Урок №7 тема: форма государства


Скачать 219.41 Kb.
НазваниеУрок №7 тема: форма государства
Дата публикации17.04.2013
Размер219.41 Kb.
ТипУрок
userdocs.ru > Право > Урок


Урок № 7

ТЕМА: ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма правления

Форма государства

Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура государства и методы осуществления власти во многом определяют его сущность.

Дать четкие определения понятий “содержание” и “форма” нелегко. В наиболее широком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма же представляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственные и временные границы.

Античная философская мысль особо подчеркивала значение формы, отводя ей активную, определяющую роль. У Аристотеля, например, форма пользовалась приоритетом перед содержанием. Этот греческий философ считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной, так и целью процесса становления предмета и явления. Римские юристы полагали, что именно форма дает бытие вещи. Форма и есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна. Такой подход был заимствован и развит в средние века и новое время. Так, например, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникают из ее формы. Марксистская философия выдвинула тезис о диалектическом единстве формы и содержания. При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма - ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие. Единство формы и содержания присуще и такому явлению, как государство.

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

Форма государственного устройства - это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его. составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Монархия

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства -монарха - и передается им по наследству. Само слово “монархия” греческого происхождения, оно переводится как “единовластие” (от слов: monos - один, единый и arche - главенство, власть). Признаками монархической формы правления являются:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;

2) юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрасигнатуры - порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона;

3) наследственный порядок преемственности верховной власти. ^ Существуют две системы наследования престола - персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

а) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

б) кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество;

в) австрийскую, при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

г) шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства.

Суть семейной системы наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии.

^ Монархическая форма правления имеет три разновидности: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.

Дуалистическая монархия - это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дворянства, являясь своеобразным компромиссом между ними. Законодательная власть при этом фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрезвычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсутствуют. Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906-1917 гг.. Германская империя в 1871-1918 гг., Япония в 1889-1945 гг. Некоторым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, однако в “чистом” виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.

Большинство современных монархий являются парламентарными. ^ Парламентарная монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством (“монарх царствует, но не управляет”). Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайно-указное законодательство монарха предусмотрено, но также не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально ее осуществляет правительство. Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю. Именно так поступил король Испании в 1981 г., когда он, будучи по конституции главнокомандующим, сыграл решающую роль в подавлении путча правых офицеров, стремившихся восстановить в стране фашистские порядки.

В современном мире существуют и нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (где король, по существу, вождь племени); монархии Британского Содружества - Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством). Особо следует отметить теократию - такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Республика

Второй формой правления, выделяемой современной наукой, является республика. Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания “res publicum”, которое означает “общее дело”.

^ Как форма правления республика характеризуется следующими признаками:

1) источником власти признается народ;

2) коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;

3) все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

5) высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий;

6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

^ Принято различать три основных вида республики: президентскую, парламентарную и смешанную.

Президентская республика - это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все назначения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената. Однако ответственно правительство только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший законодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер-министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Типичной президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

Парламентарная республика - это такая форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т. п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской в парламентарной республике глава государства избирается на заседании парламента, который он может распустить по рекомендации правительства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер-министр, который фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несет ответственность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентарной республике президентские полномочия номинальны, любые политические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность. Парламентарная республика существует в Италии, ФРГ, Индии и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика - такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республик. Как и в президентской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенародным голосованием. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанных республик - Франция, Россия.

Во всех разновидностях республиканской формы правления президент имеет право отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных республиках.

В современном мире существуют и нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась Республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа.

^ Форма государственного устройства

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

^ Унитарное государство

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Гражданство унитарного государства - единое, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют. В унитарном государстве функционирует и единая система права. Существует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию. Единая судебная система осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы унитарного государства - звенья единой централизованной системы. Налоговая система унитарного государства - одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция, Египет и др.

Унитарные государства в зависимости от степени централизации делят на централизованные и относительно децентрализованные. Принято считать государство централизованным, если реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам, которые контролируют работу местных органов самоуправления. В относительно децентрализованных государствах во всех звеньях административно-территориального деления существуют только выборные органы или должностные лица.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономия - это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым в Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная). В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами). Административная же автономия не обладает правом издавать собственные местные законы (она может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этих автономий создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Федерация

Другой формой государственного устройства является федерация, представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью.

Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации - двойное: каждый гражданин - гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. Налоговая система федерации - двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия - это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг.

После второй мировой войны возникает новая форма территориально-политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчивается в конституции и контролируется специальным представителем центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют такое государство регионалистским и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму.

Конфедерация

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства - конфедерацию. Однако формально она не является государством. Конфедерация - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

Конфедерация не имеет собственной территории - она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами - членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории государств - членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. Гражданство в конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств - членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981-1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество независимых государств (СНГ). Сегодня в СНГ входят 12 членов - бывших союзных республик. Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после второй мировой войны в результате распада Британской империи.

^ Политико-правовой режим

Политико-правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические.

^ Демократический режим

Термин “демократия” греческого происхождения. В буквальном переводе он означает “власть народа”. Первые же демократические формы политической жизни появились еще в древности: ученые говорят о существовании первобытной или общинной демократии в ранний период истории человечества. Демократия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V в. до н.э. и связан прежде всего с именем Перикла. В европейском средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например, Новгород, Венеция, Женева и др.).

В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

^ Антидемократические режимы

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

^ Тоталитарный режим

Тоталитарный режим - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;

2) наличие официальной господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление “светлого будущего”. Общественное развитие представляется как телеологический, т. е. направленный к определенной цели, процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго карается государством;

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;

5) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым “врагам народа”;

6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

В современной философско-политической литературе существует и иной подход к объяснению феномена тоталитаризма. В его основе лежит анализ положения личности в тоталитарном обществе (Э.Фромм, К.Ясперс, X. Ортега-и-Гасет, Ф.Хайек и др.). Основное внимание приверженцы этой концепции уделяют анализу механизма рождения массового общества и появлению “человека толпы”, который является опорой тоталитарного режима. Существование тоталитаризма данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности “сверху”, государством, а с востребованностью обществом тоталитарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют себя противоречия его модернизации.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведение референдумов.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

^ Авторитарный режим

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Деятельность политической оппозиции запрещена. Режим потенциально опирается на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитаризм - это режим, который носит характер переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка “перескочить” авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

^ Военный режим

Военный режим - это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая власть в результате государственного переворота.

^ Признаками военного режим являются:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;

3) роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5) создание при хунте консультативных органов из технократов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.

^ Словарь занятия

Субъект федерации - территориальное образование в составе федерации, обладающее рядом полномочий, делегированных ему центральными органами.

Абсолютное вето - право главы государства окончательно отклонить закон, принятый парламентом.

Вотум недоверия - выражение парламентом недоверия правительству по своей инициативе.

Монократический - единовластный.

Относительное вето - отказ главы государства санкционировать закон, принятый парламентом, приостанавливающий вступление закона в силу.

Право вето - право издания главой государства нормативно-правового акта, приостанавливающего или не допускающего вступления в силу закона, принятого парламентом.

Оппозиция - выступление против мнения большинства или существующей власти.

Террор - особая форма политического насилия, характеризующаяся использованием методов устрашения и запугивания населения.

Харизматический лидер - политический лидер, обладающий в глазах своих последователей авторитетом, источником которого являются его исключительные качества (часто не существующие в реальной действительности).

Элита - социальная группа, занимающая высшее место в общественной иерархии.

Вопросы и задания

1. Что такое форма государственного устройства? Каких видов она бывает?

2. Какова форма государственного устройства современной России?

3. Чем правовая система унитарного государства отличается от правовой системы федерации?

4. Что такое сецессия? Почему большинство федеративных государств отказывает своим субъектам в праве сецессии?

5. В некоторых федеративных государствах полномочия избираемого в столице муниципалитета существенно ограничены по сравнению с полномочиями иных местных представительных органов (например, Вашингтон в США, Дели в Индии и др.) Предположите, какую цель преследуют центральные органы власти, сознательно устанавливая подобные ограничения?

6. Каковы достоинства и недостатки построения федерации по национально-территориальному принципу?

7. Что такое форма государства? Из каких элементов она состоит?

8. Что такое монархия? Какие виды монархий вы знаете?

9. В современной юридической науке утвердился взгляд на монархическую форму правления как на некоторую политико-правовую окаменелость, время которой давно прошло. Как вы относитесь к этому тезису? Подберите не менее трех аргументов, подтверждающих и опровергающих данную точку зрения.

10. Что такое теократия? Чем можно объяснить возникновение этой формы правления?

11. Перечислите те типы государства, для которых более характерной формой правления является монархия. Перечислите причины, которыми, по-вашему мнению, вызвано существование монархии именно в этих государствах.

12. Сравните взаимоотношения парламента, правительства и главы государства в президентской, парламентарной и смешанной республиках.

13. Парламентарных республик в мире существует гораздо меньше, чем президентских и смешанных (не более 1/15 части всех государств с республиканской формой правления). Предположите, почему? Перечислите достоинства и недостатки парламентарной республики.

14.Что такое политико-правовой режим? Какие виды политико-правовых режимов вы знаете?

15. Греческий философ Платон считал, что демократия всегда перерождается в тиранию. Согласны ли вы с ним? Почему?

16. “Тиран, если он умен (что встречается крайне редко), может принести очень много добра”. Прав ли автор этого высказывания французский писатель Ги де Мопассан? Поясните свою мысль.

17. Как вы думаете, почему одним из принципов демократии является право меньшинства на оппозицию?

18. Ливийский политический лидер Муамар Каддафи в своей “Зеленой книге” сформулировал так называемую “третью мировую теорию”. Эта теория была выдвинута им в противовес буржуазной и коммунистической идеологиям как “постмарксистское” мировоззрение, универсальное для всех стран. Согласно теории Каддафи, все существующие в мире режимы - “диктаторские”, поскольку власть их основывается на “господстве партии или класса, или нескольких партий и нескольких классов” над другими социальными слоями. Демократическим же может быть только тот режим, при котором власть осуществляет не партия, не класс, не парламент, а “весь народ” через первичные народные собрания и народные комитеты. Лишь такое новое устройство общества (по-арабски - джамахирия) является подлинно демократичным. Согласны ли вы с теорией М. Каддафи? Ответ обоснуйте.

19. Все диктаторы, устанавливающие тоталитарные режимы, искренне убеждены, что их страны самые свободные. Как вы думаете, на чем основывается их убеждение ?

20. Почему тоталитарные режимы недолговечны?

2. В современной юридической науке наряду с вышеперечисленными иногда выделяют еще один вид политико-правового режима - полуфеодально-теократический. Предположите, каковы могут быть признаки такого режима. В каких странах он существует?


Похожие:

Урок №7 тема: форма государства iconУрок №6 тема: функции государства
Функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие...
Урок №7 тема: форма государства iconУрок №3 тема: сущность государства
При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов,...
Урок №7 тема: форма государства iconУрок №1 тема: Введение
Определение теории государства и права как науки. Цель, объект и предмет исследования
Урок №7 тема: форма государства iconУрок №4 тема: теории происхождения государства
Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку...
Урок №7 тема: форма государства iconВиды в зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных...
Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет...
Урок №7 тема: форма государства iconВопросы к зачету по дисциплине «Основы права» (составила Речиц Е. В.)
Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политикс­правовой режим
Урок №7 тема: форма государства icon10. Понятие и виды форм госуд территориал устройства. Форма государства
Форма государства – это совокупность существ сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти,...
Урок №7 тема: форма государства icon1. Основы теории государства и права Предмет и методология правоведения. Структура курса
Понятие, признаки и функции государства. Основные теории происхождения государства. Форма государства. Государственный механизм....
Урок №7 тема: форма государства iconУрок №9 тема: механизм (аппарат) государства
Подобное разделение неправомерно: в каждодневной государственной деятельности невозможно искусственное расчленение государственных...
Урок №7 тема: форма государства iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница