В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц


Скачать 440.56 Kb.
НазваниеВ №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц
страница1/4
Дата публикации17.04.2013
Размер440.56 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
В № 89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени - установление процедуры, которая определяет вступление в силу нормативно-правового акта, закона, а также утраты его юридического значения. Издается специальный закон, устанавливающий временные характеристики акта, Конституция может определять последовательность действий по приданию закону юридической силы, вступлению в силу. Многие законы предваряются специальным актом о введении в действие закона, в том числе действия во времени. Этим актом может устанавливаться конкретная дата введения закона в действие. Используются формулировки - закон действует с момента опубликования, с момента принятия или подписания. Распространена формула поэтапного введения в действие закона, т.е. какая-то его часть вводится в действие с момента наступления специального условия (появления иного закона, наступления каких- то социальных обстоятельств и т. д.). Если специальный порядок вступления в силу закона не оговаривается, тогда действует общий порядок, установленный законом пример, по истечении 10 дней после опубликования в официальном органе печати, а само опубликование должно быть осуществлено позднее 7 дней после принятия закона. По Конституции РФ 1993 года принят ФЗ в течение пяти дней направляется Президенту РФ подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает ФЗ и обнародует его. Если возникает коллизия между Федеральным Собранием и Президентом РФ, Собрание вновь рассматривает закон и одобряет его, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию. Существуют определенные нормы об опубликовании актов органов исполнительной власти, так называемых ведомственных актов. В настоящее время не приобретают юридическую силу неопубликованные акты, если они затрагивают конституционные права и свободы граждан. Иные акты - для служебного пользования, секретные, протокольные — также имеют свой порядок принятия и использования. Официальными публикаторами законов в России являются «Российская газета» и Собрание законодательства, нормативных актов - «Российские вести». Прекращается действие акта истечением срока действия, отменой этого акта другим. Своеобразен процесс фактической утраты силы того или иного нормативно-правового акта. Норма права как бы забывается обществом, не применяется, фактически утрачивает силу. Большая проблема это обратная сила закона, т. е. распространение его действия на отношения, возникшие в прошлом, до его принятия. Так, часть 1 статьи 54 Конституции РФ признает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В практике СССР в начале 60-х годов была придана обратная сила уголовному закону. Приговор в отношении ряда уже осужденных лиц был пересмотрен на основе вновь принятого закона, устанавливающего отягчающую уголовную ответственность, и двое из этих лиц были приговорены к смертной казни. Этот случай до сих пор остается позорным в истории российского правотворчества и судебной практики.

Действие закона в пространстве,в этой сфере теория права выделяет неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством гос-ва. Конституция, конституционные и федеральные законы действуют на всей территории гос-ва, они не могут быть ограничены иными законами, например субъектов Федерации. Единая правовая система обеспечивает суверенитет государства. Могут вводиться законы, которые действуют на определенной территории, что специально оговаривается в тексте самого закона. Ограничивает действие некоторых законов и введение на какой-либо территории чрезвычайного положения. Действие законов в пространстве определяется рядом положений. Важным является правило, что каждое гос-во имеет право применять законы в пределах своей территории. Действуют и имеют приоритет в случае коллизий правила международных, межгосударственных договоров, коллизии возникают при разрешении конкретных дел. В политической сфере на территории гос-ва действуют законы собственного государства, в частности уголовные законы. Территориальная характеристика действия собственных законов обеспечивает суверенитет государства.

По кругу лиц действие закона распространяется на всех проживающих либо находящихся на территории гос-ва. Существуют исключения в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. Субъектами действия закона с разным объемом правоспособности и дееспособности являются граждане, иностранные граждане, лицо без гражданства. Действие закона по отношению к лицам базируется на двух началах: принципе суверенитета (территориального верховенства гос-ва), а также ограничивающих этот принцип требованиях международного права. Все граждане обязаны быть законопослушными, но из этого вытекает и равенство всех перед законом, в частности распространение действия уголовных законов на правонарушителей - граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства. В отношении формального равенства также существуют исключения - принцип экстерриториальности, т.е. внеземельности. Он действует в отношении некоторых категорий иностранцев, в частности обладающих дипломатическим иммунитетом. Эти лица в случае совершения правонарушений попадают под действие законов родной страны. Право лишь опосредует экономику, оформляет экономические отношения. Оно - «надстройка» над экономическим базисом.
В № 88 Понятие правовых отношений. Правовые отношения – это особые идеологические отношения, посредством которых норма права воздействует на фактическое общ-ое отношение. Из этого следует, что и норма права и, правоотношение имеют один и тот же объект – фактические общ-ые отношения. Нормы права реализуются в правоотношениях, они регулируют поведение людей, обуславливают образование специфических отношений, складывающихся между людьми. 1. Правовые отношения — основная часть общественных отношений. Люди в процессе жизни вступают в различные связи, в определенные отношения. Взаимодействия сторон выражаются в поступках, действиях его участников. В результате взаимодействия участники отношений достигают намеченных целей. Общественные отношения устанавливаются самими людьми, а правовые отношения есть отношения между ними по поводу вещи. Не может быть правовых отношений между человеком и вещью, человеком и животным. Правовые отношения возникают между людьми только по поводу этих объектов. Составными элементами общественных отношений являются моральные, коммерческие, религиозные, экономические, правовые и другие отношения. Но стержневой частью этих отношений являются именно правовые отношения. 2. Правовые отношения носят волевой характер. Осознанное поведение людей — главное, что характеризует правоотношения. Осуществление права всегда предполагает сознательную волю участников правоотношений. Нормы права регулируют только такие человеческие отношения, которые контролируются сознанием и волей людей. Свобода воли — внутренняя характеристика, природное свойство которой органически присуще человеческой личности, отличающей ее от других живых существ. Именно свобода воли является исходным началом для последующего формирования в демократическом обществе всей системы права как «царства реализованной свободы» (Гегель). Свободы — это те же права. «Свобода есть право делать все, что разрешено законом» (Ш. Монтескье). 3. Важным содержанием правовых отношений являются нормы права. Существует неразрывная связь между нормами права и правоотношениями, которые являются юридической базой их возникновения. Нормы права - это импульс правовых отношений, предпосылка их зарождения. Норма права, с одной стороны, возлагает обязанности на людей, а, с другой, — предоставляет им права. Они вступают в действие, когда наступают те факты, которые предусмотрены в гипотезе правовой нормы. 4. Правовые отношения как разновидность общественных отношений характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей. Правовые отношения «связывают субъекты, партнеров, участвующих в общественном отношении. «Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав» — таков основной постулат права. 5. Правовые отношения гарантируются гос-вом и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Гос-тво создает необходимые условия - экономические, социальные, политические, юридические и т.д. для полной реализации правовыхнорм. Таким образом, осуществление субъективного права и исполнение юридической обязанности обеспечиваются возможностями гос-ного принуждения.

Отношения между людьми, участниками общественных отношений, приобретают юридический характер, становятся правовыми отношениями в силу того, что гос-тво устанавливает нормы права, предусматривающие определенный, вид отношений между физическими, юридическими лицами. Без нормы права нет и не может быть правоотношений. Правовые отношения могут возникнуть, когда участники общественных отношений выступают в качестве носителей субъективных прав и обязанностей, именуемых правоспособностью (правосубъектностью). Нормы права выступают в качестве наиболее общей предпосылки возникновения конкретных правоотношений. Они придают способности лица (физического или юридического) — участника самых различных общественных отношений — качество правоспособности. В результате установления и выполнения правовых обязанностей, возникновения прав и образования правоотношений складывается соответствующий нормам права порядок общественных отношений, а именно правопорядок. Нормы права вносят определенный порядок в общественные отношения и тем самым укрепляют их.

В № 87 Унитарное и федеративное устройство. Термин «государственное устройство» обозначает организацию территории гос-ва, соотношение гос-ва как целого с его составными частями. Две формы гос-ного устройства. Унитарное гос-ное устройство предполагает существование единого, слитного гос-ва, подразделяющегося на админ-вно-территориальные единицы и поэтому не включающего в себя никаких гос-ных образований. В нем господствуют единые конституционные принципы, существует только одна система центральных органов власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд), как правило функционирует одна валютная система, одноканальная система налогов, единая система права, одна армия, единое гражданство и т. п. (Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция и т. д.). В зависимости от степени централизации унитарные гос-тва делятся на централизованные и децентрализованные (иногда их называют простые и сложные). В бюрократически централизованных гос-вах во главе местных органов гос-ной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма централизации допускает большую степень самостоятельности выборных местных органов гос-ной власти в решении их региональных вопросов. Децентрализованным теория называет гос-во, в котором центральные органы гос-ной власти имеют весьма ограниченные права вмешательства в решения местных проблем и где местные органы, избираемые населением, обладают значительным объемом автономии. Указанная форма гос-ного устройства находит применение в том, что требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.). Права по управлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных админ-но-территориальных единиц. Самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. Админ-вно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает различное число ступеней. Обычно это области, провинции, губернаторства и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины как низовая единица. Во многих странах таких ступеней деления три, в некоторых существует двухзвенное админ-ное деление (Болгария, Коста-Рика и др.), в других – четырехзвенное (Колумбия, Камерун, Сенегал). В мире есть очень мелкие гос-тва, где вообще нет админ-но-территориального деления (Науру и Тувалу в Океании, Бахрейн в Персидском заливе, Мальта в Средиземном море и др.), существуют и страны, в разных частях которых административно-территориальное деление неодинаково (например, Уэльс и Шотландия в Великобритании). Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. С развитием капитализма, научно-технический прогресса, появлением глобальных эколог-ких проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных гос-в и их образований – федераций, конфедерацией, содружеств и т. д. Сложное или федеративное государственное устройство предполагает существование гос-ва (единого, но сложного), включающегося в себя другие гос-ва-члены или гос-ные. Они рассматриваются как субъекты федерации и занимают всю или почти всю территорию государства. В некоторых федерациях наряду с субъектами есть и несубъекты: федеральные территории, федеральные округа, федеральные владения и др. Несубъекты федерации имеют иной правовой статус по сравнению с субъектами. образования. В этом заключается его отличие от территориальной организации сложного (децентрализованного) унитарного государства. В федеративном государстве админ-но-территориальное деление – это деление субъектов федерации. Число федераций в мире невелико 24 – девятая часть всех гос-в, но это, как правило, крупные страны, в них проживает треть человечества. Федеративное гос-во – союзное гос-во. Гос-ные образования, входящие в состав федеративного гос-ва, могут не являться гос-ами, поскольку они не обладают суверенитетом. Им представлен лишь некоторый эквивалент суверенитета, заключающийся в более или менее широком участии в осуществлении гос-ной власти федерацией. В частности, по мнению Георга Еллинека, «правопорядок союзного гос-ва основан на конституции, которая является его собственным законом и может быть изменена только законом союзного гос-ва, но отнюдь не волей – хотя бы и всех отдельных государств, проявленной в иных, кроме установленных конституцией, формах. В пределах господства союзного гос-ва отдельные гос-тва теряют свой гос-ный характер. В этих пределах их деятельность либо совершенно прекращается и заменяется собственным управлением союзного гос-ва, либо они получают характер самоуправляющихся корпораций наподобие коммунальных союзов, поскольку осуществляют управление через посредство своих органов, согласно законам и под контролем союзного гос-ва. Гос-ная власть федерации в конечном счете исходит от власти вошедших в нее гос-тв. Это может проявляться в разных формах. С одной стороны, всегда выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти, но с другой стороны, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность. Это и их отличает от административно-территориальных образований унитарного гос-ва. В федерации существует два уровня гос-ного аппарата: федеративный и субъектов федерации. На высшем уровне федеративный характер гос-ва выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения гос-ва, всех его регионов. В федерации может существовать государственный аппарат и на местном уровне. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего гос-ного образования. В федеративном гос-тве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего им предоставляется право принятия даже собственной конституции. Принцип приоритета общефедеративного закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации. В пределах федерации действуют федеральные законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус. Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях. В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федераций. Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридическое положение гос-ных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами. Как правило, эти отношения в основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип. Выделяют федерации договорные и конституционные. Известны и две иные основные формы федерации: на основе союза и на основе автономии субъектов федерации, причем в обоих случаях важно различать их историческое происхождение, юр. статус и фактическое положение. (Чиркин) США, Швейцария, Танзания, ОАЭ возникли как федеративные гос-ва на основе союза. Другие федерации являются ими на основе автономии их субъектов. К таковым относятся Бельгия, Венесуэла, Нигерия, Индия, Австрия, Пакистан и другие гос-ва. В отечественной литературе по-прежнему делят федерации на национально-гос-ные и админ-вно-территориальные. В основе первой должны лежать национальные факторы и поэтому они имеют место в многонациональном гос-ве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы гос-ности и т. д., могут иметь место и культурные автономии. В основу админ-но-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы. Однако существующие ныне федерации (кроме Бельгии с 1993г.) построены не на национально-территориальной основе. В большинстве гос-в мира федерация рассматривается не как форма решения национального вопроса, а как форма децентрализации управления. Поэтому нигде число субъектов федерации не соответствует числу национальных групп (этого нет и в Бельгии, как не было и в прежнем Советском Союзе). Существующие в настоящее время федерации (за частным исключением упомянутой Бельгии, в которой созданы три национально-территориальные единицы и один особый район, ОАЭ и России) основаны на политической автономии в той или иной степени их субъектов, хотя в конституционных документах положения об этом встречаются редко.
  1   2   3   4

Похожие:

В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц iconВопросы на гос потгп
Действие нормативно-правовых актов (норм права) в пространстве, во времени и по кругу лиц. 
В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц iconВопросы по дисциплине «Основы права»
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь. Их действие во времени, пространстве и по кругу лиц
В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц iconПеречень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине
Источники арбитражного процессуального права. Арбитражные процессуальные нормы, их действие во времени, в пространстве и по кругу...
В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы права»
Виды нормативных правовых актов. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц
В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц icon2. Виды нормативных правовых актов действие нормативных актов во...
Право в объективном смысле – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством,...
В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц iconВопросы для подготовки к экзамену
Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц
В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц iconВопросы для подготовки к экзамену
Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени и по кругу лиц
В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц iconПримерный перечень вопросов по предмету
Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени и по кругу лиц
В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц iconЗаконодательства во времени в пространстве и по кругу лиц
Понятие, предмет и методгражданского права. Система и принципы гражданского права
В №89 Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Гражданское право»...
Понятие гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница