новгород, 2003
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы
Успешное выполнение контрольной работы демонстрирует уровень самостоятельной подготовки бакалавра по дисциплине уголовно-процессуальное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Келеберда Н. Г., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница