9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям)


Скачать 109.82 Kb.
Название9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям)
Дата публикации16.04.2013
Размер109.82 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
9/ Дополнение: Унификация норм МЧП (примеры по отдельным отраслям).

В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, — Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНК-ТАД), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮН-СИТРАЛ) и др.

Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В рамках этих организаций заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частноправовым вопросам. Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеют комплексный нормативный характер — представляют собой сочетание унифицированных и материальных, и коллизионных норм.

В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы имеют доминирующее положение, а коллизионный метод играет роль общесубсидиарного (дополнительного) начала и средства восполнения пробелов в праве.

Унификация материально-правовых норм занимает особое место в деятельности международных организаций. Унификация права представляет собой процесс создания единообразных, одинаковых норм национального права разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего нрава в соответствие с нормами данного договора.

Главной особенностью унификации права является то, что она происходит одновременно в двух различных правовых системах — в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить и как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств. Унификация права — это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций.

Результаты унификации наиболее ощутимы именно в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты международного частного права. Ее основные итоги — выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция о праве, применимом к договору международной купли-продажи товаров, 1986 г.), единообразных материальных норм (Оттавские конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге, 1988 г.), полисистем иных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы — Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках, 1980 г.).
^ 43/ Международные железнодорожные перевозки. Многосторонние и двусторонние конвенции о пассажирском и грузовом сообщении.

Международная железнодорожная перевозка — это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения не являются международными, а имеют национально-правовой характер. Такая перевозка разбивается на несколько этапов и оформляется несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции — по закону государства места отправления, после пересечения границы по национальному праву соответствующего иностранного государства и т.д.

Международные железнодорожные конвенции могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.

На практике распространено также сочетание соглашений заинтересованных железных дорог и норм национального права (например, Интерфриго — Европейское международное общество по эксплуатации вагонов для перевозки скоропортящихся грузов — юридическое лицо бельгийского права).

Общепризнанное положение — при наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при отсылке к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал.

Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т.д.). Правовое регулирование железнодорожных перевозок предполагает возможность автономии воли при выборе применимого права и юрисдикции.

Разновидности общего понятия международной железнодорожной перевозки: прямое международное сообщение, непрямое или ломаное сообщение, соседские перевозки, транзитные перевозки, сквозные перевозки, бесперегрузочные и перегрузочные международные перевозки, перевозки груза с переотправкой.

Многосторонние международные соглашения о железнодорожных перевозках заключаются только на региональном уровне. В Западной, Центральной и Восточной Европе действуют Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов 1890 г. (СИМ) и о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа 1923 г. (СИВ).

Эти конвенции неоднократно пересматривались: в 1966 г. было принято Дополнительное соглашение к СИВ, а в 1970 г. — к СИМ. В 1980 г. была созвана специальная Конференция по пересмотру Бернских конвенций, которая завершилась принятием КОТИФ — Соглашения о международных железнодорожных перевозках 1980 г., содержащего объединенный текст СИМ и СИВ.

В качестве Приложения к КОТИФ разработаны Международная пассажирская конвенция (Приложение А — Единые правила МПК) и Международная грузовая конвенция (Приложение В — Единые правила МГК). К МГК принято специальное дополнение — Правила международного грузового сообщения, представляющие собой служебную инструкцию к КОТИФ. В рамках КОТИФ создана Бернская организация международного железнодорожного транспорта.

При расчетах по международным железнодорожным перевозкам в основном используются «специальные права заимствования» (СПЗ) — международная валютная единица, установленная в 1967 г. МВФ. В КО-ТИФ участвуют не только европейские страны, но и отдельные государства Азии и Африки. Положения КОТИФ применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из них в Россию.

КОТИФ распространяются не только на железнодорожное, но и на смешанное железнодорожно-водно-воздушное сообщение. Нормы МПК и МГК имеют диспозитивный характер: установлена возможность изменения условий перевозок посредством отдельных двусторонних соглашений и норм национальных законов. В КОТИФ довольно много специальных коллизионных привязок (закон дороги отправления груза, дороги следования груза, дороги назначения груза). Предусмотрены и применение закона страны суда, и широкая возможность автономии воли.

Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам — в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (действуют в редакции 1992 г.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сфера действия СМГС и СМПС — бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР. СМГС и СМПС содержат императивные уфицированные материально-правовые и коллизионные нормы.

Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил СМГС и СМПС. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок.

Применение национальных законов допустимо только по вопросам, не урегулированным в соглашениях. Между участниками СМГС и СМПС действует также специальное Соглашение о международном прямом и смешанном железнодо-дорожно-водном грузовом сообщении 1960 г. (МЖВС).

В рамках СНГ создан Совет по железнодорожному транспорту государств-участников (межгосударственный орган СНГ). В 1997 г. заключено Соглашение между железнодорожными администрациями государств — участников СНГ и государств Балтии об особенностях применения отдельных норм СМГС и Приложения к нему.

Россия имеет целую систему двусторонних соглашений о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении с разными странами: с Турцией, Финляндией, Ираном, Австрией и др. Провозная плата по всем международным железнодорожным перевозкам России устанавливается по ставкам МТТ (международный транзитный тариф). Льготные провозные платежи закреплены в российско-финляндском соглашении. По Транссибирской магистрали грузоперевозки осуществляются сквозными ускоренными контейнерными поездами — «Западный ветер» и «Восточный ветер».

44/ Международные автомобильные перевозки. Женевская конвенция 1956 г. о международной перевозке грузов по дорогам (КДПГ). Соглашение СЭВ от 5 декабря 1970 об общих условиях выполнения международных пассажирских перевозок автобусами.

международных автомобильных перевозок, осуществляется в соответствии с правилами международных соглашений. К их числу относятся такие соглашения, в которых участвует Россия, как Конвенция о дорожном движении 1968 г. (вступила в силу в 1977 г.), Европейское соглашение 1971 г., дополняющее Конвенцию о дорожном движении, Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1959 г. (новая редакция 1975 г. вступила в силу в 1977 г.), Соглашение о международных перевозках скоропортящихся продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, 1970 г., Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДПОГ) 1957 г.

Условия договора международной автомобильной перевозки грузов между европейскими странами определяются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. В Конвенции участвует большинство европейских государств. СССР присоединился к ней в 1983 г., и с 1 августа 1986 г. перевозки грузов советским автомобильным транспортом стали регулироваться этой Конвенцией. В настоящее время в ней участвуют Россия, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, а также наряду с европейскими государствами Марокко и Тунис. Конвенция определяет основные права и обязанности грузовладельца и перевозчика при автомобильной перевозке, порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения. Установлен также предел ответственности перевозчика при несохранности груза - 25 золотых франков за 1 кг веса брутто. Конвенция действует для России.

При автомобильных перевозках существенное значение имеет создание гарантий при причинении вреда третьим лицам автотранспортными средствами - источником повышенной опасности. Это достигается посредством введения обязательного страхования гражданской ответственности, что предусматривается как внутренним законодательством, так и рядом международных соглашений. Так, в заключенных с рядом стран двусторонних соглашениях об организации автомобильного сообщения предусматривается обязательное страхование гражданской ответственности при международных автомобильных перевозках.

Конвенция призвана унифицировать условия международной дорожной перевозки грузов, включая документы, применяемые для такой перевозки, и ответственность перевозчика. В Конвенцию включена коллизионная норма, отсылающая по вопросу о продлении или о перерыве течения срока исковой давности к закону суда, рассматривающего дело.

Конвенция 1956 г., руководствуясь соответствующими положениями Конвенции о дорожном движении 1949 г. (согласно ее ст. 4 под «автомобилем» в данном случае следует понимать автомобили (т.е. грузовики), автомобили с полуприцепом, прицепы и полуприцепы), применяется ко всякому договору автомобильной перевозки грузов, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных государств (ст. 1). Пункт 3 данной статьи особо оговаривает, что настоящая Конвенция применяется также в том случае, если перевозки, входящие в область ее применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями.

Специально предусмотрено, что при применении данной Конвенции транспортер (т.е. участвующая в КДПГ сторона) несет ответственность как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.

Среди других важных обязанностей транспортера - его ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки. Специально этому вопросу посвящена гл. IV (ст. 17 - 29) КДПГ, которая в целом состоит из восьми глав и 51 статьи.

Главным перевозочным документом согласно Конвенции является накладная. Конвенция регламентирует оформление реквизитов накладной международного образца, которая составляется обычно в трех экземплярах (отправителю, получателю, перевозчику).

Об условиях и требованиях по ее содержанию говорится в ст. 4 - 6, 9, 11 и др. Точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест (разметки и номеров), а также внешнее состояние груза и его упаковки являются основной обязанностью автоперевозчика (транспортера) при принятии груза.

Одной из особенностей, как видно из анализа этой и других конвенций, является то, что отношения конкретно транспортных организаций и их клиентуры, связанные с международными автоперевозками (грузов, пассажиров и багажа) и многие другие вопросы регулируются как нормами международного частного права, закрепленными в международных договорах (соглашениях), так и в нормах внутринационального транспортного законодательства, к которым при необходимости могут быть применены нормы гражданского, административного и некоторых других отраслей права. Так, комплекс гражданско-правовых вопросов, касающихся материально-имущественных отношений между транспортером и клиентом и регулируемых нормами международного частного права, затронут положениями ст. 31 Конвенции.

Относительно претензий и исков сторон п. 1 данной статьи содержит предписание, согласно которому по всем спорам, возникающим по поводу перевозок, истец может обратиться помимо компетентных судов участвующих в Конвенции стран, совместно указанных сторонами, к суду страны, на территории которой находятся: а) обычное местожительство ответчика, его главная контора или отделение, или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки, или б) место принятия груза к перевозке или указанное для сдачи его, и может обратиться лишь к этому суду.

Открытый характер Конвенции о договоре международной перевозки грузов КДПГ выражается, как видно, в том, что ее положения распространяются на договоры о перевозке грузов автомобильным транспортом, если место назначения и отправления груза находятся в двух государствах, из которых хотя бы одно состоит участником Конвенции.

Другая особенность заключается в том, что при перевозке грузов в европейские и азиатские страны в автомобильную накладную должна включаться оговорка о подчинении перевозки положениям Конвенции.

Похожие:

9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям) iconИсточники мчп. Нормы мчп
Международные договоры: понятие и виды. Соотношение международного договора и международного обычая
9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям) iconТема: Унификация и стандартизация внешнеторговой документации
Унификация документов заключается в установлении единообразия состава и форм управленческих документов, фиксирующих осуществление...
9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям) iconОсновные черты системы гражданского права зарубежных стран
В начале представляла собой уникальное явление. С развитием гос., усложнением экономики и социальной сферы происходило развитие и...
9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям) iconНастоящий практикум предназначен для использования на семи­нарских...
Мчп, в каждой есть основные вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, а также вопросы для самостоятельного изучения. Приводит­ся...
9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям) iconЗаконы и иные правовые акты
В конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений,...
9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям) icon§ Понятие международного частного права и его место в системе права...
Мчп является одним из сложнейших, поскольку его усвоение требует знаний в области гражданского, финансового, трудового, международного...
9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям) iconПравоведение
Фгос впо и с учетом рекомендаций Прооп впо по направлению (051000. 62 «Профессиональное обучение (по отраслям)») и профилю подготовки...
9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям) iconО предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам
В целях реализации мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского...
9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям) iconТематический план
Структура (внутреннее строение) норм права. Способы изложения элементов норм права в статьях нормативных актов
9/ Дополнение: Унификация норм мчп (примеры по отдельным отраслям) icon1. Понятие морали. Различные аспекты морали
Кодификация норм журналистской этики. Дискуссии о кодификации профессионально-этических норм в России
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница