Скачать 2.48 Mb.
|
Домашняя церковь. Профессор, протоиерей Глеб Каледа. ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Автор этой книги, протоиерей Глеб Каледа, профессор, доктор геолого-минералогических наук, прожил долгую и счастливую жизнь, исполненную трудов, опасностей и лишений. Трудился он всегда, с полной ответственностью, не стараясь избежать перенапряжения. К опасностям привык с отроческих лет, когда, будучи вполне сознательным членом гонимой церкви, разыскивал в Подмосковье преследуемых священников или семьи арестованных за веру, чтобы наладить им помощь, и передавал им пусть скромное, но спасительное для их жизни воспомоществование. Всю войну проведя на фронте рядовым, он по-христиански, без трепета смотрел в лицо смерти, ибо видел жизнь вечную. Уже в зрелом возрасте он решил взять на себя нелегкий крест тайного священничества. И всегда с легкостью и твердостью отказывался от всего, что считал лишним для жизни православной семьи - от поисков путей к легкой и успешной карьере и к материальному изобилию. Он был счастлив в семейной жизни. Вступил в брак с дочерью своего расстрелянного духовника, с которой его связывали долгие годы духовной дружбы и общие дела на благо гонимого церковного народа, - и этот брак, основанный на незыблемом фундаменте, стал благословением его жизни. Шестеро детей вошли в домашнюю церковь и через нее - в Церковь, где и поныне пребывают, трудясь для нее по мере своих сил. В начале 80-х гг., будучи окруженным взрослыми и взрослеющими детьми и другой молодежью, о. Глеб решил создать для нее напутствие в семейную жизнь. Так возник первый вариант книги "Домашняя церковь". Хотя эта книга публикуется впервые, у нее уже есть своя история. Она долго ходила в самиздате (под псевдонимом Г. А. Покоев), причем в разных вариантах, потому что автор непрестанно дополнял и перерабатывал текст. Этим он занимался и буквально до последних дней жизни: в 1994 г. им был начат цикл лекций для молодых христиан о семейной жизни, в котором он, с одной стороны, использовал материалы книги, с другой - вносил ряд дополнений в ее текст. Прочтя книгу "Домашняя церковь", читатель убедится, с каким вниманием о. Глеб относился к сложнейшим проблемам бытия христианской семьи в современном обществе, считая построение домашней церкви основой основ существования православного христианина в миру и в Церкви. * * * Работая над книгой, издательство по возможности учитывало все существующие варианты текста вплоть до магнитофонных записей последних лекций о. Глеба. Вместе с тем мы провели ряд сокращений широко привлекавшегося автором статистического материала и газетно-журнальной публицистики, оставляя, тем не менее, все авторские выводы. Это объясняется тем, что во времена основной работы над книгой тревожная статистика рождаемости, алкоголизма, преступности и т. д. была практически недоступной широкому читателю, поэтому автор тщательно и кропотливо собирал все возможные данные. Сейчас эти сведения можно найти практически во всех периодических изданиях, - и все они подтверждают глубокую справедливость наблюдений и выводов о. Глеба. ПРЕДИСЛОВИЕ Церковь есть тело Христово, Богочеловеческий организм, в котором Божественная благодать пронизывает и освящает все существо человека и его действия. Каждый член Церкви - частица, клеточка, орган этого тела, необходимый для полноты целого, - таково по существу содержание гл. 12-й Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Лишь находясь в Церкви, будучи частицей ее тела, можно жить в полноте благодати Божией. В эпоху всеобщей секуляризации жизни и настойчивой - словом и делом - антихристианской и особенно антиправославной пропаганды необходимы значительные усилия и взывания к помощи Божией, чтобы войти в это мистическое Тело и сохранить себя в нем: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф 11:12); по-церковнославянски это звучит как "Царство Небесное нудится и нужницы восхищают е". Для находящихся в браке и для живущих в родительском доме первичной ячейкой Вселенской Церкви должна быть семья, - малая, домашняя церковь; в ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного. О домашней церкви неоднократно писал апостол Павел (1 Кор 16:19; Кол 4:15; Фил 1:2 и т. д.). Однако святоотеческая литература, создаваемая после IV в. в основном монахами, почти не касается вопросов семейной жизни и построения домашней церкви. Состав "Добротолюбия" [1] в значительной мере определен афонскими старцами, которых эти вопросы не волновали, и не только в силу иноческих обетов, но и потому, что женщинам вообще запрещено появляться на святой горе Афон. Дом, семья как Церковь... Это сейчас настолько забыто приходским и богословско-академическим сознанием, что необходимо и проповедовать, и специально обосновывать экклезиологически такое восприятие этой стороны человеческой жизни. Домашнюю церковь создают двое - любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и стремящиеся ко Христу. Некоторые молодые люди и девушки, не имея ясно осознанного представления о православной семье, о ее значении для духовной жизни, строят свои отношения на основах, недопустимых для христианина. Они воспринимают нравы и обычаи окружающего нас безбожного мира как норму жизни. Имеются и другие крайности: взгляд на жену, на семью как на что-то, что по самой своей сути мешает духовной жизни. Это иногда проявляется в высказываниях и поступках учащихся духовных школ и общающихся с ними молодых людей. Семинаристы и студенты духовных академий порой поспешно вступают в брак ради рукоположения в сан, а при этом недостижимый для них идеал монашеской жизни мешает им видеть благодать, проявляющуюся в буднях жизни семейной. Все это, конечно, не способствует созиданию домашний церкви в семьях священнослужителей. А светское общество колеблется от теории "свободной любви пчел трудовых" до пропаганды прочной парной семьи и от воспитания индивидуальной половой любви до восхваления будущего "группового брака в рамках трудовых коллективов" [2]. В послании к христианам Рима, - города разврата и власти, - апостол Павел писал: "умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим 12:1-2). Для многих из тех, кто вышел из православных семей, брак с неверующей или с неверующим был причиной ухода из Церкви и угасания веры. Для других брак с женой - сестрой во Христе способствовал духовному возрастанию. Вопросы семьи и брака волнуют молодежь и родителей взрослеющих детей, с ними постоянно сталкиваются духовники. В этих очерках автор попытался изложить православное понимание брака, идущее от первых веков, и рассмотреть пути построения домашней церкви в разных исторических условиях, основываясь на Писании, на творениях Отцов и учителей Церкви и на постановлениях Церковных Соборов. Эта книга - не монография и не диссертация; она состоит из серии очерков, которые можно читать независимо друг от друга. Такое построение делает возможными и порой даже неизбежными повторения. Каждый очерк написан более или менее в своем особом ключе и рассчитан на свой круг читателей: одни из них - для тех, кто готовится вступить в брак, другие - для воспитывающих детей, а некоторые - для родителей взрослеющих детей и духовников; наконец, "Семья и дом священника" - для лиц духовного звания и их жен. Академические богословы могут изучать и критиковать взгляды на брак бл. Августина, Фомы Аквинского, Лютера, восточных еретиков, могут посвящать им свои диссертации. Для рядового же члена Церкви и для приходского священника такой детальный анализ не представляет ни нравственного, ни практического значения и интереса. Введение в книгу такого материала потребовало бы значительного увеличения ее объема, затруднило бы чтение для большинства тех, кому книга адресована, и осложнило бы публикацию [3]. Если хотя бы для одной зарождающейся семьи - домашней церкви - эти страницы будут небесполезны, можно считать, что время, которое автор провел над рукописью, не пропало даром. Примечание [1] "Добротолюбие" - замечательное собрание творений подвижников благочестия. Первые его тома полезно читать не только монахам, но и мирянам, - последние же могут быть неверно понятыми тем, кто духовно неопытен и лишен богомудрого наставника. Экклезиология - учение о Церкви. [2] Папазов и др. Пол, брак, семья. София, 1977 (на русском языке напечатано специально для СССР). [3] Историко-богословские обзоры, сделанные, правда, не всегда со строго православных позиций, можно найти в работах проф. С. Троицкого "Христианская философия брака", Вл. Соловьева "Смысл любви" и в некоторых диссертациях. ВВЕДЕНИЕ Церковь есть школа любви к Святой Троице и людям, - любви созерцательно-молитвенной и активно действующей. Все в Церкви освящается Духом Святым. Церковь - это также освященное место общей молитвы, место общего участия ее членов в христианских таинствах, и прежде всего в Таинстве таинств - святой Евхаристии. В ней слушают слово Божие, знакомятся с жизнью святых подвижников, праведников и мучеников Христовых, с нравственными заповедями христианства. В идеале семья - это первичная клеточка церковного тела, кирпичик церковного здания. Чтобы стать домашнею церковью, она должна обладать некоторыми свойствами и признаками Церкви. 1) Через таинство бракосочетания семья освящается благодатью Святого Духа, как освящается ею все входящее в Церковь. 2) Она должна постоянно созидаться на взаимной любви всех ее членов. 3) Ей следует быть местом совместных молитв супругов и детей. 4) Необходимо ощущать свою связь с Поместной Церковью, а через нее - и со Вселенской. 5) Семья должна быть местом просвещения своих членов Словом Божиим через чтение Евангелия и других книг Священного Писания, а при возможности - и через ознакомление с творениями Отцов и с церковным уставом. 6) Семья в целом и каждый ее член должны воспитываться в предании себя воле Божией ("сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим"). 7) Семья - это место творения дел любви каждым ее членом и всеми вместе. Как упоминалось в "Предисловии", понятие домашняя церковь идет от апостольских времен. Деяния апостолов и апостольские Послания сохранили нам имена Акилы, родом понтянина, и его жены Прискиллы, пришедших из Италии в Коринф (Деян 18:2- 3,18,26). Ап. Павел называет их сотрудниками своими во Христе, и пишет, что они "голову свою полагали" за его душу и что не один он их благодарит, "но и все церкви из язычников" (Рим 16:3-4). Они приняли ап.Павла в Коринфе по закону христианского братства и ремесленного сотоварищества, сопровождали его из Коринфа в Сирию и проповедовали в Ефесе "путь Господень" (Деян 18:18,26). В Первом послании к Коринфянам ап. Павел передает приветствие Акилы и Прискиллы с домашнею их церковью (1 Кор 16:19), другой раз он шлет им самим приветствие в Рим (Рим 16:3-4), упоминает он их и во Втором послании к Тимофею (4:19) [1]. В Послании к Колоссянам упоминается домашняя церковь Нимфана (Кол 4:15). В Послании к Филимону благословение шлется и самому Филимону, "возлюбленному и сотруднику нашему, и <жене его> Апфии, (сестре) возлюбленной <...> и домашней <...> церкви" (Фил 1:2). В Послании к Римлянам ап. Павел приветствует, по-видимому, супругов Андроника и Юнию, Филолога и Юлию, Руфа с матерью, которую он называет и своею матерью. К сожалению, Апостольские послания и Деяния почти ничего не говорят о внутренней жизни таких домашних общин: она была и без того известна адресатам. Домашняя церковь существовала на протяжении всей истории христианства. Было бы радостно и полезно, если бы нашелся человек, который написал бы очерки по истории домашних церквей; причем лучше, если бы за это взялась женщина, ибо женщины более тонко чувствуют дух семьи, они в основном и создают атмосферу домашнего уюта, тепла и любви. В такой книге нашли бы для себя много полезного не только матери и молодые девушки, но и мужчины, и юноши. В такой книге можно было бы вспомнить мчч. Терентия и Неониллу и их чад (пам. 28. X), препп. Андроника и Афанасию (9. X), мчч. Клавдия и Иларию (19. III), Василия и Эмилию - родителей свтт. Василия Великого и Григория Нисского, Григория и Нонну - родителей свт. Григория Богослова и св. Кесания, Петра и Февронию, муромских чудотворцев, князя Федора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, семейство священников Алексия и Сергия Мечевых (отца и сына) и многих других, причисленных и непричисленных к лику святых. Скромные огоньки домашних церквей часто не замечали, они терялись в сиянии монастырского благочестия и соборного богослужения. Домашняя же церковь - сокровенная, устроенная по слову Евангелия: войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись" (Мф 6:6). Перед христианством всегда стоят две задачи: первая, вечная, внутренняя - стяжание Духа Святого, вторая историческая, внешняя. В первые века такой задачей был апостолат через мученичество, в IV-VIII веках - раскрытие вечной Христовой истины через проповедь и догматы, позднее - возведение народа Божия к благодати и чистоте и его религиозное просвещение через монастыри как центры христианского подвижничества и культуры и т. д., хотя сами монастыри появились много раньше. В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей. Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви - будет существовать Русская Церковь, не сумеют - Русская Церковь иссякнет. В современном секуляризованном мире домашние церкви вообще приобретают особое значение. Но нигде потребность в них не ощущается так остро, как в государствах, где атеизм объявлен официальной идеологией [2]. Церковь Христова будет существовать вечно. "И врата ада не одолеют ее" (Мф 16:18). Вопрос лишь в том, где будет гореть ее живой огонек, кто войдет в нее. В значительной мере Русская Православная Церковь справилась с выпавшими на ее долю испытаниями, что так неожиданно раскрылось в дни празднования Тысячелетия Крещения Руси и в чем мы могли убедиться за последующие годы. Сейчас у нас новые проблемы, новые задачи, новые трудности. Признание Церкви широкой общественностью и властью не только облегчает ее положение в государстве, но и создает новые трудности для ее членов. Оно создает условия для теплохладности в исповедании и делах веры, для компромиссов, для проникновения в церковное общество околоцерковных псевдохристианских взглядов, попыток модернизации православия в угоду миру и его слабостям и т. д., для снижения моральных, нравственных норм, для игнорирования канонических требований, для утраты чувства благоговения перед святыней, что наблюдается во многих зарубежных странах. Быть верующим недавно было опасным, - сейчас становится модным. К Церкви пытаются примазаться те, кто в годы гонений боялся ходить в ее храмы; те, кто в годы гонений благополучно отсиживался в заграничном комфорте, теперь пытаются разорвать единство Русской Православной Церкви и соблазнить своею проповедью ее верных чад и вновь приходящих под ее благодатный покров. Все это создает новые трудности, новые проблемы в создании домашних церквей - христианских православных семей, и не следует считать, что отсутствие государственного преследования религии облегчает их зарождение, жизнь и развитие. В широком общечеловеческом плане создание крепких семей - это задача общенациональная, государственная: в семьях заложено нравственное, культурное и экономическое благополучие народов. Наибольшей полнотой жизни, по нашему убеждению, обладает семья христианская. Примечание [1] У Иоанна Златоуста имеется две беседы на слова: "Целуйте Прискиллу и Акилу" (Беседы на разные места Священного Писания. Т. III. СПб., 1862, ее. 417-450). К сожалению, св. отец Церкви не касается их домашней жизни. [2] В настоящее время период открытых гонений на Церковь кончился, и начались гонения скрытые: кампания в средствах печати, по радио и телевидению, цель которых - принизить значение Православия в истории и жизни России, объявить Церковь несовершенной, отсталой, устаревшей, менее "прогрессивной", чем другие религиозные организации. - Изд. |
![]() | Протоиерей Глеб Каледа Автор этой книги, протоиерей Глеб Каледа, профессор, доктор геолого-минералогических наук, прожил долгую и счастливую жизнь, исполненную... | ![]() | Благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский,... Церковь празднует 17 февраля (по новому стилю) родился в 1189 г в семье великого князя Всеволода Большое Гнездо (1154-1212). Он был... |
![]() | Устав Поместной Российской Греко-кафолической Православной Церкви. Общие положения Поместными Православными Церквами (Иерусалимский Патриархат (Патриарха Иринея), Элладская Православная Церковь Святоотеческого Календаря... | ![]() | Методические указания подготовили: профессор Жуков В. В., профессор... Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации [5] |
![]() | Учебный курс «Допинговые проблемы современного спорта и организация... Р педагогических наук, профессор А. А. Кудинов; кандидат философских наук, профессор Ю. Н. Москвичев; кандидат педагогических наук,... | ![]() | Универсальные ценности и многообразие исторического опыта Иф ран с. Л. Чижков, доцент гу вшэ п. М. Кудюкин, главный научный сотрудник Института экономики ран, профессор И. М. Клямкин, старший... |
![]() | - Профессор А. С. Панарин (введение, разд. I, гл. 1—4) (ответственный редактор); профессор И. А. Василенко (разд. II, гл. 1; разд.... | ![]() | Порода, домашняя кличка |
![]() | Чем заслужили они такую честь, почему прославляет их Церковь Святая? Великой чести сподобились ныне жены-мироносицы, ибо Церковь Святая чтит память их в третье воскресенье Пасхи | ![]() | Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский пр. 10 Гостиница «октябрьская»... Церковь св. Петра и Павла в Сестрорецке -церковь Рождества богородицы в Александровской |