Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков


НазваниеФинансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков
страница1/17
Дата публикации15.04.2013
Размер2.07 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Л.К. Воронова Н.П. Кучерявенко

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО УКРАИНЫ

Издание второе, переработанное и дополненное

Учебное пособие
Харьков

«Одиссей»

2006

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ 3

Глава 1. ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 3

Глава 2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК

ОТРАСЛЬ ПРАВА 9

Глава 3. СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ И НАУКА
ФИНАНСОВОГО ПРАВА 16

Глава 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 19

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 26

Глава 5. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ
УСТРОЙСТВО 26

Глава 6. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА
^ УКРАИНЫ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ 36

Глава 7. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС 41

Глава 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 47

Глава 9. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
^ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ 114

Глава 10. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 117

158

Глава 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

^ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 120

Глава 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРАХОВАНИЯ 124

Глава 13. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

РАСХОДОВ 126

Глава 14. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ
^ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ 137

Глава 15. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ 147

Глава 16. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ
^ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 155

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1

ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГОСУДАРСТВА

Понятие финансов. Финансовая система государ­ства. Обеспечение реализации внутренних и внешних функций государства невозможно без наличия и использо­вания финансовых ресурсов. Именно за счет аккумуляции денежных средств в собственности государства, формиро­вания специальных фондов создается возможность, в ко­нечном итоге, существования самого государства.

Понимание сущности и назначения финансов, особен­ностей их функционирования связано с природой и функ­циями государства, осуществлением расширенного вос­производства, существованием товарно-денежных отноше­ний. Формируясь в сфере материального производства, основная масса денежных доходов впоследствии несколько трансформируется, преобразуется, движется в рамках раз­личных правовых режимов. В этих условиях формируется своеобразная объективная двусторонняя связь финансов и государства. С одной стороны, природа финансов, их фор­мы, размеры фондов определяют возможности государства, задачи и направления его деятельности, гарантируют фи­нансово обеспеченные перспективы государственного раз­вития. С другой стороны, с помощью финансов государство активно воздействует на все стороны процесса воспроизвод­ства. С их помощью происходит распределение результата воспроизводства — совокупного общественного продукта, перераспределение и доведение его составных частей до конечного потребителя. За счет финансовых ресурсов орга­низуется стимулирование, развитие производства, поддер­жание объективных и рациональных пропорций развития общественного производства, государства в целом.

Существование финансов объективно связано с необхо­димостью изъятия, формирования и распределения госу­дарством части совокупного общественного продукта. Этим


3

определяется и назначение финансов — распределение и перераспределение совокупного общественного продукта в денежной форме. Именно этим характеризуются признаки финансов, их место и роль, особенности проявления, формы закрепления и регулирования государством. Особенности финансов определяются несколькими положениями:

  1. Финансы тесно связаны с природой и функциями госу­дарства, определяются специфическими его формами и за­дачами государственного развития на конкретном этапе.

  2. Финансы представляют специфические, однородные отношения между государством, юридическими и физиче­скими лицами по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

  3. Финансы неразрывно связаны с существованием то­варно-денежных отношений.

  4. Финансы связаны с распределением и перераспреде­лением части совокупного общественного продукта.

Финансы как правовая категория могут использоваться в двух аспектах:

а) широкий (межотраслевой);

б) узкий (финансово-правовой).

В первом значении финансы (или отдельные их аспекты, стороны) востребованы многими отраслями права и имеют общеотраслевое значение. Например, понятие цены, стои­мости, дохода и т.д. — это отношения, регулирующиеся и гражданским, и финансовым, и административным, и трудовым правом, иными отраслями. Во втором случае речь идет о публичном значении финансов, исключительно денежных фондах государства и территориальных громад. В этой ситуации общеотраслевые понятия, категории при­обретают специально-отраслевой характер и значение, выражают специфические, однородные финансово-право­вые отношения. Общеотраслевые категории дохода, стои­мости, цены приобретают финансово-правовое значение.

Финансы, представляя собой отношения между людьми по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, тесно связаны с деньгами, денежными средствами, что, однако, не позволяет поставить между ними знак равенства. Финансовые отношения, будучи пре­имущественно денежными отношениями, не адекватны им,

4

ведь за пределами их остаются отношения, регулирующие уплату штрафов (административное право), отношения купли-продажи (гражданское право), отношения по вы­плате заработной платы, пенсий, пособий (трудовое право) и иные отношения, связанные с движением денег, но не являющиеся финансовыми.

Финансовые отношения связаны не только с деньгами. В определенной мере сюда вовлечена группа и натуральных отношений. Естественно, они неразрывно связаны или про-изводны от денежных, но не адекватны им. Например, действующее законодательство закрепляет возможность уплаты налога в натуральной форме (фиксированный налог с сельскохозяйственных производителей), хотя по своей природе налог — это денежные поступления. Финансовые отношения охватывают и отношения по обеспечению обязан­ности по уплате налога (реализация имущества налогопла­тельщика). Естественно, что эти отношения либо опосреду­ют денежные, либо связаны с определенными трудностями, носят временный характер. Однако и это подчеркивает не­адекватность финансов и денег. Объективная необходимость финансов обуславливается существованием государства, наличием товарно-денежных отношений. Денежные же фонды образуют материальное содержание финансов, но не их сущность. Финансы представляют собой отношения, регулирующие формирование, распределение и использо­вание централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Финансы, составляя целостную, однородную систему, предполагают определенную внутреннюю видовую диффе­ренциацию. Обусловлена она более детальным, специаль­ным анализом внутренних составных частей финансов, отличающихся специфическими особенностями и режима­ми. В этих условиях однородные, единые по формам и ме­тодам формирования или распределения денежных средств, отношения определяются как финансовый институт. На­личие единых по природе и содержанию, но различных по форме финансовых институтов обусловлено многообрази­ем сфер применения финансов, направлениями их реали­зации.

Совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих финансовых институтов составляет финансовую систему

5

государства. Финансовую систему часто характеризуют в двух аспектах1:

а) как совокупность финансовых институтов, опосреду­
ющих формирование и использование денежных фондов;

б) как совокупность государственных органов и учреж­
дений, осуществляющих финансовую деятельность.

Второй аспект будет затрагиваться при анализе компе­тенции органов финансовой деятельности, органов финан­сового контроля, содержание же финансовой системы рас­крывается через систему финансовых институтов.

Финансовая система включает следующие звенья:

  1. Бюджетная система.

  2. Кредитная система.

  3. Обязательное государственное страхование.

  4. Финансы предприятий.

Финансовая деятельность государства: содержание, принципы, методы. Объективная необходимость финансов (существование товарно-денежных отношений; распреде­ление совокупного общественного продукта; контроль за хозяйственной деятельностью) делает абсолютно необходи­мой деятельность по их управлению. Финансовая деятель­ность государства представляет собой деятельность госу­дарства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фон­дов в целях обеспечения осуществления функций государ­ства, задач социально-экономического характера, управле­ния, обороноспособности, деятельности государственных органов. Содержание финансовой деятельности является, в конечном итоге, проявлением всех функций государства, поскольку реализация любой государственной функции требует адекватного финансового обеспечения. В зависимо­сти от содержания и характера функций финансовая дея­тельность осуществляется:

а) как реализация государственной власти;

б) как исполнительно-распорядительная деятельность,
реализующая государственное управление.

Финансовая деятельность, выступая необходимой со­ставной частью механизма социального управления, обес-

1 См. Финансовое право: Учебник/ Под ред. проф. О.Н. Горбу­новой. — М.: Юристъ, 1996. — С.15.

6

печивает направление финансовых ресурсов в соответству­ющие отрасли экономики, управления, социальную сферу. При этом финансовой деятельности характерны определен­ные особенности:

  1. в отличие от однородных сфер государственной дея­тельности, она имеет межотраслевой, всеобщий характер, поскольку обеспечение финансовыми ресурсами направле­но на все отрасли и сферы государственного управления, область контроля;

  2. финансовая деятельность реализуется как государ­ственными органами, так и органами местного самоуправ­ления (в некоторых случаях она реализуется через совмест­ную деятельность этих органов);

  3. финансовая деятельность сочетает как непосредствен­ное управление с использованием императивных методов (в отношении государственных предприятий и т.д.), так и косвенное, рекомендательное управление (в отношении денежных ресурсов негосударственных юридических лиц, физических лиц);

  4. финансовая деятельность осуществляется через дея­тельность как представительных, так и исполнительных органов власти.

Объектом финансовой деятельности являются отноше­ния, регулирующие движение государственных денежных фондов на всех стадиях их оборота (формирования, рас­пределения, использования). В узком смысле слова речь идет о движении денег, образующих государственные фон­ды. Субъектный состав отношений, регулирующих финан­совую деятельность, довольно традиционен и определен (государство, территориальные громады, юридические и физические лица). Однако хотелось бы подчеркнуть особен­ность роли государства. Его роль и место характеризуется в этих условиях определенной двойственностью:

  • с одной стороны, государство выступает в качестве хозяйствующего субъекта, сочетающего статус собственни­ка денежных средств и организатора хозяйственной дея­тельности;

  • с другой стороны, государство выступает носителем власти, что реализуется и в области финансовой деятель­ности.

Методы финансовой деятельности дифференцируются в зависимости от стадий движения денежных фондов:

7

1. Методы мобилизации денежных ресурсов:

а) метод обязательной мобилизации реализует безуслов­
ные императивные обязанности, их выполнение, гарантии,
обеспечивающие это выполнение. Реализуется оно прежде
всего через формы налоговых платежей, иных безусловных
и обязательных сборов. Императивно определяется и гаран­
тируется вид платежа, плательщик, объект, ставка, размер,
сроки, способы обеспечения и т.д.;

б) метод добровольной мобилизации предполагает пре­
имущественно диспозитивные способы обеспечения финан­
совых поступлений, механизмы кредитования (вклады
населения, приобретение государственных ценных бумаг,
лотерейных билетов и т.д.).

2. Методы распределения денежных ресурсов:

а) метод финансирования представляет целевую, плано­
вую, безвозмездную и безвозвратную передачу государ­
ственных денежных средств из бюджетов на определенные
цели, задачи, реализацию государственных функций;

б) метод кредитования означает целевую, возмездную,
срочную и возвратную передачу денежных средств, осу­
ществляемую на платной основе. Этот метод объединяет два
различных по содержанию способа: государственное и бан­
ковское кредитование, хотя банковское кредитование лишь
частично относится к сфере публичного регулирования.

Методы финансирования и кредитования могут подраз­деляться на различные подвиды в зависимости от цели использования средств, источников их образования, орга­низационно-правовых режимов субъектов и т.д.

3. Методы использования денежных ресурсов в большей
степени связаны с расходованием денежных фондов и под­
разделяются:

а) в зависимости от направленности расходования:

  • пообъектный — предполагает направление денежных ресурсов на финансирование определенных объектов (иму­щественных комплексов и т.д.);

  • посубъектный — выделение и передача денежных средств отдельным субъектам (конкретным распорядите­лям или получателям бюджетных средств — отдельным лицам, категориям лиц либо регионам);

б) в зависимости от формы поступления денежных ре­
сурсов:

8

  • безналичные денежные перечисления, расчеты;

  • наличные денежные средства.

^ Органы, осуществляющие финансовую деятельность.

Государство руководит финансовой деятельностью через государственные органы, наделенные с этой целью специ­альной компетенцией, В зависимости от характера деятель­ности, полномочий в области финансовой деятельности все органы, участвующие в ней, делятся на две группы. В фи­нансовой деятельности принимают участие практически все государственные органы в зависимости от их компетен­ции, установленной Конституцией Украины и законами Украины, нормативными актами, определяющими их правовой статус, и др. Одна группа органов, осуществляю­щих финансовую деятельность, относится к органам общей компетенции. В данной ситуации они реализуют полно­мочия в области финансовой деятельности наряду с други­ми типами полномочий. Осуществляя деятельность по многим направлениям, они реализуют и финансовую в том числе (Верховная Рада Украины, Кабинет Министров и т.д.), которая не является для них основной или единствен­ной. Другую группу составляют органы специальной ком­петенции, созданные государством и наделенные полно­мочиями исключительно для осуществления финансовой деятельности (органы Государственного казначейства, контрольно-ревизионные органы и т.д.).

^ Глава 2 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

Понятие финансового права, его предмет и метод.

В основу деления совокупности правовых норм на отрасли берется материальное содержание отношений, которые регулируются этими нормами, т.е. предмет правового регу­лирования. Наличие предмета правового регулирования — основной признак самостоятельности отрасли права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации денеж­ных ресурсов в централизованные и децентрализованные фонды государства и органов местного самоуправления, их

9

распределения и использования, а также в ходе контроля за движением этих средств, их эффективным и целевым использованием и в связи с денежной эмиссией. Оно закреп­ляет также общие принципы и формы финансовой деятель­ности государства, методы мобилизации и распределения денежных средств через централизованные и децентрали­зованные фонды, получения их участниками финансовых правоотношений. Нормы финансового права закрепляют права и обязанности сторон финансовых отношений.

Специфика общественных отношений, регулируемых финансово-правовыми нормами, состоит в том, что они воз­никают из деятельности по непосредственной мобилизации, распределению либо использованию денежных фондов, являющихся частью национального дохода страны, т.е. критерием отграничения финансово-правовых отношений от других видов отношений, имеющих денежный характер, одной стороной которых выступает наделенный властными полномочиями орган государства или местного самоуправ­ления, является функция мобилизации, распределения либо использования централизованных или децентрализо­ванных фондов денежных средств.

Дополнительным признаком отграничения финансового права от других отраслей является метод финансово-право­вого регулирования.

Метод финансового права, как и у всех отраслей права, как публичного, так и частного — это юридические приемы и способы, которыми государство воздействует на субъектов отношений, регулируемых нормами конкретных отраслей права. Приемы и способы воздействия на субъектов отно­шений, являющихся предметом той или иной отрасли права, раскрываются через правовое положение субъектов этого рода общественных отношений1, в финансово-право­вых отношениях субъекты не равны (одна сторона, выра­жающая публичный финансовый интерес, всегда наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне) и в характере действий, присущих субъектам2.

1 См.: Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы
советского права. — М., 1961. — С. 62.

2 См.: Явич Л.С. К вопросу о предмете и методе правового ре­
гулирования // Вопросы общей теории советского права. — М.,
1960. —С 60.

10

Как отрасли публичного права, финансовому праву при­сущ метод государственно-властных предписаний, как и всем другим отраслям, относящимся к публичным (адми­нистративному, уголовному и т.д.), т.е. обязательная сто­рона финансово-правовых отношений — орган государствен­ной власти или орган местного самоуправления, поддержи­вая публичный финансовый интерес, дает обязательное предписание другой стороне в области финансов. В этом и состоит сущность метода властных предписаний.

Итак, финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области мобилизации, распределения и использования централизованных и де­централизованных фондов денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимых для их бесперебойного функционирования.

Присущая предмету финансового права специфика по­зволяет отграничить его от других отраслей единой по своей сущности системы права Украины и обнаружить неразрыв­ную связь не только с основными, ведущими отраслями права — конституционным, административным, граждан­ским, уголовным, но и со всеми другими отраслями.

Для финансового права, как и для всех отраслей публич­ного права, характерен основной метод правового регули­рования — метод государственно-властных предписаний. Однако, как мы установили, постоянная потребность госу­дарства и органов местного самоуправления делает метод финансово-правового регулирования специфическим. Он распространяется на обе стороны финансовых правоотно­шений.

^ Финансово-правовые нормы, их содержание, особен­ности и виды. Широкий круг отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности при мобилизации, рас­пределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления, регулируется финансо­во-правовыми нормами. Как и нормы всех других отраслей права, они устанавливаются государством в строго опреде­ленном порядке, в определенной форме, вводятся в действие официально и прекращают существовать в точно определен­ное время. Нормы (правила поведения) всех отраслей права носят общеобязательный характер. Государство, будучи за-

11

интересованным в точном и неуклонном соблюдении юри­дическими и физическими лицами установленных им пра­вил, обеспечивает их функционирование принудительной силой, т.е. нормы всех отраслей права являются обязатель­ными, или иначе говорят, что они имеют императивный характер. Финансово-правовые нормы регулируют только отношения в области финансовой деятельности и содержат предписания и запреты, установленные государством по по­воду порядка сбора, распределения и использования центра­лизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Они, естественно, носят императивный характер, поскольку содержат государственные веления. Однако им­ператив здесь имеет форму категорического предписания, что исключает изменения содержания нормы по волеизъяв­лению субъектов финансовых отношений.

Категоричность финансово-правовой нормы свойственна для всех видов финансово-правовых норм, которые опреде­ляются в зависимости от того, какое поведение субъектов финансовых отношений они регулируют — активное или пассивное. Категоричность обязывающей нормы заключа­ется в том, что она предписывает выполнить определенные в ней действия, связанные с мобилизацией, распределени­ем либо использованием фондов денежных средств, запре­щающей — не совершать действий, нарушающих финан­совую дисциплину. Эти виды финансово-правовых норм сходны между собой определенностью, категоричностью формы и точностью предписания. В уполномочивающих нормах категоричность проявляется своеобразно. Субъекты финансовых правоотношений в пределах компетенции, установленной нормативно-правовыми актами, могут поль­зоваться уполномочивающей нормой и конкретизировать предписания государства. В случаях применения уполно­мочивающих норм их императивный характер сочетается с определенными правомочиями, установленными в стро­гих пределах.

Категорическое выражение финансово-правовых норм касается в основном отношений, возникающих при сборе денежных средств в бюджет и их расходовании.

При добровольном методе мобилизации денежных средств императивность несколько ограничена, но не ис­ключается полностью. Государство и органы местного са-

12

моуправления в одностороннем порядке устанавливают условия займов, но приобретение ценных бумаг идет по волеизъявлению приобретателей.

Таким образом, содержанием финансово-правовых норм является деятельность государства и органов местного са­моуправления по регулированию финансовых отношений путем официального их закрепления в форме прав и обязан­ностей субъектов этих отношений.

Структура финансово-правовых норм не отличается от структуры норм других отраслей права, но в их составных частях отражаются особенности общественных отношений, регулируемых ими.

Гипотеза финансово-правовой нормы определяет условия соблюдения правил поведения, причем эти условия всегда выражаются конкретно. Основой нормы является диспо­зиция, которая содержит требования нормы, устанавливает обязанности субъектов финансовых правоотношений и всегда выражена в безусловно определенной форме. Так, статья 1 Декрета Кабинета Министров Украины «О подо­ходном налоге с граждан» установила, что плательщиками подоходного налога (субъектами налогообложения) в Укра­ине являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства как те, которые имеют, так и те, которые не имеют постоянного места жительства в Украи­не. Гипотеза определяет условия, при которых физические лица становятся плательщиками подоходного налога.

Диспозиция предписывает этим субъектам уплачивать налог, определяя их права и обязанности.

Санкция финансово-правовой нормы содержит указания на меру невыгодных для ее нарушителя последствий, ко­торые выражаются в применении специального финансо­вого воздействия (пеня, штраф, прекращение финансиро­вания, закрытие текущих счетов и т.п.).

По своему содержанию нормы финансового права под­разделяются на материальные и процессуальные. Матери­альные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем средств, которые должны поступить в централизо­ванные и децентрализованные фонды от юридических и физических лиц, и объемы расходов, которые будут про­финансированы за счет этих фондов, источники образова­ния денежных ресурсов, т.е. они заключают в себе матери-

13

альное содержание юридических прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений.

Процессуальные финансово-правовые нормы определя­ют процедуру деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по мобилизации средств в централизованные и децентрализованные фонды и по­рядок реализации обязанностей по внесению средств и расходованию их другой стороной финансовых правоот­ношений — юридическими и физическими лицами. В фи­нансовом праве его институты включают в единстве как материальные, так и процессуальные нормы. И только в бюджетном праве, как разделе финансового, материальные правовые нормы объединяются в институте бюджетного устройства, а процессуальные — в бюджетном процессе. Бюджетный процесс — это установленная законом проце­дура похождения бюджета.

Учитывая все вышесказанное, можно определить финан­сово-правовую норму как общеобязательные предписания компетентных государственных органов и органов местного самоуправления по поводу мобилизации, распределения и использования средств централизованных и децентрализо­ванных фондов, выраженные в категорической форме и обеспеченные принудительной силой государства.

^ Финансово-правовые отношения, их содержание, осо­бенности и виды. В финансовых правоотношениях про­являются субъективные права их участников, т.е. проис­ходит непосредственное влияние права на финансы, по­скольку предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования денежных средств цен­трализованных или децентрализованных фондов реализу­ются в поведении людей, принимающих участие в этой деятельности.

Финансовые правоотношения в механизме влияния на финансы государства и органов местного самоуправления выполняют три функции: 1) указывают на круг лиц, на которых в конкретный период действует финансово-право­вая норма; 2) закрепляют конкретное поведение юридиче­ских лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств, которого они должны придерживаться; 3) являются условием для воз-

14

можности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и правовых обязанностей участников финансовых правоотношений.

Материальным содержанием финансовых правоотноше­ний является поведение сторон (например, внесение суммы налога), а юридическим — субъективные права и обязан­ности, установленные финансово-правовой нормой. Субъ­ективные права — это принадлежащая финансовому или кредитному органу для удовлетворения финансового инте­реса государства или органа местного самоуправления, от имени которого он выступает, мера дозволенного (возмож­ного) поведения, обеспеченная юридическими обязанностя­ми другой стороны отношений (например, плательщика налога). Именно обязанности другой стороны финансового правоотношения, содержащиеся в финансово-правовой норме, и являются гарантией соблюдения прав уполномо­ченного государством органа. Обязанность другой стороны финансовых правоотношений может состоять в воздержа­нии от действий (использование бюджетных средств не по бюджетному назначению), либо, наоборот, исполнении обязанности (уплатить налог)1. Юридическая обязанность в финансовых правоотношениях — это предписанная обя­занному субъекту (например, получателю бюджетных ас­сигнований) и обеспеченная возможностью государствен­ного принуждения мера необходимого поведения, которой должен придерживаться этот субъект. Им может быть и финансовый орган, который должен исполнить предписа­ние, например, Верховной Рады Украины, содержащееся в Законе о Государственном бюджете Украины.

Юридические факты — действия в финансовых право­отношениях — можно подразделить на правомерные и не­правомерные.

Правомерные действия как волевое поведение, предусма­триваемое финансово-правовой нормой, делятся на: 1) ин­дивидуальные акты; 2) юридические поступки; 3) право­мерные действия, направленные на поддержку финансовых интересов государства.

Индивидуальный акт — это правомерное действие сто-роны финансовых правоотношений, с которой связаны

1 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. — М.: Юрид. лит. — 1982.— С. 112-120.

15

юридические последствия. Например, подача налоговой декларации в налоговую инспекцию.

Юридический поступок — это правомерное действие, с которым финансово-правовая норма связывает юридические последствия в силу самого факта волевого действия. Напри­мер, налогоплательщик заявляет об обнаружении неполно­го подсчета доходов, подлежащих налогообложению.

К активным действиям как юридическим фактам могут относиться не только правомерные действия (например, благотворительные взносы в государственный или местные бюджеты), но и неправомерные действия, т.е. поведение лиц, не соответствующее предписаниям финансово-право­вых норм, приводящее к правонарушениям (нецелевое использование субвенции местным органом) и вызывающее защиту государством или органом местного самоуправления своих финансовых интересов1.

И, наконец, юридические факты в виде юридических событий — это обстоятельство, не зависящее от воли людей, но влекущее за собой возникновение, изменение или пре­кращение финансовых правоотношений. Например, рож­дение ребенка дает право одному из родителей, если его месячный доход не превышает 10 минимальных заработных плат, на ежемесячное уменьшение налогооблагаемого до­хода на один необлагаемый минимум доходов граждан.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков iconЛефевр В. А. Конфликтующие структуры. Издание второе, переработанное и дополненное
Источник сканирования: Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: Изд-во «Советское...
Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков iconПоппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер...
Первое издание — 1945. Второе издание (переработанное) — 1952. Третье издание (переработанное) — 1957. Четвертое издание (переработанное)...
Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков iconУчебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное...
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: "Феникс", 2003....
Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков iconСоциология: искусство задавать вопросы (издание второе переработанное и дополненное)
Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 1998
Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков iconСоциология: искусство задавать вопросы (издание второе переработанное и дополненное)
Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 1998
Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков iconИ. Н. Горелов К. Ф. Седов
Илья Наумович Горелов, Константин Федорович Седов. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное...
Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков icon1. предмет, метод и принципы российского
Предпринимательское право: Учебное пособие"(3-е издание, исправленное и дополненное)(Смагина И. А.)("Омега-Л", 2009)
Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков iconЭкономика и организация здравоохранения Учебное пособие 2-е издание,...
В связи с этим в настоящем учебном пособии вначале рассматриваются основы теории экономики, а затем – возможности их реализация в...
Финансовое право украины издание второе, переработанное и дополненное Учебное пособие Харьков iconКодексу Российской Федерации (постатейный)(4-е издание, переработанное и дополненное)(
Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации"(постатейный)(4-е издание, переработанное и дополненное)(под ред. О. А. Городова)("Проспект",...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница